Внутренние залы виллы д эсте в тиволи. Вилла д'Эсте (Villa d'Este) Рим, Италия



Если верить Петрарке, итальянский сад эпохи Ренессанса должен был стать обителью покоя и отдыха. Представление о саде как об аркадской идиллии противопоставлялось образу городской суеты. Этот уголок природы становился искусственным убежищем от треволнений жизни. Как писал Леон Баттиста Альберти, дом и парк должны были составлять гармоническое единство, в основе которого лежало бы использование сходных геометрических очертаний. В процессе развития барочного паркового искусства сталкиваются два противоположных начала: геометрия и природа. Сад выступал одновременно и как геометрическая форма, и как зона, отведенная для растительного царства. Эти концепции породили два типа ландшафтной архитектуры: регулярный сад и пейзажный парк.

Вилла д’Эсте в Тиволи, шедевр итальянского паркового искусства, поражает грандиозным ансамблем, стремительным падением уровней, обилием декоративных статуй и сооружений, мощными фонтанами и большими массами вечной зелени. Вилла находится на вершине холма, откуда открывается великолепный вид на окрестности, а в ясную погоду можно даже увидеть Рим. Садовый комплекс, располагается ниже дворца и соединяется с ним посредством пяти террас, связанных друг с другом с помощью лестниц, пандусов и переходов.
Вилла принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте (1509-1572), который был сыном Лукреции Борджиа и племянником папы Александра IV. Назначенный губернатором Тиволи в 1550 году, он сразу же начал вынашивать идею о восстановлении традиционной резиденции губернаторов Тиволи и создании парка на крутом склоне у дворца, известного как «Валле Гауденте» (Веселая равнина). Автором проекта был архитектор и археолог Пирро Лигорио, ему помогало множество художников и ремесленников. В 1563 году под руководством Джироламо Муциано началась отделка внутреннего убранства дворца, затем работы продолжились под руководством Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.
В 1605 году кардинал Алессандро д’Эсте (1558-1624) существенно обновил парк, появились новые фонтаны, в том числе, созданные Джанлоренцо Бернини.
В XVIII веке Вилла пережила длительный период запустения, а коллекции античных статуй и фламандских гобеленов оказались разбросанными по различным музеям Европы. В 1803 году весь ансамбль перешел в наследство Габсбургам. После первой мировой войны Вилла д’Эсте перешла в собственность итальянского государства. Теперь это музей.



Церковь Санта Мария Маджоре в Тиволи


Фонтан Венеры во внутреннем дворе дворца.
Венера изображена спящей на фоне символического сада Гесперид.


Двор с трех сторон окружен галереями.


Двойная лоджия дворца.


Балкон с фонтаном «Триподия».


Пирро Лигорио. Фонтан Органа. 1568
Фонтан знаменит первым для того времени гидравлическим органом. Орган, почти полностью утраченный к концу XVIII века, в настоящее время восстановлен.


Джанлоренцо Бернини. Фонтан Нептуна. 1661
(Реставрирован Аттилио Росси в 1927 году)



Рыбные садки


Фонтан Тиволи или фонтан «делль Овато» – впечатляющий водный спектакль, который был сделан мастером Курцио Маккароне в 1564-1570 годах по проекту Пирро Лигорио. Позади большого овального бассейна расположена обширная эскедра с арками и нишами, где десять нимф из серого вулканического туфа держат вазы, из которых льются струи воды, а из большой чаши низвергается впечатляющий каскад. Над эскедрой возвышается мраморная статуя Венеры.


«Ротонда кипарисов». Сохранились только два кипариса, посаженных в XVII веке.


«Сто фонтанов»


Фонтан драконов


Гиллис Ван де Влиете. Фонтан «Богиня Природы» или Дианы Эфезии. 1568


Фонтан совы


Курцио Маккароне (по проекту Пирро Лигорио) Фонтан «Рометта». 1567-1570


Салон фонтана. 1565
Парадный зал, расписанный под руководством Джироламо Муциано. На стенах изображены «соломоновы» колонны, которые создают иллюзию галереи с ведутами виллы.


