Ниневия (древний город на территории современного Ирака). Древний город ниневия Город ниневия

Пророк Наум, Джеймс Тиссот (James Tissot)

Святой пророк Наум - один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езеки́и, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель» . Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос - это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка - упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Книга пророка Наума

Пророческая Книга Наума - каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.

Книга пророка Наума посвящена падению великого города тогдашней ассирийской столицы Ниневии, расположенной на реке Тигре, а вместе с ней и всего Ассирийского царства. Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8).

Примерно за сто лет до пророчества Наума в Ниневию ходил (около 824 - 783 гг.). Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и город был спасен.

Первая глава представляет собой псалом, написанный акростихом (хотя и неполный), восславляющий Бога-Судью. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.

Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могущественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).

Третья глава продолжает эту тему, описывает снова картину гибели города, указывая причины этого: храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.

Падение столицы Ассирии Ниневии

Для правильного понимания Священного Писания, а особенно ветхозаветных книг, тех мыслей, которые хотели донести до нас их создатели, необходимо владеть историческими сведениями об эпохах, царствах, событиях и личностях, описываемых там. Книга пророка Наума, по утверждению митрополита Митрофана (Симашкевича) автора подробного экзегетического исследования этой книги, вообще не может быть правильно понята без знания истории Ассирии.

Родоначальником ассирийского народа был Ассур (Быт.10:22), сын Сима (Быт.10:21). Т.е. ассирийцы являлись семитами. Ниневия, столица Ассирийского государства, была основана Нимродом, который был кушит по происхождению, а значит потомок Хама (Быт.10:6-8). Это было около 2230 лет до Р.Х.


Ниневия

Ниневия включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).


Уже около 2000 года появляются сведения о могуществе Ассирии. А 1230 году Ассирия преобладает над Азией. В период с 860 по 761 гг. эта страна наращивает свою мощь.

При всем этом Ассирия стояла на высоком культурном уровне, даже выше Египта. Страну отличала продуманная государственная администрация, искусство орошения полей, необычная фантазия в украшении домов, богатая торговля. Удобное положение Ниневии для торговли на скрещении всех торговых и военных путей Европы, Азии и Африки позволило Ниневии скопить огромные богатства, что привело к развращению народа (Ион.1:2). Столица Ассирии поражала могуществом, неограниченные богатства со всех концов земли стекались в казну Ниневии. Но жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15), поэтому пророк Наум и возвещает: за то, что «умышляете вы против Господа, Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…»


Ассирия

Могущественная Ассирия строила свое благополучие на крови многих народов. История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя. Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя. В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, преуспели в этом лучше всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах.

Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам. Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы.

На тот момент наиболее опасными врагами Ассири были Египет и Эфиопия (4Цар.17:4), но для войны с ними (Ис.20:7, Ис.19:16-17) необходимо было овладеть сильными укреплениями Иерусалима.

Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Вавилон, - Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Сильнейших из своих противников, которые могли представлять опасность их владычеству, они жестоко уничтожали: распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д. Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев - башню. Детей я сжег, город разорил и сжег».

Вскоре и вся Иудея была уже во власти Ассирийского царя, остался только Иерусалим. Поэтому ассирийский царь Сеннахирим направил туда свои силы. Тогда иудейский царь Езекия обратился за помощью к Богу и Тот чудесным образом истребил неприятеля: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые» , а Сеннахирим с угрозою удалился. Но евреи боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, соберет войско больше прежнего, и снова явится (2Пар.32:2-8).

Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу.

Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле - Ассирийской империи. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным.


Однако, историки античных времен, свидетельствуют, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. При этом, это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная мидянами в союзе с вавилонянами (около 612 года до P.X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания.


Падение Ниневии

Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).

После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., пока археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалины.

Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Бога.

***

Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?»

В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе.

Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви. Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев. Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога.

Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.

Традиции на Руси в день Наума

«Пророк Наум наставит на ум» - говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» - бери указку в руки, «фита, ижица» - плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря .

Материал подготовила Светлана Финогенова

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров; сего ради тя почитаем, пророче блажение, Науме славне.

). Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах кн. Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним ц. Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности понашему) и была защищена стенами в 150 фут. выш. и с 1500 башнями. Стены были так широки, что по ним могли ехать рядом три колесницы. Говорят, что Ассирийское царство существовало уже за 1000 лет до Троянской войны, которую полагают за 1500 лет до Р. X. История Ниневии, впрочем, покрыта глубоким мраком неизвестности.

