Что рассказывают выжившие про авиакатастрофы. Истории людей, выживших в авиакатастрофах


В 2007 году Франческа Льюис сумела избежать смерти в панамских горах благодаря тому, что её завалило багажом, и это спасло её от замерзания. 12-летняя девочка едва не простилась с жизнью после того, как одномоторный «Cessna», на борту которого она находилась, врезался в вулкан, в результате чего погибло три человека. Она не только чудом выжила во время столкновения, но и провела после этого два с половиной дня, зажатая в своём кресле, без пищи и воды и одетая только в шорты и футболку. Трое других, находившихся на борту самолёта - лучшая подруга Франчески, 13-летняя Талия Клейн, отец Талии, 37-летний миллионер Майкл Клейн, и 23-летний пилот Эдвин Лассо - умерли мгновенно.

Девочки вместе учились в школе, расположенной в Санта-Барбаре, штат Калифорния, и находились в Панаме на отдыхе.

2. Байя Бакари: единственная оставшаяся в живых после крушения самолёта компании «Yemenia Airways»


14-летняя французская школьница Байя Бакари стала единственной выжившей после крушения лайнера «Yemenia Flight 626». Самолёт потерпел катастрофу в Индийском океане вблизи северного побережья острова Гранд-Комор (Коморские острова) 30 июня 2009 года. Остальные 152 человека, находившиеся на борту, погибли. Бакари, которая едва могла плавать и не имела спасательного жилета, провела в бурном море более 13 часов, в основном в тёмное время суток, цепляясь за обломки самолёта. Девушка была спасена частным судном «Sima Com 2». Как только Бакари была замечена, член спасательной команды бросил ей спасательный круг, но море было слишком неспокойным, а девушка слишком уставшей, чтобы поймать его. Один из матросов, Матурафи Селеман Либонах, прыгнул в воду и вручил ей плавсредство, после чего они оба были благополучно подняты на борт корабля. Мать Бакари, которая летела вместе с ней из Парижа для летнего отдыха на Коморских островах, погибла в катастрофе.

3. Мохаммед эль-Фатех Осман: 3-летний мальчик, который единственный выжил из 116 пассажиров

В 2003 году 3-летний Мохаммед эль-Фатех Осман стал единственным, кто выжил после того, как самолёт компании «Sudan Airways» во время взлёта врезался в склон холма в аэропорту Порт-Судана. В результате катастрофы мальчик потерял правую ногу и получил сильные ожоги. Погибли 105 пассажиров и все 11 членов экипажа. Лежащего на поваленном дереве мальчика нашёл кочевник.

4. Сеселия Сичен: единственная выжившая после одной из самых страшных авиакатастроф в истории США

В 1987 году самолёт «Northwest Airlines Flight 255» рухнул через минуту после взлёта из аэропорта Детройта, погибло 154 человека. Четырёхлетняя Сеселия Сичен была единственной выжившей. Её мать Паула, отец Майкл и 6-летний брат Дэвид были в числе погибших. Семья возвращалась из отпуска.

В течение нескольких дней после аварии личность девочки оставалась загадкой, пока её бабушка по материнской линии не прочитала в информационном сообщении о том, что ногти девочки были покрыты фиолетовым лаком, а на переднем зубе имелся скол. Полин Сиамайчела со слезами на глазах вспомнила, как перед возвращением домой ногти девочки покрасили в лавандовый цвет.

5. Рубен ван Ассоув: единственный выживший после авиакатастрофы голландский мальчик



9-летний Рубен ван Ассоув из Голландии был найден пристёгнутым к своему креслу среди обломков, рассеянных по Ливийской пустыне. Мальчик был без сознания, но дышал, у него были перебиты ноги.

12 мая 2010 года самолёт «Afriqiyah Airways Airbus» разбился на подходе к Триполи, погибли 103 пассажира и члена экипажа. Рубен вместе со своими родителями и братом возвращался домой после сафари. О том, что он единственный, кто остался в живых, мальчик узнал лишь несколько дней спустя.

Ливийские власти распространили фотографию травмированного ребёнка, и корреспонденту голландского таблоида удалось попасть в комнату Рубена и поговорить с ним прежде, чем тот узнал, что вся его семья погибла. Сейчас Рубен воспитывается своими дядей и тётей, он говорит, что надеется вернуться в Ливию, потому что «он хочет знать, что случилось».

6. Эрика Дельгадо: девочка, которая выжила после того, как мама вытолкнула её из самолёта



В 1995 году 10-летняя девочка с переломом руки стала единственной выжившей после авиакатастрофы в северной части Колумбии, тогда погибли 47 пассажиров и пять членов экипажа. Власти объявили, что лайнер «DC-9 Intercontinental» взорвался в воздухе, но свидетели из города Мария-ла-Бахе, расположенного в 500 милях к северо-западу от Боготы, рассказывают, что самолёт без огней врезался в набережную, а затем опрокинулся в лагуну.

Эрика Дельгадо, которая летела вместе со своими родителями и младшим братом из Боготы в Карибский курортный город Картахена, была доставлена в больницу в состоянии шока и со сломанной рукой.

Один из фермеров рассказал, что он услышал крики о помощи и нашёл девочку на насыпи из водорослей, которые смягчили её падение. Девочка рассказала фермерам, что мать вытолкнула её из самолета, когда тот загорелся и стал разваливаться.

7. Пол Эштон Вик: самый молодой из единственных, оставшихся в живых



Пол Эштон Вик - самый младший из единственных выживших. Он выжил после аварии самолёта компании «China National Aviation Corporation», когда ему было всего 16 месяцев, это произошло в январе 1947 года. Его отец, Роберт Вик, был баптистским пастором из Коннектикута, который работал в Китае в качестве миссионера после окончания Второй мировой войны. Вик, его жена и двое сыновей (2-летний Теодор и 16-месячный Пол) направлялись из Шанхая в Чунцин. Во время полёта загорелся один из двигателей, огонь быстро проник в кабину. Когда стало очевидно, что двухмоторный самолёт обречён, некоторые из 23 пассажиров стали в панике выпрыгивать из самолёта. Чета Вик выпрыгнула тоже, каждый с ребёнком на руках. Роберт Вик и находившийся у него на руках Пол были единственными, кто выжил.

Роберт умер 40 часов спустя, но он успел сообщить персоналу больницы имена бабушки и дедушки Пола, а также их адрес в США. Малыш, у которого были сломаны ноги, после обработки травм был отправлен к ним.

8. Вонг Ю: первый в мире угонщик, который разбил самолёт и выжил после этого



Одной из наиболее спорных личностей в этом списке является Вонг Ю, который в 1948 году пытался угнать самолёт «Мисс Макао» компании «Cathay Pacific», но в результате произошла авиакатастрофа, при этом погибло 25 человек.