Джироламо Муциано. Зал Геракла. Геракл на Олимпе


Федерико Дзуккари. Зал Славы. 1566-1568


Федерико Дзуккари. Зал Благородства. 1566-1568


Крытая галерея или «длинный рукав», связывающий между собой залы нижнего этажа, построен по принципу римских крытых галерей с освещением потолка через небольшие косые окна. Верхняя часть бочарного свода украшена мозаикой с изображением птиц и цветов.

«Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним, зеленый мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозеленых дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Все это есть на Вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства ее вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающихся с ее высоких террас».
Павел Муратов. Образы Италии. Спб., 2005

Чтобы попасть на озеро Комо, мы прилетели в аэропорт Бергамо, ближайший к Милану, из тех, куда летают бюджетные авиакомпании вроде Ryanair. Аэропорт был вполне банален; шел мелкий дождь, так портящий осенние итальянские пейзажи, холодало и темнело.

Мы тупо ждали клерка, занимавшегося бумагами на нашу машину. Посреди этой среднеевропейской провинциальной скуки вдруг раздалась ария, исполняемая хорошо тренированным тенором. Как ни смешно, это была «О соле мио!», более попсовую вокальную композицию в это время и в этом месте трудно было представить. Исполнителем оказался человек лет 28 вполне хипстерского вида, он пил кофе с двумя девицами за барной стойкой и явно хотел произвести на них впечатление. Истерично залаяла маленькая собачка, раздались бурные аплодисменты. Мужчина рядом с нами нравоучительно обратился к своей подруге по-русски: «Мы в Италии, детка!»

На фото: вилла д’Эсте на берегу озера Комо

Мы в Италии, которую любим, как все русские. Мы на озере Комо, к которому имеем особые пристрастия – не из-за цен на недвижимость и гостиницы, а из-за атмосферы, пейзажей, вилл, садов и парков. Прелести Виллы д’Эсте в Черноббио, где мы остановились на пару дней по профессиональному приглашению, описывать не будем: во-первых, они есть во многих путеводителях; во-вторых, удовольствие было явно незаслуженным.

Итальянские друзья и знакомые, которым мы говорили про этот отель, начинали истерически хохотать, зная его уровень и цены. Энергичная пенсионерка Мария, в квартиру которой в Мольтразио мы переехали через пару дней, заявила нам прямо: «И что вы теперь здесь делаете, в моей скромной норке?»

Любопытным нам кажется один сюжет, связанный с поведением персонала «Виллы д’Эсте». На ужин в ресторан «Веранда» я заявился в белой рубашке и джинсах, моя подруга была в черном трикотажном платье до колен. Встретивший нас в лобби ресторана администратор в белом пиджаке и с лицом хорошо блефующего шулера тонко сформулировал варианты развития событий: для ужина в зале ресторана необходим пиджак с галстуком, людям в рубашках предлагается ужинать в баре. Мы хотели банкета по полной программе, поэтому сначала выбрали один из 12 предложенных галстуков и остановились на третьем пиджаке.

Все пиджаки явно предполагались на крепких мужчин с животом, поэтому зрелище я представлял собой комичное. Вокруг нас во время примерки толпилась, кажется, четверка людей с лицами пройдох того же типа, что наш администратор. Я признался, что не умею завязывать галстук. Уверен, что после смены четверо обсудили сцену во всех подробностях, но в тот момент они вели себя так, будто не происходит ничего неожиданного. Появился дополнительный персонаж, который сначала завязал галстук на себе и передал его мне – очевидно, тот человек, к которому мы изначально обратились, сам галстук завязывать не умел. Мы проследовали к нашему столу, пронаблюдали несколько столиков с серьезными людьми, все мужчины были в пиджаках и при галстуках, а дамы – в маленьких черных платьях.

