Деревянный летний дворец елизаветы петровны. Любимая резиденция трех императриц Дворец елизаветы на фонтанке карте

Времена правления Елизаветы I ознаменовались новым этапом развития зодчества в государстве, зарождением елизаветинского (русского) барокко. Построенные под руководством главного зодчего императрицы Р.Ф. Бартоломео памятники архитектуры имели явное европейское влияние, однако, им был присущ российский размах и монументальность. Одним из таких шедевров являлся Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге, который по стилю, легкости архитектурных форм и богатству убранства сравнивали с французским королевским дворцом в Версале.

Географическое расположение и архитектурные особенности Летнего дворца Елизаветы

О том, как выглядел Летний дворец Елизаветы, мы можем получить представление по картинам и гравюрам, а также воспоминаниям современников. Императорская резиденция располагалась на участке между ул. Итальянской, Екатерининским каналом, реками Мойка и Фонтанка. Дворец был построен в 3-м Летнем саду, там, где сегодня расположен Михайловский (известные еще как Инженерный) замок.

По проекту дворец предусматривал наличие двух фасадов, выходящих на Мойку (главный) и в направлении Невского проспекта. Перед главным входом в здание был разбит регулярно действующий парк с деревьями и фигурными цветочными клумбами, скамейками и фонтанами. Во внутренний двор посетители проходили через кованые ворота.

Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли имел второе название – Деревянный дворец. Только цоколь и стены первого этажа были каменными, второй – полностью из дерева. Наружные стены в розово-серой расцветке выглядели элегантно и светло. Внутри помещения украшала богатая лепнина с позолотой, скульптуры и большое количество зеркал. Роскошный и нарядный дворец включал более 160 помещений, в том числе зал для торжественных приемов и галереи.

Любимая резиденция Елизаветы Петровны

Весь двор Елизаветы I перебирался в Летний дворец из Зимнего дворца как только теплело: в апреле – мае. Переезд обставлялся торжественно, с пушечным салютом и оркестром, при сопровождении гвардейского полка. Возвращение в зимнюю резиденцию в конце сентября проходило не менее помпезно.

Елизавета любила свой Летний дворец. В нем регулярно проходили официальные приемы и балы. Будущий император Павел I появился на свет именно здесь.

Летний дворец Елизаветы: история строительства

Задумка возведения летней императорской резиденции появилась еще при Анне Леопольдовне – регентше при малолетнем Иване VI, к которому перешел трон после Анны Иоанновны. Чертежи архитектор начал разрабатывать еще в конце 1740 года, а в июле 1741 года были начаты строительные работы. В том же году произошел переворот и к власти пришла Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого. Новая императрица одобрила продолжение строительства дворца и работы выполнялись с 1741 по 1744 годы. Исторически сложилось, что строительство велось не точно по проекту. Так, по указанию Елизаветы через р. Мойку была сооружена крытая галерея для перехода из дворца во 2-й Летний сад.

После смерти Елизаветы I дворец оставался имперской резиденцией, здесь проходили праздничные мероприятия по окончанию семилетней войны с Пруссией, а Екатерина II в нем принимала официальные поздравления по поводу коронации от иностранных послов, хотя основное время она проводила в Царском Селе. Указом Павла I Летний дворец был разрушен в 1797 году (официально – по причине обветшалости), а на его месте был построен известный нам современный Михайловский замок, ставший резиденцией императора.

В 1741 году в результате очередного дворцового переворота русской императрицей стала младшая дочь Петра I Елизавета. Многие современники восприняли восшествие на русский престол Елизаветы Петровны как гарантию возвращения к традициям внутренней и внешней политики ее отца. В стране начался новый этап развития культуры, науки, искусства.

Новый период расцвета переживала и столица России. Город быстро строился, появлялись новые официальные резиденции, дворцы, соборы, театры. Время царствования Елизаветы - период господства в европейской архитектуре стиля барокко, для которого характерны пышность и причудливость архитектурных форм, роскошь отделки с использованием лепных деталей, позолоты, скульптуры, живописи. В Петербурге в это время работает талантливейший архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, и именно ему принадлежит создание шедевров русского барокко, отражающего идею торжества и могущества страны, которая стала одной из крупнейших мировых держав.

