Большой екатерининский дворец царское село. Китайская гостиная Александра I

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».


1. В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.

2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.

3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.

4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.

5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.

6. Рядом стоит корпус Императорского лицея , соединённый с дворцом аркой.

7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.

8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.

9. В ожидании разглядывать детали здания.

10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.

11. Голубая и «золотая» краски выцвели.

12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.

13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу , украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.

14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.

15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.

16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

17. Также были воссозданы большие часы.

18. Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.

19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.

20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I .

23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.

24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.

25. Дальше - Буфетная , до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.

27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.

29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

32.

33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.

34. Потолок зала украшен переданным из Юсуповского дворца живописным плафоном «Меркурий и Слава».

35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².

36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.

38. Большой зал , или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.

39. Его площадь более 800 м².

40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.

41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.

42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.

44. В 1950-х годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.

45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.

47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.

May 7th, 2015 , 09:00 am

В 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин заложен .
Годом раньше, в 1703 году, в устье Невы на Заячьем острове началось строительство первого каменного строения Сенкт-Петербурга - Петропавловской крепости.
Будущая северная столица России застраивалась, росла и в
1717 году в местечке Саарская мыза (в последствии Царское Село) началось строительство первого каменного царского дома для хозяйки земель - Екатерины I.

В августе 1724 года строительство было завершено, а типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение получило гордое название К аменных Палат Екатерины I.
Сегодня мы побываем в Екатерининском (до 1910 года Большом Царскосельском) дворце, в который в результате нескольких перестроек превратились Каменные Палаты Екатерины I.

Итак, построенный в 20-е годы XVII века первый каменный дворец Екатерины I простоял неизменным до 1740 года. А после вошествия на Российский престол дочери Петра I Елизаветы начались серьезные перестройки дворца ее матери.
В 1744 году Растрелли получил от императрицы Елизаветы Петровны заказ на полную перестройку
Каменных палат. В 1756 году работы были закончены и Растрелли явил миру - Большой Царскосельский дворец.

Во времена Екатерины Второй фигуры и лепнина фасада были позолочены настоящим золотом, и иностранные гости писали о том, что если смотреть на него в солнечную погоду, он ослеплял в буквальном смысле этого слова. Сейчас скульптуры скорее теракотовые (на совсем или просто подготовлены к реставрации не знаю).
Сейчас позолота только на кованых ажурных решетках балконов и ворот.

Никакой рассказ, никакие фотографии не смогут передать истиного великолепия Екатерининского дворца. Информации по нему очень много и сократить её сложно, но я буду стараться.

Екатерининский дворец прихорашивается после догой зимы.

Вход в залы дворца платный и осуществляется строго по времени.
И знакомство с внутренним убранством дворца начинается с Парадной лестницы. Поднимемся по ней и начнем знакомство с залами, комнатами и гостиными дворца.

Парадная лестница представляет собой две трехмаршевых лестницы с промежуточной площадкой..
Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.

Стены украшены лепным орнаментом, на них размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII-XIX веков. Сделано это в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

На площадках лестницы установлены отреставрированные мраморные скульптуры 1860 года «Спящий амур» и «Просыпающийся амур».
Этот спящий, а просыпающегося, я как-то упустила из вида.)))

Электронный гид ведет мимо Кавалерской столовой сразу в главный и самый большой зал Екатерининского дворца - Большой зал (Большая галерея, Светлая галерея или Тронный зал).

Нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Распись потолочного плафона выполнена с перспективным искажением, что создает впечатление бесконечно высоких стен.

Декор Большого зала поражает воображение!

В Большом Царскосельском дворце Расстрелли впервые в России применил анфиладное расположение помещений. За обилие позолоченой резьбы анфилада Екатерининского дворца получила название «Золотой анфилады» .
Растрелли создал анфиладу из цепи залов от Парадной лестницы до Церковного корпуса общей длиной 300 метров . Правда, парадная лестница тогда была не в центре Дворца, а в его южном крыле рядом с Зубовским флигелем.
Не ждите и не надейтесь увидеть Золотую анфиладу пустой.

Одна из комнат Золотой анфилады - Кавалерская столовая. Небольшую по размерам комнату Растрелли визуально увеличил за счет заркал, оформленных в виде застекленных дверей.
Отапливалась столовая многоярусной изразцовой печью с кобальтовой росписью.

Ленты в убранстве столов перекликались с сервизами, которые назывались "Орденскими".
Сервизы были декорированы знаками и лентами российских орденов: Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира и украшали столы в дни торжественных праздников, посвященных покровителям этих наиболее почетных отечественных наград.

