Площадь парижа в 12 веке. Париж: город, созданный для обороны

В 987 году королем был провозглашен потомок Эда - Гуго Капет, а его наследники, короли династии Капетингов, стали ассоциироваться именно с Парижем (правда, первые правители этой династии бывали здесь нечасто).

Сначала столица Франции развивалась довольно медленно, так что к 1100 году ее население составляло всего лишь около трех тысяч человек.

Однако уже через каких то сто лет Париж стал самым крупным городом в христианской Европе (и оставался таковым вплоть до XVIII века, когда его обогнал Лондон), а также ее важнейшим интеллектуальным и культурным центром.

К 1320-м годам население столицы составляло почти четверть миллиона человек. Этим Париж был обязан, прежде всего, своему удачному положению на судоходной реке и активной торговле, что, в свою очередь, способствовало увеличению класса купцов.

Экономическому росту города способствовало также успешное земледелие на обширных окрестных землях. К югу от столицы выращивались зерновые культуры и возделывались виноградники, к востоку, западу и северу между городом и холмом Монмартр располагались богатые леса.

Процветанию Парижа также способствовало развитие Парижского университета. И все это происходило под защитой пока еще молодой, но уже достаточно сильной монархии, которая постепенно взяла под свое покровительство все окрестные земли. Особым доверием пользовались короли Людовик VI, Людовик VII и Филипп- Август, правление которых в совокупности длилось почти весь XII век.

Торговля в Париже естественным образом развивалась в тех районах города, где товары с судов попадали на берег. Это, прежде всего Гревская площадь на Правом берегу, где сейчас находится здание Ратуши. Когда-то здесь была болотистая местность, но с развитием деловой активности почва планомерно осушалась.

Истоки образования в Париже

Научно-интеллектуальная деятельность Левого берега также получила свое начало в Средневековье, когда вокруг располагавшихся здесь двух больших монастырей Сент-Женевьев и Сен-Жермен-де-Пре появились первые школы и дома, где жили и учились студенты. Выдающийся европейский ученый того времени Пьер Абеляр, известный также тем, что он был возлюбленным юной Элоизы и из-за гнева ее дяди пал жертвой насильственной кастрации.

В начале XII века Пьер Абеляр обучал в этих школах своих студентов, а в 1215 году папский указ позволил основать на Левом берегу высшее учебное заведение , которое затем превратилось в знаменитый Парижский университет Сорбонна (названный так в честь Робера де Сорбона, основавшего в 1257 году школу для бедных студентов).

К 1300 году под покровительством скорее духовенства, чем городских властей, на Левом берегу обучалось уже три тысячи студентов. Поскольку латинский язык использовался здесь как в самих школах, так и за их стенами, этот студенческий район стал заслуженно именоваться «Латинским кварталом».

Ради защиты своего бурно развивающегося города король Филипп-Август (1180-1223) построил крепость Лувр, древние стены которой сейчас можно увидеть на нижних этажах музея Лувр . Король также возвел знаменитую длинную городскую стену, которая когда-то простиралась на север и на юг, окаймляя квартал Маре и гору Святой Женевьевы. Таким образом, она проходила приблизительно по линии основных современных парижских округов, с 1-го по 6-й (при этом аббатство Сен-Жермен де Пре оставалось за пределами городских стен).

Современники Филиппа-Августа считали эти сооружения новым чудом света (несмотря на то что позже часть стены на Левом берегу обрушилась), а также надежной гарантией безопасности города и убедительным свидетельством того, что французская монархия стремилась превратить Париж в истинно великий город.

Король Филипп-Август, на которого в юности ужасающее впечатление производила городская грязь, начал даже мостить улицы, но в итоге большая часть из них так и осталась безнадежно грязной изрытой колеями, заполненной толпами людей и животных, все это иногда приводило к серьезным происшествиям. Достаточно упомянуть трагическую гибель наследника Людовика VI, который погиб в 1131 году, упав с лошади из-за пробегавшей по улице свиньи.

Работая на французскую фирму, я получила задание написать тексты пешеходных экскурсий по Парижу для наших соотечественников – об этом я довольно подробно рассказывала в статье . В Москве в то время вовсю шел мюзикл «Нотр-Дам», и у меня возникла мысль предложить «Средневековый Париж – город Эсмеральды». К тому же Средние века всегда меня завораживали, да и на корабельных карнавалах я не раз изображала тогдашних дам.

А моя коллега и приятельница играла Эсмеральду.

Был даже французский дед, весьма натурально исполнявший роль козочки…
Итак, я отправилась на место событий – к Гревской площади с ее Ратушей, к башне Сен-Жак.

Собирала материал, обрабатывала его на террасах парижских кафе.

Но главное – просто бродила по средневековым кварталам.

Побывала у церкви Сент-Эсташ.

Увы, на месте Чрева Парижа теперь огромный торговый центр и детская площадка – к счастью, и тот и другая подземные.



