Акведук пон-дю-гар - древнеримское наследие. Гардский мост с точки зрения акведука Посещение Pont du Gard

Пон-дю-Гар это самый высокий сохранившийся до наших дней древнеримский акведук. Пон-дю-Гар расположен над рекой Гардон, . Этот двух тысячи летний древний римский акведук является своеобразным памятником прошлого. Акведук Пон-дю-Гар представляет собой самый большой из сооружений римлян такого рода. (11 фото )

1. Длина акведука 275 метров, а высота 47 метров. Предназначен акведук был для переправы водопровода с питьевой водой в город Нима.

2. Акведук был выполнен из шеститонных камней, которые очень плотно прилегают друг к другу. Еще очень интересно, ученые выяснили, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок.

3. Пон-дю-Гар был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой римский город Ним, надо отметить что мост надежно функционировал четыре столетия.

4. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при императоре Августе. Но ученые, сделавшие специальные измерения, утверждают что акведук Пон-дю-Гар был построен в середине I в. н. э. На мосту и сегодня можно найти древние записи строителей.

5. состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Акведук использовали плоть до IX века, потом из-за отсутствия ухода стенки моста покрылись отложениями, так как вода здесь насыщена минеральными солями, и так акведук вышел из эксплуатации.

6. Так уже в XVII веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост и здесь проходила автомобильная дорога. Опоры второго яруса сузили, чтобы освободить пространство для движения по мосту людей. Таким образом акведук преобразовали.

7. Но уже в 1747 г. неподалёку был построен современный мост, движение по было запрещено, а сам древний памятник по приказу Наполеона III отреставрирован.

9. Акведук Пон-дю-Гар состоит из аркад, шесть арок образуют нижний ярус, одиннадцать - средний, и тридцать пять составляют верхний ярус, по которому собственно и проходил водопровод.


Акведук Пон-дю-Гар (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Если нужен живой пример исторического и архитектурного парадокса, то южная Франция подходит для этого как нельзя лучше: памятники эпохи Римской империи здесь более многочисленны, чем в самой Италии, да еще и не в пример сохраннее. В нимском амфитеатре до сих пор проводятся театральные представления, а самый высокий в мире римский акведук Пон-дю-Гар даже успел послужить автомобильным мостом вплоть до второй половины прошлого века.

У этого парадокса есть объяснение: территории Прованса и Лангедока достаточно давно вошли в состав Франции, и последующие исторические бури их миновали - в отличие от раздираемой междоусобными войнами Италии.

«...сработанный еще рабами Рима»

Размеры акведука Пон-дю-Гар способны поразить даже в 21 веке: длина конструкции составляет 275, а высота - 49 м (Для сравнения - это высота современного 16-этажного дома!). Но как бы ни был грандиозен нынешний мост, на деле он лишь часть древнего водопровода длиной 50 км. Он полтысячелетия снабжал Ним водой, и его пропускная способность была достаточной, чтобы каждый житель 50-тысячного города мог расходовать до 400 л воды в сутки. Перепад высот между начальной и конечной точками водопровода составлял всего 17 м (или 34 см на километр пути). Как римским инженерам удалось добиться такой невероятной точности - до сих пор загадка для историков.

Римляне не страдали гигантоманией и не тратили ресурсы на глупости вроде египетских пирамид: помимо практических функций, их сооружения имели четкую политическую цель - внушить покоренным народам трепет перед могуществом Империи и уничтожить в зародыше саму мысль о сопротивлении.

Другая загадка Гарского моста скрыта в его конструкции. Он был сооружен простым соединением шеститонных каменных глыб стык в стык - без применения связующих компонентов (хотя римляне были прекрасно осведомлены о свойствах бетона - потому что сами его изобрели). Удивительно, что это сооружение простояло два тысячелетия, ведь условия в долине реки Гардон исключительно сложные: весной и осенью опоры моста страдают от паводков, а трехуровневая конструкция в целом круглый год подвергается ветровой эрозии.

Не исключено, что весь водопровод мог бы дожить до наших дней, но его сгубили не головотяпство строителей или вандализм, не войны или природные катастрофы, а свойства местной воды - она содержит слишком много извести. После гибели Империи некому стало очищать водопровод от отложений, и он просто забился. Камни уже бесполезной конструкции пошли на строительство домов и крепостей, а Пон-дю-Гар уцелел потому, что для него нашли другое применение - в качестве моста.

Пон-дю-Гар в наши дни

Старый мост наконец обрел заслуженный покой: движение по нему прекращено, с 1985 г. он находится под охраной ЮНЕСКО, и теперь лишь туристы прогуливаются под арочными сводами. Возле моста оборудован музей, рядом расположены детские площадки, сувенирные магазины и рестораны с кафе - словом, все необходимое, чтобы не спеша и с комфортом изучать уникальное наследие Рима - величественный Пон-дю-Гар.

