Ладакх индия. Путешествие в горную индию! Какие цены на отдых

Здравствуйте!

Приглашаю Вас принять участие в путешествии
в высокогорную Индию, в одно из самых сильных
и волшебных мест на планете - в Гималаи.
Мы посетим труднодоступную, уникальную, загадочную
и красивейшую провинцию Ладакх, которую часто
называют "индийским Тибетом"...

Поездка состоится в первой половине августа
и продлится около 2-х недель.

Примерные даты: 2-3 августа вылет из Москвы, 14-15 августа - возвращение.
Набирается группа из 9 человек. Есть 3 места.

Внимание! Последний срок сдачи паспортов и предоплаты - 19 июля!

Эту поездку правильнее будет назвать экспедицией. Мы посетим места, наземное сообщение с которыми возможно только в летние месяцы, и то не всегда. Правда, мы полетим туда самолетами:-) (Москва-Дели-Лех-Дели-Москва).

Ладакх - это потрясающе красивое, мощное и мистическое место! Так сказать, сдвигает крышу, и довольно сильно... Все, кто там побывал, говорят разное, но сходятся всегда в одном: достойных слов, чтобы описать свои впечатления, найти невозможно. Многие боги индийского пантеона, сошли на Землю, по преданиям, именно здесь.

Я был в Индии 7 раз. Я провожу там от 2 до 6 месяцев почти каждую зиму, начиная с 2000 года. И, побывав во многих уголках этой удивительной страны, с каждой поездкой убеждаюсь, что Индия неисчерпаема в своем разнообразии. Сейчас я собираю подробную информацию о Ладакхе, об отелях, долинах, достопримечательностях, получении разрешений для посещения отдельных территорий, о датах буддийских фестивалей, о треккинговых маршрутах, акклиматизации и способах борьбы с ней и т.д. Я общаюсь с теми, кто там уже был, выясняю подробности подготовки к поездке, разрабатываю оптимальный маршрут.

Стоимость участия в группе 1-го человека - 12500 рублей.
При парных заявках и предоплате до 11 июля - скидки!


Участвуя в группе Вы получаете следующее:

- подробно разработанный маршрут, оптимальный для данного времени посещения Лакакха
- исчерпывающие консультации по подготовке к поездке,
- полное информационное сопровождение и консультации в ходе поездки
- перевод с индо-английского на русский и обратно:-)
- организация экскурсий на джипах к озерам, в окрестные долины, к монастырям, на буддийские фестивали и т.д.
- организация рафтинга (спуск на надувных лодках по рекам) (по желанию группы)
- организация проживания в отелях города Лех и в соседних долинах.
- организация групповой покупки виз, билетов на международный и внутрииндийский авиарейсы
(с возможными групповыми скидками!)
- прочие преимущества путешествия с малой группой и постоянным проводником, а не в одиночку!
- и еще, что важно: Вы будете застрахованы от надувательства со стороны ушлых индусов, работающих в сфере туризма; у меня богатый опыт общения с ними, но даже теперь, имея дело с индусами из сервисной сферы, мне приходится постоянно держать "ухо востро" :-)

ВСЕ остальные расходы на поездку - по СЕБЕСТОИМОСТИ и будут максимально оптимизированы.

Остальные расходы, кроме взноса за участие в группе, это:

1. Виза - около 2000 рублей.
2. Страховка - зависит от страховой компании, но примерно около 1 евро в сутки.
3. Перелет Москва-Дели-Москва - около 19000-20000 рублей
4. Перелет Дели-Лех-Дели - около 10000 рублей.
5. Расходы на месте: экскурсии, транспорт (аренда джипов), проживание, питание в течение 12 дней - около 15-17 тыс. рублей на одного человека.
6. Остальные расходы - по желанию (подарки, сувениры, шоппинг и т.д.)

Присоединяйтесь! Будет интересно:-)
Такие поездки не забываются.

Определиться и сдать предоплату (виза, билеты, взнос) и загран. паспорта нужно не позднее 19 июля!

Заочно немного познакомиться с Ладакхом можно вот здесь:
http://india-summer.livejournal.com/27144.html#cutid1

И обязательно посмотрите вот эти фотоотчеты!!!
http://seepla.net/users/dubrovskaya_/posts/407-nubra-valley-ladakh
http://seepla.net/users/dubrovskaya_/posts/414-pangong-lake-ladakh
Внимание!

Тем, у кого были (или есть) проблемы с сердцем, непереносимость высокогорных условий, болезни типа астмы и прочие проблемы с дыхательным аппаратом - тем я рекомендую воздержаться от участия в этом путешествии.

С уважением,
Николай Воронков

Заявки на участие направляйте сюда: [email protected]


