Туристические маршруты по южному уралу. Поездка на машине по Южному Уралу: отзыв и фотографии

Древнее городище Аркаим - поистине уникальный в своем роде археологический и культурный памятник. Он расположен в Брединском районе Челябинской области, на высоком мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка, и относится, по предположениям ученых, к эпохе средней бронзы рубежа III-II тыс. до н. э. Он хранит в себе немало загадок и тайн. Удивительны не только Возникновение города Ухта связано с разработкой нефтяного месторождения. Первые попытки добычи и переработки местной нефти были предприняты в середине ХVIII века Ф. Прядуновым, но особого успеха достигнуто не было: предприниматель разорился, а построенный на реке Ухте небольшой завод перестал действовать. В 1914 году на месте нынешнего города возник нефтяной промысел Культура башкир IX -X вв. полно представлена богатыми материалами курганов. Известны и городища-крепости. Многие из них, несомненно, существовали в ранге средневековых городов и какие-то из них были известны Мдриси и его предшественникам. Будущие исследования позволяют уточнить этот пока неясный вопрос. Территориально все эти памятники покрывают весь Южный Урал (Башкортостан История города Невьянска крайне интересна. Основан он был еще в 1701 году, то есть, за 2 года до Санкт-Петербурга или Липецка, и стал первым в мире, как бы мы сказали сейчас, моногородом. По сути, сначала был основан металлургический завод и вокруг него постепенно разрастался город. Петром в управление город был передан Никите Антуфьеву (более известному по фамилии Демидов), Уфа - город России, столица Башкортостана. Уфа расположена в Предуралье, в долине реки Белая (приток реки Кама), при впадении в нее рек Уфа и Дема, в 1519 км к востоку от Москвы. Население города составляет около 1,023,001 человек в границах муниципального образования. Это один из двенадцати крупнейших городов РФ Урал – это уникальный географический регион, по которому проходит граница двух частей света – Европы и Азии. На этой границе на протяжении более двух тысяч километров установлены несколько десятков памятников и памятных знаков. В основе региона – Уральская горная система. Уральские горы вытянулись более чем на 2500 км – от холодных вод Северного Ледовитого океана до пустынь Казахстана


Гора Народная (ударение на первый слог) – самая высшая точка Уральских гор. Гора высотой почти две тысячи метров над уровнем моря находится в труднодоступном районе на Приполярном Урале. История с происхождением названия этой ключевой уральской достопримечательности – не из простых Аркаим – одно из поселений «Страны городов», осколок древнейших цивилизаций человечества, открытой на юге Челябинской области совсем недавно - в 1987 году. Подобные открытия мирового значения случаются очень редко, раз в столетие. При раскопках было обнаружено поселение, состоящее из Чусовая – красивейшая река Урала с удивительной историей и сотнями достопримечательностей. Своей красотой и уникальностью она широко известна не только в России, но и за ее пределами. Ежегодно красотами Чусовой любуются многие тысячи любителей уральской природы. Это единственная в мире река Река Сылва – самый крупный приток реки Чусовой. Сылва хороша транспортной доступностью, чистой водой и отсутствием каких-либо опасностей для начинающих и малоподготовленных туристов. Название реки произошло от коми-пермяцких слов «сыл» - талая Река Сосьва – одна из самых длинных рек Свердловской области (шестая по протяженности), в верхнем течении она очень красива. По берегам Сосьвы много великолепных скал. Сосьва течет на севере Свердловской области, в районе городов Североуральск и Серов Серга - популярная среди туристов-водников сплавная река. Длина реки небольшая – 113 километров. Течет по территории Нижнесергинского района, а за Михайловском впадает в реку Уфу Река Инзер течет в Республике Башкортостан, берет начало от слияния рек Большой и Малый Инзер около одноименного поселка Инзер. Длина реки – 307 километров. Инзер – приток реки Сим. Река течет по красивой гористой местности, поросшей лесом. Красота и легкодоступность делают реку очень Верхотурье называют духовной столицей Урала. Действительно, такой плотности церквей и монастырей на тысячу жителей нет более нигде в нашем крае. А проживает здесь всего-то 7,5 тысяч человек. Это излюбленный паломнический маршрут. Верхотурье возникло Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), более известный как Уралмаш, был построен в 1929-33 годах. Его называли "завод заводов" - тут делались прокатные станы, блюминги, гидравлические прессы, доменные печи, корпуса шахт Столица Ханты-Мансийского автономного округа (или, как еще принято называть, Югры) славится многочисленными достопримечательностями, отличной инфраструктурой и прекрасной экологией. Ханты-Мансийск в последние годы стал больше похож Не важно, собрались ли вы в командировку, в гости к родственникам или просто попутешествовать, достопримечательности Нижневартовска при планировании визита в этот город должны быть вами изучены, чтобы вы могли их осмотреть. Несмотря на то что упомянутый населенный пункт является На 40-ом км сворачиваемся направо. На нашем направление, куда мы поедим, дорога бездорожное: каменистое, болотистое, калейистое, калдобистое. Как сворачиваемым, тут же слышим запах кислого в машине. Значить что то в машине пролили. Останавливаюсь, смотреть Соль-Илецк находится в 71 км. от г. Оренбург. Маршрутки ходят от ж/д вокзала и от центрального рынка (остановка напротив гор.больницы – начало ул. Терешковой) каждые полчаса – сорок минут. Дорога занимает примерно час-час двадцать Девственный лес Коми находится на севере Уральских гор. Его площадь составляет 32800 квадратных километров, это крупнейший лес в Европе, нетронутый деятельностью человека, сохраняющий свой первобытный Существуют шаманы. К ним обращаются люди со своими проблемами, болезнями. А иконы имеются лишь у тех ненцев, которые часто общаются с русскими, с зырянами. Ещё мне рассказали, что приходят в тундру баптисты и обращают Эта история, «от ужаса леденящая кровь и поднимающая волосы на голове», произошла в окрестностях горного хребта Таганай - самого популярного района Южного Урала. Таганай, как и многие другие часто посещаемые туристами места, «оброс» легендами, сказками, загадками, историями выдуманными и не очень В каждом из болванов можно найти множество человекоподобных профилей, как будто они впитали в себя образы всех людей, которые поднимались на плато. Каменный же город вызывает более спокойные эмоции. Там чувствуешь себя как за каменной стеной, защищающей тебя от ветра, который тут всегда дует Это теперь в национальный парк паломничество, для людей и машин сплошные удобства: почищенные дорога и поляна вокруг фонтана, беседки, навесы. А пять лет назад четверо смелых путешественников тропили лыжню через нетронутые сугробы, пробиваясь к заветной цели - гигантской сосульке-фонтану Поселок Пороги находится в Саткинском районе Челябинской области и знаменит, прежде всего, гидроэлектростанцией. Она была пущена в 1910 году и в настоящее время считается старейшей гидроэлектростанцией России, действующей непрерывно. Ранее в Порогах действовал ферросплавный завод, для нужд которого На Таганай едут в любое время года толпами и в одиночку, семьями и парами. Очевидцы (нередко, правда, склонные к большим преувеличениям) клянутся, что в разгар сезона на тропах Таганая примерно так же, как в час пик на Невском, -- не протолкнуться. Мы же отправились туда в июне (накануне популярного в этих краях Ильменского фестиваля), вероятно

