Поклонная гора арка. Арка победы

И многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества.

Немного предыстории


В мае 1814 года русские войска, наголову разгромившие французов, возвращались из Парижа домой. Глава Кабинета министров Российской империи Сергей Кузьмич Вязмитинов распорядился о торжественной встрече наших подразделений, разослав по всем губерниям соответствующее постановление. Одновременно с этим государь Александр I официально известил генерал-губернатора Москвы графа Федора Васильевича Растопчина о заключении Парижского мирного договора, юридически закрепившего разгром Великой армии Наполеона и победу России в этой кровопролитной войне.

Московский градоначальник распорядился устроить пышные празднества в честь вступления во французскую столицу союзных войск и достижения долгожданного мира. По его же приказу в июне 1814 года началось возведение деревянных триумфальных ворот у Тверской заставы. Почему было выбрано именно это место? Других вариантов, похоже, просто не было. Когда император приезжал в Первопрестольную, именно здесь его встречали руководители Москвы вместе с многочисленной свитой из представителей местного дворянства и купечества.


Следует заметить, что упомянутые ворота были не единственными, установленными по маршруту следования русских войск из поверженной Франции . Строительство аналогичных сооружений велось еще в двух местах: на Нарвской заставе, что на въезде в Санкт-Петербург (это вблизи Обводного канала), и в столице Донского казачества городе Новочеркасске .

Вместе с тем император Александр I боялся, что торжественная встреча победителей может перерасти в народные волнения, и в связи с этим он в начале июля 1814 года запретил проведение массовых встреч и приемов. На тот момент Триумфальная арка в Нарве была уже практически готова, оставались только работы по внешнему декорированию, которые завершили до конца месяца.

Строительство Триумфальной арки в Москве

Триумфальные ворота в столице воспринимаются сегодня как некий собирательный символ всех наших побед над иностранными захватчиками, которые когда-либо ступали на нашу землю и получали достойный отпор. Между тем, история этой достопримечательности начиналась с одной победы – в Отечественной войне 1812 года. Бессмертный подвиг именно ее героев было призвано увековечить это уникальное архитектурное сооружение.

Инициатива строительства в Москве арки наподобие петербургской принадлежит императору Николаю I, который озвучил ее в апреле 1826 года во время торжеств по случаю собственной коронации. Разработка проекта была поручена Осипу Ивановичу Бове, самому авторитетному отечественному архитектору того времени. С задачей он справился в сжатые сроки, но возникла необходимость внесения корректировок, на которые ушло значительно больше времени – целых два года. И вот 17 августа 1829 года, после утверждения окончательного варианта государем, состоялась церемония закладки Триумфальной арки, обставленная очень торжественно. Присутствовали генерал-губернатор Москвы Дмитрий Голицын и митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).

Следует отметить, что церемония закладки была большей частью формальностью, так как к тому моменту работы по возведению ворот уже шли полным ходом. Фундамент, в основу которого легла закладная плита из бронзы, уже довели до уровня поверхности. Также было забито 3000 свай. Интересный факт: в фундамент положили горсть серебряных монет того же года чеканки, что называется, «на счастье».

Для сооружения Триумфальной арки в Москве использовался самый разнообразный материал из разных мест. Стены облицовывались камнем из Самотечного канала, который, так совпало, как раз разбирали, и «татаровским мрамором» – камнем, завозившимся из села Татарово Московского уезда. Колонны же и венчающая сооружение скульптура были чугунными, а вот над скульптурным декором ворот работали Иван Тимофеевич Тимофеев и Иван Петрович Витали. Мастера ориентировались на рисунки «отца» проекта, архитектора Бове.


На декоративном аттике, венчающем Триумфальную арку, имеется надпись, текст которой в 1833 году утвердил лично император. Она на двух языках – русском и латинском, оба варианта идентичны. Первый можно было прочитать со стороны города, второй – на противоположной стороне. Из надписи мы узнаём, что триумфальные ворота посвящены «благословенной памяти Александра I».

В тексте также отмечалось, что государь воздвиг из пепла и украсил многими памятниками «первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный». И указан год: «1826». Правда, он не соответствует дате официального открытия памятника, которое состоялось только в сентябре 1834 года. Строительство растянулось по времени в силу двух главных причин: недостатка финансирования и безразличия к проекту со стороны властей Москвы .

С московскими триумфальными воротами, пусть и косвенно, связано такое историческое для столицы событие, как начало эксплуатации в 1899 году первого в городе электрического трамвая – он прошел как раз под ними. Трамвайная линия пролегала от Пушкинской площади (она тогда называлась Страстной) до Петровского парка, который ныне примыкает к Ленинградскому проспекту. На подходе к арке кондуктор неизменно объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

К 100-летнему юбилею Бородинской битвы, который праздновался в 1912 году, столичную Триумфальную арку почистили и отреставрировали. В день торжеств по случаю этой эпохальной даты руководство Москвы возложило к ее подножию венок. В следующий раз памятник обновлялся уже после Октябрьской революции, в середине 20-х годов. Реставрационными работами руководил талантливый русский и советский архитектор Николай Виноградов.