ИНФОРМАЦИЯ О ЛАДАКЕ
(взято с сайта poedem.ru)
Достопримечательности Ладака
Закрытый горами Каракорам на северо-востоке и великим Гималайским хребтом на юге, и разделенный на две части рекой Инд, Ладак является одним из нетронутых и самых неисследованных мест на земле. Он расположен на высоте от 3000-5000 метров над уровнем моря, граничит со штатом Кашмир на западе, Синкиян на севере и Тибетом на востоке. Исторически, название Ладак появилось от слова «ла двагс» (la-dwags) или Земля высоких путей. По этим ненадежным путям ходили караваны, нагруженные роскошными и дорогими товарами, включая изделия из нефрита, ковры, великолепные камни, чай, мускус и другие товары, из Китая на восток в Кашмир, Афганистан, Центральную Азию и по одной из величайших торговых сетей в истории. Лех, который сейчас является основным городом Ладак, был небольшим отростком на Великом Шелковом Пути и служил перевалочным пунктом для караванов. Но не только материальные богатства перевозили караваны через этот регион, вместе с ними шли монахи, паломники и ремесленники, а также перемещались священные тексты, реликвии, и распространялись религиозные течения, закладывающие основу для богатого культурного наследия. Здешние земли были заселены благодаря успешным миграциям сообществ, таких как Дарды (индо-иранцы), тибетцы и, возможно, другие расы и племена. В ранние годы христианства регион был частью большой империи Кушан, которая контролировала Северную Индию и Центральную Азию. Примерно в это время сюда пришло учение буддизма. В древности, Ладак был тесно связан с Тибетом и эти связи, в той или иной форме, сохранялись на протяжении всей истории региона. Во время правления тибетского короля Срон-тсан-гам-по в 7 веке тибетцы были посланы в Индию изучать различные религии, после чего из различных монастырей, таких как Наланда и Одантапури, в Тибет были приглашены монахи и ученые-теолги для того, чтобы рассказать о своей религии. Прочное положение в регионе завоевал буддизм. Самым известным из первой волны монахов, прибывших в Тибет, был Падмасамбхава, который сделал большой вклад в развитие буддизма вТибете. Успех этой первой фазы был сведен на нет королем Ланг-дар-ма в 9 веке, который отказался от буддизма в пользу древней религии Бон. После его убийства тибетская империя была охвачена беспорядками, и один из его потомков Ньяма-Гон перебрался на запад и основал Гуг - королевство в западном Тибете. После его смерти королевство было поделено между его тремя сыновьями на Ладак, Пуранг-Гуг и Занскар-Спити. Первая династия Ладака управляла регионом из столицы в Шей, а империя включала в себя верхние регионы долины реки Инд. В королевстве Гуг (Западный Ладак), произошло возрождение буддизма под патронажем внука Ньяма-Гона, монаха короля Йеше Ё, который увидел постоянное движение монахов и духовных учителей по негостеприимным землям в буддистские центры в Индии и частично в Кашимире и на востоке в Наланду и Викрамсила в поисках религиозных текстов и учений. Самый ранний из монастырей Ладака датируется 11 веком, и его появление напрямую связано с религиозным деятелем того времени Великим Толкователем Ринченом Зангпо, который по преданиям заложил фундаменты 108 монастырей в течение своей жизни. Монастыри раннего периода характеризуются своим местоположением, преимущественно на равнинах - также как и формой постройки. Отбор материалов для строительства происходил с учетом двух факторов: удобства использования и климатических условий данного региона (использовались цементные кирпичи и известковый строительный раствор, каменные фундаменты, бревна и цементные крыши). Именно в украшениях данного храма каждый может увидеть заметные отличия. Известно, что по возвращении из Кашмира, Ринчен Зангпо привел с собой группу умелых художников и ремесленников, один из которых, Бидхака, должен был сделать правильное иконографическое отображения буддистского пантеона. Сильное влияние Кашмира чувствуется и в настенных росписях и резных украшениях над входом в храм в Алчи и других монастырях этого периода. Ранними монастырями Ладака являются Алчи, Мангью, Ламаюру, Ванла, Сумба; есть еще руины древних монастырей Ньярма и Басго. К 15 веку Ладак был разделен снова между двумя правителями Грагспа Бум Иде и его братом Грагспа Бум, столица первого была в Лехе, а последний сделал столицей Тингмосганг. Два королевства - Верхний и Нижний Ладак - были позднее объединены внуком Грангспа Бум - Бхаганом - основателем династии Намгьялов (победителей). С этого времени начинается череда вторжений в Ладак из соседних Кашмира, Центральной Азии и Балтистана. Величайшим правителем Ладака был Сенгге Намгьял, сын Джамянга Намгьяла и его жены-балти Гьял Хатун. Он также женился на принцессе балти - Скалзанг, про которую говорили, что она была воплощением богини Тара. Сенгге Намгьял расширил свое королевство путем успешных захватнических походов в соседние королевства Гуг и Пуриг. Войны против его бывшего врага, правителя Скардо (Балтистана), находящегося теперь под управлением империи Мугаль, вынудили его пойти на прямой конфликт с великими Мугаль, который стал первой из конфронтаций с этой империей, продолжавшимися на протяжении нескольких столетий. Для укрепления религии Сенгге Намгьял пригласил великого монаха Стаг-странг Рас-па в Ладак и вместе, монах и король, заложили фундамент одного из самых больших монастырей в регионе, известного как Хемис. Под руководством его преемника, Делдана Намгьяла, королевство разрослось до границ нынешнего Ладака, включив в себя Нубру и Драс, королевство Гуг, Пуранг, Рутхог, Спити, а также Верхний Киннаур, Верхний Лахаул, Занскар, Пуриг и нижнюю долина Шьек. Управление такой большой и географически сложной территорией было нелегким делом и вскоре империя начала трещать по швам. Вторжение монгольско-тибетских отрядов во время правления Делегса Намгьяла, которые смогли достичь Басго, тогдашней столицы, и дальнейшая осада этой цитадели продолжались три года. После обращения к правителю Кашмира за помощью, у Басго начались ожесточенные бои и армия захватчиков была в итоге разбита. Помощь оказанная правителям Ладака была слишком дорогой. Было подписано трехсторонне соглашение в Тингмосганге, по которому были определены границы Ладака в Тибете, границы, которые существуют и по сей день. Был также подписан торговых пакт, по которому Ладак мог посылать караваны в Лхасу - Лочак - каждый год, включающие также дань из золота, шафрана и тканей для Далай Ламы. Подобные караваны из Лхасы в Лех - Ча-па - доставляли в Лех чай. Обмен между регионами продолжался до 19 столетия. Другим важным элементом соглашения была монополия на шерсть пашминских коз; Ладак должен был предоставить привилегии купцам Кашмира. Эта великолепная шерсть способствовала развитию целой индустрии по производству платков и шалей. Ситуация в королевстве снова стала нестабильной, что привело к сокрушительному удару в 1834 году отрядов из Джамму под предводительством полководца Зоравара Сингха, в его миссии по захвату Тибета. Но после его смерти в битве у Пуранга, цель так и не была достигнута. В 1842 году Ладак был присоединен к штату Джамму по Лехскому Соглашению и королевская фамилия переехала в свою нынешнюю резиденцию в Сток. К 19 веку в Европе возник устойчивый интерес к Ладаку, поскольку он располагался на пересечении торговых путей и связывал регион с Китаем, Центральной Азией, а далее и с Россией. Постоянная угроза активизации российских интересов в Индии привела к увеличению активности по картографированию региона и здесь все чаще стали появляться британцы. Первая моравийская миссия была основана в 19 веке, и принесла с собой новые ветры перемен. После подписания правителем Джамму и Кашмира в 1948 году договора присоединения, Ладак стал неотъемлемой частью новой Республики Индия. Во время принятия независимости Индии в 1947 году, велись ожесточенные оби между индийскими и пакистанскими войсками. В настоящее время местоположение Ладака делает его важнейшим стратегическим объектом для Индии.

География Ладака

География Ладака, или Малого Тибета весьма необычна. Три миллиона лет тому назад, весь Тибет был дном огромного моря Тесис, но в результате смещения материковых масс образовалось обширное Центрально-Азиатское плато, на котором поныне высится Тибет, простирающийся на огромной территории 3000 км вдоль границ Индии, Непала и Китая. Ладак, это малая часть Тибета, расположенная на крайнем северо-западе Индии, на высоте от 3000-6000 метров над уровнем моря, зажатая горами Каракорам на северо-востоке и Гималайским хребтом на юге, граничащая с Китаем (на северо-востоке), Пакистаном (на северо-западе) и штатом Джамма и Кашмир (на западе). География Ладака может похвастаться своими реками, именно здесь берут свое начало реки Сутлей, Брахмапутра, Занскар, а также, разделяющий Ладак на две части, великолепный Инд. Но вот, разнообразием растительности, гордиться не может, ведь в столь суровых условиях высокогорья способны выжить не многие виды флоры. В низинных регионах на травяных равнинах и в лесах, где растут тополя, ивы, шиповник, можно встретить сурков, диких яков, обезьян, красных панд, оленей, газелей и черношеих журавлей, которые не претендуют на высокогорную территорию обитания козерогов, бурых медведей, снежных леопардов и снежных гусей, и конечно знаменитых гималайских козлят, из чьих подпушек выделывают несравненный кашемир. В горах можно найти растения, чрезвычайно похожие на эдельвейсы, родиолу розовую и дикорастущую землянику. Специфические местные виды встречаются, в основном, среди скудной колючей растительности высокогорных пустынь. В целом картины географии Ладака представляют собой каменные декорации, во многих местах неестественно топорщащиеся вертикально, образуя, своеобразные ирокезы. Остается только восхищаться истинными тибетцами, не замечающим всех тягот жизни, во многом благодаря своей религиозной концепции. Они настолько органично связаны с природой, что способны выжить даже в условиях круглогодичного арктического холода на высоте 6000 м, хотя это прерогатива сильных духом - основная, но не менее героическая, часть населения Ладака проживает на высоте 3500 - 4000 м. Однако, география Ладака способна преподнести путешественникам много сюрпризов, одним из которых являются необычные пустынные дюны долины Нубра, окруженные заснеженными вершинами, среди которых пробивают себе путь дикие верблюды. Пейзаж необычной высокогорной пустыни, расположенной на высоте 3500м, сменяется живописным видом озер Ладака, наиболее крупные из которых оз.Морари и оз.Пангонг, последнее расположено у самой китайской границы, и большая его часть принадлежит Поднебесной, расположеннее на высоте 4200 м оно поражает туристов своими гигантскими размерами. Оправдывая свое название "Земля высоких путей" - Ладак - это сплошные перевалы, освоенные еще в давние времена, когда по его крутым тропам, проходил "этап" Великого Шелкового Пути, одним из перевалочных пунктов которого был город Лех - нынешняя столица Ладака.