Заказ на сооружение первой постройки для Елизаветы Растрелли получил, когда она еще не была императрицей. Цесаревна приказала построить для нее Летний дворец на территории третьего Летнего сада (современная территория, ограниченная Фонтанкой, Мойкой, Итальянской улицей и Екатерининским каналом).

Благодаря сохранившимся гравюрам и рисункам, мы сегодня можем представить, как выглядело это творение Растрелли. Первый этаж дворца был сделан из камня, второй - деревянный. Дворец выкрасили в светло-розовый цвет, цокольный этаж был серым. Дворец имел два фасада: один был обращен в сторону Невской першпективы, другой - главный - к Мойке, в сторону Летнего сада. От Невской першпективы вдоль Фонтанки проложили широкую дорогу, вдоль нее тянулись оранжереи, росли фруктовые деревья, здесь же был Слоновый двор, при этом его обитатели летом могли купаться в Фонтанке.

На территорию дворца можно было попасть через широкие ворота с ажурной решеткой, украшенной позолоченными орлами. Перед главным фасадом, обращенным к Мойке, устроили огромные фигурные цветники, высадили аккуратно подстриженные деревья - получился настоящий регулярный парк. Сам Растрелли писал: "Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая церковь, зал и галереи. Все было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно, как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами…". В 1745 году построили крытую галерею для перехода из дворца в Летний сад через Мойку.

Царица очень любила свой роскошный Летний дворец. Ежегодно в конце апреля она вместе со всем двором переезжала из Зимнего дворца в Летний. Переезд превращался в целую церемонию с оркестровой музыкой и артиллерийской пальбой. В конце сентября Елизавета снова возвращалась в Зимний дворец.

В сентябре 1754 году в летней резиденции Елизаветы родился будущий император Павел I. Судьба распорядилась так, что именно он в самом начале своего царствования снес обветшавший Летний дворец и приказал построить на его месте замок, который мы сегодня знаем как Михайловский. И именно здесь жизнь Павла I трагически оборвалась.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997
2. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт - Петербурга. СПб., 2000
3. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге, построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок. Снесён в 1797 году

История строительства

В 1712 году на южном берегу Мойки там, где ныне павильон Михайловского сада, для Екатерины Алексеевны построен небольшой усадебный дом, завершенный башенкой с золочёным шпилем, носивший претенциозное название «Золотые хоромы». По нему Большой луг (будущее Марсово поле) на противоположном берегу получил наименование Царицын луг: именно оно будет употребляться чаще всего в XVIII, да и в начале XIX в.. Территорию у дворца называют 3-м Летним садом. Камер-юнкер герцога голштинского Берхгольц 11 июля 1721 года, осмотрев усадьбу, записал: В оранжереях царицы садовник Эклибэн выращивал редкие для северных широт плоды: ананасы, бананы и др.. Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект 1716-1717 гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон. На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером, обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло. При Анне Иоанновне 3-й Летний сад превращается в «ягд-гартен» - сад для «гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галерея для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби». «Овощной огород» при этом перенесли на Литейную улицу, где впоследствии построят Мариинскую больницу. В начале 1740-х гг. Б. Ф. Растрелли приступил к сооружению одного из примечательнейших зданий развитого русского барокко - Летнего дворца в 3-м Летнем саду для правительницы Анны Леопольдовны. Однако, пока велось строительство произошёл переворот, и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна. К 1744 г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём: Несмотря на расположение в городской черте, здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля, что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные…

В XVIII веке императорские фавориты были очень значимыми людьми в государстве, нередко они влияли на политику и участвовали в дворцовых интригах. Фаворитам дарили дорогие подарки, в том числе дворцы, которые строили лучшие архитекторы Петербурга. «Культура.РФ» вспомнила самые интересные особняки императорских любимцев .