В зале не было мужчин моложе 60-ти, этот отель – награда, которую могут себе позволить удачливые дельцы преклонного возраста. «Вилла д’Эсте» поддерживает один и тот же уклад, подобно тому, как английская аристократия веками поддерживает свой статус. Это консервативное заведение не для нуворишей, в нем нет ничего дизайнерского, ничего вызывающего. Зато есть комфорт, это тема абсолютного релакса.

Это же вилла, представьте, что эта та самая итальянская вилла, в которой вы, возможно, бывали на экскурсиях, только в этом случае вы здесь еще и живете: пришли не на пару часов, а зависли на несколько суток. И этих людей – богатых стариков – ублажали особым образом: привозили им огромную рыбу на тележке (непонятно, как с таким монстром могли справиться даже четверо едоков), пекли для них блины на огне, устраивая из этого какое-то кулинарное шоу. Держались все официанты, сомелье и мэтры почти как фокусники – немного на расстоянии, как и должны себя вести настоящие циркачи, не вступая с публикой в прямой контакт.

Они находились в сложной коммуникации с клиентом: с одной стороны, знали, что должны удовлетворить все запросы требовательных стариков, с другой – показать настоящий абстрактный класс. Почти у всех была одинаковая гипнотизерская интонация, кажется, имитирующая манеру речи дворецких из британских фильмов.

Их полнота знания явно больше, чем у гостей, они – наш гид в этом мире кулинарного ритуала. Эти люди служат в этом отеле годами, десятилетиями; как и в других курортных зонах, это местные. Они практически персонажи, эти взрослые мужчины от 40 до 60, с каким-то очень специальным интонационным настроем, улыбки их напоминают улыбку психотерапевта, а манера общения такова, словно они говорят со слабоумным, который может устроить истерику в любой момент. Они – специфическая порода, отнюдь не красавцы, у них лица деревенских хитрецов, но они внушают уверенность человеку, который не знает, как себя вести в окружении такой роскоши; они гиды, Вергилии в этом пространстве незнакомой роскоши, которое без них для обычного человека было бы почти пугающим.

В процессе ужина мы не столько концентрировались на еде, сколько были заняты коммуникацией с официантами, которые с синхронизмом жонглеров выносили блюда и с видом заговорщиков снимали с тарелок металлические колпаки. Когда мы смотрели на общение этих волшебников-официантов, то казалось, что все это абсолютно всерьез, что обе стороны знают правила игры. Прекрасным постскриптумом этого ужина стало то обстоятельство, что, покидая зал ресторана, солидные богачи снимали галстуки и пиджаки, выданные им в начале вечера – так же, как и мне.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Павел Матвеев - Павел Матвеев живет в Швеции и занимается современным искусством. В 2002 г. окончил факультет журналистики МГУ, а в 2012-м получил степень магистра изобразительных искусств в Konstfack в Стокгольме.

Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м.

Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой - площадкой Торжествующий Рим. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории.

Назначенный папой Юлием III губернатором Тиволи в 1550 году, кардинал Ипполито II д’Эсте (сын Лукреции Борджиа) задумал разбить парк на крутом склоне у дворца. Проект создания парка между церковью Святого Петра и средневековыми стенами окончательно оформился к 1560. Автор проекта – архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем – Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

Фрески в Зале Благородства 1566-1567. Художник Ф. Дзуккаро. Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

В 1605 кардинал Алессандро д’Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в 1660-1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини. В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга. Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы»

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Как указывает М. Л. Мадонна, Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги - одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причем она также воплощала собой возможность выбора - на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, «сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, «Кипящую лестницу», названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов. С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов - каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия «Метаморфозы». Рядом находились Гроты Венеры и Дианы, а также Рометта - фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон». Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня. Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях». Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны»

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Мишель Монтень в «Дневнике путешествия в Италию» делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка <…> представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в XVIII веке он был разрушен, а затем - уже в наше время – восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).

Ознакомьтесь с одной из самых популярных и зрелищных экскурсий, которая предусматривает поездку на автомобиле в город Тиволи и посещение знаменитой Вилла д’Эсте.