Столбы выветривания – причудливый результат тысячелетней работы ветра, дождя и снега. Эти гигантские каменные истуканы расположились на горе Маньпупунёр, на территории Троицко-Печерского района Республики Коми. Около 200 миллионов лет назад здесь были В горной Башкирии ныне всего один город - Белорецк (68 тыс. жителей), стоящий в 4-5 часах пути от Уфы и в 1,5-2 - от Магнитогорска. К последнему он ближе по духу: главное предприятие города - металлургический комбинат. Собственно, Белорецк - это такой филиал
1 - 30 из 36
Начало | Пред. | 1 |

⇐ Предыдущая часть | ⇒

В заключительной части рассказа о поездке на Урал я подведу бухгалтерские итоги, расскажу во сколько может обойтись подобная недельная поездка на машине в погоне за пельменями. Опишу наш автомобильный быт и покажу сам автомобиль, куда мы на нем заезжали и зачем. Как застряли в Магнитогорске. Как дороги Владимирской области забрали у нас одно колесо. Как сломали Tilt-Shift объектив. Что такое башкирский буфет «Гузель» и многое другое.

По традиции, мы изменили наш маршрут уже во время поездки. Решили не ехать через север. По словам читателей, дорога там намного хуже, чем M-7. Итоговая карта передвижения:

1. Мы выехали в пять часов вечера и в полночь уже пили чай в Нижнем Новгороде вместе с знаменитым Лехой Лифановым lifanov_l_bpyc . Дело происходило в лаунж-баре «Bar Mesto». Там было вкусно и недешево, что не особо ложилось в нашу концепцию дешевых путешествий и питания в придорожных кафе. Заранее скажу, что это уже вторая концепция, которая рухнула вслед за первой - безалкогольной. Об этом ниже.

Федеральная трасса «Волга» М-7 от Москвы до Уфы скучна и волниста. Самый плохой участок дороги находится в Чувашии перед Чебоксарами. Удивительно, как дорога с федеральным значением может иметь такое убитое покрытие. По дороге туда (то есть в сторону Урала) было еще сносно, но одновременно невыносимо - сразу после Нижнего ввалил такой сильный снег, что четыре сотни километров до Казани мы ехали всю ночь. Видимость была нулевая, трафик тоже, куда ехать - не понятно. Зато снегом выровняло все колдобины и ямы. К тому времени, когда мы ехали обратно все растаяло, разжижилось и поползло. Я очень переживал за целостность дисков, но до Владимирской области они доехали благополучно.

Типичные пейзажи из окна:

2. От МКАДа до ЧКАДа проехали ровно 1790 километров. Ехали без ночевки около 30 часов.

3. Перед поездкой нас пугали башкирскими гаишниками, а вот про придорожные кафе ничего не говорили. Оказавшись в Башкортостане, мы сразу напряглись и включили двойной контроль дорожных знаков. Перед ответственным перегоном было решено отзавтракать в буфете «Гузель». Ощущения, как после бани прыгнуть в ледяное озеро, так после «Bar Mesto» позавтракать у Гузели. Помыть руки в туалете - 10 рублей с человека. Туалет - отдельностоящая постройка, закрываемая на ключ, который выдается на кассе. Курить в постройке запрещено, курение платное - 100 рублей. Еда так себе. «Из-за стола орать - это еще не заказ» - ответили мне на вопрос о готовности мант.

4. Ближе к Уралу пейзажи становились все живописнее и холмистее.

5. В Башкортостане порадовала забавная особенность расстановки дорожных знаков. Знаки обгон запрещен стоят исправно, а знаки отмены запрета куда-то все исчезли. Разметки тоже нет. И вот бывало ползешь себе 70 км/ч за грузовичком, дорога прямая, широкая и с ямами. А обогнать страшно - права жалко.

6. Дорога от Уфы до Челябинска хоть и идет через горы, но она не такая интересная, как дорога через Магнитогорск. Хотя, в обоих случаях мы так и не сделали ни одного кадра - виды вроде бы красивые, да снимать нечего.

7. Настоящая красота началась на производствах Урала. Именно промышленные виды, заводы и фабрики, были целью нашей поездки. За пять дней на Урале мы успели многое: посетить пять крупных производств черной и цветной металлургии, залезть на десяток челябинских крыш, накатать две тысячи километров между уральскими городами (логистика передвижения подкачала) и застрять на трамвайных путях в Магнитогорске.

