Классическая буддийская скульптура. Уникальные храмовые комплексы Сообщение о буддийской скульптуре

Религия, зафиксировавшая свои положения в текстах, буддизм (за исключением дзэн-буддизма, благосклонного к живописи, то есть к непосредственному индивидуальному выражению мировосприятия, которое он допускает) обладает строгой иконографической традицией; различные техники скульптуры следовали этой иконографии на протяжении столетий.

В соответствии с буддийским богословием сам Будда (Буцу ), или Будда будущего (Нёрай ), определяется чертами, обозначенными на японском языке понятиями из санскрита: Сяка (Шакьямуни), Русяна (Вайрочана), Амида (Амитабха), Якуси (Бхасайя-гуру). Будда изображается в облике молодого священника, его кудрявые волосы уложены и завязаны в узел; фигура без украшений, драпированная лишь простым ниспадающим монашеским одеянием. Уши, чересчур удлиненные, отягощены драгоценностями, которые он носил тогда, когда был принцем и жил в роскоши при дворе своего отца. Несколько произведений эзотерического буддизма (миккё) изображают его увенчанным диадемой, в одежде, усыпанной драгоценностями, но таких изображений Будды немного.

Иконографические типы скульптурных изображений бодхисаттв Мироку (Майтрейя), Мондзю (Манджушри), Фугэн (Самантабхадра) и Кокудзо (Акашагарбха) (перечислим тех, кто встречается чаще) более разнообразны. Они могут быть изображены в диадеме, украшающей поднятые вверх волосы, со свободно повязанным поверх одеяния поясом, кулон или пектораль (ёраку ) завершают их облик.

Небесные стражи - Бонтэн (Брахма), Тайсякутэн (Индра), Бисямонтэн (Вайшравана), Китидзетэн (Махашри), Конгорикиси (Ваджрапани) - принимают разный облик: они цари или придворные, солдаты или великаны, мощная мускулатура символизирует их силу, их многочисленными образами вдохновлялись выразительные произведения японского искусства.

Изображения некоторых будд и бодхисаттв, принадлежащие сектам эзотерического буддизма, выражают неистовую ярость. Наиболее часто встречаются Фудо Мёо (Алкала), Госандзэ Мёо (Трайлокьявиджайя), Айдзэн Мёо (Рага).

Все эти божества изображены в энергичных позах, но делают одинаковый ритуальный жест рукой (мудра). Этому движению соответствует и выражение их лиц. То и другое раскрывает идею, которую они должны выразить. Наиболее почитаемые изображения окружены ореолом, и мастерство, с которым он выполнялся, со временем превратило элементы этого ореола - ангелов, цветы и языки пламени - просто в декоративное украшение. Характер изображения становится все более и более утонченным и декоративным. Статуя обычно размещалась на пьедестале в виде гигантского цветка лотоса, символичного водяного растения - сияющая чистота лепестков и погруженные в донный ил корни.

Небесные создания - божества на облаке, одно из которых играет на флейте, другое протягивает лотос, - включены в группу из пятидесяти двух горельефов из дерева, которые украшают интерьер Хоодо в Бёдоине в Удзи. Они образуют небесный эскорт Амиды Нёрай работы скульптора Дзете. Первоначально нарисованные и украшенные золотыми нитями (кириканэ), эти изящные изваяния представляют искреннее и жизнерадостное искусство эпохи Фудзивара.

В наши дни появились новые материалы, что побудило художников вновь обратиться к религиозной скульптуре. Но на протяжении семи веков буддийская пластика, можно утверждать, мало изменилась: канон Будды из Камакура (1252) является каноном и для Будды из Мёгуро, который датируется 1802 годом (эта статуя хранится в музее Сернуши).

Японская скульптура эпохи Камакура отразила это время ожесточенности и нестабильности, в ней заметны проявления реализма, граничащего с барокко, в определенном смысле это время подъема и упадка пластического искусства. Скульптура этой эпохи оказывается отражением своего времени. Способность глубоко чувствовать, характерная для художников XIII века, их склонность к драматизму и состраданию была отмечена искренней амидистской верой. Этому времени не подходили для изображений безмятежные, уверенные в себе боги, скорее требовалось выражение сдерживаемой боли чувствительных и очень ранимых людей. Назидательность этих изваяний предназначалась для множества смиренных, малообразованных верующих, чуждых эстетических радостей, которые были доступны только придворным, поэтому изображения богов и святых должны были нравиться народу. С этой целью скульпторы не гнушались никакими эффектами, вплоть до напыщенности. Так, чтобы изображения выглядели «более живыми», глаза статуй инкрустировали горным хрусталем (гёкукан). В те эпические времена формируется еще и культ героев - знатных вельмож, которые благодаря своей прославленной энергии творили историю, и, следовательно, появляются их изображения. Одна из самых прекрасных, без сомнения, статуя Уэсуги Сигэфуса, потомки которого всегда находились среди самых влиятельных советников сёгуна.

