Полная разруха и потрясающая красота: как мы съездили на внедорожниках на полуостров Рыбачий. Полуостров рыбачий, заброшенный и желанный Мурманская область полуостров Рыбачий: рыбалка для любителей активного отдыха

Моим летним автомобильным путешествием должна была быть поездка на Кавказ, главным событием которой должно было стать восхождение на Эльбрус. Но в июле, где-то за месяц до старта позвонил друг из Питера и с воодушевлением рассказал про полуостров Рыбачий в Мурманской области, на севере европейской части России: «Океан, необычайной красоты виды, поля грибов и ягод, заброшенные воинские части, стратегические объекты времен второй мировой - затерянный мир…». Его рассказ вызвал немалый интерес, и я начал думать о возможности поехать туда. Но, конечно, не в этот раз. А если в этот, то тогда нужна была веская причина.

И такая причина появилась. Ей стали дожди, которые по прогнозу ожидались в Приэльбрусье в конце лета. Не знаю, насколько прогноз оказался верным, но.., в общем, я легко поменял направление с южного на северное. Обстоятельства сложились так, что в одно время со мной собирался ехать на Рыбачий из Питера с компанией хороший знакомый моего питерского друга. Они договорились, что мы сможем присоединиться к нему.

По расчетам навигатора есть два примерно одинаковых по времени прохождения маршрута, ведущих из Москвы к Рыбачьему. Один идет через Питер, другой через Вологду. Длина первого около 2100 км, второго порядка 2000 км. Но первый, чуть быстрее второго, поскольку трасса Москва - Санкт-Петербург имеет ряд платных скоростных участков. Маршруты огибают с разных сторон Онежское озеро и сходятся в его северной части. Дальше идет одна дорога - на Мурманск.

Мне нужно было в Питер. Дорога к нему от Москвы многим хорошо известна. В последние годы она становится лучше: появляется больше хорошего асфальта и меньше участков с сильным скоростным ограничением. Путь до Питера, а это 700 км, занимает почти день, если не торопиться. Ночь в Питере. С утра к Мурманску. До него дорога в целом неплохая. Есть места с ремонтами. Камер, как стационарных, так и передвижных скорее немало, чем немного. Иногда встречаются затаившиеся на обочинах патрули ДПС. Трасса примечательна окружающей скалистой карельской природой, изобилием зеркал озер и топей болот, местами уходящих за горизонт. Ближе к Мурманску лесов становится меньше, ландшафт начинает переходить в тундру.

На пути к Мурманску переночевали у знакомого в Кировске. Город стоит в стороне, примерно в 30 км от трассы, в массиве хибинских гор, хорошо известных горнолыжникам. Вернувшись из Кировска на трассу, до Мурманска оставалось около 200 км.

Ехать на полуостров надо, как говорят, взяв все. Магазинов там нет. Мурманский супермаркет мало чем отличается от московского - ассортимент и цены примерно одинаковые. На заправках цена солярки примерно на 3 рубля больше столичной.

Когда мы были еще на пути к Мурманску, в 160 км от Питера, то заехали в магазин при комбинате в Потанино, производящем мясные консервы. Там закупили тушенку. Могу с уверенностью сказать, что вкуснее этой, никакой другой тушенки не ел. На магазин навел Слава. Тот самый, хороший знакомый моего друга, с которым мы собрались путешествовать по Рыбачьему. К слову, Слава хорошо знает полуостров и его историю. Когда-то там размещалась воинская часть, в которой он служил в армии. За время службы он проникся Рыбачьим настолько, что уже на протяжении многих лет каждое лето приезжает туда. Вместе с тем, Слава имеет большой опыт эксплуатации внедорожной техники. Сейчас он ездит на реконструированном собственными руками под внедорожный кэмпер «Соболе». Слава стал, фактически, нашим гидом, а его автомобиль был во главе колонны, первым исследующим бездорожье. Но о бездорожье Рыбачьего позднее. Расскажу связанную с ним историю. Мой питерский друг, увидев новый Mitsubishi Pajero Sport, на котором я приехал, всерьез озадачился тем, как избежать или хотя бы минимизировать повреждения, которые, как он считал, ждали автомобиль в нашем предстоящем путешествии. Он походил вокруг машины и сказал: «Надо снять хотя бы бампера. Ну а так, вообще, не знаю, ты готов оставить его там? Или давай оставим его здесь, и поедем на моем пикапе». Его бывалый американский пикап стоял рядом. Не могу сказать, что меня это не встревожило, но я лишь сказал, что на амбразуру кидаться не собираюсь. «Ну и правильно, если что развернемся и поедем домой», - безрадостно подытожил он.

Рыбачий не связан с материком, он соединяется узким перешейком с другим полуостровом, называемым Средним, который уже переходит в большую землю. Поэтому чтобы оказаться на Рыбачьем, нужно проехать через Средний. Как известно, во времена СССР полуострова находились на закрытой территории, где был создан целый кластер из военных баз. В «нулевых» въезд для гражданских открыли, но по спецпропускам. С 2009 года и по сей день на контрольно-пропускном пункте (КПП) Титовка требуют предъявить только паспорт, и могут посмотреть, что перевозится в машине. КПП находится на трассе «Кола», идущую через Печенгу, примерно в 160 км от Мурманска. Пункт стоит перед мостом через реку. Почти сразу за ним есть правый съезд на грунтовую дорогу. Свернув на нее, вы еще не на Среднем, до него ехать порядка 25 км, а потом еще примерно столько же до Рыбачьего. Но можете считать, что в этой точке начинается ваше путешествие.

Дорога к Рыбачьему то вьется серпантином, переваливаясь с холма на холм, то выпрямляется. Сложных по проходимости участков здесь нет. Но и легким этот путь не назовешь. Он станет испытанием для ваших нервов, потому что значительная его часть сплошные ухабы. Объезжать их бесполезно. Могу дать только один совет: зафиксировать все лежащие в машине вещи, потому что трясти, если это можно назвать тряской, будет сильно. Поначалу я пытался ехать медленно и искать наименее глубокие ямы. Но в какой-то момент очень захотелось, чтобы это поскорее закончилось, и был задействован принцип «больше газа - меньше ям». И затрудняюсь сказать, какой из этих двух способов будет лучше для человека. Второй вариант кроме того что сокращает время, дает возможность почувствовать себя участником ралли-рейда. Правда, если у вас не испытанный временем крепкий внедорожник, то принцип «с газом», наверное, применять не стоит.

Говорят, что ухабы образовались из-за тяжелой военной техники, которая приходит сюда на войсковые учения. На обратном пути мы оказались едва ли не участниками этих событий. Солдаты, как тогда показалось, имитировали разминирование дороги, их прикрывал танк, и тут из-за поворота появился наш Pajero Sport. Мы остановились метрах в тридцати от танка, а его башня повернулась к нам стволом своего орудия. Было это шуткой или следованием приказа-инструкции, не знаю. Ощущения были двойственные.

Край, где находится Рыбачий, имеет довольно богатую историю, но знакомство с ним часто оказывалось связано именно с его военным прошлым. Яркие впечатления от красоты здешних видов то и дело обрывают мемориалы со звездами - память о погибших воинах советской армии в Великой Отечественной войне.

На перешейке, соединяющем Средний с материком, пролегает гранитный хребет Мустатунтури. По нему проходила северная линия фронта. Место - легендарное, единственное, где немцы не смогли прорвать фронтовой рубеж. С одного из отстаивавших его офицеров известный советский писатель Константин Симонов взял образ героя для своего произведения «Сын артиллериста».

