Речной круизный туризм. Современное состояние круизного туризма и его тенденции

На сегодняшний день известно, что использование судов для пассажирских путешествий началось примерно в XIX веке, а конкретнее в Англии в 1835 году. Именно там был организован первый вид прогулочных маршрутов от Британии к Исландии. Через некоторое время, увидев колоссальную прибыль от таких рейсов, авторы идеи решили создать судовладельческую компанию. И в 1900 году для отдыхающих было представлено судно, которое оказывало туристам свои услуги круглый год, и совершало путешествие в Англию и США.

Первоначально слово круиз расшифровывалось, как именно морской вид путешествия. Но со временем, этот бизнес растет и прогрессирует. Поэтому сегодняшние туроператоры готовы предоставить вам и круизы по водам рек, и даже в поездах.

Обычно для круизов использовали большие лайнеры, теплоходы, но в последнее время стало не редкостью встретить круизный паром, а то и небольшую парусную яхту. Правда, рассчитана она на меньшее количество людей, но компания из 10 человек с легкостью сможет тут отдохнуть. Все эти судна обязательно оборудованы всеми необходимыми благами цивилизации.

Морские круизные туры

Любая туристическая компания с уверенностью подтвердит, что большой популярностью сейчас пользуются именно морские круизы. Ведь круизный корабль совмещает в себе многие пожелания туриста, и он становится временным жителем такого себе городка на море.

Для удобства отдыхающих, на борту располагаются, как и самые необходимые удобства, в виде комфортабельно оборудованных кают, с туалетом, душем и холодильником, так и дополнительные развлечения для проживающих. Такими можно назвать и наличие нескольких ресторанов и кафе, кинотеатры, казино, библиотеки, тренажерные и спортивные залы и многое другое.

Благодаря такому туру путешественник может посетить несколько стран, при этом в перерывах между высадкой на сушу, наслаждаться отдыхом возле бассейна, нежась под лучами знойного солнца, а вечером проводить отдых в шикарном ресторане или на шумной дискотеке.

На многих сайтах туроператоров представлено разнообразие туров по Европе, из США и Австралии, а для любителей «Востока» имеются даже туры по Азии. Поэтому, обратившись в агентство, вы сможете подобрать себе именно тот отдых, о котором давно мечтали.

Речные круизные туры

Речные круизные туры имеют маршрут, следующий по рекам, озерам и прочим водным артериям, а также могут быть в одном направлении или следовать по кольцу. При этом, речной круиз можно разделить на два основных туристических направления: специальный туристический круиз по заранее спланированному маршруту, и экскурсионно-прогулочные путешествия, занимающие по времени максимум 24 часа и, зачастую, производящиеся внутри города либо недалеко за его пределы.

Такой вид туристического бизнеса очень популярный во многих европейских странах, богатых внутренними реками и каналами. Круизные компании обычно используют суда премиум и люкс класса. Лайнер такого класса в основном многопалубный, и оборудован каютами, как одноместными, так и для нескольких человек. Все каюты обязательно классифицируют по уровню комфорта и распределяются по категориям. Также на борту на протяжении всего отдыха для туристов работают кафе, фитнес центры, площадки для отдыха и даже магазины.

А во время высадки на сушу путешественникам также предоставляются экскурсионные прогулки с посещением магазинов, основной целью которых является знакомство с городами, их историей и бытом.

Особенности круизных туров

Основной особенностью круизных туров однозначно может являться сама специфика путешествия. Ведь турист практически находится в 4-5-звездочном отеле со всеми положенными услугами, с предоставлением полноценного питания и комфортабельного отдыха у бассейнов лайнера, но при этом находится в постоянном движении по водам рек или морей и посещает разные города и страны в целях ознакомления с местными достопримечательностями.

Круизные туры последнее время стали использовать не только семейные пары и молодежные компании для отдыха, но и деловые компании для проведения среди своих сотрудников семинаров или презентаций. Это поднимает боевой дух коллектива и способствует увеличению работоспособности.

Некоторым может показаться, что стоимость на такие туры слегка завышена. Но если сопоставить один такой круиз с несколькими турами по странам Европы, включая проживание, питание, посещение экскурсионных прогулок и отдых, то, в целом, цена на круизный тур будет гораздо заманчивей. Да и само путешествие по воде гораздо интереснее обычного проживания в отеле.

Круизные туры по России

Страна Россия просто в изобилии наполнена различными реками и озерами, протекающими через великие города. Поэтому тут так популярны экскурсионные туры именно на кораблях, ведь такое путешествие никак не сравнимо с путешествием на автобусе или обычным проживание в гостинице и вылазкой по достопримечательным местам.

