В каком году потонул титаник. Титаник

"В 2:20 ночи с 14-го на 15 апреля 1912 года считающийся непотопляемым лайнер «Титаник» ушел ко дну, унеся 1500 человеческих жизней. Спустя 100 лет мы можем проникнуть в каждый уголок затонувшего корабля. Фотоснимки, сделанные с помощью новейших технологий, - подробный путеводитель по легендарным обломкам.

Останки корабля покоятся в безмолвии и тьме - гигантский пазл из обломков ржавой стали рассыпан по дну Атлантического океана. Его охотно поедают бактерии и грибки, для них здесь раздолье. Вокруг рыскают причудливые бесцветные существа. С тех пор как в 1985 году затонувший лайнер обнаружили исследователь Национального географического общества Роберт Баллард и французский океанограф Жан-Луи Мишель, сюда периодически наведывались глубоководные роботы и пилотируемые аппараты. Направляли на «Титаник» луч гидролокатора, делали пару фотоснимков - и уплывали.

В последние годы американский режиссер Джеймс Кэмерон, французский подводник Поль-Анри Наржоле и другие исследователи привозили с места крушения все более четкие и детальные фотографии. И все же мы смотрели на «Титаник» словно сквозь замочную скважину - было видно лишь то, что освещали прожекторы подводного аппарата. Никогда еще нам не удавалось взглянуть на тысячи разрозненных обломков как на единое целое. Наконец такая возможность представилась.

На стоянке Океанографического института Вудс-Хол припаркован трейлер, оснащенный по последнему слову техники. В трейлере Уильям Лэнг склонился над гидролокационной картой места крушения «Титаника». Чтобы собрать эту мозаику, потребовались месяцы кропотливого труда. Призрачный пейзаж напоминает поверхность Луны - дно испещрено похожими на кратеры впадинами. Это следы крупных осколков тающих айсбергов, которые тысячи лет падали на дно.

"Никогда еще нам не удавалось взглянуть на тысячи разрозненных обломков как на единое целое. Наконец такая возможность представилась.


Владелец этих мужских карманных часов в корпусе из серебра 925-й пробы выставил на них нью-йоркское время в ожидании благополучного прибытия.

Иллюминатор на странице справа - один из 5000 предметов, поднятых с места крушения «Титаника». При ударе о дно стальные листы обшивки корпуса погнулись, а иллюминаторы остались целы, выскочив из своих «глазниц».



Скорее всего, эта фетровая шляпа принадлежала бизнесмену. В эпоху, когда «встречали по одежке», шляпа-котелок была признаком принадлежности к классу врачей, юристов или предпринимателей.


Но если присмотреться, начинаешь различать творения человеческих рук. На экране компьютера Лэнг наводит курсор на фрагмент карты, созданной с помощью наложения фотоснимков на акустические изображения - данные гидролокатора. Он увеличивает картинку до тех пор, пока на экране не вырисовывается носовая часть «Титаника» во всей «красе»: там, где когда-то возвышалась первая дымовая труба, теперь зияет черная дыра. В сотне метров к северо-востоку в илистую грязь зарылась оторвавшаяся крышка люка. Все это можно рассмотреть в мельчайших деталях - на одном фрагменте видно даже, как белый краб скребется клешнями о леерное ограждение.

Так, двигая мышью по экрану, можно разглядеть все, что осталось от «Титаника», - каждую швартовую тумбу, каждую шлюпбалку, каждый паровой котел. «Теперь мы точно знаем, где что лежит, - говорит Лэнг. - Прошло сто лет, и наконец зажегся свет».

Билл Лэнг руководит Лабораторией построения изображений и визуализации при Океанографическом институте Вудс-Хол. Это что-то вроде суперсовременной фотостудии, специализирующейся на подводной съемке. Внутри лаборатория выложена звукоизоляционными панелями, помещение битком набито компьютерами и телемониторами высокой четкости. Лэнг участвовал в знаменитой экспедиции Балларда, обнаружившей останки «Титаника», и с тех пор все новейшие технологии глубоководной фотосъемки он непременно испытывает на этом подводном кладбище.


Рядом с гигантскими винтами лайнера «Олимпик» - почти точной копии «Титаника» - рабочие судостроительной верфи в Белфасте кажутся лилипутами. В Белфасте были построены оба корабля-близнеца. «Титаник» фотографировали мало, но о грандиозности его конструкции мы можем судить по «Олимпику». Национальные музеи Северной Ирландии, коллекция Харланда и Вольфа, Музей народного творчества и транспорта в Ольстере

Путеводитель по затонувшим обломкам - результат работы экспедиции, погружавшейся на дно в августе-сентябре 2010 года. В этот амбициозный проект были вложены миллионы долларов. Съемку вели три подводных робота, которые двигались на разных расстояниях от поверхности дна по запрограммированным траекториям. Напичканные гидролокаторами бокового обзора, многолучевыми гидролокаторами, а также оптическими камерами, которые делали сотни снимков в секунду, роботы прочесывали дно на участке 5х8 километров. Полученные данные были подвергнуты тщательной компьютерной обработке, и вот результат: на огромной карте высокого разрешения затонувшие объекты и особенности донного рельефа отражены в их взаимном расположении с указанием точных географических координат.

«Это прорыв, - говорит руководитель экспедиции, археолог Джеймс Дельгадо из Национального управления океанических и атмосферных исследований. - Раньше изучать останки “Титаника” было все равно что обследовать центр Нью-Йорка ночью в проливной дождь с помощью карманного фонарика. Теперь у нас есть определенный участок с четкими границами, где все можно рассмотреть и измерить. Быть может, со временем благодаря этой карте обретут голос люди, которые, как нам казалось, умолкли на веки веков, когда над ними сомкнулись ледяные воды океана».

Что за магнит притягивает нас к останкам «Титаника»? Почему даже 100 лет спустя эта груда металла на четырехкилометровой глубине не дает людям покоя? Одних завораживают масштабы катастрофы. Других не отпускает мысль о тех, кто не смог покинуть корабль. «Титаник» тонул 2 часа 40 минут, и этого времени хватило для того, чтобы на его подмостках развернулось 2208 эпических трагедий. Малодушие (рассказывали о джентльмене, который пытался сесть в шлюпку, переодевшись в женское платье) соседствовало с отвагой и самопожертвованием. Многие оказались настоящими героями. Капитан оставался на капитанском мостике, оркестр продолжал играть, радисты подавали сигналы бедствия до самого конца. А пассажиры - почти все - вели себя в строгом соответствии с иерархией эдвардианского общества: социальные барьеры оказались прочнее, чем водонепроницаемые перегородки.

Но «Титаник» унес с собой не только человеческие жизни. Вместе с гигантским кораблем ко дну пошла иллюзия порядка, вера в научно-технический прогресс, желание жить, идти навстречу будущему. «Представьте, что вы надули мыльный пузырь, а он лопнул - вот вам крушение “Титаника”, - рассказывает Джеймс Кэмерон. - В первом десятилетии XX века казалось, что на Земле настала эра процветания. Лифты! Автомобили! Аэропланы! Радио! Люди поверили, что нет ничего невозможного, что прогресс бесконечен, а жизнь похожа на сказку. Но все рухнуло в один миг».

Трудно представить себе более сюрреалистическую картину: на бульваре Лас-Вегас-Стрип на одном из верхних этажей отеля «Луксор» по соседству со стриптиз-шоу надолго обосновалась выставка реликвий с «Титаника». Их извлекла из морских глубин корпорация «РМС Титаник» (RMS Titanic, Inc.), которой с 1994 года принадлежит эксклюзивное право поднимать предметы с затонувшего гиганта. Аналогичные выставки были устроены еще в 20 странах мира, и в общей сложности их посетило уже более 25 миллионов человек.