Впоследствии, однако, судьба памятника сложилась незавидно. В соответствии с планом реконструкции расположенной на Кутузовском проспекте площади – это в районе его пересечения с улицами Барклая, Генерала Ермолова и 1812 года – летом 1936 года триумфальные ворота были разобраны. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались там, куда были отправлены на хранение после демонтажа – в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной.


Колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники

В 1965 году советское правительство таки признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. Был сформирована группа архитекторов в составе И. П. Рубена, Д. Н. Кульчинского и Г. Ф. Васильева под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона, которая в течение двух лет (1966-1968) соорудила новую Триумфальную арку. На Кутузовском проспекте для нее нашли новое место – рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва», открытом к 150-летию крупнейшего сражения Отечественной войны 1812 года.

Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре – те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» – 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров.

Изменения коснулись и текстов на памятных досках. В частности, в них нашли свое место строки из приказа главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова от 21 декабря 2012 года, в котором он чествует наших воинов-победителей, указывая, что будущие поколения сохранят их подвиги в памяти своей.

И вот настал долгожданный день открытия новой столичной Триумфальной арки. Торжественная церемония состоялась 6 ноября 1968 года.

Триумфальная арка в Москве в наши дни

В 2012 году в России отмечалось 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В рамках подготовки к торжествам было принято решение отреставрировать этот уникальный памятник. Руководство Москвы устами мэра Сергея Собянина официально объявило, что Триумфальная арка находится в аварийном состоянии, из чего следовало, что ремонтно-реставрационные работы властями планируются масштабные.


Триумфальная арка в ночной подсветке

Их выполнением занималось государственное казенное учреждение «Мосреставрация». Пришедшая в негодность облицовка была заменена практически полностью, основательно расчищены каменные стены и скульптурные группы. Венчающая арку колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники тоже была снята (31 мая 2012 года их вернули на прежнее место). Реставраторы не обошли вниманием даже те элементы ворот, которые демонтажу не подлежали и еще какое-то время могли послужить.

Реставрация триумфальных ворот обошлась казне столицы в 231,5 миллиона рублей. Обновленная и помолодевшая красавица-арка была торжественно открыта 4 сентября 2012 года в присутствии председателя правительства России Дмитрия Медведева – за три дня до исторической даты 200-летия начала Бородинского сражения. В ходе этой битвы, как известно, ни одна из сторон не добилась решающей победы, однако французам, получившим серьезный урон, не удалось уничтожить русскую армию и вынудить Россию к капитуляции на своих условиях, что в конечном итоге предопределило поражение Наполеона.

Как добраться

Триумфальная арка в Москве находится по адресу: площадь Победы, 2, к1.

Добраться можно на метро, доехав до станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Оттуда можно дойти пешим ходом.

Со времен Петра Великого самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору Николаю I , который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет. Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей! Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества. Триумфальная арка - это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

Со времён античности триумфальные арки являлись олицетворением Победы. Ведь они строились для победителей, которые, пройдя сквозь арку, становились триумфаторами, то есть получили высшую степень народного признания и уважения.

Традицию отмечать крупные победы русского оружия возведением триумфальных арок в России ввёл Пётр I. Прежде Русь откликалась на значительные исторические события по-иному – строительством храмов и монастырей.

С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия. К праздникам и шествиям приурочивалось строительство триумфальных ворот и устройство «огненных потех» – фейерверков.

Первая арка была воздвигнута в Москве в 1696 году по случаю взятия Азова. По указу Петра I было организовано и первое светское торжество – торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга. Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста.

Следующая «триумфальная светлица» была сооружена в 1702 году в честь победы, одержанной под Эрстфером. В том же 1702 году по случаю взятия Ниеншанца состоялось торжественное шествие войск через трое триумфальных ворот. В следующем, 1703-м, году празднества с сооружением четырех ворот для торжественного шествия войск проводились в связи со взятием Ниеншанца, Копорья, завоеванием Ингерманландии и закладкой в устье Невы крепости Санкт-Петербург.

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

С особенной пышностью была отпразднована в Москве в 1709 году победа под Полтавой. К торжеству в древней столице было пocтpoeно восемь триумфальных ворот.