В этот раз нам достался просторный и большой (по сравнению с предыдущей поездкой) автомобиль Chevrolet Orlando LTZ (максимальной комплектации).

2.0D Turbo, дизельный, 163 л.с. (120,0 кВт)
Автоматическая 6-ступенчатая коробка передач
Комплектация LTZ

9. На часть производств мы заезжали прямо на автомобиле и катались между грузовиков и бульдозеров. Особенно нарядная территория оказалась в Первоуральском новотрубном заводе и на Высоте 239. Там можно хоть свадьбы снимать. Стопроцентный арт.

10. Карабашмедь.

11. Добрые люди из руководства одного из металлургических комбинатов подарили нам большой том русской литературы. Внутри тома аккуратно лежала бутылка водки. После ледяных ночей служила средством профилактики ОРЗ. У нас же безалкогольный трип.

12. Открытием всей поездки стал, конечно, Магнитогорск. В него ведет идеальная дорога от Челябинска, которой позавидует вся Чувашия. По пути температура за бортом опускалась до -40º, на небе светила луна, а встречные машины встречались раз в час. Въехав в Магнитогорск, погода резко изменилась - потеплело сразу на 15º и пошел мелкий снег. Потом мы разобрались, что въехали в магнитогорские облака меткомбината. Город выглядел примерно так:

13. Магнитогорск - один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, в морозные дни наполовину скрытый в облаках собственного производства. Мы заселились в неплохом отеле Корона на Комсомольской улице и в два часа ночи решили посмотреть город. В фойе вместе с охранником сидел его подвыпивший друг:
- Доброй ночи. Есть ли в городе смотровые площадки, откуда открывается хороший вид? - обратился я к компании.
- Е-е-есть, на том берегу. - протянул друг.
- На карте покажите? Мы бы туда сейчас прогулялись.
- Сейчас? Вы с ума сошли? Там же эти, заводские. Ну они все это, того, типа.
- Мы на машине.
- А-а-а, на машине, тогда другое дело. Мы думали вы так...

Со смотровой площадки открылась лишь часть Магнитогорска.

Часа в четыре ночи случилась забавная ситуация. Я решил развернуться через трамвайные пути - они были в один уровень с дорогой с накатанным снегом. Под снегом асфальт, прямо как у нас в Москве, подумал я, и развернулся. Мы сделали несколько фотографий и решили ехать в отель. Я начал еще раз разворачиваться и сел между рельсами. Оказалось, что никакого асфальта между путями нет, только снег. Коля толкал меня, толкал, да не вытолкал. Сели намертво, брюхом на рельсы.

Ночь с субботы на воскресение, на улице -36 градусов. Словно дракон пыхтит и рычит металлургический комбинат. В облаках пара и дыма со звуком пролетающего сверхзвукового истребителя извергается гигантский вулкан синего цвета. Потом гаснет, и вот уже в другой стороне вспыхивает яркое зарево - сливают шлак. На дороге никого, кроме белого Chevrolet Orlando поперек трамвайных путей. Утешало одно - солярки должно было хватить до утра, когда поедет первый трамвай с металлургами.

Вдруг остановилась крохотная легковушка. Открылось запотевшее окно водителя.
- Че, застряли?
- Да, а у вас трос есть?
- Троса нет, мы в аэропорт опаздываем.
- Ну может попробуем толкнуть быстро?
- Быстро только. - и откуда-то из машинки вышло целых пять человек!

Вшестером вытолкаем, подумал я! Но машина даже не сдвинулась с места. Ребята испачкались, пожелали нам успехов при встрече с утренними металлургами и уехали в аэропорт. С другой стороны остановился какой-то охранник на Ниве, но тоже без троса. Пришлось найти трос в нашей машине. Оказалось, что в аварийном наборе было все, даже жилетка с перчатками. Стали тянуть. Нива натужно ревела и глохла. Воняло сцеплением. В какой-то момент сложилось впечатление, что ВАЗ сейчас умрет, но все же отечественный автопром смог вернуть нас на дорогу. Я отблагодарил водителя и пообещал себе больше не разворачиваться через трамвайные пути в Магнитогорске.

14. Утром картина особенно не изменилась, поэтому мы проспали завтрак.

16. Вид из Европы в Азию. Город расположен на восточном склоне Южного Урала, на реке Урал (правый берег в Европе, левый - в Азии).

17. Хитрая штуковина в стиле диспетчерской вышки. Одна из немногих конструкций комбината, которую видно в облаках.

18. Было очень грустно уезжать из Магнитогорска. Город нам понравился. «Первый социалистический город на Урале» требовал к себе больше внимания, но дела в Москве не могли ждать. До дома оставалось 1600 километров пути.

19. Теперь несколько слов про Chevrolet Orlando. Несмотря на хороший передний обзор, снимать через лобовое стекло, увы, не получалось. Картинка плыла как при съемке через иллюминатор самолета.

20. В этот раз все наши вещи замечательно поместились в багажнике, даже челябинскому венику нашлось место. А бумбокс сломался и опять не поехал. Стоит отметить, что с каждой поездкой мы берем с собой все меньше и меньше ненужных вещей. Например, на Байкал, мы уже не стали брать два красных ведра.

Непростительным попустительством был то факт, что сверху на всю эту кучу добра мы клали свои фотоаппараты. Ночью, при разгрузке у отеля Магнитогорска одна из камер (Canon Mark III) вывалился и упал вниз Tilt-Shift объективом. Сломался фиксатор одной из подвижек. Воскресение официально было объявлено днем траура.

21. Вообще, Orlando - это 7-местный автомобиль. Задние сидения складываются, образуя ровный пол и довольно объемный багажник, но c высоким уровнем погрузки. Если сложить средний ряд, отодвинуть передние сидения и подложить что-то под голову, то можно спокойно двоим переночевать d машине (только при этом куда-то переложить все вещи).

