Ростокинский акведук (Миллионный мост). Акведук – это римская задумка, воплощенная во всем мире Акведуки древнего Рима и акведук Клавдия

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфеля в Германии - очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры , чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон .

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы - дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.

Дальнейшее развитие системы акведуков

Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века . Воду часто добывали путём рытья колодцев , хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения , когда местное водоснабжение стало загрязняться.

Одним известным исключением была Новая река, искусственный водный путь в Англии , открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Её длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство вновь возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, применение чугуна позволяло строить большие дюкеры, нагруженные бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем , Манчестер и Ливерпуль . Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах , чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было превзойдено акведуками на крайнем западе страны; наиболее примечательным был акведук Colorado River, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки - несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу из-за истощения питающих рек.

Акведуки в России


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Акведук" в других словарях:

    Акведук - Акведук. (Ростокинский в Москве). АКВЕДУК (от латинского aqua вода и duco веду), сооружение в виде моста или эстакады с водоводом (трубой, лотком, каналом), подающим воду к населенным пунктам, оросительным и другим системам от расположенных выше… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (лат., от aquae ductus, aqua вода, и duco веду). 1) водопровод, преимущественно древнеримский. 2) в технике мост, служащий не для проезда, а для пропуска воды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (с лат. Aquae dactus) в буквальном переводе водопровод; вболее тесном значении, как принято в русской технике, под словомакведука подразумевается мост, который служит не для проезда, а дляпропуска воды. Такие мосты устраиваются в том случае,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (проводящий воду) водопровод (в виде канала, свинцовой или глиняной трубы) для снабжения населённых пунктов водой (включая фонтаны, водоёмы, бани и пр.). Наиболее примечательная часть водовода (собственно акведук), которая прокладывалась над… … Исторический словарь

    - (лат. aquaeductus, от aqua вода и duco веду), водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называется также часть водовода в виде… … Художественная энциклопедия

    акведук - а, м. aqueduc m. лат. <, лат. aquaductus. 1518. Лексис.1. устар. Водопровод. Уш. 1934. Aqueduc водовозница, водоводная труба. 1772. Сл. архит. 2. Сооружение в виде моста, служащее для переброски водопроводных труб, оросительных и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Желоб, подводящий канал, водопровод Словарь русских синонимов. акведук сущ., кол во синонимов: 1 водопровод (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    акведук - АКВЕДУК, а, м. Мужской половой орган (обычно большого размера). Давай быстрей, акведук что ли засорился! (в туалете) … Словарь русского арго

    акведук - Сооружение в виде моста или эстакады с водоводом, лотком, каналом, трубой, для его перевода через препятствие [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] акведук Мост для перехода водовода над понижением… … Справочник технического переводчика

    - (от латинского aqua вода и duco веду), сооружение в виде моста или эстакады с водоводом (трубой, лотком, каналом), подающим воду к населенным пунктам, оросительным и другим системам от расположенных выше источников. Начали сооружаться со 2 го… … Современная энциклопедия

    - (от лат. aqua вода и duco веду) сооружение в виде моста (или эстакады) с водоводом (трубой, лотком, каналом); строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой и др … Большой Энциклопедический словарь

История московского водопровода

В XVIII веке Большие Мытищи были селом императрицы Елизаветы Петровны. Там она отдыхала по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Местность эта славилась хорошей питьевой водой и большим количеством колодцев. По легенде, один из ручьев с ключевой водой назывался Громовым. Он появился после удара молнии. От него и потянулся водопровод в Москву.

Отобедав сытной пищей,
Град Москва, водою нищий,
Знойной жаждой был томим,
Боги сжалились над ним.
Над долиной, где Мытищи,
Смеркла неба синева;
Вдруг удар громовой тучи
Грянул в дол - и ключ кипучий
Покатился - пей, Москва!

Строительство водопровода по проекту Ф.В. Бауера и полковника И.К. Герарда началось в 1780 году. Работы несколько раз прерывались и в итоге растянулись на 25 лет. Пустили водопровод лишь в 1804 году, а обошелся он казне в огромные по тем временам деньги - 1 миллион 648 тысяч рублей. За это одну из его визитных карточек -кирпичную галерею Ростокинского акведука - назвали «Миллионным мостом». По нему мытищинская вода пересекала Яузу и направлялась в Алексеевское.

Ростокинский акведук длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров был тогда самым большим в России каменным мостом. А еще в 1785 году Екатерина назвала его лучшей постройкой в Москве, сказав, что с виду он легок, как перо.