Основные принципы скульптуры этой эпохи были выражены в творчестве Кокэя (XII в.). Скульптор был связан с храмом Касуга в Нара, основал в центре старого Ямато школу, близкую по духу школе великих реформаторов в далеком Канто.

Храм Касуга-дзиндзя, или Касуга-тайся, в Нара был основан в 768 году. Но возможно, он возник раньше, вскоре после учреждения столицы в Нара. Фудзивара-но Фухито (659–720) приказал его построить в честь бога - покровителя своей семьи. Главное здание (хондэн ) восстановлено в 1863 году, четыре одинаковых маленьких храма - маленькие четырехугольные павильоны, снабженные прямой лестницей, которую защищает выступ широкой крыши. Ансамбль - один из характерных типов синтоистских храмов, ставших обычными с эпохи Хэйан. К святилищу Фудзивара ведет живописная аллея, уставленная вдоль бесчисленными фонарями, подаренными на протяжении веков благочестивыми верующими.

Ункэй, сын Кокэя, - работал с 1175 по 1218 год - по праву считается самым знаменитым японским скульптором. Сила, размах, человечность искусства эпохи Нара стали отличительными чертами этого художника, усиленные нервной энергией, которая подпитывалась впечатлениями от пластического искусства эпохи Сонг. В творческой манере сыновей Ункэя - Танкэя, Кобэна и Косё - появились черты маньеризма,в их творчестве заметен натурализм: пластика тела, выражение лица, летящая драпировка одеяний святых, отступавшие от канона, - все это было выполнено виртуозно, и статуи поражали паломников.

Восстановление Тодайдзи, пострадавшего в войнах XII века, значительно повлияло на развитие японской скульптуры и изменило ее главное направление. Под руководством верховного жреца Сюндзёбё Хогэна храм реконструировали в стиле южнокитайской архитектуры, известном как тэндзики-э (индийский стиль). Для восстановления искусства скульптуры Хогэн, до того трижды посетивший, как рассказывается, Китай, выбирает Кайкэя, ученика Кокэя. Он также привез из Китая художника Чэнь Хочина, который знакомит японцев со стилем Сонг. Постепенно новая мастерская в Тодайдзи превратилась в тот фермент, который породил жемчужину японской скульптуры - искусство Камакура. Восстановленный в Тодайдзи храм был грандиозным сооружением, и люди, которые его создали, не уступали своим предшественникам в мастерстве и артистизме - несколько уцелевших образцов предшествующего времени служили молодым скульпторам эталоном, так что творческий процесс был непростым, а поиски нового - постоянными.

Скульптура бурно развивалась в эпоху Хэйан, в период расцвета культуры Фудзивара. При дворе и в домах знати успешно трудились ремесленники. Они вырезали из мягкого дерева изысканные, приятные изображения, которые нравились сильным мира сего. Буддийская секта Тэндай поддерживала эстетику очарования. Эта тенденция усилилась с распространением амидизма, один из постулатов которого утверждал, что символом рая, где встречаются праведные души, на земле может быть лицезрение прекрасного.

Исключительная изобретательность мастеров развивала скульптурные техники. Статуи состояли из фрагментов: из отдельных вырезанных кусков нужного размера собиралась вся статуя (ёсэги ). Этот способ, упрощающий задачу создания статуи и реставрации, усовершенствовал мастер Дзете, незадолго до своей смерти (1057) создавший замечательную статую Амиды Нёрай в Бёдоине в Удзи (1052), матовая позолота которого освещает павильон Феникса (Хоодо).

Сын скульптора (он был и буддийским священником) Косё, Дзётё пользовался особым покровительством Фудзивара-но Митинага (966-1027), того самого, которому было суждено привести свой род к вершинам власти. Столь значительная поддержка позволила Дзётё основать в Киото замечательную мастерскую «Седьмой улицы» (Ситидзё буссо). Вскоре его ученик Хосэй (умер в 1091 году) и сын последнего Энсэй (умер в 1134 году) основали мастерскую на Третьей улице (Сандзё буссо); обе мастерские были широко известны и процветали. Успех Дзете свидетельствовал о важном изменении в социальном положении скульпторов: они получили право работать в собственной мастерской и воспитывать учеников. Дзётё стал первым из своей корпорации, кто был допущен к духовному сану, что обеспечило ему одновременно авторитет и материальный достаток. Новый статус быстро снискал ему большую популярность, поскольку в эпоху Хэйан монастыри развивались благодаря субсидиям и покровительству меценатов. Таким образом, после того как Дзёте вполне естественно был приближен кХодзёдзи, возведенному Фудзивара-но Митинага, этому примеру, поданному верхушкой общества, последовали многие. Благодаря религии скульптура приобрела благосклонность мирян, что и позволило ей отойти от слишком большой зависимости от китайских прототипов.