Наиболее популярны маршруты из Москвы в Санкт-Петербург, ведь при этом посещаются достаточно большое количество памятных мест и городов. Чаще всего, при посещении иностранными туристами таких круизов, компании предоставляют более комфортабельные 4-палубные теплоходы. И российским туристам попасть на борт такого судна довольно не просто, лишь в случае нехватки мест для полного заполнения рейса. При этом обязательно акцентируется внимание на том, что публика на борту иностранного происхождения.

Для наших же, не особо разбалованных туристов, пускаются в рейс 2-3-х палубные судна, которые, для улучшения качества обслуживания и проживания, модернизировались и усовершенствовались. Такие теплоходы рассчитаны только для россиян и курсируют по многим городам России, преимущественно в ее европейской части.

Также в России совершаются круизы и по морям, есть возможность выплыть в горячие воды Черного или Азовского моря, или же посетить северные моря России. Например, тур по Белому моря, с заходом на Соловецкие острова и прогулкой по известному монастырю.

Круизный туризм

Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река море, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта.

Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы.

В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

Речные круизы Европы

Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам) принято называть речными круизами. Путешествия по рекам и озерам наиболее развиты в государствах, богатых судоходными реками. Речные круизы могут проводиться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут. Речные круизные маршруты в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские, экскурсионно-прогулочные. Транспортные маршруты обеспечивают транспортное сообщение между отдельными населенными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованному расписанию. Речные суда, эксплуатируемые на транспортных маршрутах, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные и внутригородские перевозки туристов. К транспортным маршрутам относятся также переправные и паромные линии. Туристские перевозки организуются по традиционным и специальным маршрутам продолжительностью более 24 часов. Экскурсионно-прогулочные маршруты представляют собой перевозки экскурсантов продолжительностью менее 24 часов, как правило, это внутригородские и пригородные речные маршруты.

Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе.

Западная Европа имеет довольно протяженную судоходную сеть водных путей. По ее территории протекают: Сена, Эльба, Дунай, Рейн и другие реки. Все они соединены сложной системой каналов, что дает прекрасные возможности для роста популярности речных круизных путешествий. Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рейну и его притокам (Мозель, Майн, Неккар, Везер). В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран.

Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум классу. Голландская круизная компания Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных судна класса "люкс". Уровень комфорта - это критерий из нескольких составляющих: количество и расположение мест в каюте, месторасположение каюты по длине и высоте судна, площадь и форма каюты, наличие удобств и санитарно-технических помещений, вид освещения. На борту теплоходов к услугам туристов рестораны, кафе, бары, кинозал, магазины.

Зарубежные речные круизы распространены в тех странах, где есть крупные реки и многочисленные озера, а также развита система каналов. В государствах Западной Европы популярны круизы по Днепру, Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Кроме того, для прогулок в западных странах предлагается прокат маленьких корабликов, управлять которыми может сам пассажир без какой-либо лицензии, поскольку весь инструктаж по пользованию лодкой занимает 45 мин.

Как правило, кораблики (лодки, боты) идут со скоростью не более 15 км/ч, что позволяет насладиться окружающей природой или городским пейзажем. На Африканском континенте популярны круизы по Нилу, в Южной Америке - по Амазонке, в Северной Америке - по Великим Озерам, соединенным между собой системой каналов.

На Западе спрос на речные круизы повышается с каждым годом. Особым интересом пользуются кроткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Особенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого возраста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует.

Теплоходы, выполняющие круизные программы по рекам Германии, Великобритании, Франции и Голландии, представляют собой однопалубные и двухпалубные теплоходы специальной постройки или, в некоторых случаях, переоборудованные самоходные баржи. Их особенность заключается в том, что все они имеют низкую осадку и надстройку. Это связано с тем, что большинство маршрутов пролегает по узким каналам и теплоходы вынуждены проходить под низкими створами мостов и по мелководным рекам. Соответственно вместимость таких судов очень маленькая. Однако владельцы теплоходов стараются как можно комфортнее и уютнее оформить свое судно, снабдить его самым необходимым. Среди них присутствуют как однозвездочные суда, так и комфортабельные теплоходы класса «люкс».

На судах, выполняющих круизы по рекам Европы, судовладельцы стараются увеличить площадь ресторанов, так как из-за недостатка места на некоторых туристских теплоходах приходится обедать и ужинать в две смены. Это зачастую вызывает неудовольствие туристов, так как первая смена чувствует себя ограниченной во времени, а второй приходится долго ждать. Руководители круизов на данный момент решили этот вопрос путем периодического изменения смен через несколько дней.

Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена. Но, тем не менее, этот продукт очень хорошо продвигается на европейском туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы.

Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т. д.

Продажа речного круиза идет напрямую, когда фирмы-судовладельцы или фирмы-арендаторы реализуют турпродукт через собственную контору либо продают его через сеть специализированных агентств, в том числе через фирмы, организующие туры и автобусные поездки.

Морские круизы признаются самым разнообразным, самым комфортным видом путешествия. Морской круиз - уникальное сочетание покоя с разнообразными впечатлениями и развлечениями. Круизными компаниями предлагается более чем 5000 программ. Отличительная черта всех программ – свобода выбора, безопасность, высокое качество сервиса. Сервис высочайшего уровня является важнейшим приоритетом круизных компаний.

Очень важным преимуществом круизного отдыха является его «внесезонность». Весной и летом традиционными маршрутами являются Великолепное Средиземноморье и столицы Западной Европы, Скандинавия и Норвежские Фьорды, Аляска. Осенью, в разгар "бархатного сезона", очень популярны круизы Средиземноморье-Атлантика. Поздней осенью и зимой лайнеры направляются к берегам Южной Америки, Юго-Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию, Панамский канал, Мексиканскую Ривьеру. Круизы по Карибскому бассейну, Французской Полинезии проводятся круизными компаниями регулярно, круглый год.

По географии активной круизной деятельности выделяются Карибский бассейн (Мексиканский залив, Карибское море и Панамский канал), бассейн Средиземного моря (старейший круизный район мира), круизы вокруг Скандинавии с заходом в глубокие норвежские фьорды, круизы вокруг Европы с посещением столичных городов, круизы в Балтийском море, продолжительные круизы из Северной Америки вокруг мыса Доброй Надежды в Индийский океан и далее в Юго-Восточную Азию и Австралию, круизы в Океании и Австралии. Из крупных портовых центров, где развито круизное дело, выделяются Майами (США), Акапулько (Мексика), Генуя (Италия), Сингапур, Дубай (ОАЭ), Ванкувер (Канада), Гонолулу (Гавайские острова, США).

Появились круизные маршруты в высоких широтах. Так на Аляске обслуживают до 400 тыс. круизных туристов в год. Наиболее экзотичными являются круизы в Арктике и Антарктике. На атомоходах «Россия» и «Ямал» из Мурманска регулярно осуществляется туристический маршрут к Северному полюсу. Маршрут проходит из Мурманска через Землю Франца Иосифа, на Северный полюс и далее возвращается с остановкой на северной и южной оконечности островов Северная Земля - обратно в Мурманск. На Северном полюсе туристам организуется дневная стоянка и широкий ассортимент развлечений, вплоть до купания в полынье. Несмотря на стоимость от 15 тыс. долл. и выше, спрос на круиз очень высок. Популярны круизы к ледникам Гренландии и Исландии. В Антарктике туристы с круизных лайнеров на вертолете или катере посещают побережье Антарктиды. Для подобных круизов используются российские научно-исследовательские суда («Академик Иоффе»). Во время круизов осуществляют спуски на большие глубины в специальных аппаратах. Наиболее известный пример этого - осмотр туристами затонувшего «Титаника».

Одна из самых крупных организаторов круизных маршрутов - корпорация Carnival Corp. Корпорация предлагает на рынке около 20 тыс. мест на круизных судах. Лишь незначительно отстает корпорация Royal Carribean, владеющая 19 тыс. мест на круизных судах на 550 круизных маршрутах. Royal Carribean работает на туристском рынке более 25 лет. Она располагает собственным флотом из 9 круизных океанских лайнеров высшего класса. Имеет в Карибском море собственный остров, предназначенный для отдыха участников круизных туров.

Ведущими странами круизного туризма являются США, Великобритания, Норвегия, Италия, Франция. Основными потребителями круизов являются американцы, причем наибольший объем круизов приходится на Карибский бассейн (55 %) и значительно меньше на Средиземноморский (10 %).

Россия располагает возможностями для развития круизного туризма. В бывшем Советском Союзе главным круизным портом страны была Одесса. У россиян и сейчас очень популярны маршруты из Одессы. Основная база круизного флота России ныне - Новороссийск. Наиболее освоено российскими и украинскими круизными маршрутами Средиземное море с заходами в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля (Хайфа), Италии, Испании. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морям, начинающиеся из Санкт-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен традиционный морской круиз вокруг Европы (Одесса - Санкт-Петербург), позволяющий за одну поездку повидать практически все ведущие страны Старого Света. Но высокая комфортабельность круизного отдыха делает его дорогим и поэтому малодоступным для россиян.