Тиволи - очень древний город. Он был основан в 13 веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина (via Tiburtina). Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох. Римские императоры и аристократы украшали Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, которые побуждает упоминание и посещение этого античного города - все это оставило следы в его истории. И прежде всего - обожаемые туристами прекрасные виллы в античном и ренессансном стилях: Villa d’Este и Villa Adriana .

Вилла д’Эсте

Вилла Д’Эсте представляет собой удивительное и очень гармоничное соединение природного богатства - изобилия вод, разнообразия деревьев и цветов и силы вдохновения человека, создавшего изумительные фонтаны и дворцы.

Создателем виллы считается кардинал Ипполит II д‘Эсте, который был назначен губернатором Тиволи в 1550 году. Приехав из Феррары, он поручил создание уникального замка архитектору Пирро Лигорио, который всего за несколько лет реализовал кардинальский проект. По воле судьбы, виллой затем владели разные люди, а в 1918 году она стала национальным достоянием итальянского государства. Ее полностью отреставрировали, благодаря этому она вновь обрела свое былое великолепие.

Вилла д’Эсте славится своими фонтанами, ими восхищался и старался их превзойти царь Петр I при сооружении фонтанов Петергофа.

Дворец представляет собой уникальный пример архитектуры и живописи эпохи Возрождения. Мы пройдем по украшенными росписью, фресками и полотнами залам. Узнаем о легендах, которые легли в основу их создания, погрузимся в атмосферу давно минувших веков и поговорим о владельцах дворца, об их пристрастиях, любви и ненависти, а также об удивительных гостях виллы. Полюбуемся прекрасным видом на сад и спустимся по элегантной лестнице Лигорио, чтобы услышать звуки органа под струями воды, увидим необыкновенной красоты парк и, конечно, сделаем отличные фотографии. Мы узнаем также, почему фонтаны имеют своеобразные названия и что они означают, а также проведем незабываемые часы в окружении красоты.

Покажем вам некоторые фонтаны виллы д’Эсте - малую долю того колдовства и очарования, которое ждет нас при встрече с этим великолепным творением.

Фонтан дель Биккьероне (Большая рюмка - слева, кликните!). Этот фонтан был выполнен почти столетие спустя после основной постройки виллы. Его автор - знаменитый скульптор эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини.

Фонтан Рометта , его название означает “Маленький Рим”. И конечно, все остальные элементы этого фонтана имеют свой глубокий смысл.

Аллея ста фонтанов . Необыкновенный зрелищный эффект достигается чередованием веерообразных фонтанов и маленьких каскадов. Бархатная зелень покрывает разнообразные чередующиеся между ними фигурки.

Фонтан Гидравлического Органа . Знаменит этот фонтан своим уникальным звучанием: струи воды, попадая в металлические трубочки, производят удивительную мелодию.

Фонтан Драконов , или Вертящийся фонтан. Он расположен на аллее Гортензий. Его структура и оригинальный способ соединения с другими аллеями превращают всю композицию в нечто исключительное по замыслу и гармонии.

Вилла кардинала Ипполито д"Эсте в Тиволи

Тиволи - очень древний город. Он был основан в 13 веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина (via Tiburtina). Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох.

Римские императоры и аристократы украшали Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, которые побуждает упоминание и посещение этого античного города - все это оставило следы в его истории.

Вилла Д’Эсте представляет собой удивительное и очень гармоничное соединение природного богатства - изобилия вод, разнообразия деревьев и цветов и силы вдохновения человека, создавшего изумительные фонтаны и дворцы.