Так постепенно прижилась традиция сооружения триумфальных арок (ворот). Пока существовал обычай сооружения временных триумфальных построек, сохранились преемственность как в архитектуре, так и в месторасположении ворот. Перед триумфальными вратами останавливались, выходили из карет, спрыгивали с лошадей, перед ними снимали шляпу и благоговейно выслушивали приветственные речи. Триумфальные ворота к коронации императоров и императриц воздвигались весь XVIII век.

В середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка.

Но временный памятник в ознаменование победы над Наполеоном быстро ветшал, и в 1826 году было решено заменить деревянную арку каменной. Император Николай I поручил это сделать главному архитектору Москвы по «фасадической части» – Осипу Ивановичу Бове. Бове, сам участник войны 1812 года, приобрёл большую известность восстановлением после нашествия французов центральной части Москвы.

Архитектор расположил арку по оси Тверской-Ямской, создав тем самым просторную площадь у Тверской заставы. Комплекс внушительных строений изящно и естественно замыкал улицу, образуя парадные въездные ворота Москвы.

Помимо монументальных Триумфальных ворот 28–метровой высоты с широким пролётом, в некотором удалении от них друг против друга были поставлены две кордегардии. Так назывались помещения для караула. Ворота и кордегарии соединили красивыми чугунными решетками, тем самым выделив площадь, замыкавшую 1–ю Тверскую-Ямскую улицу.

Строились Триумфальные ворота медленно. Грунт на месте работ был почти сплошь песчаный. Пришлось забить в грунт три тысячи дубовых свай.

Постройка была кирпичной, а облицовку делали из белого камня.

Одновременно со строительством ворот и кордегарий благоустраивалась и местность вокруг них. Осип Иванович проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. Поэтому беспорядочная застройка вокруг ворот была снесена и спланирована новая площадь.

Площадь с обеих сторон ворот застраивалась домами с одинаковыми фасадами, спроектированными Бове. Был создан прекрасный городской ансамбль, который положил начало благоустройству обширной территории – до парка Петровского дворца.

Большую роль в создании художественного образа памятника была отведена скульптуре. Тема военной победы России нашла отражение буквально во всех элементах Триумфальных ворот. Между каждой из шести пар колонн на высоких постаментах встали мощные литые фигуры древних воинов. Лица витязей, одетых в пластинчатые доспехи и островерхие шлемы, суровы и выразительны. Простенки над фигурами украшены изящными, полными динамизма рельефами: «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершают аллегорические женские фигуры: «Твердость» и «Храбрость».

Орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.

Осипу Ивановичу Бове в его работе большую помощь оказали его коллеги – воспитанник Петербургской академии художеств Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев, ученик Мартоса, даровитый выпускник академии, награжденный всеми ее медалями!

Известно, что Бове сам выполнил рисунки наиболее значительной скульптуры, завершающей арку. Шестерка коней торжественной поступью влечёт колесницу, в которой гордо стоит крылатая богиня Славы, осеняющая победителей венком.

Надпись на арке утвердил сам Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись выполнена на русском языке, а с противоположной – на латинском. Этим, равно как и использованием античных форм в самом памятнике, подчеркивалось всемирное значение победы России и возрождения Москвы.

К сожалению, Осип Иванович Бове умер всего за несколько месяцев до открытия Триумфальных ворот. Заканчивал монумент Михаил Иванович Бове, его младший брат, который также был способным архитектором.

Перед столетием Бородинского сражения, в 1912 году, городская комиссия обследовала состояние Триумфальных ворот. Их слегка обновили и почистили.

В 1935 году был утвержден первый Генеральный план реконструкции Москвы. Он предусматривал снос многих зданий, в том числе и Триумфальной арки.

Летом 1936 года Триумфальную арку разобрали.

Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре. В 1966 году был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте, рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.

Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России был возрождён. И до сегодняшнего дня остаётся одним из самых величественных памятников, посвящённых победам русского народа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

автора

Нарвские триумфальные ворота Они до сих пор словно источают суть своего истинного назначение – встречать с радостью. С большой и светлой радостью, которую дарят только близким и родным. Этот грандиозный памятник в честь побед русского оружия в войне с наполеоновской

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Московские триумфальные ворота Их силуэт виден в перспективе проспекта издалека. Ведь они стоят на самой высокой точке Московского проспекта, протянувшегося на девять километров.Московские триумфальные ворота – это гигантский портик-пропилей. Он составлен из

автора

4.3.3. Стадные или Овечьи крепостные ворота Иерусалима - Спасские ворота Московского Кремля Мы начнём с Овечьих или Стадных крепостных ворот Иерусалима. ОВЕЧЬИ ВОРОТА НАЗВАНЫ В БИБЛИИ ПЕРВЫМИ (Неемия 3:1). Вероятно потому, что Библия считает их ГЛАВНЫМИ воротами