Белая парадная столовая - еще одна комната анфилады. Она предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.

В стеклянных витринах на консолях между окнами стоят декоративные вазы-ароматницы, называемые «буль-да-неж». Они изготовлены на Мейсенском заводе во второй половине XVIII века. Это, конечно, далеко не единственное украшение Белой Парадной столовой.

Растрелли, стремящийся придать декору Екатерининского дворца максимальное разнообразие, применил в этих комнатах оригинальные для того времени материалы. Стены комнат были затянуты белым штофом, а поверх штофа были устроены пилястры из прозрачного стекла с подложенной под стекло цветной (малиновой и зеленой) фольгой. Эти пилястры-колонны (столбы) и дали название Столбовым комнатам.

Восхитительное бюро немецкой работы украшает Зеленую столбовую.

Очень модные в XVIII веке изображения мальчиков-арапов держащих на голове корзины с фруктами или цветами.

И здесь тоже изразцовая печь. Все печи являлись неотъемлемой частью залов Парадной анфилады и были созданны по эскизам Растрелли.

А это уже Картинный зал Екатерининского дворца.

При всей ценности полотен, размещенных на стенах по принципу шпалерной развески, они всего лишь декор стен! Архитектор развешивал их исключительно руководствуясь размерами полотен и принципом соответствия колористического решения.

Истиным украшением не только этой комнаты, но и всей Парадной анфилады являются двери Картинного зала, а точнее украшающая их золоченая резьба.

Следующая в Парадной анфиладе Малая Белая столовая.
Именно с этой комнаты начинались личные покои Елизаветы Петровны, а затем и Екатерины II.

Резные золоченые кресла и бюро наборного дерева в этой комнате, скорее всего выполнены по личному заказу Екатерины II. Картины, кресла и бюро были эвакуированы из дворца и потому практически не пострадали.

Китайская гостиная Александра I - выделяется из всех комнат и залов анфилады стенами обитыми китайским шелком расписанным вручную акварельными красками. Во время последней реставрации эти шелковые обои были восстановлены по сохранившемуся образцу шелка.
И здесь присутствует печь облицованная изразцами. На стенах развешены портреты членов семьи Романовых.

И последняя комната, о которой я хотела бы сказать пару слов - Зеленая столовая. Если до сих пор мы рассматривали интерьеры Растрелли, то отсюда начинаются интерьеры, выполненные Камероном. Зеленая столова и следующие за ней Официантская, Парадная Голубая гостиная и пр. были перестроены по его проекту в 1779 году под личные покои Императора Павла I и великой княгини Марии Федоровны.
Именно с этой столовой в 1957 году началась реставрация Екатерининского дворца.

Дальше случилась очень странная вещь не рассказать о которой просто не могу. Аудиогид здесь закончился и вся группа не посмотрев ещё практически четверти помещений, включая Дворцовую церковь, свернула на Церковную (Стасовскую) лестницу и была выведена из дворца. Так что будьте внимательны. А мне придется посетить Царское село еще раз.

Ну и о чем еще хотелось бы упомянуть...

Во время Великой Отечественной войны дворец очень сильно пострадал. Реставраторы провели колоссальную работу по восстановлению исторических интерьеров. Сейчас из 58 залов Екатерининского дворца воссоздано 35. Кроме того полностью восстановлены и отреставрированы все его фасады.

Ну и, конечно, в рассказе о Екатерининском дворце нельзя не упомянуть о его истиной жемчужине - Янтарной комнате. Кроме того это, пожалуй, единственная комната дворца обросшая таким количеством легенд, мифов и странных происшествий. И это единственное помещение дворца, в котором запрещено фотографировать. Запрещено абсолютно! Даже на мобильные телефоны!
Бесследно исчезнувшая в 1945 году, Янтарная комната не найдена до сих пор. Её помещение реставрировалось, а правильнее сказать восстанавливалось, 23 года.
Открытие отреставрированной Янтарной комнаты состоялось весной 2003 года.
Немного цифр:
- Высота Янтарной комнаты 7,8 метра,
- Площадь пола
100 кв. метров,
- Облицовка трех стен янтарем
86 кв. метров.
- Из 6 тонн янтаря, использованных для реставрации, 80% ушли в отходы.
- Д
ля восстановления Янтарной комнаты использовался янтарь из Калининградского
месторождения, которое составляет почти 95% мировых запасов.
- С
амый большой самородок, использованный в работе, купили у московского коллекционера за
тысячу долларов. Самородок
весил 1 кг.
- На реставрацию израсходовано: 11, 35 млн. долларов. Из Российского бюджета - 7,85 млн. и
3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ".