Самолёт марки «PBY Catalina» перевозил чрезвычайно богатых пассажиров, и он стал первым угнанным самолётом в истории авиации. Рыбаки видели, как самолёт рухнул в воду. На месте падения они обнаружили плававшего в полубессознательном состоянии человека - Вонга Ю. В конечном итоге было установлено, что Вонг Ю был одним из угонщиков, после чего он провёл три года в тюрьме.

Авиаперелеты - самый безопасный вид пассажирских перевозок. Ежедневно более 80 тысяч самолетов по всему миру совершают около двухсот тысяч рейсов и доставляют в пункт назначения более трех миллионов пассажиров. Процент аварий крайне низок, а поэтому - казалось бы - страх перед полетами имеет иррациональную природу. Ничего подобного! Ведь все мы прекрасно понимаем: случись что на высоте в десять километров над землей, шансов выжить нет никаких. Вообще. Однако совсем отчаиваться не стоит. Маленькая, но тем не менее надежда на спасение все-таки есть. Об этом свидетельствуют удивительные случаи, когда пассажирам удавалось выжить в самых страшных авиакатастрофах.

Пожалуй, наиболее известный случай чудесного спасения произошел в 1972 году. Лайнер югославской авиакомпании Yugoslav Airlines совершал перелет по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград. Самолет поднялся в воздух и набрал высоту в десять тысяч метров в штатном режиме. Полет проходил над Восточной Германией. Неожиданно лайнер распался на части: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Главной версией крушения стал теракт, в организации которого под подозрение попали сторонники хорватской националистической организации «Усташи». Впрочем, кто действительно стал организатором и исполнителем теракта, не удалось выяснить до сих пор.

dnpmag.com

Стюардесса Весна Вулович оказалась единственной выжившей в катастрофе. 22-летнюю девушку, упавшую с десятикилометровой высоты, обнаружил крестьянин Бруно Хонке. Он оказал бортпроводнице первую помощь и передал пострадавшую прибывшим на место происшествия медикам. Весна получила множество травм, но через шестнадцать месяцев она выздоровела. Придя в сознание после катастрофы, стюардесса в первую очередь попросила сигарету.

Удивительно, но после пережитого у девушки не возникло страха перед полетами. Она прожила до 2016 года и скончалась в возрасте 67 лет. В 1985 году имя Весны Вулович было внесено в книгу рекордов Гиннесса как человека, выжившего при падении с максимальной высоты.

Не менее известный случай произошел летом 1981 года. Борт Ан-24РВ совершал перелет из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. На высоте 5220 метров лайнер столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16 - гражданские и военные центры управления полетами плохо координировали свои действия. Экипажи обоих самолетов погибли. Как и пассажиры Ан-24. Исключением стала студентка Лариса Савицкая - девушке чудом удалось выжить.

ribalych.ru

Лариса возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолет был полупустым, поэтому молодожены решили расположиться на удобных креслах в хвостовой части лайнера. Когда произошло столкновение, девушка спала, но от сильного удара и внезапного ожога моментально проснулась. Фюзеляж самолета разломился прямо перед креслом Ларисы, а ее выбросило в проход между сиденьями. Девушка доползла до ближайшего кресла и вжалась в него. Впоследствии она вспоминала, что в тот момент ей в голову пришла сцена из фильма «Чудеса еще случаются», в котором героиня вжимается в кресло самолета и выживает при крушении.

Ларису спасло благоприятное стечение обстоятельств. Форма обломка, в котором она оказалась, была такова, что при падении он планировал подобно листу дерева. Падение длилось удивительно долго - целых восемь минут. К тому же он упал в березовую рощу, и деревья смягчили удар. Но, конечно, сознание в тот момент Лариса потеряла.

Очнувшись на земле, первое, что увидела девушка, было кресло с телом мертвого мужа. Загадка - останки пассажиров разметало на сотни метров вокруг, а Владимир оказался рядом.

Лариса получила серьезные травмы, но могла встать на ноги. Спасатели обнаружили девушку только через два дня. За это время она соорудила временное прибежище из обломков самолета, в котором и ждала помощи. Шли дожди, температура не поднималась выше десяти градусов - согреваться приходилось чехлами с сидений. А еще одолевали комары, от которых девушка защищалась целлофановым пакетом.

Не знаю, может, от психологического шока я словно не ощущала своего тела, - вспоминала Лариса Савицкая. - А ведь были сломаны ребра, руки, спина, выбиты зубы… Тело казалось просто ватным, и дышать было трудно. Боль тупая, словно не моя. И еще какой-то постоянный гул: то ли в ушах гудело, то ли комары…

Лариса тоже попала в книгу рекордов Гиннесса. Но не только как человек, оставшийся в живых при падении с пятикилометровой высоты, но и как пассажир, получивший минимальную компенсацию. Всего 75 советских рублей.

В ряде авиакатастроф удавалось выжить сразу нескольким пассажирам. Так, в крушении лайнера Боинг-747 японских авиалиний, произошедшем 12 августа 1985 года, в живых осталось четверо. В тот день самолет следовал курсом из Токио в Осаку. Через двенадцать минут после взлета произошел отрыв вертикального хвостового стабилизатора или, попросту говоря, киля.

kulturologia.ru

Экипаж на протяжении долгих тридцати двух минут не оставлял попыток стабилизировать неуправляемую машину. Но лишенный киля самолет с все возрастающей амплитудой раскачивался по всем трем осям. Он продолжал лететь, то резко набирая высоту, то внезапно снижался. Так продолжалось до последнего момента. Внезапно перед глазами пилотов возник горный массив. В попытке избежать столкновения с горой командир увеличил тягу двигателей и отдал распоряжение выпустить закрылки аварийной электросистемы. Самолет резко задрал нос и едва не свалился в штопор, но выровнять лайнер все-таки удалось. К несчастью, успех оказался временным. Неуправляемый самолет снова опустил нос и устремился прямо на ближайшую вершину. Скорость снижения стала нарастать. Командир снова попытался выровнять воздушное судно, но увы. Правое крыло задело верхушки деревьев, и борт Japan Airlines на большой скорости врезался в лесистый склон горы Оцутака.

Катастрофа унесла жизни 520 человек и стала самой крупной катастрофой одного самолета за всю историю авиации. Выжившими пассажирами оказались две женщины и две маленькие девочки. 26-летняя стюардесса авиакомпании Japan Airlines Юми Отиаи, 34-летняя Хироко Ёсидзаки со своей восьмилетней дочерью Микико и двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Кэйко была найдена сидящей на дереве. Всех четверых немедленно доставили в токийский госпиталь.