Россия имеет неплохой круизный флот, но в настоящее время он преимущественно фрахтуется иностранными кампаниями. Также круизный туризм должен быть обеспечен качественным портовым хозяйством. Низкий уровень портового хозяйства и сервиса ограничивает посещение иностранными туристскими лайнерами российских портов.

Речные круизы, в отличие от морских, менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор. Наибольшее развитие речные круизы получили в Европе, где имеется протяженная судоходная сеть водных путей. Наиболее популярные маршруты речных круизов проходят по Сене, Эльбе, Дунаю (через семь стран), Рейну (и его притокам). Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее следуют Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Австрия.

Популярны среди населения и иностранных туристов круизные маршруты по рекам России. Путешествия по Волге стали популярны у туристов еще в ХIX в. В советское время система каналов соединила Волгу через реки Нева и Дон и озера Ладожское и Онежское с пятью морями (Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное). Многочисленные маршруты по этой крупнейшей водной системе сделали Советский Союз одним из лидеров речного круизного туризма мира. Сейчас в России идет возрождение речных круизных путешествий. Кроме Волги привлекательны путешествия по сибирским рекам особенно по Енисею. В последнее время возрос интерес у иностранных туристов к Амуру.

За пределами Европы популярные речные круизные маршруты проложены по Нилу (Египет), Янцзы (Китай), реке Святого Лаврентия, Миссисипи (США), Амазонке (Бразилия).

В данном разделе мы поговорим о морском и речном транспорте. Но для начала давайте дадим определение понятию транспорт. Транспорт (от лат. trans -- «через» и portare -- «нести») -- совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Морской и речной транспорт всегда был важной областью народного хозяйства. Эти виды транспорта не только выполняли задачи по своевременному обеспечению иных отраслей хозяйства необходимыми товарами, продукцией и т. п, но и всегда были прибыльными, поскольку вносили в государственный бюджет не только национальную, но и заграничную валюту. Эффективность деятельности этой области экономики в значительной мере зависит от уровня управления ею. Поэтому в зависимости от состояния экономики и политической ситуации управление вышеуказанными отраслями транспорта всегда было достаточно динамичным [Волков Ю.Ф., 2003, c.157].

Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе России (о его значении говорит тот факт, что протяженность морских границ России - 44 300 км (общая протяженность - 58 600 км)). Oн по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути - практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика. В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

Сегодня в мире морской транспорт переживает счастливый период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США, Великобритании и Германии. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и в других странах.

По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association (CLIA). Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане. За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель, где царит атмосфера развлечений и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в три, пять раз ниже общемировых, благодаря более низкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция наотечественном круизном рынке существует только между «своими» турфирмами и почти отсутствует с иностранными.

Теперь поговорим о речном транспорте и речных круизах. Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в Европейской части России), либо в слабо освоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-восток страны).

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым - судоходность.[Осипова О.Я., 2006, с.85]

Сегодня речной транспорт переживает счастливый период. Вырос круизный флот, разрабатываются все новые и новые маршруты.

Что касается речного транспорта, то в отличие от морского, речной менее подвержен влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

На речном транспорте различают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма - регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая - это такая форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения. Это бывает, как правило, на малых реках или там, где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу.

В последнее время приобрели огромную популярность речные круизы.

Они разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы и т.д. Спрос на речные круизы повышается с каждым годом. Особым интересом пользуются кроткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Особенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого возраста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует. [Биржаков М.Б.,2003, с.115]

И так, вывод можно сделать такой, что у круизов есть свои недостатки и достоинства. Например, высокий уровень комфорта и возможность совместить различные виды туризма - это, несомненно "большой плюс", а "минусом" здесь является: высокая стоимость круиза, низкая скорость передвижения и у некоторых людей "морская болезнь".

Основными потребителями на рынке морских и речных круизов являются люди с высоким уровнем дохода, по возрасту от 40 лет и чаще всего, путешествующие с семьей.

В отличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

2.7.1. История развития круизного туризма

2.7.2. Классификация морских круизов

2.7.3. География круизного туризма

Круиз представляет собой туристскую поездку на борту специального пассажирского судна. Первоначально под круизом понимали морское путешествие на одном и том же судне по замкнутому маршруту с остановками в портах представляющих интерес, иногда с кратковременными радиальными экскурсиями во внутренние районы. Позже к категории круизов стали относить и путешествия по рекам.