В середине октября прошлого года я провел в «Луксоре» целый день, блуждая среди артефактов: поварской колпак, бритвенный прибор, куски угля, несколько превосходно сохранившихся блюд из сервиза, бессчетное количество ботинок и туфель, парфюмерные флаконы, кожаный саквояж, бутылка шампанского с так и не тронутой пробкой. Эти обыкновенные предметы стали уникальными, проделав долгий и страшный путь к сверкающим стеклянным витринам. Я прошел сквозь темный холодный зал - в нем выставлен «айсберг» с фреоновой системой охлаждения, который можно потрогать. Из колонок доносится скрежет развороченного металла, нагнетая ощущение тревоги. А вот и жемчужина коллекции - огромный, весом в 15 тонн, обломок корпуса «Титаника». В 1998 году его достали со дна океана с помощью подъемного крана.

Руль «Титаника» зарылся в песок, по бокам виднеются лопасти гребных винтов. Сильно изувеченная корма покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носовой части, которую фотографировали гораздо чаще. Это изображение - мозаичный фотоколлаж из 300 снимков высокого разрешения, сделанных во время экспедиции 2010 года.

Выставка в Лас-Вегасе сделана достойно, но за прошедшие годы археологи-подводники не раз нелицеприятно отзывались о «РМС Титаник» и ее руководителях. Разбойники, осквернители могил, кладоискатели - каких только прозвищ для них не находили! «Вы же не пойдете в Лувр и не станете тыкать пальцем в “Мону Лизу”, - говорил мне Роберт Баллард, непримиримый борец за неприкосновенность “Титаника”. - Этими людьми движет жадность - вон сколько всего они натворили!»

Разверстая корма обнажает два двигателя «Титаника». Их покрывают оранжевые наросты - продукт жизнедеятельности бактерий, поедающих ржавое железо. Когда-то эти гиганты величиной с четырехэтажный дом приводили в движение самое грандиозное творение человеческих рук.

Впрочем, за последние годы в «РМС Титаник» произошли перемены в руководстве - и в подходе к делу. Новые руководители не стремятся поднять со дна как можно больше объектов - напротив, в перспективе планируется проводить на месте крушения археологические исследования. Корпорация начала сотрудничать с научно-исследовательскими и государственными организациями. Ту самую экспедицию 2010 года, в ходе которой ученые впервые произвели съемку всего комплекса затонувших обломков, организовала, возглавила и финансировала «РМС Титаник». Компания встала на сторону тех, кто призывает превратить место крушения «Титаника» в морской мемориал. В конце 2011 года «РМС Титаник» объявила о планах продать с аукциона всю свою коллекцию и связанную с ней интеллектуальную собственность общей стоимостью 189 миллионов долларов - но только если найдется покупатель, который согласится соблюдать строгие условия, установленные федеральным судом. Одно из таких условий: коллекцию нельзя распродавать по частям.

Президент «РМС Титаник» Крис Давино пригласил меня в хранилище экспонатов. Эта сокровищница прячется по соседству с парикмахерской для собак в ничем не примечательном квартале Атланты. Кирпичное здание оборудовано системой климат-контроля, между длинными рядами стеллажей маневрирует вилочный погрузчик - все как на обычном складе. Стеллажи сверху донизу уставлены коробками и ящиками, снабженными детальным описанием содержимого. Чего здесь только нет: посуда, одежда, письма, бутылки, фрагменты водопроводных труб, иллюминаторы - все, что было поднято со дна океана за три десятка лет. Давино возглавил «РМС Титаник» в 2009 году, взяв на себя нелегкую миссию - помочь злополучному предприятию начать новую жизнь. «В деле “Титаника” много заинтересованных сторон, и между ними немало разногласий, но долгие годы всех их объединяло презрение к нам. Пришла пора переоценки ценностей. Мы поняли, что нельзя просто поднимать артефакты и больше ничего не делать. С учеными надо не воевать, а сотрудничать», - говорит Давино.

«Титаник»: место крушения


В полный экран

И это не просто слова. Не так давно правительственные организации вроде Национального управления океанических и атмосферных исследований только и делали, что судились с «РМС Титаник». Теперь вчерашние противники совместно работают над долгосрочными научно-исследовательскими проектами, цель которых - создать на месте крушения охранную заповедную зону. «Найти компромисс между охраной мемориала и получением прибыли не так-то просто, - признает морской археолог Дейв Конлин. - Этих бизнесменов было за что осуждать. Но теперь они достойны уважения».

По душе ученым пришлось и решение корпорации привлечь для анализа снимков 2010 года одного из ведущих мировых экспертов. Билл Саудер - настоящая ходячая энциклопедия по части океанских лайнеров класса «Титаника». Должность Билла - руководитель проекта, но сам он предпочитает называть себя «хранителем знаний про всякую всячину».

Когда мы встретились в Атланте, он, в очках с толстыми линзами, похожий на гнома с косматой бородой в пол-лица, сидел, уставившись в компьютер. На экране были обломки кормы «Титаника». Во время прежних экспедиций в центре внимания почти всегда оказывалась более фотогеничная носовая часть, лежащая к северу от основной массы останков. Но Саудер подозревает, что в будущем исследования сместятся к корме. «Нос выглядит круто, спору нет, но мы там были уже сто раз, - признается ученый. - Меня куда больше интересует вот эта рухлядь с южной стороны».

Билл пытается опознать в куче металлолома хоть что-нибудь. «Многие считают, что обломки кораблекрушения похожи на этакие живописные руины античного храма на холме, - говорит он. - Как бы не так! Они гораздо больше напоминают промышленную свалку: горы листового металла, всяких заклепок, распорок. Кто в этом разберется? Разве что поклонник Пикассо».

Саудер увеличивает первое попавшееся изображение, и уже через несколько минут одна из тысячи тайн разгадана. На самом верху кучи обломков лежит искореженная медная рама вращающейся двери, видимо, из салона для пассажиров первого класса. Вообще, над головоломкой «что есть что» можно просидеть не один год. Это невероятно трудоемкая работа, с которой справится лишь тот, кто знает каждый сантиметр корабля.

В конце октября 2011 года я присутствовал на круглом столе, куда Джеймс Кэмерон пригласил самых авторитетных экспертов в области морских исследований. В Калифорнии, в городке Манхэттен-Бич на киностудии размером с самолетный ангар, среди предметов реквизита, сохранившихся со съемок фильма «Титаник», собрались Билл Саудер, исследователь из «РМС Титаник» Поль-Анри Наржоле, историк Дон Линч и художник- маринист Кен Маршалл, который 40 лет занимается «Титаником». К ним присоединились военно-морской инженер, океанолог из института Вудс-Хол и два архитектора ВМФ США.

Впервые: полный портрет легендарных обломков


В полный экран

Кэмерон, по его собственному признанию, «так помешан на “Титанике”, что знает там каждую заклепку». За плечами у режиссера три экспедиции к месту крушения. Он стоял у истоков разработки нового класса малогабаритных дистанционно управляемых роботов, которые могут вести съемку, отделившись от подводной базы и маневрируя среди обломков. Так впервые удалось сфотографировать интерьер «Титаника» с его роскошной турецкой баней и великолепными апартаментами (см. «Прогулка по “Титанику”»)

10 лет назад Кэмерон снял документальный фильм об останках потопленного в 1941 году немецкого линкора «Бисмарк», а в момент нашей встречи готовился в одиночку, вооружившись 3D-камерой, спуститься на дно Марианской впадины. Но чары «Титаника» не ослабевают. «Там, на дне, мы наблюдаем странную смесь биологии и архитектуры - я бы назвал ее биомеханической средой, - говорит Кэмерон. - По-моему, это фантастика. Ощущение, будто корабль погрузился в Тартар - в царство теней».