После трагедии выяснилось, что остаться в живых могло гораздо большее число пассажиров. Так, Кэйко Каваками рассказывала, что уже на земле ее отец разговаривал с ней, призывая не падать духом, но потом затих. Также девочка слышала стоны и крики других раненых. Эксперты и врачи подтвердили слова Кэйко. Они установили, что большое число пассажиров погибли на земле от ран и холода, так и не дождавшись помощи. А помощь не приходила на протяжении долгих 14 часов. Причиной страшной задержки стала конкуренция между многочисленными службами спасения. Они долго не могли решить, кто отправится на спасение пострадавших.

Причиной авиакатастрофы стала обыкновенная халатность. За семь лет до трагедии лайнер получил серьезное повреждение, ударившись хвостовой частью о взлетную полосу, но ремонт не был проведен должным образом. Для 506 пассажиров и 14 членов экипажа рейса JAL 115 это обстоятельство стало роковым.

Самая крупная по числу жертв авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года на острове Тенерифе. На одной взлетно-посадочной полосе оказались сразу два лайнера. Один - американской авиакомпании Pan Am, другой - нидерландской KLM. Трагедия унесла жизни 583 человек. 61 человеку посчастливилось выжить.

kulturologia.ru

Причиной, по которой оба самолета одновременно попали на одну взлетную полосу, стали плохие погодные условия. Радиосвязь диспетчеров с пилотами дала сбои, и командный состав лайнеров не мог правильно понять указания, которые поступали из диспетчерского центра. К тому же на остров опустился сильный туман, который снизил видимость до ста метров.

Самолеты оказались друг напротив друга. Первым на взлет пошел Boeing авиакомпании KLM. Набрав скорость, его экипаж увидел, как из тумана ему навстречу движется другой Boeing, американской Pan Am. Пилоты попытались оторвать машину от земли, но расстояние не позволило совершить маневр. Лайнеры на полном ходу столкнулись влобовую. В нидерландском самолете погибли все, среди пассажиров американского Boeing оказались выжившие. В том числе капитан, второй пилот и борт-инженер.

Сейчас уже можно подвести итоги колумбийской авиакатастрофы, случившейся 29 ноября: из 81 человека, находившихся на борту, выжили только шестеро. Часть пассажиров разбившегося самолета составляли футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе». Из всей команды выжил только один футболист - защитник Алан Рушел. Наверняка когда он оправится, то многое расскажет о том роковом полёте - как уже сделали это те, кому повезло не погибнуть в других авиакатастрофах. Мы собрали несколько монологов выживших: что они помнят о крушении, о чем в тот момент думали и почему испытывают чувство вины.

10 дней в джунглях

risk.ru

Юлиана Кёпке - единственная выжившая из 92 пассажиров после авиакатастрофы в декабре 1971 года. Их самолет Lockheed L-188 Electra попал в грозовое облако, и молния повредила его крыло. На момент катастрофы Юлиане было 17 лет.

Мой отец Hans-Wilhelm Koepcke был известным зоологом. В тот год он проводил исследования в Перу, в джунглях Амазонки. Я и моя мама летели к нему из Лимы, чтобы вместе отпраздновать Рождество. Практически в самом конце полета, когда до приземления оставалось минут 20, самолет попал в страшное грозовое облако, его стало сильно трясти. Мама занервничала: «Мне не нравится это». Я же, не отрываясь, смотрела в иллюминатор, за которым темень разрывали яркие молнии, и увидела, как загорелось правое крыло. Последние слова мамы: «Теперь все кончено». Последующее произошло очень быстро. Самолет круто накренился, стал падать и разрушаться. У меня в ушах до сих пор стоят невероятно громкие крики людей. Пристегнутая к креслу, я стремительно полетела куда-то вниз. В ушах засвистел ветер. В живот очень сильно врезались ремни безопасности. Падала я вниз головой. Самое, пожалуй, необъяснимое - в тот момент мне не было страшно. Может быть, у меня просто не было времени испугаться? Пролетев через облака, я увидела внизу лес. Последняя моя мысль - лес похож на капусту брокколи. Потом, по всей видимости, я потеряла сознание. Авиакатастрофа произошла около 1:30 ночи. Когда я очнулась, стрелки моих часиков, которые, как ни странно, ходили, показывали около девяти. Было светло. Очень сильно болели голова и глаз (потом врачи мне объяснили, что в момент аварии из-за разности давления внутри и снаружи самолета лопнули глазные капилляры). Я сидела все в том же кресле, видела немного леса и немного неба. До меня дошло, что я выжила после авиакатастрофы, вспомнила о маме и снова потеряла сознание. Потом снова очнулась. Так было несколько раз. И каждый раз я пыталась освободиться от кресла, к которому была пристегнута. Когда, наконец, мне это удалось, пошел сильный дождь. Я заставила себя подняться - тело при этом было, как ватное. С большим трудом встала на колени. В глазах снова почернело. Прошло, наверное, полдня, пока мне, наконец, удалось встать. Дождь к тому времени кончился. Я стала кричать, звать маму, надеясь, что она тоже жива. Но никто не отзывался.

В тчение 9 дней тяжело раненная Юлиана самостоятельно пробиралась сквозь джунгли к людям: выжить ей помогли знания, полученные от отца. Добравшись по реке до одной из привязанных к берегу лодок, она упала без сил, и после ее нашли местные рыбаки. Девушку принесли в ближайшую деревню, где обработали ее раны, после - в ближайший поселок, а уже потом на небольшом самолёте переправили в Пукальпу, где она встретилась с отцом. Уже после стало известно, что момент крушения самолета пережили 14 пассажиров, но все они скончались потом от полученных травм.

Падала с неба восемь минут


Лариса Савицкая дважды внесена в российскую Книгу рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с высоты 5220 метров, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей. 24 августа 1981 года они вместе с мужем Владимиром возвращались из свадебного путешествия на борту Ан-24PB из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолет на высоте 5220 метров протаранил сверху военный бомбандировщик Ту-16: как потом выяснилось, военные и гражданские диспетчеры неправильно согласовали передвижение в пространстве обоих самолетов. От столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась, и часть корпуса вместе с Савицкой спланировала на березовую рощу. Во время падения девушка держалась за сиденье, несколько раз теряя сознание. Как потом выяснилось, падение Савицкой вместе с обломком самолета длилось приблизительно восемь минут.

Иногда говорят, что за одно мгновенье вся жизнь перед глазами пролететь может. За восемь минут еще, наверное, и не такое увидишь. Но у меня ничего подобного не было. В эти минуты я мысленно шептала мужу о том, как мне страшно умирать одной. Первое, что я увидела, когда очнулась на земле, - он, мертвый, сидящий в кресле напротив меня. Он в эту минуту как будто бы со мной прощался.