Практическая информация

Координаты GPS: 43° 56" 50; 4° 32" 08.

Парк Пон-дю-Гар открыт 7 дней в неделю круглый год. Билето категории «Краткая экскурсия» (Пон-дю-Гар, Музей, Кинотеатр, Игротека, маршрут «Память Гариги», Экспозиции) - 9,50 EUR, Билет «Акведук»: «Краткая экскурсия» + экскурсия по каналу в сопровождении гида) - 14 EUR. Вечерний билет на подсветку (только в июне, июле, августе и сентябре) - 5 EUR. Часы работы музея зависят от сезона, информация регулярно обновляется на официальном сайте . Цены на странице указаны на март 2019 г.

Как добраться: на машине по автостраде А9 до съезда 23, дальше по указателям на Пон-дю-Гар. Можно воспользоваться автобусами линии А15 (из Авиньона) или B21 (из Нима) - в обоих случаях путь займет около получаса.

История Гардского моста

Определение 1

Гардский мост (фр. Pont du Gard, букв. «мост через Гар») – самый высокий из уцелевших древнеримских акведуков. Пересекает реку Гардон, прежде именуемую Гаром, на территории современной Франции в департаменте Гар.

Акведук Пон-дю-Гар имеет длину 275 метров и высоту 47 метров, внесён в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.

До недавнего времени считалось, что данный акведук был построен в целях снабжения водой города Нима по поручению полководца Марка Випсания Агриппы, который являлся зятем римского императора Октавиана Августа (19 год до н.э.). Однако последние исследования могут свидетельствовать о том, что процесс строительства продолжался и в середине I века нашей эры. На некоторых камнях сооружения до сих пор можно увидеть отметки древних строителей, например, на передней стороне моста слева – «FR S III – frons sinistra», что в переводе означает «передний ряд, третий слева».

Замечание 1

Пон-дю-Гар строился без применения извести и являлся одной из составных частей пятидесятикилометрового водопровода, ведущего в город Ним из Юзеса.

Сооружение имеет три яруса:

  • нижний, имеющий шесть опорных арок;
  • средний, имеющий одиннадцать арок;
  • верхний, самый масштабный, с тридцатью пятью арками.

По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается. Из опор разной высоты конструктивно выдвинуты каменные блоки. На данный момент неизвестно, для каких целей это было предусмотрено. Вероятно, они могли служить опорой для древнеримских строительных лесов или быть следами повышения несущей способности кладки.

Известно, что водопровод перестал действовать после прекращения существования Римской империи и функциональные особенности Пон-дю-Гара были изменены: он использовался в качестве каменного моста для лошадиных повозок на протяжении многих столетий. Для увеличения пропускной способности моста и возможности проезда крупногабаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что послужило угрозой обвала всего сооружения. Примечательно, что в 1747 году неподалеку был построен более современный мост и движение по Пон-дю-Гару постепенно закрыли. По приказу Наполеона III в середине XIX века древний памятник архитектуры подвергся капитальному ремонту, это был огромный вклад в сохранность конструкции.

Конструктивные особенности акведука

На момент проектирования Гардского моста были известны и другие композиционные и конструктивные схемы сооружения, однако автор этого произведения выбрал систему трехъярусной аркады, в которой крупные пролеты арок двух нижних ярусов запроектированы равными по высоте. Они завершаются вверху низкой аркадой, которая сходна соседней аркаде на трассе.

В данной конструктивной схеме примечательны горизонтальность и масштабность, составляющие основную художественную композицию сооружения. Важнейшим аспектом в создании художественного образа Пон-дю-Гара является динамическая ритмика сооружения. Ритмическую структуру задает аркада, очерченная сверху горизонтальной линией водопроводного канала и пересекающая речную долину. Средняя часть аркады, являющаяся наиболее высокой в строении, получила значение центра композиции, боковые архи характеризуются своеобразным сужением, служа завершением развитой композиции.

В трехъярусном Градском мосте основную композиционную задачу выполняет средняя аркада. Роль аттика в сооружении выполняет низкая верхняя аркада, величина пролетов которой сопоставима с сечением вертикальных опор. Нижняя же арка, в условиях территориального рельефа практически не видна, за исключением центральной её части. Конструктивно нижняя арка повторяет в уменьшенных горизонтальных масштабах среднюю арку, поэтому не может отчетливо выразить композиционную составляющую всего сооружения. В совокупности вышеописанных факторов важнейшая часть аркады визуально выбирается как средняя, она и определяет весь образ грандиозного сооружения.

