Площадь каррузель. Триумфальная арка каррузель Архитектурный ансамбль площади

Описание

В столице Франции Париже на площади Каррузель расположена триумфальная арка, сооруженная в XIX веке по приказу Наполеона, чтобы увековечить его военные достижения.

Впервые в истории Франции зодчие не создали ничего нового, пусть даже с опорой на классику. Они практически скопировали чужой шедевр, арку Септимия Севера, римского императора конца II – начала III веков.

Мастерства архитекторов хватило на то, чтобы воспроизвести чужую работу, но не хватило, чтобы продемонстрировать собственный вкус. Перегруженная барельефами арка скорее свидетельствует об их способности украшать мебель и интерьеры, чем об умении создавать шедевры, достойные центра Парижа. Впрочем, за двести лет арка Карузель прочно вросла в окружающий пейзаж и стала его неотъемлемой частью.

При Наполеоне она была увенчана четверкой коней, снятых с собора Святого Марка в Венеции после падения Венецианской республики. В этой истории можно видеть своеобразную историческую справедливость. Знаменитую квадригу, предположительно работы Фидия или Лисиппа, сами венецианцы украли во время грабежа Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Однако после отречения Наполеона лошадей пришлось вернуть в Венецию. Теперь они спрятаны под крышей тамошнего собора на верхнем этаже, а их прежнее место на фасаде заняли копии.

Арку Каррузель венчает еще одна копия, усовершенствованная. Повозкой правит символическая фигура Мира, а по бокам стоят позолоченные статуи Победы. Всё вместе призвано славить Реставрацию – восстановление Бурбонов на французском троне. Тем не менее барельефы и надписи в честь побед Наполеона сохранились и при Бурбонах.

Восемь солдат, напоминающие о лермонтовских строчках: «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами», – изображают рода наполеоновских войск. Со стороны Лувра стоят слева направо кирасир, драгун, кавалерист и карабинер. Надпись над ними гласит: «Французская армия, высадившаяся в Булони, угрожала Англии. Тогда на континенте образуется третья коалиция. Французы мчатся от океана к Дунаю, Бавария освобождена, австрийская армия в плену в Ульме. Наполеон входит в Вену и побеждает под Аустерлицем. Меньше чем через сто дней коалиция распускается».

На противоположной стороне стоят гренадер, пехотинец, канонир и сапер. За ними написано: «По велению победителя Аустерлица рушится Германская империя, рождается Рейнский Союз, создаются Баварское и Вестфальское королевства, Венеция присоединена к Железной короне, вся Италия принимает законы своего освободителя».

Еще две надписи выбиты на узких боковых фасадах арки. На южном, обращенном в сторону Сены, написано: «Слава великой армии, победительнице под Аустерлицем и в Моравии! Второе декабря 1805 г. – годовщина коронации Наполеона». На северном: «Владыка государств своего врага, Наполеон их ему возвращает. Он подписывает мир 27 декабря 1805 г. в столице Венгрии, занятой победоносной армией».

Сегодня арка Каррузель стоит одиноко чуть ли не в чистом поле, а в свое время служила торжественным обрамлением парадного входа во Дворец Тюильри, который император выбрал в качестве своей резиденции.


Рубрика: Париж

Не все, возможно, знают, что в столице Франции имеется целых пять триумфальных арок. Самая известная Триумфальная арка – та, что находится на площади имени Шарля де Голля. Еще две расположены на одной прямой с ней: это Большая арка Дефанс в деловом квартале города и Триумфальная арка на площади Каррузель, раскинувшейся между знаменитым Лувром и садом Тюильри . Арка хорошо просматривается с южного крыла Лувра – она видна слева. Глядя на нее, невольно задумываешься: как появился в Париже этот величественный монумент?

По образу и подобию древнеримских арок

Наполеон Бонапарт, выигравший в декабре 1805 года под Аустерлицем в Моравии решающее сражение с армиями Российской и Австрийской империй, решил увековечить свою блестящую победу для истории. С этой целью он приказал Шарлю Персье и Пьеру Фонтену разработать проект некоего монументального сооружения, которое бы одновременно служило въездными воротами во дворец Тюильри – резиденцию императора. Архитекторы взяли за образец построенную в 315 году трехпролетную арку Константина в Риме и с воодушевлением взялись за работу. Строительство продолжалось с 1807 по 1809 год, и в результате восхищенным взорам парижан предстала 19-метровая трехпролетная арка. Сооружение венчала вывезенная из Венеции квадрига святого Марка, изготовленная из позолоченной бронзы.

