Архитектура древнего рима и античные памятники вечного города. Методы римского строительства Знаменитые архитектурные сооружения древнего рима

Зодчество Древнего Рима носит наследственный характер. Оно покоится на достижениях древнегреческих архитекторов. Колоссальная территория, простирающаяся от Британских островов до Египта, сыграла немаловажную роль в формировании культуры империи. Завоёванные провинции (Сирия, Галлия, Древняя Германия и др.) обогатили творчество римских строителей местными особенностями.

Архитектура Древнего Рима стала итогом развития искусства древней цивилизации. Она дала множество новых типов построек: библиотеки, виллы, архивы, дворцы.

Развитие древнеримской культуры прошло через следующие этапы:

Царский;

Республиканский;

Императорский.

Римские зодчие вдохновлялись работами мастеров с захваченных территорий, которых свозили в столицу империи. Особенно они преклонялись перед достижениями греков и изучали их философию, поэзию, ораторское искусство. Греческие архитекторы и скульпторы съезжались в Рим. Первые скульптуры создавались как греческие копии.

Римляне, в отличие от их соседей греков, поэтов и философов, имели утилитарный склад характера. Это были завоеватели, юристы и строители. Поэтому архитектура Древнего Рима носила прикладной характер. Наибольшего расцвета она достигла в инженерных постройках: мостах, термах, акведуках, дорогах.

К этому периоду относится строительство ряда крупных инженерных сооружений и среди них - большой порт в Остии. В 102 г. для контроля над Даккией Траян построил большой каменный мост с бетонными опорами через Дунай. Строил, конечно, не он, а его мастера-строители, среди которых особо выделялся Аполлодор из Дамаска. Вероятно, он был одним из самых образованных и талантливых инженеров Римской империи, так как помимо моста выстроил ряд крупных и сложных в конструктивном отношении сооружений, таких, как форум Траяна, цирк и термы в Риме, названные именем императора. Ему приписывают строительство одного из самых красивых и выдающихся сооружений мирового зодчества - бетонного Пантеона в Риме.

Еще интенсивнее продолжается строительство во время правления императора Адриана (117-138 гг.). Адриан принимал участие в строительстве не только как организатор, но и как архитектор и инженер-строитель. Большую часть своей жизни он провел в поездках по империи. Адриан посетил все римские провинции, был большим поклонником греческой культуры, восхищался мастерством египетских художников.

На склоне лет он приказал построить в городе Тибуре близ Рима загородную виллу с бетонными стенами и воспроизвести там в миниатюре все то, что так поразило его во время путешествий. В 132 г. Адриан начал сооружать для себя грандиозный мавзолей и мост к нему, перекинутый через Тибр. Строительство этих сооружений было закончено в 139 г. Строительная деятельность ближайших преемников Адриана не была такой оживленной. Из наиболее значительных сооружений можно назвать храм в честь жены императора Антонина Пия и колонну, носящую имя Марка Аврелия.

При царствовании Септимия Севера (193-211 гг.) происходит некоторое оживление строительной деятельности. По словам его современника Лемпидария «...Постройки прежних государей он восстановил и многие сам возвел, в том числе термы своего имени. Провел и воду, что называется Александровой...

Он первый ввел александровский способ отделки двумя видами мрамора. На форуме Траяна он поставил статуи великих люден, перенеся их отовсюду... Мосты, построенные Траяном, он восстановил почти во всех местах, а в некоторых и вновь построил...» В 203 г. в ознаменование побед над парфянами и арабами в Риме сооружается на мощном бетонном фундаменте триумфальная арка Септимия Севера высотой 23 и шириной 25 м. Архитектура этого периода отличается богатством декоративного убранства, придающего постройкам парадный облик.

При императоре Каракалле (211-217 гг.) в Риме строятся самые грандиозные и красивые за всю историю существования города термы, где в качестве основного строительного материала использовался бетон. Весь комплекс зданий занимал 16 га и был закончен немногим более чем за четыре года.

Если раньше большие денежные расходы, вызванные войнами, строительством дорог, общественными работами, голодом и эпидемиями чумы покрывались за счет военных трофеев, дани с покоренных народов или денег от продажи пленных и конфискованных земель, то теперь, в начале III в., такие возможности резко сокращаются.