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.5. Рыбные крепостные ворота Иерусалима - Тимофеевские ворота Московского Кремля После Овечьих или Стадных, то есть Спасских ворот, Библия говорит о РЫБНЫХ ВОРОТАХ (Неемия 3:3). В Кремле - это, по-видимому, Тимофеевские = Константино-Еленинские ворота, расположенные

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.8. Иерусалимские крепостные ворота Долины, Дольные - Боровицкие ворота Московского Кремля СЛЕДУЮЩИЕ крепостные ворота Иерусалима названы в Библии ДОЛЬНЫМИ, или воротами ДОЛИНЫ. Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Троицких ворот всё по тому же

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.9. Иерусалимские крепостные ворота Источника - Тайнинские ворота Московского Кремля СЛЕДУЮЩИЕ И ПОСЛЕДНИЕ крепостные ворота Иерусалима названы в Библии воротами ИСТОЧНИКА (Неемия 3:15). Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Боровицких ворот, мы выходим к

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Глава 19 ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА Суворов, Румянцев и Потемкин: мифы и дела, хула и хвала, забвение и слава - Напечатают после смерти, - сказал мне мой старший друг и товарищ. - А пока забрось в стол и забудь. Иначе тебя заклюют. Пойми, у людей есть предел покушения на их миражи и

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Глава 25 Триумфальная арка Суворов, Румянцев и Потемкин - мифы и дела, хула и хвала, забвение и слава- Напечатают после смерти, - сказал мне мой старший друг и товарищ. - А пока забрось в стол и забудь. Иначе тебя заклюют. Пойми, у людей есть предел покушения на их миражи и

Из книги Площади Московского проспекта. Увлекательная экскурсия по Северной столице автора Векслер Аркадий Файвишевич

Площадь Московские Ворота Эта площадь периметром 362 метра образовалась в середине 1830-х годов после открытия на границе города у пересечения Московского шоссе и Лиговского канала Московских триумфальных ворот, сооружённых с посвящением «Победоносным Российским войскам

автора Носовский Глеб Владимирович

4.3. Стадные, Овечьи крепостные ворота Иерусалима - это Спасские ворота Московского Кремля Мы начнем с Овечьих = Стадных крепостных ворот Иерусалима. ОВЕЧЬИ ВОРОТА НАЗВАНЫ В БИБЛИИ ПЕРВЫМИ (Неемия 3:1). Вероятно, потому, что Библия считает их ГЛАВНЫМИ воротами

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Рыбные крепостные ворота Иерусалима - это Тимофеевские ворота Московского Кремля После Овечьих или Стадных, то есть Спасских ворот, Библия говорит о РЫБНЫХ ВОРОТАХ (Неемия 3:3). В Кремле - это, по-видимому, Тимофеевские = Константино-Еленинские ворота, расположенные

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.8. Иерусалимские крепостные ворота Долины, Дольные ворота - это Боровицкие ворота Московского Кремля Следующие крепостные ворота Иерусалима названы в Библии ДОЛЬНЫМИ или воротами ДОЛИНЫ. Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Троицких ворот все по тому же

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.9. Иерусалимские крепостные ворота Источника - это Тайнинские ворота Московского Кремля Следующие и последние крепостные ворота Иерусалима названы в Библии воротами ИСТОЧНИКА (Неемия 3:15). Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Боровицких ворот, мы выходим к

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых автора Васькин Александр Анатольевич

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год Фото: Главное архивное управление города Москвы

Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории — Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91-96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102-119.

Триумфальная арка в Москве была установлена в честь победы русского народа в войне 1812 года.

Триумфальная арка в Москве возводилась с 1829 по 1834 год. Она заменила собой старую деревянную арку 1814 года на площади Тверской заставы, которую строили для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французами. Стены новопостроенной арки были облицованы белым камнем, а колонны и скульптура отливались из чугуна. Первоначально арка называлась Московскими триумфальными воротами

На обеих сторонах триумфальной арки была сделана памятная надпись, с одной стороны на русском, с другой - на латинском: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826", но после реконструкции её сменили на другую: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков"

Триумфальная арка ночью и днём

Арка была разобрана в 1936 году, во время реконструкции площади, а воссоздана она была лишь в конце 60х на Кутузовском проспекте. Её кирпичные перекрытия заменили железобетоном, а чугунные 12-метровые колонны отлили заново по примеру единственной сохранившейся до того времени колонны старой арки

Элементы декора Триумфальной арки в Москве

Многие путают эти Триумфальные ворота с триумфальными арками, воздвигнутыми на Триумфальной площади. Чтобы было меньше путаницы, Триумфальную площадь даже переименовали в площадь Старых Триумфальных ворот

Сейчас Триумфальная арка расположена на площади Победы в районе Поклонной горы

Похожие публикации