Несмотря на множество страшных травм, Савицкая смогла передвигаться. Она соорудила себе убежище из самолетных обломков, укрывалась чехлами от кресел и целлофановыми пакетами. Самолеты спасателей, которым она махала снизу, приняли ее за кого-то из геологов, чей лагерь был неподалеку. Девушка провела в тайге три дня, прежде чем ее нашли. Так как двойную авиакатастрофу в Советском Союзе тут же засекретили, то ни одной новости про крушение в то время не было. Палату Савицкой охраняли люди в штатском, а ее маме «посоветовали молчать». Впервые о Савицкой написал «Советский спорт», однако в статье говорилось, что она упала с высоты пять километров в ходе испытания самодельного летательного аппарата. Савицкой так и не дали инвалидность, несмотря на то, что какое-то время она даже не могла встать на ноги, а физический ущерб компенсировали суммой размером в 75 рублей. Несмотря на трудности, Лариса оправилась и даже родила сына.


«Почему я?»

EsoReiter.ru

Наибольшая высота, с которой когда-либо падал человек и остался жив, - 10 160 метров. Этот человек - Весна Вулович, стюардесса югославского авиалайнера McDonnell Douglas DC-9- 32. 26 января 1972 года самолет взорвался в воздухе (предположительно, это была бомба югославских националистов). 22-летняя девушка Весна - единственная выжившая в той катастрофе. Ее выбросило из самолета взрывной волной, и она чудом осталась жива. Девушке повезло еще и в том, что крестьянин Бруно Хонке, нашедший ее первым, смог оказать ей первую медицинскую помощь до приезда спасателей. Оказавшись в больнице, Весна впала в кому. И как только вышла из нее, попросила покурить.

У меня не было никаких предчувствий. Как будто я знала заранее, что выживу. Как упала, не помню. Потом уже мне рассказывали, что жители местечка, куда упали обломки самолета, трупы и я, слышали мои крики: «Помогите мне, господи, помогите мне!» Они пошли на голос, и меня нашли. На тот момент я потеряла уже четыре литра крови. У всех членов экипажа и пассажиров произошел разрыв легких еще в воздухе, и никто из них не мог выжить. Все они умерли еще до того, как упали на землю. Когда я узнала, что все погибли, а я осталась жива, то хотела умереть, я чувствовала вину: ну почему же я живая? 31 год я ничего не помнила про месяц, прожитый мною после аварии, и про мои проблемы: паралич, переломы рук, ног, пальцев. Всё это нужно было выдержать. Нужно было встать. И зажить нормально. Думаю, чудеса все-таки существуют.

«Помню, во что были одеты те дети»

spb.kp.ru

Александра Каргаполова - одна из тех пяти счастливчиков, которые выжили после авиакатастрофы Ту-134 под Петрозаводском, случившейся 21 июня 2011 года. Заходя на посадку, пилоты промахнулись (в ту ночь была очень плохая видимость), задев крылом 50-метровую сосну. Самолет загорелся, пробороздил лес и упал, разломившись пополам. Александра вспоминает, что изначально они должны были лететь из Москвы в Петрозаводск на самолете «Бомбардье», и только на посадке им объявили, что полетят они на Ту-134. Еще тогда девушку посетило неприятное предчувствие, но она решила отогнать его от себя.

Если бы я заранее знала об этом, на поезде бы поехала… Я из Москвы летела в Карелию, домой - к сыну и родителям. Из-за смены борта пассажиры стали рассаживаться кто где. Я села сразу за бизнес-классом, слева перед крылом. Все было спокойно, но в какой-то момент я поняла, что мы падаем. В этот момент в салоне наступила тишина. Ни криков, ни паники. Только лица испуганные. Многие в этот момент, слава богу, спали. Меня спас незастегнутый ремень безопасности - от удара меня выбросило из самолета. Я упала на вспаханную землю - как будто перинку, что называется, постелили. Травмы у меня были, по сравнению с масштабом катастрофы, минимальны. Мне очень повезло. После произошедшего было очень сложно осознать, что я жива, а дети, которые сидели рядом со мной, нет. Я не помню их лиц, но помню, как они были одеты. У меня было замужество, ребенок, что-то в жизни выстроено. А у детей на момент их гибели еще ничего этого не было. Почему? Первые месяцы меня грызла только эта мысль…

  • В среднем возможность попадания пассажира в авиакатастрофу составляет 1:10 000 000 вылетов, то есть риск минимален.
  • Есть статистика, которая показывает, что во время катастрофы на роковой рейс оказывается зарегистрировано гораздо меньшее количество пассажиров, чем обычно. Это позволяет некоторым мистикам считать, что некоторые люди способны чувствовать опасность.
  • Каждые 2−3 секунды в мире приземляется или взлетает самолет. Во всем мире ежедневно благополучно летают на пассажирских самолетах более 3 миллионов человек.

Безусловно, самым быстрым и комфортным видом транспорта современности является самолет. Более того, довольно часто именно на авиалайнере пассажиры могут добраться до самого удаленного места на планете, и путешествие займет совсем немного времени. Однако многие отказываются от такого варианта, так как считают крушение самолетов частым явлением. И это вовсе не удивляет, ведь если проанализировать многочисленные художественные фильмы об авиакатастрофах, то действительно можно прийти к выводу – самолеты терпят крушение практически каждый день и шанса остаться в живых у пассажиров практически не остается. На самом деле это, конечно, не так, а подтверждают этот факт многочисленные выжившие после крушения самолета. Реальные истории о счастливчиках, которым удалось спастись при авиакатастрофах, мы и приведем в этой статье в качестве убедительного примера.

Конечно, самолет был и будет самым удобным и безопасным видом транспорта, но даже такую мощную и надежную машину следует в первую очередь рассматривать в качестве техники. А как известно, с любой машиной могут случиться неполадки, что и приводит к возникновению аварийных ситуаций. Согласно аналитическим исследованиям, основной причиной катастроф, как ни печально это признавать, является человеческий фактор. Ведь техника не может самостоятельно себя испортить и вывести из строя, такое случается из-за невнимательности и халатного отношения именно человека. Если при сборке машины использовались некачественные комплектующие, данному процессу не уделялось должного внимания, а ежедневный технический осмотр проводился, как говорится, на скорую руку, то даже самая надежная техника рано или поздно может выйти из строя.

Практически все выжившие при крушении самолета указывают на то, что машина в небе просто начинает вести себя как-то неправильно, а на борту в это время начинают мигать тревожные «огни», что еще более нагнетает и так тревожную обстановку. Эксперты утверждают, что любая поломка в небе – это недоработка и найти ее специалистам необходимо именно на земле, чтобы не допустить возникновение аварийной ситуации.