Рим в то время, как и многие города его провинций, еще сохранял свой внешний блеск, однако упадок, коренившийся в самой структуре римской империи, был уже хорошо заметен. Морской торговле вновь начали угрожать пираты, а сухопутные дороги стали небезопасными благодаря участившимся случаям разбоя. Наступил период крайнего распада экономики; обезлюдели города, опустели поля, так как не хватало рабочих рук, наблюдалось углубление типичных форм натурального хозяйства.

Во второй половине III в., после того как усилился натиск варваров на римские границы, началось интенсивное сооружение крепостей и стен по всей обширной империи. Так, Аврелиан с первых дней своего правления стал укреплять Рим мощными стенами, строительство которых было закончено в 282 г.

Мероприятия и многочисленные декреты Диоклетиана, а позднее - Константина, направленные на нормализацию экономической жизни страны, увенчались успехом. Внешняя опасность для римского государства была временно устранена, порядок упрочен, а мир обеспечен. Одним из основных методов государственной политики стала «военизация» всего государства, включая и гражданскую часть населения. Взяв за образец крупные восточные монархии, императоры создали такую социально-экономическую систему, при которой каждый гражданин считался на службе только у государства. Никто не имел права выйти из той социальной категории или ремесленной организации, в которой он находился. Никто не мог уклониться от той деятельности, к которой он был предназначен со дня своего рождения. Ранее свободные коллегии, объединявшие людей по профессии, превратились теперь в принудительные корпорации. Большинство ремесленников получали от государства денежные, а чаще натуральные пособия, но за это должны были примириться с тем, что их свобода была теперь резко ограничена.

В этой обстановке растет и расширяется капитальное строительство. Ко времени правления Диоклетиана относится сооруженный в 290 г. амфитеатр в Вероне - здание, напоминающее по типу и размерам Колизей в Риме. В 305 г. сооружены громадные бетонные термы Диоклетиана. Они вмещали одновременно 3200 человек и являлись самым крупным сооружением такого типа, созданным за всю историю римского строительства.

При Константине, который в области государственного управления продолжал традиции Диоклетиана, 11 мая 330 г. произошло торжественное освящение новой столицы римской империи, которая получила название Константинополь. Она быстро стала застраиваться, украшаться великолепными зданиями и произведениями искусств, перевезенными из Рима и Греции.

К IV в. Римская империя вступает в последнюю и заключительную стадию своего развития. Постепенно складывается система так называемых натурально-замкнутых крепостных отношений. В стране сокращается торговля, натурализуются почти все виды государственных платежей. Изменяется облик городов. Они теперь принимают вид крепостей, ограниченных мощными стенами и башнями. Поместья превращаются в самостоятельные политические и экономические единицы, а их владелец-в государя, с армией рабов и колонов. Империя Рима распадалась на глазах. В конце IV в. возникает новый социально-политический кризис. Параллельно усиливается напор варваров на границы государства. Огромные массы гуннов, аланов и готов двинулись из прикаспийских степей на Запад. 24 августа 410 г. вечный город пал.

Таким образом, в результате завоевательной политики Древнего Рима, обогащения его за счет войн развивается строительство крупных инженерных сооружений, роскошных особняков, дворцов, храмов, жилых и общественных зданий. В свою очередь, это потребовало нового прочного, долговечного и относительно дешевого материала, каким и явился бетон. Однако для осуществлення больших строительных проектов из бетона одного золота и рабов было недостаточно. Требовалась налаженная организация труда, инженерные знания и строительная техника.

ТЕМА: ГРАДОС

ЛЕКЦИЯ 5


Римское градостроительство является прямым продолжением греческих градостроительных традиций.

В истории Рима выделяются три периода :

1) царский (753 – 510 гг. до н.э.),

2) республиканский (510 – 27 гг. до н.э.),

3) императорский (с 27 г. до н.э. по 476 г. н.э.)

Наиболее характерные черты римского градостроительства складывались под влиянием этрусской культуры. Этрусские города имели регулярную планировку (г.Миза – соврм. Марцаботто) и высокую культуру технического оснащения улиц. Ширина главных улиц 15 м, имели мощение, приподнятые тротуары, камни – переходы, каналы для водостоков. Всё из камня.