Неподалеку высится сверхсовременный центр Помпиду,

из которого, впрочем, открывается очень даже средневековый вид.

Когда в этом районе находился Двор Чудес, где жила Эсмеральда. И даже если многое здесь сохранилось, все равно, словами Алексея Толстого, «с каждой колокольни на меня глядело лицо Квазимодо…».


Пришлось, конечно же, и перечитать некогда любимый роман Виктора Гюго, жившего на площади Вогезов:


Площадь эта расположена в старинном квартале Марэ, где есть и средневековые особняки.

Например, отель де Санс.

Гуляя, я каждой клеткой ощущала сказанное Гюго:

«Он (Париж) был в те времена не только прекрасным городом, но и городом-монолитом, произведением искусства и истории средних веков, каменной летописью. Это был город, архитектура которого сложилась лишь из двух слоев – слоя романского и слоя готического, ибо римский слой давно исчез, исключая лишь термы Юлиана, где он еще пробивается сквозь толстую кору средневековья.»

Не все средневековые памятники вошли в мою экскурсию и, наоборот, она включила в себя вовсе не средневековые, но попадавшиеся по пути: не проходить же мимо, да и вернуться к ним еще раз у русского туриста может не получиться.
Но все это пока присказка – сказка впереди.
Всякая экскурсия по городу начинается с его истории. Как известно, Париж возник из поселения паризиев на острове Ситэ,

завоеванном в 50-е годы до н.э. римлянами и названном ими Лютецией. В период римского владычества границы Лютеции вышли за пределы острова, и на левом берегу Сены вырос город, раскинувшийся на склонах холма св. Женевьевы.

Сейчас на этом месте возвышается церковь Сент-Этьен дю Мон (св. Стефана на Холме – на фото выше) и – главное – Пантеон, где похоронен Гюго.


Но вернемся к истории: в III веке н.э., спасаясь от нашествия варваров, население покинуло свои дома и укрылось на острове Ситэ. В течение семи веков Париж оставался в пределах острова. В конце X века на правом берегу Сены начали появляться поселения.

Отправляясь в третий крестовый поход, король Филипп-Август решил оградить Париж крепостной стеной, включив в черту города пустовавшие земли на правом берегу и существовавшие поселения Сент-Женевьев, Сен-Жермен и другие – на левом.
Строительство стены было начато в 1190 году на правом берегу и в 1200 году на левом, а закончено в 1213. В 1280 в Париже насчитывалось 8 кварталов и 310 улиц: 36 на Ситэ, 80 на левом берегу и 194 на правом. В XIV веке велась интенсивная застройка города на правом берегу вокруг церквей, аббатств, замка Лувра. К Парижу были присоединены новые земли, что повлекло за собой необходимость сооружения новой крепостной стены. Стена была начата при Карле V (ее так и принято называть – «стена Карла V”) в 1356 и закончена при Карле VI в 1383.
Действие «Собора Парижской Богоматери» разворачивается в Париже XV века. О городе этого времени Гюго пишет:

«В XV веке Париж был разделен на три города, резко отличных друг от друга, независимых, обладавших каждый своей физиономией, своим специальным назначением, своими нравами, обычаями, привилегиями, своей историей: Ситэ, Университет и Город. Ситэ, расположенный на острове, самый древний из них и самый незначительный по размерам, был матерью двух городов, напоминая собою … маленькую старушку между двумя стройными красавицами дочерьми.»

Университетом назывался левый берег Сены, Городом – правый.

«…Каждая из этих трех больших частей Парижа сама по себе являлась городом, но городом слишком узкого назначения, чтобы быть вполне законченным и обходиться без двух других. В Ситэ преобладали церкви, в Городе – дворцы, в Университете – учебные заведения.»

«С высоты птичьего полета эти три части… представляли собою, каждая в отдельности, густую сеть причудливо перепутанных улиц.»

Париж был окружен стеной, имевшей шесть ворот Филиппа-Августа на левом берегу и шесть ворот Карла V на правом.

“Все эти ворота были крепки и, что нисколько не мешало их прочности, красивы. Воды, поступавшие из Сены в широкий и глубокий ров, где во время зимнего половодья образовывалось сильное течение, омывали подножие городских стен вокруг всего Парижа. На ночь ворота закрывались, реку на обоих концах города заграждали толстыми железными цепями, и Париж почивал спокойно.”

Первые улицы Парижа возникали на месте нередко извилистых дорог и тропинок и, как правило, соответствовали их направлению. Лишь при Людовике XVI улицы стали прорубать сквозь кварталы. Происхождение названий улиц было связано либо с местом или зданием, около которых проходила улица (например, улица Сен-Жермен л’Оксерруа), либо с фамилией знатного человека, либо с названием профессии, представители которой жили на этой улице, с компактным расположением мастерских ремесленников, либо с вывеской на здании.
Названия улиц присваивались местными жителями, но нигде не регистрировались, что приводило к искажениям первоначальных названий и недоразумениям. Первый справочник улиц Парижа появился в 1489 году.