22. Тот же ракурс, только сбоку.

23. Если использовать задние два кресла, то объем багажника сокращается до размеров бардачка. То есть в городе на автомобиле могут комфортно передвигаться 7 человек, а вот на дальняк - вариант сомнительный. Нужно как минимум ставить багажник на крышу.

24. Панель приборов не сильно отличается от Chevrolet Cruze. Все тот же стиль «трансформеров», похожие материалы отделки. В целом все удобно и уже привычно. Главное, что есть крутилка для регулировки громкости)

Я был очень рад, что нам достался дизельный автомобиль. Турбированный мотор мощностью 163 л/с с легкостью разгонял наш автобус в моменты обгона. С динамикой разгона проблем никаких не было. Ехать с таким мотором - одно удовольствие.

До Нижнего Новгорода дорога была ровная и без снега. Средний расход с учетом вечной пробки в Балашихе составил 6 литров на 100 км. В чувашскую метель и бездорожье расход увеличился до 6,6 литров. На всю поездку с остановками, съемками и Магнитогорском расход увеличился до 7,3.

25. Насколько я понимаю, платформа для этой машины досталась от Chevrolet Cruze, с некоторыми доработками корейских инженеров. Внешне машина похожа на кроссовер, но это впечатление обманчиво. Обзорность лучше, чем в у Cruze, выше посадка водителя, но дорожный просвет остался прежним. При этом работа подвески мне не понравилась. Даже на небольших колдобинах и выбоинах автомобиль с шумом встряхивался, звеня нашим безценным добром в багажнике. Плавность и мягкость хода у Chevrolet Cruze явно лучше. Может из-за того, что масса кузова меньше чем у Orlando, может в Южной Корее дороги ровнее, может потому что нам достался автомобиль с низкопрофильной резиной R18.

26. В центральной панели управления есть тайник. Мы даже успели позвонить в GM и возмутиться - современный автомобиль, а usb и aux выхода нет! Оказалось, что все спрятано в тайнике. Но опять же не предусмотрен вариант, чтобы можно было закрыть крышку, не убирая, например, провод с телефоном. Опытным путем мы выяснили, что если захлопывать крышку с силой, то проводок жалобно перегибается, но работать продолжает.

27. Подбираясь на обратном пути к Владимиру, на Яндексе была замечена десятикилометровая пробка. Стоять в ней решительно не хотелось, и мы двинули в объезд. Может по времени мы и не проиграли, но литой 18-дюймовый диск владимирская земля у нас забрала.

28. Не мы одни оказались такими умными и поехали в объезд. Вместе с сотней грузовиков и легковушек мы ползли по узкой и петляющей объездной дороге со скоростью не больше 40 км/ч. К таким высоким скоростям и такому трафику местный асфальт был явно не готов, поэтому весь развалился на куски. В одну из воронок угодили и мы, после чего в салон проник печальный звук спускаемого колеса.

29. У меня богатый опыт замены колес в самых мерзких условиях, но я не разу не пользовался «внешней» запаской, да еще во Владимирской области. Мысль о том, что сейчас нужно будет лезть в грязь под автомобиль и что-то там откручивать настроение не поднимала. После внимательного изучения системы крепления запасного колеса стало ясно, что ничего не ясно. Позвонили в GM. Оказалось все намного проще, чем мы думали - крепление колеса ослабляется специальным ключом прямо из багажника - под полом есть небольшой отсек для мелочевки, там же и болты крепления запасного колеса. Первый раз я столкнулся с такой системой. Может быть хрупкая девушка в одиночестве и не справится с заменой колеса, но взрослому мужику это точно по силам.

В очередной раз пригодились Колины суперфонарики. Мы встали в неудачном месте, прямо на повороте и заняли целую полосу. На обочине в грязевой жиже я бы не смог воспользоваться домкратом. Дополнительная подсветка треугольника делала свое дело. Водители притормаживали за сто метров до нашего автомобиля и медленно объезжали нас по встречке.

30. На замену колеса ушло полчаса. Когда мы собирались уезжать, в яму попал еще один гражданин. Также минус один диск и шина. Мы вернулись к коварной яме и поставили в нее набитую снегом бутылку от воды.

31. Привет дорожным службам Владимирской области!

32. Конец истории про вторую поездку по России.

Итоги путешествия.

График:
17 февраля. Старт вечером из Москвы. Поздний ужин в Нижнем Новгороде.
18 февраля. Без ночевок перегон до Челябинска. Завтрак у Гузели. Ближе к ночи заселение в гостинице Малахит в Челябинске.
19 февраля. Съемки города с крыш, отдых, еда.
20 февраля. Съемки города с крыш, съемки Челябинского металлургического комбината и Михеевского ГОКа.
21 февраля. Съемки города с крыш, съемки Высоты 239 и Карабашмеди.
22 февраля. Переезд в Первоуральск, съемки Первоуральского Новотрубного завода, перегон в Магнитогорск.
23 февраля. Ночные и дневные съемки в Магнитогорске. Выезд в Москву. Ужин в Уфе.
24 февраля. Ночевка в Казани, замена колеса под Владимиром и прибытие в Москву.

В машине мы провели 77 часов.

От МКАДа до МКАДа проехали красивые 5555 километров (на самом деле 5556, но я округлил).
Средний расход топлива составил 7,3 литра на 100 км.

Расходы в рублях:
12 990 - это чуть больше 400 литров солярки.
15 966 - продукты и питание в поездке. В этот раз мы питались как короли (кроме буфета Гузели, конечно). Самые дорогие пиры были в Екатеринбурге (счет 4 400), в Нижнем Новгороде (2 500 рублей) и ужин в Уфе (1 500 рублей).
2 466 - продукты, купленные в Москве.
23 200 - четыре ночи в Челябинске в гостинице Малахит. 5 800 рублей за номер, плюс завтраки.
3 900 - 4х местный номер в Магнитогорске, гостиница Корона.
1 650 - номер в дорожном отеле в Казани, название не помню.
3 765 - прочие расходы (канистра, которая опять не понадобилась, два раза мойка автомобиля, такси, благодарность водителю Нивы)
1 000 - штраф Коле за сон на заднем сидении в непристегнутом состоянии.
2 рубля - два кусочка сахара в кафе Казани.

