Возвращение Хургады: о чем договорились Путин и ас-Сиси. Год без прямых авиарейсов между РФ и Украиной: полетов нет и не ожидается

Запрет на прямые рейсы между Россией и Украиной вступил в силу. РБК посмотрел, как иностранные авиакомпании готовятся к выходу на рынок, на котором российские и украинские перевозчики зарабатывали 7–8 млрд руб. в год

Пассажиры в зале ожидания аэропорта «Борисполь» в Киеве (Фото: REUTERS 2015)

Только в обход

Суббота — последний день, когда у лететь из Москвы в Киев и обратно можно было прямым рейсом. C 25 октября прямые перелеты между двумя странами запрещены, а продажи закрыты. О введении запрета стало известно в конце сентября, и в октябре многие воспользовались последним шансом удобного перелета — сервис онлайн-продажи билетов Biletix зафиксировал рост продаж прямых по направлению Москва — Киев на 11% к прошлому году, Москва — Одесса — на 4%, рассказал РБК гендиректор компании Александр Сизинцев.​

Кто обслуживал прямые рейсы на Украину

«Аэрофлот» совершал 35 вылетов в неделю в Киев, 21 вылет в Одессу и 14 — в Харьков.

«Трансаэро» выполняла 23 рейса в неделю в Киев, один раз в Одессу.

S7 еженедельно осуществляла семь рейсов в Киев и один в Одессу.

«ЮТэйр» 14 раз в неделю летала в Киев и семь раз в неделю — во Львов и Одессу.

«Международные авиалинии Украины» (МАУ) осуществляли прямые рейсы из Киева в Москву — 20 вылетов в неделю, в Санкт-Петербург — 14 вылетов в неделю, Калининград — три вылета в неделю. Из Одессы у МАУ было четыре рейса в неделю в Москву и один в Санкт-Петербург.

«Днеправиа» совершала семь рейсов в неделю из Днепропетровска в Москву.

Источник: данные авиакомпаний на конец сентября 2015 года, данные Росавиации

С этого понедельника долететь на Украину можно только с пересадкой. До запрета перелет Москва — Киев занимал в среднем полтора часа. Теперь самый короткий перелет займет не меньше 4-4,5 часа (Air Moldova с остановкой в Кишиневе). Остальные варианты еще дольше — 4-8 часов (Вelavia с пересадкой в Минске) или 7,5-9 часов (AirBaltic с пересадкой в Риге), сообщает Onetwotrip.​​ По данным Aviasales, 25 октября самый дешевый рейс в один конец с часовой стыковкой Air Moldova будет стоить 5952 руб., Вelavia — 8276 руб. (стыковка — полтора часа), AirBaltic — 9453 руб. (стыковка — пять часов).

На рейсы с пересадкой всплеска продаж пока не наблюдается — ранние продажи авиабилетов на Украину после 25 октября практически равны нулю, сообщает туристический сервис Tutu.ru. «Мы наблюдаем повышение спроса, но скачка нет», — подтверждает вице-президент AirBaltic ЯнисВанагс. Он считает, что клиенты до последнего ждали, будет ли реализован запрет.

По данным аналитиков Onetwotrip, до запрета авиасообщения между Россией и Украиной выгоднее было покупать прямые рейсы: текущие цены на билет туда и обратно с пересадкой примерно равны ценам на прямые билеты, действовавшим раньше, или даже выше. По расчетам Onetwotrip, 28 сентября — 25 октября средняя цена прямого билета в Киев составляла 11 312 руб., в Одессу — 14 098 руб. 25 октября — 22 ноября средняя цена перелета, по которой продаются билеты из Москвы в Киев, составляет 12 931 руб., в Одессу — 13 621 руб.

Перелеты — иностранцам

Киев продолжит входить в рейтинг десяти наиболее популярн ых внешних направлений из России вне зависимости от политической ситуации, считает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев. «Конфликт не распространяется на авиакомпании третьих стран, которые возьмут на себя это направление», — говорит он.

Рейс Москва — Киев был одним из самых частых запросов среди пользователей онлайн-сервисов по продаже билетов, в месяц на это направление приходится порядка 100 тыс. пассажиров, говорит Янис Дзенис из Aviasales. По данным Росавиации, за три квартала 2015 года на украинском направлении были перевезены 800 тыс. человек.

По подсчетам аналитиков Tutu.ru, доля иностранных авиаперевозчиков на украинском направлении — Вelavia, Turkish Airlines, LOT — Polish Airlines, Air Baltic — составляла до последнего времени менее 1% от общего количества купленных билетов. За последние дни их доля по дате продажи выросла почти до 14%, по дате вылета — до 25%.

Эти перевозчики разделят 7-8 млрд руб. в год, в такую сумму в начале октября министр транспорта Максим Соколов оценил общую выручку российских и украинских компаний от прямых рейсов. Причем две трети потерь придется на российские авиакомпании: по данным Министерства инфраструктуры Украины, национальные перевозчики обслуживали только 30% пассажиров на российском направлении.