Названия улиц не были написаны на домах, и часто люди блуждали по несколько часов около нужного им места и не могли найти его. Только в 1729 в стены первого и последнего домов каждой улицы стали вставлять камень с ее названием. Эти первые таблички сохранились на многих домах до сих пор.В XV веке дома насчитывали от трех до пяти этажей. Первый этаж строился из камня, на нем держалась конструкция из деревянных балок, промежутки между которыми были заполнены бутом, покрытым парижским гипсом. Дома могли возводиться и из других материалов, но всегда покрывались белым гипсом. Таким образом, город казался белым.
По отношению к улице дома стояли боком, расположенные близко друг к другу крыши со щипцами напоминали зубья пилы – город выглядел очень колоритно, тем более что дома отличались большим разнообразием. Этажи домов нависали один над другим. Водосточных труб не было – вода лилась с крыш прямо на улицу. До наших дней в Париже сохранилось около тридцати подобных домов.

Гюго так описывает Париж XV века “с высоты птичьего полета”, а точнее с башен Нотр-Дам:

«Запыхавшийся зритель, забравшийся на самый верх собора, прежде всего был бы ослеплен зрелищем расстилавшихся внизу крыш, труб, улиц, мостов, площадей, шпилей, колоколен. Его взору одновременно представились бы: резной щипец, остроконечная кровля, башенка, повисшая на углу стены, каменная пирамида XI века, шиферный обелиск XV века, круглая гладкая башня замка, четырехугольная узорчатая колокольня церкви – и большое, и малое, и массивное, и воздушное. Его взор долго блуждал бы, проникая в различные глубины этого лабиринта, где все было отмечено своеобразием, гениальностью и красотой; все было порождением искусства, начиная с самого маленького домика с расписным и лепным фасадом, наружными деревянными креплениями, с низкой аркой двери, с нависшими над ней верхними этажами, и кончая величественным Лувром, окруженным в те времена колоннадой башен.»

Экскурсия начинается в той части Парижа, которая в средние века называлась Городом.

«Город, хотя и более обширный, чем Университет, не представлял такого единства.»

Он как бы состоял из трех частей: в одной из них находились дворцы, в другой дома.

«Третьей частью панорамы правого берега был длинный пояс аббатств, охватывавший почти весь город с востока на запад и образовывавший позади крепостных стен, замыкавших Париж, вторую внутреннюю ограду из монастырей и часовен.»

(Все цитаты, если нет фамилии автора, взяты из романа Гюго. Надо сказать, что Гюго часто повторяется в своих описаниях, и, тем не менее, эти описания помогают живо представить себе средневековый город, воссоздавая его особый стиль и особую атмосферу.)

«Скопление жилищ, тесно лепящихся друг к другу, словно ячейки в улье, не лишено было своеобразной красоты… Над множеством зданий, чьи черепичные и шиферные кровли вычерчивались одни на фоне других причудливыми звеньями, вставали резные, складчатые, узорные колокольни сорока четырех церквей правого берега.»

Мы начнем нашу прогулку на правом берегу, на набережной Сены у станции метро «Pont neuf», которое переводится как Новый мост.

Сам мост виден за моей спиной. В действительности это самый старый из сохранившихся мостов Парижа. Первый камень его был заложен вечером 31 мая 1578 году Генрихом III в присутствии королевы-матери Екатерины Медичи. Была суббота, шел сильный дождь. Король, одетый в черное, плакал вместе с природой, так как в то утро он присутствовал на панихиде по двум своим фаворитам, убитым на дуэли в конце апреля. Парижане, присутствовавшие при закладке и видевшие горе короля, предложили назвать новый мост мостом Слез.
Строительство моста продвигалось медленно, ему мешали многочисленные политические события, происходившие в то время. Он был завершен лишь в 1605 году, и уже Генрих IV в сопровождении свиты торжественно проехал по нему на коне.

В отличие от других мостов той поры, Новый мост не был застроен домами и имел тротуары для пешеходов. Это стало событием. Впервые парижане получили возможность, пересекая Сену, любоваться ею.

Париж. Вид на Новый мост (Pont Neuf) Тротуары были высокими, и пешеходы могли не беспокоиться о безопасности. Мост сразу сделался местом прогулок. Единственными строениями, которые можно было видеть на нем, были лавки, расположенные в нишах. Здесь собирались бродячие торговцы, артисты, фокусники, шансонье, цветочницы, зубодеры, а также многочисленные мошенники и карманники. В Париже говорили, что на Новом мосту в любое время можно встретить монаха, белую лошадь и дамочку легкого поведения. Эту «пословицу» подтверждает Фонвизин: в 1778 году он пишет из Парижа сестре, что специально ходит по мосту, дабы проверить, так ли это, и каждый раз действительно встречает означенных персонажей.