Итого 64 939 на всех или 21 646 рублей на одного человека.

Вот и все. Спасибо за внимание!

На сегодняшний день, мы уже вернулись из мартовского путешествия по Байкалу и полуострову Ольхон. Три поездки позади. На следующей неделе смотрите фотографии льда и невероятной красоты Байкала. А этот пост я пишу в самолете Москва-Красноярск. Лечу к оленеводам на праздник.

Почему мне нравятся путешествия по Уралу

Среди моих знакомых много людей, которые предпочитают отдыхать далеко от родных мест - в Турции, Египте, в Европе... Там, куда едут все. Вероятно, они считают, что все интересное можно увидеть только в далеких краях и странах. Туристы летят и едут за тысячи километров, тратят большие деньги, в то время как у них под боком, в нескольких часах пути, масса замечательных возможностей для отдыха, причем значительно дешевле, а главное - это свое, родное. Конечно, в мире очень много красивых, интересных и экзотических мест, в которых хочется побывать. Но мне кажется, что непременно нужно знать и любить свой край, тем более что любой иностранец скажет Вам - нет удивительнее и богаче природы, обширнее пространств, чем в России.

И на Урале ничуть не меньше уникальных мест - здесь есть объекты, занесенные во всемирный список памятников природы - например, река Чусовая, Кунгурская ледяная пещера, есть памятники истории: Невьянская "падающая" башня, место захоронения царской семьи на Ганиной Яме, сказочные Бажовские места под Сысертью и Полевским... Есть и совсем нехоженые земли - например, на Северном и Приполярном Урале, где местные жители живут в прошлом веке, где чистые реки и леса, полные зверья. Всего перечислить невозможно. Путешествия по Уралу мне интересны, его природа и история - любопытны. Поэтому я всегда стараюсь провести в лесу побольше времени своей жизни, лучшего времени.

Урал находится на стыке Европы и Азии, он простирается от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге. К каменному поясу гор Урала примыкают возвышенные равнины Приуралья и Зауралья, здесь расположены Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Удмуртия и Башкортостан, восточные части Республики Коми и Архангельской области и западная часть Тюменской области.

Учитывая, что Урал протянулся на 2500 км, природа его отличается удивительным разнообразием - и ландшафтов, и климатических особенностей, и флоры, и фауны, поэтому путешествия по Уралу всегда несут туристу новые впечатления. В этом краю есть и безлюдные дикие места, и крупные города с историческими достопримечательностями, и густонаселенные районы со множеством деревень. То, что Урал богат полезными ископаемыми, для путешественника интересно большим количеством карьеров, шахт, живописных отвалов-терриконов, затопленных рудных разработок.

Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, располагаются в Приполярном (гора Народная - 1895 м.), Северном (гора Тельпосиз - 1617 м.) и Южном (гора Ямантау - 1640 м.) Урале. В горах и скальных выходах нередко встречаются пещеры и карстовые провалы.

На Урале и в Приуралье много рек, в том числе довольно крупных, которые принадлежат бассейнам Северного Ледовитого океана (на западном склоне - Печора с Усой, на восточном - Тобол, Исеть, Тура, Лозьва, Северная Сосьва, относящиеся к системе Оби) и Каспийского моря (Кама с Чусовой и Белой; река Урал). Прекрасный вид активного отдыха - путешествия по Уральским рекам, то порожистым и бурным, как горные, то широким и спокойным, как равнинные.

Животный мир также очень разнообразный - на севере можно встретить обитателей тундр - северных оленей, а на юге типичных жителей степей - сурков-байбаков, землероек, змей и ящериц. Леса населены хищниками: бурыми медведями, волками, росомахами, лисицами, соболями, горностаями, рысями. Водятся в них копытные (лоси, олени, косули и др.) и птицы различных видов. По речным долинам встречаются ондатра, выдра и бобр, а в водоемах - щука, хариус, сом, чебак, лещ и многие другие.

Лет пятьдесят назад животный мир был еще более разнообразным, но вырубка лесов, загрязнение рек и распашка земель совсем вытеснили некоторые виды с Урала. Диких зверей стало не так легко увидеть. Но, несмотря на это, однажды я встретился с семьей лосей в окрестностях Дегтярска, а когда мы путешествовали по реке Сосьва, на берегу к нам прибежал и запрыгнул прямо на лодку маленький бурундук. На реках вообще много живности - в наших путешествиях видели мы и бобров, и ондатр, и цапель, и уток с куликами, ну и конечно, медведя... Об этих встречах и о других интересных моментах путешествий по Уралу я и решил создать этот раздел для активных людей, любящих свой край. Ниже Вам предлагаются отчеты о туристических походах и поездках по Уралу.

Если вы любите активный отдых, то путешествие по Уралу - это то, что вам нужно обязательно попробовать. Здесь для вас представлены огромные возможности для активного туризма, вы откроете для себя мир удивительных приключений и ярких впечатлений.

В путешествие по этим живописным краям вы можете отправиться на автомобиле, квадроциклах и даже велосипеде. Доступны также конные туры и пешие походы. Благоприятный для активного отдыха климат, независимо от времени года, будет способствовать насыщенному отдыху, который вы еще долго будете вспоминать с удовольствием.

Урал - отдых на любой вкус

Край озер и рек - так часто называют Урал из-за огромного количества водоемов на его территории. Три с половиной тысячи рек протекает в одной лишь Челябинской области. Именно поэтому одним из самых популярных видов спорта здесь является рафтинг, заняться которым сюда приезжают тысячи туристов каждый год. Предусмотрено множество маршрутов для путешествий по воде, также можно поехать на экскурсию к водопадам или пещерам Урала или заняться рыбалкой на одном из красивейших водоемов.