Ладакские озера

Озеро Пангонг - красивейшее и крупнейшее озеро Ладака. Расположившись меж разноцветных горных хребтов на высоте 4350м, высокогорное оз. Пангонг имеет воистину громадные размеры: вытянувшись на 144км, при ширине 6 км, оно большей своей частью относится к пограничному Китаю, но отблески солнечного заката, играя в голубых водах озера, озаряют ладакскую землю, а вернее горы, неописуемо живописными красками ирреального порядка. Потрясающие закаты и восходы солнца на оз. Пангонг, как никакое другое лекарство излечивают людей от ненужной суеты и мирской спешки, вот почему это место облюбовано многочисленными любителями медитативные практики, здесь сама природа позволяет уравновесить энергии в теле, достигнуть душевной гармонии и здоровья. Насладившись нереальной красотой можно отправиться на экскурсию в колоритные, живописные деревни в окрестностях оз.Пангонга, в одной из которых, а именно, Дрангце есть любопытная группа памятников, названная "мальтийскими крестами", по мнению некоторых ученых, свидетельствующая о наличие в предместьях Ладака с восьмого по десятый век общины христиан-несторианцев. Озеро Морари, также расположенной в приграничной с Китаем зоне, лежит несколько выше оз.Пангонга, на отметке около 4500 м, которая является наименьшей точкой данного района. Любознательных туристов, оз. Морари встречает голубой гладью воды, соперничающей с красотой изумрудного неба. Проецируемое на снежные вершины Большого Гималайского хребта озеро, завораживает своей необыкновенной сказочной красотой.

Достопримечательности Лех

Лех, главный город Ладака, когда-то бывший суетливым городком, где останавливались на отдых караваны, на своем пути через горы к далеким городам Шелкового Пути, таким как Ярканд, Кашгар, и регионам Кашмиру и Пенджабу. Этот город был столицей королевства Грагспа Бум Иде, который правил Верхним Ладаком в начале 15 века. Он построил храм Майтрея, расположенный за дворцом и ступу в Тиссеру, чтобы сокрушить демона Желтого Те’у, который причинял большой вред долине Лех. Во время правления Таши Намгьяла на верху пика Намгьял Тсемо (сейчас Пик Победы) был построен форт. Хотя сейчас форт разрушен, Гонкханг, расположенный ниже до сих пор используется для проведения религиозных церемоний. По легенде после победы над монголами, тела убитых монгольских солдат были основой для фундамента этого храма, для того, чтобы умилостивить божеств-покровителей, и предотвратить новые нападения захватчиков. В Гонкханге хранится первый портрет короля Таши Нагьяла, блистающего в кашмирско-мугальском наряде с тюрбаном, символом королевской власти на голове. В настоящее время Лех является центром туристической и военной промышленности страны. Самой известной достопримечательностью здесь является дворец Лех. Он был построен в 16 веке, и сейчас практически разрушен из-за войн Ладакха с Кашмиром в прошлом веке. Стоит подняться на крышу этого дворца, так как оттуда открывается великолепный вид. Горы Занскар на реке Инд кажутся отсюда совсем близкими. Дворец был продан Археологическому Обществу Индии королевской фамилией Ладакхи, и сейчас здесь проводятся реставрационные работы. Попытайтесь найти кого-нибудь, кто откроет для вас центральную молитвенную комнату, которая безусловно произведет на вас впечатление. Стоит совершить прогулку по Старому Кварталу, чтобы получить представление о том, каким город был до того, как здесь начала развиваться туристическая индустрия. Существует интересная однодневная экскурсия из Леха в Тиксе Гомпа, храм, расположенный на вершине холма смотрящего на Инд. Это - девятиярусный дворец, напоминающий великий дворец Потала в Лхасе. Он был построен Сенгге Намгьялом в 1600 году, а полностью закончен через три года. На нижнем уровне располагались склады для хранения корма для скота, сухого мяса, фруктов, овощей и дерева, а на верхних ярусах располагались жилые помещения для королевской семьи, королевская молельня, комнаты для гостей, тронный зал, приемная и комнаты для совершения религиозных церемоний. Здесь храниться удивительная коллекция тибетских книг и рукописей, кроме того здесь можно увидеть религиозные церемонии. Во дворце около 100 комнат, в большинство из которых, к сожалению, доступ сейчас закрыт. Хемис Гомпа, в 45 километрах от Леха, самый большой и важный храм в Ладакхе. Во второй половине июня или начале июля здесь проходит праздник Хемис с танцами в масках и костюмах. Для тех, кто любит острые ощущения мы можем порекомендовать совершить путешествие в Ладакх по реке Инд на плотах, которое могут организовать для вас турагентства в Лехе. А в долине Инда и в Маркхе можно совершать походы и пешие прогулки. Добраться до Леха и выбраться из него и легко и трудно, в зависимости от времени года. Перелет на самолете не будет проблемой с июня по сентябрь, но в зимние месяцы этот вид путешествия практически недоступен. Сюда можно долететь из Дели, Джангмура и Спинагара. Существует только два автобусных маршрута из Леха, но если нелетная погода, автобусы тоже не поднимаются сюда. Но здесь есть междугородние джипы и такси, которые дороже автобусов, но зато они доступны.

Достопримечательности Ламаюру

Ламаюру, один из удивительнейших монастырей Ладака, скрытый от посторонних глаз за низкими острогами гор узкого ущелья, являет собой удивительное единство природы и архитектуры. Расположившийся на скалистом ярко-желтом склоне песчаника стоит живописный монастырь Ламаюру, вокруг которого на узком выступе утеса сгрудились Чортен и монастырские кельи. Основанный в 11 веке, великим подвижником Наропой, монастырь Ламаюру в древности назывался "Юн-друн"- монастырь свастики. Возникновение первого названия монастыря связано со священным зерном, которое, заколосившись, чудесным образом покрыло поле всходами в форме свастики, следы которой можно найти, присмотревшись к склонам утеса. Кроме того, Ламаюру знаменит и своими деревнями, уютно расположившиеся в многочисленных пещерах склона, где живут люди и приобщаются к медитации туристы желающие почувствовать себя частью Космоса.