Рыбачий играл важную стратегическую роль, поскольку с него осуществлялся контроль входов в Печенгский - на западе и в Мотовский и Кольский - на востоке заливы. От этого во многом зависела защита всего Кольского полуострова с городом Мурманск и его незамерзающим портом. Захват этой арктической территории был для германского командования одной из особо важных задач. Ее должна была выполнить армия «Норвегия», образованная из двух германских и финского корпусов. Захват немцами полуострова ждали с моря. В связи с этим, накануне войны на Рыбачьем и Среднем был создан ряд оборонительных сооружений.

Как известно, западная часть полуостровов с 1920 по 1940 годы принадлежала Финляндии. Это стало следствием двух советско-финских войн. В результате первой из них в 1920 году наша страна уступила Финляндии часть своих территорий. Вторая война обеспечила СССР в 1940 году значительное расширение своих границ на финском направлении, включая возврат прежде отданных земель. Фортификация Среднего и Рыбачьего проводилась в короткий срок и до нападения Германии не была завершена. Но немцы, прорвав советскую границу, атаковали полуострова с материка. И были остановлены на Мустатунтури. Существенный вклад в это внес наш Северный флот, оказавший мощную огневую поддержку с палуб кораблей. На Мустатунтури штурм вели хорошо экипированные и подготовленные к ведению боя в северных горных условиях егеря элитного немецкого подразделения «Эдельвейс». Удержание полуостровов длилось 3,5 года. Надо ли говорить чего это стоило советской армии. Эта земля полита кровью.

В районе Мустатунтури потрясающей красоты виды. Их особенно хорошо демонстрирует так называемая Швабская дорога, петляющая вдоль озер и холмов. Она была построена в годы войны для обеспечения немецкой армии, штурмующей полуострова, и идет от Печенги, который немцы называли по-фински - Петсамо. Поворот на нее находится перед перевалом через хребет на пути к Среднему. Проезжая по этой дороге сложно совместить прелесть окружающей природы со шквальным огнем и бомбовыми ударами.

Швабская дорога хорошо сохранилась и удивляет своим качеством, но проезд по ней осложняют разрушенные мосты. Для их объезда нужен внедорожник с высоким клиренсом, позволяющим проезжать через крупные камни. Вдоль дороги немцы построили цепочку различных инженерных сооружений. От многих из них остались только обломки стен, но они достаточно легко распознаваемы. Но есть и почти уцелевшие строения.

После второй мировой на полуостровах, и особенно на прилегающей к ним материковой части, в том числе, на Мустатунтури осталось много разного рода артефактов - от артиллерийских орудий и боеприпасов до обычных предметов обихода, используемых военными. В мирное время здесь хозяйничала советская армия, побывало множество экспедиций, поисковых отрядов и просто туристов, поэтому артефактов стало существенно меньше. Но, как говорят знающие люди, их все еще остается немало, просто становится сложнее искать. Однако мины, гильзы, и прочие подобные предметы, сильно проржавевшие, которые совсем не пощадило время, из-за чего они уже не представляют почти никакой исторической и материальной ценности, встречаются нередко.

Достопримечательности полуострова Средний, как и его история, тесно связаны с Рыбачьим. Поэтому Средний - тоже интересный. Но мы на нем не задерживаемся. Наша цель - Рыбачий. Он намного крупнее, и за ним океан. Да, океан никогда не граничит с сушей. На картах полуостров Рыбачий омывает Баренцево море, которое переходит в океан. И, тем не менее, это условность, потому что между Рыбачьим и Северным полюсом вода.

В первый день доезжать до Рыбачьего не планировалось. На ночь остановились, разбив платочный лагерь недалеко от дороги. На второй день мы отделились от группы Славы и договорились встретиться уже на полуострове. И это дало нам один плюс: отсутствие большой компании и поддержки усилило впечатления от первого знакомства с Рыбачим. А началось оно с заброшенного военного поселка Озерко, притягивающего к себе парой пятиэтажек.

Серые, с чернеющими пустотой оконными глазницами выглядят они мрачно. Печальных красок добавляло плотно затянутое тяжелым свинцом туч небо, дождь, холодный порывистый ветер и полное безлюдье. Оказываясь внутри них, начинаешь представлять, как и кто жил здесь когда-то. Эти впечатления, наверное, единственное, что может дать их посещение. Но, а сила этих впечатлений зависит от собственной остроты восприятия, осведомленности и может быть чего-то еще. Внутри не просто запустение. Там все разграблено и разгромлено. Хотя дома никогда не видели войны. Они были построены и оставлены людьми в мирное время. То, что видишь в этих пятиэтажках, потом встречаешь по всему полуострову на всех оставленных военными объектах. Кто-то говорит, что в них можно увидеть картину апокалипсиса. Я назвал бы картину иначе, чем-то связанным с падением нравственности, особенно проявившемся в девяностые годы, после распада СССР.

Пятиэтажки появились в начале семидесятых в дополнение к другим объектам жилищно-бытовой инфраструктуры, созданной для военных. К тому времени на Рыбачьем дислоцировался ряд войск, в том числе, ПВО, вооруженная зенитно-ракетным комплексом. Поселок Озерко был довольно хорошо обустроен, возле пятиэтажек был даже хоккейный корт. Ближе к девяностым на полуострове началось сокращение вооружения, а потом последовала демилитаризация, завершившаяся осенью 1994 года. После ухода военных кроме налаженной системы инфраструктурных объектов на полуостровах осталось много различного оборудования и техники, в частности, грузовой транспорт, вездеходы. Материальная база была законсервирована, но в период постсоветского развала страны ее это не защитило. Говорят, что значительная часть техники была распилена на металлом.

После знакомства с Озерко мы отправились искать место, где должен был встать Слава, и заблудились. Поехали по твердой, каменистой дороге, но потом появилась грязь, грунт становился все более зыбким. Уже были включены пониженная передача и мостовые блокировки, а машина шла все тяжелее. И вскоре мы ползли посреди раскисшей тундры там, что сложно назвать дорогой, а впереди ждала заболоченная низина. В итоге, мы развернулись.

Начинался вечер, мы решили отложить поиски, и остановились на ночь на берегу Большой Волоковой губы - в западной части Рыбачьего. Долго искать красивые места для стоянки не пришлось, их много. Вот только такие места часто бывают не без ветра. А задуть с океана может так, что и палатка не устоит. Но мы нашли спокойное место под скалой и даже палатку ставить не стали, только натянули тент от дождя. В теплом спальнике ночью не замерзнешь.

Когда мы приехали на Рыбачий, было пасмурно, время от времени шел дождь. Это Арктика и в августе на теплые дни рассчитывать не приходится. Ночью температура снижается до семи градусов. Но, как нам сказали, за несколько дней до нашего приезда стояла жара, что, в общем, редкость для этого региона. Хотя несколько солнечных дней застали и мы. Ветра дуют часто, но бывает, что они едва ощутимы. В глубине полуострова ветра может вообще не быть, но тогда, если вблизи есть озеро, не малый шанс быть атакованным тучами мошкары.