Имея в своем распоряжении два дня, Кэмерон решил устроить что-то вроде судебной экспертизы. Почему «Титаник» разломился пополам? Где именно треснул корпус? Под каким углом обломки упали на дно? «Перед вами место преступления, - говорит Кэмерон. - Как только вы это осознаёте, вам хочется докопаться до правды: как это произошло? Почему нож оказался тут, а пистолет там?»

Как и следовало ожидать, эксперты тут же начинают говорить на птичьем языке. Не будучи инженером, из всех этих «углов падения», «усилий сдвига» и «мутности среды», можно уяснить одно: последние мгновения жизни «Титаника» были жестокой мучительной агонией. Часто приходится слышать, что над лайнером «сомкнулись волны», и он «опустился на дно океана», как будто тихо и мирно погрузился в вечный сон. Ничего подобного! Опираясь на опыт многолетних исследований, эксперты произвели компьютерное моделирование на основе метода конечных элементов. Теперь мы имеем детальное представление о предсмертных муках «Титаника».

Поздним вечером, в 23:40, корабль распорол правый борт о край айсберга. В результате на корпусе образовалась 90-метровая «рваная рана», шесть передних водонепроницаемых отсеков получили пробоины и стали заполняться водой. С этого момента «Титаник» был обречен. Но вполне возможно, что его гибель ускорила неудачная попытка посадить пассажиров в шлюпки с более низкой палубы: члены команды открыли дверь для спуска трапа с левой стороны. Поскольку корабль начал крениться на левый борт, преодолеть силу тяжести и снова закрыть массивную дверь было уже невозможно. Носовая часть постепенно опускалась вниз, к 1:50 вода дошла до открытой двери и хлынула внутрь.

К 2:18 нос «Титаника» заполнился водой, а корма поднялась в воздух так высоко, что обнажились винты. Не выдержав чудовищного давления, корпус разломился пополам в центральной части - всего через 13 минут после того, как от «Титаника» отошла последняя шлюпка.

Тут Кэмерон встает и демонстрирует, как все это выглядело. Взяв в руки банан, режиссер начинает его разламывать: «Смотрите, как он гнется и вздувается в середине, прежде чем сломаться - видите?» Последней поддалась кожура внизу - двойное дно судна.

Оторвавшись от кормы, нос пошел ко дну под довольно острым углом. По мере погружения он набирал скорость, теряя различные части: отвалились дымовые трубы, обрушилась рулевая рубка. Пять минут спустя нос ударился о дно с такой силой, что во все стороны веером разлетелись комья илистой грязи, следы которой видны и сегодня.

Корма проигрывала носовой части в гидродинамике. Идя ко дну, она кувыркалась и вращалась по спирали. Рядом с линией разлома корпус дал еще одну трещину, и вскоре от кормы оторвался и полностью разрушился крупный фрагмент корпуса, все его содержимое высыпалось наружу. Отсеки разрывались под давлением воздуха. Палубы валились друг на друга. Стальная обшивка корпуса разошлась по швам. Палубу полуюта согнуло винтом. Более тяжелые предметы вроде паровых котлов камнем пошли ко дну, а все остальные разметало в разные стороны. Еще не достигнув дна, корма превратилась в груду лома.

След в истории

Кэмерон садится и отправляет кусок банана в рот. «Всем нам жаль, что “Титаник” развалился таким недостойным образом, - резюмирует он. - Хотелось бы, чтобы он покоился на дне целым и невредимым, как корабль-призрак».

"Внутри могли остаться сотни живых людей. С тех пор прошло уже 100 лет, но рисовать в воображении эту картину по-прежнему невыносимо. "


Я слушал все эти дискуссии, а в голове у меня вертелся вопрос: какова была участь людей, которые все еще оставались на борту, когда «Титаник» стал тонуть? Большинство из 1496 жертв катастрофы умерли от переохлаждения, плавая в ледяной воде в пробковых спасательных жилетах. Но внутри могли остаться сотни живых людей - по большей части это были пассажиры третьего класса, семьи эмигрантов, ехавшие в Америку в поисках лучшей доли. Что происходило с ними в этом металлическом аду? Что они слышали и чувствовали? С тех пор прошло уже 100 лет, но рисовать в воображении эту картину по-прежнему невыносимо.

Сент-Джонс, остров Ньюфаундленд. 8 июня 1912 года сюда возвратилось спасательное судно, подобравшее последнее тело пассажира с «Титаника». Многих месяцы после трагедии волны прибивали к берегам острова шезлонги, куски деревянной обшивки стен и другие предметы с корабля.

Я надеялся, что отсюда мне удастся слетать на место крушения на самолете Международного ледового патруля. Эта организация была создана после гибели «Титаника», чтобы отслеживать айсберги на маршрутах судов в Атлантическом океане. Но, увы, из-за шторма все рейсы были отменены, и вместо этого я направился в пивную, где меня стали потчевать местной водкой, которую делают на воде из растаявшего айсберга. Для пущего эффекта бармен бросил мне в стакан кусочек льда, сообщив, что он с того же самого Гренландского ледника, который породил ледяную глыбу, потопившую «Титаник».

К югу от Сент-Джонса в море врезается пустынная скала - мыс Кейп-Рейс. За несколько лет до катастрофы «Титаника» Гульельмо Маркони построил здесь радиостанцию. По местному преданию, первым сигнал бедствия с тонущего корабля принял Джим Майрик, 14-летний помощник радиста. Поначалу поступал общепринятый тогда призыв о помощи - CQD. Через некоторое время Кейп-Рейс принял новый сигнал, которым до этого почти не пользовались - SOS.

Я приехал на Кейп-Рейс, чтобы среди останков старых аппаратов Маркони и детекторных радиоприемников побеседовать с Дэвидом Майриком, внучатым племянником Джима. Дэвид - морской радист, последний представитель славной династии. По его словам, дед не любил рассказывать о той трагической ночи, и лишь в глубокой старости стал предаваться воспоминаниям. К тому времени Джим оглох, так что членам семьи приходилось общаться с ним при помощи азбуки Морзе.

"Титаник" снаружи и внутри: виртуальный тур по знаменитому лайнеру

Мы вышли побродить возле маяка и, остановившись на краю утеса, долго смотрели вниз на ледяные волны, разбивавшиеся о скалы. Вдалеке виднелся танкер. Еще дальше, на Большой Ньюфаундлендской банке, по данным ледовой разведки, появились новые айсберги. И уже совсем далеко, за линией горизонта, покоились останки самого знаменитого корабля в истории. Я думал о тысячах сигналов, которые вдоль и поперек изрезали эфир за прошедшие 100 лет. В этом безмолвном океане радиоволн неисчислимое множество голосов слилось в один протяжный крик. Я представил себе, что различаю голос самого «Титаника». Венец творения человеческих рук, носящий столь гордое имя, он мчался на полном ходу навстречу дивному новому миру. Но древняя стихия встала на пути корабля, чтобы нанести ему смертельный удар.

Причиной крушения крупнейшего океанского лайнера своего времени "Титаник" могло стать возгорание в топливном хранилище.

Трагическая легенда "Титаника"

По мнению британского журналиста Шеннона Молони, который тридцать лет изучал историю корабля, пожар на борту возник еще до выхода судна из Саутгемптона, в течение нескольких недель его безуспешно пытались потушить. За это время обшивка лайнера нагрелась, из-за чего столкновение с айсбергом закончилось столь плачевно.

Как сообщает газета The Independent, журналисту удалось , сделанные до начала путешествия "Титаника". Молони обнаружил следы сажи в том месте обшивки, которое впоследствии было повреждено из-за столкновения с айсбергом. По мнению специалистов, с большой вероятностью они возникли из-за возгорания в одном из топливных хранилищ лайнера.