Достопримечательности Алчи

Храмовый комплекс, расположенный в деревушке Алчи, является одним из самых знаменитых монастырей Ладака. Это также один из самых ранних Ладакских монастырей, построенный Лоданом Шорабом и Тсулкхримом Одом, учениками Ринчена Зангпо. Комплекс состоит из пяти храмов - Лхакханг Сома, Сумстек, Дукханг, Лотсава Лхакханг и Манджусри Лхакханг -, а также нескольких чортенов, разбросанных вокруг комплекса. Дукханг и Сум-тсек самые важные храмы комплекса. Дукханг находится в глубине комплекса и сюда можно попасть через искусно вырезанную деревянную арку и дверь, богато украшенную вырезанными Пятью Буддами. Центральной фигурой в храме является Будда Ваирокана, а остальные четыре Будды сидят напротив друг друга вдоль обеих стен. На стенах вы сможете увидеть портреты членов семьи Пяти Будд. В их длинных одеждах и тюрбанах отчетливо просматривается влияние Центральной Азии. Другим важным храмом в комплексе является трехъярусный Сумстек, в который можно попасть из маленького портика, поддерживаемого вырезанными деревянными арками, в которых чувствуется кашмирское влияние. В центральной части храма находится большой чортен, вокруг которого, в маленьких альковах можно увидеть громадные лепные изображения Авалокитесвары, Майтреи и Манджушри. Раскрашенные одежды этих божеств богато украшены. Стены альковов также украшены росписями, среди которых доминируют изображения Праджнапарамиты или Богини Совершенства и Мудрости с сцены из жизни королевской семьи. В Лотсава Лхакханг можно увидеть портрет великого Толкователя с одной стороны центральной фигуры Будды и Авалокитесвару с другой. В соседнем с ним Манджушри Лхакханг находится статуя Манджушри и росписи тысячи Будд.

Достопримечательности Стакна

Расположенный на левом берегу реки Инд, монастырь Стакна Дорджедан стоит на вершине горы, имеющей форму тигра, прыгающего к небу. Сам монастырь расположен на предполагаемом носу тигра, за что собственно и получил свое название - Стакна (Нос тигра). Он был основан в 16 веке ученым мудрецом из Бутана, Джамянгом Падкхаром. Ламы монастыря по традиции считаются реинкарнациями Стакна Тулку. Самой старой частью монастыря является Гонкханг, который, возможно, был частью первоначальной постройки. Дукханг расположился вдоль двора, и здесь хранится инкрустированный бирюзой серебряный чортен, а также несколько статуй некоторых лам Друг-па. Комната за алтарем имеет красивейшую настенную роспись, которая, однако, несколько испорчена копотью. Мраморная статуя Авалокитесвары, привезенная из Ассама, является самой известной статуей в гомпе, а в маленьком музее можно увидеть интересную коллекцию оружия.

Достопримечательности Мато

Мато, основанный в 16в ламой Дригунгом Дордже - уникальный для Ладака монастырь, это единственная гомпа Малого Тибета, где монахами, которых здесь около 60, исповедуют религиозное течение Сакьяпа. Центром монастырского комплекса, изящно устроившегося на красивейшем выступе последних изгибов хребта Занскар, и гордо смотрящий с высоты на долину Ладака, является обширный двор, вокруг которого расположились главный дукханг, зимкчунг, публичная библиотека Сакья и гонханг, где рассыпанные на полу хранятся подношения ячменя от местных жителей. Центральный двор - это традиционное место проведения религиозных фестивалей, из которых самым почитаемым для лам монастыря является праздник знаменитого прорицателя Мато Награнга. Главными фигурами фестиваля, обычно отмечаемым в феврале- марте, являются два монаха, для которых подготовка к празднеству начинается на два месяца раньше, именно это время необходимо для их душевного очищения и уединения. По истечению срока самосовершенствования в монахов вселяются два божества - Красный и Белый Тзан, после чего им на год дается дар прорицания. В честь этого радостного события по традиции оставшиеся монахи исполняют красивейшие танцы в масках, завораживающие туристов своей экзотичностью.

Культура Ладака

Культура Ладака это истинно тибетская культура, сохранившаяся в себе традиции прошлого. Культура Ладака - это гармоничное смешение культур близлежащих регионов. Культура Ладака - это аскетичная простота и величественная многосложность. Культура Ладака в первую очередь ассоциируется с непостижимой архитектурой - великолепными монастырями и дворцами, расположенными в самых непостижимых местах, на краях самых глубоких ущелий, на выступах самых высоких гор. Монастырь по-ладкски будет "гомпа", что значит "безлюдное, уединенное место". Гомпа является центром любой деревни, и численность монахов в каждом монастыре пополняется за счет местной традиции у жителей деревни посылать одного из сыновей в монахи. Новички приходят в гомпа, когда им исполняется шесть лет, и поручаются опеке родственника или другого бывшего жителя деревни. Гомпа является местом духовного роста, а также образовательным центром, где изучаются, пять фундаментальных наук буддизма - логика, язык, метафизика, медицина и искусство. По завершении обучения некоторые монахи отправляются учится в университеты Тибета. В настоящее время монахи отправляются в Дхарамсалу или Южную Индию, где тибетское сообщество в изгнании имеет крупные центры обучения. По возвращении, молодой монах назначается в один из периферийных храмов или монастырей, связанный с главной гомпой и совершает ритуалы в храме, молится и выполняет религиозные функции и обряды для жителей деревни. Связи между монастырем и деревней, как духовные, так и экономические всегда оставались сильными. Жители деревни делают пожертвования на строительство и развитие монастыря и финансируют некоторые особые церемонии и ритуалы, которые проводятся монахами. Земельные владения монастырей часто обрабатываются жителями деревни, которые отдают часть урожая монастырю. Эти символические отношения между жителями деревни и монастырем были гарантией выживания этого религиозного института целые столетия. Самый ранний из монастырей Ладака датируется 11 веком, и его появление напрямую связано с религиозным деятелем того времени Великим Толкователем Ринченом Зангпо, который по преданиям в течение своей жизни заложил фундаменты 108 монастырей. Монастыри раннего периода характеризуются своим местоположением, преимущественно на равнинах - также как и формой постройки. Известно, что по возвращении из Кашмира, Ринчен Зангпо привел с собой группу умелых художников и ремесленников, один из которых, Бидхака, должен был сделать правильное иконографическое отображения буддистского пантеона. Сильное влияние Кашмира чувствуется и в настенных росписях и резных украшениях над входом в храм в Алчи и других монастырях этого периода. Ранними монастырями Ладака являются Алчи, Мангью, Ламаюру, Ванла, Сумба; есть еще руины древних монастырей Ньярма и Басго. Монастыри позднего периода больше отличатся от других. С середины 14 века влияние Кашмира уменьшилось вследствие упадка буддизма в этом регионе, и основные черты, присущие монастырями того периода, как в религиозном, так и в архитектурном и художественном выражении были взяты из Тибета. Поскольку монастыри к тому времени уже были богатыми, то постройки того времени были хорошо укрепленными структурами, которые возводились на легко обороняемых холмах и постепенно превращались в крупные комплексы. При строительстве монастыря соблюдались определенные правила. Во-первых, монастырь должен был располагаться на главной возвышенности местности. Во-вторых, он должен был быть обращенным на восток для того, чтобы встречать первые лучи восходящего солнца, и построенным на длинной оси холма. Название монастыря отражало его мистическое происхождение или его местоположение. После того, как место было выбрано ламой, собирались деньги на строительство, на этом месте совершались обряды для того, чтобы призвать божество-покровителя и защитить будущий монастырь от вреда человека или демона. Закладка первого камня сопровождалась священными ритуалами, которые включали закладку священных реликвий в полый камень фундамента. Ремонт или обновление здания тоже сопровождались ритуалами. Внутреннее устройство монастырей имеет определенное сходство. Обычно, двор монастыря является основным местом для проведения праздников и различных религиозных обрядов. Вход в главный храм (ихакханг) и зал собраний (дукханг) находятся за крытой галереей, изнутри расписанной рисунками посвященными, Колесу Жизни и Дхарампалам (стражам закона). В храме богов-покровителей или гонкханге хранятся маски и оружие, использующееся во время праздников; доступ в этот храм ограничен. Личные покои верховных священнослужителей, называются Зимчунг, и расположены на верхнем уровне. За физическими границами монастыря и у подножия горы или холма находятся жилища монахов. Возникает впечатление, что при постройке жилищ для монахов не используется планирование, со стен монастыря можно увидеть лабиринт домов и узких тропинок, соединяющих их. Чортены, белые пирамидальные структуры, которые можно найти в любом регионе Ладака; они напрямую связаны с местоположением монастыря. Чортены, связывают с буддистскими ступами, которые можно увидеть в различных районах страны, и они являются гробницами святых и монахов. Здесь есть восемь форм чортенов, символизирующих восемь событий в жизни Будды. Чортены обычно строят из камня, цемента или кирпича, и они могут быть как большими, так и маленькими. В храмах можно увидеть чортены, сделанные из серебра, золота и меди, которые вследствие своих небольших размеров служат в качестве рак. Стены Мане, где-то до километра длиной, ведут к монастырю и сделаны из камней, с написанными на них словами "Ом Мане Падме Хум", приглашающими посетить монастырь. Разговаривают жители Ладака на ладакском языке, происхождение которого приписывают стараниям одного тибетского царя, современника Магомета, решившего создать универсальный язык для всех последователей Будды. Руководствуясь этим намерением, он упростил грамматику санскрита и сочинил алфавит с неимоверным количеством букв, заложив тем самым основы языка с произношением столь же простым, сколь сложно и трудно его написание. Чтобы изобразить какой-либо звук, необходимо использовать не менее восьми знаков. Вся современная литература Тибета написана на этом языке и в чистом виде он употребляется лишь в Ладаке и восточном Тибете. В остальных же частях страны употребляются диалекты, сложившиеся из сочетания этого родного языка и различных идиом, заимствованных у соседних народов. В обычной жизни тибетцы говорят на двух языках, один из которых совершенно недоступен для женщин, а на другом говорит весь народ. Ладак может удивить путешественников своей кухней: момо - большие пельмени, тукпа - тибетский суп, и любовью местных жителей к традиционной одежде.