Когда говорят, что океан кормит, можно подумать о рыбе, еще каких-то морепродуктах. Но океан дает даже дрова для костра. На Рыбачьем тундра, вода и камень. А дерево можно найти, пройдясь по берегу. Там и доски, и бревна. Только выбирай те, что уже полежали и подсохли. В общем, океан выбрасывает все - и мусор и много всякого добра. Позднее, на одном из пляжей полуострова мы обнаружили огромную бухту хорошего каната. Возможно, ее смыло в шторм с судна. Канат такой, что может послужить в качестве надежного буксировочного троса для большого внедорожника.

На следующий день было ясное небо, светило солнце и мы решили прогуляться вглубь полуострова. Его рельеф холмистый, усеянный камнями, с множеством скальных образований.

Растительность из-за сильных ветров невысокая, значительная часть ее словно ковер покрывает землю, местами густо растет кустарник. В низинах сыро - лужи, кочки. Полуостров изрезан ручьями и руслами рек, поэтому путешествуя по нему, миновать их не удастся.

В реках поток может быть бурным. Нам встречается такая река. Переходим ее по нагромождению камней.

Можно подумать, что там, где тундра все выглядит однообразно. Однако это не так. Здесь тундра в сочетании с камнями и скалами различных форм образует интересные разноплановые пейзажи.

Их изюминкой нередко выступает океан или сама тундра со своей яркой разноцветной растительностью.

Флора довольно богатая. Среди нее много цветов и встречаются целые россыпи ягод.

Самая распространенная из них водяника. Есть много голубики, морошки, пользующейся большой популярностью в Скандинавии.

Еще на Рыбачьем много грибов. Из них часто встречаются подберезовики. Они бывают очень крупные.

Подберезовики растут под березами. И они тут есть, только карликовые. Они могут стелиться по земле и быть очень похожи на корни растения.

Еще здесь очень красивые мхи.

К полудню солнце грело так, что, когда стихал ветер, становилось по-южному тепло. В такие минуты глядя на голубые воды Большой Волоковой губы можно было легко представить, что это юг.

Искать Славу не пришлось. Он нашел нас сам, на мотоцикле. Да, у нашей группы было несколько мотоциклов - кроссовые и пит-байки. Их привезли на прицепе.

На таком транспорте можно быстро добраться туда, куда будет сложно или вообще невозможно проехать на машине. Мотоцикл позволяет больше увидеть. Кроме того, полуостров обеспечит мотоциклиста грязевыми ваннами, водными преградами, камнями, косогорами, песками, в общем, всем, что нужно для экстремального драйва на пересеченной местности. Передвигаясь на машинах, мы экстрима не искали, но без него не обошлось.

Каждый день наша группа на внедорожниках и мотоциклах переезжала на новое место. Время было ограничено, поэтому маршрут пролегал по западной части полуострова, где меньше бездорожья, и немало достопримечательностей. На Рыбачьем есть, в некотором роде, свои основные дороги. Они хорошо раскатанные, с четкими границами, и могут быть отмечены стоящими вдоль них шестами в бочках.

По ним ездит большинство туристов. И если бы не многочисленные водные артерии, впадающие в океан, и лужи в низинах, то проехать по ним можно было бы на самом заурядном кроссовере. Русла рек бывают насыщены большими камнями и могут иметь крутые спуски, а уровень воды может быть выше колена. Это не самые серьезные препятствия полуострова, но, чтобы объехать всю западную часть, их придется преодолевать, и этого может быть достаточно для того, чтобы повредить автомобиль. Камнями можно побить кузов, проколоть колеса и поломать детали, расположенные под днищем. При форсировании рек без соблюдения ряда мер предосторожностей машину можно даже утопить. Оторванная защита раздаточной коробки, пробитое колесо, сломанный стабилизатор поперечной устойчивости, залитый водой салон, царапины на кузове - неприятности, постигшие нашу группу, к слову, состоявшую из людей не без внедорожного опыта.

Салон машины был залит, правда, не на реке, а на одной из дорог, идущей вдали от берега через тундру, где в низинах стояли огромные лужи. Один из внедорожников, тащивший прицеп, зацепился фаркопом за бетонную плиту, лежащую на дне одной из таких луж, и съехал на обочину, где была яма. Так левый борт машины оказался по самые стекла в воде и грязи. Яму, возможно, оставил забуксовавший военный грузовик. А плиту, вероятно, когда-то положили, чтобы закрыть участок со слишком зыбким грунтом. Интересно, что лужа не выглядела глубокой и к такой неприятности мы оказались не готовы. Другое дело при переезде рек.

У Славиного кэмпера значительно увеличенный, большой дорожный просвет, и в дополнение к нему пониженная передача, две межколесные и межосевая блокировки. Он первый съезжал в воду и определял, смогут ли пройти остальные. Водные препятствия не были длинными, но они скрывали большие камни и свою глубину с всевозможными ямами. Наличие такой специально подготовленной машины среди стандартных серийных внедорожников, пусть даже хороших, на Рыбачьем, как я сейчас считаю, не желательно, а обязательно. Если вы, конечно, не хотите, как сказал накануне путешествия мой друг, оставить там автомобиль. Хотя, было у нас и еще одно подспорье - мотоциклы. Они позволяли быстро выяснить насколько проходимый впереди участок.

Уровень воды в реках полуострова зависит от океана. Например, там, где днем воды может быть ниже колена, вечером, в период прилива, уровень может вырасти до двух и более метров. Эту особенность тоже важно учитывать.

При проезде через реку не нужно ехать слишком быстро. Надо не толкать впереди идущую волну, а как бы следовать за ней. Если волну толкать, то вода начнет проникать под капот, что может закончиться известно чем. Но, когда ты въезжаешь в реку, и вода уже на уровне бампера, то очень хочется выбраться на сушу поскорее, и нервы могут не выдержать, нога прибавит газу. Один раз я допустил такую ошибку. Вода накатила на капот и… спасибо инженерам Mitsubishi! Сейчас говорю это не для рекламы, потому что эта ошибка может иметь высокую цену. Мой Pajero Sport прошел везде, где было нужно, прощая ошибки, и ни разу не подвел.

Перед поездкой на Рыбачий, узнав про особенности его рельефа, я всерьез озадачился тем, в какие шины обуть автомобиль. Пошел от простого: позвонил знакомому - в Nokian Tyres. Он порекомендовал Nokian Rotiiva AT. Это шина, как указано в ее описании, с защищенными от боковых порезов усиленными боковинами, с протектором хорошо работающим на бездорожье, не шумная и экономичная на асфальте. Поставил ее и не прогадал. На трассе средний расход топлива держался в районе 5,5‑7 литров.

Некоторые из приезжающих на Рыбачий людей, не отличаются бережливым отношением к природе, оставляя после себя много мусора и портя растительный слой. Встречаются места, где вместо разноцветного ковра из тундровых растений чернеет огромная, раскатанная колесами внедорожников грязная поляна.

Стремление людей оказаться в окружении красивой природы, не проявляя заботы о ней, - настоящая угроза для полуострова Рыбачий. Как его защитить от такой угрозы - это вопрос. Мы не раз поднимали его в нашей компании по вечерам.

Ученными установлено, что люди жили на Рыбачьем еще в каменном веке. Это открытие было сделано в 1979 году благодаря ловившему рыбу в Зубовской губе военному, заметившему наскальные рисунки. После этого на полуострове было найдено порядка тридцати стоянок древнего человека. На Рыбачьем есть могилы викингов, обнаружено место жертвоприношения лопарей. Полуостров населяли норвежцы, финны и русские.