Через 1,5 века Мытищинский водопровод уступил место новой, более совершенной системе водоснабжения, а в советское время по акведуку прошла теплотрасса.

В 2008 году Ростокинский акведук отреставрировали, дополнили перилами и декоративной крышей. Теперь он открыт для туристов по выходным и праздникам.

Вконтакте

Акведук в Москве, воздвигнутый во времена Екатерины II.

Не перестраивался с 1804 года. (По названию и расположению в одном месте самый старый - Дорогомиловский мост, но его перестраивали).

Главная достопримечательность Мытищинского-Московского водопровода — Ростокинский акведук ED-tech , Public Domain

История

В 1777 году Екатерина II созвала в Москве Комиссию для разработки нового законодательства страны. В наказе москвичей затрагивалась проблема водоснабжения Москвы, так как эпидемия чумы в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода («водоведения»).

28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауэру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Ф. В. Бауэр провёл необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотёчного водопровода.

Smum , CC BY-SA 3.0

Строительство началось в 1780 году. При строительстве акведука архитекторами были Бауэр и полковник И. К. Герард.

Строительство водопровода несколько раз прерывалось и длилось около 25 лет. Достроен и пущен он был только в 1804 году. Это строительство обошлось в 1 миллион 648 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги): Ростокинский акведук получил в народе название «Миллионный мост».


Геннадий Климов , CC BY-SA 3.0

Мытищинский водопровод в те времена представлял собой грандиозное сооружение. В 1785 г. Екатерина назвала его самой лучшей постройкой в Москве, что «он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен». Ростокинский акведук длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров был для своего времени самым большим в России каменным мостом.

В 1902 году акведук был отремонтирован и приспособлен для прокладки двух чугунных водоводов диаметром 24 дюйма, по которым в Москву подавалась мытищинская вода.

Фотогалерея

Полезная информация

Ростокинский акведук, Миллионный мост
Акведу́к: водовод (канал, труба) для подачи воды
от лат. aqua - вода и ducere - вести

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, прогулка по мосту, сб, вс: 9:00–19:00

Адрес и контакты

Проезд Кадомцева, вл. 1, стр. 4

Как добраться

Метро ВДНХ (выход к Гостинице «Космос»), далее идти по проспекту Космонавтов до ул. Ярославская, на улице Ярославская свернуть и идти прямо до Акведука.

Современность

В наше время расположен параллельно проспекту Мира в районе ВДНХ. Акведук проходит над рекой Яуза. В советское время по акведуку проходила теплотрасса.

В 2004–2007 гг. акведук был отреставрирован, снабжён перилами и декоративной крышей. В 2008 году был открыт для пешеходного прохода (по выходным и праздникам).

В конце 2013 года территория акведука была присоединена к парку «Сокольники». Рядом с акведуком появилась танцплощадка.

В древности водоснабжение городов на сложной в плане рельефа территории осуществлялось с помощью сложных инженерных сооружений. Акведук - это один из вариантов прокладки магистрали от высотного источника к потребителям, расположенным ниже. В чем особенность таких конструкций и почему им отдавали предпочтение древние строители?

Акведук: что это такое?

В разных государствах пытались изобрести оптимальный вариант передачи воды от источника к потребителям. Если на пути случались сложности рельефа, а обойти их не было возможности или это было дорого, инженеры-конструкторы обычно обустраивали магистраль на высотных опорах.

Что означает "акведук"? Если переводить с латыни, то это по сути водовод. Однако многие с акведуками ассоциируют только сложные и часто красивые многоярусные конструкции, похожие на ступенчатые мосты. На самом деле акведук - это целостная система и должна рассматриваться комплексно на всей протяженности от источника до конечного пункта потребления.

Высотная конструкция, несомненно, играет важную роль в прохождении сложного отрезка трассы. Если она находится в городской черте, поблизости с жилыми зданиями, то инженеры старались сделать ее приятной для глаз. Но водовод состоял не только из красивых арок и опор. На всем протяжении (они могли составлять от нескольких сот метров до десятков километров) могли быть и подземные отрезки.

Водопровод такого масштаба строился не на год-два. Использоваться он мог десятилетиями, а то и века. Поэтому проектирование и само строительство велось тщательно. Камни для основания и опор подбирались и обрабатывались отдельно. Расчеты арок и перекрытий должны были быть безупречными. Конструкция подвергалась постоянным воздействиям ветров и осадков. Малейшие неточности или недочеты в процессе строительства могли свести на нет грандиозную работу.

