Что принадлежало князю голицыну в усадьбе кузьминки. Усадьба Влахернское-Кузьминки: история, что посмотреть и как добаться

Усадьба Кузьминки – одна из старейших усадеб Москвы. Находится она на одноимённой станции метро, поэтому доехать до Кузьминок очень просто. Также сюда можно попасть и с других станций: Волжской, Рязанского проспекта, при желании можно пройти и с Люблино и Текстильщиков. Кому как удобно, в общем.

От ст.м. Кузьминки до парка идти минут десять. Вход в парк ознаменует арочная вывеска с надписью «Усадьба Влахернское-Кузьминки ». Английский пейзажный парк, спроектированный архитектором Д. Жилярди в 1811-1820гг., раскинулся на большой площади. Насколько я знаю, это самая большая усадебная территория в Москве.

Хозяевами Кузьминок в своё время были две известные дворянские семьи: Строгановы и Голицыны. Григорию Дмитриевичу Строганову в 1702 г. эти земли пожаловал Пётр I за хорошую службу. Это был знак высокого расположения к нему со стороны царя.

Но Григорий Дмитриевич практически никак не использовал полученные территории. Строительство усадебного комплекса в Кузьминках началось только при его детях. По большей части этим занимался Александр Григорьевич Строганов, в дальнейшем ставший единственным полноправным владельцем усадьбы.

При А.Г. Строганове строится церковь Влахернской иконы Божьей матери. Эта икона былая святыней рода Строгановых, поэтому церковь была освящена в её честь. По имени церкви усадьба получила новое название – село Влахернское. Возле церкви строится господский дом и другие хозяйственные постройки. Все они первоначально были сделаны из дерева.

Дочь Александра Строганова – Анна, унаследовавшая Кузьминки после его смерти, в 1757 г. выходит замуж за князя Михаила Михайловича Голицына. Анна Александровна стала последней владелицей Кузьминок из рода Строгановых и первой из рода Голицыных. М.М. Голицын получил в приданое от жены помимо усадьбы ещё соляные варницы, чугунно-литейные заводы на Урале, древние документы и мн.др.

На литейных заводах Михаила Михайловича создавали настоящие шедевры чугунного литья для украшения Кузьминок. Усадьба превратилась в настоящий музей под открытым небом. Все деревянные постройки были перестроены и сделаны из камня. Большинство из них сохранились до нашего времени.

В своё время село Влахернское ставили в один ряд с Петергофом и парижским Версалем.


Конный двор

Сейчас же то, что мы увидели в Кузьминках, - это остатки былой роскоши. Из всех построек функционируют только церковь и Конный двор. Его недавно отреставрировали, также как и два грота на другом берегу пруда. Гроты были хорошим укрытием от летней жары и зноя. В Большом гроте, у которого только один вход, при князе устраивали театральные постановки. Своего театра, как в , здесь не было, поэтому для этих целей приспособили грот.

Конный двор открыт для посетителей, но туда мы решили не заходить. Спросив у кассирши, продающей билеты: «Что там есть?»,- мы получили невнятный ответ: «Ну, это конный двор!», - сказала кассирша, недовольно надув губы. После чего стало ясно, что ничего интересного там нет. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Если кто там был, напишите. Будет интересно почитать.


Грот

В Кузьминках удивило то, что от входа в парк до самой усадьбы идти минут 20, что довольно долго, если сравнивать с другими усадьбами, в которых мы были. Не совсем понятны карты парка, стоящие в некоторых местах. Только оказавшись возле Конного двора, начинаешь понимать, где ты и где что находится.

В парке Кузьминки несколько прудов, но купаться в них, как и в большинстве водоёмов Москвы, нельзя. По пруду возле Конного двора курсирует корабль-кафе, на котором можно не торопясь осмотреть парк, сидя за столиком и попивая холодное пиво, лимонад (кому, что больше нравится).

На территории парка, в основном возле Мельничного флигеля, что на плотине, находятся несколько кафешек. Здесь продают мороженое, квас, пиво, различные сувениры и безделушки. Недалеко от входа в парк, со стороны ст. м. Кузьминки есть парк аттракционов и площадка для катания на картингах. Но самих картов мы не увидели. Поэтому, не ясно бывают ли там заезды или нет.

Как я уже говорил из всего комплекса построек усадьбы Кузьминки, отреставрированы только церковь Влахернской Божьей матери, Конный двор и Мельничный флигель. Плюс к этому функционирует музей мёда. Что было раньше в здании музея, я, к сожалению не знаю. Остальные здания требуют реставрации. В их числе Господский дом, Померанцевая оранжерея, здание кухни. Мы дошли до Скотного двора, который также нуждается в ремонте. По дороге к нему видели ещё одно здание без таблички с описанием, которое среди деревьев не сразу то и заметишь. Господский дом из-за окружающих его деревьев даже сфотографировать не получилось.

Поэтому, приняв решение поехать в Кузьминки, не надейтесь увидеть здесь роскошные здания дворцов, как в , или в . Здесь этого нет. В Кузьминки приезжают отдохнуть, позагорать на берегу прудов, покататься на велосипедах и роликах. Мы встретили очень много людей на велосипедах. Возможно, где-то на территории парка есть прокат. Кузьминки пользуются огромной популярностью у жителей города любой возрастной категории. Люди здесь устраивают пикники, жарят шашлык, играют в волейбол. Да и просто посидеть в кафе на берегу пруда, на мой взгляд – отличное времяпрепровождение. Возле Конного двора иногда устраивают концерты. Мы как раз попали на такой. Песни там пели не современные, поэтому нас это не особо заинтересовало. К тому же мы уже собирались уходить. Но все сидячие места возле сцены, которой служила небольшая терраса возле скульптур, были заняты.