В (616 – 510 гг до н.э.) в Риме строились жилые дома с атриумами и храмы на высоких подиумах. Начал формироваться тосканский ордер. Большую роль сыграли

эллинистические традиции. Были заимствованы у греков такие типы сооружений, как: театр, стадион, палестра, перистиль жилых домов.

Особый раздел римского градостроительного искусства составляют достройки римскими архитекторами греческих ансамблей почти во всех городах Греции: Олимпии, Милете, Афинах, Александрии Египетской, Пергаме и др.

Римляне бережно относились к древнегреческой архитектуре, строили в основном рядовые сооружения, считая, что они совершенствуют незавершённые ансамбли прошлого. Стремление к завершённости и целостности архитектурно – планировочной композиции было одним из главных художественных принципов римского градостроительства.

Возникновение Рима связывают с именем царя Ромула, который заложил город на Палатинском холме («Квадратный Рим») по этрусским обычаям (гадания, знамения, борозда, ров à крепостные стены. Внутри стен – город – урбс, вокруг стен помериум.

В царский период в долине между холмами возникает общественный центр, после осушения долины (древнейшим гидротехническим сооружением Рима – клоаки Максима).

Город распространяется на соседние холмы, возникает радиальная система дорог, в 578 – 533 г.г. до н.э. город обнесён стенами, которые окружили большую часть холмов.

В республиканский период на Древнем форуме и капитолийском холме возникли храмы. Жилая застройка – из сырцового кирпича и дерева.

Императорский период связан с Пуническими войнами (пуни – финикийцы, основавшие Карфаген). В результате 1 – ой Пунической войны (264 – 241 гг до н.э.) завоёваны острова Сицилия, Корсика, Сардиния.

2 – ой - (218 – 201 гг до н.э.) - Испания

3 – ей - (149 – 146 гг до н.э.) - Карфаген

В процессе войн строились и мостились дороги, мосты. Вдоль дорог расставлены дорожные столбы – миллиарии. Точкой отсчёта служил столб на Капитолийском холме в Риме.



Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. В центре располагался преторий – палатка главнокомандующего – претора. По левую сторону - палатка казначея (квестора) – квесторий. По правую сторону форум – палатка легата (помощника претора). Вдоль главной улицы размещались палатки трибунов, главных военачальников – шесть в каждом легионе и префектов – (начальников – смотрителей).

Главная улица – 30 м шириной, улица Претория – 15 м. Общая протяжённость лагеря на два легиона – 645 м.

Города – колонии .

Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города и определения направления двух главных улиц «кардо» - север – южного направления и «декуманус максимус» – запад – восток. В дальнейшем ориентация была не столь строга. Параллельно направлениям главных улиц прокладывались улицы второстепенного значения.

Декуманус максимус - 12 м шир.

Кардо - 6 м

Второстепенные улицы - 4 м

Главный перекрёсток города – тетранс - отличался специальным архитектурным сооружением - тетрапилом - кубическое здание со сквозными проездами.

Тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрёстке.

Въезды в город отмечались триумфальными арками (красивыми городскими воротами).

Размеры городов не превышали 14,7 га (Кремона). Болонья и Флоренция (10 га).

г.Аоста (26 – 25 гг до н.э.) 724 х 572 м – размеры города.

Крупные кварталы: 143 х 181 м. Амфитеатр, театр, Термы, храм. Триумфальная арка.

К началу императорского периода Рим представлял собой город с расходившимися от него сухопутными и морскими дорогами, соединившими его с такими отдалёнными территориями, как Северная Африка, Малая Азия, Испания, Британия и т.д. Вдоль дорог располагались укреплённые регулярные города. Рим напоминал огромного паука, который «заткал» паутиной дорог и поселений огромную территорию, протяжённостью более 4-х тысяч километров.

В конце I в до н.э. Октавиан Август взял в свои руки всю военную власть (империум) и получил право называться императором.

Это был золотой век темского искусства .

Поэты:Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий. Географ и историк Страбон.

Архитектор Витрувий . Десять книг об архитектуре. Витрувий подытожил огромный опыт эллинистической и римской архитектуры.

В 1-ой книге он говорит о главных требованиях при выборе места для основания города :

Благоприятные климатические и топографические условия;

Наличие питьевой воды;

Системы водных и сухопутных дорог для торговли;

Плодородная земля.

