Что делать если чартер задерживают. Как покупать билеты на чартерный рейс? Что обязана сделать российская авиакомпания при задержке рейса в РФ

Задержка рейса способна нарушить планы путешественника, испортить настроение перед перелетом и лишить возможности совершить пересадку на другой рейс своевременно. Многие жертвы долгих ожиданий в аэропорту не догадываются о возможности получения компенсации в случае, если в задержке виновен перевозчик. В каком размере и на каких основаниях предоставляется компенсация за задержку рейса самолета, узнаем из статьи.

Когда авиакомпания виновна в задержке рейса

Всегда, когда пассажира не пускают в самолет, хотя у того имеется купленный билет, авиакомпания считается виновной и обязанной выплачивать компенсацию.

Заявлять о выплате компенсации можно при условии, что виновата в задержке рейса авиакомпания. Такое случается, если:

  • произошла нестыковка в расписании перелетов;
  • экипаж своевременно не подготовился к выходу в рейс;
  • рейс отменили из-за недостаточного количества проданных билетов или других причин, из-за которых полет стал не выгодным;
  • было реализовано больше билетов, чем возможно посадить пассажиров (такое случается, поскольку из-за отказа пассажиров от вылета компании часто продают на 5% больше билетов, чем имеется мест в салоне);
  • в других ситуациях, когда перевозчик не может подтвердить наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к задержке рейса.

В каких ситуациях авиакомпания не виновна в задержке рейса

Предъявить претензии к авиакомпании и потребовать компенсации за задержку невозможно в следующих случаях:

  • если самолет не вылетел по требованию компетентных органов из-за неблагоприятных погодных условий;
  • если рейс отменили по настоянию гос. органов;
  • если произошла забастовка сотрудников аэропорта;
  • если рейс отменили из-за обнаружения неисправности самолета, по причине которой имела место угроза здоровью и жизни пассажиров;
  • если имели место форс-мажорные обстоятельства (беспорядки, боевые действия, теракты, стихийные бедствия).

Компенсация за задержку рейса самолета, права пассажира

Если по причине отмены или задержки рейса у пассажира выпали несколько дней отпуска, авиакомпания будет компенсировать стоимость заранее оплаченных, но не использованных услуг отеля и т.п.

В случае отмены рейса пассажира должны предупредить. Если предупреждение имело место за пару дней до вылета, должен быть предложен альтернативный вариант пассажирской перевозки к месту назначения, а также должны быть возвращены деньги за билет (даже если предполагалась пересадка и поездка в оба конца).

Деньги можно получить обратно в течение 3 месяцев с даты отмены перелета. А вот в случае, когда рейс отменили в тот день, когда был запланирован перелет, или даже после приезда клиента в аэропорт, ему обязаны предложить другой билет на самолет той же компании или самолет другого перевозчика (пассажир не должен ничего доплачивать).

Какими правами обладает пассажир при отмене или задержке рейса

Когда о задержке рейса стало известно, пассажир в первую очередь должен сходить к сотрудникам авиакомпании и попросить поставить на билет отметку о задержке.

Задержка рейса может быть незначительной, а может продолжаться много часов – в зависимости от длительности ожидания пассажиру положены следующие льготы:

  • хранение багажа без оплаты, пользование комнатой мамы и ребенка в возрасте до 7 лет, а так же сопровождающим их лицам;
  • если задерживается на 2 часа и больше , пассажир вправе требовать отправки 2 бесплатных электронных сообщений или совершения 2 звонков, а также бесплатные прохладительные напитки;
  • если рейс задержали минимум на 4 часа , пассажиру предлагается горячий обед, который будет предлагаться и далее каждые 6 часов;
  • если рейс задержан на 8 и более часов в дневное время или на 6 часов в ночное время , пассажира бесплатно разместят в гостинице;
  • компания предоставит бесплатный трансфер до отеля и обратно до аэропорта.

В каком размере выплачивается компенсация за задержку рейса самолета

Если рейс был задержан по вине авиакомпании, пассажиру будут выплачены следующие суммы:

  • 3% от стоимости билета на самолет за каждый час задержки перелета (как компенсация за потерянное время);
  • 25% от действующего федерального размера МРОТ за 1 час ожидания перелета (не больше половины стоимости билета на самолет – в качестве штрафа).