Чаще всего самолеты терпят крушение из-за следующих причин:

  • неисправности самолета или отдельных приборов, которые не были выявлены при техническом осмотре. Согласно статистике, примерно 23% авиакатастроф происходит именно из-за этой причины, то есть из-за обычной человеческой халатности и невнимательности;
  • ошибок, допущенных пилотами и обслуживающим персоналом;
  • неблагоприятных условий, которые могут резко измениться на маршруте авиалайнера.

Существует еще несколько причин, которые могут привести к крушению самолета, к примеру, терроризм, но это уже совершенно другая тема для обсуждения. Но чтобы не стало причиной создания аварийной ситуации, выжившие после падения самолета практически в каждой аварии все-таки остаются. Что же помогло им остаться в живых, какие меры они принимали для спасения своей жизни, далее и будем более тщательно анализировать.

Имена и истории люди, сумевших выжить после авиакатастроф

Спасатели выносят выживших с места крушения самолета, разбившегося у аэропорта Jose Maria Cordova в Колумбии

Многим может показаться, что тем, кому удалось выжить при авиакатастрофе просто посчастливилось, то есть, они, как говорят, родились под счастливой звездой. В действительности это не совсем так, ведь эксперты, проанализировав более 2 тыс. спасений, пришли к выводу – выжившие после крушения самолета смогли сохранить свою жизнь не только из-за благоприятного стечения обстоятельств, но и благодаря знаниям и правилам, которые они своевременно предприняли в экстремальной ситуации.

Это относится к уцелевшему члену экипажа югославского авиалайнера – бортпроводнице В. Вулович, которой было 22 года на момент аварии. К сожалению, в истории спасшихся не так часто можно встретить имена членов экипажей авиалайнеров, возможно это объясняется тем, что в такой сложной ситуации команда воздушного корабля не заботится о собственной безопасности, а отдает все свои силы для спасения пассажиров.

А В. Вулович, все же удалось чудом спастись в ужасной авиакатастрофе, при которой пассажирский самолет взорвался в небе из-за бомбы на борту, которую заложили террористы. Эта ужасная трагедия случилась в 1972 году, во время авиаперелета из Копенгагена в Загреб, который выполнялся югославским авиаперевозчиком. Несмотря на страшный взрыв в небе, стюардесса выжила после падения самолета. По мнению экспертов, такое неимоверное спасение можно объяснить тем, что бортпроводница на момент взрыва находилась в самом безопасном месте – посередине салона и на приличном расстоянии от бомбы. По счастливой случайности выжившая стюардесса при падении самолета находилась в отделенном от корпуса отсеке, который упал с высоты 10 тыс. км на ветки заснеженных деревьев и тем самым смягчил удар.

Но это всего лишь первая часть счастливой истории, чудом спасшейся югославской бортпроводницы. Если бы не помощь местного жителя, который, увидев девушку, незамедлительно освободил ее из-под обломка самолета и доставил в ближайшую больницу, Весна Вулович могла просто замерзнуть в холодном лесу. Выжившая стюардесса после крушения самолета с такой огромной высоты, более месяца пролежала в коме, а после ей еще пришлось почти 1.5 года вести отчаянную борьбу за свою жизнь. Девушка смогла выдержать серьезные испытания и в скором времени полностью оправилась как физически, так и морально, а ее действительно «фантастический» прыжок с высоты в 10 тыс. км без парашюта был занесен в Книгу Гиннесса. Законный сертификат известной на весь мир стюардессе вручал ее кумир – Пол Маккартни, что привело в неимоверный восторг героиню.

История Сесилии Сичан, 4-х летней девочки

Сесилия Сичан

История следующей героини Сесилии Сичан произошла в 1989 году, даже в наши дни активно обсуждается. Ведь в этой ужасной трагедии, которая случилась с McDonnell Douglas DC-9-82, обслуживанием которого занималась авиакомпания Northwest Airlines, смогла выжить всего одна пассажирка из 154 человек находившихся на борту – 4-х летней маленькая девочка родом из Америки.

В авиапутешествие Сесилия отправилась на воздушном транспорте с родителями. Неполадка, из-за которой случилась авиакатастрофа, показала себя на взлете – пилот не смог верно повернуть штурвал, вследствие этого левая плоскость крыла зацепила мачту для освещения, страшное пламя моментально охватило крыло. Воздушный транспорт изменил траекторию полета, что привело к падению и взрыву самолета. Авиалайнер упал на автомобильную трассу, ужасный взрыв последовал моментально. Обломки машины и изувеченные тела находившихся на борту эксперты находили в полумиле от места авиакатастрофы.

Медики и пожарные службы прибыли на место трагедии незамедлительно, но ужас представившейся картины дал понять – спасать в этом месте уже некого. Однако детский плач, который доносился из обломков самолета, привел спасателей в настоящее изумление. Первым кинулся на детский голос сотрудник пожарной службы Д. Тьед. Увидев маленькую руку, которая тянулась из обломков, пожарник аккуратно достал пострадавшую и бережно передал ее в руки медиков.

Конечно, при крушении девочка получила многочисленные повреждения как головы, так и конечностей, кроме этого ее тело сильно обгорело. Но несмотря на все, именно этой маленькой путешественнице удалось единственной выжить в страшной трагедии. Для полного выздоровления девочке пришлось перенести несколько операций, включая и 4 по пересадке кожи. Заботиться о Сесилии стали ее тетя и дядя. Как только девочка подросла, она решила сделать на своей руке татуировку авиалайнера, как постоянное напоминание об ужасном и в то же время счастливом дне в ее жизни. Сегодня Сесилия продолжает пользоваться современными самолетами, а на часто задаваемый вопрос, не боитесь ли вы авиаперелетов, с шуткой отвечает – «Нет, не боюсь, так как в одно и то же место дважды снаряд уж точно не попадает».

Российская авария

Трагедия с самолетом Ан-24, который перевозил 38 пассажиров из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, долгое время обсуждалась во всем мире. Ведь выжившие после крушения самолета исчислялись не десятками и даже не единицами – в этой страшной катастрофе, случившейся в 1981 году, смогла выжить одна 20-ти летняя пассажирка – Л. Савицкая, которая после медового отпуска возвращалась вместе с мужем домой. Имя уцелевшей пассажирки было внесено в Книгу рекордов Гиннесса, причем не раз:

  1. За выживание при падении без парашюта с высоты боле 5 тыс. км.
  2. За получение самой минимальной компенсации, в сумме в 75 рублей, которая выплачивается государством в качестве ущерба всем пострадавшим.
  3. Также она собрала множество отечественных наград от властей.