Из Свящ. Писания мы знаем о цветущем состоянии Ниневии, о жизни и нравах ниневитян, и как они были спасены Богом от угрожавшей им погибели (). Ниневия представляла тогда обширнейший и многолюднейший город. Она простиралась на три дня пути (). У ней было более 120 000 детей (). Город мог хвалиться собой, как единственный, которому нет подобного (). Но среди своего могущества, среди богатства и славы нравы ее жителей были совершенно испорчены. Но вот Господь, беспредельный в Своей благости, посылает пророка обличить их нечестие. Вследствие проповеди пр. Ионы ниневитяне принесли искреннее и чистое раскаяние. Господь помиловал их, и наказание Божие отсрочено было почти на 200 лет (, ).

Из царей Ниневии в Свящ. Писании упоминаются: Фул, Феглафелласар, Сеннахерим и др. бывшие злыми врагами народа израильского. Живо и поразительно изображает пророк Наум как пороки и нечестие ассириян вообще, так и погибель Ниневии в особенности: Разграблена, опустошена и разорена Ниневия, восклицает он. Где теперь логовище львов и то пастбище львенков, по которым ходил лев, львица, львенок и никто не пугал их? Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Это за многие блудодеяния развратницы, продолжает он, приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими – племена и говорит, что, увидев Ниневию разоренною, никто не пожалеет о ней, а, напротив, будут радоваться, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на всех ().

Орудием гнева против Ассирии были Набополассар, ц. Вавилонский, и Циаксар, ц. Мидийский. Соединившись вместе, они напали на Ниневию, завоевали и совершенно разрушили ее. Ниневия была так разорена, что, по-видимому, и следов ее не оставалось.

Так много прошло веков, и никто не мог сказать, где она стояла; только в недавнее время, благодаря новейшим открытиям, как из могилы стала возникать древняя Ниневия из своих развалин, открытых в 43 г. Ботом, в 45 г. Лейярдом и в 53 г. Пласом. Эти развалины видны теперь в Карсабаде, Нимруде, Куюнджюке и др. По мнению Лейярда, это были части одного города Ниневии. «В этом великолепном здании (именно в разоренном дворце Сеннахерима) я открыл с лишком 70 зал, комнат и коридоров, стены которых все без исключения были покрыты алебастровыми плитами, со скульптурными изображениями воин, триумфов и великих подвигов ассирийского царя. Вокруг дворца видятся украшения крылатых быков и львиных сфинксов колоссальной величины». Впрочем, открыта еще только одна часть дворца, а многое из этого громадного здания остается под землей.

Ниневия – столица Ассирийского государства в VIII–VII веках до н. э. – находилась на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.

Название Ниневии, по преданию, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывалось изобретение искусства ведения войны. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида, с именем которой ошибочно связывают одно из чудес Древнего мирависячие сады в Вавилоне.

Долгое время ученые не имели иных источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, поэтому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог повелел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, полагая, что жители ему не поверят. Понуждаемый Богом, он все же прибыл под стены города, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море разыгралась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на корабль. Понял Иона, что это он навлек гнев Создателя и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке животного, после чего взмолился Богу, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.

Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Создателя, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидев их раскаяние, Бог простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Лишь в XIX веке результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят приблизительно к 785 году до н. э. Спустя несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно лишь, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX века – 30-х годах XX века.

Экспедиция под руководством французкого исследователя П. Э. Бота в 1840 году работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 километрах к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученым удалось установить, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722–705 годах до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было воздвигнуто в 709 году до н. э. после победы, одержанной Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца было найдено множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.

Благодаря раскопкам в Хорсабаде были получены доказательства реального существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать только из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным ученые сделали вывод, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен десять колен Израиля.

Дворец Саргона II в Хорсабаде (реконструкция)

Другим исследователем, продолжившим раскопки Ниневии, стал О. Г. Лэйярд. В 1845 году он начал раскопки на холме Нимруд, где обнаружил развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Крылатые быки с человеческой головой из дворца Саргона II (высота 4,2 м). VIII в. до н. э.

В 1849 году Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Через несколько дней на глубине 20 метров были обнаружены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705–681 годах до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой ежедневно умирало множество воинов, и вскоре были разгромлены израильтянами.

Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею имеются в хрониках того времени, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Вероятно, это была тропическая лихорадка.

Раскопки царского дворца и многочисленные находки позволили воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Однако Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 году до н. э., захватив Вавилон, осмелившийся поднять восстание, он почти полностью истребил население непокорного города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а затем затопил то, что осталось от города.

Желая окончательно уничтожить саму память о мятежном городе, царь приказал развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.

Однако деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, игнорируя права старших, которые и убили царя. И все-таки трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам пришлось бежать из страны.

Царь Ашшурбанипал на колеснице. Известняк (высота 80 см). Фрагмент. VII в. до н. э.

Вот как говорится о конце Синахериба в Книге книг: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Именно в период правления Синахериба Ниневия стала столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Менее чем за сотню лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносились человеческие жертвы. Даже веселье ассирийских правителей зачастую переходило в череду казней. Существует предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год – около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.