По мнению исследователя, владельцы судна знали о пожаре, но скрыли сей факт от пассажиров. Команде также было приказано молчать о пожаре. Как утверждает Шеннон Молони, в результате воздействия огня обшивка корабля нагрелась до температуры около 1000 градусов по Цельсию, что сделало сталь, потерявшую до 75 процентов прочности, крайне ломкой.

По словам журналиста, когда на пятый день путешествия "Титаник" столкнулся с айсбергом, обшивка не выдержала, в борту возникла огромная пробоина. Поэтому айсберг нельзя считать единственным виновником катастрофы, унесшей 15 апреля 1912 года жизни более 1500 человек.

Отметим, " " принадлежал британской компании "Уайт Стар Лайн". На момент постройки он считался крупнейшим пассажирским лайнером в мире, а, кроме того, числился непотопляемым. 31 мая 1911 года лайнер был спущен на воду. "Сам Господь не сможет потопить этот корабль!" — говорил о судне его капитан Эдвард Джон Смит.

Спустя год с небольшим "Титаник" отправился в свой первый рейс. На борту находилось 2224 человека: 1316 пассажиров и 908 членов экипажа. 14 апреля 1912 года пароход столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. 711 человек спаслось, 1513 погибло…

С айсбергами тоже все не так просто. Обычно гренландские айсберги застревают на мелководье у побережья Лабрадора и Ньюфаундленда и плывут дальше на юг только после того, как основательно подтают, нередко под воздействием приливов. Однако в случае с "Титаником" сразу нескольким крупным айсбергам удалось заплыть далеко на юг.

Физик Дональд Олсон из Университета штата Техас (США) и его коллеги исследовали гипотезу океанографа Фергюса Вуда, утверждавшего, что айсберги были сняты с мели приливом в январе 1912 года, когда Луна находилась необычно близко к Земле. К середине апреля роковая ледяная гора достигла места столкновения.

Действительно, говорит Олсон, 4 января 1912 года Луна подошла к Земле на самое близкое расстояние за последние 1400 лет. Накануне же Земля максимально сблизилась с Солнцем. Луна и Солнце оказались в такой позиции, когда усилилось их взаимное гравитационное воздействие на Землю. Повинуясь силе прилива, айсберг-убийца откололся от Гренландии и тронулся в путь.

В то же время одной из самых больших загадок, связанных с гибелью "Титаника", является более чем легкомысленное поведение капитана лайнера Эдварда Смита. Опытный морской волк, неоднократно бороздивший воды Северной Атлантики, почему-то не обратил внимание на предупреждение о приближающихся айсбергах. Возможно, он просто не поверил информации о них.

Хотя дело, может быть и в другом. Гипотеза, в корне меняющая историю катастрофы, принадлежит двум исследователям — любителю Робину Гарднеру (по основной профессии — штукатуру) и историку Дан Ван дер Вату. Изучив архивы морского флота за 50 лет, они пришли к выводу, что на самом деле погиб не "Титаник", а другое судно — "Олимпик"! Последний был построен почти одновременно с "Титаником" и на тех же верфях. Но с первых же дней этот корабль преследовали неприятности. Когда его 20 октября 1910 года спустили на воду, он врезался в дамбу. Хозяин судна Брюс Исмей и владелец верфей "Харленд энд Уолф" лорд Пирри вынуждены были заплатить за ремонт и возмещение ущерба немалую сумму, что почти разорило их.

Находясь в плавании, "Олимпик" неоднократно попадал в аварии. После этого ни одна страховая компания уже не бралась страховать "проклятый корабль". И тогда Исмей и Пирри задумали "аферу века" — отправить "Олимпик" под именем "Титаника" в плавание по Атлантике и, когда он потерпит крушение, получить за него страховку — 52 миллиона фунтов стерлингов!

Хозяева не сомневались, что их план удастся. Чтобы обезопасить пассажиров, они предполагали послать по тому же маршруту другое судно, которое, оказавшись там якобы случайно, подберет пассажиров и экипаж. Но, чтобы не вызвать никаких подозрений, судовладельцы решили, что "спасательный" корабль отчалит от пристани не ранее чем через неделю после начала плавания. Увы, ждать пришлось всего три дня…

Капитан мнимого "Титаника" Эдвард Джон Смит был готов выполнить любой приказ начальства. Так, за несколько часов до трагедии у дежурных наблюдателей изъяли бинокли. А за несколько минут до крушения Смит якобы приказал повернуть лайнер бортом в сторону айсберга. Казалось, он пытался обеспечить катастрофу!

Дальнейшая история "Титаника" (или лже-"Титаника") нам известна. А что же стало с настоящим "Титаником"? По мнению Гарднера и ван дер Вата, тот под другим именем благополучно плавал сначала в составе Королевских морских сил, затем его приобрела "Уайт Стар лайн". Корабль списали на берег в 1935 году.

"Своей" ли смертью (либо судно, которое все принимали за "Титаник")? Или ему "помогли" потерпеть крушение? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Конечно, и "теория заговора", и "лунная гипотеза" это не более чем версии. Но факт остается фактом: "Титаник" утонул. И, что бы ни привело к его гибели, изменить трагическую судьбу этого судна мы уже не в состоянии…

"Своей" ли смертью погиб "Титаник" (либо судно, которое все принимали за "Титаник")? Или ему "помогли" потерпеть крушение? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Конечно, и "теория заговора", и "лунная гипотеза" это не более чем версии. Но факт остается фактом: "Титаник" утонул. И, что бы ни привело к его гибели, изменить трагическую судьбу этого судна мы уже не в состоянии...

Британский трансатлантический пароход «Титаник» был построен в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. 10 апреля 1912 года «Титаник» оправился в свое первое и последнее плавание. Командовать «Титаником» в первом рейсе было поручено Эдварду Джону Смиту — самому опытному капитану «Уайт Стар Лайн», его капитанский стаж насчитывал 25 лет. Он возглавил экипаж численностью более 900 человек.

Посадка пассажиров на борт «Титаника» началась в 9:30 утра 10 апреля в порту Саутгемптона. В 9:45 с лондонского вокзала Ватерлоо отправился специальный поезд компании «Уайт Стар Лайн», доставлявший пассажиров первого класса в Саутгемптон. Около одиннадцати часов поезд прибыл к океанскому доку, где был пришвартован «Титаник». 245 пассажиров второго и 497 пассажиров третьего класса из Лондона доставил более ранний поезд, отправившийся в 7:30 и прибывший в 9:30.

В 11:50 судовой гудок известил о том, что «Титаник» через десять минут отчалит. Борт лайнера покинули журналисты, провожающие и портовые чиновники. На «Титаник» поднялся лоцман. Шесть буксиров начали оттягивать «Титаник» от причала и выводить в фарватер реки Тест. Когда буксиры сбросили тросы, лоцман скомандовал «Малый вперёд», и «Титаник» пошёл мимо расположенных за океанским доком причальных стенок своим ходом. В это время там стояли пароходы «Оушеник» и «Нью-Йорк», последний был пришвартован к борту «Оушеника». В тот момент, когда «Титаник» поравнялся с «Нью-Йорком», шесть стальных тросов, которыми был пришвартован пароход, лопнули, и корма «Нью-Йорка», попавшего в опасную зону внешнего гидродинамического давления, созданного движением более крупного лайнера, стала приближаться к «Титанику». Капитан Смит тут же приказал застопорить машины. Один из буксиров, сопровождавших «Титаник», обошёл «Нью-Йорк», закрепил трос, брошенный ему с палубы, и всей мощью своих машин стал оттягивать судно назад к берегу. «Титаник» разошёлся с «Нью-Йорком» всего в нескольких десятках сантиметров. Два буксира переместили едва избежавший столкновения «Титаник» назад, чтобы дать двум другим буксирам поставить «Нью-Йорк» к новому месту стоянки.

