Закрытое небо между Россией и Украиной: что делать авиапассажиру? Путин летит в Египет. Возобновят ли прямое сообщение для остальных россиян

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян выставил ультиматум в отношении авиасообщения между Украиной и Россией. По его мнению, оно может быть восстановлено только после того, когда ... Крым, Донбасс, Кубань и остальные некогда захваченные Россией украинские территории.


Украина закрыла России небо

"Мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани", — заявил глава транспортного ведомства и добавил, что он также ждет возвращения "других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время".

Напомним, что самолетов российских авиакомпаний в украинских аэропортах, а также их пролет над территорией Украины, был введен в конце сентября 2015 по личному распоряжению тогда еще премьера-министра Арсения Яценюка. Он практически процитировал героя Фрунзе Мкртчяна из "Мимино", высказавшись в том смысле, что такую личную неприязнь испытывает к триколорам на российских самолетах в Борисполе, что кушать не может. Украине пришлось спасать главу своего кабмина.

Под запретительный указ молодого миллиардера попали сначала "Аэрофлот", "Трансаэро", "Якутия", S7 Airlines, которые без разрешения Киева летали в Крым. Минтранс России логично и ожидаемо принял ответные меры, запретив пяти украинским авиакомпаниям — МАУ, YanAir, "МоторСич", а также WizzAir-Украина и "Днеправиа" (две последние уже не существуют) — совершать полеты в РФ. Украинское министерство инфраструктуры, вспомнив известный анекдот, выразило свое недоумение: а нас-то за что? В итоге, с 25 октября украинское небо было закрыто уже для всех российских авиакомпаний.

Это все печально, и конца этому безобразию пока, увы, не предвидится. Эксперты утверждают, что от этих взаимно-глупых санкций страдают обе стороны. Российские авиакомпании при этом пострадали больше, так как они выполняли 75% всех рейсов между двумя странами. Реальные последствия украинских санкций ощутили на себе "Аэрофлот", S7 Airlines и Utair.

Ущерб компании "Международные авиалинии Украины" оценивается в более, чем в 35 миллионов долларов в год. В убытке также и украинские аэропорты — они теряют на отказе в гостеприимстве российским лайнерам от 10 до 20 миллионов долларов в год. В Борисполе, главном аэропорту страны, на российское направление приходилось 10% всего пассажиропотока; то есть аэропорт сейчас не досчитывается более 300 тысяч пассажиров. Международный аэропорт "Киев" (более известный как Жуляны) из-за ухода российских авиакомпаний потерял около трех с половиной миллионов долларов.

Кроме того, пострадало и государственное предприятие по обслуживанию воздушного движения "Украэрорух", которое управляет всеми диспетчерскими службами страны. Ведь авиакомпании, пролетающие через воздушное пространство Украины, обязаны платить сервисный сбор за сопровождение диспетчерами по воздушным трассам. Взаимные запреты больно ударили по "Украэроруху"; сейчас он не досчитывается примерно десяти миллионов долларов в год. Ведь российские авиакомпании, выполняющие рейсы, например, из Москвы на Кавказ и Крым, теперь вынуждены облетать территорию Украины. Увеличилась и продолжительность этих рейсов — самолеты находятся в воздухе на 40 минут дольше.

И, разумеется, пострадали те пассажиры, которые теперь вынуждены летать из Киева в Москву и обратно транзитом. Так что запрет имени Яценюка привел к значительному увеличению времени в пути и подорожанию авиабилетов. Кстати, примерно 75% из этих путников являются гражданами именно Украины, которые горячо благодарят бывшего премьера за доставленное им "удовольствие".

Запрет авиаперелетов между Украиной и Россией ощутили на себе все: авиакомпании, аэропорты и, разумеется, пассажиры. Зато выгоду от этого взаимного глупого запрета получила белорусская авиакомпания "Белавиа", осуществляющая теперь три раза в день транзитные рейсы из Внуково в Жуляны через Минск. Оказавшиеся в практически маразматической ситуации пассажиры этих рейсов теряют свои деньги и время. Но при всем этом железнодорожное сообщение между двумя странами продолжается: ежедневно из многих украинских городов в Москву отправляется до семи поездов.

Однако вернемся к теме, поднятой Владимиром Омеляном, и напомним о том, что еще в июне 2016 глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский заявил о том, что Украина должна вернуть себе исконно украинские земли, в том числе Брянскую, Воронежскую, Ростовскую области, а также Краснодарский край. Депутат Госдумы от Брянской области Петр Романов тогда посоветовал Жебривскому обратиться к истории: "Если мы взглянем с вами на карту 1917 года, то увидим, какой была маленькой Украина, и какой она стала, когда большевики, руководствуясь самыми гуманными принципами, наделили ее громадными землями".