Скульпторы использовали китайские образцы с некоторым запозданием в период, когда японский двор соперничал с китайским двором. Зрелости эпохи Тан соответствовала зрелость эпох Тэмпё и Хэйан. С того времени, как двор обосновался в Хэйане, скульптура расцветала благодаря множеству заказов, которые поступали от действующих монастырей и при строительстве новых. Новые монастыри основывались в защищенных удаленностью и лесами долинах. Потребность была велика, статуи должны были отражать новые религиозные чувства.

При этом материал должен быть не только прочен, но и дешев. Поэтому скульптура эпохи Хэйан по преимуществу была деревянной. Этот благородный материал в стране, густо покрытой лесами, оригинальным способом выразил талант лесного народа, который заменил примитивный топор предков на эффективное долото великих цивилизаций эпохи металла. Статуи из сандалового дерева (дандзо ), которые монахи-паломники привозили из Китая, ввели в моду приятный и естественный материал - дерево, которое на архипелаге имелось в изобилии. Наконец, качество японских режущих инструментов позволяло достичь точности в резьбе по дереву. Действительно, уже в эпоху Нара в мастерских Дайяндзи и Тосодайдзи воспроизводили в дереве изысканные формы аналогичных изделий из лака или глины. Статуи до эпохи Камакура резались из одного куска дерева (итибоку ). Для их создания требовалось приложение силы, особое внимание уделялось декору, детали статуи тщательно прорабатывались, затем искусно покрывались другими материалами (хомпа-сики ). В эпоху Хэйан художники отходили от реалистического стиля в противоположность величественным произведениям мастеров эпохи Нара, которые точно следовали традиции.

Нара

Эпоха Нара стала золотым веком японской скульптуры. Без сомнения, она никогда не знала большого разнообразия материалов. Техники, которые более всего использовались в период расцвета Нара, - лак и глина - происходили из Китая эпохи Тан.

Техника глины была давно известна в Индии и Центральной Азии, оттуда она пришла в Китай. Сначала изготовлялась модель из дерева, этот грубый остов покрывался рисовой соломой (она была необходима, чтобы лучше удерживать новые слои глины), на которую укладывали глиняную массу. Масса, которую использовали для первых слоев, была грубой: солома предварительно смешивалась с землей и золой, затем она снова покрывалась более качественной глиной, смешанной с бумажным волокном. Последний тонкий слой - из тонкоразмолотой глины с порошком слюды. Затем статуя раскрашивалась или покрывалась золотой фольгой. Вместо этой широко распространенной в VIII веке техники стали применять технику лака.

Лаковая техника характерна именно для Дальнего Востока. Она состояла в наложении слоев лака: либо лак накладывался последовательно, либо на слои ткани (даккацу кансицу), либо сразу на деревянную основу (мокусин-кансицу).

В первом случае на полую грубую глиняную модель последовательно многократно накладывается ткань, каждый слой которой обрабатывается лаком до приобретения желаемой формы. Пластические детали прорабатывались смесью из порошка лака и опилок, использовали металлические каркасы. После высыхания глиняную форму разбивали и иногда внутрь вставляли деревянный каркас для придания устойчивости всему сооружению. Техника, которая используется для создания статуи из лака на деревянной основе, слегка отличается от техники с использованием глины: первоначальная деревянная модель покрывается несколькими слоями лака.

В обеих техниках часто использовались разноцветные лаки, иногда лак смешивался с порошком или с пигментом золота или серебра. К полым статуям в технике сухого лака относились с особым вниманием, так как они были тонкими и их легко было носить во время церемониальных процессий. Изящество, которого техника лака позволяла добиться, превратило лак в материал, по преимуществу использовавшийся для скульптурных портретов. Знаменитым (и к тому же самым древним из известных) является изображение священника Гандзина, который основал в 759 году храм Тосёдайдзи.Другим столь же знаменитым произведением является Асура в Кофукидзи, один из «Восьми охранников Шакьямуни» (Хатибусю ) - скульптор изобразил его с тремя лицами и шестью руками. Благодаря лаковой технике статуя передает мягкое выражение лица, которое скорее принадлежит ангелу-хранителю, чем воину. Маски театра гигаку передают в своей улыбке, напоминающей карикатуру, творческое вдохновение художников, которые над ними работали.

Наряду с этими очеловеченными и усовершенствованными статуями известны монументальные бронзовые изображения, слава о которых шла уже целое столетие. Мастерство техники сплава меди и олова, применявшейся японцами, развивалось быстро, если судить по огромному бронзовому Будде, воздвигнутому в Тодайдзи в 752 году. Статуя, достигавшая семнадцати метров в высоту, выплавлялась в несколько приемов по горизонтальным разрезам (игаракури ), затем эти фрагменты вставлялись один в другой, затем накладывалась позолота. Эта техника была использована исключительно для создания гигантских Будд, которых называли дзёроку («шестнадцать»), потому что они были высотой в шестнадцать футов, когда изображались во весь рост, и высотой в восемь футов, когда сидели, - идеальный рост, который соответствовал росту Шакьямуни. Статуи среднего размера отливались в технике a la tire perdue (рогата) по методу, обычно применявшемуся начиная с эпохи Асука.