Ещё один факт, касающийся усадьбы в Кузьминках, не упомянуть который просто нельзя. Буквально через неделю после посещения парка по телевизору показывали известную передачу «Битва экстрасенсов». Одно из заданий проходило в Господском доме усадьбы Кузьминки. Оказалось, что там обитают призраки, привидения, которых часто слышат охранники. А некоторых даже удалось запечатлеть на камеру. Выглядят они как круглые белые фантомы. Так что, не всё спокойно в королевстве Датском…

Прогулка по парку Кузьминки оставила у меня чувство неудовлетворённости. Да, мы погуляли по парку, загорали, отдыхали. Но то, что усадьба оказалась не рабочей, нас расстроило. Где-то в Интернете прочитал, что в 2010 г. должны отреставрировать ещё несколько зданий комплекса. Надеюсь, среди них будет и главный дворец – Господский дом. После его реставрации, нужно будет обязательно съездить в Кузьминки ещё раз.

Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

Конный двор

Экскурсия по усадьбе Кузьминки

Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

Флигель

Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

Птичник (Кузница)

Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

Ванный домик

Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

Скотный двор

Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

Гроты

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

Пристань

В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

Один из выходных летних дней мы провели в замечательной дворянской усадьбе Влахернское-Кузьминки, которая находится неподалеку от районов Кузьминки, Люблино и Выхино-Жулебино. Ранее я слышала о Кузьминском парке, но то, что когда-то на его территории была одна из самых богатых и красивых усадеб Подмосковья, узнала совсем недавно.

Вид на конный двор

Вплоть до XVIII века это была ничем не примечательная местность, принадлежавшая Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. Единственной постройкой, которая размещалась на этих землях, была мельница, поэтому территория современных Кузьминок так и называлась в то время «Мельница». По легенде название «Кузьминки» появилось от находящейся поблизости церкви Косьмы и Дамиана, однако никаких подтверждений существования такого храма в округе не было найдено. По другой версии здешние земли стали называть «Кузьминки» в честь лучшего работника мельницы Кузьмы. В 1702 г. незастроенные земли Симонова монастыря к юго-востоку от Москвы были подарены Петром I Григорию Дмитриевичу Строганову, принадлежавшему к старинному и очень богатому купеческому роду.

По легенде родоначальник Строгановых был близким родственником татарского хана, который принял христианскую веру, крестился под именем Спиридон и породнился с Дмитрием Донским. Когда в одном из военных походов он был захвачен татарским войском, хан приказал ему отречься от православной веры, и, услыхав отказ, велел привязать Спиридона к столбу, исстрогать его тело, разрубить на части и разбросать.

Когда через какое-то время после мученической смерти Спиридона родился его сын, то ему дали фамилию Строганов, в память о пытках, которым подвергся его отец. Однако многие историки не согласны с татарским происхождением рода Строгановых и утверждают, что семья эта берет начало в новгородской земле. Тем не менее, за многие годы Строгановым удалось сколотить огромное состояние: они владели не одним десятком городов и сотнями сел, имели свои солеварни и занимались торговлей. Всегда этот род был надежной опорой великим князьям и царям в государственных делах. Именно за свои многочисленные заслуги и получил Григорий Дмитриевич от Петра Великого свои обширные владения в Кузьминках. Однако сам он ничего построить на этих землях не успел. Только при его вдове и детях началось строительство храма, который был освящен в честь семейной реликвии - Влахернской иконы Божьей матери, которую Строгановым подарил царь Алексей Михайлович.

Местность получила еще одно название - Влахернское. Изначально церковь была выполнена из дерева, поэтому неоднократно она страдала от пожара и перестраивалась. В конце XVIII века было построено каменное здание по проекту архитектора Р. Казакова. Но это случилось уже при новом владельце усадьбы Влахернское-Кузьминки князе М.М. Голицыне.

Еще при сыне Григория Дмитриевича Строганова Александре в имении началось строительство главного дома, была сооружена система прудов таким образом, что они соединялись между собой и были больше похожи на реку.


Пруд в Кузьминках

Одна из дочерей Александра Строганова Анна вышла замуж за князя М. Голицына, в приданое которому кроме других домов и предприятий досталась и усадьба Кузьминки.

Он начал масштабное преобразование и благоустройство имения: была перестроена церковь и господский дом, заложены английский и французский парк. Однако наивысшего расцвета усадьба достигла в XIX веке при его сыне Сергее Михайловиче Голицыном. Он пригласил для обустройства имения известного архитектора Д. Жилярди, который создал в усадьбе целый комплекс зданий, навеки прославивших мастера. Жилярди был автором служебных помещений слободки, Скотного двора, Египетского павильона, колоннады «Пропилеи», Конного двора и Музыкального павильона, а также руководил реконструкцией объектов, которые были построены ранее и нуждались в ремонте.

Усадьба Кузьминки являлась тем местом, где знаменитый архитектор мог вдоволь разгуляться. Его здания лишены вызывающих узоров и богатой лепнины, а отличаются правильными формами и пропорциями, характерными для классицизма. В XIX веке Кузьминки называли подмосковным Павловском, настолько потрясающими были все архитектурные объекты усадьбы, которые гармонично вписались в окружающий ландшафт. С.М. Голицыну принадлежали чугунные заводы, на которых отливались скульптурные группы, ворота, скамейки для парка и многие другие предметы, украсившие собой усадьбу Кузьминки.