Триумфальная арка на площади Каррузель, выполненная в стиле ампир, весьма напоминает триумфальные арки древнеримской эпохи. Она украшена восемью колоннами коринфского ордера – одного из трех главных архитектурных ордеров. Колонны изготовлены из бело-красного мрамора, на каждой из них находится по статуе солдата наполеоновской армии. Это кирасир, гренадер-кавалерист, драгун, кавалерист, гренадер-пехотинец, канонир, карабинер и сапер. У каждого воина своя униформа и… свой скульптор (авторы статуй, соответственно, Тонэ, Шинар, Корбе, Фоку, Дардель, Бридан, Мутон и Дюмон). На барельефах изображены сюжеты военных баталий. Их отбирал лично Виван Денон, директор музея Наполеона I в Лувре (один из отделов современного музея Лувр носит имя этого деятеля).

Барельефы Клодиона и символы геральдики

Автором барельефов с сюжетами военных баталий является французский скульптор Клодион (настоящая фамилия Мишель). Они изображают уже упомянутое нами сражение под Аустерлицем, триумфальный въезд Бонапарта в Мюнхен и Вену, а также падение Ульма, города в Германии, в который император в 1805 году заманил австрийскую армию под командованием генерала Макка и принудил ее сдаться. Кроме того, на барельефах увековечены заключение Пресбургского мира 1805 года между Францией и Австрией, согласно которому Наполеон заполучил ряд итальянских земель, и конгресс в Тильзите (ныне г. Советск в Калининградской области РФ). Здесь в 1807 году был заключен мирный договор между Наполеоном I и Александром I, по которому Россия признавала все завоевания Бонапарта.

Триумфальную арку на площади Каррузель также украшают геральдические символы Итальянского королевства (государства в Северной Италии во времена Наполеона) и собственно бонапартистской Французской империи. После того, как в 1815 году Франция вернула Венеции квадригу святого Марка, венчавшую арку, ее место заняла скульптурная композиция Франсуа Жозефа Бозио и Франсуа-Фредерика Лемо, аллегорически изображающая триумф Бурбонов. С 1871 года арка перестала быть въездными воротами во дворец Тюильри, поскольку не стало самого дворца: его сожгли французские революционеры. Однако это не помешало монументу органично вписаться в 9-километровую историческую ось, которая включает площадь Согласия, Елисейские поля, Триумфальную арку на площади де Голля и Большую арку Дефанс .


Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа...


У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик - на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи...


Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не...


…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет...


Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь - из Парижа - в Париж - в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres...

Триумфальная арка на площади Каррузель – первая из трех знаменитых сооружений, протягивающих через весь Париж отчетливую оптическую ось. В любой точке этой оси можно видеть арки, лежащие на девятикилометровой прямой, – Каррузель, Триумфальную на площади Шарля де Голля и Большую района Дефанс.

Арку перед дворцом Тюильри приказал построить Наполеон Бонапарт в память собственных побед 1806-1808 годов. Проект был поручен архитекторам Шарлю Персье и Пьеру Фонтену, которым император доверял: они были законодателями вкуса, ведущими мастерами стиля ампир. Это стиль воплощал в себе ощущение имперской мощи и военной силы. Он идеально подходил для прославления успехов империи.

В работе над проектом Персье и Фонтен вдохновлялись античными образцами: первыми триумфальные ворота стали строить для своих победителей римляне. Известны арка Тита (81 год), арка Септимия Севера (205 год) и арка Константина (315 год), находящиеся в Риме. Наполеоновские зодчие взяли за образец арку Септимия Севера, но несколько сократили размеры (высота 19 метров против 21 метра в Вечном городе). Однако парижское сооружение получилось не менее торжественным и парадным.

Фасады Каррузель богато украшены скульптурами. Сюжеты для композиций отбирал Доминик Виван-Денон, талантливый египтолог-любитель, назначенный Наполеоном директором Лувра. На рельефах изображены вступление Наполеона в Мюнхен и Вену, Аустерлицкая битва, Тильзитский конгресс, падение Ульма. Арка украшена также геральдикой Французской империи и Итальянского королевства.

Венчала арку квадрига святого Марка, выполненная из позолоченной бронзы. Считается, что изваял её сам Лисипп в IV веке до н. э. В своё время четверка бронзовых лошадей украшала ипподром Константинополя, во время Четвертого крестового похода дож Дандоло вывез её в Венецию и установил на базилике Сан-Марко. Наполеон, завоевав Италию, увёз, в свою очередь, квадригу во Францию, чтобы украсить ею арку Каррузель. После падения Бонапарта французы вернули скульптуру итальянцам. Сейчас на арке высится композиция, изображающая триумф Бурбонов (авторы – Франсуа-Фредерик Лемо и Франсуа Жозеф Бозио).