После инцидента «Титаник» с часовым опозданием продолжил свой путь на малом ходу. Из Саутгемптонского залива «Титаник» вышел в пролив Те-Солент, огибая остров Уайт с восточной стороны. Достигнув восточной оконечности острова Уайт, судно снова сбавило ход, чтобы его смог покинуть лоцман. После чего с мостика в машинное отделение передали приказ увеличить скорость, и «Титаник» взял курс на юг, к берегам Франции.

2 Шербур

Над Ла-Маншем стояла ветреная и пасмурная погода. Расстояние в 147 км «Титаник» преодолел за шесть с половиной часов и прибыл в Шербур около 18:30. Порт Шербура не имел подходящего для «Титаника» причала, поэтому лайнер встал на якорь посреди бухты. Пассажиров и грузы на борт доставили вспомогательные суда «Номадик» и «Траффик». До морского вокзала Шербура многие добирались специальным поездом, согласованным с расписанием парохода, который 9:40 отправился с парижского вокзала Сен-Лазар. Значительную часть новых пассажиров составили богатые американцы, закончившие свой зимний сезон в Монте-Карло, Ницце, Канне и других курортах Ривьеры. Стоянка в Шербуре длилась полтора часа, в 20:00 «Титаник» снялся с якоря и отправился в Квинстаун.

3 Квинстаун

11 апреля «Титаник» уже приближался к побережью Ирландии. За несколько километров до порта на борт поднялся лоцман. В 11:55 «Титаник» бросил якорь в гавани Корка, в 6,5 км от Квинстауна.

Вспомогательные суда «Америка» и «Ирландия» доставили на «Титаник» пассажиров (в основном молодых ирландских эмигрантов, пассажиров третьего класса), грузы и почту. Кроме пассажиров, на борт, по разрешению капитана, поднялись журналисты, фотографы и местные торговцы. В 13:30, после того, как все гости покинули лайнер, был поднят якорь, и «Титаник» отправился в Нью-Йорк с 2208 людьми на борту.

4 Трансатлантическая трасса

Когда «Титаник» достиг маяка Фастнед, обозначавшего начало трансатлантической трассы, капитан отдал команду «Полный вперёд» и пароход развил скорость 21 узел (39 км/ч). В 1898 году судоходные компании, корабли которых обеспечивали связь между Европой и Северной Америкой, заключили соглашение по обслуживанию некоторых линий, используемых в различное время года. Прежде всего, это должно было позволить судам избегать, особенно в определенные месяцы, районов, где существовала угроза льдов и туманов. Кроме того, точно обозначенные курсы при движении с востока на запад и обратно должны были помочь максимально снизить опасность столкновений идущих навстречу друг другу судов. И наконец, в случае аварии установленные коридоры в плавании по Северной Атлантике позволяли рассчитывать на быструю помощь другого судна, шедшего той же трассой. С 15 января по 14 августа судам предписывалось двигаться по южной трассе, точка поворота на Нью-Йорк располагалась примерно в 750 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Делалось это для того, чтобы обойти район Большой Ньюфаундлендской банки, где скапливалось большое количество айсбергов. Высокие приливы, вызванные рекордным сближением Луны и Земли в январе 1912 года, способствовали тому, что айсберги достигли Большой Ньюфаундлендской банки на месяц раньше. В апреле 1912 года над Атлантикой господствовал северо-северо-западный ветер. Совпадение направлений постоянных ветра и океанского течения стало причиной проникновения айсбергов на юг дальше обычного.

Как только «Титаник» покинул Ирландию, небо прояснилось, на протяжении всего рейса стояла хорошая для этого времени года погода. За вторые сутки (от полудня 11 апреля до полудня 12 апреля) «Титаник» преодолел 715 км, за третьи сутки — 962 км, за четвёртые сутки — 1012 км.

В воскресенье, 14 апреля, пароход шёл уже со скоростью 22,75 узла (42 км/ч), но утром, по инициативе капитана, в котельной № 5 были запущены ещё два котла. Ранним утром была пасмурная погода, шёл мелкий дождь, дул западный ветер до 7 м/с. К полудню небо прояснилось, однако стало холоднее. Температура воздуха составляла 6 °C

14 апреля радисты «Титаника» начали получать сообщения об айсбергах и ледяных полях с их координатами. Первое ледовое предупреждение поступило в 9:00 с парохода «Карония», оповещавшего о ледяных полях и скоплении айсбергов и гроулеров (ледяных обломков). Капитан Смит подтвердил получение сообщения. В 11:40 капитану была передана телеграмма от парохода «Ноордам», в которой сообщалось о дрейфующих льдах примерно в том же районе, который указала «Карония».

В 13:42 судно «Балтик» ретранслировало следующее сообщение: «Капитану Смиту, «Титаник». Ясная погода с момента отплытия. Греческий пароход «Афины» сообщает о прохождении айсбергов и большого количества ледяных полей сегодня в районе 41°51′ северной широты и 41°52′ западной долготы… Желаю успехов вам и Титанику».

Смит, показав это предупреждение управляющему директору «Уайт Стар Лайн» Брюсу Исмею, рассчитал новый маршрут. Курс на косу Санди-Хук «Титаник» взял спустя час после прохождения точки поворота, где трансатлантические суда обычно брали курс на Нью-Йорк. Лайнер продолжал идти на юго-запад и прошёл порядка 40 км в этом направлении, прежде чем в 17:50 старпом Уайлд скомандовал рулевому: «Право руля 47 градусов», и «Титаник» с курса 242° лёг на курс 289°. Сделано это было для того, чтобы наверняка избежать встречи с айсбергами.

В 13:45 немецкое судно «Америка» сообщило о том, что встретилось с двумя большими айсбергами в 620 км к югу от Ньюфаундленда. Однако это предупреждение на мостик передано не было. Причины этого не выяснены, возможно, радисты забыли передать информацию капитану, так как были заняты устранением неисправности в оборудовании.

В 19:30 поступило ледовое предупреждение с парохода «Калифорниэн»: «…Лёд в районе между 42° и 41°25" северной широты и 49°30" западной долготы. Мы видели большое скопление битого льда и много крупных айсбергов. Ледяные поля тоже есть. Погода хорошая, ясная».

Это сообщение также не было передано вахтенным на мостике. По-видимому, радист Джек Филлипс не понял его, потому что был занят отправкой на ретрансляционную станцию на мысе Рейс (о. Ньюфаундленд) частных телеграмм, которые накопились за время, пока был неисправен радиопередатчик. Последнее ледовое предупреждение было получено в 22:30 от парохода «Калифорниэн», который лёг в дрейф на краю ледяного поля примерно в 50 км от «Титаника». Радист «Калифорниэна» Сирил Эванс начал передавать координаты опасной зоны, но Филлипс грубо его прервал: «Заткнись! Я работаю. У меня связь с мысом Рейс». Таким образом, было проигнорировано самое важное ледовое предупреждение.

В 21:20 капитан покинул мостик и отправился на ужин в свою честь, устроенный четой Уайденер. В 22:30 «Титаник» разошёлся с пароходом «Раппаханнок», шедшим встречным курсом из Галифакса. Незадолго до этого «Раппаханнок», маневрируя среди дрейфующих льдин, получил повреждения кормы. Как только оба судна оказались в пределах видимости друг друга, Альберт Смит, замещавший капитана на «Раппаханноке», при помощи лампы Морзе установил связь с «Титаником»: «Мы только что прошли через ледяное поле и между несколькими айсбергами», в ответ с «Титаника» просигналили: «Сообщение принято. Благодарим. Спокойной ночи». Никаких мер после этого предпринято не было: число дозорных не увеличено, судно продолжало идти с прежней высокой скоростью.