Камень относительно мало использовался в Японии, поскольку природные ресурсы были скудными. Влияние монументальной китайской и корейской каменной скульптуры там очень ощущалось, но отразилось в использовании других материалов. Камень оставался на протяжении веков связан с садами, архитектурой пейзажей; он чаще воспринимался как самостоятельный предмет, чем как материал для скульптуры.

Мастера годов Тэмпё (729–749) создали грандиозное искусство, используя различные материалы. Искусство отражало идеи буддизма, который процветал в столице Японии. Монументальные пропорции, глубокие складки тяжелой ниспадающей драпировки, прилегающей к телу в манере, принятой на континенте, свидетельствуют о мастерстве японского пластического искусства.

Хакухо

Скульптура эпохи Нара была отмечена расцветом реализма, выразительной трактовкой образа, даже экспрессивностью: она демонстрировала зрелость искусства, сменяющего искусство Хакухо, которое отличалось стыдливостью и непременным идеализмом молодости. В искусстве периода Хакухо отразилось начало расцвета страны, начинающей понимать свою сущность. Япония тогда была открыта для континентальных веяний и благодаря посредничеству Китая приобщилась к эстетическим критериям индийского искусства эпохи Гуптов. Эта эстетика и после ослабления династии под давлением эфталитов(455) продолжала влиять на азиатское искусство: спокойные, с правильными чертами лица, пышная грудь, округлые бедра, высокий рост, длинные изящные ноги, тело, скрытое ниспадающими складками прилегающей одежды. Триада маленького переносного храма госпожи Татибана, матери императрицы Комё (701–760), сохранившаяся в Хорюдзи, сияет благородной строгой красотой. Ансамблю присуща гармония и полетность всех его линий. Этот маленький храм представляет собой, как и замечательный Тамамуси, в котором сохранились первые шедевры японской живописи, нечто вроде реликвария,помещенного на пьедестал и увенчанного крышей (суми-дза ). Вода источника (геометрические мотивы представляют колеблющуюся воду и водяные растения) орошает скрученные стебли трех лотосов, поддерживающих Будду Амиду и двух его бодхисаттв. Ореол окружает голову Амиды, а задний план украшен ангелами. Пластичные линии ансамбля придают ему живость, а сдержанная лучезарная улыбка характеризует архаические периоды всех цивилизаций.

Асука

Японская скульптура, которая на всем протяжении своего развития оставалась тесно связанной с религией, родилась вместе с буддизмом под покровительством замечательного регента Сёто-ку, в эпоху А сука. Как и религия, которая пришла в Японию из Китая и Кореи, японское искусство находилось под воздействием китайского и корейского искусства и его теории. Самой древней статуей, о которой история (или легенда) сохранила воспоминание, является гигантский Будда, творение Курацукурибэ-но Тасуна, предназначенный для Сакатадэры, храма, воздвигнутого в память об императоре Ёмэй (586–587), именно этот император оказался первым, кто официально обратился к буддизму. Автором древних японских скульптур, известных в настоящее время, считается талантливый скульптор Тори, сын Тасуна, который сам являлся потомком китайского иммигранта. Тори, действительно, был внуком Сиба Татито, который эмигрировал из китайского царства Южного Лян и прибыл в Японию в 522 году, чтобы проповедовать добродетели буддизма. Семейство Сиба Татито было известно также под именем Курацукурибэ, отец Тори сделал его знаменитым.

По распоряжению императрицы Суйко в 605 году Тори создал два гигантских изображения Будды - позолоченную бронзовую статую и вышивку, которые предоставили ему возможность подняться в иерархии до третьего придворного ранга. Единственное произведение Тори, которое дошло до нас, - назидательная «Триада Шакьямуни», хранящаяся в монастыре Хорюдзи в Нара. Широкий ланцетовидный нимб окружает Будду и его бодхисаттв, которые окружены нимбом из пламени. Надпись сзади уточняет, что произведение относится к 623 году и создано, чтобы способствовать возрождению в раю незадолго до того умершего принца Сётоку. Вознесенный на высоком деревянном троне, напоминающем пьедестал маленьких храмов или современных реликвариев, Шакьямуни восседает на своем пьедестале, драпированном объемными ниспадающими складками. Фронтальное положение персонажей, удлиненный овал лица, большие, широко открытые глаза миндалевидной формы, спокойная загадочная улыбка, длинные руки - все подчинено тому же канону, который отличает скульптуры знаменитых монастырей Юнгань или Лунмэнь в Китае периода Шести династий. Будда выполнен в технике a tire perdue, детали поверхности отполированы. Бодхисаттвы отливались отдельно. Произведения самого Тори были утрачены, но стиль, который он создал, сохранился в позднейших изваяниях, таких как Каннон Босацу храма Юмэдоно в Хорюдзи. Замечательная Кудара Каннон представляет несомненный контраст с искусством Тори. Если главные характеристики остаются теми же, которым подчинялась и «Триада», все равно чувствуется новый дух эпохи династии Суй. Вырезанная из камфарного дерева и покрытая золотой фольгой, Кудара Каннон, размещенная в Юмэдоно в 739 году, содержала, без сомнения, некоторые архаичныее черты. Однако удлиненные пропорции тела, легкий наклон фигуры вперед, женственная прелесть и изящество прически и одеяния придают этому произведению человеческое обаяние. Боги уже жили среди людей.