Вилла д’Эсте — одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Комплекс виллы включает в себя дворец и примыкающий к нему сад. Находится на окраине г. Тиволи (область Лацио), на холме. Особенной славой пользовались фонтаны виллы д’Эсте; именно их стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа

В 2001 году вилла д’Эсте включена в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Расстроенный и разочарованный герцог д"Эсте возвращается в Тиволи, но вновь избранный понтифик лишает в сентябре того же года кардинала Феррары его владений и отправляет в изгнание в Ломбардию, поставив ему в вину подкуп участников конклава. Только приход на папский престол Пия IV вернет кардиналу д"Эсте Тиволи.Возвратившись в свою резиденцию, кардинал решает перестроить старый дворец и монастырь в современную для того времени виллу и разбить вокруг нее парки.

Серьезный любитель археологии, поклонник античных авторов, Ипполито II д"Эсте после бурных перипетий своей жизни все время посвящает интеллектуальному досугу: отстраивает виллу, разбивает парк и устраивает фонтаны. Именно парку-саду по старой феррарской традиции уделяет он особенно пристальное внимание, и потому впоследствии именно парк и его фонтаны станут главной особенностью резиденции в Тиволи.

Перестройка дворца, создание виллы и сада продолжались 22 года, не прерываясь и в отсутствие кардинала. Движимый честолюбивыми замыслами занять папский престол, Ипполито II д"Эсте претерпел несколько тягостных неудач, и разочарования в своих тщетных попытках в еще большей мере возобновляли его интерес к собственному владению в Тиволи.


В 1560-е годы вилла в основном была закончена: проведены необходимые земляные и декоративные работы, создана инженерная система, обеспечивающая водой фонтаны.

Автором проекта стал Пирро Лигорио - архитектор и знаток своего дела, который прежде был на службе при папском дворе и приложил руку к таким шедеврам, как Сад чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri) и папский дворец в Ватикане (Casino di Pio IV in Vaticano). Самым великим его шедевром стала все же вилла д’Эсте.В это время стали развиваться науки, но при этом была еще жива память о древних преданиях и мифах. И в волшебных садах Тиволи архитектор Пирро Лигорио хотел воплотить легендарное прошлое, полное чудес и великолепия.

В течение четырех столетий после своего возведения Тиволи считался одним из самых знаменитых садов в странах западного мира. К сожалению, до настоящего времени мало что сохранилось, но и оставшееся дает представление о мечте архитектора — прекрасном романтичном мире.

Когда сад только был создан и деревья еще не выросли такими высокими, как сейчас, можно было во всем великолепии видеть потрясающий проект Пирро Лигорио.

Сам дворец.достаточно скромный снаружи поражал своим великолепием настенной росписи...

Потолочная и настенная роспись

Вилла в Тиволи, как и виллы других городков, была сориентирована на Рим, и это не было только особенностью их географического положения.

Главным художником внутреннего пространства виллы был назначен Ливио Агрести, позже его сменил Федерико Дзуккаро.Строительство и декорирование внутренних покоев продолжались вплоть до смерти губернатора (1572 год).

В начале XVII века потомок Ипполито II д’Эсте — кардинал Алессандро д’Эсте — решил обновить парковый ландшафт. Работы продолжались несколько десятилетий, в 1660—1670 годах в проектировании принимал участие выдающийся скульптор Бернини.


Над созданием ансамбля загородной виллы в Тиволи, проведением акведуков, над разбивкой парка, устройством механики фонтанов и оформлением интерьеров дворца трудилось большое количество мастеров. Начав свою работу с раскопок виллы Адриана, многие античные произведения они перенесли потом с виллы императора на виллу кардинала, украсив ее интерьеры и парк.

Симметричная планировка парка включала девять продольных и тринадцать поперечных осей. Через парадный въезд посетители попадали в центральную аллею, после пересечения первой поперечной оси они оказывались в той части парка, откуда начинался пока еще относительно пологий подъем холма, ведущий к самой резиденции.

На пути к ней их встречал «фонтан Дракона», получивший свое название от украшавшей его скульптурной группы. Эта группа состояла из многоглавого дракона, охраняющего сад Гесперид, и статуи Геркулеса. Существующий ныне фонтан был переделан к приезду на виллу Тиволи папы Григория XIII в сентябре 1572 года.