В гостях у князя С.М. Голицына бывали и члены царской семьи и самые именитые представители русской интеллигенции. К сожалению, детей у князя не было, так как жена оставила его вскоре после свадьбы, и усадьба после смерти отошла к его племяннику. Последний владелец имения в 1912 г. продал его Московским властям. Перед революцией сгорел господский дом, а позже вся усадьба была национализирована. На ее месте возник институт ветеринарии, который просуществовал здесь до начала XXI века. При этом большинство построек было безжалостно уничтожено.

Сейчас городские власти пытаются воссоздать былое великолепие усадьбы, но получается это лишь отчасти. Давайте посмотрим, что же можно увидеть в Кузьминках в настоящее время. Свою прогулку мы начали от церкви Влахернской иконы Божьей матери, которую восстановили совсем недавно.


Церковь Влахернской иконы Божьей матери

Напротив размещаются чугунные ворота, украшенные грифонами, а за ними когда-то возвышался барский дом. Сейчас на его месте находится один из корпусов института ветеринарии, принадлежащий Россельхозакадемии.


Ворота с фонарями

Говорят, что в планах восстановление господского дома, а пока воссозданы только два боковых флигеля, в которых проходят выставки, рассказывающие об истории русской усадьбы и о роде Голицыных.


Воссозданный флигель

Перед западным и восточным флигелем выставлены скульптуры современных авторов, изображающие знаменитых русских писателей и литературных героев.


Выставка скульптур

Мы решили, что выставки можно посетить в прохладную погоду, а пока светит солнце стоит прогуляться по парку.

Выходим к Тополевой аллее и начинаем прогулку по Слободке. Так называли ранее комплекс зданий и служебных помещений, в которых жили и работали люди, обслуживающие усадьбу. В одном из флигелей в настоящее время размещается музей русской усадебной культуры.


Музей усадебной культуры

Далее мы видим деревянное здание бывшей больницы. Это было одно из первых зданий Слободки, позже поступившее в ведение земства. Именно в этой небольшой больнице скончался от чахотки известный русский живописец, автор картин «Чаепитие в Мытищах» и «Охотники на привале» В.Г. Перов.


Здание больницы

Выходим к Кузьминским прудам и идем вдоль берега.

Бывший Скотный двор виднеется за густыми деревьями, поэтому решено было идти в другую сторону. В некоторых местах на берегу нам попадались горбатые мостики, соединяющие берег с искусственными островками.


Горбатый мостик


Горбатый мостик

По пути за оградой мы видим заброшенное здание в очень плохом состоянии. Это бывшая Померанцевая оранжерея. При князе Голицыне здесь выращивали лимоны, апельсины, абрикосы и многие другие экзотические растения.


Оранжерея

Недалеко от нее находится Львиная пристань, которую восстановили не так давно. Она украшена египетскими львами. В советское время их демонтировали и отвезли в Люберцы для украшения какого-то правительственного здания. Пристань же потихоньку разрушалась и превратилась в гору булыжников. Однако сейчас она практически такая же, как на старых дореволюционных фотографиях. Не хватает только колоннады Пропилеи с другой стороны пруда, которую так и не восстановили.


Львиная пристань


Львиная пристань

Еще немного и перед нами появляются гроты, созданные для того, чтобы гости могли укрыться от жары летним днем.


Вид на гроты

А с другой стороны пруда перед нами предстает самая известная постройка усадьбы Кузьминки - Конный двор с Музыкальным павильоном. Это настоящий шедевр Д.Жилярди.


Конный двор

В центре у колоннады проводились музыкальные концерты для друзей и гостей Голицыных. В 1846 г. павильон украсили две скульптуры «Укротители» известного мастера П.К. Клодта. Аналогичные работы скульптора украшают Аничковый мост в Петербурге, улицы в Неаполе и Берлине. Судя по фото, еще в прошлом году эти скульптуры были в удовлетворительном состоянии, однако сейчас мы заметили дыры и ржавчину, а у фигуры коня с правой стороны павильона не оказалось на месте ноги. Тем не менее, весь комплекс Конного двора в целом выглядит очень красиво.


Укротители

Устав от долгой прогулки мы посидели в одном из многочисленных уличных кафе рядом с плотиной Верхнего пруда. Кстати, небольшой белый домик также является воссозданным памятником архитектуры - это домик на плотине, построенный в 1840-х гг. XIX века на фундаменте той самой мельницы, которая дала первое название Кузьминкам.


Домик на плотине

Немного в стороне реконструировали Птичий двор, существовавший в имении в XVIII веке. На нем разводили несколько видов экзотических птиц, увезенных французами во время войны 1812 г. Позднее Д.Жилярди перестроил птичник под кузницу, а в советское время в ней разместились квартиры. С расширением Москвы жильцы покинули здание, и оно стояло в полуразрушенном состоянии. Совсем недавно его восстановили по первоначальному проекту русского архитектора И.Еготова.


На территории усадьбы Влахернское-Кузьминки можно посетить музей меда и литературный музей К. Паустовского, выставки в многочисленных павильонах и под открытым небом, в июле посмотреть на фестиваль цветников, покататься на пароме по каскаду прудов и просто отлично провести время на природе. Будем надеяться, что реконструкция утраченных архитектурных объектов продолжится, и Кузьминки снова станут одной из самых красивых и интересных усадеб Москвы.

Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского (ГБУК г. Москвы) - единственный в Российской Федерации музей всемирно известного писателя. Музей-центр с 1975 года собирает и сохраняет наследие писателя, в фондах музея собрана уникальная коллекция мемориальных вещей, рукописей, документов Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) и его литературного окружения. Музея является научным центром по изучению творчества К. Г. Паустовского и регулярно проводит научные конференции с участием российских и зарубежных исследователей. С 1992 года издается культурно-просветительский музейный журнал «Мир Паустовского». Музей-центр организует проведение выставочных проектов, среди которых крупные межрегиональные выставки.
29 ноября 2013 года состоялось открытие новой экспозиции «Дом Паустовского». На первом этаже старинного дома, памятника архитектуры XVIII века, создана уникальная образно-сюжетная экспозиция, оснащенная современным цифровым и интерактивным оборудованием. Залы музея трансформированы в уникальные экспозиционно-художественные модели. В определенной последовательности возникают пять философско-поэтических «Экосов», объединенных главным образом – образом Дороги.
«Город» - каменно-железный «экос», где зародилась наделенная поэтическим даром Душа писателя, стремящаяся вырваться из оков трагических и кровавых событий XX века в поисках истины и гармонии.
«Море» - любимая природная стихия писателя, ассоциирующаяся с первой романтической любовью и порождающая Творчество.
«Лес» - естественная среда, способствующая творчеству и постижению онтологически неразрывной связи Человека и Природы.
«Мир» - открытая среда, в которой происходит триумфальное шествие Мастера в пространстве русской и мировой культуры XX века.
«Дом» - идеальное пространство, в котором писатель обретает душевный покой и реализует извечное стремление к гармоничному бытию художника в Природе и Творчестве.
В новой экспозиции музея-центра впервые представлены личные вещи писателя, уникальные документы и фотографии из его семейного архива, долгое время считавшиеся утерянными, а также произведения всемирно известных художников из частных коллекций.
В музее реализуется культурно-образовательная программа «Путешествие в Мир Паустовского», включающая в себя экскурсии, лекции, интерактивные музейные занятия и театрализованные представления для всех категорий посетителей.

Усадьба Влахернское-Кузьминки

Усадьба Голицыных Влахернское-Кузьминки, находящаяся ныне в черте Москвы, далеко не всегда была одним из популярнейших московских парков. Начало истории Кузьминок как зарождающегося архитектурно-паркового ансамбля принято датировать 1702 годом, года Пётр I пожаловал здешние земли Григорию Дмитриевичу Строганову, своему любимцу, за верную службу царю и отечеству. Строительство на этих землях началось при сыновьях Григория Дмитриевича - Александре, Николае и Сергее. В 1716 году здесь выросла небольшая деревянная церковь, которую в честь фамильной иконы Строгановых - Влахернской Божьей Матери - освятили как Влахернскую. По ней же получило название и близлежащее село.


Григорий Дмитриевич Строганов (25 января 1656 — 21 ноября 1715) — крупный русский промышленник, землевладелец, финансист и политический деятель из рода Строгановых.

Барон (с 1722) Александр Григорьевич Строганов (2 (12) ноября 1698 — 7 (18) ноября 1754) — камергер, действительный статский советник (1730), генерал-поручик из рода Строгановых. Крупнейший солепромышленник и землевладелец Российской империи.

Барон (1722) Строганов Сергей Григорьевич (1707—1756) — крупнейший горнозаводчик из рода Строгановых, действительный камергер, генерал-поручик. Заказчик строительства и первый владелец Строгановского дворца на Невском проспекте.

Влахернская икона Божией Матери

Строгановы стали третьей в России семьёй, получившей баронский титул. После смерти Григория Дмитриевича строительством и благоустройством Кузьминок занимался Александр Григорьевич - будущий камергер при дворе Его Величества, получивший подмосковные угодья батюшки при разделе наследства. Именно его стараниями в Кузьминках был создан великолепный каскад прудов - после строительства плотины на реке Чурлиха. Впоследствии, когда в 1754 году Кузьминки унаследовала дочь Александра Григорьевича от первого брака - Анна Александровна Строганова, вышедшая замуж за представителя другой знатной семьи - Михаила Михайловича Голицына - имение перешло во владение Голицыных, потомки которых считают усадьбу своей собственностью и по сей день. Именно при Михаиле Голицыне Кузьминки обрели тот вид, который имеют теперь - живописного английского ампирного парка с множеством интересных зданий и павильонов, представляющих невероятную ценность как подлинные памятники архитектуры XVIII - XIX веков.


Ротари Пьетро Антонио. Портрет княгини Анны Александровны Голицыной, урож. Строгановой (1739-1816).

Голицын Михаил Михайлович (1731 - 1806), князь, генерал-поручик.

Иоганн Барду

Добираться до усадьбы своим ходом довольно просто. Есть несколько вариантов маршрута: от станции метро «Волжская» или «Кузьминки».

Выйдя со станции «Волжская», Вы увидите перед собой ворота с яркой вывеской «Влахернское-Кузьминки». Пройдя по живописным дорожкам мимо маленького пруда, образующего каскад с находящимся рядом Люблинским прудом, Вы пройдёте по засаженной берёзами аллее мимо Центра военно-патриотического воспитания молодёжи ЮВАО и «Музея экипажей и автомобилей».

К слову, если Вы являетесь поклонником старины вообще и ретро-автомобилей в частности, Вам стоит посетить этот музей. Там вы словно совершаете поездку на машине времени в советский союз: огромное помещение гаражного типа, где узкие полки вплотную уставлены старинными телефонными аппаратами, часовыми механизмами, советскими игрушками и другими интереснейшими вещами, заставляет забыть о ходе времени. В огороженном дворике музея и в самом здании выставлены на всеобщее обозрение несколько десятков автомобилей разных эпох, а в здании разместилась коллекция автомобилей журнала «Авто-Ревю». При входе в музей установлена телефонная будка, которая ну очень напоминает дом Чебурашки.