На слова Владимира Омеляна отреагировал и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Он порекомендовал украинскому министру "не дразнить казачество, которое всегда защищало Кубань как часть российской земли". Кондратьев также заявил о готовности отправить Омеляну партию учебников по истории и географии для восполнения пробела в знаниях. Глава Кубани добавил, что регион никогда не принадлежал и не будет принадлежать Украине.

Возможно, в украинском правительстве подобным "патриотическим" заявлением решили кинуть ложку дегтя в бочку меда, когда украинцы в День Победы вместе с россиянами и жителями многих других стран приняли участие в памятной акции . Как знать…

Россия и Египет будут стремиться к тому, чтобы уже в ближайшее время возобновить чартерное авиасообщение на популярные египетские курорты. Об этом на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Египта заявил Президент РФ Владимир Путин.

Подробности - в материале «Вестника АТОР».

«Мы обсудили вопрос о полноформатном авиасообщении и туристических обменах. В апреле возобновлены прямые рейсы по маршруту Москва - Каир. Мы обсудили проблематику возобновления чартерных полетов на популярных у россиян туристических направлениях - Хургаду и Шарм-Эль-Шейх. Отметили, что наше египетские друзья делают все необходимое, чтобы повысить уровень безопасности. Будем стремиться к тому, чтобы в ближайшее время возобновить чартерные перевозки по этим маршрутам», - заявил Владимир Путин.

По данным источников АТОР, очередные инспекции египетских аэропортов уже включены в график Минтранса РФ. Это подтвердил сегодня российским СМИ и глава Минтранса РФ Евгений Дитрих. По его словам, Россия и Египет договорились об отправке российских экспертов в эту ближневосточную страну для проверки вопросов безопасности, связанных с проблемой возобновления прямого авиасообщения с курортами Хургада и Шарм-эль-Шейх. Вместе с тем он воздержался от ответа на вопрос, когда такая группа сможет направиться в Египет.

По сообщениям египетских СМИ, российских экспертов готовы принять в Хургаде и Шарме. Об этом заявили источники в Минавиации АРЕ. В общей сложности за последние три года с момента приостановки авиасообщения РФ провела в Египте 12 проверок воздушных гаваней АРЕ. При этом в Минавиации АРЕ настаивают, что «Египет выполнил все просьбы российской стороны по повышению мер безопасности и готов принять российских экспертов в то время, когда они сочтут это возможным».

По данным АТОР, ряд российских перевозчиков имеет допуски на полеты в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. При снятии ограничения на чартеры в Египет авиакомпании могут заявить о постановке программ на курорты через 15 дней после их согласования с Росавиацией. По расчетам экспертов, в зимнем сезоне на египетских направлениях можно поставить около 600 чартерных завозных рейсов в месяц. Это более 30% от примерного объема чартеров, которые уже запланированы на предстоящую зиму (около 2000 рейсов в месяц).

В 2017 году в Египте побывало 94 тысячи россиян, которые приехали в страну самостоятельно. Максимальным для российского рынка по объемам выдался 2014 год: тогда в Египте, по данным Росстата, отдохнуло 2,6 миллиона россиян. При восстановлении чартеров в Египет Страна пирамид может рассчитывать на 2,5-3 млн российских туристов в год. Альтернатив Египту в сегменте бюджетного отдыха, особенно в низкий сезон, нет.

Эксперты АТОР говорят, что в случае получения разрешения на прямое чартерное сообщение с курортами Красного моря в Египте турпоток наберет силу в течение месяца.

Новые санкции США из-за отравления Скрипалей могут затронуть крупнейшую российскую авиакомпанию «Аэрофлот». Фактически это означает, что к началу зимы Россия и США могут остаться без прямого авиасообщения впервые за последние 30 лет. Что это будет означать для самой компании и для пассажиров?

О том, что Вашингтон готовит новые санкции в отношении России в связи с «делом Скрипалей», Госдепартамент США сообщил вечером 8 августа.

В рамках первой волны мер, которые вступают в силу 22 августа, США запретят выдачу лицензий на экспорт в Россию товаров, имеющих отношение к национальной безопасности.

Вторая волна санкций предполагает возможность лишения права на посадку в США самолетов любой авиакомпании, которая контролируется правительством России.

Под это описание подпадает «Аэрофлот» — она на 51,2% принадлежит государству, еще 3,5% контролируется госкорпорацией «Ростех». Она же единственная напрямую летает из России в США.

Это произойдет в том случае, если Россия за три месяца после введения первой волны санкций не предоставит гарантии, что больше не будет производить и использовать химическое оружие.

На фоне новостей о возможных санкциях после открытия Московской биржи «Аэрофлот» оказался среди лидеров падения. На некоторое время цена акции авиакомпании опускалась до уровня начала 2008 года, правда к концу дня бумаги компании частично отыграли падение.