В начале XVII возле моста, на Ситэ, скульпторами де Болонем и Франжевилем был воздвигнут памятник Генриху IV – первая конная статуя во Франции, установленная на городской магистрали. Первоначально находившийся на этом месте огромный конь был отлит из бронзы по распоряжению Фердинанда, герцога Тосканского, который хотел использовать его для собственного конного памятника. Проект не был осуществлен из-за смерти герцога. После смерти Генриха IV другой герцог подарил коня Марии Медичи. В 1613 году корабль с конем вышел из Ливорно во Францию, но затонул у берегов Сардинии. Коня подняли со дна и в 1614 установили на мраморном пьедестале там, где сейчас находится памятник. В течение двадцати одного года он стоял без всадника, его называли просто «бронзовым конем». В 1635 Людовик XIII приказал установить на коне фигуру своего отца. В 1788 году голова статуи была украшена цветами и белыми лентами, в 1789 их заменили национальной кокардой.
В 1792 памятник был сброшен с пьедестала и разбит, часть его осколков расплавили, другую часть выбросили в Сену. Нынешний памятник сооружен в 1818 году по приказу Людовика XVIII. Вот он примостился на моей голове, точно король и памятник – это я, а он – всего лишь голубь.

Для него были переплавлены статуи Наполеона, находившиеся на Вандомской колонне (тот самый «столбик с куклою чугунной»),

на колонне в Булонь-сюр-Мер и на колонне, одно время стоявшей на площади Виктуар. Литейщик, бывший ярым бонапартистом, тайно поместил в руку Генриха маленькую фигурку Наполеона, а в живот коня – целую связку бумаг с различными текстами, в том числе песен, прославляющих императора. Эти предметы находятся внутри памятника и поныне.

Новый мост отреставрировали в 1848 году, но несущие конструкции остались с 1605. Таким образом, возраст его превышает три с половиной столетия.
Около моста находится крупнейший парижский универмаг “Самаритен”. В 1605 году Генрих IV установил на Новом мосту близ этого места гидравлическую машину, обеспечивающую водой питьевые фонтаны правого берега. Рядом с машиной находилось изображение самаритянки, подносящей воду Христу. Гидравлическая машина “Самаритен” работала до 1813. Уже в Средние века в Париже было шестнадцать питьевых фонтанов – все они находились на правом берегу. Жители левого берега пользовались колодцами или брали воду прямо из Сены. Если во времена римлян вода в Сене отличалась удивительной чистотой, то к средневековью она успела сильно загрязниться. В XIV веке даже вышел указ, запрещающий подметать во время дождя, чтобы еще больше не загрязнять воду в реке.
Мы покинем набережную – не потому, что боимся грязной воды, а потому, что нам пора двигаться дальше – к церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа.
Продолжение .

Средневековый Париж, который Хлодвиг выбрал в 508 г. в качестве столицы, еще носил отпечаток галло-романского города: укрепления, термы, арены, дороги... Остров Сите был весьма населенным, здесь находился королевский дворец. В восточной части острова разместилась базилика св. Стефана, на чьем месте через несколько веков был сооружен собор Нотр-Дам. С VI в. и во все Средние века многочисленные факторы, как географические и экономические, так и религиозные и интеллектуальные, влияли на развитие сначала Левого берега, потом Правого.

Площадь города в это время равнялась 438 га. При населении в сто тысяч человек средневековый Париж являлся самым крупным городом Европы.

Географические и природные факторы

Парижский бассейн, место слияния рек Марны, Уазы, Йонны, Луана и Сены, представлял собой подобие чаши. В Париже в Сену вливались Бьевр и Севр. Сама Сена, чье течение было более стремительным, чем сейчас, а также болота, давшие впоследствии название целому кварталу, образовывали естественную линию обороны. С течением времени роль оборонительных рубежей взяли на себя стены, а болота были осушены, чтобы город мог развиваться на берегах. Наконец, Сена стала главной артерией для перевозки товаров и продовольствия.

Структура средневекового Парижа

Экономические факторы

Начиная от острова Сите, вдоль дорог, у мостов торговцы выставляли товар. Экономическое развитие Правого берега было более динамичным, чем Левого. Торговая активность была выше у тех мест, куда удобно было причалить, между Сен-Жерве и Сен-Мерри. Гильдия мясников, к которой присоединились и другие гильдии, обосновалась в районе Шатле. Первые крытые торговые ряды возникли уже с 1183 г.

Религиозные факторы

Помимо дворцового комплекса на острове расположились кафедральный собор, рынок, госпиталь, отель Дьё и жилые дома. По берегам реки, вокруг монастырей, основанных с VI в., возникали сельскохозяйственные постройки. На Левом берегу это были Сен-Жермен-де-Пре и Сен-Женевьев, а на Правом - Сен-Мартен-де-Шам.