Аничков дворец

Фотография: A.Savin

Строить Аничков дворец начал сразу после коронации императрицы Елизаветы Михаил Земцов , а заканчивал строительство Бартоломео Растрелли . Роскошный особняк в стиле барокко императрица подарила своему фавориту - Алексею Разумовскому. Среди современников ходили толки (впрочем, не подтвержденные историками), что Разумовский был тайным мужем Елизаветы и отцом ее незаконнорожденного сына. Свое название Аничков дворец получил спустя годы, когда неподалеку построили Аничков мост .

Позже особняк не раз передаривали. А Екатерина II выкупила здание у родственников Разумовского и презентовала его своему фавориту - Григорию Потемкину. Также она подарила Потемкину 100 тысяч рублей на перестройку дворца, которую поручили Ивану Старову. Архитектор сделал дворец более строгим и монотонным, как диктовал модный в те годы классицизм . Позже здание перестраивали еще много раз: Джакомо Кваренги по указу Александра I , Карл Росси - для Николая I . Здесь жили Александр II и Александр III . Сегодня в Аничковом дворце находится Дворец творчества юных .

Особняк Шувалова

Фотография: Florstein

Особняк другого фаворита Елизаветы Петровны, Ивана Шувалова, расположен неподалеку от Аничкова дворца. От обоих построек можно было быстро добраться до Летнего дворца императрицы. Особняк Шувалова спроектировал в 1749 году Савва Чевакинский. Он построил трехэтажное барочное здание, про которое Екатерина II писала: «Снаружи этот дом, хотя и очень огромный, напоминал своими украшениями манжеты из Алансонских кружев, так много на нем было разных украшений» . Впоследствии зданием владели князь Иван Барятинский и генерал-прокурор Александр Вяземский, который распорядился перестроить его в классическом стиле. Позже особняк принадлежал разным государственным ведомствам, а сегодня здесь размещается Музей гигиены .

Мраморный дворец

Фотография: A.Savin

Григорий Орлов был одним из фаворитов Екатерины II, он стал отцом ее внебрачного сына графа Алексея Бобринского. Императрица дарила Орлову множество подарков, одним из которых стал дворец. В 1768 году Екатерина II приказала архитектору Антонио Ринальди возвести его неподалеку от императорской резиденции .

Позже дворец получил название Мраморный : при его оформлении строители использовали 32 сорта этого камня - на внешних фасадах и в интерьерах. Стены одного из самых красивых залов были облицованы итальянским, греческим, карельским и уральским мрамором, а также лазуритом. Из серебристого мрамора была выполнена Парадная лестница и ее декор - скульптуры работы Федота Шубина.

Григорий Орлов умер еще до окончания строительства, и Екатерина подарила дворец своему внуку Константину Павловичу. Впрочем, один из фаворитов Екатерины все же жил в этом дворце, уже после смерти императрицы. В 1797–1798 годах здесь поселился бывший польский король Станислав Август Понятовский.

Сегодня в Мраморном дворце находится филиал Русского музея .

Гатчинский дворец

Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

Автор проекта Б.Ф. Растрелли Строительство - годы Состояние разрушен

Координаты : 59°56′26.5″ с. ш. 30°20′15.5″ в. д.  /  59.940694° с. ш. 30.337639° в. д. (G) (O) (Я) 59.940694 , 30.337639

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1796 году .

История строительства

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект - гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца - Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как не редко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На бергу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля - начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .

20 сентября г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I . После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией . В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол . Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу , и здание ветшает . Сначала его отводят под жительство Г. Орлову , затем Г. Потёмкину . Катастрофическое наводнение в сентябре г. разрушило фонтанную систему Летнего сада . Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали. Существуют две легенды основания Михайловского замка: по одной Павел I сказал: «Хочу умереть там, где родился», по другой стоявшему на часах в Летнем дворце солдату, когда тот задремал, привиделся архангел Михаил и повелел передать царю, чтобы построил на этом месте церковь. Как бы то ни было, в феврале г. «за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской твердыни . И сегодня только объёмное построение фасада замка, обращённого к Летнему саду (возможно, по желанию монарха) да великолепные рисунки М. И. Махаева напоминают об исчезнувшей постройке.

Литература

Похожие публикации