Ладакх – «страна нескольких перевалов», «маленький островок Тибета» и самая высокогорная территория Индии, которая открыта для посещений только 5 месяцев в году. Это суровый и величественный край чортенов – придорожных святынь из камня в форме пагод без окон и дверей, земля тишины и покоя, которую во время религиозных праздников нарушает бой барабанов, сопровождающий ритуальные танцы лам в масках среди бесчисленных монастырей, возвышающихся меж скал и долин. Загадочная страна, ледяная обитель бога Шивы, расположенная в долинах между хребтами Гималаев на высоте от 2750 до 7670 метров над уровнем моря и отрезанная от внешнего мира на протяжении почти 900 лет. Горный пейзаж этих мест необычайно красив, а снежные вершины отливают глубокой синевой. Высокогорным путем через Ладакх ходили многие известные путешественники, в том числе и Трансгималайская экспедиция Рерихов. Здесь же останавливались паломники, следующие по местам буддийских и мусульманских святынь, и построены великолепные храмы, где хранятся священные тексты. Высокая цепь Великих Гималаев охраняет снежным щитом культуру и традиции этих мест. Монастыри взбираются по склонам гор и желтеют золотые шары красных храмов Майтрейи. Попав в Лех, начинается путешествие по страницам прошлого – купцы, следуют на верблюдах по Шелковому пути, войны в ослепительных доспехах мчатся мимо, поднимая красноватую пыль, слышатся песни ладакхских жителей, везущих с полей траву, а красавицы «одетые» в драгоценные и полудрагоценные камни гордо следуют узкими улочками за своими мужьями в храмы Грядущего Будды. Время от времени неиссякаемый поток людей и животных неожиданно прерывается табунами лошадей, погоняемых пастухами. В закоулках базара и окрестностях ламаистских монастырей можно увидеть лам, одетых в красное, проделавших путь в сотни миль из центральных районов Тибета. Здесь же находится резиденция Его Святейшества Далай Ламы, который часто посещает эти места и проводит публичные лекции.

На закате равнина и скалы освещаются ярким заревом, город погружается в густую фиолетовую дымку ночных чернил, а вереница белых ступ сверкает на равнине как ожерелье из драгоценных камней. Для ладакхцев это время молитв и над каждым домом медленно поднимается дымок благовонных воскурений. В этот час покоя и молитв можно ощутить своеобразную красоту этой страны и непреодолимую силу притяжения, которую она оказывает на своих сыновей. Недельная встреча с этим удивительным местом поможет открыть для себя новые духовные горизонты, стать добрее и мудрее, а главное – запустить с помощью древних восточных практик скрытые механизмы, позволяющие приобрести согласие с миром и самим собой.






Достопримечательности:
Ладакх знаменит многочисленными буддийскими монастырями. Все они построены по одному образцу - неизменно стоят на вершинах гор с флажками, развевающимися с крыш. У входа находится веранда, на стенах которой нарисованы колесо жизни, бог четырех миров и божества-хранители устрашающего вида, называемые Дхармапалами. В колесе жизни отображены различные стадии, включая ад, через которые проходит человек прежде, чем достичь нирваны, или спасения. В главном молитвенном зале находятся изображения Будды, или боддхисаттвы, центральные фигуры поклонения. Боддхисаттва - это душа, достигшая спасения благодаря своим добрым деяниям, однако принесшая его в жертву, чтобы вернутся на землю и помогать другим достичь спасения и просветления. Есть еще и авалокатешвары, воплощения сострадания, часто изображаемые с одиннадцатью головами и многочисленными руками и ногами. Манджушри - это воплощения мудрости, а Майтрейя - это Будда, который должен воплотиться. Сам Будда является боддхисаттвой, который возвращается к людям вновь и вновь с течением веков, чтобы облегчить их мучения.
На гораздо более поздней стадии в буддизм проник тантрический элемент из индуизма, а с ним пришли и женские принципы, наряду с мужскими, и группа женщин-богинь в противовес мужским формам в устрашающих образах, показанных в состоянии экстатического единения. Почти в каждом монастыре есть темная палата, где помещены эти божества, куда не разрешается вход женщинам и детям. В монастырях имеются кельи для главных лам и жилье для послушников. Подходя к монастырю, встречаешь на пути стену, выложенную из камней. На ней начертаны молитвы во славу Будды. Их называют стенами-мани. Мани всегда должна быть по правую руку, когда идешь. У начала мани и в её конце стоят вроде бы как шахматные фигуры. Это чортены. Они являются похоронными монументами Будды. Алчи Гомпа – это монастырь представляет собой комплекс из шести храмов, одно из важных культурных мест Ладакха. Гомпа и деревня почти скрыты от глаза и предстают взору внезапно, как оазис. В отличие от других гомп, гомпа Алчи - это скромно выглядящее строение из глины и дерева. Тем не менее, внутри него находится богатейшая сокровищница картин и скульптур, настенных росписей. Говорят, что эта гомпа была построена Ринченом Зампо, великим тибетским учителем, получившим образование в монастырях Бенгалии и Бихара. Он трижды посетил Кашмир и провел в Индии 17 лет. Тем не менее, надписи указывают на то, что эта гомпа была построена членом одной из аристократических тибетских семей в XI веке. Поражают своим искусством и замыслом настенные росписи монастыря, хорошо сохранившиеся в течение веков.