Культурные факторы

Первый раз город разросся от острова Сите на Левый берег, где возможность получить образование у таких ученых, как Пьер Абеляр, привлекала около десяти тысяч студентов. Колледжи, основанные для их проживания, стали местом обучения.

Дороги

Остров Сите соединялся с берегами посредством четырех мостов. Набережное, построенные как средство от наводнений, становятся местами прогулок парижан.

Готическая архитектура Парижа

Новшеством готической архитектуры стало использование выгнутого свода, поддерживаемого переплетением колонн и разделенных арок. Эти новшества ввели в центре Франции, в регионе Иль-де-Франс с первой половины XII в. Развитие готики затормозило дальнейшее развитие романской архитектуры. Традиционно различают раннюю готику (с 1125 по 1190); зрелую (до 1250); лучистую (до 1380); потом позднюю или пламенеющую (до первой трети XVI в.).

Сен-Мартен-де-Шам

Церковь, построенная около 1130 г., в своем плане еще напоминает романские соборы. Однако двойная галерея хоров, просторные открытые часовни и одна большая боковая часовня и своды хора, поддержанные выступающими стенами, и выпуклый свод с переплетением колонн являются новаторскими решениями.

Сен-Жермен-де-Пре

Церковь, с аркбутанами и блистательными часовнями, относится к середине XII в. Ее облик был много раз повторен и развит в других готических строениях.

Собор Нотр-Дам

Высокие окна хора увеличились в объеме, свод высотой 15 м поддерживают аркбутаны, доходящие до контрфорсов, между которыми сооружены часовни. В блистательной готике объединяются стекло и камень, чтобы придать окнам новую объемность, как это видно на примере розы южного портала в соборе Нотр-Дам (1258-1270).

Капители

Цветочный орнамент и позолота вытянутых капителей Сент-Шапель подчеркивают мистическую символику декора.

Бастилия

Бастилия, изначально оборонительное сооружение, а потом государственная тюрьма, является образцом военного искусства готической архитектуры.

Трапезная монастыря Сен-Мартен-де-Шам

Автор этого здания Пьер де Монтрёй. У трапезной уникальные размеры (12 м х 42 м), свидетельствующие о превосходном владении строителями техники возведения готических зданий. Яркими примерами являются два декорированных нефа, своды которых поддерживаются толстыми колоннами, а тонкие колонны их разделяют.

Лувр

Колонна нижнего зала королевского дворца иллюстрирует стилистическое развитие, произошедшее во втором периоде готики.

Башня Жана бесстрашного

Редкое свидетельство феодальной архитектуры, башня относится к началу XV в. В ней находится витая лестница, увенчанная сводом с замечательным цветочным декором.

Сент-Шапель

Шпиль собора построен в 1853 г. Ее реставрация, как и всего ансамбля здания, стала одной из самых удачных строек XIX в.

Современный шпиль, установленный на тонкой литой арматуре, повторяет модель Роберта Фушье, который построил в конце XIV в. настоящее чудо блистательной готической архитектуры.

Башня Сен-Жак

Неповторимый декор архивольтов, пина-клей и стрельчатых фронтонов делает из этой башни шедевр пламенеющей готики.

Церковь Сент-Шапель в средневековом Париже

Людовик Святой начал строительство Сент-Шапель между 1241 и 1248 гг. Капелла, чудесный образец готической архитектуры, была двухуровневой: нижняя капелла - для простого народа, верхняя - для короля. Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из Константинополя. Это здание с единым нефом, упирающимся в семигранную апсиду. Снаружи строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят легкости верхних частей здания, увенчанного шпилем. Но главным украшением верхней капеллы являются витражи.

Королевский манифест

Авторство Сент-Шапель традиционно приписывают Пьеру де Монтрёй, которому помогали Томас де Кормон и Робер де Люзарш. Церковь, являвшаяся частью королевского дворца Сите, была не только религиозным центром, но и политическим. Король напоминал таким образом, что он является временным духовным лидером своего народа и ведет свой народ к вечной жизни.

Здание XIX в.

Во время Революции капелла Сент-Шапель очень сильно пострадала. Над ее восстановлением трудились Феликс Дюбан, Жан-Батист Лассюс и Виолле-ле-Дюк. Строительство было признано одним из самых удачных в XIX в. Были восстановлены: крыша, внешняя лестница, шпиль -четвертый раз в 1853 г. - внутренняя отделка и часть витражей.

Единый ансамбль

Капелла Сент-Шапель представляет собой единое пространство четырех продолговатых проемов, завершающихся семигранной апсидой.

Нижняя церковь

Похожая на крипту нижняя церковь имеет два ряда колонн, служащих, помимо всего прочего, для придания строению прочности. Колонны образуют боковые нефы, в апсиде соединяющиеся в галерею.

Верхняя церковь

Внутреннее пространство верхней части Сент-Шапель характеризуется простотой и единством. Обычное трехъярусное деление готических храмов здесь заменено двухъярусным, почти одноярусным, поскольку ярус с оконными проемами стремится полностью поглотить нижнюю часть.

