Ступа в санчи где находится. Как получить удовольствие и улучшить свою карму

Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились сохранился целый комплекс строений и, по крайней мере, три ступы. Наибольшая среди них - Ступа I, или Большая ступа, перестраивалась несколько раз, и сохранившаяся часть датируется примерно I веком до н. э. При императоре Ашоке, буддизм в был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. Индо-персидские мотивы времени Ашоки вступили во взаимодействие с другими, и на протяжении следующего века они оформились в широко разработанную изобразительную систему, теперь уже в индийском стиле. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ, одним из трех главных типов буддийской архитектуры. В отличие от других двух - жилые помещения (вихара) и молитвенного зала (чайтья), - в которые можно было войти внутрь, ступа была цельной монолитной постройкой.

Большая Ступа в Санчи расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал. Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II веке до нашей эры на том месте, откуда, по преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри Ланка) для распространения там буддизма. Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились. Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в, форме балкончика - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба. Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой-ведикой (символ охраны святыни - древа Бодхи), лишенной всяких украшений. Во второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная уже в 1 в. до н.э. по типу старинных деревянных сельских оград, также имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные. Они создавались с промежутками около десятилетия.

Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на три основные группы.

Первая - скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с ними - консоли в виде женских фигур. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами внизу, окружены четырьмя полуфигурами слонов с восседающими на них фигурками мужчин и женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и ко всей остальной, более мелкой скульптуре. Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами.

Вторая - круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов, всадников. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община). По бокам Колеса Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей - низших божеств, олицетворяющих силы природы, - и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного целого.

Квадратная нижняя часть ворот представляет собой колонны, обильно покрытые резьбой, - сюжеты из джатак, фигуры воинов и элементы современной светской архитектуры.
Третья - более крупные рельефы, хорошо видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной массой покрывающие балки архитравов. Эти многочисленные изображения повествуют о прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно жертвующих собой для других, представляют сцены почитания буддийских святынь - ступ, дерева Бодхи, колеса дхармы и являют картину буддийского мира - людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований - якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными перемычками, соединяющими горизонтальные балки. На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева - пара крылатых лошадей, а справа - крылатая антилопа.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Тораны святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально, поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения, широко распространенных в древнейших народных верованиях.

Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 г. Сто лет спустя здесь открылся музей, а в 1989 г. местные достопримечательности были занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Первоначально здание главной ступы представляло собой полусферу, выстроенную из необожженного кирпича и окруженную деревянной оградой. В середине II в. до н. э. ступа была увеличена, полусферу увенчала дарохранительница с каменным шпилем и нанизанными на него тремя хармиками (зонтиками), которые символизировали ступени восхождения к вершине неба.

    Историческая справка

    При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) для большой ступы были выстроены каменные ворота-торана, ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Форма ворот также напоминает деревянную архитектуру: две мощные квадратные колонны перекрыты тремя каменными балками, завершающимися спиралями (подобно священным буддийским свиткам-сутрам). Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Вся поверхность ворот покрыта обильной каменной резьбой, промежутки между балками и навершие ворот заполнены скульптурой.

    Эти многочисленные изображения повествуют о жизни Будды после его появления на Земле и в прежних рождениях (джатаки), представляют сцены почитания буддийских святынь ступ, дерева Бодхи, Колеса дхармы и являют картину буддийского мира людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках; как персонаж исторической биографии он представлен в символических образах (следы его ступней, лотос и т. п.). В сцене просветления под деревом Бодхи изображен лишь пустой трон. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община).

    Архитектура

    Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика – она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

    Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

    Вокруг ступы – массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой ступы (они называются торана) – выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

    Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I в. до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах, – жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют много-численные символы буддизма – колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы – якшинь, птиц и зверей – слонов, львов.

    Краткие сведения о культуре Древней Индии

    И́ндия- государство в Южной Азии. Религии - индуизм, буддизм, брахманизм, сикхизм и джайнизм. Самая ранняя религия - ведическая (культ природы). Культура буддизма повлияла на архитектуру Древней Индии. VI в. до н. э. - регулярная планировочная схема городов, дома из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией.

    Строительные материалы Древней Индии

    Дерево - активно использовалось. Бамбук - сооружение типичных для индийской архитектуры круглых построек. Глина - раствор для кирпича, изготовление кирпича-сырца, обожженного кирпича. Камень – сооружение ступ, стамбх, пагод, ограждения. Формы, созданные в дереве перенесены в каменные строения. Ценные породы камня - облицовка культовых и дворцовых сооружений. Штукатурка – применялась для украшения и укрепления кирпича.