Причиной крушения самолета стало столкновение с бомбардировщиком. Конечно, Ан-24, имеющий небольшие размеры, не смог выдержать ужасного удара и просто распался на куски высоко в небе. В момент столкновения счастливая пассажирка отдыхала на своем кресле, пристегнутая ремнем безопасности. Вывел ее из состояния сна сильнейший ожог, вызванный огнем, который стремительно набирал силу из-за разгерметизации.

Лариса была ознакомлена с правилами безопасного полета, поэтому не стала расстегивать ремни и как можно сильнее вжалась в свое кресло. Как после пояснит девушка, ей помог выжить сюжет фильма от итальянских режиссеров «Чудеса еще встречаются», в котором главная героиня смогла выжить благодаря пристегнутому ремню и правильно выбранной позиции тела. Та часть самолета, в котором находилась девушка, упала на ветки деревьев, что в значительной степени смягчило падение, которое длилось около 8-ми минут. После приземления Лариса потеряла сознание, но через некоторое время она самостоятельно очнулась, спустилась в березовый лес и даже соорудила для себя убежище для безопасного ночлега. Спасательным бригадам понадобилось 48 часов, чтобы отыскать счастливую пассажирку, имя которой уже внесли в список погибших.

Это вовсе не удивляет, ведь приехавшие на место трагедии не смогли найти ни одного выжившего, вокруг были лишь обгоревшие тела и обломки самолета. У девушки были серьезные травмы головы и спины, для полного выздоровления ей потребовалось пройти несколько операций, с чем Лариса и смогла справиться на все 100%.

История Эрики Дельгадо

Эрика Дельгадо

Многие переживали о выздоровлении 9-ти летней, одной уцелевшей пассажирки самолета McDonnell Douglas DC-9-14, Эрики Дельгадо. Воздушный транспорт перевозил на своем борту 47 пассажиров в Боготу из Картахены. Избежать гибели удалось только Эрике. Причиной авиакатастрофы стала поломка высотометра, вследствие этого самолет не смог благополучно зайти на посадку и просто упал в болотистой местности.

Девочка находилась на борту со своими родителями и братом, по ее словам, из самолета, который буквально на глазах начал разваливаться, ее вытолкнули руки матери. Буквально через несколько секунд воздушный транспорт охватило пламя, прогремел страшный взрыв. Эрика же упала на водоросли, но выбраться из болотной трясины самостоятельно ей никак не удавалось. По словам девочки, уже через несколько минут на место трагедии прибыли местные жители, но не для спасения потерпевших, а с целью наживы. Как утверждает Эрика, ее мольбы о помощи они игнорировали, а вот золотое украшение мародеры быстро сорвали с ее шеи и поспешили удалиться. Но все же ее спасателем оказался местный фермер, который, услышав детский крик, поспешил на помощь к девочке. Удивительно, но в такой страшной аварии Эрика отделалась лишь переломом руки.

Еще истории из России

При крушении российского самолета Як-42, выполняющего рейс по маршруту Ярославль – Минск, в 2011 году, выживших оказалось двое. Самолет должен был доставить в Минск хоккейную команду, после падения воздушного транспорта спасатели обнаружили двоих уцелевших – спортсмена А. Галимова и А. Сизова – бортинженера рухнувшего воздушного судна. К сожалению, усилия медиков не помогли спасти жизнь хоккеиста, так как он получил серьезные ожоги тела, несовместимые с жизнью. Бортинженеру повезло намного больше, несмотря на многочисленные переломы и ушибы, Александр смог полностью восстановить свои силы и даже не отказался от авиации. Конечно, на работу в воздухе бортинженер не соглашается, зато очень тщательно проверяет каждый самолет на техническую исправность перед вылетом.

Эксперты утверждают, что сохранить свою жизнь при крушении самолета вполне реально, самое главное - пассажиры должны знать о правилах безопасного полета, использовать эти знания при чрезвычайной ситуации, сохранять спокойствие даже в, казалось бы, безысходном положении, четко придерживаться инструкций от членов экипажа. Обязательно нужно трезво оценить сложившуюся ситуацию и не спеша принять верное решение.

Вконтакте

"Сдал билет", "Не успел на рейс", "Приснился тревожный сон"... После крушения пассажирских лайнеров, как правило, всплывает минимум одна такая история.

Куда меньше число тех, кто спасается из гигантской железной могилы. В журнале Popular Mechanics специалисты опубликовали данные, согласно которым шансы на жизнь пассажиров, выбирающих себе место в хвосте, возрастают на 40%. Профессор математического моделирования и инженерии в Университете Гринвича в Лондоне Эд Галея опровергает эти данные, утверждая, что на борту "счастливого места" нет. Безопасность у всех кресел одинаковая.

Процент людей, выживших в крушениях, минимален. А что происходит с ними дальше? Как они живут после второго рождения?

Камил Баженов

В апреле 2012 года под Тюменью рухнул пассажирский самолёт авиакомпании UTair. Лайнер, который направлялся в Сургут, упал через 42 секунды после взлёта. Этого времени оказалось достаточно, чтобы набрать высоту около 200 метров.

Как позже оказалось, лайнер рухнул из-за решения КВС не проводить противообледенительную обработку, хотя на самолёте был снег. Из-за этого экипаж не смог вовремя распознать, что происходит, и увести самолёт из катастрофического положения. После произошедшего UTair обязала все свои самолёты обрабатывать средством от обледенения. Ранее это решение принимал капитан.

Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc // Соцсети

В результате погибло 33 человека, 10 остались в живых. Одним из тех, кто спасся, стал Камил Баженов. Молодому человеку тогда было 27 лет. Ехал на деловую встречу. Так получилось, что Камил перепутал очереди и сначала стоял на стойку регистрации в Москву. Только через несколько минут выяснил, что ему "в другую сторону". Взял свой билет 16А (в хвостовой части), в нужное время прошёл к самолёту.

Камил позже рассказывал: автобус, который должен был доставить пассажиров к борту, стоял довольно долго - на него спешили опаздывающие пассажиры. Но все успели, самолёт вылетел без задержки.

"Просим вас пристегнуть ремни, убрать откидные столики..." Всё шло по плану, как вдруг через несколько секунд на борту началась тряска, которая только усиливалась. Очнулся Камил уже на земле. Он смог поднять руку, чтобы его увидели спасатели. А дальше... был в сознании, но не реагировал ни на что вокруг. Что было - так и не смог вспомнить.

Он получил десять переломов и порвал четыре связки, несколько месяцев заново учился ходить.