Вертикальность

Массивные выступающие контрфорсы помогли строителям обойтись без возведения аркбутанов.

Центр теологии

Капелла Сент-Шапель является местом теологических размышлений о Страстях Христовых, которым предавались нищенствующие ордена, такие как францисканцы. Им любил покровительствовать Людовик Святой.

Гениальные инженерные решения

Для соединения проемов между собой, архитектор увеличил количество металлической арматуры, пронизывающей пространство церкви. Он даже позаботился, чтобы скрыть эти массивные железные балки, вплести их, где возможно, в арматуру витражей.

Средневековье во Франции - это время расцвета религии, романского и готического искусства, витражного дела, всевозможных ремесел. Несмотря на многочисленные перестройки, Париж до сих пор хранит замечательные свидетельства давно минувших дней.

Программа

  • Начинаем экскурсию с самого известного собора Франции - Нотр-Дама, воплощения классической готики. История рождения и развития готического стиля во Франции и Европе. Тайны и легенды собора.
  • История острова Ситэ, на котором родился Париж. Королевский замок Консьержери с первыми столичными часами XIV века и Святой Капеллой, украшенной витражами XIII века и построенной Людовиком Святом для реликвий Христа.
  • Правый берег - самая густонаселенная часть Парижа в эпоху Средних. Деревянные фахверковые дома XV века; остатки монастырских складских помещений; стена Филиппа-Августа (конец XII столетия); галерея монастыря Бийет (единственная, сохранившаяся в Париже); позднеготическая башня мясников Сен-Жак; площадь Шатле; церкви Сен-Мерри, Сен-Жерве и Сен-Жермен-л"Оксеруа; башня Жана Бесстрашного; самый старый дом Парижа.
  • Левый берег - университетский квартал Средневековой Сорбонны. Сен-Жермен-де-Пре - самая древняя церковь Парижа; Латинский квартал; церкви Сен-Северен и Сен-Жюльен-лё-Повр (приход студентов и преподавателей Сорбонны); особняк Клюни (музей Средних Веков); коллеж Бернардинцев (ярчайший пример монастырской архитектуры XIII столетия); самая старая вывеска Парижа.

У меня всегда при себе профессиональный фотоаппарат, и я с радостью, совершенно бесплатно, сделаю вам запоминающиеся снимки по вашему желанию.



+5






Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 20% стоимости , а остальные деньги - гиду на месте. Вы можете

На сегодняшний день в Европе существует множество городов, сохраняющих свой облик неизменным на протяжении долгих столетий – Сиена, Брюгге, верхний город Бергамо и так далее. Однако если мы вернёмся на пять-восемь столетий назад, то узнать известную практически каждому столицу Франции будет абсолютно невозможно – с эпохи Высокого Средневековья Париж изменился столь радикально, что, окажись в нём сейчас один из подданных короля Филиппа Красивого, он не узнал бы родной город и решил, что его обманывают. Всё, что осталось к XXI веку в Париже от прежних славных времён – это общая география, течение Сены, холм Монмартр и несколько десятков исторических зданий. Даже Лувр, резиденция королей Франции, сейчас выглядит абсолютно иначе, чем в Средние века.


Вид на Луврский замок с юга. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского», XV век

Так давайте пройдёмся по улицам старинного Парижа – города-крепости, города-твердыни. Города, постоянно ожидавшего нападения и максимально подготовившегося к любым неприятным неожиданностям.

Крепостные стены

Здесь мы не станем рассматривать самую знаменитую внутригородскую крепость Парижа – Бастилию, – как принадлежащую к более поздним временам. Бастилия была построена уже после эпидемии Чёрной Смерти в 1370–1381 годах и принадлежит не «классическому» Средневековью, а зарождению раннего Нового времени.

Тут надо непременно вспомнить, что древняя Lutetia Parisiorum, впервые упомянутая Юлием Цезарем в «Записках о Галльской войне», располагалась на острове Ситэ и, предположительно, стеной обнесена не была. С берегами Сены городок соединялся деревянными мостами, которые в случае атаки извне можно было сжечь. Первые укрепления появляются в III веке нашей эры, когда Римская империя начала приходить в упадок, и Галлия оказалась под угрозой вторжения германских племён. Правый берег реки считался непригодным для строительства по причине своей заболоченности, что нашло отражение в топонимике – достаточно упомянуть квартал Марэ, «болото». В свою очередь, на левом берегу в эпоху поздней античности начал разрастаться город, оставленный ориентировочно после 280 года: из-за угрозы варварских вторжений его жители предпочли обосноваться в Ситэ, под естественной защитой реки. С начала IV века на восточной стороне острова появляется первая каменная стена, сложенная из блоков без использования раствора или цемента – материал для неё брали из старинных римских построек, в частности «арен Лютеции». По современным оценкам, стена была около двух метров в высоту и имела толщину у основания в два с половиной метра. Мосты, находившиеся на месте современных Пети-Пон и Гран-Пон, со стороны Ситэ прикрывали бревенчатые башни.