Список из 20 российских авиакомпаний, которым Украина запретила полеты в страну с 25 октября, был опубликован в середине сентября. В него попали «Аэрофлот» и его «дочки» («Россия», « Донавиа» и «Оренбургские авиалинии»), « Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии» и другие более мелкие перевозчики. Все они оказались в списке, потому что игнорируют запрет украинских властей на полеты из России в Крым. Российские власти приняли ответные меры 28 сентября.

Около 10 млн россиян посетили Украину в 2013 году, согласно данным Ростуризма. В 2014-м этот показатель сократился до 2,7 млн. В первом полугодии 2015 года — до 800 тыс. человек.

МОСКВА, 24 окт — РИА Новости/Прайм. Ровно год исполняется во вторник, 25 октября, с введения взаимного запрета на прямое авиасообщение между Россией и Украиной. За это время стороны так и не смогли сесть за стол переговоров, поэтому эксперты и политологи, по-разному оценивая потери перевозчиков, единодушны в одном - расписание рейсов Москва-Киев на табло аэропортов пассажиры увидят еще не скоро.

На Украине потребовали отказаться от русского языка в аэропортах Вся информация, которая размещается в аэропортах Украины или озвучивается через громкоговорители, должна быть на украинском и английском языках, заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

Украина "закрыла небо" для российских пассажирских и грузовых перевозок с 25 октября 2015 года — с началом зимнего расписания. В санкционный список попали крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот", тогда еще находившаяся в предбанкротном состоянии "Трансаэро", авиакомпания "Якутия", авиакомпании группы S7. Все перечисленные перевозчики летали чартерами или регулярными рейсами в ставший российским Крым.

С того же дня и Россия ввела зеркальные меры в отношении украинских авиакомпаний. Запрет, отмечала год назад Росавиация, будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.

Однако, как заявляло ведомство, после катастрофы МН17 под Донецком абсолютное большинство российских авиакомпаний отказалось в целях безопасности от выполнения транзитных полетов через воздушное пространство Украины, и лишь незначительная часть отечественных перевозчиков совершала по необходимости транзитные перелеты через территорию сопредельного государства.

"Раньше у нас с Украиной был динамично развивающийся рынок воздушных сообщений по принципу "открытого неба". К сожалению, на инициативу украинской стороны мы были вынуждены дать адекватный ответ", — напоминает председатель Общественного совета при Росавиации Петр Дейнекин.

Потерпевшие и выигравшие

Решение со стороны Киева ударило, прежде всего, по авиационной отрасли и аэропортам самой Украины, говорил министр транспорта РФ Максим Соколов. По данным российских авиакомпаний, которые приводила Росавиация, более 70% пассажиров всех рейсов между двумя государствами формировали именно украинцы. Пассажиропоток между двумя странами за 8 месяцев 2015 года составил около 800 тысяч человек.

"Трагедии у нас не произошло, а вот Украина многое потеряла. Наши авиакомпании являются добросовестными плательщиками, аэропортовые сборы и средства за пролет воздушного пространства Украине платились регулярно, так что авиационные предприятия Украины потерпели большие убытки", — считает Дейнекин.

ОАК оценит последствия включения компании в санкционный список Украины Объединенная авиастроительная корпорация в течение нескольких лет ведет последовательную работу по плавному импортозамещению и диверсификации поставщиков ряда авиационных систем, заявили в компании.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник напоминает о потерях Украины от транзита. "Мы потеряли не только возможность зарабатывать на авиасообщении с Россией, но и часть транзитного потенциала. Многие россияне летали в Россию через украинские аэропорты, я думаю, что сегодня речь идет о десятках процентов падения транзитного потенциала, хотя количество путешествующих в этом году авиапассажиров в Украину выросло", — заявил эксперт.

В ноябре прошлого года Андрей Пивоварский, тогда занимавший пост министра инфраструктуры Украины, оценивал потери Государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения Украины от запрета транзитных перевозок для авиакомпаний РФ в 25-30 миллионов евро в год.

По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, точно оценить потери российских авиакомпаний от запретов на полеты в Украину довольно трудно. "Очевидно, что точных цифр (потерь - ред.) нет, потому что авиакомпании в основном сумели оперативно пересмотреть свои маршрутные сети и расписания, за счет этого найти другие источники доходов и возможности, чтобы задействовать свои самолеты", — считает он. По мнению эксперта, убытки перевозчиков связаны, во-первых, с общим сокращением количества рейсов, а во-вторых, с необходимостью облета территорий стран.

Потери понесли не только авиакомпании, но и аэропорты. В феврале текущего года замдиректора "Домодедово" Денис Нуждин оценивал потери российских аэропортов от приостановления авиасообщения с Украиной в 690 миллионов рублей.

А, например, белорусская авиакомпания "Белавиа", напротив, выиграла от прекращения авиасообщения РФ и Украины, говорил Пантелеев. "Именно этот перевозчик предлагает наиболее короткий и быстрый вариант добраться из подавляющего большинства пунктов в России в ряд городов Украины", — сказал он. Этот авиаперевозчик смог значительную часть пассажиров, путешествующих прямыми рейсами, пересадить на свои самолеты с пересадкой в Минске.