Успех архитектора Пон-дю-Гара в целом определили следующие факторы:

  • удачный подбор пропорций;
  • разнормазмерность арок одной аркады;
  • разноразмерность арок трех ярусов.

Несомненно, за основу архитектурного стиля при разработке проекта была принята типичная для римлян трехчастная система с ясно выраженным нарастанием к центру композиции. Однако переменный рельеф берегов реки, более крутых с северной стороны, внёс изменения в эту элементарную схему. Изменения конструкции вносились путем шагов от обратного: она приспосабливалась к рельефу. Примечательно, что при проектировании акведука был введен принцип «золотого сечения». Он заключается в перенесении центра тяжести всей архитектурной композиции в сторону северного берега. В итоге неравномерный рельеф берегов и смещенное ложе реки к северу относительно средней оси речной долины сформировали способ превращения простой симметрии в ритмическое целое.

В методе пропорциональности важнейшим шагом является подбор исходных размеров. Сложность этой операции заключалась в большом количестве сочетающихся разновеликих элементов. Архитектор Пон-дю-Гара проявил высокий уровень понимания геометрии, выбрав в качестве единого модуля высоту клина арки (1,55м). Это было сделано исходя из соображения наибольшей повторяемости элемента конструкции, он лучше всего подходил для этих целей. Отсчет всех остальных размеров был выбран от него, поэтому толщина Гардского моста поверху равна двум высотам клиньев. Ширина свода моста в уровне нижнего яруса состоит из трех и четырех соседних арок, следовательно, и они кратны по своим размерам исходной величине. Кратными модулю являются и другие элементы сооружения

Рисунок 2. Схема пропорций типовой секции. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

На сегодняшний день по Гардскому мосту разрешено передвигаться пешеходам. Ежегодно полтора миллиона туристов приезжают, чтобы увидеть останки великого акведука. Благодаря реставрациям, проведенным в XVII, XVIII и XX веках хорошо сохранились воздушные аркады Пон-дю-Гара, построенные без всякого раствора.

Акведук Pont du Gard August 24th, 2014

Пон дю Гар (Pont du Gard) - это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает - Gard. Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города Ним в регионе Лангедок-Русийон, в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город Ним. Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Фото 2.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Фото 3.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Фото 4.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя Pont du Gard еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через Pont du Gard постепенно закрыто.

В 1985 году Pont du Gard внесли в список памятников весмирного наследия ЮНЕСКО .

Фото 5.

С 1696 до 1702 проводятся масштабные работы по восстановлению моста. А в 1747 году неподалеку от акведука строится современный мост, благодаря чему Пон-дю-Гар избавляется от постоянной нагрузки. Его ремонтируют и приводят в должный вид. Сейчас он представляет собой популярный пункт туристических маршрутов.

Фото 6.

го высота — 49 метров. Редкая для того времени постройка представляет собой 3 этажа арок: в первом ряду — 6 арок, во втором — 11, в третьем — 35. Общий вес конструкции — 50 тысяч тонн.

Фото 7.

В свое время акведук Пон-дю-Гар произвел глубокое впечатление на философа и мыслителя Жана-Жака Руссо, писателя Стендаля, художника Юбера Робера, чье полотно «Пон-дю-Гар» ныне хранится в Лувре.

Фото 8.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же — только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Фото 9.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Ним (Nimes) - старинный город на юге Франции в провинции Лангедок-Руссильон, на границе с Провансом. Когда-то давно он был захвачен древними римлянами, которые в отличие от современной молодежи, пишущей на стенах "Здесь был Вася", сначала строили эти самые стены дворцов, амфитеатров, акведуков и прочих архитектурных творений, доживших до наших дней, а уж затем писали на них "Здесь был Цезарь". Так-то память о людях сохраняется подольше, и Ним в этом плане - типичный город-памятник.

Уже традиционно начну свой рассказ о посещении Нима с людей, благодаря которым мы там оказались. Это красивая французская пара каучсерферов: Натали и Шарль - они пригласили нас остановиться в их квартире в историческом центре города. Квартира с высокими потолками с лепниной, огромными окнами, выходящими на узкие пешеходные улицы, и камином, украшенным старинным мопедом, доставшимся Шарлю от его дяди.

Натали и Шарль - любители 1960-х. Это заметно и по стилю одежды ребят, и в интерьере их дома, и в музыке, наполняющей их жилище. Даже машина у них из того времени.

К сожалению, с Шарлем мы провели только один вечер (на следующий день он уехал в командировку в Париж), но успели попробовать приготовленные им лазанью и вкусные апельсиновые цукаты в шоколаде. Надо сказать, что готовит он очень вкусно, так что собственное кафе, которое он собирается открыть через год, обречено на успех.