Когда подавать претензию представителям авиакомпании

Претензия (смотреть образец претензии ⇒ ) должна быть подана в течение полугода с даты задержки или отмены рейса. Для международных рейсов срок обращения продлевается до 2 лет. Претензия будет рассмотрена в течение 30 дней с даты его получения представителями компании. Компенсация будет перечислена на счет заявителя в течение 2-6 месяцев. Если в выплате отказали, или размер компенсации оказался недостаточным, у пассажира имеется в запасе 3 года для подачи искового заявления.

Читайте также статью ⇒ .

Типичные ошибки

Ошибка: Пассажир, рейс которого был задержан, требует рассмотреть его претензию по российскому законодательству, тогда как рейс был международным.

Задержка рейсов - это нередкое явление в работе авиаперевозчиков. Пассажиры, которым приходится часто летать, постоянно с этим сталкиваются. Причины у этого явления могут быть совершенно различными - от нелетной погоды до технических проблем.

На сегодняшний день в законодательных актах большинства стран, в том числе России и Европы, прописана ответственность авиакомпаний за задержку рейса. Ответственность наступает даже в случаях, когда причина не зависит от перевозчика.

Пассажиров, попавших в такую ситуацию, обеспечивают местом в гостинице, питанием, услугами связи, напитками. Но самое важное, что такие пассажиры имеют право на денежную выплату.

Перечень документов на денежную компенсацию

Чтобы получить выплату за задержку рейса, нужно подать авиакомпании- перевозчику претензию в письменном виде. К ней прилагаются документы (копии), которые подтверждают право на денежную компенсацию. Это следующие документы:

  • Авиабилеты, на которых стоит отметка служб аэропорта о факте задержки рейса. Это могут быть также справки, которые заверили представители аэропорта или авиакомпании.
  • Квитанции, кассовые чеки, которые подтверждают сумму понесенных расходов.

Нужно знать, что если вылет задержали на внутреннем рейсе и компания-перевозчик, соответственно, российская, то все претензии будут приняты к рассмотрению согласно законодательству РФ. Если перевозчик - это авиакомпания другой страны, но рейс задержан на территории РФ, рассмотрение претензий тоже идет по российскому законодательству. Но если рейс отложен на территории другой страны, ситуация будет рассмотрена по законам страны, на территории которой произошел инцидент. В этой ситуации неважно, чья авиакомпания.

Денежные компенсации за задержку рейса в ЕС

В Евросоюзе урегулирование отношений между пассажиром и авиакомпанией прописаны в Положении № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно текста этого документа, авиакомпания выплачивает компенсацию за задержку рейса, ее размер зависит от времени задержки и расстояния перелета.

Денежные компенсации за задержку рейса в России

В России такие ситуации разбирает ст.126 Воздушного Кодекса РФ. Согласно статье, пассажир может в течение шести месяцев с момента прилета, предъявить претензию. Это можно сделать с помощью заказного письма, с полной описью приложенных документов, или лично. Копию претензии и квитанции, доказывающие отправку бумаг, лучше сохранить, для судебных разбирательств. В суд стоит обращаться, если виновник отказывается заплатить компенсацию или в случае отсутствия реакции на ваше обращение.
В суде понадобятся документы: исковое заявление, билет с отметкой об отмене рейса (или его задержки), письменная претензия авиаперевозчику, документы, подтверждающие расходы на питание, проживание, сотовую связь.

Регулярные рейсы и чартер. Есть ли разница в ответственности при задержке рейса?

Часто возникает вопрос, существуют ли различия в действиях потерпевших пассажиров, если рейс был чартерным? Сначала необходимо понять, в чем разница между чартерным и регулярным рейсом.
Регулярные рейсы - постоянные рейсы по фиксированному графику. В случае международных рейсов, все разногласия регулируются межправительственными нормативными актами. В любой кассе можно ознакомиться с инструкциями по бронированию, продаже билетов, а также по ситуациям отказа от полетов.

Чартерные рейсы - это рейсы, которые организуются согласно чартерного договора между авиакомпанией и туроператором. Эти рейсы часто не имеют точного графика вылетов (точность до 3-5 часов). Авиабилеты на чартерные рейсы покупаются у туроператора (владельца чартера), в авиакассах такие билеты не купишь.

Авиабилет - это договор пассажира и авиакомпании о том, что перевозчик обязан доставить пассажира и его вещи целыми и невредимыми, а пассажир, соответственно, оплатить эти услуги.

В Воздушном и Гражданском кодексе РФ прописано, что ответственность за отмену или задержку рейса несет авиакомпания. Таким образом, разницы, какой рейс отложен или задержался, нет. Перевозчик при задержке рейса должен обеспечить пассажиру набор услуг, прописанный законодательством, а в ряде случаев еще и выплатить компенсацию.