Продолжая прогулку по асфальтовой дорожке, через 10-15 минут Вы выйдете к самому комплексу усадебных построек. Первым на вашем пути вырастет величественное здание Конного двора, построенное в 1805 году и перестроенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди в 1823, является, пожалуй, одним из самых известных строений в Кузьминках. Для того, чтобы оглядеть его полностью, лучше пройти чуть подальше, до моста над плотиной - там перед вами раскинется величественная панорама водной глади пруда, над которой возвышается изящный комплекс зданий в стиле ампир, популярном в первой половине XIX века. Конный двор состоит из здания конюшни, нескольких зданий сараев, где стояли кареты, и двух жилых флигелей. Все эти строения соединяются общей оградой с Музыкальным павильоном, который находится в центре всей этой композиции.


Кузьминки - конный двор

Конный двор

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон украшают знаменитые скульптуры П.И.Клодта, повторяющие скульптурные изображения с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Они были выполнены самим Клодтом и отлиты на заводах Голицыных, как и их более знаменитые «собратья».

Скульптуры П.И. Клодта

Вид на конный двор с другой стороны пруда

С другой стороны плотины расположилось изящное строение, которое так и называется - «Дом на плотине», или Мельничный флигель.

Это здание, разделявшее Верхний и Нижний Кузьминские пруды, было возведено в 1840-х годах, на цоколе мельницы Козьминки. По преданию, находившаяся здесь ранее мельница (которая, к слову, была одним из древнейших здешних строений) и подарила здешним местам название «Кузьминки», а мельницу в свою очередь нарекли в честь построившего её некогда мельника по имени Козьма. Мельница неоднократно перестраивалась, причём руку к ней приложили в разное время такие именитые зодчие, как А.Воронихин, Д.Жилярди, И.Еготов и И.Жеребцов. Лишь в середине XIX века верхние этажи мельницы, которая исправно снабжала местных жителей различными сортами пшеничной и ржаной муки, было решено снести, а на её цоколе аритектор М.Быковский выстроил Дом на плотине, сохранившийся до наших дней. Это двухэтажное деревянное здание в стиле ренессанс со всех сторон окружено водой, и, несмотря на это, хорошо послужило как владельцам усадьбы, так и советской власти: Голицыны селили здесь приезжавших гостей, до 1976 года дом сдавали в аренду дачникам, а после здесь разместился Музей ветеринарии. В настоящее время флигель полностью восстановлен.

Дом на плотине, или Мельничный флигель

Прежде, чем двинуться дальше через мост, к главному дому усадьбы, немного вернемся назад и заглянем ненадолго в неприметный на первый взгляд уголок - к так называемому Птичнику, или Кузнице. Это здание расположилось неподалеку от Конного двора, по другую сторону улицы Заречье, обнаружить его не так просто - оно притаилось среди деревьев.



Птичий двор в усадьбе известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В нем, наряду с гусями, утками и индейками, разгуливали лебеди, цесарки, павлины, египетские голуби и другие экзотические пернатые. Первоначально птичник был деревянным, затем в 1805-1806 годах был перестроен в камне по проекту архитектора И.В. Еготова. Компактный центральный домик, в котором, вероятно, жил смотритель птичника, был соединен с двумя симметричными флигелями полукруглыми крыльями-галереями, затянутыми сеткой, в которых летом размещались вольеры для птиц, переносившиеся на холодный период года во флигели. В 1812 году, во время московского пожара, птичник серьезно пострадал от огня, все птицы погибли. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д.И. Жилярди перестроил останки Птичника в Кузницу, которая призвана была обеспечивать подковами и другим инвентарем соседний Конный двор. Ансамбль бывшего Птичника претерпел серьезные изменения: флигели и галереи были разобраны, центральное здание перестроено в двухэтажное (на первом этаже расположилась сама кузница, а верхний этаж был отдан под жилье кузнеца), при этом великолепный купол, украшавший его, был демонтирован, и здание увенчала куда более простая двухскатная крыша. В таком виде Кузница просуществовала до середины XX века. В советское время она использовалась под жилье и была обезображена многочисленными пристройками. В 1970-е годы обветшавшее здание было покинуто жильцами, и, оставшись бесхозным, около 30 лет пустовало, продолжая разрушаться и постепенно превращаясь в руины. Лишь к 2008 году, к 600-летию рода князей Голицыных, ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова и теперь радует наш глаз.

Птичий двор, усадьба Кузьминки, Москва

Ну а мы следуем далее, мимо Мельничного флигеля, вглубь усадьбы. Пройдя по мостику, который очень жалуют молодожёны (он сплошь увешан свадебными замочками), мы попадаем к нарядному, пышному Парадному двору. Справа от нас за ажурной решеткой чугунных ворот, охраняемый грифонами, высится Господский дом, Западный и Восточный флигели. От ворот к дому тянется изысканный въездной мост, который украшают фонари-канделябры. Чуть вдалеке располагается Египетский павильон, или Кухня.

Господский дом, панорама, XIX век

Утраченный дворец Голицыных

Всё это великолепие было спроектировано архитектором И.В.Еготовым в 1804-1808 годах. По плану зодчего, Парадный двор отделялся от остальной усадьбы кирпичной оградой и наполненным водой рвом. На кованой металлической ограде вольготно расположились чугунные «египетские львы» - грифоны, охраняющие въезд в усадьбу, которые выполнены по проекту скульптора Кампиниони.