В 21:30 было получено ещё одно предупреждение о наличие айсбергов — на этот раз от парохода «Месаба», которое было адресовано всем идущим на восток судам: «Ледовая обстановка. Сегодня в районе 41°25′ северной широты, между 49° и 50°3′ западной долготы замечены айсберги и обширные ледовые поля. Погода хорошая, ясно».

Вечером сильно похолодало, за два часа температура воздуха упала с 6 °C до 0 °C, установился полный штиль, на поверхности воды отсутствовала даже рябь. Ночь с 14 на 15 апреля была безветренной, холодной, ясной и безлунной. «Титаник» шёл почти на предельной скорости, более 22 узлов.

5 Крушение

В двенадцатом часу ночи большинство пассажиров отправились спать. На вахту заступил первый помощник капитана Уильям Мёрдок, сменив на посту Чарльза Лайтоллера — второго помощника. На марсовой площадке, на высоте 29 м над ватерлинией, дежурили двое вперёдсмотрящих: Фредерик Флит и Реджинальд Ли. Температура воздуха опустилась до −1°С, волнение отсутствовало. Корабль шёл со скоростью 22,5 узла (41,7 км/ч).

Видимость составляла порядка шести километров, однако в ту ночь не светила Луна. Вперёдсмотрящие были предупреждены о ледовой опасности, им и другим членам экипажа было приказано высматривать на море айсберги и ледяные обломки особенно тщательно.

В 23:30 Флит и Ли заметили впереди на горизонте лёгкую дымку, но не придали этому значения. Спустя девять минут Флит увидел прямо по курсу примерно в 600 м очертания айсберга. Он трижды ударил в колокол, что означает препятствие прямо по курсу, и связался по телефону с шестым помощником Джеймсом Муди. Тот доложил об айсберге Уильяму Мёрдоку, который скомандовал рулевому Роберту Хиченсу: «Право на борт» (по терминологии 1912 года команда «Право на борт» означала поворот штурвала максимально влево). Сам же перевёл рукоятки машинных телеграфов в положение «Стоп машина». Чуть позже, чтобы корма не задела айсберг, он скомандовал «Лево на борт», пытаясь таким образом обойти вокруг айсберга. Порядка 30 секунд ушло на то, чтобы паровой привод повернул перо руля. Остановка винтов привела к снижению угловой скорости (уменьшилась поворотливость).

Айсберг приближался к кораблю, который продолжал по инерции двигаться вперёд с большой скоростью. Лишь спустя 25−30 секунд нос «Титаника» начал медленно отклоняться влево. В последнюю секунду айсберг миновал форштевень и плавно прошёл вдоль правого борта. «Титанику» удалось повернуть на 2 румба, этого было достаточно, чтобы избежать лобового столкновения, но недостаточно, чтобы избежать контакта с айсбергом. В 23:40 правый борт лайнера задел подводную часть айсберга. На верхних палубах люди почувствовали слабый толчок и лёгкое дрожание корпуса, на нижних палубах удар был чуть ощутимее. В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м. В результате контакта с айсбергом повреждёнными оказались пять носовых отсеков, на это система непотопляемости лайнера не была рассчитана. Конструктор Томас Эндрюс, вызванный капитаном для консультации заявил, что корабль может оставаться на плаву не более полутора часов.

В 00:05 капитан Смит приказал экипажу готовить спасательные шлюпки к спуску, затем зашёл в радиорубку и приказал радистам передавать в эфир сигнал бедствия. Посадка первых пассажиров в шлюпки началась около 00:20, в них по приказу капитана, сажали в первую очередь детей и женщин. Поскольку пассажирами столкновение практически не ощущалось, они неохотно покидали корабль, на котором внешне было всё в порядке: перебоев с электричеством не возникало, дифферент на нос в течение первого часа рос незначительно. Чтобы не началась паника, члены экипажа сообщали, что эвакуация проводится в качестве меры предосторожности. Посадкой пассажиров в шлюпки руководили помощники капитана. В течение первого часа были эвакуированы лишь 180 человек, шлюпки спускались полупустыми. В 1:20 вода стала затоплять полубак. В это время появились первые признаки паники. Эвакуация пошла быстрее.

На сигнал бедствия откликнулись и отправились на место бедствия 7 судов. Из них ближе всех (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Направляясь к тонущему «Титанику», он развил предельную для себя скорость 14 узлов.

После 1:30 дифферент на нос стал быстро расти, на борту началась паника. Шлюпки на корме по правому борту были спущены переполненными. Экипаж всеми силами старался сдержать натиск толпы и пропустить в шлюпки первыми женщин и детей. Члены машинной команды не прекращали работу. Усилиями котельщиков, машинистов, механиков в системе поддерживалось давление пара, необходимое для выработки электроэнергии и работы насосов, откачивающих воду.

После 2:05 была спущена последняя шлюпка, около 2:10 вода начала затоплять шлюпочную палубу и капитанский мостик. Оставшиеся на борту 1500 человек ринулись в сторону кормы. Дифферент стал расти на глазах, в 2:15 обрушилась первая дымовая труба. В 2:16 отключилась электроэнергия. В 2:18 при дифференте на нос около 23° лайнер разломился. Носовая часть, отвалившись, сразу пошла ко дну, а корма заполнилась водой и затонула через две минуты. В 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.

Сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они погибли от переохлаждения: температура воды составляла −2 °С. На двух складных шлюпках, которые не успели спустить с лайнера, спаслось порядка 45 человек. Ещё восемь были спасены двумя вернувшимися на место крушения шлюпками (№ 4 и № 14). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место бедствия прибыл пароход «Карпатия» и подобрал 712 выживших в крушении. В результате трагедии погибли 1496 человек.

Прошло уже более 100 лет с момента трагической гибели «Титаника». Во многом благодаря усилиям Джеймса Кэмерона и его фильму – одному из самых кассовых и рейтинговых в истории, об этом пароходе узнали все. Но несмотря на то что о «Титанике» слышал каждый первый человек на нашей планете, многие принципиальные детали, связанные с катастрофой 14 апреля 1912 года, до сих пор остаются малоизвестными. Давайте исправим это упущение.

Погода была идеальной

В день гибели «Титаника» в море царило абсолютное спокойствие

Достаточно легко представить, как лайнер «Титаник» борется с высоченными волнами, как туман и ливень дождь скрывают айсберг, впоследствии отправивший корабль на дно. Но всё было совсем не так. Когда «Титаник» направлялся к месту своей гибели, погода была прекрасной, можно даже сказать пугающе спокойной. Ветер и волны отсутствовали, и поверхность моря была безупречно гладкой – словно зеркало. Возможно, прекрасная погода и поспособствовала трагедии.

Даже лёгкая зыбь на водной поверхности могла бы подтолкнуть фосфоресцирующий планктон впритык к краям айсберга, и его смогли бы заметить заранее. Второй капитан «Титаника», Чарльз Лайтоллер, выделял отсутствие светящегося планктона, как одну из причин катастрофы. Возможно, абсолютный штиль также предотвратил резкое изменение температуры, которое всегда предупреждает команду об опасном сближении с айсбергом.

К сожалению, когда вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу ледяную глыбу, уже было слишком поздно для того, чтобы избежать столкновения. В ходе проведённого в 1912 году расследования эксперты установили, что с момента обнаружения айсберга у парохода оставалось всего лишь 37 секунд, чтобы изменить курс. Другие специалисты заявили, что времени было чуть больше – около 65 секунд. В любом случае «Титаник» был обречён, ведь даже если бы была дана команда «полный стоп», лайнер ещё около 3,5 минут двигался бы по инерции.