Природные ресурсы позволяли активно заниматься китобойным промыслом, оленеводством, разведением домашнего скота, и, конечно же, ловлей рыбы - тем, что дало полуострову имя. Следы деятельности людей, населявших Рыбачий в разные времена можно найти сегодня. Но, скажу прямо, здесь ничто не притягивает к себе так, как природа. Она настолько привлекательна, что начинаешь стремиться побыть с ней наедине.

Так вышло, что мне не удалось съездить на мыс Немецкий - самую северную точку Рыбачьего и всей европейской части России. В один из последних дней нашего пребывания на полуострове, когда мы уже объехали его западную часть и были на южному берегу, у Мотовского залива, я отделился от группы и поехал к Немецкому один. Большая часть пути была известна. На маршруте встретил красивый песчаный пляж, образованный отливом.

Я часто останавливался и много фотографировал, что было сложно делать, двигаясь в группе, время шло, и начался прилив. Из-за этого столкнулся с трудностью переезда через реку. Сунулся в двух местах. В обоих случаях после того, как под водой скрывался бампер, боясь рисковать, включал заднюю передачу. Интересно, что в том месте не было типичной тундровой растительности. Вокруг росла высокая трава, как тростник, высотой с автомобиль, что мешало ориентироваться. Эти заросли были опутаны целой сетью дорог. Я несколько раз возвращался на одно и то же место, но потом обнаружил водопад, нашел дорогу, идущую выше него, и проехал через неглубокий брод. С пониманием того, что светлых часов осталось немного, мое торжество было не сильным. Радоваться мешало и еще одно обстоятельство - в баке оставалось мало топлива, а запасной канистры с собой не было. Чтобы ехать быстро, без прыгающих в салоне вещей, накануне выгрузил из автомобиля почти все, оставив только спальник, топор и немного еды на вечер и следующее утро. Недалеко от Немецкого на берегу Вайда-губы стоит небольшая воинская часть обнаружения (воздушных объектов). Мои надежды разжиться соляркой у военных не реализовались. Их отказ был настолько категоричным, что… кажется, туристы здорово поднадоели им.

Но оказавшись на берегу мыса, проблема забылась. Я был один. К слову, позднее выяснилось, что мыс Немецкий - это едва ли не самое популярное место среди туристов, приезжающих на Рыбачий. Поэтому, мне повезло. На Немецком по своему красиво: насыщенная цветом тундра стелется мягким ковром среди очень необычных скалистых образований со слоистой структурой.

В море, левее вдалеке виден берег Норвегии.

Полуостров Рыбачий, который находится в Мурманской области – очень интересное место. Полуостров Рыбачий непременно понравится тем, кто любит путешествия, поездки на природу и морскую рыбалку. Фото из поездок и путешествий в это уникальное место можно найти в интернете, а также в журналах о путешествиях. Там же можно найти отзывы бывалых туристов-любителей активного отдыха и интересные фото рыболовов-любителей.

Вконтакте

Добраться на полуостров Рыбачий можно из Мурманска . Главное – заранее продумать маршрут поездки, потому что из-за сложных погодных условий путешествие на Рыбачий может сорваться. Чтобы добраться на полуостров Рыбачий из Мурманска, нужно обязательно иметь с собой карту. Полуостров Рыбачий в Мурманской области– одно из самых интересных мест на карте севера России.

Путешествие на полуостров Рыбачий в Мурманской области: почему туда стоит поехать

Тем, кто любит активный отдых на природе, вовсе не обязательно уезжать для этого из России. В нашей стране тоже есть очень интересные маршруты. На севере России, за полярным кругом, находится город Мурманск. Это один из самых северных городов России. Из Мурманска можно легко добраться на полуостров Рыбачий.

Существует несколько причин, по которым Рыбачий непременно следует посетить . Это следующие причины:

Те, кто интересуется отечественной историей и воинской славой России непременно захотят возвращаться на Рыбачий снова и снова. Здесь до сих пор можно найти снаряды и другие артефакты, уцелевшие со времен Великой Отечественной войны. О героическом прошлом полуострова Рыбачий даже поется в знаменитой советской песни, посвященной прощанию со Скалистыми Горами. Там находятся промышленные предприятия, рыболовные хозяйства и оленеводческие фермы.

Мурманская область полуостров Рыбачий: рыбалка для любителей активного отдыха

У этого места «говорящее название»: Рыбачий. Местные жители неслучайно окрестили этот полуостров именно так. Полуостров Рыбачий предоставляет всем желающим уникальную возможность прекрасно провести время на настоящей морской рыбалке. Рыбачить можно как с удочкой, так и с более современным спиннингом, оснащенным разнообразными дополнительными приспособлениями. Выходят в море, как правило, на лодке или на катере. Попасть на морскую рыбалку можно следующими способами:

Во время рыбалки можно легко поймать самую разнообразную морскую рыбу , которую житель российской средней полосы обычно видит только в магазинах. Здесь хорошо ловиться и крупная треска, и мелкая мойва. Если очень повезет, можно увидеть, как на берегу моря греются настоящие морские котики.

На территории полуострова имеется большое количество частных рыболовных хозяйств и туристических баз, рассчитанных на любителей рыбалки. На турбазе можно взять напрокат транспорт и рыболовное снаряжение. Те, кто боится в первый раз выходить в открытое море без сопровождающих, могут взять с собой грамотного инструктора – бывалого рыболова, который поможет правильно организовать рыбалку и получить хороший улов.

Для рыбалки следует выбирать спокойную, безветренную погоду. В шторм рыбачить опасно, поэтому, если турист планирует ехать на Рыбачий именно с целью рыбалки, погоду желательно уточнять заранее.

Во время рыбалки можно сделать уникальные фото. Северные морские воды богаты рыбой, поэтому даже начинающий любитель-рыболов не останется без солидного улова. Все необходимое для рыбалки (наживку, одежду, аксессуары) можно приобрести в местных рыболовных магазинах . Самая лучшая пора для рыбалки – короткое северное лето. Местные жители испокон веков занимались рыболовством, отсюда пошло и «говорящее» название полуострова. Такую рыбу, как здесь, больше нигде не поймаешь. Морская рыбалка в одном из самых холодных и северных мест нашей страны – занятие для настоящих мужчин и страстных любителей рыбной ловли.

Рыбачий находится на севере России , поэтому климат там весьма специфический. Так что, отправляясь в путешествие, надо обязательно брать с собой теплую одежду: куртку, сапоги, теплую шапку, непромокаемую одежду для морской рыбалки.

Полуостров Рыбачий богат грибами и ягодами. Страстные грибники должны знать о том, что в грибную пору в местных лесах свирепствуют кровососущие насекомые, поэтому непременно следует взять с собой защитные средства – инсектициды и репелленты. Те, кто идет в лес на «тихую охоту», должны надевать одежды с длинными рукавами, чтобы руки и ноги были надежно защищены от укусов.

Те, кто едут на Рыбачий летом , в разгар местного туристического сезона, должны заранее бронировать места в гостинице или на турбазе, иначе свободных мест может просто не оказаться.

В поездку нужно обязательно взять с собой фотоаппарат и видеокамеру. На территории полуострова большие проблемы с сотовой связью. Для того чтобы поговорить по телефону с родными или близкими, приходится специально искать место, где ловит мобильная связь.