По Витрувию, в области эстетики архитекторы должны придерживаться ординации (ордерной системы), разумной диспозиции (планировки), соблюдения гармонии, симметрии (соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов).

27 г. до н.э. Рим свободно развивался между холмов, где строились форумы, на Марсовом поле, где возникли зрелищные сооружения, портики и храмы. На холмах, среди садов и живописной природы, располагались патрицианские виллы.

Строительство в городе велось на частные средства, даже мощение дорог. Особо прославился своей инженерной деятельностью Агриппа , который ремонтировал древние водопроводы – Аква Апиа, Анио Ветус, Аква Анция, Аква Тепула – и строил новые – Аква Юлия и Аква Вирго. Аква Вирго снабжал водой новые термы Агриппы на Марсовом поле. Всего в Риме было построено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров. Вокруг Терм Агриппа устроил сады с портиками, скульптурой, большими бассейнами и каналами, служившими дренажами заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний горожан.

С именем императора Августа связана застройка главных холмов Рима: Капитолийского и Палатинского. На Капитолийском холме были построены холмы Юпитера и Аполлона; на Палатинском холме – дворец, сад, большой цирк. Отремонтирован и достроен форум Романум. Достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, храм Кастора и Поллукса, подновлён храм Сатурна, выстроен храм Согласия. Продолжено мощение форума.

В составе форума сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города: атриум и храм Весталок, Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов – Ростра и др.

Форум Романум – прекрасный архитектурный ансамбль, отражавший сочетания греческого и римского градостроительного искусства. Отсутствие жёсткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа.

Новый Форум Августа построенперпендикулярно к форуму Цезаря. Пространство 50 х 100 м, окружённое колоннадой и экседрами. В конце площади – храм Марса Ультора (т.е. мстителя). Форум был окружён высокими 30 – метровыми стенами, изолировавшими его от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, характерное для императорского Рима. Имел прекрасное мраморное мощение. Декоративное убранство: дорогой камень, бронза. Это было полугородское полуинтерьерное пространство, куда допускались не все жители города.

При династии Флавиев (после 68 г.) построен обширный форум Мира и

Колизей (75 – 80 гг). Размеры овального основания 188 х 144 м. – 50 тыс. зрителей, высота 48,5 м (выше холмов, которые не превышали 36 м). Огромная чаша Колизея заняла центрирующее положение в городе и превратилась в его своеобразное статическое ядро . Связующим звеном между Колизеем и форумом Романум стала арка Тита (арх.Рабирий). Она была построена на переломе рельефа и фиксировала направление священной улицы (Виа Сакра). На противоположной стороне форума у подножия Капитолийского холма рядом с храмом Согласия был построен небольшой храм Веспасиана.

Дворец Флавиев на Палатинском холме (арх. Рабирий)– комплекс помещений, группировавшихся вокруг перистиля. Среди них особенно выделялся тронный зал 29 х 35 м.

С именем Рабирия связан Проходной форум с храмом Минервы - окружён высокой стеной, имел замощение (как форум Августа). Постройки Флавиев отличаются более крупным масштабом, чем постройки начала века, и более соответствовали статусу Рима, как столице империи.

II столетие н.э . Рим достиг вершины своего развития – превратился в крупнейший мировой центр.

Население Рима – 1 млн. чел. Пестрый социальный состав населения:

· Верхний слой :

сенаторы (крупные землевладельцы),

всадники (чиновники, военачальники, землевладельцы)

· Значительную часть римского населения составляли - плебеи : торговцы, ремесленники, городская беднота

· рабы – ремесленники, рабы служащие,

· большое число вольноотпущенников проживало в городе,

· иностранцы - перегрины , т.е. свободные не имевшие ни римского, ни латинского гражданства лица.

С целью борьбы и предотвращений возможных городских восстаний (т.к. основной состав населения относился к неимущим сословиям) – проведение внутренней политики властителей – в подачках народу «хлеба и зрелищ». В городе существовали специальные раздаточные пункты питания.

Второе средство отвлечений народных масс от восстаний – многочисленные развлечения и зрелища → Строительство стадионов, терм, амфитеатров, цирков.

Увеличение численности населения Рима сказалось и на характере жилой архитектуры.

Основное население ютилось в многоэтажных домах - инсулах .

в I в. в Риме 1790 особняков

46 602 инсулы.