Как назло, сразу после аварии поднялся сильный холодный ветер, который буквально замораживал людей, боровшихся за жизнь в ледяной воде.

Это интересно: В общей сложности, при крушении «Титаника» погибли 1514 человек, находившихся на борту (с учётом экипажа), спаслись 710. Выжить смогли 76% женщин, 51% детей и всего 18% мужчин. Из 908 членов экипажа погибли 696.

Вся поездка сопровождалась пожаром

Оказывается, на «Титанике» всё время бушевал пожар

Незадолго до первого и, к сожалению, последнего рейса, в одном из угольных бункеров парохода начался пожар. Следователи, выяснявшие причины катастрофы, смогли доказать, что огонь все ещё ​​бушевал, когда «Титаник» направился в Нью-Йорк, создавая потенциальную опасность для всех, кто присутствовал на борту.

Спасшийся кочегар Джон Дилли говорил: «Нам не удалось погасить огонь, и кочегары говорили, что когда мы высадим пассажиров, надо будет освободить всё большие угольные бункеры, а потом вызвать пожарные катера, которые помогли бы нам потушить огонь». Джон утверждает, что пламя потухло только тогда, когда ледяная глыба разорвала корпус. Вода вмиг затопила бункеры.

Некоторые другие члены экипажа уверяют, что пожар удалось успешно потушить утром 14 апреля – в тот самый роковой день. Как бы то ни было, «Титаник» горел на протяжении всего своего первого рейса. Не факт, что огонь привёл бы к катастрофическим последствиям, ведь проектировщики разрабатывали стальные бункеры так, чтобы они могли выдержать угольные пожары. Тем не менееЮ риски многократно возрастали.

Это интересно: Управляющий директор компании «White Star Line» Брюс Исмэй позже утверждал, что Джон Пирпонт Морган – владелец компании «IMM», которой и принадлежал «Титаник», заставил экипаж плыть на максимальной скорости, чтобы «доплыть до Нью-Йорка и высадить людей до того, как произойдут неизбежные взрывы».

Кстати, Морган и сам должен был быть в числе пассажиров, но за считанные минуты до отправления почему-то передумал и сошёл с судна.

Трагическое предвидение катастрофы Уильямом Стидом

Уильям Стид - человек, предвидевший катастрофу… И погибший в ней

Ещё за 26 лет до крушения «Титаника» британский журналист Уильям Стид написал вымышленную историю, в которой рассказывалось о гибели большого атлантического почтового парохода. В произведении большая часть пассажиров утонула из-за дефицита спасательных шлюпок. Этим рассказом Стид хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что экипажами кораблей не выдвигаются требования о наличии достаточного количества шлюпок для спасения всех пассажиров, находящихся на борту.

Уильям Стид вернулся к этой теме ещё раз в 1892 году. В кульминационной главе судно пересекает Атлантический океан с сотнями туристов на борту. Приведём отрывок: «Раздался грохот, словно пароход налетел на лёд. Винты крутились, рассекая ледяные глыбы. Все пассажиры осторожно поднялись на палубу. Была сырая и очень холодная погода. Каждые полминуты откуда-то из тумана гудел свисток. Грохот скрежетавшего о борт парохода и перемалываемого винтами льда не позволяли разговаривать и быть услышанным. Но вдруг из темноты раздался отчаянный крик: «Айсберг по правому борту!».

Через 20 лет Стид погиб, находясь на борту «Титаника»…

Капитан Эдвард Смит

Капитан Эдвард Смит был шокирован, когда понял, что всех пассажиров спасти не удастся

Капитан печально известного судна Эдвард Джон Смит, с того дня, когда утонул вместе с «Титаником», стал героем десятков легенд. Многие уверяют, что он успел лично спасти жизнь ребёнку, прежде чем погибнуть. Но стоит отметить, что его героический образ слегка приукрашен.

Кроме того, что капитан игнорировал предупреждения об айсбергах и не держал «Титаник» на разумной скорости, Смит также позволил нескольким спасательным шлюпкам покинуть «Титаник» наполовину пустыми. Известно, что в первой отошедшей шлюпке (из шестнадцати), рассчитанной на 65 человек, было только 28 пассажиров, во второй – 36, в третьей – 32, в четвёртой и пятой – по 28.

Говорят, что когда Смит узнал о том, что «Титаник» не удастся удержать на плаву, он понял, что даже при максимальной загруженности шлюпок как минимум 1000 человек останутся на тонущем судне. Осознание этого факта повергло его в ужас. Капитан на время утратил решительность: не требовал скорейшей эвакуации, не занимался организацией работы команды, отдавал только невнятные и противоречивые приказы, не отвечал спрашивавшим его о чём-то офицерам и матросам. Эдвард Смит не отдал приказа загружать шлюпки по максимуму ввиду их дефицита, не следил за эвакуацией и точностью выполнения своих приказов.

Позднее, когда на воду была спущена последняя шлюпка, Смит в последний раз прошёлся по шлюпочной палубе. Он приказал всем членам экипажа прекратить работу и постараться спастись самим. Капитан повторял «Отныне каждый сам за себя».

Это интересно: Когда «Титаник» пошёл на дно, из сотен оказавшихся в воде людей выжили единицы. Члены экипажа Чарльз Лайтоллер, Джек Тейер, Арчибальд Грэйси и ещё порядка 30 человек сумели взобраться на перевёрнутую вверх дном складную шлюпку. Понимая опасность полного затопления лодки, они вынуждены были отталкивать плавающих поблизости людей вёслами, не обращая внимания на мольбы о помощи. Позднее в своей книге Грэйси восхищался поведением оставшихся в ледяной воде: «Я не услышал ни единого упрёка после отказа в помощи. Отказы встречались мужественными словами: «Ладно, удачи, парни, и да хранит вас Господь!»».

Только в 2012 году стало известно, что Смит в своё время не смог сдать тест по навигации с первой попытки. Сделать это ему удалось лишь в 1888 году. Тем не менее, начальный провал был, пожалуй, нехорошей приметой.

Единственный японец на борту

Масабуми Хосоно в Японии возненавидели и встретили, как труса

Единственный японский пассажир на «Титанике» – государственный служащий Масабуми Хосоно. До того как сесть на пароход и начать дорогу домой, он несколько месяцев изучал в Европе железнодорожные системы. Когда «Титаник» начал тонуть, Хосоно пробрался на верхнюю палубу, чтобы с достоинством взглянуть в лицо смерти. Он понимал, что шансов выжить практически нет, ведь члены экипажа усаживали в шлюпки только женщин и детей, а мужчин отгоняли, угрожая пистолетом. Неожиданно Хосоно обнаружил, что может спастись.

Возможность появилась в тот момент, когда член экипажа крикнул, что в спущенной шлюпке осталось 2 свободных места. Увидев, что кто-то прыгнул в воду, Хосоно поступил так же. Если бы он мог знать, к каким последствиям это приведёт в будущем, возможно, предпочёл бы погибнуть.

Тогда считалось, что достойному мужчине лучше умереть с почестью, нежели выжить в позорной манере. После возвращения в Японию Хосоно заклеймили как труса и возненавидели едва ли не всей страной. Его уволили с правительственной работы, пускай через несколько лет и наняли обратно. Негативные отзывы об азиате, спасшемся в шлюпке №13, позволяют сделать вывод, что это был Хосоно.

Это интересно: Температура воды за бортом составляла −2°С (порог замерзания). Некоторые люди, оказавшись в ней, погибли от сердечного приступа сразу. Другие умирали примерно через полчаса. Сначала из-за сильного переохлаждения появлялась сильная дрожь, потом замедлялись пульс и температура тела. Вскоре человек терял сознание и умирал.