Арка на площади Каррузель – архитектурное сооружение в стиле ампир, прославляющее победы великого полководца. Главные ворота в Тюильри и историческая ценность Парижа.

Исторический объект и красивая достопримечательность Парижа — арка на площади Каррузель , должна была служить главными воротами во , еще задолго до его сожжения. В 1802 году, во время Амьенского мира было принято решение о постройке, разделяющей Лувр и Тюильрийский дворец.

Архитектурную форму арка приобрела благодаря желанию Наполеона Бонапарта увековечить в монументе мощь своей армии. Так, в 1808 году состоялось торжество по случаю открытия в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем . Место было выбрано не случайно — в то далекое время на площади проходили конные соревнования воинской армии («каррузели »), арка должна была восхвалять удаль и честь французов и служить памятным напоминанием для поднятия их воинского духа.

Создателями исторического сооружения стали два француза – Шарль Персье и Пьер Фонтен . Это единственный случай, когда за основу были взяты чужие идеи архитектурной мысли – знаменитая арка на площади Каррузель повторяет форму триумфальной арки в Риме. Знаменитую колесницу, украшающую верх Наполеон вывез из Венеции во время своего очередного похода. После отречения императора от престола квадригу вернули на прежнее место, а вместо нее установили усовершенствованную копию, изготовленную по проекту Ф.Ж. Бозье . Новая скульптурная группа состояла из четверки коней и двух статуй Победы по бокам, а во главе колесницы возвышалась фигура Мира.

Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже

Архитектурная составляющая объекта

19-ти метровая арка на площади Каррузель восхищает своими античными формами. В эпоху создания объекта исторического наследия античность была в моде и ее украсили мраморными коринфскими колоннами со статуями воинов французской армии. Мраморные барельефы арки украшают изображения военных сражений великого полководца – битву под Аустерлицем , сражение при Ульме, вхождение армии Наполеона в Вену, заключение мирного договора в Тильзите . Триумфальную арку украсили барельефами и нанесли на них геральдику – и Италии. Символы королевства Италии, как и венецианская квадрига, не случайно появились на монументальном сооружении — французская армия во время правления Наполеона завоевала ее северные территории.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Примечательно, что изначально квадригу должна была венчать статуя самого Наполеона, однако полководец отказался от такой идеи, заявив, что арка должна прославлять его армию, а не его превосходительство.

Триумфальная арка сегодня

На сегодняшний день объект исторического наследия служит своеобразным началом для прогулки по знаменитой королевской оси Парижа. Минуя арку, путешественник попадет в сад Тюильри , далее маршрут упирается в Лувр – великолепный дворец французских королей. Тысячи туристов ежегодно приезжают полюбоваться историческим наследием Франции и насладиться ее достопримечательностями.

Музей Лувр

Арка, расположенная на площади Каррузель заслуживает особенного внимания — пройдя через нее можно попасть не только в Лувр и Тюильри , но и пройтись по Елисейским полям, побродить по площади Согласия, а также дойти до главной Триумфальной арки. Париж богат на архитектурные сооружения – в городе возведены пять триумфальных арок. Каждая из них несет в себе важную историческую ценность и может поведать миру о многих событиях прошлых веков.

В свою очередь венецианцы также стащили скульптуру у византийцев, эта квадрига украшала вход на в Константинополе (современный ). Её вывезли в 13 веке, во время 4 крестового похода, после разграбления столицы византии.
Архитектурный проект был поручен ведущим специалистам того времени, Персье и Фонтен, которые недолго думая соорудили из этой парижской достопримечательности точную копию арки Септимия Севера в Риме.
Впервые за всю историю её архитекторы не создали что-то новое, пусть даже с опорой на классику, а воспроизвели чужой шедевр.
Монумент украшал въезд во дворец Тюильри, тогда в нём располагалась резиденция императора. (Позже, во времена Комунны, дворец сожгли до тла, сохранились только два крыла, сегодня это правое и левое крыло музея ).


Саша Митрахович 30.11.2015 16:39


С обратной стороны фигуры обозначают гренадёров, пехотинцев, канониров и сапёров. За ними написано: «По велению победителя Аустерлица рушится Германская империя, рождается Рейнский Союз, создаются Баварское и Вестфальское королевства, Венеция присоединена к Железной короне, вся Италия принимает законы своего освободителя».

Надпись на южнои боковине арки со стороны Сены, гласит: «Слава великой армии, победительнице под Аустерлицем и в Моравии! Второе декабря 1805 г. - годовщина коронации Наполеона», а с северной: «Владыка государств своего врага, Наполеон их ему возвращает. Он подписывает мир 27 декабря 1805 г. в столице Венгрии, занятой победоносной армией».


Саша Митрахович 24.12.2015 11:05


Похожие публикации