Что обязана сделать российская авиакомпания при задержке рейса в РФ?

Если вылет задержали более чем на 2 часа:

  1. Авиакомпания обязана предоставить возможность сделать телефонных звонка (в том числе за границу) или два сообщения по e-mail.
  2. Обязана предоставить прохладительные напитки.

Если произошла задержка вылета более чем на 4 часа:

  1. Предоставляется горячее питание.
  2. Далее горячее питание должно предоставлять каждые шесть часов в дневное и восемь часов в ночное время.

Если вылет задержан более чем на 6-8 часов:

  1. Размещение в гостинице в дневное время, если задержка рейса составляет 8 часов, в ночное время, если 6 часов.
  2. Бесплатный транспорт от аэропорта до гостиницы.

Все вышеперечисленные услуги оказываются бесплатно в независимости от того, чартерный или регулярный рейс задержан.

Реклама

Задержки чартерных рейсов стали регулярными, ежедневно Росавиация фиксирует от трех до 13 таких случаев. Накануне Azur Air задержала чартер из Домодедово во Вьетнам на 14 часов, а авиакомпания «Икар» задержала вылет из Новосибирска в Камран на 16 часов. Для оздоровления рынка авиаперевозок в туристском сегменте федеральные ведомства могут перевести чартерные перевозки в статус регулярных.

В этом туристическом сезоне Росавиация ежедневно фиксирует не менее 3–4 задержек чартерных пассажирских перевозок на срок более двух часов. В некоторые дни задерживаются больше десяти рейсов. По данным Росавиации, в России 6 августа были задержаны 13 чартеров.

В первые дни августа на первое место по количеству задержанных чартеров вышла компания Azur Air. 1 августа авиаперевозчик задержал один рейс, 2–3 августа - по пять, а 6 августа - шесть, в числе которых рейс из московского авиаузла Домодедово до Нячанга (Вьетнам), задержанный на 14 часов.

По расписанию вылет должен был состояться 5 августа в 15.25, однако рейс перенесли сначала на 20.45, а затем откладывали каждый час. Отчаявшиеся пассажиры задержанного рейса пыталась заблокировать вылет этой же авиакомпании в Анталию в 4.30 утра. По сообщениям информагентств, люди скандировали: «Помогите, позор Azur Air».

В Росавиации отмечают, что причиной задержки стала неисправность воздушного судна и его вынужденная замена. В то же день в Домодедово был задержано еще два рейса Azur Air в Турцию (более чем на 12 часов каждый) - также из-за неисправности воздушных судов.

Вылет чартерного рейса «Новосибирск – Анталья» авиакомпании Royal Flight задерживается на 9,5 часов из-за неисправности самолёта.

По расписанию Boeing 757 должен был вылететь из аэропорта Толмачёво 7 августа в 8:00, но не отправился в Турцию до сих пор. Сейчас расчётное время вылета перенесено на 17:30, сообщает онлайн-табло аэропорта.

«Посадку даже не объявляют. Зарегистрировались мы в 12 часов дня, прошли все таможни, досмотры. И с этого момента в зале ожидания сидим. <…> Номер выхода нам сначала поставили, потом убрали. Пишут: "Задержка"», - рассказала НГС.НОВОСТИ одна из пассажирок чартера.

По её словам, в зале ожидания много пассажиров с детьми. «Очень маленьких нет, грудничков - от 1,5–2 лет и постарше. Они уже все шоколадки из автомата съели, газировку всю выпили, чипсы и всё такое, потому что дети голодные - с утра приехали. Питания никакого не предоставлено пока», - рассказала пассажирка. Уже во второй половине дня туристам предложили прохладительные напитки - в итоге за водой выстроилась очередь.

Минтранс РФ совместно с Росавиацией разрабатывает пакет законопроектов, системно решающих проблему срывов чартерных рейсов в высокий туристический сезон, сообщает во вторник газета "Известия" со ссылкой на источник в авиационной отрасли.
Как пишет газета, новые меры будут направлены на "недопущение создания условий для задержек и отмен чартерных рейсов, выполняющихся по заказам туроператоров". Они также будут предполагать более жесткую реакцию авиационного регулятора и "неотвратимость наказания авиаперевозчиков, допустивших сбой". По данным "Известий", ведомства также планируют доработать механизм аннулирования допусков авиакомпаний к выполнению международных чартерных рейсов.