Несмотря на то, что чугунные ворота выглядят на общем фоне довольно-таки органично, появились они здесь не так давно, в конце XIX - начале XX века, и были призваны оградить княжескую семью от облюбовавших здешние просторы дачников. Парадный двор выстроен по всем канонам того времени: в фонари, освещавшие въездной мост, вставлялись факелы, высокие деревья не насаждались - комплекс зданий должен был хорошо просматриваться, поэтому перед главным домом расцветали лишь низенькие цветочные клумбы и кустарники. Одно жаль: до нашего времени подлинное здание господского дома, к сожалению, не сохранилось. Оно было уничтожено пожаром в 1916 году, а на его месте в 1930-х годах было выстроено новое здание по проекту архитектора Торопова.

Здание Кухни, которое сейчас находится в не самом блестящем состоянии, на самом деле является одним из уникальных памятников стиля ампир в архитектуре. Дело в том, что строгие жанровые рамки ампира здесь разбавляются мотивами древнеегипетского искусства (отсюда второе название Кухни - Египетский павильон).

Кухня, или Египетский павильон

Немного скошенные стены, сужающиеся окна, портик, украшенный пальмообразными колоннами и головой сфинкса, усиливают ощущение присутствия духа древней цивилизации. В прохладных подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагались сами кухонные помещения, а на втором этаже жили «кухмистры» - княжеские повара. В 1839 году для удобства Кухня была соединена крытой галереей с господским домом.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Храм Влахернской иконы Божьей Матери. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Нынешняя церковь - отнюдь не первая, что стояла на этом месте. Первый деревянный храм здесь был построен в 1716 году еще при Строгановых и освящён в честь их фамильной иконы - Влахернской Божьей Матери. Именно эта церковь и подарила находившемуся здесь селу имя «Влахернское». Этот первый храм простоял недолго - в 1732 году он сгорел, и на его месте был выстроен новый храм, тоже деревянный и с прежним названием. Но и второй храм недолго радовал владельцев усадьбы - и он погиб от пожара в 1758 году. Ныне существующая церковь - третья по счёту - была построена к 1762 году, а уже к 1785 реконструирована по инициативе М.М.Голицына в классицистических традициях архитектором Р. Казаковым.



Храм Влахернской иконы Божией Матери.

Именно здесь в течение долгого времени находилась легендарная икона Влахернской Божьей Матери, с которой связано множество чудесных легенд и преданий. Икона эта датируется VII веком, а в Россию она попала как дар отцу Петра I Алексею Михайловичу в 1653 году. Согласно приложенной к иконе грамоте, она была создана при Влахернском монастыре в Константинополе. Икона эта была почитаема государем: он брал её в военные походы, так как верил, что она поможет одержать победу в бою и убережёт от бед. Влахернская икона выполнена в редкой рельефной технике - воскомастике, а в воск её замешаны мощи христианских святых, что дарило ей поистине чудотворные свойства. По преданию, икона обратила в бегство врагов, напавших на Константинополь в 626 году. Изображение Богоматери Одигитрия, хранящееся в церкви в Кузьминках, является списком с Влахернской иконы, хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля. Однако по семейному преданию Строгановых, а после и Голицыных, царю Алексею Михайловичу привезли не одну, а две иконы, одна из которых с тех пор по праву принадлежит им. Будучи привезённой в Россию, святыня не утратила своей чудодейственности: когда в 1830 году по всей России свирепствовала эпидемия холеры, лишь в одном Влахернском не заболел ни один человек - против тысяч погибавших повсеместно в округе. И во время второй вспышки жуткого заболевания в 1871 году икона уберегла местных жителей от неминуемой смерти. Неудивительно, что Влахернская икона является одной из самых почитаемых на Руси и по сей день: её даже чествуют 2 июля в храме, названном в её честь и остающимся выдающимся памятником истории и культуры.

Прямо напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльная, приобретшая свой современный облик в начале XIX века.

Ванный домик, или Мыльная

Этот павильон принадлежал лично мужу хозяйки усадьбы - М.М.Голицыну. Помимо собственно банных помещений, господин приказал соорудить здесь личные покои: спальня, гардеробная, где хранились принадлежности для охоты, столовая и передняя. Также здесь была специальная комнатка, предварявшая выход в маленький сад. Однако вскоре после смерти князя в 1804 году Мыльная обветшала, и её снесли. На месте старого помещения гениальный Доменико Жилярди в 1816-17 годах выстроил новое здание в стиле ампир, в целом сохранив планировку и функциональные особенности первой постройки.


Ванный домик, усадьба Кузьминки, Москва

С течением времени Мыльная сильно пострадала: она неоднократно горела, её разбирали и перестраивали бесчисленное множество раз. Здесь были жилые помещения, совет села Ново-Кузьминское и даже зал игровых автоматов (веха советского прошлого). И только в 2008 году в результате масштабных реставрационных работ здание и фонтан перед ним были восстановлены.

Недалеко от Ванного домика 8 июля 2008 года был установлен необычный памятник - скамья Любви и Верности.

Скамья Любви и Верности

Именно в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских, он же День семьи, любви и верности. Для изготовления памятника использовали французскую пушку, участвовавшую в боях 1812 года, подаренную неизвестным коллекционером. Молодожёны и влюбленные облюбовали этот скромный памятник, который в течение рекордно короткого времени оброс ленточками и замочками с именами счастливых пар.