Жилые комнаты в инсулах группировались по коридорной системе. Жилые улицы были узкими и тёмными, при ширине 5 м высота домов 20 м.

Движение пешеходное, богатых горожан носили на крытых носилках.

Архитектура Римской империи в развалинах Римского Форума.

Покорение Греции принесло Риму новый взгляд на культуру и искусство. Однако римская архитектура не просто копировала греческую, но и внесла собственный вклад в развитие зодчества. Древнеримская архитектура в своем развитии впитала также культуру строительства покоренных империей народов Пиренейского полуострова, Древней Германии, Галлии и других. Рим перенял многое из искусства этрусков, носителей высокоразвитой культуры, благодаря воздействию которой появились некоторые конструктивные подходы в строительстве, инженерные сооружения. Начало развития римской архитектуры относится к периоду 6-1 вв. до н.э. В начале этого периода Рим был небольшим городом, и его архитектура находилась под воздействием культуры этрусков - италийских племен. У них были заимствованы арки и своды с куполами. В те времена создавались мощные оборонительные сооружения, например, стена Сервия (4 в до н.э.). До 3 в. до н.э. в римской архитектуре присутствовали преимущественно деревянные строения с орнаментом из терракоты. До 2 в. до н.э. в Риме еще не разрабатывали местный мрамор, и храмы строили из вулканического туфа. Арочные своды из мягкого туфа заменяли прочные балки, используемым в греческих зданиях, и служили несущими элементами конструкций. Стены украшали гипсовыми рельефами. К этому периоду относится разработка технологий получения обожженного кирпича, из него возводили каркас, а облицовку стали делать из туфа. На Капитолийском холме в 509 г. до н.э. был возведен храм с тремя целлами Юпитера, Юноны, Минервы. Конек фронтона был украшен квадригой из терракоты скульптора Вулки. Позднее храм неоднократно перестраивался с использованием колонн от греческих храмов.

Храм Юпитера Капитолийского в Риме и элементы ордера в храмах в разных городах эпохи Древнего Рима.

Во 2-1 вв. до н.э. в римской архитектуре начинают использовать новый пластичный материал - бетон. В строительстве применяют сводчатые конструкции. В это время начали возводить здания судов, торговли, амфитеатры, цирки, термы, библиотеки, рынки. К тому периоду относится создание первых триумфальных арок, складов (портик Эмилиев - 2 в. до н. э.). Появились Канцелярии, Архивы (Табулярий. 80-е гг. 1 в. до н. э.). Такое бурное строительство и появление зданий разного назначения вызвано расширяющейся экспансией, захватом территорий, увеличение размеров государства и необходимость в строгом регулировании подконтрольных территорий.

Табулярий в Риме.

К концу 1 в. н.э. сформировалась Римская империя с единоличной властью. Время правления императора Августа породило "августовский классицизм" в архитектуре Римской империи, который и стал в дальнейшем основой для европейской архитектуры. В это время стали разрабатывать "лунский», затем каррарский мрамор. Римская архитектура того периода ориентировалась на творения времен Фидия в Древней Греции. Вместо домов из сырца и дерева появились первые многоэтажные, дома, особняки аристократов, которые строились из обожженного кирпича и бетона и облицовывались мрамором. Город украсили виллы Кампаньи, дворцы, украшенные портиками, колоннами, фронтонами, богатым скульптурным декором. Фонтаны с лепным декором сочетались с зеленью садов. Появился Римский Форум, вокруг которого возводят общественные здания и храмы. На Римском Форуме и сейчас стоят коринфские колонны храма Кастора и Полукса высотой 12,5 м.

Колонны храма Кастора и Полукса в Риме.

Награбленные богатства из покоренных стран вызывали подъем римской архитектуры, которая была призвана подчеркнуть величие империи. В сооружениях подчеркивалась их масштабность, монументальность и мощь. Здания богато декорировались. В античном стиле возводились не только храмы и дворцы, но и термы, мосты, театры, акведуки. В качестве основы использовались греческие ордера, из которых преимущество отдавалось коринфскому ордеру, а также новому композитному, созданному как смешение древнегреческих. Однако, в архитектуре Римской империи элементы ордера использовались в основном как декоративные, в отличие от Древней Греции, где все части ордерной системы несли определенную нагрузку и являлись частями конструкции. В 1 в. до н.э. не только в Риме, но и в провинциальных городах появились прекрасные архитектурные комплексы, как, например, в Помпеях. Император Нерон придал римской архитектуре новый облик, уничтожив несколько кварталов города, на месте которых был построен "Золотой дом".