Эта статуя вырезана из цельного куска камфарного дерева, за исключением вазы, которую Будда держит в левой руке, и драгоценного браслета, который надет на правую руку. На ней сохранились следы позолоты, лака и разноцветной росписи. Диадема, как и пектораль и браслет, выполнена из позолоченной бронзы и похожа на корейские украшения из погребений эпохи Великих курганов (III–IV вв.), в которых сохранились прекрасные образцы. В статуе, удлиненных пропорций, замечательно передана пластика тела; верхняя часть туловища слегка наклонена вперед, накрыта нежной волной драпирующегося одеяния. Кудара Каннон называется так потому, что, по легенде, она создана в Корее художником из Пэкче (Кудара по-японски), и свидетельствует об эволюции скульптуры по сравнению с сакральным стилем Тори. От нее веет духом китайской культуры эпохи Суй.

Эта нежность, озаренная светом, еще более открыто проявилась в статуях Майтрейи, сохранившихся в Тюгудзи в Хорюдзи или в Корюдзи в Киото. Статуи, вырезанные из одного деревянного блока, включая ореол, воспроизводят позу (Ханка сиюи или ханка си-и), которая под влиянием Кореи была тогда в большой моде: Майтрейя медитирует, восседая на троне, ноги скрещены, правая рука подпирает щеку. Под одеждой в стиле «мокрой драпировки» в индийской манере угадываются стилизованные формы тела. Майтрейя, чей образ увенчивается прической с двойным шиньоном или корейской шапочкой, излучает нежность, которая в последующие века станет отличительной чертой скорее живописи, чем скульптуры. В течение одного столетия Япония овладела всей наукой!

Буддизм как религиозно-философское течение стал источником вдохновения для множества художников, музыкантов и скульпторов со всего мира. В числе самых прекрасных творений приверженцев буддизма — статуи, изображающие Будду, расположенные в храмах, монастырях и священных местах. Вспомним 10 самых интересных, необычных и удивительных скульптур, изображающих того, кто достиг просветления.

В городке Хайдарабад, что в индийском штате Андра-Прадеш, находится много разных святынь и чудесных мест. Одно из них — известное на весь мир озеро искусственного происхождения. В центре него есть остров, на котором установлена статуя Будды. Ее вес превышает 320 тонн, а высота — целых 17 метров! В 1992 году, при установке статуи, что-то пошло не так и она опрокинулась, придавив своим весом 8 рабочих.

Громадная статуя Будды, носящая эпитет Большой, располагается на острове Лантау в Гонконге. Будда отлит из бронзы в 1993 году, и с этого времени он украшает собой площадку перед монастырем По Лин, символизируя связь между природой и человеком, религией и повседневной жизнью. Статуя является точной копией Тянь Тан, Храма Неба в Пекине. Сидящий на цветке лотоса Будда имеет высоту 34 метра и вес около 250 тонн. Он спокоен, его правая рука поднята, а левая лежит на колене. Интересно, что все Будды мира размещаются лицом на юг, этот — смотрит на север. Это также самая большая статуя сидящего Будды в Азии.

Монива — это городок в центральной части Мьянмы, не самый популярный у туристов, приезжающих в эту страну. Однако он таит в себе множество прекрасных сокровищ: чудесных храмов, ступ и статуй. На гряде холмов, располагающихся к востоку от города находятся две необычные статуи Будды. Интересно, что внутри они полые и в них может зайти любой желающий. Одна статуя представляет собой лежащего Будду длиной около 90 метров. Он построен в 1991 году. Внутри него есть другие изображения Будды и его учеников, иллюстрирующие важные для становления религии события. Рядом с ним стоит Будда, возвышающийся на 132 метра. Это одна из самых высоких статуй Будды в мире. Она похожа на маяк, потому что украшена золотым облачением, искрящимся на солнце.