"Одна из инициатив, которая уже обсуждается, - это введение обязательного требования к авиакомпаниям предоставлять в Росавиацию сведения о планируемых объемах чартерных пассажирских перевозок… Ведется дискуссия о возможности отказа от практики перевозки туристов на массовых направлениях отдыха чартерными рейсами, фрахтователями которых выступают крупные туроператоры. Но пока однозначного мнения о целесообразности этого шага нет", - пишет издание.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

С 29 октября должны вступить в силу новые инициативы Минтранса, согласно которым авиакомпании будет жестоко наказываться за задержку чартерных рейсов. В частности, за это им вообще будут запрещать совершать международные рейсы: Росавиация внесет соответствующие изменения в сертификат эксплуатанта.

Для чартерных авиакомпаний это фактически будет означать в большинстве случаев полную остановку деятельности, так как именно за границу подавляющее большинство чартерных рейсов и совершается. Для обычных авиакомпаний прекращение международных полетов тоже станет серьезным ударом по выручке.

Правда, пока непонятно, сколько именно рейсов и на какой срок нужно задержать, чтобы попасть под санкции, и здесь важно не перегнуть палку: например, поскольку регулярные имеют перед ними приоритет, и в загруженных аэропортах, например, московских, ожидание слота на вылет может занять несколько часов.

Впрочем, серьезные задержки вылетов чаще всего возникают из-за отсутствия необходимого числа исправных самолетов: численность флота у чартерных авиакомпаний, как правило, невелика, и из-за поломки одной-двух машин возникают веерные задержки рейсов. Причины могут быть и не в поломках: например, летом массовые задержки рейсов «ВИМ-Авиа» происходили из-за того, что авиакомпания позже запланированного срока получила самолеты с ; а год назад с похожей проблемой .

Росавиация ежемесячно публикует статистику задержек отдельно по регулярным и отдельно по чартерным рейсам, учитывая серьезные задержки (более 2 часов) по вине авиакомпаний. Показатели задержек у всех, кто более-менее серьезно занимается чартерными перевозками, значительно выше, чем на регулярных рейсах. Так, если на «регулярке» у крупных компаний в июле этого года задерживалось 1-5% рейсов (ЮТэйр 1,09%, Победа 1,47%, Аэрофлот 2,65%, Россия 3,42%, S7 Airlines 4,62%, лишь у Уральских авиалиний 10,65%), то на чартерных рейсах совсем другие цифры: у “России” 7%, у Azur Air (крупнейший игрок рынка) 7,9%, «Роял Флайт» - 8%. «Северный ветер» задержал 9,6% рейсов, «ВИМ Авиа» 13,8%, iFly 19,3%, а «Ред Вингс» - 21,8%.

Теперь Росавиация должна будет также проверять возможности перевозчиков выполнять заявленные объемы чартерных перевозок, и только после этого туроператоры смогут заключать с ними договоры фрахта, пишут “Известия”.

«Это к доктору», - лаконично комментирует ситуацию Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

“На самом деле задерживаться могут не только чартеры, но и регулярные рейсы. Чаще всего это происходит по объективным причинам: непогода или затянувшееся техобслуживание. Но есть нюанс: пассажирам регулярного рейса при длительной задержке скорее всего предоставят другое судно, а вот пассажирам чартерного рейса придется ждать, пока подадут их самолет. Авиакомпании, конечно, заинтересованы поскорее решить свои форс-мажоры, чтобы не получить штраф за задержку. Но и пассажиры должны знать свои права: например, при задержке более 2 часов они вправе требовать питание и прохладительные напитки. Жесткое регулирование чартерных рейсов спасет потерянные дни отпуска у туристов (и главное нервы), а также избавит авиакомпанию от лишних трат на штрафы и компенсации пассажирам”, – комментирует представитель Aviasales Янис Дзенис.

Действительно, в мире достаточно компаний, специализирующихся на оперативном предоставлении резервных бортов с экипажами на случай технических проблем, однако для чартерных рейсов такой услугой не пользуются из экономии.

“Для того, чтобы можно было реализовывать какие-либо меры, необходимы чёткие критерии. Какие критерии выбраны – на данный момент не ясно. Озвученные меры теоретически уже есть в арсенале регулятора и при необходимости могут в той или иной мере применяться к нерадивым перевозчикам“, - комментирует Анастасия Матюшина, Директор по связям с общественностью авиакомпании AZUR air.

Компенсация за задержку рейса

Если рейс задержан, Вы должны знать следующие свои основные права и действия:

1. Пассажиры чартерных и регулярных рейсов имеют одинаковые права. Перевозчик в одинаковой степени несет перед пассажиром ответственность за задержку как чартерного, так и регулярного рейса.