Развалины Золотого дома Нерона в Риме.

В период правления Флавиев и Траяна (конец 1-начало 2 вв. н.э.) сооружались большие архитектурные комплексы. В завоеванных Афинах Адриан возвел храм Зевса Олимпийского в 135 г. н.э. (реконструирован в 307 г.). При Адриане (125 г.) стали возводить Пантеон - яркое сооружение архитектуры Римской империи, сохранившееся до сегодняшнего дня. Пантеон создавался из объемов строгой геометрической формы: цилиндрической ротонды, полусферического купола, портика с двумя рядами колонн в виде параллелепипеда. На куполе сделано отверстие, через которое освещается внутреннее помещение храма. В этом произведении четко отображены пропорции: диаметр ротонды равен высоте сооружения. Высота купола равна половине условной сферы, которую можно было бы вписать в храмовую конструкцию. В отделке Пантеона: мраморные плиты нижнего яруса и штукатурка на верхних ярусах. Кровля была покрыта бронзовыми черепицами. Пантеон стал образцом для многих сооружений европейской архитектуры разных исторических эпох.

Вид на римский Пантеон сверху.

В конце 3 в. н.э. одним из наиболее важных сооружений архитектуры Римской империи стала оборонительная стена Аврелиана. Император Диоклетиан (3-4 вв. н.э.) сделал своей резиденцией г. Салона и практически не жил в Риме. В Салоне был выстроен хорошо укрепленный дворцовый комплекс с выходом к морю. В это время архитектура Римской империи отличалась строгостью, четкостью и меньшим декорированием. Поздний период (до конца 2 в.) развития римской архитектуры начался в годы правления Адриана и при Антонине Пие. Это были годы ожесточенных войн, заговоров, политических убийств, восстаний, а также нашествия чумы. В те времена не возводили триумфальные арки, зато строилось много жилых домов и вилл. Римская архитектура поздних Антонинов отличалась большим количеством декора. К тому периоду относится храм Адриана, храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме, колонны Антонина Пия, Марка Аврелия, обильно украшенные барельефами.

Храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме (141 г. до н.э.).

С приходом к власти императора Константина и после 313 г., с официальным признанием христианской религии, как основной на территории римской империи, античные ордера были использованы для возведения храмов. Столица была перенесена в бывшую когда-то греческой Византию, получившую название Константинополь. Рим утрачивает свое центральное значение, а античное искусство, удаляясь от своего центра, постепенно приобретает формальный характер, постепенно перерастая в средневековые стили.

Храм Св. Софии в Константинополе. Построен при императоре Константине. 324—337 гг.

Римская архитектура 3 в. н.э. все больше подвергалась воздействию христианства, однако, ордерная система все еще использовалась в сооружении храмов и общественных зданий: большие входные лестницы, многоколонные портики, подиумы, декор высоких стен. В эпоху домината (284-305 гг. н.э.) облик римской архитектуры изменился: уменьшилось количество декора, снизилась четкость объемов и пропорций. В это время появились приемы, которые затем стали использоваться в византийской архитектуре: сочетание камня и кирпича, мозаика в отделке. Например, храм Юпитера строился из белого камня, кирпича, для облицовки использовался цветной мрамор, поверхности покрывались штукатуркой, мозаикой, гипсовой лепниной. При этом искусство каменной резьбы угасало: лепнина становилась грубее и менее детализирована. Развивающееся византийское искусство использовало традиции архитектуры Римской империи и Древней Греции, сочетая их с восточными мотивами. В течение 5 в. на основе этих тенденций римской архитектуры начало формироваться европейское зодчество, принесшее в мировую архитектуру великие произведения. До сих пор многие из элементов римской архитектуры используются при возведении зданий в исторических стилях. А с появлением искусственных материалов, имитирующих натуральные, таких как, например, полиуретан, такое строительство приобрело большую демократичность, снизив стоимость и потребность в больших трудозатратах.

Фасад многоквартирного дома своим внешним видом напоминает древние римские здания.

Похожие публикации