Аюттхая — древняя столица государства, предшествующего (Сиаму). Сейчас на месте некогда великого города располагаются развалины дворцов, монастырей и храмов. Исторический парк города входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из самых фотографируемых и популярных объектов здесь — голова Будды, запутавшаяся в корнях древнего дерева. Она находится на руинах Храма Ват Махатхат. Тело давно утеряно, а лицо выражает то ли радость, то ли блаженство.

Храм Гал Вихара, расположенный на севере центра острова, является местом нахождения одной из самых замечательных статуй Будды. Название Гал Вихара принадлежит массивной скале в исторической зоне Полоннарува. Высеченных в камне Будд здесь 4 штуки — все спрятаны в пещерах и находятся в разных позах. Один, полулежащий, имеет длину 14 метров. Другой, стоящий, — 7 метров в высоту. Когда-то каждую статую сохраняли стены храмов, ныне разрушенных. Скульптуры датируются 12-м веком, а впервые они были найдены европейцами найдены в 1820 году.

120-метровая статуя Будды Усику Даибутсу расположена в городе Даибутсу. Она стоит на 10-метровой платформе в форме великого лотоса. На платформе расположена смотровая площадка, на которую можно подняться на лифте. Статуя, изображающая Будду Амитабху, построена в 1995 году. Считается, что это самый большой отдельно стоящий Будда.

Храм Лежащего Будды входит в десятку обязательных для посещения мест Бангкока. Это один из самых больших и старых храмов столицы . В нем же расположена самая большая статуя лежащего Будды и самое большое количество изображений Будды в стране. Позолоченная статуя длиной 46 метров имеет высоту 15 метров. Она символизирует Будду, ушедшего в нирвану. Глаза и ноги его украшает гравировка перламутром.

Для тех, кто впервые путешествует по Китаю, эта страна, как минимум, представляется своеобразным калейдоскопом впечатлений, который поражает своим контрастом соседства современности и древней истории этого края. При этом если ваш туристический маршрут будет проходить через островную часть Китая, а именно через Гонконг, то вы обязательно увидите такую достопримечательность острова Лантау, как статуя Будды, которая считается самой грандиозной среди аналогичных памятников этому культовому образу буддийского божества расположенных в Китае.

Статуя Будды на цветке лотоса

В первую очередь стоит отметить, что статуя Будды расположенная на острове Лантау, возвышается над прилегающей территорией приблизительно на восемьдесят метров. Так, что, для того, что бы добраться, до этого монумента, необходимо преодолеть целый каскад ступенек, общее количество которых равняется 268, которые, как утверждают многочисленные туристы довольно проблематично преодолеть на едином дыхании. Однако если вы достойно выдержали это испытание, то вам представится великолепная возможность оценить все величие этого грандиозного памятника. Ведь для этого не достаточно сказать, что его высота превышает тридцать четыре метра, а вес чистой бронзы, затраченной на его изготовление, составляет ни много, ни мала, а двести пятьдесят тонн.


И еще некоторые особенности этого памятника

При этом, те из нас, кто хоть немного знаком с литейным производством, впадают в некоторое недоумение от самого факта, что такая скульптура была отлита из такого количества металла. И не меньшее удивление, у, присутствующий вызывает и еще один момент, связанный с этим буддийским монументом, а именно, как трудолюбивые китайцы смогли поднять этого колосса на такую высоту. Так, что не зря, многие памятники Азии , посвященные этому буддийскому божеству, просто меркнут перед его изваянием, расположенным на острове Лантау.

Однако в этой величественной композиции есть и свои существенные отличия, от канонического изображения, сидящего Будды, который, как правило, своим ликом обращены на южную сторону Света. А Будда, расположенный на острове Лантау, обращает свой взор в абсолютно ином, противоположенном направлении, а именно на север, где находиться не менее величественная столица Поднебесной Пекин. Что хотели сказать этим отличием от традиционного канона изображения Будды авторы этого памятника, сказать довольно трудно, но то, что от этого пополнились такой довольно уникальной достопримечательностью, сводит на нет все возражения истинных почитателей этой религии.


Как добраться

Существенно упрощает проблему, как добраться до этой статуи Будды, то небольшое обстоятельство, что остров Лантау уже несколько десятков лет является одним из наиболее крупных курортов этого региона. И если вы уже прибыли в Гонконг на комфортабельном авиалайнере или приплыли на еще более шикарном круизном теплоходе, то добраться до Лантау вообще не составляет проблем.

Чаще всего Будду изображают в позе дхьянасана (позе медитации, лотосовой позе) либо в прямостоящей позе, в простом монашеском одеянии и с удлиненными мочками ушей (признак царского рода, который одновременно указывает на всеслышание Учителя). На шее - три еле заметные полоски (символ трикайи). Волосы Будды сложены в виде бугорка/узла (ушниша ) в соответствии с тем, как носили монахи того времени, в дальнейшем эта деталь приобретет самостоятельное значение, символизируя Просветление. В межбровье изображается урна , символ внутреннего духовного вйдения. Вокруг головы - мандорла.