2. Вы имеете право на достоверную и точную информацию. Обращайтесь к представителю авиакомпании, выполняющей рейс (у большинства перевозчиков представительства или именные стойки есть почти во всех крупных российских аэропортах) или, если вы летите из маленького аэропорта, где официального представительства авиакомпании нет, к служащей у стойки информации аэропорта. В любом случае Вам должны объяснить, почему и насколько задерживается вылет рейса.

Если ответственные лица авиаперевозчика или аэропорта отказываются Вас понимать, то можете им напомнить, что согласно требованиям пункта 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства Транспорта России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее – ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы - в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).

Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).

3. У представителя авиакомпании или сотрудников аэропорта вылета/назначения Вы имеет право требовать поставить отметку в билете о задержке рейса. Она необходима, если потом будете писать претензию перевозчику или подавать на него в суд. Точное время реального вылета попросите вписать от руки представителя авиакомпании/аэропорта и заверить штампом (сделать это можно при посадке или повторной регистрации - ее проводят в тех случаях, когда туристов на время задержки рейса размещали в гостинице).

4. При любой задержке вылета рейса авиационный перевозчик согласно требованиям пункта 99. ФАП обязан бесплатно организовать для пассажиров следующие услуги:

1) предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;

2) организовать хранение багажа.

4.1. Если задержка рейса более двух часов:

1) 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;

2) прохладительные напитки.

4.2. Если задержка рейса более четырех часов:

1) горячее питание; при этом кормить горячим должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов - в ночное время.

4.3. Если задержка рейса более шести часов:

1) разместить в гостинице (при ожидании вылета более 6 часов ночью и более 8 часов днем);

2) организовать доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

Размещать пассажиров принято в ближайших к аэропорту гостиницах. Вас не имеют права поселить в двухместный номер с посторонними людьми. Если условия совсем не устраивают, Вы вправе самостоятельно выбрать гостиницу и ожидать вылета там, предварительно договорившись с представителями аэропорта, что Вас предупредят о времени вылета. В этом случае платите за номер сами. А уже после возвращения домой (или прибытия на курорт) нужно будет написать официальный запрос в главный офис авиакомпании с требованием возврата части потраченной суммы.

5. Если авиакомпания, чтобы свести время опоздания к минимуму, а вероятные претензии к нулю, отправляет Вас другим маршрутом или рейсом другой компании, то это должно осуществляться исключительно за счет средств авиакомпании или аэропорта, ни о каких доплатах речи в таком случае быть не может.

6. Если из-за задержки авиарейса Ваше путешествие стало короче, Вы вправе потребовать от туроператора возврата денег за все оплаченные, но неиспользованные услуги: за ночь в отеле, пропущенную экскурсию и т.д. Как правило, претензии предъявляются уже после возвращения из отпуска. В тоже время надо иметь в виду, что туроператоры охотно предлагают компенсацию прямо на месте: дополнительную экскурсию, полный пансион вместо завтрака и т.п.

7. В соответствии с нормами статьи 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Туристам следует учитывать, что штраф нельзя взыскать в том случае, если изменение времени вылета рейса произошло вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно положениям пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (например – на оплату топлива), а перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, только если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Для получения компенсации нужно подать авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих Ваше право на компенсацию. Согласно нормам ст.126 Воздушного кодекса, пассажир вправе предъявить претензии к перевозчику (заявление можно подать лично или отправить заказным письмом) в течение 6 месяцев с момента прилета – в представительстве авиакомпании в аэропорту назначения или отправления. Компания-перевозчик обязана рассмотреть Вашу претензию в течение 30 дней.

Если же обращение было проигнорировано или виновники отказались компенсировать Ваши расходы, Вы имеете право подать на них в суд. Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу об исключительной подсудности, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

К исковому заявлению в суд нужно будет приложить копии авиабилета с отметкой о задержке рейса (его отмене), счетов по понесенным Вами расходам (например, за гостиницу, питание, телефонные переговоры), а также Вашу письменную претензию в адрес перевозчика и ответ его представителей.

8. Факт отмены или задержки рейса по вине перевозчика, а также неисполнение им возложенных на него согласно пункта 99. ФАП обязанностей по соответствующему обслуживанию пассажиров могут в случае виновного перерыва в перевозке являться основаниями для предъявления пассажирами перевозчику требования о компенсации морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий (основание – статья 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.


Похожие публикации