Монастырь Ликир – красиво расположен на холме в долине, окруженной красновато-желтыми горами, на вершине которых почти круглый год белеет снег. Здесь очень уединенное место и достаточно немного туристов. Можно остаться один на один с прекрасной природой и мудростью Ладакха.



Монастрырь Хемис – считается самым крупным, высокогорным и богатым монастырем в Ладакхе. Хемис поражает путешественников своими легендами и преданиями. Здесь хранится самая большая танка в мире; на ней вышиты яркими нитями фигура Падмасамбхавы и фигуры святых. Во время фестиваля ее вывешивают с одной из сторон храма.



Монастрырь Тикси - импозантный двухэтажный храм выкрашен в красный цвет. Внутри восседает Майтрейя Будда в позе лотоса. По некоторым данным, эта гомпа была построена в середине XV века.



Монастрырь Шей – гомпа стоящая посреди руин форта на взгорье. Здесь когда-то сосредотачивалась королевская власть. В главном зале стоит позолоченная статуя Будды высотой в два этажа. Говорят, что её установил король Делдан Намгьял. На обочине дороги на одной из скал высечены изображения пяти Дхьяни Будд, которых можно распознать по их средствам передвижения.



Монастрырь Сумцек - это трехэтажный храм, уникальный по своим характеристикам. Здесь стоят три гигантских боддхисаттвы, поднимающиеся вверх через отверстия до второго этажа. На третий этаж пути нет. Эти три фигуры - Авалокитешвара, Майтрейя и Манджушри. На их одеждах нарисованы сцены из жизни Будды в миниатюре. Стены так густо разрисованы фигурами и мандалами, что пустого мест практически нет.

Дворец Cток - нынешняя резиденция бывшей королевской семьи Ладакха. Дворец был построен в 1825 году королем Тсевангом Тхондупом Намгьялом. После захвата Ладака Дрогами, королевская фамилия переехала в Сток. Название Сток, происходит от слова «ткань» или «украшение», увенчивающего ступу в которой хранятся зерно, размером с яйцо голубя, и бирюза, размером с голову овцы. Дворец имеет пять уровней; личные покои королевы располагаются на втором уровне. В музее дворца можно увидеть коллекции, связанные с королевской фамилией. В покоях королевы можно увидеть королевские украшения, такие как: красиво выполненные инкрустированные бирюзой перак (украшения для головы), королевская корона и ожерелье принцессы-балти, Гьял Хатун. В комнате короля выставлены великолепные танки, самыми значительными из которых является набор из 35, изображающих Джатакас или истории связанные с прошлыми жизнями Будды. Среди других ценностей выделяются серебряные чортены, королевская корона и образ Авалокитешвары 7 века, нефритовые сосуды, фарфор и ритуальные предметы.

Монастырь Cпитук - известный среди местных жителей как – Петуп Галдан Таргиаслинг, был построен на скале, возвышающейся над рекой Инд. Монастырь был основан в 11 веке принцем Оде, братом великого короля. Лотсава Ринчен Зангпо посетил монастырь и предсказал, что здесь будет достойное подражания монастырское сообщество, поэтому монастырь и был назван Петхуб (достойный подражания). Вначале это был монастырь религиозного течения Кадампа, и впоследствии стал монастырем ордена Гелуг-па, после того, как была послана миссия к тибетскому учителю Тсонгхапа, во время правления Грагспа Бум Иде. Монастырь возглавляет реинкарнация Бакулы Римпоче одного из шестнадцати архатов. Самая древняя часть монастыря это Гонкханг, расположенный на вершине холма, где есть образы божеств-покровителей. Главный дукханг расположен ниже, на четвертом ярусе структуры, где также находятся личные покои Ринпоче. Главная статуя в дукханге – это статуя Будды Шакьямуни, также интерес представляет небольшое священное изображение Будды Амитабха, подаренное Грагспа Бум Иде Тсонгхапой. Образы Тсонгхапы и его двух божеств-покровителей из сандалового дерева можно увидеть здесь, вместе с великолепно выполненными образами богини Тара с двадцатью тремя ее выражениями (изречениями).

Монастырь Мато - на красивейшем выступе последних изгибов хребта Занскар, находится гомпа Мато, гордо смотрящий с высоты на долину Ладакха. Известный как Тупстан Шалинг Чокшор, он является единственным монастырем религиозного течения Шакьяпа в Ладакхе. Монастырь был основан ламой Дригунгом Дордже около 600 лет назад. Сейчас здесь живет 60 монахов. Центром комплекса является двор, где проходит праздник знаменитого прорицателя Мато Награнга. Монахи исполняют красивейшие танцы в масках, но центральными фигурами здесь, безусловно, являются прорицатели. За два месяца до праздника выбираются два монаха, которые все это время посвящают очищению и уединению. Потом призываются два божества, известные как Красный и Белый Тзан, которые по поверью вселяются в двух монахов, после чего монахам на год дается дар прорицания. Главный дукханг расположен вокруг двора, а в соседних зданиях находятся Зимкчунг и Гонкханг, а также недавно построенная публичная библиотека Шакья. В Гонкханге можно увидеть подношения ячменя, сделанные жителями деревни, рассыпанные по полу.



Индия, Ladakh, Jammu and Kashmir, India

Показать на карте

Ладакх - высокогорный район в Западных Гималаях. Долгое время эта труднодоступная «страна высоких перевалов» (так с тибетского переводится название района) была закрыта для туристов. Только в 1974 году путешественникам было разрешено высаживаться на этой земле.

Долгая изоляция Ладакха от внешнего мира способствовала сохранению традиционной культуры и особого уклада жизни. Здесь и сегодня носят национальные костюмы, занимаются ремеслами, унаследованными от предков, следуют многовековым обычаям.

Некогда здесь проходил Великий шелковый путь, а странствующие буддисты строили в горах монастыри. После того, как Тибет был захвачен Китаем, в Ладакх устремились буддистские монахи.

Сегодня этот высокогорный район Индии, фактически, последний оплот исконного тибетского буддизма в мире, ибо китайский Тибет прошел через горнило «культурной революции», пошатнувшей основы тибетской самобытной культуры и религии и уничтожившей большую часть уникального исторического наследия.

Как добраться до Ладакха

Эта историческая область в Индии находится в штате Джамму и Кашмир. Она располагается межу горными системами Куньлунь и Гималаи. Ладакх граничит с Тибетом на востоке. Крупнейшим годом Ладакха и его транспортным узлом является город Лех.

В Лехе есть аэропорт, который каждый день принимает рейсы из Дели и раз в неделю - из Сринагара и Джамму. Автомобильные дороги, ведущие в Ладакх, большую часть года закрыты, потому самолет - единственный способ транспортного сообщения с высокогорным районом.