Вернемся к прудам и осмотрим гроты, которые являются неизменными спутниками каждого ампирного парка. Гроты в Кузьминках, расположенные напротив Музыкального павильона (противоположный берег пруда) - явное тому подтверждение.

Трехарочный и Большой гроты. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Изящные Трёхарочный и Большой (Одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда изящно вписались искусственные «подводные пещеры». Гроты в ампирных парках встречаются довольно часто: яркий тому пример - грот «Руины» в Александровском саду. Температура в гротах всегда на несколько градусов отличается от температуры на открытом пространстве: это помогало гуляющей публике укрыться в тенистой прохладе и отдохнуть от полуденного зноя. В Большом гроте также устраивались любительские театральные постановки. Крепостного театра в Кузьминках не было, поэтому участие в них принимали сами хозяева и их гости. Есть у гротов еще один небольшой секрет. Как уже было сказано выше, Большой грот располагается прямо напротив Музыкального павильона, поэтому звук, долетавший до него во время музыкальных представлений, отражался и резонировал, создавая эффект более объемного звучания.

До 2004 года гроты в Кузьминках находились в весьма плачевном состоянии, и только после масштабной реконструкции эти интересные ландшафтные сооружения получили новую жизнь.

Продолжая прогулку по берегу Верхнего Кузьминского пруда, Вы вскоре придёте к знаменитой Львиной пристани, упоминание о которой впервые встречается в документах в 1762 году. Фотографии этого замечательного сооружения встречаются чуть ли не в каждой работе, посвященной усадебной культуре.

Львиная пристань. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Известно, что пристань, как и другие усадебные строения, неоднократно реконструировалась и перестраивалась. Первоначальный вариант строения выглядел так: две закруглённые площадки соединялись с помощью изящно изогнутых лестниц, украшенных белокаменными скульптурами: вазами, изображениями лежащих львов и собак. В 1830 году в ходе одной из реконструкций Д.Жилярди была отстроена заново верхняя площадка пристани, вместо каменной балюстрады появилась кованая металлическая решётка, а вместо гипсовых скульптур - знаменитые египетские львы, отлитые из чугуна. Пережив еще несколько реставраций, в советские годы памятник постепенно пришёл в упадок: в 1945 году пристань лишилась своей главной гордости - львов, которые «переехали» в подмосковные Люберцы. Там они украсили здание горкома ВКП(б), а ветшающая пристань постепенно превратилась в груду тесаных булыжников, при этом сохраняя статус памятника архитектуры аж до 1997 года. И лишь в 2000-х уникальная Круглая пристань была полностью восстановлена по оставшимся свидетельствам и документам.

Спускаясь дальше по берегу пруда, мы неминуемо придём к Померанцевой оранжерее - сооружению, судьба которого пока остаётся неясной. Как и Египетский павильон, Оранжерея представляет собой уникальный памятник архитектуры, который, в отличие от большинства построек на территории усадьбы, пока остаётся в полуразрушенном состоянии.

Померанцевая оранжерея

Оранжерея в Кузьминках была известна на всю Москву: здесь произрастали абрикосы, персики, померанцы, вишня, лимоны и апельсины и множество других фруктов. Архитектурное решение здания снова отсылает нас к зданию Кухни: мотивы египетского и греческого искусства здесь также очень заметны. Оранжерея - единственное здание в усадьбе, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой - пожалуй, таких не найти не только на территории усадьбы, но и в Москве. До 2001 года здесь находился Институт экспериментальной ветеринарии, а с тех пор, как институт покинул здание, оно постепенно ветшает и рассыпается. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который, к слову, очень любит усадьбу Кузьминки, в 2004 году издал постановление о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи, но работы до сих пор не были начаты.


Померанцевая оранжерея, усадьба Кузьминки, Москва

Недалеко от ветшающей оранжереи Храма Влахернской иконы Божьем Матери находится так называемая Слободка - комплекс, где проживали дворовые люди, обслуживавшие усадьбу. Впервые она упоминается в документах, датируемых второй половиной XVIII века. Здания, составлявшие Слободку, менялись, как и другие усадебные постройки - лишь функции их оставались неизменными. В состав Слободки входили такие здания и объекты, как Служительский флигель, Дом причта, Прачечный флигель и Больница. Изначально деревянные здания со временем перестраивались, меняя свой облик: неказистые дома служивых людей и подсобные помещения стало невозможно узнать после вмешательства Доменико Жилярди, по приказу барина кардинально изменившего план и фасады домов в Слободке. Все здания Слободки были соединены общей оградой, а дорога, проходящая с другой стороны комплекса, получила название Тополевой аллеи - по насаженным здесь деревьям.

В здании Служительского флигеля на Слободке находится интереснейший музей - «Музей русской усадебной культуры» , один из филиалов Музея истории Москвы.

Служительский флигель

Здесь Вам расскажут об усадебной жизни и быте, а также об истории дворянских родов Строгановых и Голицыных. Подлинные экспонаты, иллюстрирующие жизнь XVIII-XIX веков, помогут погрузиться в атмосферу дворянского усадебного быта, представить себе образ жизни и мировоззрение людей того времени. В этом интересном музее, функционирующем с 1999 года, Вы можете посетить одну из занимательных интерактивных, костюмированных, тематических экскурсий, возрождающих бытовые традиции повседневности XIX века.

Одно из самых знаменитых зданий этой части усадьбы - Скотный двор, или Молочная ферма.