До катастрофы у меня был довольно тяжёлый период в жизни. Я работаю в жёстких условиях. В личном плане было нелегко... Но я не унываю. Чёрная полоса сменится белой. Если с человеком такое случилось, то надо бороться, - говорил КП молодой человек.

Спустя чуть больше года после трагедии Камил женился, стал предпринимателем. У него на страницах в соцсетях не встретишь постов про самолёты, авиакатастрофы. О произошедшем напоминает лишь электронный фотоальбом "Новая жизнь", да и тот на две фотографии. И первая запись после катастрофы, датированная 30 мая 2012 года: "Всем огромное спасибо за поддержку, она мне очень помогла, особенно когда я был в реанимации".

Сесилия Сичан (Крокер)

Фотография маленькой Сесилии Сичан в 1987 году облетела весь мир. Четырёхлетняя девочка чудом выжила во время крушения самолёта в Детройте 16 августа. Лайнер McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании Northwest Airlines не смог набрать высоту - он влетел прямо в столб. Пилоты смогли увести воздушное судно от лобового столкновения, но было повреждено левое крыло. Самолёт вышел из-под контроля, упал на близлежащую автомагистраль и разломился, проскользив несколько метров.

Как позже оказалось, авария произошла из-за того, что экипаж не смог проконтролировать скорость и угол взлёта. Кроме того, как пишет Daily Mail, не был подан сигнал, что самолёт не готов ко взлёту. Причины отказа электроники на борту так и остались невыясненными. В результате авиакатастрофы погибло 153 человека - пассажиры и члены экипажа, а также двое очевидцев крушения.

Единственной выжившей стала Сесилия, которую мать закрыла своим телом. Девочка возвращалась с отдыха вместе с родителями и братом. Сам момент столкновения она не помнит.

Заговорить о трагедии она решилась только спустя четверть века.

Я думаю о произошедшем каждый день. Трудно не думать об этом, когда я смотрю в зеркало. У меня есть шрамы на руках и ногах, на лбу, - рассказала она.

У девочки был переломан череп, сломаны нога и ключица. Кроме того, она получила ожоги третьей степени. То, что она выжила с такими травмами, тоже смело можно назвать чудом. Девочка провела в больнице семь недель, после чего её дядя Франклин Лумпкин и её тетя Рита, сестра матери, забрали ребёнка на воспитание. Чтобы скрыть её от глаз журналистов, они переехали из штата Аризона в Алабаму. Расстояние между её родным городом и тем, куда переехала семья, около двух тысяч километров.

Девочка не помнит об авиакатастрофе ничего. А то, что она стала единственной выжившей пассажиркой, выяснила только в средней школе.

Я чувствовала себя виноватой. Почему я? Почему мой брат не выжил? Почему не кто-то другой? - говорила она в фильме Sole Survivor.

Она сделала маленькую татуировку самолёта на левом запястье в знак напоминания о трагедии, которую, впрочем, и так не забывает.

Девушка честно призналась, что у неё не открылось каких-то суперспособностей, она не приобрела страха перед полётами, но и работать стюардессой она никогда не собиралась. Спустя годы "главная американская сирота", как прозвали её СМИ в конце 80-х, разыскала пожарного Джона Тие, который нашел её в самолёте и экстренно передал медикам. В 2012 году он даже гулял на её свадьбе. Также Сесилия решила поддерживать связь с семьями погибших. Девушка призналась в интервью, что искренне старается жить нормальной жизнью. Но один взгляд в зеркало вновь возвращает её к чувству вины, что именно она выжила в той авиакатастрофе.

Джулиана Кёпке

Авиакатастрофа в Перу, в результате которой погибло 92 человека, произошла 24 декабря 1971 года. Самолёт Lockheed L-188 Electra попал в грозу.

Единственной, кто выжил, стала 17-летняя Джулиана Маргарет Кёпке. Её отец - зоолог Ганс Кёпке, а мать - орнитолог Мария Кёпке. Девушка училась в городе Лима.

Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc // Eric Kayne / AP Images for Samsung

В тот день Джулиана и её мать направлялись к отцу - он проводил исследования в южноамериканских джунглях. Все вместе планировали отметить Рождество.

До конца рейса оставалось около 20 минут, когда на борту началась сильная болтанка. Самолёт влетел в облако. Мать девушки смотрела в иллюминатор и повторяла, что что-то не так.

Внезапно мы вошли в очень тяжёлое тёмное облако. Моя мать беспокоилась, но я была в порядке, мне нравилось летать, - позже рассказывала женщина в интервью Би-би-си.

Самолёт буквально подскакивал: прыгал вверх и падал вниз, посылки и багаж падали с полок, по борту летали подарки, цветы и рождественские пирожные. Пассажиры начали плакать и кричать. Джулиана же не отпускала руку матери.

Моя мама сказала: "Это конец, всё кончено". Это были последние слова, которые я услышала от неё, - вспоминает женщина.

После этого самолёт вошёл в штопор. Джулиана потеряла сознание. Очнулась только, как выяснилось, на следующий день, а первой мыслью было: "Я пережила авиакатастрофу".

В нескольких местах у неё была сломана ключица, кроме того, порваны связки в коленном суставе. Но в тот момент эти травмы она не ощущала - девушка была в состоянии аффекта. Она понимала, что надо срочно выбираться.

До катастрофы я провела полтора года с родителями на исследовательской станции всего в 30 милях от места падения самолёта. Я много узнала о жизни в тропическом лесу. Я слышала, как кружат поисковые самолёты, но не могла их видеть из-за густого леса, - вспоминает она.

Девушка потеряла очки и практически ничего не видела. Джулиана очень боялась наткнуться на ядовитых змей, которые маскируются среди листьев. В течение дня она вышла к небольшому ручью и направилась по течению. Ведь это значило, что где-то он впадает в реку. А где река - вероятнее всего, есть цивилизация.

Недалеко от места крушения она нашла пакет с рождественскими конфетами.

Девушка шла около 10 дней. Она была парализована чувством паники, ведь в пути первое время ей попадались разорванные тела пассажиров. Она вглядывалась в лица людей с одним простым вопросом: есть ли среди них её мать? И, понимая, что это другие люди, испытывала одновременно облегчение и стыд.

У 17-летней девушки было множество ран, где в какой-то момент завелись личинки. Она их вытаскивала руками, едва сдерживаясь, чтобы не закричать от боли.

В какой-то момент я услышала голоса нескольких мужчин. Это было похоже на голоса ангелов. Когда они увидели меня, они встревожились и прекратили говорить. Они думали, что я была своего рода водной богиней - фигурой из местной легенды, - вспоминает Джулиана.

В итоге подростку удалось объяснить, кто она и что произошло. В течение дня местные жители оказывали помощь своими силами. А спустя сутки им удалось добраться до спасателей.