    Основные виды конструкций в Древней Индии

    Стены: освоена техника возведения стен разными видами кирпичной кладки.

    Арочные фермы:

    Вход в грот Карли. (IIв. до н.э.)

    дугообразные фермы, высеченные из камня или подвешенные к сводам пещерных храмов, бывают двух видов:

    · составленные из нескольких одинаковых закрепленных дуг;

    · подражание дощатым кружальным ребрам;

    Для прочности использовали несколько ферм, соединяя между собой почти вертикальными перекладинами.

    Своды:

    Фальшивые своды

    кладка ведется горизонтальными рядами, постепенно свешивающимися внутрь конструкцией, не требующей применения кружал и не развивающей бокового распора, возможной лишь при небольших пролетах.

    Типы буддийских культовых сооружений в Древней Индии

    Чайтья: продолговатый пещерный зал с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа (полусферическое погребальное, а затем мемориальное сооружение). Часто выход оформлен как “портик” с килевидным завершением.

    Ступа: монументальное сооружение для хранения реликвий. Встречаются ступы полусферические, квадратные ступенчатые, башнеобразные, колоколообразные, бутылеобразные. Техника сооружения ступы - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре - применяются раскраска и позолота.



    Стамбха: монолитный каменный столб, обычно завершенный капителью и увенчанный скульптурой (цветы лотоса, фигуры животных). На столбе высекались эдикты царя Ашоки и буддийские религиозно-моральные предписания.

    Чайтья в Карли

    Краткие исторические сведения

    Чайтья в Карли – пещерный буддийский монастырь в Индии, высеченный в скале во втором веке до н.э.

    Архитектурный анализ чайтьи в Карли

    Представляет огромный внутренний зал (З,8 х 14 м) имеет апсидный план, высота храма – 15,7м. Стены храма тщательно отполированы. Три нефа, два ряда колонн, стволы колонн – шестнадцатигранные, капители - соединение мотивов колокола и цветка лотоса со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур, базы колонн – горшковидные. В апсиде колоннада описывает полукруг вокруг ступы. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам.

    Фасад храма : отмечен огромным подковообразным окном (главный источник света в храме) и украшен скульптурными рельефами(мужские и женские фигуры).

    Ступа в Санчи

    Краткие исторические сведения о ступе в Санчи

    Воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II в. до н. э. Во второй половине I в. до н.э. были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим сторонам света. Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой.

    Архитектурный анализ ступы в Санчи

    Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м (без стержня), а вместе со стержнем 23,6 м. Ступа сложена из крупного кирпича и камня, стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой. С южной стороны на террасу ведут лестницы. На вершине купола находится хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Над хармикой возвышается стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Каменная ограда вокруг ступы, имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света.

    Большая Ступа в Санчи

    В III веке до н. э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ – буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тысяч. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся архитектурное сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии.

    Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, в II–I веках до н. э. была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Она кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Ступа стоит на круглом цоколе диаметром в 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Подобно платформе, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В толщу кирпичной кладки вмурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота – в красный. Весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

    Буддийский ансамбль в Санчи

    Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты – три священных неба.

    Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

    Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) – выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и контрастно выделяются на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

    Рельефы ворот являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Они представляют соой целый сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Основные темы рельефов – жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма – колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы – якшинь, птиц и животных – слонов, львов.

    В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Здесь можно видеть и фантастические образы, неизвестные в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшинь – женских божеств природы – на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

    Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

    Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

    Большая сделка Экономические, социальные и психологические последствия брежневского «нефтяного угара» были чудовищны. Фактически власть и народ в начале 70-х годов заключили Большую Сделку.Трудящиеся получили возможность жить не по средствам, повышать свой жизненный

    Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

    Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

    Большая порка Спервых часов Великой Войны националисты активно развернулись в тылах РККА, благо имелся опыт аналогичных действий в Польше. Двигаясь в авангарде немецких войск, «походные колонны» обеих ОУН, входя в городки и села, организовывали там новую власть. «Идем

    Из книги Секреты пирамид [Созвездие Ориона и фараоны Египта] автора Бьювэл Роберт

    VI БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА Даже сейчас, частично разрушенная и потерявшая почти все белые плиты облицовки. Великая пирамвда производит сильное впечатление. Она возвышается над окружающей пустыней и пригородами современного Каира и кажется настолько странной деталью пейзажа,

    Из книги Вторая мировая война автора Колли Руперт

    Большая тройка Первая встреча Большой тройки, Сталина, Рузвельта и Черчилля, состоялась в ноябре 1943 г. на Тегеранской конференции. Сталин, считая, что Советский Союз несет на себе основную тяжесть войны, подталкивал союзников нанести по Германии удар с запада. Большая

    Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

    Из книги «Кровавый карлик» против Вождя народов. Заговор Ежова автора Наумов Леонид Анатольевич

    «Большая чистка» Подчеркнем, что в данном случае мы анализируем лишь деятельность регионального управления НКВД по Москве и Московской области. Следует учитывать, что в Москве работал также центральный аппарат НКВД, который сам вел наиболее важные дела. Понятно, что в

    Из книги В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках автора Мак-Нил Уильям

    Большая история Эта книга написана настолько прозрачным языком - который стоило немалого труда сохранить при переводе на русский - что фундаментальное исследование Уильяма Мак-Нила запросто можно счесть за популярный бестселлер. Тем более, что речь здесь идет об одном

    Из книги Полеты богов и людей автора Никитин Юрий Фёдорович

    Аэрофуга. Ступа. Помело Древние рукописи настаивают на том, что когда-то в далеком далеке было построено «нечто такое», что могло летать. До тех пор пока этот со всех точек зрения проблематичный летательный аппарат вновь не будет построен, ответить на вопрос утвердительно

    Из книги Учитель и Ученик: суперагенты Альфред Редль и Адольф Гитлер автора Брюханов Владимир Андреевич

    2.4. Большая торговля Двусмысленные или даже трехсмысленные воспоминания Максимилиана Ронге содержат множество интереснейших историй. Они дают возможность разобраться в совершенно неожиданных для читателя сторонах деятельности разведок. Мы позволим себе поэтому

    Из книги Древний Восток автора

    Ступа Ступа - это буддийская святыня, сооружение, заключающее в себе частицу мощей Будды или одного из святых; также в ней могут сохраняться иные реликвии - вещи, принадлежавшие Будде, священные тексты. Ступа строилась в виде купола, покоящегося на основании, имеющем

    Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

    Кушанский царь Канишка и его ступа в Пурушапуре Из всех кушанских царей наиболее известен в Индии был Канишка. В его правление владычество кушан достигло особенного размаха. Владения Канишки в Индии, помимо ее северо-западных областей, захватывали и часть долины Ганга -

    Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

    Буддийские ступы из Санчи В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке -

    Из книги Московские легенды. По заветной дороге российской истории автора Муравьев Владимир Брониславович

    Большая Лубянка Здание ОГПУ. Фотография начала 1930-х гг.За Лубянской площадью Троицкая дорога шла по улице, которая теперь называется Большой Лубянкой. В разные времена эти места и сама улица назывались по-разному: Кучково поле, Никольская улица, Сретенская, Лубянка,

    Из книги Последние Рюриковичи и закат Московской Руси автора Зарезин Максим Игоревич

    Большая игра Непросто представить, где начинается непосредственное вмешательство Ивана IV в ливонские и крымские дела, где правительству удается отстоять свою позицию, где мы имеем дело с компромиссом, а где с последствиями ошибок самих руководителей московской внешней

    Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

    Ступа «Деревянная ручная посудина для очищения проса, ячменя от шелухи толкачом» (Е. Шевченко).Народное сознание приписывало толкачу (песту, пестику) и ступе эротические функции, сопоставив эти предметы с мужским детородным органом и женским лоном. В некоторых свадебных

    Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи - просветление, колесо - его учение, а отпечатки ног и трон - его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

    Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом - чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы) .

    Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, - одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена - это сон Майи (Maya) , матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

    Львы, стоящие спина к спине на южных воротах - самых старых, - образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси) , чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

    Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза - дерево) . На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом) : демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

    Другие ступы Санчи

    Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1) . Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых - герои мифов.

    Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева) . Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana) . Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

    От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 - небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

    Колонны в Санчи

    Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная - колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.) , другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

    Буддийские храмы

    Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний) . Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними - храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

    Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

    Монастыри

    Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей - две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

    За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

    Вихара

    Буквально слово vihara (9.00-17.00) , переводится как «гробница». Она была построена для хранения мощей из ступы 3. Их можно увидеть каждое последнее воскресенье месяца. Музей находится слева, сразу при входе в комплекс.

    Археологический музей

    посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ;
    8.00-17.00 сб-чт

    В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника - самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

    Информация

    Стоимость билета:

    индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий;
    рассвет-закат

    К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции) , где находится касса.

    Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

    В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат - в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

    Дорога туда и обратно

    Велосипед

    На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий) .

    Автобус

    Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00) , также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00) . Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

    Поезд

    До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55) . Обратно - только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10) .

    Похожие публикации