Натали - бывший океанолог и начинающий педагог, с ней нам довелось пообщаться значительно больше, и это общение было очень приятным и познавательным. Например, мы узнали от нее, что черствые ломтики булки, размоченные в молоке с яйцом и обжаренные на сковородке, которые часто готовит моя мама, оказывается, тоже популярны во Франции. Называется у них это блюдо очень подозрительно для русского слуха: "пан пердю". А Натали, благодаря Юле, попробовала карельские калитки.

Дом, в котором живут ребята, ну просто напрашивался на то, чтобы устроить там фотосессию.

Ну а теперь пройдемся по древнеримским и современно-нимским достопримечательностям. Одна из них это Амфитеатр или Арена Нима , построенная в I веке нашей эры по образу и подобию римского Колизея. Так же, как и в Риме , здесь проводились бои гладиаторов с дикими животными, а также поединки заключенных, приговоренных к смерти. Кровавые зрелища собирали до 25000 зрителей. Позже Арена использовалась в качестве крепости, а внутри нее было много жилых построек. И лишь в XIX веке зданию вернули первоначальный облик, выселив всех обитателей.

Еще один след Римской империи - храм Мезон Карре (с французского - "квадратный дом"). В настоящее время здесь размещена экспозиция древнеримского искусства.

От античного искусства перейдем ненадолго к искусству современному.

По совету Натали и Шарля мы отправились на прогулку в

Рядом с садом пожилые французы играют в петанк. Игра неспешная, между мужчины неторопливо беседуют. Социальная игра - вроде нашего домино или городков когда-то.

Сады были разбиты в 1745 году и неплохо сохранились. Золотые рыбки и рыбины в искуственном водоеме привлекают внимание гуляющих.

Сад фонтанов - отличное место для отдыха.

Мартин-Тигруля.

Да и вообще, оранжевый - наш семейный цвет.

На холме над садами возвышается еще одно свидетельство древнеримской цивилизации - башня Мань. Каких-таких "Мань", спросит любопытный читатель. "Tour Magne" - с французского "большая башня". На самом деле, не такая уж и большая - всего 36 метров в высоту в свои лучшие времена, а сейчас и того меньше. В 1601 году местный садовник нашел в пророчествах Нострадамуса свидетельства о том, что под башней зарыт клад, и добился разрешения на раскопки. Из-за них башня была опустошена и частично обрушилась, потеряв в высоте несколько метров. Надо ли говорить, что клад так и не нашли? Сегодня за плату в несколько евро можно подняться наверх и насладиться видами Нима с высоты.

Впрочем, вид с холма и без башни отличный. Портят его только несколько безвкусных высоток, построенных в центре города. Вот от кого, а от францзов с их утонченным вкусом я такого не ожидал.

Еще один артефакт: Храм Дианы. На табличке рядом на пяти языках написано, что залезать на него категорически запрещено. Видимо, были прецеденты.

От Сада фонтанов в даль уходит проспект Жан Жорес с симпатичной пешеходной зоной.

Но самым впечатляющим древнеримским строением является без сомнения акведук Пон-дю-Гар , находящийся в 30 км на северо-востоке от Нима. Он перекинут через реку Гардон (раньше называлась Гар), и название "Pont du Gard" означает "мост через Гар". Являясь частью 50-километрового водопровода, он служил для снабжения Нима водой. После падения Римской Империи водопровод перестал действовать, а акведук еще долгое время использовался в качестве моста.

К акведуку можно подъехать с двух сторон. Большинство посетителей приезжает с той, куда ведут все указатели. На другом берегу реки подъезд обычно более свободный. Но мы были там в конце марта да еще и вечером, так что туристов практически не было, и у нас был уникальный шанс прогуляться по совершенно пустому акведуку.

Еще пару лет назад доступ сюда был свободным, платная парковка была лишь со стороны главного входа. Но теперь приходится платить, с какой бы стороны вы ни подъехали. Кажется, 18 евро с машины.

Кстати, этот акведук изображен на купюре в 5 евро.

Вечер - самое лучшее время для посещения Пон-дю-Гар, не только из-за отсутствия большого количества туристов, но и из-за лучшего вида. Вот и к нашему приезду весь день затянутое тучами небо прояснилось, и акведук предстал пред нами в мягких закатных лучах.

Доступ на третий ярус закрыт решеткой и дверью, и с такого ракурса никогда не догадаешься о массивности этого сооружения.

Вход на третий ярус с другой стороны.

Солнце скрылось, а значит и нам пора двигаться дальше...

Похожие публикации