Дороги открыты с начала июня до середины сентября. Из Манали до Ладакха курсируют частные и государственные (менее комфортабельные) автобусы, а также такси. Расстояние между Манали и Ладакхом - 479 километров. Государственные автобусы, которые отправляются из Манали днем (около 14:00), делает промежуточную остановку на ночь в городе Кейлонг (или городе Сарчу) и утром продолжает путь, пребывая в Ладакх около восьми часов вечера.

Из Леха в Манали общественный автобус отходит с главной автостанции рано утром (обычно в 05:30) и приходит в Манали днем (приблизительно в два часа дня) на следующий день. О билете лучше позаботиться заранее. Остановка частных автобусах находится за полем для поло.

Из Сринагара до Леха, которых отделяет расстояние в 435 километров, также можно добраться на автобусе. Автобус, отправляющийся с западной автостанции (West Bus Stand) Сринагара рано утром (обычно в 08:00), по пути делает промежуточную остановку на ночь а Каргиле. Из Леха автобусы уходят с центральной автостанции рано утром (обычно в 05:30) и приходят в Сринагар на следующий день поздно вечером.

Достопримечательности Ладакха

В Ладакхе сохранились древние храмы, дворцы правителей, ступы-чортены. Здесь можно познакомиться с тибетским архитектурным стилем, в котором строились буддистские многоэтажные гомпы (монастыри) с залами для молитв и библиотекой. Регулярно в монастырях проходят религиозные фестивали.

В Гомпы лучше приходить рано утром, к первой службе (начинается обычно
в 7 часов), когда монахи читают мантры.

Обратите внимание на маленькие цветные статуэтки в храмах - они делаются из ячневого масла и ячневой муки и встречаются только в тибетских гомпах. Наиболее примечательные гомпы - Тикси, Ламаюру, Хемис, Пхьянг.

Тибетские ступы (или чортены) представляют собой сооружения без окон и дверей для хранения буддистских реликвий.

Привлекают внимание каменные курганы, расположенные у дорог и у монастырей - это приношение путников, оставлявших камни с выбитой на них мантрой в надежде на удачное продолжение дороги.

Для посещения районов, которые приближены к к границе с Пакистаном и Китаем, требуется специальное разрешение, которые можно оформить в турфирмах в Лехе. К таковым относятся: долина Нубра, озеро Пангонг Цо и Цо Морири.

Ладакх , еще называют Малым Тибетом, из-за схожести культуры, рельефа, географических и религиозных особенностей. Ладакх находится на севере Индии, в штате Кашмир и Джамму, с севера его опоясывают горы Куньлунь, а с юга Гималаи. Ладакх – это не типичная Индии, с множеством бедняков, попрошаек, грязи и самыми разнообразными храмами. Возникает интересный вопрос – Почему в Ладакхе нет бедняков? Что они богачи живут, чем другие регионы Индии, однозначно не богачи. Дело в том, что даже летом ночью в Ладакхе холодно, и поэтому просто здесь не возможно вести нищенский образ жизни. Ну и как следствие отсутствие бедняков и нищих. Ладакх преимущественно буддийский, хотя много проживает и мусульман, здесь вы не найдете нищих, и к вам не особо будут приставать на каждом шагу.

Лех – это столица Ладакха , главный административный и культурный город региона. Находиться на высоте 3500 метров над уровнем моря, вообще сам Ладакх высокогорный район, самая нижняя точка находится на высоте 3000 метров. Так, что планируя свои туры в Лех (Ладакх) , учтите момент акклиматизации, специалисты рекомендуют пару дней провести в отели, особенно для тех, кто прилетел в Лех самолетом. У вас будет болеть голова, головокружения, слабость, тошнота, возможно рвота. Это касается всех, но в связи с индивидуальной реакцией на высокогорье, интенсивность болевых ощущений у каждого будет разная.

Сезон в Ладакхе с июня до середины сентября.

В Лех (Ладахк) можно добраться тремя путями:

1) Самолет. Самолеты в Лех летают с Дели и других крупных городов Индии. Билеты стоят от 100$ в один конец, но в зависимости от сезона стоимость может увеличится до 200-250$ за билет в одну сторону. Также стоит учесть, что даты и время самолетов из-за погодных условий могут переносить, так же не стоит забывать, что это Индия.

2) Дорога Шринагар – Каргиль – Лех, также и обратно в среднем занимает 10-14 часов на джипе, для жаждущих особого экстрима, можно попробовать автобус. Стоимость места в джипе 1000 рупий, в одну сторону, дорога находится в относительно в неплохом состоянии.

3) Третий и самый экстремальный способ попасть в Ладакх, это дорога Манали – Лех .Дорога Манали – Лех, одна из самых высокогорных дорог в мире, проходит на высоте 3500 - 5600 метров над уровнем моря. Здесь привычная ситуация застрять на пару дней в высокогорной пустыне, безжизненной и дикой, те путешественники, которые выбрали этот вариант должны быть готовы к такого рода сюрпризам, для местных жителей, это даже вовсе не является сюрпризом. Стоимость билета от 1500 рупий, продолжительность пути 18-24 часа, если все хорошо, а дальше можно фантазировать.

Достопримечательности Леха, Ладакха


Ладакх достопримечательности:

В первую очередь это Лех, с его достопримечательностями, город относительно небольшой но весьма своеобразный, хорошо приспособлен для посещения туристов. Здесь вы найдете множество мини отелей, гестхаузов, хостелов, кафешек, ресторанчиков, где можно относительно не дорого поесть национальной тибетской кухни, магазинчиков и сувенирных лавок, интернет - кафе, при них же и возможность позвонить за рубеж. Также на улицах Леха много туристических фирм, которые предлагают всевозможные туры по Ладаху, от пару часовых до треков на 6-8 дней, также в туристических фирмах можно взять на прокат велосипеды, мотоциклы.

Лех достопримечательности: в Лехе расположены несколько буддийских храмов, также интересным будет прогуляться по зеленому району Леха, где так не привычно видеть множество ручейков и зеленых деревьев. Район сильно контрастируют с другими районами Леха, где люди живут в камнях и практически отсутствуют деревья, создается впечатление, что это не обычный жилой район, а гетто. Основные достопримечательности Ладакха расположены за пределами Леха. Среди них стоит выделить:

Ладакх гористая местность расположенная на самом севере Индии.
Регион окружен заснеженными вершинами и является высочайшим плато Индии, с перепадом высот от 2750 до 7672 метров над уровнем моря.
Само слово «Ладакх» переводится как страна перевалов («ла» означает перевал , «дакх» - страна .) Часто Ладакх называют малый Тибет. И действительно это место больше похоже на Тибет, чем на Индию в привычном понимании.
Основные достоверные сведения о регионе датируются 700 г н.э., хотя уже в 400 г н.э известный путешественник китаец Фа Хейн побывал здесь. Он писал: «Только лучшие друзья или злейшие враги навестят вас в Ладакхе»…

Формально Ладакх является частью Индии и входит в состав штата Джамму и Кашмир, но привычной Индией здесь и не пахнет.
Ладакх иногда называют малым Тибетом» из-за схожести с культурой и природой Тибета. В прошлом он часто играл важную стратегическую роль из-за своего положения на пересечении торговых путей. Здесь когда-то проходил Великий шёлковый путь, а буддийские пилигримы основали монастыри на своём пути из Индии в Тибет. После закрытия западных границ Китая международная торговля здесь пришла в упадок.
Ладакх потерял свою независимость в 1834 году,когда «догри», входившие в войска пенджабского сикхского государства под управлением Ранджита Сингха, заняли и аннексировали Ладакх. Восстание в Ладакхе в 1842 году было подавлено, и Ладакх был включён в государство догри, Джамму и Кашмир. А веком позже в 1947 г. когда во время раздела Британской Индии правитель Джамму и Кашмира махараджа Хари Сингх колебался, следует ли ему присоединиться к Индии или Пакистану, но в конце концов подписал договор о присоединении к Индии. До 1974 года Ладакх был закрыт для туристов, в связи с этим в регионе великолепно сохранились местные обычаи и культура. На данный момент, если вы хотите увидеть тибетскую культуру, лучше ехать не в китайский Тибет, а в Ладакх.
Что мы и сделали, приурочив поездку к ежегодному фестивалю который проходит в Ладакхе в начале сентября.