План Парижа начала IX века

В течение нескольких последующих веков Париж неоднократно подвергался нападениям и разрушению, но всегда восстанавливался – очень уж было удобное место для контроля над судоходством по Сене. В эпоху викингов скандинавы не раз поднимались вверх по реке до самого города – нападения следовали друг за другом в 845, 856, 857, 866 и 876 годах, но были отбиты. В 885–887 годах последовала длительная осада Парижа викингами. К этому времени на обоих берегах Сены появились деревянные укрепления, построенные при императоре Карле Лысом – впоследствии они станут известны как Большая и Малая крепости, Гран-Шатле и Пети-Шатле.

Лишь с 1190 года появляется проработанная программа возведения укреплений вокруг города – строительству стен с многочисленными воротами-башнями парижане обязаны королю Филиппу II Августу, монарху благоразумному, хозяйственному и желавшему обезопасить свой любимый Париж от возможного нападения со стороны английских Плантагенетов, тогда владевших Нормандией – возведённый Ричардом Львиное Сердце грандиозный замок Шато Гайар находился всего в сотне километров от Парижа, то есть англичане могли подойти к столице за считанные дни.

Филипп Август считал приоритетной оборону правого берега. Строительство стены длиной 2600 метров с этой стороны велось с 1190 по 1209 годы – к этому времени болота были осушены трудами ордена тамплиеров, которым был подарен значительный участок земли на правом берегу. Левобережная часть стены строилась с 1200 по 1215 годы – наконец, Париж начал приобретать устоявшийся облик, который сохранится почти неизменным на протяжении следующих четырёхсот лет. Там, где стены примыкали к реке, были построены однотипные «большие парижские башни» – каждая высотой 25 метров и диаметром 10 метров. Среди них была и Нельская башня, известная большинству читателей по циклу романов Мориса Дрюона «Проклятые короли». Находилась она на левом берегу, где сейчас набережная Малаке, возле нынешнего моста Каррузель.

Нельская башня. Реконструкция авторства архитектора Виолле-ле-Дюка, XIX век

В эти же годы появляется замок Лувр – землю под строительство за пределами городских стен Филипп Август купил у епископа Парижского. Как мы уже упоминали, ничего общего с современным Лувром этот боевой замок, способный выдержать длительную осаду, не имел. Это было практически квадратное сооружение размерами 78 на 72 метра, с мощной цитаделью в центре, десятью оборонительными башнями по периметру и широким рвом. Во времена Филиппа Августа Лувр являлся чисто утилитарным сооружением – холодным, неудобным и совершенно неблагоустроенным; резиденция короля оставалась на острове Ситэ, в замке Консьержери, считавшемся одним из самых красивых дворцов Европы.

Тем не менее, в случае проникновения противника за городские стены и захвата собственно Парижа, Луврский замок мог держаться не менее года, ожидая подхода подкреплений. Для своей эпохи это был шедевр фортификационного искусства, где были применены все современные достижения в данной области, включая перенятые у сарацин машикули – навесные бойницы, предназначенные для вертикального обстрела противника. Цитадель являлась исключительно солидным сооружением – высота 32 метра, диаметр 16 метров, толщина стены у основания 4,5 метра. К сожалению, сейчас от средневекового Лувра почти ничего не осталось – замок Филиппа Августа был частично снесён в XVI веке ради строительства ренессансного дворца, остатки северной стены разобрали при Людовике XIII, а в наши дни можно увидеть лишь основания древних стен в подвалах музея.


Луврский замок в конце XIV века. Позднейшая реконструкция

Если средневековый парижанин пройдёт вдоль берега Сены от Лувра к острову Ситэ, то увидит ещё два внутригородских укрепления. Когда в городе появились каменные мосты, пришлось защитить доступ на них двумя крепостями – Гран-Шатле с севера и Пети-Шатле с юга. Собственно от Пети-Шатле на остров ведёт каменный Малый мост, башня как была построена в 1130 году, так и сохранялась неизменной до сноса в 1782 году, единственная реконструкция состоялась при короле Карле V в 1369 году, когда Пети-Шатле решили капитально отремонтировать (крепость пострадала при наводнении). В последующие эпохи военное значение крепость потеряла и использовалась как тюрьма. В Гран-Шатле, на противоположном берегу, со времён Филиппа Августа располагались резиденция парижского прево, суд и полиция. В дальнейшем Большой Шатле также был снесён, крепость разбирали десять лет, с 1792 по 1802 годы.