Мать девочки нашли чуть больше чем через две недели после авиакатастрофы. Оказалось, что она не погибла, но получила множество травм. Несколько дней врачи пытались вернуть её к жизни, но в итоге женщина скончалась.

Джулиана старалась забыть весь этот кошмар, но окружение не давало этого сделать. СМИ преследовали буквально по пятам, режиссёры атаковали, незнакомцы заговаривали на улице. История Джулианы Кёпке легла в основу сюжета американо-итальянского фильма Miracles Still Happen, который сняли в 1974-м. Закончилось это тем, что она отказалась давать интервью любого рода.

Заговорить о трагедии Джулиана смогла только в начале 2000-х. На неё вышел режиссёр Вернер Херцог, который пригласил на съёмки документального "Падения Джулианы в джунгли". Она согласилась дать несколько интервью. Спустя десятилетие, в 2011-м, и сама написала книгу, название которой переводится как "Когда я упала с неба".

Джулиана, как и мечтала, стала маммалиологом (раздел зоологии, изучающий млекопитающих). Она признавалась, что летать не боится, но не любит. И до сих пор ищет ответ на простой вопрос: почему происходят авиакатастрофы?

С тех пор как это со мной случилось, я слежу за авиакатастрофами. Для меня очень важно знать, почему они происходят. Мне важно, чтобы нашлось объяснение. Наше падение так и не объяснили, - говорит она.

Единственный страх, который остался на всю жизнь, - при попадании в зону турбулентности у неё потеют ладони и сдавливает сердце.

Весна Вулович

Стюардесса попала в Книгу рекордов Гиннесса как выжившая после падения с высоты более 10 тысяч метров.

Авиакатастрофа, в которую попала тогда стюардесса "Югославских авиалиний", произошла 26 января 1972 года. На борту самолёта, который направлялся из Копенгагена в Загреб, находилось 28 человек. Полёт проходил в штатном режиме, лайнер был в воздухе около часа, когда начал разрушаться: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса.

Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc // Wikimedia Commons

Эксперты пришли к выводу, что на борту сработало взрывное устройство. Спустя 10 дней после крушения Служба государственной безопасности Чехословакии представила фрагменты будильника, который определили как часть взрывного механизма. Имена вероятных террористов установили, однако найти их так и не удалось.

22-летняя стюардесса Весна Вулович не помнит о роковом полёте ничего. Последнее, что осталось в памяти, - как уборщица чистит борт самолёта. Спустя пару часов её нашли на одном из обломков этого самого самолёта.

Громкий взрыв, очень яркий свет и невыносимый холод - вот и всё, что я помню о той катастрофе, - рассказала она в интервью "Собеседнику". - На меня наткнулся местный житель, немец Бруно. Нащупал пульс, понял, что у меня сломан позвоночник, поэтому не стал двигать моё тело, а сразу вызвал помощь.

Как оказалось, у неё множество переломов и потеря памяти. Очнувшись в больнице, Весна не могла вспомнить, что произошло. А также где она, почему рядом нет любимых собаки и кошки и по какой причине родители со слезами на глазах.

Я сломала левую руку и левую ногу, три позвонка (один из них был просто раздавлен), в нескольких местах проломила череп, - сказала бывшая стюардесса в комментарии АиФ.

Как и другие, кто выжил в авиакатастрофах, осознав, что произошло, Весна ощутила чувство вины. Она не могла понять, почему выжила, а коллеги и пассажиры погибли. И почему спаслась именно она.

Вообще, на такой высоте сердце с большой вероятностью должно было не выдержать, однако у Вулович очень низкое давление с детства. Кроме того, она потеряла сознание, что и спасло ей жизнь.

Разговаривать, всё вспоминать и даже ходить она училась заново. Чтобы передвигаться на своих ногах, ей потребовалось четыре с половиной года. Она всю жизнь немного прихрамывала.

И тем не менее первое, что сделала Вулович, когда вышла с больничного… пошла устраиваться в "Югославские авиалинии" стюардессой. В авиакомпании не приняли аргументов, что "дважды в одну воронку не стреляет" и что поэтому "она - гарант безопасности полётов". Работать на борту Вулович не пустили, но нашли работу в офисе. В авиакомпании она проработала до пенсии. Детей не было.

Женщина умерла в своём доме в Белграде в декабре 2016 года.

Лариса Савицкая

Ещё одна рекордсменка по "высоте приземления без парашюта" - 20-летняя Лариса. Она только вышла замуж и возвращалась из свадебного путешествия вместе с супругом на самолёте Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолёт находился на высоте 5220 метров, когда в него на полном ходу врезался военный бомбардировщик Ту-16. Обломки разлетелись на несколько километров. Девушка намертво вцепилась в остатки кресла и полетела вниз.

Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала - от горя не успела осознать страх. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно, - позже рассказывала Савицкая "Известиям".

На спасение девушка не рассчитывала. Единственное, что билось в голове, - желание умереть без боли. Но каким-то чудом она, врезавшись в дерево, выжила. При ударе выбило все зубы, Лариса повредила позвоночник в пяти местах, сломала руку, рёбра, ноги.

Три дня она не могла даже открыть глаза. А когда очнулась, первое, что увидела, - тело мужа.

Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они кроме "му-му" ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека, - вспоминала женщина.

К тому моменту всех пассажиров обоих воздушных судов объявили погибшими. Ларисе родственники заказали гроб и даже, как она признавалась, вырыли могилу. Месяцы, проведённые по больницам, поездки к костоправу, постоянные процедуры, долгий период восстановления. У Ларисы до сих пор весной и осенью усиливаются боли. Собственное право на нормальную жизнь она буквально выцарапывала.

Позже в интервью она вспоминала, что незадолго до рокового вылета посмотрела фильм "Чудеса ещё случаются", где рассказывается история Джулианы Кёпке. До сих пор не думает, было ли это предзнаменованием.

Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьёзно говорю: "Я любимая девочка у Бога". Живу как жила, - сказала она.

В 1985 году Савицкая родила сына. Через два месяца после родов её мать погибла в дорожной аварии. Лариса жила с ребёнком на пособие матери-одиночки, которое к тому моменту было 32 рубля. Перепечатывала тексты, торговала книжками. После перестройки открыла фирму по продаже обуви. Затем ушла в представительство "Боржоми". В 90-х её парализовало - сказались травмы, полученные во время падения. Однако Лариса смогла оправиться и от этого и даже устроилась работать офис-менеджером в риелторскую компанию.

О катастрофе она старается не вспоминать. Но любое крушение самолёта, которое происходит в мире, словно возвращает её на место трагедии. А ещё она отмечает 24 августа. Как второй день рождения.

Похожие публикации