Зимой Урал сказочно красив. В это время вы можете воспользоваться одним из санных туров, которые здесь особенно популярны. Путешествие будет по живописным горным и лесным дорожкам, покрытым блестящим снегом, под ярким солнцем.

Для тех, кто предпочитает спокойный отдых, предусмотрено множество туристических баз, где вы будете наслаждаться полным единением с природой вдали от шума больших городов.

А если вы хотите отправиться в путешествие по Уралу пешком, существует широкий выбор таких туров.

Таким образом, если вы решили отправиться в один из красивейших уголков страны, то можете выбрать отдых, который подходит именно вам.

Самые популярные маршруты по Уралу

Во время путешествия по Уралу маршруты могут быть самые разные, в зависимости от таких факторов:

Способа путешествия;

Количества времени, отведенного на отдых;

Финансовых возможностей;

Наиболее предпочтительного вида отдыха и других факторов.

Среди самых популярных маршрутов находятся следующие природные объекты:

Уральские горы - уникальный с географической точки зрения регион, где проходит граница между Европой и Азией. На расстоянии, превышающем две тысячи километров, находится множество памятников и памятных знаков.

Азов-гора, считающаяся одним из наиболее загадочных мест Свердловской области. С этим местом связаны легенды о сокровищах, спрятанных разбойниками, таинственном призраке девушки в белом, огнях-свечах, зажигающихся по ночам, и множество других не менее таинственных и интересных историй.

Горы Высокая, Ежовая, Шунут, Юрьев Камень, каждая из которых уникальна по-своему.

Вы начнете свои приключения в Уфе. Первым пунктом путешествия будет "Ледяной фонтан" (Сибирка), великолепный памятник природы, сооруженный человеком. В 1976 году буровики в поисках железной руды случайно наткнулись на мощную подземную реку, которая вырвалась из скважины. Рабочие попытались установить заглушку, однако сила потока прорвала ее. Спустя несколько лет скважину все же закрыли, и теперь она бьет вверх, как фонтан. Зимой она замерзает и превращается в настоящее чудо природы. Особенно эффектно "Ледяной фонтан" выглядит ночью, когда чистейший снег играет разноцветными бликами под светом звезд.

Гидроэлектростанция "Пороги", сооруженная немцами, является единственным в мире гидротехническим сооружением, которое возведено методом кладки из дикого камня - песчаника. Гидроэлектростанция снабжает электричеством поселок с одноименным названием, а также другие населенные пункты, расположенные поблизости. С 1993 года "Пороги" входят в список памятников международного значения.

Тургояк - крупное озеро с пресной водой. Оно окружено горами и хвойными лесами. Памятник природы с чистейшей водой, близкой по качеству к Байкальской.

Путешествие на авто по Уралу будет неполным без посещения знаменитых пещер. В данный маршрут входит Капова пещера (Шульган-Таш), которая является единственной на территории Восточной Европы, в которой хорошо сохранились образцы росписи краской, относящиеся к каменному веку. Во всем мире такая древняя наскальная живопись сохранилась только в двух странах: Франции и Испании. Изучена только малая часть огромной территории пещеры, ученые и спелеологи смогли пройти лишь 1,5 км. Туристов привлекает сюда положительная энергетика места, а также целебные свойства пещерной воды, воздуха и глины.

Аркаим - место, которое является священным для множества людей, относящихся к разным религиям, и даже атеистов. День летнего солнцестояния особенный здесь. В это время на Аркаиме можно увидеть общение шаманов с духами, а камни, привезенные отсюда, считаются талисманами и бережно хранятся.

Трехкаскадный водопад Гадельша, имеющий общую высоту до 15 метров, представляет собой величественное зрелище. Здесь можно найти яшмы и яшмоиды, поделочные камни, которые известны во всем мире.

Поездка по кольцу завершается в точке отсчета, в Уфе.

Если вашим выбором стали путешествия по Уралу на машине, маршруты могут быть самые разные. Каждое место здесь уникально и стоит посещения.

Квадроциклы - лучший транспорт для путешествий по Уралу

Конечно, ездить по ровной асфальтированной дороге приятно, однако все больше людей склоняются к путешествиям по бездорожью. Идеальный транспорт для такого рода поездок - квадроцикл, который отвезет вас в самые труднодоступные места, подарив незабываемые впечатления.

Вариантов для таких поездок существует много. Один из них - путешествие на квадроциклах по Уралу по маршруту Екатеринбург - Юрма - Екатеринбург с остановками в Верхней Сысерти, Аракульских Шиханах и на горе Егоза.

Такой способ - лучший для ощущения полного единения с природой, отдыха от благ цивилизации и наслаждения скоростью и живописными видами. Скальный массив Аракульские Шиханы протяженностью более двухсот километров состоит из множества скал самых причудливых форм, которые стоят здесь еще со времен бронзового и железного веков.

Гора Егоза - одна из самых живописных и высоких. На квадроцикле можно взобраться на нее только летом, зимой это возможно лишь на горнолыжном подъемнике.

Увидеть такое количество вершин с захватывающими дух панорамами, совершить быстрый переход из Среднего Урала в Южный, наслаждаясь лесными дорогами и упоительно чистым воздухом - все это можно сделать на квадроцикле за самые короткие сроки.

по Уралу

Для любителей активного экотуризма идеальным способом станет путешествие по Уралу на велосипеде. Конечно, так вы не сможете добираться до самых труднодоступных мест и пробираться с ветерком по бездорожью. Однако отличная физическая форма, масса положительных эмоций и красивейшие места, которые вы сможете неспешно осматривать - все это вам гарантировано.

