Аэропорт Камрань Вьетнам: расписание рейсов, фото, расположение. Военная база "камрань", вьетнам Это не сирийский Хмейним, нет

Город Камрань находится в провинции Кхань Хоа (Khanh Hoa) примерно в 50-ти км от известного морского курорта Нячанг. Население города составляет 114 тыс. человек. Камрань известен прежде всего как военно-морская база. Но, ее посещают и туристы так как в административной черте города на побережье есть несколько хороших отелей.
Климат в Камрани такой же, как в Нячанге .

Мемориал в Камрани, посвященный памяти советских, российских и вьетнамских военнослужащих

Бухта Камрань является одной из лучших глубоководных бухт в мире. Ее площадь 60 кв. км, глубина 18-20 м. Она хорошо защищена горами от ветров. Также она находится ближе других бухт вьетнамского побережья к глубинной части Южно-Китайского моря. Это делает ее лучшим пунктом базирования подводных лодок. Первая подлодка югославской постройки появилась в Камрани еще в 1982 г. С 2012 г по 2016 г. в России было построено и передано ВМФ Вьетнама шесть малошумных ПЛ класса «Кило».
В бухте базируется и часть надводных кораблей ВМФ Вьетнама.

В период существования в Камрани американской, а затем российской военно-морской базы экономика города основывалась на ремонте кораблей и их материально-техническом обеспечении. В настоящее время здесь работает судостроительная верфь. Первое судно было спущено на воду в декабре 2008 г.
Внутри бухты находится торговый порт Ба Нгой (Ba Ngoi). Немного развита туриндустрия.

История военной базы

В 1905 г. во время русско-японской войны в Камрань по пути к театру военных действий заходила российская эскадра под командованием адмирала Рождественского.

Во время Второй мировой войны Япония несколько лет оккупировала Вьетнам и бухта использовалась японским ВМФ.

В 1979 г. СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании Камрани как пункта материально-технического обеспечения советским Военно-морским флотом сроком на 25 лет на безвозмездной основе. Впоследствии в Камрани была создана крупнейшая советская военная база за пределами СССР общей площадью 100 кв. км.
Осенью 2001 года руководство России приняло решение не продлевать договор по Камрани и досрочно эвакуировать базу в связи с тем, что правительство Вьетнама предлагало установить довольно большую арендную плату. 2 мая 2002 г. был последним днем существования камраньской военно-морской базы России в тот период.

Несмотря на то, что база функционировала в мирный период, не обошлось без большого числа жертв. В результате нескольких катастроф в районе Камрани погибло несколько десятков советских, росийских и вьетнамских военнослужащих и гражданских лиц, чья деятельность была так или иначе связана с этой базой. Вот некоторые катастрофы, в которых сразу погибло большое число людей.
13 февраля 1985 г. в Южно-Китайском море 1230 км юго-восточнее Камрани при выполнении полетного задания боевой службы погиб гвардейский экипаж базировавшегося на аэродроме в Камрани ТУ-95 РЦ в количестве 9-ти человек.
8 июля 1989 года в авиакатастрофе на аэродроме Камрань погибли экипаж и пассажиры самолета Ан-12 - 32 человека, граждане СССР и СРВ.
12 декабря 1995 г. вблизи города погибли четверо летчиков пилотажной группы «Русские Витязи» 237 Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба.

10 декабря 2009 г. в Камрани был открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти советских, российских и вьетнамских военнослужащих, отдавших жизнь за мир и стабильность в этом регионе. На мемориальной доске обелиска выгравированы имена 44 советских/российских и 176 вьетнамских военнослужащих.

В течение нескольких лет после закрытия базы построенные в Камрани с помощью России объекты никем не использовались. Вопрос о передачи базы в аренду США или Китаю вместо России оказались тупиковым. Если базу в аренду получили бы США, это окончательно испортило бы отношения Китая и Вьетнама. Отдать базу Китаю будет абсурдным в условиях политической борьбы за острова в Южно-Китайском море. В результате Вьетнам объявил, что в Камрани будет пункт МТО для всех стран, с кем будут заключены соответствующие договоры.

В ноябре 2014 г. между Россией и Вьетнамом было подписано соглашение об упрощенном порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань. Теперь российским военным кораблям и судам требуется лишь уведомить портовые власти Камрани о своем предстоящем заходе.

Перспективы

По оценкам многих посетивших бухту Камрань, она является одной из самых красивых в мире. В ней не бывает больших волн потому что она вдается в сушу довольно узкой полосой и сообщается с морем через узкий пролив. Вокруг бухты красивая природа. Пляж Бай Зай по своим характеристикам является одним из самых удобных во Вьетнаме.
На основе таких прекрасных условий для отдыха был создан проект строительства в Камрани крупного морского курорта.