«Фонтан Дракона» полукружием охватывают два марша лестниц, которые завершаются террасой. Эта терраса выходит на аллею Стафонтанов, откуда путь в резиденцию кардинала по прямой был уже невозможен, и потому посетители продолжали свой путь по пологим диагональным пандусам.



Дорога Ста фонтанов. Проект Пирро Лигорио. 1565—1571

Аллея Ста фонтанов заканчивалась фонтаном Ла Рометта — «маленьким Римом», занимавшим полукруглую террасу. Основная идея фонтана — триумф Рима, поэтому в его оформлении встречаются колонны, арки и обелиски.

Обтекающий всю скульптурную композицию стремительный поток воды олицетворяет Тибр с островком в центре, откуда собственно и пошел Рим. Сам островок был оформлен в виде корабля после установления культа Эскулапа, прибывшего в Рим по воде.

Большой интерес вызывал у посетителей виллы и «фонтан Филина», украшенный в свое время механической забавой. Она действовала благодаря силе падающей воды и представляла собой группу поющих птиц, замолкавших при появлении Филина.

Парадным фасадом кардинальской резиденции являлся северо-западный, смотрящий на Рим. Он состоял из трех этажей, покоящихся на мощном цоколе. Первый этаж виллы был «утоплен» в холм, и там параллельно фасаду размещался тенистый криптопортик.

Полукруглая арка, скрывающая криптопортик, завершала овальную гладь бассейна, которая нарушалась лишь радужными брызгами водяных струй. Эти струи изливались из урн, которые держали стоящие в нишах нимфы.


Каменщик Р. да Фиренце выполнил по проекту П. Лигорио классическую аркаду из травертина, опоясывающую три стороны внутреннего двора.

Он же возвел лестницу-лоджию в центре главного фасада, которая была исполнена в подражание знаменитой лестнице Микеланджело во дворце Сенаторов на Капитолийском холме.

Фонтан дель Биккьероне

На территории виллы был устроен грот, посвященный богине Диане. Внутри его декорировали стуковыми фестонами с золотыми яблоками Гесперид, обрамляющими античные статуи, в том числе статуи богини Дианы и кардинала Ипполито II д"Эсте.


Аллея с «гротом Дианы» стала излюбленным местом уединенных прогулок кардинала. Прогулки укрепляли здоровье и врачевали его душу сознанием нравственного совершенства и успешно преодоленных трудностей.В оформлении парка и интерьеров дворца существовала единая программа, созданная архитектором П. Лигорио при помощи француза М.А. Мюре — придворного гуманиста Ипполито II.

Она включала несколько связанных между собой тем, из которых одна выделялась особенно. В ней прославление владельца виллы, использовавшее предания древнего мира, облеклось в классические формы. Рим — близкий и одновременно далекий, видимый, но недостижимый для кардинала Феррары — эхом древних чудес противостоял Тиволи — убежищу муз и уединенному приюту просвещенного владельца.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории.

Вилла д"Эсте. План
Вилла д"Эсте: 1 — дворец, 2 — верхняя терраса, 3 — Фонтан драконов, 4 — Аллея ста фонтанов, 5 — фонтан Сивилла, 6 — Торжествующий Рим, 7 — водоемы, 8 — Водяной орган, 9 — партер

Автор проекта - архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем - Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

Художник Ф. Дзуккаро.

Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга.

Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы»

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику.

На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры , причем она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной.

Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).

А вот основные залы самого дворца,их потолки были выше



Второй тибуртинский зал составляет пару с Первым тибуртинским залом, его цикл фресок дополняет повествование о происхождении Тиволи с особым акцентом на поклонении Сибилле Тибуртинской. Центральная тема росписи - рассказ о метаморфозах этой мифологической фигуры.

Декорация зала Благородства и следующего Зала Славы, выполненны в 1566-67 годах Федерико Дзуккари и помощниками, воспевают моральные качества кардинала Ипполито. На своде изображены аллегории Чести, Природы, Изобилия и Бессмертия в центре под балдохином фигура Благородства с Либеральностью и Щедростью.