Прибыльное или нет?

«Аэрофлот» отказался от комментариев. Полеты в США для этой компании — прибыльное направление, отмечает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Но в итоге объем продаж авиабилетов туда-обратно из России в США в первые 7 месяцев 2018 снизился почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показывают данные сервиса Biletix.

«Конкурентоспособным на этом рынке может быть только «Аэрофлот». У него есть достаточно провозных емкостей и мощная сеть продаж, в том числе и в Штатах. Вот это позволяло ему последовательно выдавить с российского направления американских перевозчиков, потому что «Аэрофлот» был более конкурентоспособным,» — отмечает Пантелеев.

В марте 2018 года, к примеру, с направления между Россией и США ушла американская компания Delta. Для американских перевозчиков домашние перелеты выгоднее, чем полеты через океан в Россию, отмечает эксперт.

Как « Аэрофлот « раньше затрагивала политика?

  • В марте 2018 года самолет «Аэрофлота», который прилетел из Москвы в Лондон, обыскала британская таможенная служба. МИД России и сама компания заявили, что британские власти не назвали причины обыска и провели досмотр, не выпуская командира судна из кабины. Представитель МИД России Мария Захарова назвала досмотр провокацией, которая потребовалась британским властям, чтобы «спасти свою репутацию, капитально подорванную в связи с делом Скрипалей».
  • В 2014 году лоукост-«дочка» «Аэрофлота» — «Добролет» через 2 месяца работы попала под санкции Евросоюза из-за полетов в Крым. C компанией отказались работать контрагенты, в том числе немецкая Lufthansa Technik. В итоге «Аэрофлот» ликвидировал « дочку « . Новый лоукостер получил другое название — «Победа» и новый сертификат эксплуатанта.
  • В 2003 году «Аэрофлот» вынужден был на время поменять маршруты своих пролетов над Канадой и сократить число рейсов в Торонто. Конфликт разгорелся из-за того, что авиакомпани я Air Canada попросила бесплатно летать из Торонто в Дели над российской территорией , но ей отказали . В итоге правительство Канады установило ограничения на транзитные полеты самолетов « Аэрофлота « .
  • В декабре 1981 года «Аэрофлоту» запретили летать в воздушном пространстве США после введения с оветских войск в Афганистан. В сентябре 1983 -года , после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines , авиасообщение между Россией и США было фактически заблокировано. Позже блокаду сняли, но до 1986 года были закрыты представительства «Аэрофлота» в Нью-Йорке и Вашингтоне и запрещены контакты американских авиакомпаний с «Аэрофлотом».

Если все-таки отменят

Высокопоставленный представитель Госдепартамента сообщил агентству Рейтер, что планируемые Вашингтоном санкции в отношении России не затронут напрямую «Аэрофлот», но теоретически могут распространяться на экспортируемые Соединенными Штатами товары, которые закупает российская авиакомпания.

Запреты на полеты могут быть введены в отношении «Аэрофлота» на второй стадии санкций, если Москва не выполнит условий Вашингтона, в частности не разрешит проведение международных инспекций.

По мнению Пантелеева, цены на перелеты в США вырастут, но незначительно, так как выбор рейсов с пересадкой очень велик. По данным Biletix, сейчас более 95% проданных в этой системе авиабилетов в США приходится на рейсы с пересадками. При этом после пересадки в европейских аэропортах российские пассажиры чаще всего летят в США рейсами иностранных авиакомпаний.

По мнению Пантелеева, если «Аэрофлоту» де-факто запретят летать в США, ответные меры России могут оказаться очень жесткими — в качестве одного из вариантов могут быть пересмотрены соглашения, по которым американские перевозчики пользуются маршрутами над территорией России.

Сложности, связанные с распределением «арктических» маршрутов, возникали и раньше. В мае министерство транспорта США обязало три российские авиакомпании предоставить информацию о будущих полетах в Штаты для проверки соответствия рейсов американскому законодательству. Власти США называли это ответом на действия России, которая не предоставила американским грузовым перевозчикам коридора для пересечения своего воздушного пространства.

Представитель МИД Мария Захарова 9 августа заявила, что ответные меры будут прорабатываться, «исходя из тех действий, которые будет предпринимать американская сторона».

«Будут меры — будем принимать решения на основе того, что на этот раз придумают американские законодатели и политические лоббисты, — сказала Захарова. — Все очень просто. Ничего не придумают [США] — ничего не будем делать, придумают — будем отвечать, придумают что-нибудь экстра — будем отвечать в том же духе. Правила игры никто не отменял».

По мнению Пантелеева, российские авиационные власти в любом случае не дадут американским авиакомпаниям заменить «Аэрофлот» на прямых рейсах.

Похожие публикации