Как удалось установить археологам, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла собой территорию, на которой располагались поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории находились царские дворцы.

Ниневея была разрушена в 612 году войсками Вавилонии и Мидии. При раскопках обнаружили огромное собрание глиняных табличек с клинописными текстами – библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.

Из книги Когда заговорила клинопись автора Матвеев Константин Петрович

Глава I Ниневия, ушедшая в легенду Долог и труден был путь археологов, ученых-дешифровщиков к открытию века. Много пришлось преодолеть им трудностей, прежде чем из холмов на берегах Тигра возникла некогда богатая и великая Ниневия. Понадобился научный подвиг нескольких

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Ниневия – древняя столица Ассирии Охота на львов. Рельеф из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии.VII до н. э.Многие народы древности бесследно исчезли с исторической сцены. Ничего, кроме археологических находок, не осталось от шумеров, филистимлян, хеттов, сыгравших

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

О чем писали библейские пророки? Наследники шумеров: развратный Вавилон и страшная Ниневия На опустошенные земли пришел другой народ - ассирийцы. Они основали новые города - Ашшур, Арбелу и самые известные - Ниневию и Вавилон. По легенде, первым ниневийским царем был

автора Церен Эрих

Где была Ниневия? Приблизительно в конце VII века до н. э. рухнула грозная держава ассирийцев. В 643 году до н. э. индийские племена на востоке Месопотамии создали единое государство. Объединившись с этим государством, халдеи и вавилоняне - вековечные враги Ассирии -

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1.3. Ниневия Город Великий = Новгород Великий Запад-Библия говорит: «И возвратился Сеннахирим, царь АССИРИЙСКИЙ (русский? - Авт.), и жил в НИНЕВИИ» (4 Царств 19:36). См. церковно-славянскую цитату 103.Ниневия часто называется в Библии так - «НИНЕВИЯ, ГОРОД ВЕЛИКИЙ» (Иона 1:1; 3:2–3; 4:11;

Из книги Библейские холмы автора Церен Эрих

ГДЕ БЫЛА НИНЕВИЯ Приблизительно в конце VII века до н. э. рухнула грозная держава ассирийцев. В 643 году до н. э. мидийские племена на востоке Месопотамии создали единое государство. Объединившись с этим государством, халдеи и вавилоняне - вековечные враги Ассирии - ввергли

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Древняя Ниневия Осенью 1849 г. учёный-историк Лэйярд приступил к раскопкам на куюнджикском холме, расположенном напротив Мосула, на другом берегу Тигра, и обнаружил один из самых замечательных дворцов Ниневии.Проделав вертикальный ход в холме, он наткнулся примерно на

Некогда величественный сегодня - это пара холмов с руинами дворцов и реконструкции фрагментов городских стен. С незапамятных времен на месте Ниневии существовало поселение, волею царей Ассирии ставшее большим городом и столицей. Цари не только украшали ее дворцами, но и создавали в них библиотеки: собрание аккуратно расставленных по каталогу глиняных таблиц - десятки и десятки тысяч.

Древняя Ниневия, история происхождения

Кто построил Ниневию — вот вопрос, который и сегодня занимает умы ученых, так как археологические раскопки и расшифровка десятков тысяч клинописных табличек не закрыли громадные пробелы в изучении истории столицы Ассирии. Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус на территории современного Ирака.

Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул. Все, что осталось непосредственно от Ниневии, можно увидеть на двух холмах - Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона), хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.

Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин уже было обустроено поселение. Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни - государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.

Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар - богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н.э.

Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев. Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.

Начиная с царствования Салманасара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххерибе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 - около 635 г. до н. э.) — Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.


Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии. В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «…город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня»» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество…» (Наум. 3:3)

В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается…» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии - последней столицы Ассирийского царства.

В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.

Ниневия, город, занесенный песком

В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?

Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 - не ранее 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.

Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.


В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс. глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке. После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.

Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова - предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.). Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний - пятый - представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э. Самый верхний - эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.

Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод. Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов - стражников дворцовых врат.

Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой - она достаточно традиционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них. Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои - 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников - представителей различных народов.


Вокруг дворца Синаххериба - парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще - ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров. Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.




Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом. Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу - книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные - «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш».

Ниневия - столица Ассирии в VIII-VII столетии до н. э. - была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.
Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.
Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.
Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.
Столицу Ассирии - город Ниневия - населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

Упоминания о Ниневии в Библии
В течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.
Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.
Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Археологические исследования развалин Ниневии
Только в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия - 30-х годах XX века.
Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722-705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.
Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.
Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Раскопки царского дворца
1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705-681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.
Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.

Раскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.
Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.
Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.
Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Ниневия столица Ассирии
Именно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.
Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год - около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.
Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.
Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.
Только в середине XIX столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами - библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.
Л. Антонова

Похожие публикации