Замок Тампль

Первый Дом Ордена Храма в Париже появился в 1139–1146 годах, когда набожный король Людовик VII (прославившийся в основном благодаря жене, герцогине Алиеноре Аквитанской) подарил молодому Ордену участок на правом берегу – место не самое удачное, заболоченное и нездоровое. Рядом (ближе к реке) находились церкви Сен-Жан-ан-Грев и Сен-Жерве, то есть, ориентировочно нахождение первой резиденции тамплиеров можно привязать к пространству, ныне ограниченному улицами Риволи, Вьей-дю-Тампль и Архивов. Ни одного изображения Старого Храма не сохранилось, но по описанию Матвея Парижского башня напоминала Пети-Шатле, обычная архитектура эпохи – довольно мрачная квадратная коробка с узкими бойницами.


Общая панорама Нового Тампля времён Филиппа Красивого. Слева башня Тампль, в центре церковь, справа башня Цезаря. Вид с юго-востока, на втором плане гора Мучеников (Монмартр) и силуэт церкви аббатства Сен-Пьер-де-Монмартр

Храмовники оказались людьми настырными и на протяжении столетия осушали болота, разбивали огороды и строили инфраструктуру: мельницы, склады, конюшни и т.д. Они осушили и освоили квартал, расположенный между улицами Веррери с юга, Беранже с севера, Тампль с запада и Вьей-дю-Тампль с востока. После приобретения в 1203–1204 гг. двух цензив, одна из которых находилась к востоку от улицы Вьей-дю-Тампль (улица Экуфф, улица Розье, улица Паве), а другая – к северу от улицы Веррери (Сен-Круа-де-ла-Бретоннери), анклав ордена приобрёл законченный вид. Он был окружён стенами и защищён привилегиями – в частности, все служители Тампля были неподсудны королевской светской власти. Внутри тамплиеры возвели великолепную церковь по образцу храма Гроба Господня (с ротондой и базиликой) и два донжона. Один из них, донжон Цезаря, датируется XII в., а второй – донжон Храма – второй половиной ХIII столетия. Эти башни были построены на месте, где сейчас находится сквер, который выходит к мэрии третьего административного округа.

Исходно комплекс Тампля располагался за стенами Филиппа Августа, но Париж расширялся за счёт появления новых предместий, всё их население было бы невозможно укрыть в городе в случае осады. С началом Столетней войны стало абсолютно очевидно, что прежних укреплений совершенно недостаточно, и при короле Карле V начинается строительство нового периметра стен. В черту города входят Тампль и Лувр, площадь обнесённой стеной территории увеличивается с былых 253 гектар до 400 гектар, Париж становится настоящим мегаполисом с численностью населения около 150 тысяч человек.

Следует отдельно заметить, что башня Тампль являлась самым высоким зданием Парижа (57 метров), а принадлежащая храмовникам земля сравнилась по площади с островом Ситэ. Рядом с Гревской площадью на Сене находилась тамплиерская гавань с колоссальным грузооборотом – к началу XIII века духовно-рыцарский орден отходит от своих основных функций по защите Гроба Господня и превращается в разветвлённую коммерческо-банкирскую компанию, вполне способную финансировать строительство столь грандиозных сооружений, как башня Тампль. Когда Филипп IV Красивый решил расправиться с тамплиерами – так до сих пор и не выяснено, по политическим или финансовым соображениям, – «полицейская акция» короля могла быть сорвана: парижский Тампль был способен обороняться весьма длительное время. Однако сопротивления тамплиеры не оказали, и весь комплекс, принадлежащий храмовникам, был захвачен людьми короля за одну ночь. После разгрома Ордена хозяйство отошло к госпитальерам и известно в последующие эпохи как «аббатство Тампль», а башня перешла во владение королей Франции.

Тамплиеры строились тщательно и умело, башня Тампль простояла 588 лет, почти не подвергаясь реконструкции. Возможно, она сохранилась бы и до наших дней, однако Наполеон Бонапарт в 1808 году приказал разобрать старинное сооружение по идеологическим мотивам: именно в Тампле содержались перед казнью бывший король Людовик XVI, дофин и королева Мария-Антуанетта – для роялистов башня стала символом. Работы по разбору продолжались два года, и к настоящему моменту никаких следов Тампля в Париже не осталось, если не считать названий квартала и улиц.


Вероятно, одно из последних изображений Тампля. Свергнутый король Луи XVI прогуливается по северной стене. Картина конца XVIII века

В XII–XIV веках столица Французского королевства была не самым удобным городом – плотная застройка, обусловленная теснотой внутри городских стен, многочисленные башни, четыре крепости. Всё было подчинено одной цели – обороне от внешнего противника. Облик города начал меняться во времена Бонапарта и стал абсолютно неузнаваемым в правление Наполеона III, когда префект округа Сена, барон Жорж Эжен Осман, начал перепланировку Парижа – начиная с 1854 года, было уничтожено более 60 процентов средневековой застройки и проложены бульвары. Старинная сеть парижских улиц исчезла навсегда – равно как и старый Лувр, Гран-Шатле, Пети-Шатле и Тампль. Но это уже совсем другая история…

Похожие публикации