На Урале организуется множество велосипедных туров, однако отправиться в путешествие можно и самостоятельно.

Самый популярный маршрут велосипедного путешествия по Уралу проходит по территории национального парка «Башкирия», который граничит с заповедником Шульган-Таш. В последнем охраняют настоящих пчел, так что во время пути вы можете попробовать самый экологически чистый мед.

Пешие походы по Уралу

Несмотря на обилие видов транспорта, на которых можно отправиться в путешествие по Уралу, неизменной популярностью продолжают пользоваться пешие походы. Преимуществом такого способа передвижения является внедрение в среду территории, по которой путешествуешь. Кроме того, пешие походы - отличный способ поддержания физической формы, а также возможность посетить уникальные места, которые редко описываются в путеводителях. Среди популярных маршрутов пеших походов по Уралу:

Вишерский заповедник.

Помяненный (Колчимский) памятник.

Плато Кваркуш.

Заповедные туры на Басеги и другие не менее интересные места.

В поход можно отправиться в составе туристической группы или компании друзей, однако в последнем случае следует тщательно продумать маршрут и подготовить необходимое снаряжение.

Конные туры по Уралу

Продолжает быть весьма популярным на Урале. Различные экотуры предлагают поездки по местам, которые сохранили первозданную красоту природы, а небольшие деревушки, встречаемые на пути, лишь усиливают общее впечатление путешествия в прошлое.

Программы туров разнообразны. Туристам предлагается совершить прогулку к истокам уральских рек, прокатиться по лесам и горам с чистейшим воздухом, а также посетить множество природных памятников. Конные туры - это то, чем всегда гордился Урал. Путешествия, фото с которых вы привезете домой, будут еще долго вспоминаться.

Рафтинг на Урале

Горные реки Урала прекрасно подходят для водного туризма. Сплав по реке можно осуществить каждому, независимо от уровня подготовки, так как предусмотрены различные программы. Отличие местного рафтинга в изумительной природе - величественные скалы окружают реки, по которым организуются спуски, создают непревзойденную красоту. Здесь, как правило, водный туризм носит многодневный характер и подходит для семейного отдыха. Маршруты сплавов проходят по рекам:

Юразань;

Чусовая;

Большой Инзер;

Каждая из них имеет собственных поклонников, которые из года в год приезжают сюда насладиться водным туризмом.

Лыжный отдых на Урале

Как и на любых горах, на Урале есть возможность покататься на лыжах. Здесь есть трассы как для настоящих профессионалов, так и для начинающих осваивать данный вид спорта. Более 50 горнолыжных центров, общая протяженность которых составляет 200 км, функционируют здесь. Больше всего их в Башкортостане, Челябинской и Свердловской областях. Самые длинные трассы можно найти в таких горнолыжных центрах, как Абзаково, Завьялиха и Аджигардак.

Вы сможете отправиться в настоящее лыжное путешествие по заснеженным склонам Урала, природная красота которого не оставит вас равнодушным.

Конно-санное путешествие по уральским просторам

В путешествие по Уралу можно отправиться на санях, которые запряжены лошадьми. Такие туры пользуются особой популярностью у любителей активного отдыха. Морозный воздух и яркое солнце, под которым искрится чистейший снег, - это то, что ожидает вас в таком походе. Маршруты конно-санных туров проходят по памятникам природы и через с которых открываются живописные панорамы.

Когда лучше поехать на Урал

Традиционно считается, что лучшим временем для походов является период с начала июля до начала сентября. Этот промежуток наиболее благоприятен с точки зрения погодных условий, а значит и маршрутов, которыми вы будете следовать.

Если же вы собираетесь на зимний отдых, то с начала ноября и до конца марта можно наслаждаться всеми прелестями лыжных походов и санных туров.

Независимо от того, поедете вы в путешествие по Уралу на автомобиле, квадроцикле, велосипеде или предпочтете пеший поход, впечатления от посещения этого края будут незабываемыми.

Под запрос

Комбинированные туры, конно-водные походы, пеше-водный тур

Сплавы водные походы по рекам Урала

Экскурсионные туры на Урале


* под запрос - тур проводится для организованных групп от 10 человек



Урал (от башк. үр - возвышенность, башк. үрал - пояс) - географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система.

Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими регионами. Каменный пояс Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге в виде 100-400 км полосы: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

Территориальное деление

· Полярный Урал

· Приполярный Урал

· Северный Урал

· Средний Урал

· Южный Урал

Урал издавна поражал и поражает исследователей обилием минералов и главным своим богатством - полезными ископаемыми. В недрах Уральских гор есть и железные, медные руды, и хром, и никель, и кобальт, и цинк, и каменный уголь, и нефть, и золото, и драгоценные камни. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой всей страны. К богатствам природы относятся и лесные ресурсы. Южный и Средний Урал обеспечивают возможность земледелия.

Этот природный регион является одним из важнейших для жизни России и её граждан.

Особенности природы

Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, поднимающиеся выше 1200-1500 м, располагаются в Приполярном (гора Народная - 1895 м), Северном (гора Тельпосиз - 1617 м) и Южном (гора Ямантау - 1640 м) Урале. Массивы Среднего Урала много ниже, обычно не выше 600-800 м. Западные и восточные предгорья Урала и подгорные равнины нередко рассечены глубокими речными долинами, на Урале и в Приуралье много рек.

Уральские горы - старые (возникли в позднем протерозое) и находятся в области герцинской складчатости.

Климат

Климат Урала - типичный горный; осадки распределяются неравномерно не только по областям, но и в пределах каждой области. Западно-Сибирская равнина - территория с суровым континентальным климатом; в меридиональном направлении его континентальность увеличивается намного менее резко, чем на Русской равнине. Климат горных районов Западной Сибири менее континентальный, чем климат Западно-Сибирской равнины. Интересно, что в пределах одной и той же зоны на равнинах Предуралья и Зауралья природные условия заметно отличаются. Объясняется это тем, что Уральские горы служат своеобразным климатическим барьером. К западу от них выпадает больше осадков, климат более влажный и мягкий; к востоку, то есть за Уралом, осадков меньше, климат более сухой, с ярко выраженными чертами континентального.