Мы прибыли в Дели в конце августа. В это время на равнинах стоит ужасная жара, еще до рассвета мне было жарко в одной футболке. На следующий день рано утром мы сели на самолет до г. Лех -столицы Ладакха.



Гималаи под крылом самолета.

Вообще все авиарейсы сюда совершаются в утренние часы, это связано с особенностью авиа перелетов в горах.
Мы не бронировали никакого жилья заранее, и по прилету прямо а аэропорту познакомились с Кармой -владельцем небольшого отеля «Кхаюл», где мы и остановились на все время своего визита.
Первый день после прилета мы отдыхали и привыкали к высоте, ведь Лех расположен на высоте 3500 м. над уровнем моря. В этот день мы выбрались из отеля только к вечеру- осмотреть город и перекусить.

Лех безусловно уникальный город. Старый часть города была внесена в список Всемирного фонда памятников — World Monuments Fund . Лист включает 100 объектов. Отмечено, что в последнее время центр города постепенно разрушается из-за увеличения количества осадков, изменений климата и по другим причинам.


Вид на Лех


центр города

Лех — очень древний город. Первые упоминания о городе относятся к 9 веку, но известно, что поселения здесь были задолго до этого. Китайцы путешествовали через Ладакх ещё в 1-3 века н. э.. Лех в течении веков являлся важной точкой на караванном пути вдоль Инда между Тибетом на востоке, Кашмиром на западе, а также Индией и Китаем. Караваны везли соль, зерно, пашм то есть кашемир, чарас (гашиш) из долины Тарима, и многое другое.



Один из буддийских храмов в Лехе


Рынок

И сейчас город выглядит как много веков назад, современных зданий тут совсем нет, не многие здания достигают в высоту 3 этажей.
Над городом возвышается бывший дворец правителей Ладакха, дворец «Лех», построенный царём Сэнге Намгьялом (1612-1642) а ныне заброшеный. Он напоминает уменьшенную копию дворца «Потала» в Лхасе.

Во дворце 9 этажей; верхний занимала царская фамилия, а на нижних этажах были кладовые и конюшни. Дворец был брошен, когда кашмирские войска вошли в Лех в середине 19 века. Царская семья переместилась в летний дворец в Сток на южном берегу Инда. Рядом построен gon-khang (Храм Божеств-Защитников) построенный царём Таши Намгьялом в16 веке. Намгьял называют «Цемо Гомпа» -Красная Гомпа, когда то он был главным буддийским храмом Леха.



«Ворота» на пути в Цемо Гомпу



Алтарь в храме. Все очень древнее.



Дворец Леха напоминает Поталу в Тибете.

Большинство жителей Ладакха - буддисты, остальных мусульмане-шииты, об их присутствии напоминает мечеть со смешанной исламско-тибетской архитектурой, построенная севернее базара чуть ниже дворца.
Отдельного упоминания заслуживает Шанти Ступа или Пагода Мира (Shanti Stupa, Peace Pagoda) расположенная на холме над районом Чангспа. Ступа построена на деньги японских буддистов и освящена Далаи-ламой в 1983 г. К ступе ведут 500 ступенек. Я не рекомендую сразу по приезду в город предпринимать этот подъем. Шанти Ступа — лучшее место в городе чтобы встретить закат.



Намгьял Цемо Гомпа с фортом на закте



В Лехе каждодневные перебои с электричеством, тем не дворец подсвечивается на закате в течении нескольких часов,
правда только во время проведения фестиваля в городе.


Горы на закате.

Спустя несколько дней после нашего приезда в городе начался фестиваль национальной культуры или «Ладакх фестиваль».
Фестиваль открывался красочным шествием местных жителей в национальных костюмах по улицам города.
Так же программа фестиваля включала в себя состязания лучников, конное поло, представления мистерии Цам в монастырях. Различные шоу и состязания проходят как в столице Ладакха так и в других местах, но центр событий конечно же в Лехе.


процессия на улицах города


Процессия из местных жителей проходит через весь город.
Каждый регион представлен своей группой. Люди одевают национальные костюмы. некоторые весьма необычны,
многие просто уникальны.



Фестиваль-праздник не только для туристов, но и для местных жителей.
Все с большим интересом наблюдают за процессией, улицы города наполняются людьми!


Процессию завершают буддийские ламы.





В завершении парада, все участники прибывают на местный стадион, где проходит официальная часть праздника, к слову сказать самая скучная.
Позже на этом же стадионе проходят соревнования по конному поло.

Время проведения данного фестиваля безусловно лучшее для посещения Ладакха. Во первых, это великолепная возможность увидеть богатую культуру региона, во вторых -погодные условия наиболее комфортны. Дело в том что климат в Ладакхе весьма суровый. Температура здесь колеблется от −40° С зимой до +35° С летом. Говорят, что только здесь можно страдать от солнечного удара и обморожения одновременно. В начале сентября дневная температура спадает, а ночная еще вполне комфортная, но к середине месяца месяца становится уже холодно, иногда выпадает снег.


Тополя-главные если не единственные деревься в Ладакхе.

Меня, как человека увлеченного буддизмом, более всего впечатлила мистерия Цам (буддийский ритуальный танец) входившая в программу фестиваля. Действие проходило в монастыре Спитук расположенном в 6 км от г Лех. Монастырь был основан в 1040 г королем Олде.



Зрители во дворе монастыря



Цам-монгольское произношение тибетского слова «Чам» означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов»
Первоначально Цам проводился как религиозное действо внутри монастыря: на монастырском дворе,где видеть его могли только посвященные. Его сложное магическое содержание было доступно только для тех, кто имел специальное духовное посвящение и тщательно охранялось от мирян. Со временем действие было перенесено на площадь перед монастырем и грозная мистерия сделалась средством для сбора пожертвований и театральное зрелище. Тем не менее до сих пор Цам остается самым важным храмовым танцем тибетцев.



«за кулисами»мистерии





Мистерия Цам очень красочное действие. Посмотреть его приходят как туристы,так и местные жители.
Подобные «спектакли» проводятся во время многих религиозных праздников, в не туристический сезон, например зимой.
Тогда основными зрителями являются местные жители и монахи.


Посетив основные мероприятия в программе фестиваля, мы осмотрели практически все главные монастыри Ладакха, среди которых есть поистине уникальные.
Например Алчи гомпа, возраст которой более 900 лет!!!
Эти достопримечательности стоят особого упоминания и о них я расскажу немного позже…

Похожие публикации