Первые антропоморфные скульптурные изображения Будды возникли в Индии в I-II вв. н. э. Однако буддийская традиция связывает их появление с событиями, которые происходили еще при его жизни. Ряд деталей, которые упоминаются в текстах, имеет прямое отношение к складывающейся иконографии и шире - к пониманию того, чем именно является образ Будды для его последователей. Легенды о первых прижизненных образах Будды Шакьямуни так или иначе связаны с появлением или созданием статуй по просьбам богатых покровителей. Индийский исследователь У. П. Шах также отмечал, что описанные в сутрах случаи того, что Будда призывал своих последователей не устанавливать его изображения как объект поклонения, косвенно свидетельствуют о том, что такие попытки действительно делались при его жизни .

Искусство буддийской скульптуры, как гласит предание, началось с богатого покровителя буддизма и купца Анатхапинди- ки, который однажды пригласил Будду и его монахов принять полуденную пищу. Когда Будда отклонил приглашение, он попросил Учителя воздвигнуть статую из драгоценных металлов, совершенную в каждой детали: она стала известна как «Драгоценный Учитель». В другом варианте этой легенды говорится: когда Благословенный отлучился на небеса Траястримса, король Варанаси сделал сандаловое изображение Будды для своих личных молитв. Когда же Будда вновь снизошел в человеческую сферу из сферы богов, статуя сделала шесть шагов в приветствии. Тогда Благословенный приказал ей: «Следуй в Китай для того, чтобы освятить эту страну!» - и статуя, известная как «Сандаловый Господь», перелетела по воздуху в Китай. Эта легенда и связанное с ней изображение Будды, которое ныне находится в Бурятии в Эгитуйском дацане, были всецело исследованы в книге А. А. Терентьева . Легенды о летающих статуях в целом нередки в буддийском ареале. Нужно отметить, что все сколько-нибудь старинные буддийские статуи имеют мифологическую историю, отсылающую либо к легендарным мастерам, которые их изготовили, либо к их чудесному самопоявлению. Согласно буддийской традиции, существует множество статуй, пребывающих во «внешнем океане», или сфере богов, которые затем проявляются на Земле.

Обратим внимание на ряд важных моментов, следующих из вышеназванных легенд. В последнем мифологическом сюжете Будда фактически одухотворяет косную материю скульптуры, что выводит скульптуру за пределы грубой материальности, преображает пластическую массу, переструктурирует ее, реализуя ее потенциальную возможность быть соразмерной Татхагате (потому- то скульптура и совершает шаги ему навстречу). Более того, он наделяет статую сакральной функцией: «Следуй в Китай для того, чтобы освятить эту страну!» - то есть пребывай там подобно мне, освяти мной это пространство. В статуе проявляется «неотлич- ность» природы Благословенного и природы скульптуры, однако и «нетождественность», так как буддийская скульптура никогда не выступала в роли объекта идолопоклонства. Кроме того, появление иконографии «Будды идущего», распространенной в Юго- Восточной Азии, также имеет отношение к упомянутым легендам.

По предположению Ц.-Б. Б. Бадмажапова, ряд легенд, связанных с созданием первых живописных изображений, повлиял и на характер прорисовки складок в статуях прямостоящего или сидящего Будды в школах Гандхары и Матхуры (складки, «подобные ряби на воде»). Еще один объединяющий момент сказаний, в том числе и относящихся к первым живописным изображениям, это то, что художники были не в состоянии изобразить Учителя из- за его сияния. Общий смысловой узел данных мифологических сюжетов - явление светоносное™ природы Будды, которая была непосредственно воплощена в живописном произведении. Так, согласно «Дивьявадане», царь Рудраяна, или Удаяна, послал к Благословенному художников, чтобы написать его портрет, но их попытки были тщетны, и Будда сам перенес свое подобие на холст. Трактат Лобсан-Данби-Чжалцхана содержит подобную по смысловому контексту легенду об образе Будды, «возникшем из лучей». Она связана с эпизодом, когда Будда сам начертал лучом свое изображение. Впоследствии оно было воспроизведено в красках художниками и, по замечанию Ц.-Б. Б. Бадмажапова, может быть связано с формированием иконографии вокруг Будды ореола (мандорлы) . Другая история повествует об ученике Татхагаты, который никак не мог уловить меру (божественные пропорции) Учителя, и вновь причиной тому стало сияние, исходившее от него. Шакьямуни в одном из вариантов легенды велел ученику обрисовать свою тень, в другом - встал на берегу реки, для того чтобы ученики смогли запечатлеть его отражение в воде. Последняя как раз и относится к появлению изображений центральных складок одеяния Будды, «подобных ряби на воде».