На территории полуострова находится несколько природных заповедников и национальных парков. Во время пребывания в этих местах необходимо строго соблюдать правила поведения, обязательные для всех посетителей: не разводить костры , не оставлять после себя мусор, не рвать цветы и не ломать ветки деревьев. В случае нарушений общепринятых правил нарушитель рискует заплатить солидный штраф.

На территории полуострова имеются места, где полностью запрещена любая охота и рыбалка. Поэтому перед тем как планировать эти мероприятия, необходимо уточнить у местных жителей, не является ли выбранное место запретным.

Те, кто любит животных и интересуется сельским хозяйством , могут посетить многочисленные оленеводческие хозяйства, в изобилии разбросанные по территории полуострова.

Полуостров Рыбачий – уникальное место на севере России. У этого места древняя история и героическое военное прошлое. Те, кто хоть раз побывал на полуострове Рыбачий, обычно возвращаются туда несколько раз. Величественная северная природа заставляет людские сердца замирать от восхищения. Однако, не рекомендуется ездить на Рыбачий с маленькими детьми, потому что погода на Рыбачьем очень суровая. – идеальный вариант для тех, кто интересуется природой родного края и любит экстремальный туризм. Отдых здесь стоит недорого, но запомнится надолго.










Полуостров Рыбачий, уходящий от Кольского полуострова в Баренцево море Северного Ледовитого океана - самая северная земля европейской части России. Письменные упоминания середины 16-го века говорят, что здесь, в губе Кекурская, был один из трёх центров международной торговли России с Европой.
Полуостров омывается Баренцевым морем и Мотовским заливом. У побережья полуострова море благодаря тёплому Нордкапскому течению круглый год не замерзает.

Многие века на крайнем севере, далеко за Полярным кругом, русские поморы вместе с норвегами, финами и лопарями-саамами ловили и продавали рыбу.

В 20 веке связанные перешейком полуострова Средний и Рыбачий обрели стратегическое военное значение: удержание Рыбачьего позволяло контролировать северный морской путь. Здесь советские моряки и солдаты за всю Великую Отечественную войну не уступили врагу ни метра земли, а хребет Муста-Тунтури, отделяющий полуострова от материка, пропитан кровью героев.

В наше время, после распада СССР, в эйфории доверия бывшим условным противникам, с полуостровов выведены войска, разрушены военные городки. Людей на Рыбачьем сейчас почти нет, остались лишь немногочисленные пограничники да служащие двух маяков и метеостанции на мысе Немецком.

Удивительно, в последние годы возрождается интерес к истории Рыбачьего. Молодые люди нового поколения восстанавливают и устанавливают памятники советским воинам.

Для меня Рыбачий ещё и место строгой северной красоты и мощной энергии природы. Впервые увидев полуостров в 2015 году, перетерпев холод, ветры и дожди, видимо навсегда прикипел к этой земле, суровому морю, древним скалам и седым мхам.
Здесь чувствуется Вечность и только здесь любой человек ощущает всю мощь природы. Тундровая растительность, своеобразный ландшафт, зеленые и белые лишайники, мох, ягель, обилие ягод и грибов, создают в сочетании со скалами и морем неповторимые пейзажи.

Карта кликабельна +


2. Губа Большая Волоковая.


3.


4. Это дорога ведет к мысу Немецкий, где находится самый северный маяк континентальной европейской части России


5. Последние сохранившиеся мосты.


6. Пустые бочки вдоль дороги, своеобразные маяки для автопутешественников.


7. Сохранившаяся со времен ВОВ огневая точка.


8. В период отлива море отступает и открывается "шоссейная" дорога для этих мест. Если не знать особенности и пытаться проехать в период начала прилива, есть большая вероятность "зарыться в песок под самую раму". Прилив поднимает уровень воды до одного метра. Со слов смотрителей маяка, на этом месте ежегодно несколько автомобилей уносит в море.


9. Не доезжая до маяка находится несекретный военный объект.


10. Самый северный маяк континентальной европейской части России. Здесь же находится метеостанция.


11. "Край земли". Дальше только Северный Ледовитый океан и Северный Полюс.


12.


13.


14.


15. Край земли. Это и есть Русский Север!


16.


17.
В прошлом году здесь обнаружили поморский каменный колодец, возраст которого оценивается более чем 300 лет. До сих пор в колодце питьевая вода хорошего качества.


18.


19.


20.


21.


22.
Дальше маршрут пролегает на мыс Кекурский, где находится именуемая в народе местность "Армагеддон". (Из-за сильных штормов в осенний период, когда высота волн достигает вершины холмов на прибрежной полосе)


23.
Мыс Кекурский.


24.


25.


26.


27.
Прибрежная полоса мыса Кекурский (Армагеддон)


28.


29.
Так сильные ветра и шторма точат, режут гранитные камни.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.
Так шторма разбивают скалы в щепки.


37.
Прибрежная полоса мыса Кекурский - конец суши Европейской части России.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.
И на скалах растут цветы.


45.


46.
Выезд с мыса Немецкий и Кекурский на базу "Озерки".


47.
Губа Большая Волоковая.


48.
База "Озерки". Это единственное место на полуостровах Рыбачий и Средний, где можно подсушиться и переночевать. Координаты, может быть пригодятся путникам:


49.
Прибрежная полоса базы "Озерки"


50.


51.


52.

Полуостров Средний и скалы "Два брата", долина "Рыжых камней" на заливе Малая Волоковская губа, батарея генерала Паначетова - в следующем материале.

Полуостров Средний. К скалам «Два брата» и «Рыжие камни». Батарея Поночевного

Оригинал взят у в

Кто пропустил предыдущий материал: «Край земли. Мыс Немецкий и мыс Кекурский. Полуостров Рыбачий» , можете ознакомиться по ссылке .
Сегодня - самая северная точка полуострова Средний, мыс Земляной, где находятся скалы «Два брата» и берег рыжих камней. Полуостров омывается Баренцевым морем, соединяет материк и полуостров Рыбачий. У побережья полуострова море благодаря тёплому Нордкапскому течению круглый год не замерзает. В пределах видимости от скал «Два брата» находятся Айновские острова, часть Кандалакшского заповедника.

Про это место даже не хочется писать, надо просто смотреть фотографии. Безумно красивая и удивительная природа, почти полное отсутствие туристов. Оказавшимся здесь путникам - нетронутые, внеземные пейзажи и ландшафт.
Необходимо отметить, что Природный парк «Полуостров Рыбачий и Средний» является особо охраняемой природной территорией и регламентируется законом «Об особо охраняемых природных территориях».
Туристам, путешественникам, а также организаторам туров необходимо знать, что создание туристских маршрутов на особо охраняемых природных территориях требует обязательного согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области. Отсутствие согласований ведёт к нарушению природоохранного законодательства и влечет ответственность, установленную законодательством.


1.
Дорога к скалам «Два брата» идёт вдоль живописного каньона, с другой стороны дороги - побережье Большой Волоковой губы.


2.
На каньоне встречаются сооружения огневых точек и обороны времён ВОВ.


3.
Губа Большая Волоковая и дорога к мысу Земляной.

4.


5.


6.


7.


8.
В конце каньона виднеются «Два брата», которые представляют собой два останца, продукта геологического выветривания.


9.
Координаты: 69°49"26"N 31°46"1"E


10.