В декорации Зала Славы используя мотив, часто повторяющийся в кабинетах пятнадцатого столетия, на фреске изображены два стенных шкафа. Этот прием используется для демонстрации предметов, связанных с деятельностью кардинала Ипполито, среди них кардинальская шапка и папская тиара. На стенах, выполненные в технике гризали, между бюстами античных философов, открываются, широкие занавеси, обрамляя четыре аллегории Добродетели: Справедливость, Сила, Осторожность и Умеренность. Аллегория Удачи на своде изображает падающую с неба кардинальскую шапку и папскую тиару - намек на амбиции Ипполит д Эсте.

Зал Охоты -единственный Зал, который был украшен фресками после смерти кардинала Ипполито. Эти фрески принадлежат кисти неизвестного художника пейзажиста начала XVII столетия. Сцены охоты на земле и на воде чередуются с изображениями трофеев охоты и гирляндами из цветов и фруктов.

Но вернемся к нашим...фонтанам

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, «сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, «Кипящую лестницу», названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов.

С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия «Метаморфозы».

Диана


Рядом находилисьГроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон».

Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня.

Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях».

Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны»

Фонтан Органа

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Мишель Монтень в «Дневнике путешествия в Италию» делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка <…> представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в XVIII веке он был разрушен, а затем — уже в наше время - восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).


В начале XX века виллу посещали известная художница Анна Остроумова-Лебедева и искусствовед Павел Муратов. Оба отразили свои впечатления на страницах книг. Вот какой предстала вилла перед П.П.Муратовым:


Фонтан «Рометта» имитирует остров Тиберина, «Капитолийскую волчицу» и прочие символы Вечного города. Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. 1567—1570

Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закруглённые лестницы ведут к ним; зелёный мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозелёных дубов.

Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твёрдые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Всё это есть на вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства её вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающегося с её высоких террас.

В 1867—1882 годах на вилле гостил Ференц Лист и дал здесь один из своих заключительных концертов (1879). Лист посвятил вилле три произведения — «У кипарисов виллы д’Эсте» (№I и №II) и «Фонтаны виллы д’Эсте». В одном из писем композитор писал: «... мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре — за исключением Бетховена и Вагнера — скорбь и горести всемогущей природы!».


Одной из вершин графики XVIII века считается серия из десяти зарисовок сангиной, выполненных летом 1760 года на вилле д’Эсте Фрагонар ом (ныне — Вена, Галерея Альбертина). Кроме того, Фрагонар, как и его друг Юбер Робер, запечатлел виллу в своих живописных работах. В отечественном искусстве образ виллы д’Эсте воссоздан опять-таки в графике (Анна Остроумова-Лебедева). Фоном для картины "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" Александра Иванова выбрал парк виллы д"Эсте в Тиволи.


Вот как описал виллу Максимилиан Волошин в неоконченном стихотворении о Тиволи (1900):

Блестя в темноте, и поет и звенит
Холодная струйка фонтана.
Зацветшие мраморы старых террас,
Разросшийся плющ на пороге…
В таинственных гротах одетые мхом
Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий - гербы

Фамилии д’Эсте старинной.

А в одном из своих очерков 1901 года Волошин следующим образом характеризует свою записную книжку:

"между её страницами лежат альпийские розы, сорванные на склонах Ортлера, кипарисная ветвь с виллы Адриана, лавровая веточка с могилы Шелли, горная травка, выросшая между мраморных плит театра Диониса, веточка какого-то растения, с очень тонкими вырезанными листочками, которым был обвит старый фонтан на вилле Д"Эсте..."

Литература

Гревс И. М.,. Эсте, вилла // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тучков И.И. Genius loci: вилла д’Эсте в Тиволи // Искусство и культура Италии в эпоху Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 177-190.
Barisi I. Villa d’Este. Roma: De Luca, 2003.

Похожие публикации