2.7.1. История развития круизного туризма

Круизные путешествия появились в 50‑е гг. ХХ в. Но отдых в морских путешествиях был известен еще в Древнем Мире. Восточное Средиземноморье, изобилующее многочисленными островами и удобными бухтами для защиты ненадежных судов, представляло идеальное место для отдыха на воде. Эпоха великих географических открытий (XV‑XVI вв.) сделала привлекательными плавания в дальние страны. Богатые люди в поисках приключений и для отдыха снимали каюты судов, отправляющихся в дальние экспедиции, а иногда даже снаряжали в далекие страны и собственные корабли. ВXIX в. совершенствование морских судов, повышение безопасности плавания приводят к росту популярности морских путешествий. В это время, несмотря на появление пароходов, для круизов нередко использовались "чайные» клиперы. Эти самые быстроходные парусные суда курсировали на линиях из Китая, Индии и Австралии, перевозя чай и шерсть. Продолжительность таких рейсов составляла 100 и более суток. Между однотипными клиперами организовывались соревнования на скорость.

Активное развитие круизов происходит с середины XIX в. в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии, здесь в 1835 г. были организованы регулярные прогулочные рейсы в Ирландию. В это время появляются специализированные круизные компании. Большую роль в организации первых круизных путешествий сыграл Томас Кук: из Англии в Америку через Атлантический океан, из Англии - в Черное море, по Средиземноморью, кругосветные путешествия. КонецXIX в. знаменуется быстрым прогрессом в области морского судоходства, обусловленным появлением пароходов и потребностью в массовых перевозках мигрантов из Европы в Америку. Конкурентная борьба заставляет судовладельцев строить все более крупные и быстроходные лайнеры: «Лузитания», «Титаник», «Олимпик», «Император», «Фатерланд», «Куин Мэри». Эти гигантские суда использовались для перевозки в Америку на нижних палубах бедных людей и одновременно - для круизных путешествий на верхней палубе обеспеченных особ. Круизный туризм в концеXIX- началеXX вв. стали модным и быстро развивающимся видом туризма. Но круизные маршруты были дороги и поэтому привлекали лишь состоятельные слои населения.

Трагические события начала ХХ в. привели к спаду в развитии круизов и судостроения: катастрофа «Титаника» при столкновении с айсбергом, гибель парохода «Лузитания» с туристами на борту, обстрелянной немецкой подводной лодкой в начале Первой мировой войны.

Истинный расцвет круизного туризма приходится на 70‑е годы ХХ в. В это время в США была реализована идея круизных путешествий, насыщенных развлечениями, относительно недорогих, ориентированных на средний класс. Стали строиться однотипные круизные суда, что упростило их эксплуатацию. Совершенствовалась технология наземного обслуживания, создавались портовые терминалы с высокой пропускной способностью.

Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые маршруты. Крупнейшие круизные лайнеры вмещают до 3000 туристов. Общий объем кают достиг 255 тыс. (прирост в 2000 г. 10,1 %). Большинством судов владеют крупные круизные компании. Например, компании Carnival Cruise Line принадлежит 11 круизных судов,Holland America Lain (8 круизных судов),Windstars Cruises (3 круизных судна). Современные круизные лайнеры обеспечивают комфортабельное проживание, качественное питание, организованный досуг. Они оборудованы бассейнами, спортплощадками, полем для гольфа, ресторанами, кинозалами, музыкальными салонами, помещениями для дискотек, вертолетными площадками и другими помещениями и сооружениями для разнообразного и комфортабельного отдыха. Крупные круизные лайнеры - дорогостоящие суда, средняя стоимость лайнера доходит до 90 млн долл. Самое дорогое судноQeen Odyssey - 235 млн долларов. В настоящее время самым большим пассажирским судном являетсяVoyager of the Seas , принадлежащее круизной компанииRoyal Caribbean . Его длина составляет 310 метров, водоизмещение 144 тыс. тонн.

В настоящее время не теряют своей привлекательности как круизные пассажирские суда парусники. В непродолжительных круизах для морских путешествий используются большие и малые яхты.

Круизный туризм превратился в один из самых динамичных секторов индустрии путешествий. В 2000 г. круизные поездки совершили 12 млн туристов, что на 12,6 % больше чем в 1999 г. (для сравнения прирост численности туристов в мире составил 7,4 %). Подавляющую часть круизных туристов дает Северная Америка, преимущественно США - 61 %. Доля Европы упала до 22 %, на все остальные регионы приходится всего 17 %. Один из молодых и быстро растущих рынков круизного туризма - Япония и другие страны АТР.

Похожие публикации