11.
С научной точки зрения, «Два брата», образовались благодаря ветру и дождю, морозу и солнцу, которые разрушали скалы, и камни принимали особые очертания, порой сходные с человеком, или животными. Что впрочем так и есть и ни сколько не противоречит культуре саамов. В отчете о экспедиции «Мистический север», так или иначе связанных с сейдами и саамами, саамы, это дети природы. Этот народ не стремится вторгаться в чужие владения, не стремится разрушать созданное природой или наоборот воздвигать памятники своими силами с целью дальнейшего им поклонения. Нет, для них гораздо ценнее то, что дано свыше. То, что создано или природой или силами, по их мнению более развитыми, чем они. Поэтому в том, что саамы поклоняются на первый взгляд обычному камню, нет ничего удивительного. Гораздо интереснее, почему именно этому камню, а еще интереснее легенды объясняющие такое поклонение.

Итак, «Два брата» у саамов считаются священными камнями. Их обожествляли, им поклонялись. Чтобы задобрить духов, к ним приносили туши оленей, рыбу, совершали тут шаманские обряды.


12.
Буквально примерно в одном километре от скал «Два брата», находится место с названием «Берег рыжих камней».
Это причудливые скалы, огромные валуны, изъеденные ветрами и эррозией. Кто был на восточной окраине алуштинского амфитеатра «Демерджи» в Крыму, где находится знаменитая долина привидений, те имеют возможность представить, какие чудеса творит природа. Эти фантастические фигуры, своими формами напоминающие таинственные фигуры людей, животных, загадочных существ и предметов, меняют свои очертания в зависимости от времени суток и освещения. Очень необычной формы камни просто поражают воображение.

Эти фотографии в дальнейших комментариях не нуждаются. Они дают почву для Вашей фантазии.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.

Самый краешек европейской России, полуостров Рыбачий, – место неоднозначное и удивительное. Он не оставит равнодушным: кого-то покорит редкой красотой множества водопадов, озер, литоралей и песчаных дюн, кого-то удивит уникальным сочетанием динамики и статики – величественного покоя скал и непрерывного движения моря, а кому-то этот край покажется суровым и неприветливым.

Несколько лет назад, после почти полувековой «закрытости» от остального мира, Рыбачий вновь стал доступен для путешественников.

Всего 100 километров от Мурманска – и начинается великолепный и загадочный северный край.

Побережье полуострова Рыбачий.

Давно уже цивилизация покинула эти места и теперь здесь все дышит историей: загадочные камни, стоящие с времен рыбного промысла лопарей, сейды, таинственные каменные стражи, многочисленные батареи, укреплённые огневые точки и траншеи – эхо войны, которое на Рыбачем слышится особенно четко. Путешествие в этот легендарный край позволяет не только прикоснуться к тайнам прошлого, но и испытать на прочность технику и себя самого. Оно подарит ни с чем не сравнимое удовольствие открытий.

На дорогах Рыбачего встречаются самые разные люди: джипер из Краснодара, мотоциклист из Мюнхена и караванер из Белоруссии. И это неудивительно, ведь Рыбачий – это не просто место на карте, это другая жизнь. Может быть, именно поэтому он так легко завоевывает сердца тех, кто жаждет приключений.

Полуостров Рыбачий - географическая справка

Полуостров Рыбачий, самая северная часть России, находится на Лапландском берегу Северного Ледовитого океана. Территориально он относится к Мурманской области.

Не все знают, что Рыбачий на самом деле состоит из двух полуостровов: собственно Рыбачего и Среднего. Они соединены небольшим перешейком длиной около километра. И очень часто, если не требуется специальных уточнений, полуострова называют одним именем - Рыбачий.

Фрагмент физической карты Кольского полуострова.

От материка полуостров Средний отделяет ещё один перешеек, на континентальной части которого расположился хребет Муста-Тунтури. Средний представляет собой плато, которое круто обрывается в Баренцево море. Оно сложено известняками, песчаниками и глинистыми сланцами. Максимальная высота на полуострове – 334 метра.

Длина Рыбачего от мыса Немецкого до Городецкого мыса составляет порядка 60 км. Ширина самой большой юго-восточной части полуострова – 25 км.

Местные берега сложены из сланцевых черных скал, над которыми во внутренней части Рыбачего располагаются покрытые тундровой растительностью холмы и горы. Самая высокая из них называется Эйна, ее высота – 299 м.

Омывающие полуострова воды Баренцева моря благодаря Нордкапскому течению не замерзают круглый год. В прибрежных водах много рыбы: мойвы, трески, сельди.

Самая северная часть полуострова Рыбачий - мыс Немецкий.

Климат полуострова Рыбачий особый, что связано с его расположением практически посередине Баренцева моря. Погода на полуостровах может серьезно отличаться даже от расположенных вблизи моря посёлков Печенга или Заозёрск. Связано это и с характером Баренцева моря, и с тем, что полуострова отделены от материка сравнительно высоким хребтом Муста-Тунтури. Горы могут и не пустить непогоду, а могут наоборот преградить путь дождевым облакам, которые будут висеть над Рыбачим месяцами.

Летом солнце круглыми сутками висит над горизонтом, поэтому и местные времена года не слишком совпадают с общепринятыми сезонами. Холодно здесь круглый год, даже летом среднемесячные температуры не поднимаются до 20С, и при этом погода меняется очень резко.

На полуострове Рыбачий в начале лета. Вид на Средний. На горизонте - хребет Муста-Тунтури.

Лучшее время для автопробега – вторая половина лета, когда на полуострове по местным меркам еще тепло. В июне-июле на Рыбачем встречаются комары и мошка, в августе их уже нет.

Местные дороги тоже особенные. Двигаться по ним на неподготовленной машине, особенно без установленной защиты картера, не стоит. Нужно учитывать, что строились они очень давно, в период, когда полуостров был закрытой зоной, эксплуатировались в основном военными, у которых свои требования к проходимости. Последние лет двадцать, после того, как большая часть гарнизонов закрылась, никто здесь дорогами не занимался. Вывод из всего этого напрашивается однозначный.

С другой стороны, с опытным водителем крайних точек Рыбачего достигали и обычные легковые машины.

Краткий исторический очерк

Первые люди пришли на эти земли еще в период мезолита, то есть порядка 10-12 тысяч лет назад. Сохранились их стоянки, характеризующиеся небольшой площадью и тонким культурным слоем. Учёные утверждают, что это свидетельствует о том, что первые переселенцы на Рыбачий были малочисленны и вели подвижный образ жизни. Они занимались собирательством и охотились на северных оленей.

Археологи подметили интереснейшую деталь: заселение полуострова шло с двух направлений – южного и северо-западного. Они доказали, что издавна Рыбачий населяли выходцы из Волго-Окского междуречья и с территорий современных Финляндии, Норвегии и Карелии.

Позже на Рыбачем проживали саамы или лопари, финско-угорская народность, занимавшаяся разведением оленей и рыболовством. С ними прекрасно уживались поморы, потомки новгородцев, пришедших когда-то в эти богатые рыбой и пушниной края. Поморы занимались исключительно торговлей и «морским» делом.

Вайда-губа сегодня.

С начала 16 века в этих краях ведется активный лов рыбы, существует 16 рыбацких становищ, насчитывающих 109 промысловых изб. Эти становища, к числу которых относились Цып-Наволок, Вайда-губа, Зубово и другие, периодически то приходили в запустение, то расцветали.