Пару столетий назад животный мир был богаче, чем сейчас. Распашка, охота, вырубка лесов вытеснили и уничтожили места обитания многих животных. Исчезли дикие лошади, сайгаки, дрофы, стрепеты. B глубь тундры откочевали стада оленей. Зато на распаханных землях распространились грызуны (хомяки, полевые мыши) На севере можно встретить обитателей тундр - северных оленей, a на юге типичных жителей степей - сурков-байбаков, землероек, змей и ящериц. Леса населены хищниками: бурыми медведями, волками, росомахами, лисицами, соболями, горностаями, рысями. Водятся в них копытные (лоси, олени, косули и др.) и птицы различных видов.

Различия в ландшафтах заметны при подъёме. На Южном Урале, например, путь к вершинам наиболее крупного хребта Зигальга начинается с пересечения полосы холмов и оврагов у подножия, густо заросшего кустарниками. Затем дорога идёт через сосновые, берёзовые и осиновые леса, среди которых мелькают травянистые поляны. Выше частоколом поднимаются ели и пихты. Сухостоя почти не видно - он сгорает при частых лесных пожарах. На пологих местах могут встретиться болота. Вершины покрыты каменными россыпями, мхом и травой. Редкие и чахлые ели, кривые берёзки, которые здесь попадаются, ничем не напоминают ландшафт y подножия, c разноцветными коврами из трав и кустарников. Пожары на большой высоте уже бессильны, поэтому путь то и дело преграждают завалы из упавших деревьев. Вершина горы Ямантау (1640 м) - сравнительно ровная площадка, однако она почти неприступна из-за нагромождения старых стволов.

Природные богатства

Из природных богатств Урала важнейшее значение имеют его минеральные ресурсы. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. А по добыче некоторых минеральных руд Урал занимает первое место в мире.

Ещё в XVI веке на западной окраине Урала были известны месторождения каменной соли и песчаника, содержащие медь. В XVII столетии стали известны довольно многочисленные месторождения железа и появились железоделательные заводы.

В горах были найдены россыпи золота и месторождения платины, на восточном склоне - драгоценные камни. Из поколения в поколение передавалось мастерство искать руду, выплавлять металл, изготавливать из него оружие и художественные изделия, обрабатывать самоцветы.

На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое). Есть на Урале нефть (Ишимбай), природный газ (Оренбург), уголь, асбест, драгоценные и полудрагоценные камни.

Далеко не полностью освоенным ресурсом остаётся гидроэнергетический потенциал уральских рек (Павловская, Юмагузинская, Широковская, Ириклинская и несколько малых ГЭС).

Реки и озёра

Реки принадлежат бассейнам Северного Ледовитого океана (на западном склоне - Печора с Усой, на восточном - Тобол, Исеть, Тура, Лозьва, Северная Сосьва, относящиеся к системе Оби) и Каспийского моря (Кама с Чусовой и Белой; река Урал).

Происхождение топонима

Существует множество версий происхождения топонима «Урал». Анализ языковых контактов первых русских поселенцев в регионе указывает, что топоним, по всей вероятности, был усвоен из башкирского языка. Действительно, из всех автохтонных народов Урала это название издревле существует только у башкир, и поддерживается на уровне языка, легенд и традиций этого народа (эпос Урал-батыр). Другие коренные народы Урала (ханты, манси, удмурты, коми) имеют иные традиционные названия Уральских гор, усваивая название «Урал» только в XIX-XX веках из русского языка.

В башкирском языке топоним «Урал» осознается как весьма древний, вероятно восходящий к пратюркскому состоянию. Его следует связывать с башк. үр ~ др.-тюрк. *ör «высота, возвышенность».[

«Урал» по-башкирски - пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

В греческих книгах, написанных две тысячи лет тому назад, можно прочесть о далеких «Рифейских горах», где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища. Более пристального внимания заслуживает башкирский народный эпос "Урал-батыр",повествующий о прародителях народов Урала,выживших после Потопа,возникшем конфликте и последующей борьбе Урала со старшим братом Шульганом,выбравшим путь зла и заселении их потомками прилегающих земель.Основные топонимы Южного Урала напрямую связаны с событиями эпоса.Рассматриваются конфликт жизни,милосердия и природного принципа "сильный поедает слабого",тема поиска Живой воды и олицетворённой Смерти для последующего уничтожения её,ради вечной жизни,идея бескорыстного служения людям,равноправия и самопожертвования во благо других.

Вклад Урала в художественную культуру России не только велик, но и примечательно своеобразен. Прочным фундаментом, на котором и расцвело декоративно-прикладное искусство Урала, явилась промышленность, его основными центрами были заводы. Значение промышленности в развитии края и его культуры отлично понимали ещё сами современники. В одном из официальных документов записано: «Екатеринбург как своим бытием, так и цветущим состоянием обязан только заводам».

С полным основанием можно считать Урал родиной русской промышленной обработки мрамора, подчинённой потребностям отечественной архитектуры. Если же обратиться к древности, то это в первую очередь народное декоративно прикладное искусство. Например ковроделие, узорное ткачество, вышивка, обработка кож, яркие образцы которых сохранились в башкирском народном творчестве. В музеях Республики Башкортостан можно непосредственно соприкоснуться с богатым многообразием старинных изделий. Продолжателями, творческими реформаторами народных традиций можно по праву назвать современных художников, таких как А. Мазитов, Д.Сулейманов, Т. Сиражетдинов, Г. Калитов, Р. Миннибаев, А.Королевский, Меос, Б. Домашников, Ю. Аминев и многих других.

Похожие публикации