Скотный двор, или Молочная ферма

Место, где будет располагаться скотный двор, было определено ещё при Строгановых. Но постройки, сохранившиеся до наших дней, датируются 1840-ми годами. Нынешнее здание фермы было построено по проекту архитектора Александра Жилярди - племянника уже неоднократно упоминавшегося Доменико Жилярди.

Молочная ферма представляет собой одноэтажное здание из красного кирпича, в плане образующее букву «П», с двухэтажными флигелями. Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части здания располагались собственно стойла. В середине Скотного двора располагался изящный павильон, отделанный с роскошью; считается, что он предназначался для проживания одного из членов графской семьи. Кажется странным выбор места для постройки персонального павильона; но тем не менее он действительно был слишком богатым и пышным, чтобы находиться во владении служивых людей: паркетные полы, изящные балконы и украшающие двор скульптуры быков, выполненные бароном П.И.Клодтом, явно радовали глаз одной из знатных особ.


Скотный двор, усадьба Кузьминки, Москва

Скотный двор с противоположным берегом пруда, где находились Пропилеи и пристань, соединял интересный Плашкоутный мост - мост на понтонах, который мы можем увидеть на картине австрийского художника И.Н.Рауха. Мост устанавливали только на летний период, а на зиму разбирали.

Случилось так, что ферма не так долго выполняла своё прямое предназначение: в 1889 году после реорганизации внутренних помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, которая просуществовала аж до 1978 года. С тех пор, как больница освободила здание Скотного двора, он постепенно ветшает, как и многие другие здания в усадьбе.


: Больница на Слободке, усадьба Кузьминки, Москва

После посещения Слободки и Скотного двора, пройдя в сторону церкви по одному из лучей знаменитого французского парка, выполненного по подобию парка в Павловске под Санкт-Петербургом, Вы попадёте к еще двум интересным музеям. Первый из них - Литературный музей К.Г.Паустовского - был открыт в 1975 году, но в Кузьминки переехал лишь в 1987, и с тех пор занимает Дом садовника (его еще называют «Серой дачей»).

Дом садовника, или Серая дача

Коллекция музея насчитывает около 17 000 предметов, иллюстрирующая не только жизнь и литературное творчество Константина Георгиевича, но и о его окружении, времени, в которое он жил: личные вещи писателя, документы и рукописи, живописные работы художников-иллюстраторов, жены и сына писателя, а также разнообразные кино- и фотосвидетельства. Множество интереснейших экспонатов, а также невероятный энтузиазм и преданность сотрудников музея своему делу сделают посещение Литературного музея интересным; возможно, Вы даже всерьёз заинтересуетесь русской литературой.


Как Вы, наверное, уже заметили, усадьба Кузьминки славится не только своим архитектурно-парковым ансамблем, но и разнообразными музеями. По соседству с Литературным музеем Г.К.Паустовского разместился Музей мёда, он же Музейно-образовательный центр пчеловодства.

Музей меда

Пасека в Кузьминках появилась еще при Голицыных - на столе князей всегда был свежий мёд. Музей представляет собой демонстрационную пасеку с 50 демонстрационными ульями, где Вы, облачившись в специальный защитный костюм, сможете изучить весь процесс рождения мёда и почувствовать себя настоящим пчеловодом. В музее детям и их родителям предложат на выбор несколько интересных экскурсионных программ, покажут видеофильм и порадуют детишек весёлыми тематическими играми. Единственное условие - попасть в музей можно только в будние дни и по предварительной записи. Помимо музея пчеловодства, в образовательном центре также функционирует Школа практического пчеловодства и Клуб любителей мёда.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков очень любит пчёл. И, как уже было сказано выше, Кузьминки он тоже очень любит. Поэтому неудивительно, что обиталищем «мэрских» пчёл стал именно Музейно-образовательный центр пчеловодства в Кузьминках. И именно поэтому здесь в 2005 году появился памятник пчеле - одному из самых полезных домашних животных. Памятник составляют три низких колонны, стилизованных под соты, и на центральной из них восседает пчела, которую местные жители ласково окрестили Кузей - в честь усадьбы.

Памятник пчеле Кузе

Если Вы еще не совсем устали, то можно пройти еще немного и попасть в царство зимней сказки - официальную московскую резиденцию Деда Мороза.

Московская резиденция Деда Мороза

Она появилась в Кузьминках в 2004 году, а к 2006 году здесь вырос целый комплекс нарядных зданий: терем Деда Мороза, почта Деда Мороза, сооружены волшебная мельница-чудесница, сказочный колодец, терем Творчества, терем Снегурочки, ледовый каток, Тропа сказок и игровой спортивный городок. Здесь в течение всего года проходят разнообразные мероприятия: игры, праздничные гуляния и экскурсии по теремам здесь не прекращаются после того, как отгремел новогодний салют. Здесь очень приятно находиться как зимой, так и жарким летом: под густой тенью деревьев хорошо прятаться как от снегопада, так и от жаркого солнца. Разумеется, здесь очень понравится детям, которым здесь будет чем заняться. Да что там: поучаствовать в интересных мастер-классах и на минутку перенестись в детство, забыв о возрасте, захочется даже взрослым.

Кузьминки - это уникальная московская усадьба, архитектурно-парковый ансамбль, музейно-образовательный и просветительский центр, в котором каждый найдёт для себя занятие по душе. Тенистые аллеи, свежий лесной воздух и очарование ушедшей галантной эпохи никого не оставят равнодушным.


Портрет Голицыной А.И. в образе весталки


В.А.Тропинин. Портрет князя С.М.Голицына. После 1828 года.

Е.В. Шереметьева. Неизвестный художник 19 века. Кузминки музей


Похожие публикации