В 1865 году русский император пригласил на эти земли норвежских и финских колонистов, пришедших сюда с Финмаркена и Варангер-фиорда. Они, в отличие от большинства поморов и саамов, появлявшихся к тому времени на Рыбачем только летом, стали обживать суровый край.

После того, как Финляндия обрела независимость, ей была отдана западная часть полуострова. Граница прошла по перешейкам и разрезала Средний почти пополам.

Сразу после советско-финской войны в 1940 году отделённые территории были возвращены СССР. Новую границу между странами провели по воде к западу от полуострова Средний.

Братская могила защитников Рыбачего.

В годы Отечественной войны на Рыбачем и в его прибрежных водах шли ожесточенные бои. Полуостров стал ключевым участком обороны на пути к Мурманску. За всю войну фашистам не удалось продвинуться на этом направлении ни на пядь, за что несгибаемый Рыбачий был назван Гранитным линкором. Почти четыре года фашисты не могли взять полуостров и прорваться к Мурманску.

По окончании боевых действий полуостров бурно осваивается. Особая роль здесь принадлежит военным, что объясняется непосредственной близостью к границе Норвегии - члена НАТО. На полуострове дислоцируется несколько секретных военных объектов, поэтому его территория была закрыта для любых посещений.

Несмотря на это, на Рыбачем проводятся работы по восстановлению и увеличению оленьего стада, уничтоженного в военные годы. Трудятся здесь и геологи. В 70-е годы прошлого века на Среднем открывается геологическая база Академии Наук. Её сотрудники занимаются уникальными исследованиями земной коры при помощи магнитогидродинамических (МГД) генераторов.

К сожалению, с середины 90-х жизнь на полуостровах замирает. Большая часть военных гарнизонов расформировывается или выводится, геологи и геофизики так же сворачивают свою деятельность. Постройки и имущество остаются брошенными. С этого же времени полуостров открывают для посещений граждан России.

С историей полуострова Рыбачий связано множество интересных фактов, которые могут подвигнуть путешественника и поглубже изучить историю края, и отдалиться от наезженных маршрутов.

Неподалеку от Цып Наволока есть гора Аникиевка, на склоне которой находится могила Аники-воина. Этот довольно неприятный персонаж отличился тем, что отнимал у рыбаков, приплывавших в Цып-Наволок часть их улова. Он говорил, что прекратит поборы только тогда, когда найдется человек, который победит его в честном поединке. Таковым оказался Амвросий, монах Печенгского монастыря. Они долго бились в каменном круге, в котором потом и похоронили убитого в поединке Анику-воина.

На Рыбачем родилась и знаменитая поэма «Сын артиллериста». Осенью 1941 года на полуостров прибыл Константин Симонов. Среди рассказов о боях за Муста-Тунтури ему особенно запала в душу история о том, как командир полка послал корректировать артиллерийский огонь сына своего друга. Корректировщики оказались в тылу врага и вызвали огонь на себя. Симонов всю ночь работал над произведением, утром оно уже было готово и со временем стало одним из лучших стихотворений о войне.

На Рыбачем служил и Николай Букин, автор слов известнейшей песни «Прощайте, скалистые горы». Участник первых боёв за Рыбачий, артиллерист и корреспондент фронтовой газеты, он сумел найти слова, трогавшие душу каждого, поэтому многие считают эту песню народной.

На Рыбачем бережно хранится еще одна реликвия тех лет – погранзнак, который остался на Муста-Тунтури, на незахваченной врагом территории. Несмотря на то, что это был участок старой границы, значение этого факта было огромным.

С полуостровом связана и история первого российского научно-исследовательского судна Персей.

Перестроенное из китобоя судно, в 1922 году выходит в первый рейс. Персей принял участие в 99 экспедициях, проводил научно-промысловые и гидрологические исследования, вклад его в отечественную науку бы поистине фундаментальным.

В июле 1941 года легендарное судно было потоплено фашистскими бомбардировщиками в губе Эйна залива Мотка. Тогда же остов Персея был засыпан камнями и превращён в причал. Благодаря этому и сейчас на берегу можно обнаружить фрагменты набора корпуса судна.

Исторические достопримечательности

На полуострове множество сейдов. Так называются отдельно стоящие в неустойчивом положении валуны различных форм и размеров. Чаще всего они округлые, длиной от 0,5 до 10 м. Местные верят, что саамские колдуны - нойды умирая, превращаются в такие камни, поэтому считают их священными. Ученые доказали, что сейды транслируют энергию, передавая ее от камня к камню, и изменяют над собой уровень радиации.

Стоит отметить, что в наше время за сейд принимают практически любой отдельно стоящий камень. Но большинство из них являются продуктами разрушения скальных пород, а то и просто принесены ледником. А вот настоящие саамские сейды лучше искать с опытным специалистом.

Карта достопримечательностей и памятных мест Рыбачего и Среднего. Из книги М. Г. Орешеты «Осиротевшие берега».

В Зубовской губе найден самый северный в нашей стране очаг наскальной живописи. Местные петроглифы имеют одну особенность: изображение, нарисованное охрой на скале, позже дублировалось каким-то острым орудием, процарапывалось на твердой поверхности.

На Рыбачем открыто и несколько стоянок древних людей времен палеолита и мезолита. Они расположены в Зубовской губе, на реках Пяйва и Майка. Есть здесь «шаманские круги», как называют захоронения людей каменного века, и священные камни саамов на Среднем, которым древние приносили жертвы.

На Аникиевом острове (расположен напротив Цып-Наволока) можно увидеть уникальную каменную летопись. Плита покрыта тщательно высеченными именами шкиперов, ходивших на Мурман за рыбой в 16, 17, 18 веках. Здесь есть имена голландских, немецких и датских моряков. Отметились на плите и русские купцы. Знаменитому рыбачинскому краеведу Михаилу Орешете удалось найти самый ранний автограф В. Малашова, который побывал в этих краях еще в 1630 году.

Один из ДОТов, охранявших побережье Рыбачего.

Больше всего памятников Рыбачего относится к периоду Великой Отечественной войны. Они разбросаны по полуострову: сохранившиеся ДОТы, укрепления, памятные знаки и братские могилы. Их очень много у Муста-Тунтури, где шли самые кровопролитные бои.

Если подняться на хребет, можно осмотреть немецкие укрепления, вырубленные в скалах, там же стоят памятные знаки и много захоронений. У подножия Муста-Тунтури расположен музей, посвященный памяти защитников Рыбачего. Его создал и сохраняет Юрий Александрович Кобяков, бывший геофизик, работавший здесь. В этом музее хранится и непокоренный пограничный знак, снятый с Муста-Тунтури.

Заброшенная позиция зенитно-ракетного дивизиона с позывным «Локаут».

Много на Рыбачем и других «памятников». Это заброшенные военные городки, в которых когда-то располагались воинские части. Скорбеевка, Озерко, Четверка, Локаут, Зубовка… Этот список можно продолжать. Трудно рождались эти поселки, радостно и светло жили, нелепо и тяжело умирали. Сегодня это своеобразный музей застывшей советской эпохи, затерявшиеся в тундре поселки-призраки, которые изредка посещают путешественники.

Заброшенная 152-мм артиллерийская батарея.

Природные достопримечательности полуостровов

Природа полуострова Рыбачий уникальна и необычайно красива. Дух захватывает от открывающихся видов. Если выйти из машины и прогуляться по тундре, получишь массу удовольствия: все видно на километры вперед и на каждом шагу встречается что-нибудь интересное. То экзотический зверёк или птица, то красавцы северные олени, то ржавое «эхо войны». А сколько ягод и грибов! Черника, морошка, подосновики, белые и даже северный женьшень.