Сама "Белавиа" сообщила, что сразу после прекращения авиасообщения между двумя странами удвоила свой пассажиропоток на линии Минск-Киев. А с декабря перевозчик открыл рейс в Харьков.

Готовность есть, контактов нет

В конце октября 2015 года госавиаслужба Украины получила письмо от Росавиации с предложением провести переговоры по восстановлению авиасообщения между странами, однако украинское ведомство заявило, что изложенная РФ позиция неприемлема для Киева.

Украинская сторона настаивала на том, что для начала переговорного процесса Россия должна прекратить выполнять полеты в Крым и заплатить штраф за полеты российских авиакомпаний над территориями, где Киев закрыл авиапространство.

А в ноябре министерство инфраструктуры Украины заявило, что Киев не позволит летать в аэропорты страны авиакомпаниям из РФ, пока они совершают рейсы в Крым.

В 2016 году Крым посетит рекордное число туристов По прогнозам главы комитета крымского парламента по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, в 2016 году количество туристов, посетивших Крым, превысит 5 миллионов.

Москва в течение года неоднократно выражала готовность к переговорам и компромиссу. В августе глава Минтранса Максим Соколов в очередной раз заявил, что РФ готова к возобновлению диалога по этим вопросам как целиком, так и по частям.

"В ближайшее время возможностей для восстановления этих перевозок и прямых авиасвязей между Украиной и Россией абсолютно нет. Очевидно, что все упирается в политические амбиции, и в то политическое противостояние, которое развернулось между Украиной и Россией", — говорит Бортник.

Дейнекин также считает, что в ближайшее время подвижек в этом вопросе не будет. "Вы спрашиваете, надолго ли это? К сожалению, надолго. Так что пока не будет проявлена политическая воля, такая абсурдная ситуация будет сохраняться", — считает он.

"Российская сторона открыта к диалогу по данному вопросу. Украинская сторона на официальные контакты не выходит", — подтвердили РИА Новости в пресс-службе Минтранса РФ.

"Недавно президент ввел в действие решение СНБО о продлении санкций еще на год. Вот и ответ на вопрос о возможном возобновлении авиасообщения", — ответили на вопрос РИА Новости в госавиаслужбе Украины.

На Украине с 2015 года действовали ограничительные меры против российских физических и юридических лиц. Президент Украины Петр Порошенко в октябре своим указом ввел в действие решение СНБО о продлении и расширении санкционного списка в отношении юридических и физических лиц РФ. Список дополнен 167 предприятиями. В частности, в отношении авиакомпании "ЮТэйр" введены санкции, которые ограничивают, частично или полностью прекращают транзит ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины.

Визит президента Египта в Россию должен был стать уникальным в истории не только самого Абдельфаттаха Сиси, но и Владимира Путина . С советских времен египетского друга не принимали в нашей стране с таким размахом. Накануне вечером два президента прогулялись по сочинской набережной, пообщались с отдыхающими, решительно заявившими, что курорты Краснодарского края не хуже, египетских, а завершили день Путин и Сиси неформальным ужином в адлерском ресторане «Высота 5642».

В среду программа была запланирована еще обширнее, но трагедия в Керчи заставила изменить все планы. Открывая встречу с президентом Египта в узком составе Путин был краток и никак не прокомментировал реплику гостя о желании вновь открыть авиасообщение между курортами Красного моря и российскими городами.

Через два часа переговоров по сокращенной программе президенты вышли к журналистам.

Прежде чем мы проинформируем вас о результатах нашей сегодняшней работы, хотел бы сказать о том, что несколько часов назад в городе Керчь, произошло трагическое событие, - начал с самого главного Путин. - В результате взрыва подготовленного взрывного устройства погибли люди, много раненых. Я хочу выразить соболезнования родственникам погибших и выразить надежду на то, что пострадавшие поправятся, и как можно быстрее. Мы всё для этого сделаем. Уже сейчас ясно, что это преступление. Мотивы и версии этой трагедии тщательно изучаются. В знак памяти о погибших я прошу почтить их память минутой молчания.

Зал - и обе делегации, и российские, и египетские журналисты - встал. И лишь после этого началось подведение итогов. Путин и Сиси подписали подписали Договор о всестороннем партнёрстве и стратегическом сотрудничестве, обсудили строительство в Египте российскими специалистами атомной станции и поставку египтянам российского зерна.

Хотел бы прежде всего упомянуть крупный контракт стоимостью 1 миллиард евро - пассажирских вагонов для Египта, - напомнил президент про договор о 1300 пассажирских вагонах, уезжающих в Каир . - Рассмотрели и вопрос о полноформатном восстановлении туристических обменов и полного авиасообщения.

На этой фразе египтяне затаили дыхание, но сенсации не произошло.

В апреле возобновлены прямые регулярные рейсы по маршруту Москва – Каир, сегодня мы обсудили проблематику чартерных полётов на популярных у россиян туристических направлениях – в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, - сказал Путин. - Наши египетские друзья делают всё необходимое, чтобы повысить уровень безопасности. Будем стремиться к тому, чтобы в ближайшее время восстановить чартерные перевозки по этим маршрутам.

Похожие публикации