Время появления первых изображений Будды - рубеж тысячелетий для буддийской сангхи - было отмечено религиозными спорами (на кашмирском соборе при императоре Канишке (I-II вв.) произошел раскол буддийских школ) и одновременно широким распространением буддизма в массах, его демократизацией.

Безусловно, это время требовало появления конкретного наглядного образа Учителя как примера достижения состояния Будды в теле человека, как указания связи Учителя и ученика.

До настоящего времени в науке не сформирована доказательная база одновременного или последовательного зарождения антропоморфных скульптурных и живописных образов Будды. Но насколько позволяют судить известные на сегодняшний день памятники искусства, индийская древность все же более активно откликнулась на скульптурно-пластическую основу образа. Появление скульптурных изображений Будды ознаменовало собой создание иной объемно-пластической формы отражения Абсолюта, нежели ступа. И хотя в дальнейшем ступа и скульптура будут сосуществовать в истории культуры параллельно, необходимо подчеркнуть своеобразную передачу смыслов от ступы к скульптуре в пространстве пещерного храма. Сходная семантика ступы и скульптуры как тела Будды очевидно прослеживается в нарастании изобразительного начала в структуре сгуи, находящихся в чайтьягрихах (изображение Будды в структуре ступы в пещере №19 Аджанты и пещере № 10 в Эллоре). Позднее ступа утвердится как отдельно стоящий объект преимущественно монастырских комплексов, а скульптура займет главенствующее положение в буддийском храме.


Ступа

виды
1) Буддийская ступа из камня. Тибет.

2) Ступа в Японской пагоде.


Особенности формы ступы в разных районах Индии определялись местными традициями,
но в плане она должна быть обязательно круглой с круглым или квадратным основанием.
В системе буддийской символики ступа рассматривалась как вертикальная модель вселенной
(квадрат – символ порядка и устойчивости, круг – символ движения и развития).

Прообразом архитектурного сооружения типа ступа могли служить круглые в плане каменные могильные холмы, имевшие круговую ограду с воротами, или индийская хижина в форме улья с шестом внутри, подпирающим перекрытие в зените. В ведические времена подобные хижины были обычны для севера Индии. Сам же Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний.

Какие геометрические фигуры лежат в основании ступы?

Что символизирует каждая из них?

Что служило прообразом ступы? (Найдите иллюстрации данных сооружений, покажите наглядное сходство).

БОЛЬШАЯ СТУПА
3 век до н.э. – 1 век н.э.в Санчи, штат Мадхья Прадеш.

Цоколь ступы представляет собой каменный барабан с мощной оградой по краю и двойной лестницей-всходом. Символика Цоколь ступы символизирует собой землю, мир бога Мары, олицетворяя смерть и разные искушения, которым в миру подвергается человек.

Над цоколем возвышается величественная полусфера из слоев кирпича-сырца, облицованная блоками красного песчаника.Символика Каменная полусфера, согласно древней космологической схеме, являет собой второй уровень Вселенной, мир богов и полубогов, означает нирвану Будды и его самого, утверждая телесность существования учителя. Вдобавок это еще и модель горы Меру, традиционный объект поклонения буддистов.

В центре полушария ступы расположена кубическая камера с реликварной урной.Символика Это изображение высшего уровня Вселенной, куда переселяются лишь те существа, которые достигли Просветления.

Ступа имеет вертикальную ось в виде мачты от цоколя до вершины, которая завершена пирамидой зонтов. Символика Центральный шест символизирует ось Вселенной, Древо Мировое, победу над невежеством и смертью. Зонты, атрибуты царской власти, и защита от злых промыслов, в буддизме означает ступени восхождения к нирване.

Перечислите 4 основных атрибута Большой Ступы в Санчи. Охарактеризуйте один из них?

Найдите изображение ступы вНепале (Сваямбанат). Проведите сравнительный анализ: что общего ступы в Непале со Ступой в Санчи?

В чем различия?

Какие элементы Сваямбанат указывают на догматические особенности?

Скульптура.
Большой Будда

Тяньтань Будда, известен также как Большой Будда – большая бронзовая статуя Будды, расположена в Гонконге, на острове Лантау, вблизи монастыря По Лин. Символизирует гармонию отношения между человеком и природой, между людьми и религией. Важный центр буддизма в Гонконге, а также – популярный туристический объект.

Высота статуи – 34 метра, вес – 250 тонн, что делало Большого Будду самой высокой бронзовой статуей Будды до 2007 года. Чтобы достичь статую, посетителям требуется преодолеть лестницу с 268 ступенями, хотя имеется также небольшая извилистая автомобильная дорога, ведущая к Будде. Большой Будда смотрит на север, что уникально, так как все крупные статуи Будд обращены на юг.

В искусство буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи; это идеи несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно-образный характер. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья.

Какой социальныйсмысл обретает «нейтрализм» Буддизма?

Похожие публикации