В середине июля по служебной необходимости мы с коллегами оказались в двухнедельной командировке в Мурманске. Поскольку в Мурманск прибыли на моём автомобиле, свободное от работы время старались проводить активно: посмотрели город, неоднократно ловили рыбу в Кольском заливе, два раза съездили на Териберку, а также мне удалось посетить полуостров Рыбачий…

В один из выходных дней я валялся на диване съемной квартиры и решил почитать в смартфоне информацию о полуострове Рыбачий и обзоры автомобильных путешественников. Чем больше читал, тем сильнее загорался идеей съездить туда. Учитывая плохие дороги и отсутствие подготовки к поездке, я планировал доехать только до перевала Муста-Тунтури, погулять там по скалам, по местам боёв и вернуться обратно. На сборы ушло не более получаса, по сути никаких сборов и не было, просто я выпил кофе, выкурил сигарету и поехал. Планировал по пути заправиться, заехать в магазин за какой-нибудь едой и водой, однако как-то проскочил все магазины и, заправившись, поехал имея на заднем сиденье бутылку с примерно 50мл воды. Такое отношение к провизии было большой ошибкой, понял я это быстро. Все две недели нашей командировки стояла жара около 30С, что вкупе с большой влажностью создавало жуткую духоту. День поездки не стал исключением и пить я захотел уже километров за 50 от Мурманска.

Трасса от Мурманска до КПП Титовка отличная, документы на КПП проверяют у всех. Как я понял, главное требование для свободного проезда – гражданство Российской Федерации. После КПП поворот направо на грунтовку, собственно, с этого момента и начинаются приключения. Дорога вдоль реки Титовки вся в ямах и ухабах, как и весь остальной путь, наверное нет смысла расписывать качество “покрытия”, потому что такового там нет, обзоров полно в интернете, скажу лишь что проехать вполне возможно, если аккуратно.


Дорога вдоль реки изобилует живописными видами и я неоднократно останавливался чтобы полюбоваться и сделать снимок. К сожалению, фото не передает высоту.


Через какое-то время дорога уходит левее реки и, извиваясь, поднимается выше и выше к перевалу. Не Кавказ конечно, но в скалистых северных сопках есть своя, особая красота, не просто так люди, побывавшие в этих местах однажды, едут сюда снова и снова.


Пока ехал вдоль Титовки, очень сильно хотел пить, было такое ощущение что нёбо слиплось и потрескалось, однозначно решил что доеду до перевала и развернусь обратно. В какой-то момент, при объезде очередной ямы, мне показалось что в дорожной пыли валяется бутылка, проехал, посмотрел в зеркало – вроде действительно бутылка. Остановился, подошел и обалдел, в дорожной пыли лежала полторалитровая запечатанная бутылка воды “Святой источник”. В тот момент для меня это было знамение, знак что надо ехать дальше, за перевал. И действительно, стоило напиться как сразу поднялось настроение и появились силы и желание ехать дальше. До перевала Муста-Тунтури после этого добрался быстро.


К сожалению, я не был подготовлен к этой поездке и не имел плана, каких-то точек с достопримечательностями, поэтому, остановившись на перевале, просто погулял по окрестным скалам. Забирался на вершины в поисках следов войны. Нашёл.



Эхо войны

За перевалом дорога стала спускаться вниз, также изобилуя видами достойными кисти художника. Я неоднократно останавливался и любовался. Таким образом добрался до полуострова Средний. Путь через полуостров Средний мне не понравился: убитая дорога, мотающие машину из стороны в сторону ямы, скорость 10км/ч, однообразный пейзаж слева и губа Большая Мотка справа. Время от времени на побережье губы встречались стоянки приезжих рыбаков и туристов. Достопримечательности Среднего – памятники павшим в боях советским воинам. На Средний, на мой взгляд, надо ехать именно чтобы прикоснуться к истории Великой Отечественной войны, не проездом как я, а вдумчиво, зная конкретные точки. Именно в этих местах и про события, происходившие в этих местах, было написано Константином Симоновым стихотворение “Сын артиллериста”.


Напомнило “Сын артиллериста” К. Симонова


Полуостров Средний – это война

Средний я объехал по восточному берегу и попал на перешеек с Рыбачьим. Для себя поставил задачу попасть на мыс Немецкий, в самую северную точку полуострова, которая является и самой северной точкой европейской части континентальной России. В одном из обзоров прочел, что добираться туда лучше по западному побережью Рыбачьего, я так и поступил. Проехав перешеек, сразу свернул налево на дорогу ведущую на мыс Немецкий, оставив справа заброшенный поселок Большое Озерко. Полуостров Рыбачий уже не так однообразен как Средний, по крайней мере мне так показалось. Я ехал навстречу солнцу, порой оно сильно мешало объезжать камни и ямы, но зато виды открывались просто фантастические.



Дорога по западной стороне Рыбачьего лучше чем по восточной стороне Среднего, скорость тоже 10-15 км/ч, но как-то разнообразнее чтоли. Меньше болтает машину из стороны в сторону, зато много больших камней и бродов. Если не торопиться то вполне проезжая почти на любом автомобиле.


Пожалуй, самое сильное впечатление на меня оставил пляж, не доезжая примерно одного километра до Червяного ручья. Темно-серый песок, прозрачнейшая, как слеза ангела, морская вода в лучах заходящего солнца, штиль и теплый вечер… Купаться сразу не стал, решил взбодриться на обратном пути, но, забегая вперед, скажу что не удалось, поскольку отлив к тому времени отодвинул воду метров на 150 и вид пляжа был уже не такой сказочный. Фото не может передать, это надо видеть лично, оно того стоит!


От этого места осталось рукой подать до мыса Немецкий. Немного поплутав по дорогам тундры в безуспешных попытках объехать стоящую на пути воинскую часть, добрался до места назначения.


Ниже короткая видео-зарисовка, которую я слепил из роликов снятых на мобилку. Снимал одной рукой, второй держал руль, соответственно участки, которые пришлось преодолевать держа руль двумя руками, остались за кадром.

В конечной точке я пробыл не более часа, погулял, полюбовался морем и поехал обратно. Обратный путь пролегал по тому же маршруту. Выехал из дома примерно в 14-30, вернулся обратно около 9-30.

Пока ехал по Рыбачьему, встретил машину французских путешественников. Людей возле не заметил, поэтому просто проехал мимо. Уже вернувшись в Питер, зашел на сайт указанный на борту их авто и почитал информацию о них, об автомобиле и их путешествиях. Почитайте, интересно взглянуть на нашу страну глазами иностранцев, видевших её не только на футбольных стадионах и барах больших городов.


P.S. Cчитаю своим долгом просить вас, друзья, не мусорите, пожалуйста. Тундра ничего не заберет, все что вы оставили будет лежать десятилетиями если не столетиями. Слой почвы очень маленький, не рвите её протекторами шин, она очень долго будет заживать, там есть дороги.

P.P.S. Ещё неделю назад был уверен что на машине на Рыбачий больше не ездок, но сейчас уже в голове мысли о правильной подготовке и как спланировать маршрут. Поеду, обязательно ещё поеду, но уже не торопясь, с рыбалкой и ночевками в палатке…

Похожие публикации