История

Строительство мостов, эстакад и путепроводов практиковалось во многих древних государствах. Положить на такую конструкцию трубу или открытый желоб для провода воды пробовали и в Греции, и на Востоке, однако наибольшее распространение водоводы такого типа получили в античном Риме. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Они не только являются памятниками архитектуры, но еще и находятся в действующем состоянии.

Другой вопрос, почему они получили такое распространение. На тот момент уже существовали в теории и на практике напорные трубопроводы для поставок воды, были системы, построенные по принципу сифона.

Римский акведук - что это такое? Древние конструкторы избрали для своего водоснабжения гравитационную самотечную систему. Большая часть этих акведуков были проложены на высотных опорах. В отдельных местах их высота составляла до пятидесяти метров.

Характеристика

Древние акведуки обычно строились из каменных блоков. Небольшие водоводы могли обустраиваться на сравнительно невысоких деревянных опорах. Позже, с развитием строительных технологий, инженеры применяли кирпич и бетон. Расцвет металлургии дал возможность использовать в сложных конструкциях сталь и чугун.

Устройство акведуков римского типа предполагает наличие водопроводной кюветы открытого или закрытого типа. Это своеобразный канал или желоб, сооружаемый из материалов, устойчивых к разрушительному воздействию водного потока. Для этого чаще всего применялись каменные блоки. Закрытый канал накрывался сверху сводом или плитами, чтобы исключить загрязнение воды.

Трубы, использовавшиеся в некоторых акведуках, на тот момент могли быть либо керамическими, либо свинцовыми. Керамика производилась из обожженной глины, но этот материал был ненадежным. Сверлить в каменных блоках отверстия было тяжело. О вреде свинца для здоровья человека на тот момент уже было известно. Однако с этим фактом мирились. К тому же в местах с жесткой водой свинцовые стенки труб быстро покрывались плотным слоем налета.

В древности большой город насчитывал от 500 тысяч человек. В расцвет империй в столицах могли постоянно проживать до двух миллионов граждан. Чтобы обеспечить их водой, необходима была надежная, постоянно функционирующая система. В отдельных городах одновременно мог работать десяток акведуков. Общая протяженность системы становилась свыше 400 км. Объем воды, подаваемый в сутки, по некоторым оценкам, мог составлять до 1,5 млн кубометров.

Акведук - это сложная система, и работала она таким образом, чтобы обеспечить постоянный естественный ток воды на всем своем протяжении под действием гравитационных сил. Расчеты производились так, чтобы уклон каналов был оптимальным. Далеко не все акведуки были в большинстве своем высотные. На долю таких сложных участков могло приходиться всего лишь до 10 % общей протяженности.

В отдельных случаях считалось целесообразным делать углубление в почве. Скальные породы рубили. Рыхлые грунты выкладывали обработанными блоками, которые накрывались сводами. Главной задачей было обеспечить постоянство уровня. В системе могли быть дополнительные резервуары. Они могли служить для отстаивания воды, накопления запасов, создания объемов для напорных сооружений.

Древние водопроводы и современность

Старинный акведук - это сложнейшая инженерная система. Разбираясь с устройством таких водопроводов, специалисты отмечают, что конструировали их настоящие зодчие. Надо понимать, что их авторы творили настоящие чудеса, проявляя глубокие познания в гидравлике, механике, строительстве.

Некоторые считают, что эти акведуки сохранились только из-за того, что в них был заложен многократный запас прочности. Однако современные исследования и изучения действующих систем доказывают, что они отвечают требованиям современных водопроводов. Известно, что инженеры тех времен умели рассчитать нагрузки и сопротивление материалов при строительстве. Однако как они смогли вычислить действие опрокидывающих сил ветров и паводков, остается загадкой. Формулы для расчетов коэффициентов самотечного водопровода появились спустя много веков. А действующая на тот момент система математических расчетов с использованием камешков и счетных досок была очень трудоемкой и неудобной.

Легенды и факты

Несмотря на грандиозность и сложность римских акведуков, в их системах не было запорной арматуры. Вода текла постоянно: и днем, и ночью. Расход ее был огромен даже по нынешним меркам. Но плюсом такого расточительства было то, что канализация постоянно промывалась, было меньше проблем с засорами.

Акведук - это действительно грандиозное архитектурное сооружение. Недаром по одной из легенд, авторство всемирно известной арочной конструкции в Сеговии приписывают дьяволу. Будто это он построил грандиозное сооружение в обмен на заложенную душу девушки. Но она вовремя спохватилась и вымолила у Всевышнего прощение. Тот не дал закончить строительство. Дьявол не успел положить всего один камень. Горожане сообща доделали работу и после освящения запустили водопровод в действие.

Похожие публикации