Кому интересно - официальный сайт государственного музея-заповедника "Царское село".

А в парке рядом с дворцом играет музыкант!

Вот туда, в Екатерининский парк, мы и отправимся в следующий раз, а на сегодня все.

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».

// Часть 27


1. В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.

2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.

3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.

4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.

5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.

6. Рядом стоит корпус , соединённый с дворцом аркой.

7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.

8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.

9. В ожидании разглядывать детали здания.

10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.

11. Голубая и «золотая» краски выцвели.

12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.

13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу , украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.

14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.

15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.

16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

17. Также были воссозданы большие часы.

18. Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.

19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.

20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I .

23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.

24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.

25. Дальше - Буфетная , до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.

27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.

29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

32.

33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.

34. Потолок зала украшен переданным из живописным плафоном «Меркурий и Слава».

35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².

36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.

38. Большой зал , или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.

39. Его площадь более 800 м².

40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.

41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.

42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.

44. В 1950-х годах при реставрации были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.

45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.

47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.

Екатерининский дворец - один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.

Екатерининский дворец - бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.


Ворота Екатерининского Дворца


Подойдём поближе..=)


Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I. Дворец построен в стиле позднего барокко.


В советское время во дворце был открыт музей. Во время войны дворец был сильно разрушен. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.


В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени.


Дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.


В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Франческо Бартоломео Растрелли (самое известное строение которого - Зимний дворец на Дворцовой площади) вновь перестроить дворец поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким.

После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.


В 1752-1756 годах Растрелли перестроил Екатерининский дворец следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.


Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.


Екатерининский парк в Царском Селе - один из пяти парков города Пушкина. Екатерининский парк непосредственно окружает Большой Екатерининский дворец, составляя с ним дворцово-парковый ансамбль. Состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Парк входит в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника “Царское Село”.


Одно из наиболее запоминающихся зданий Екатерининского парка – это несомненно Камеронова галерея . Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота ее нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Стены первого этажа галереи прорезаны трехчастными оконными проемами, простенки между которыми выложены грубо обработанным пудостским камнем. Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями.


Отступив от принятых пропорций в соотношении высоты колонн и интервалов между ними, Ч. Камерон несколько увеличил последние, придав колоннаде особые легкость и грацию. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают ему совершенную прозрачность. Сопоставление мощных аркад нижнего и легкого верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею извечного контраста бытия.

Архитектор несколько раз повторил мотив четырехколонных портиков: у двух основных входов - с восточной и западной сторон они поддерживают фронтоны колоннады, а на вытянутых в длину северных и южных фасадах повторены с декоративной целью.


Фриз и карниз, опоясывающие галерею, трактованы в строгой классической традиции: фриз украшен изящными венками, карниз - львиными масками.


Грот - садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, - в XVIII веке был обязательной принадлежностью регулярных парков.


Проект постройки Грота в регулярной части Екатерининского парка на берегу Большого пруда также был разработан архитектором Растрелли.


Основные работы по возведению павильона проводились в 1755-1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при Екатерине II в 17б0-х годах. Замысел Растрелли - украсить интерьеры разноцветными морскими раковинами и пористым туфом - не был осуществлен.


В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Сейчас ансамбль полностью восстановлен.

Одно из самых известных помещений Екатерининского дворца - Янтарный кабинет или Янтарная комната.


Янтарный кабинет был создан мастером Готфридом Тюссо для прусского короля Фридриха I. В отделке преимущественно использовался янтарь. Шедевр состоял из янтарных панелей, украшений и панно. В 1717 году уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Петербург в 1717 году.


В 1743 императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли “исправить” кабинет. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши. Причём настолько, что её до сих пор иногда называют “восьмым чудом света”.


Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893-1897, 1933-1935 годах. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.


С 1942 года по весну 1944 она была выставлена для обзора в Королевском замке Кёнигсберга. В августе 1944 года в результате массированного налета английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом не пострадали, комнату упаковали и спрятали в подземельях замка. Ящики с панелями хранились в подвалах замка вплоть до начала штурма города советскими войсками.


После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года, Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остается загадкой.


Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но уже с 1946 года всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе “Вильгельм Густлофф”, или же на переданном США в счет репараций крейсере “Принц Ойген”.


С 1979 года российские специалисты специально созданной “Царскосельской янтарной мастерской” трудились над реконструкцией исчезнувшего сокровища. К 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 года она была восстановлена в полном объёме из калининградского янтаря.


Похожие публикации