В 1997 году репутация Масабуми была частично восстановлена, когда среди его вещей было найдено рукописное описание трагедии. В письме для своей супруги Хосоно упоминал, что находился в шлюпке №10. Если это – правда, значит, он не мог быть тем самым азиатом.

Реальное ожерелье «Титаника»

Ожерелье «Сердце океана» существовало на самом деле

В фильме «Титаник» было упомянуто великолепное ожерелье, называвшееся «Сердце океана». Можно подумать, что это выдумка режиссёра. Но оказывается, что на реальном судне произошла аналогичная история: пассажирке Кейт Филипс её любовник Генри Морли подарил ценное сапфировое ожерелье.

Богатый 40-летний владелец кондитерского цеха влюбился в 19-летнюю Кейт, работавшую помощницей у его конкурента. Вскоре Морли задумал бросить свою супругу и маленькую дочь ради Кейт. Пара села на борт «Титаника», чтобы сбежать и начать жизнь с чистого листа в Калифорнии. В ночь катастрофы Кейт удалось попасть на борт последней спасательной лодки. А Генри Морли погиб.

Через 9 месяцев Кейт родила малышку, которую назвала Эллен. Только в возрасте 76 лет Эллен узнала, что её отец был одним из погибших пассажиров «Титаника». Когда она поговорила об этом с матерью, то узнала, что у Кейт до сих пор хранится то самое сапфировое ожерелье.

Ошибки и теории

Возможно, в катастрофе виновато Суперлуние

Исследователи неоднократно пытались выяснить, почему «Титаник» столкнулся с ледяной глыбой. Сразу после катастрофы английские и американские эксперты решили, что пароход двигался слишком быстро. На небольшой скорости ущерб был бы намного меньшим, да и шансы уйти в сторону от столкновения увеличивались. А так айсберг, словно консервный нож, вспорол 5 носовых отсеков «Титаника». При столкновении в обшивке правого борта появились 6 пробоин, суммарная длина которых достигала 90 метров.

Это интересно: Корпус лайнера был разделён на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок, построенных поперёк судна. Конструкторы рассчитали, что «Титаник» сможет оставаться на плаву в случае затопления одновременно 2 любых отсеков или 4 смежных (носовых либо кормовых).

В 2010 году журналистка Луиза Паттон, внучка одного из офицеров «Титаника», предположила, что судно избежало бы столкновения, если бы после сообщения об айсберге рулевой Роберт Хитчинс не паниковал и сначала не повернул руль в противоположную сторону. Луиза уверена, что её дед вступил с другими членами экипажа в сговор, пытаясь сохранить эту ошибку в тайне. Правда могла разрушить репутацию компании «White Star Line» и всех его коллег.

В то же время два астронома из Техасского университета предполагают, что редко случающееся «Суперлуние» могло вызвать движение айсберга. Отметим, что «Суперлуние» происходит тогда, когда в момент полнолуния наш спутник подходит к Земле на самое близкое расстояние. Известно, что 4 января 1912 года Луна приблизилась к Земле на наименьшую дистанцию за последние 1,5 тысячи лет. Это случилось на следующий день после так называемого перигелия Земли (максимальное приближение планеты к Солнцу). В результате совместного гравитационного воздействия Солнца и Луны могли появиться необычайно сильные приливные силы. Астрономы считают, что мощные потоки воды привели в движение множество айсбергов на пути «Титаника», это создало все предпосылки для катастрофы.

Элизабет Шутес

Элизабет Шутес утверждает, что почувствовала запах льда ещё до катастрофы

Пассажирка «Титаника» Элизабет Шутес утверждала, что незадолго до катастрофы её потряс запах льда, не дававший ей нормально уснуть. Он напоминал ей огромную ледяную пещеру, в которой Шутес когда-то побывала. Элизабет выжила и позднее написала собственный отчёт о трагедии.

Шутес была гувернанткой 19-летней пассажирки I класса Маргарет Грэмм. Когда лайнер в первый раз завибрировал и слегка содрогнулся, девушка не сильно обеспокоилась этим, будучи уверенной, что огромному судну ничего не угрожает. Элизабет лежала в своей каюте, когда в дверь постучал её подруга, сообщившая, что видела в окно своей каюты огромный айсберг, с которым столкнулся лайнер. Тогда Элизабет спросила у стюардов, правда ли это, но получила отрицательный ответ.

Только после того, как пассажиров первого класса согнали на верхнюю палубу, Шутес осознала всю серьёзность положения. Как она писала в мемуарах, в спасательной шлюпке, в которой она находилась, было всего лишь 36 человек (притом что рассчитана она была на 65 мест). Элизабет едва ли не силой затолкали в шлюпку против её воли. Девушка хотела остаться на корабле, ведь не верила, что такой огромный лайнер может утонуть. Но когда шлюпка отплыла на достаточное расстояние, «Титаник» разломился на 2 части и за считаные секунды скрылся под водой.

Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»

Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?

Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой ​​конец с промежутком в 100 лет.

Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.

Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.

Оптические иллюзии

Сигналы бедствия с «Титаника» были интерпретированы командой находившегося поблизости судна как миражи

С тонущего «Титаника» несколько раз отправлялись сигналы бедствия. Кроме этого, были запущены 8 сигнальных ракет. Находящийся ближе всего от места крушения корабль «Калифорния» проигнорировал ракеты, хотя они ярко осветили ночное небо. Позднее капитан «Калифорнии» утратил работу из-за скандала, ведь многие люди полагали, что он осознанно проигнорировал сигналы. Но дальнейшее расследования причин катастрофы «Титаника» позволяют дать более правдоподобное объяснение его поведению – преломление света.

Важно отметить, что в ночь с 14 на 15 апреля «Титаник» проплывал через области так называемой термической инверсии. Она вызывает неправильное преломление света, из-за чего появляются миражи. Как утверждает историк Тим Малтин, с нескольких кораблей, находившихся вблизи от места аварии, в роковую ночь наблюдались десятки миражей. Малтин уверен, что температурные условия вызвали аномальную рефракцию света. Этим можно объяснить, например, то, почему вперёдсмотрящие «Титаника» сообщили о том, что судно движется на айсберг слишком поздно.

Эти миражи и удержали команду экипажа «Калифорнии» от правильной интерпретации сигналов бедствия. Такой вывод Малтин сделал в 2012 году, через 20 лет после официального закрытия британским правительством собственного расследования по поводу влияния преломления света на гибель «Титаника».

Крушение «Титаника» и через сто с лишним лет остаётся одной из наиболее известных катастроф в истории. Драматичные события, происходившие на борту парохода в ночь на 15 апреля 1912 года, нашли своё отражение в искусстве. Интерес к гибели считавшегося непотопляемым судна не ослабевает и в наши дни. О «Титанике» написаны сотни книг, тысячи статей, сняты документальные и художественные фильмы. А в память о жертвах катастрофы в разных странах возведены памятники и мемориалы.

105 лет назад началось единственное путешествие "Титаника". Предлагаем интересные реальные истории пассажиров лайнера.

10 апреля 1912 года британский лайнер "Титаник" вышел из Саутгемптонского порта в своё первое и последнее плавание. Через четыре дня, после столкновения с айсбергом, ставший впоследствии легендарный лайнер потерпел крушение. На борту корабля находилось 2208 человек и только 712 пассажиров и членов экипажа сумели спастись. Пассажиры 3-го класса, погребенные заживо на дне океана, и миллионеры, выбирающие лучшие места в полупустых спасательных шлюпках, оркестр, играющий до последнего мгновенья и герои, спасающие своих возлюбленных ценой собственной жизни… Все это не только кадры из голливудского фильма, но и реальные истории пассажиров с "Титаника".

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду.

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

Похожие публикации