После заключения контракта на поставку из России во Вьетнам шести подводных лодок главным предназначением бухты Камрань стало базирование вьетнамских ВМС, что уменьшило вероятность развития туризма в этой зоне.
Вероятно, в Камрани будет восстановлен пункт материально-технического обеспечения базирования для кораблей российского ВМФ, осуществляющих маневры и операции в Индийском океане и южной части Тихого океана. Министр обороны Вьетнама заявлял о возможности использования Камрани как пункта МТО и ремонта военных кораблей и гражданских судов не только России, но, одновременно и других стран. В 2012 г. в Камрани побывал тогдашний министр обороны США Л.Панетта, который заявил на месте о важности возможного использования этого объекта американскими ВМС.
Однако власти Вьетнама отдали приоритет России. Пункт материально-технического снабжения реально существует. В начале 2015 года посольство США в Ханое даже обратилось к вьетнамскому правительству с просьбой запретить базирование в Камрани российских самолетов-заправщиков потому что те заправляют в воздухе стратегические бомбардировщики, регулярно появляющиеся около американского острова Гуам в Тихом океане.

Отдых

Несмотря на то, что Камрань ассоциируется прежде всего с военной базой, здесь есть несколько хороших мест отдыха.
Это пляж Бай Зай (Bai Dai) около Камрани, который по своим природным характеристикам находится не на последнем месте среди пляжей Вьетнама. Около него построен 4-звездный отель Dessole.
От пристани Ба Нгой (Ba Ngoi) в 15 км от аэропорта на катере можно добраться до острова Бинь Ба (Binh Ba). На нем имеется два небольших пляжа, Ном (Nom) и Чыонг (Chuong). Между ними находятся полуразрушенные строения бывшего французского военного поста, в которых по словам местных жителей, водятся привидения. Сами немногочисленные местные жители занимаются рыболовством. Отдых на острове более одного дня будет интересен тем, кто любит уединенный пляжный отдых и рыбалку. Многие туристы ловят лобстеров. Так как отелей на острове нет, то требуется разрешение полиции на проживание здесь у кого либо из местных жителей. Здесь появились первые мини-отели на базе домохозяйств поэтому такое разрешение будет легче получить у них.

В окрестностях Камрани есть горячие минеральные источники.

Транспорт

Аэропорт Камрань занимает 4-е место во Вьетнаме по пассажирообороту после Хошимина, Ханоя и Дананга. Сюда летают, в основном, туристы, направляющиеся на морской курорт Нячанг, который находится в 30 км от аэропорта. C 2010 г. он принимает рейсы из других стран, в том числе, из России.

Через Камрань проходит национальное шоссе №1A, по которому ходит много автобусов, как обычных междугородних, так и туристических Open Bus с открытыми датами отправления.

Рядом с городом проходит железная дорога. Ближайшая станция находится в Нячанге.

Международный аэропорт Cam Ranh International был открыт для гражданского сообщения относительно недавно. После реконструкции в 2004 году он начал принимать первых пассажиров. С тех пор, благодаря развитию туристической инфраструктуры, он претерпел ряд преобразований. На сегодняшний день он соответствует своему статусу, в чем можно убедиться, взглянув на фото терминала.

Аэропорт Камрань

Еще в 1949 году французские специалисты основали на территории Камрани авиабазу Нячанг. Здесь проходили подготовку вьетнамские летчики. В середине 60-х годов прошлого столетия во Вьетнаме разразилась Гражданская война. В то время одну из сторон конфликта поддерживали американские военные. Существующая авиабаза получила для них стратегическое значение. Удобное географическое расположение и близость к морю сделали Камрань основным плацдармом американских ВВС и морской пехоты.

В 1975 году, после окончания войны, военный аэродром использовался правительством Социалистической Республики Вьетнам как основная база ВВС страны. Уже в то время он применялся для гражданского сообщения. Но основное предназначение объекта по-прежнему оставалось военным. Долгое время аэродром эксплуатировался советскими, а позже – и российскими летчиками.

Решение полностью перевести аэрогавань в гражданское русло было принято вьетнамским правительством лишь в 2009 году. Этому в немалой степени способствовал рост интереса в мире ко Вьетнаму как к туристической Мекке.

К 2010 году была завершена реконструкция основного терминала, и теперь он принимает свыше 1.5 миллионов пассажиров в год. В настоящее время аэровокзал значительно перегружен и не выдерживает такого потока путешественников. Поэтому правительством страны было принято решение о поэтапном вводе дополнительных ресурсов. К 2020 году здесь будет построен второй терминал, который рассчитан на 2,5 миллиона пассажиров в год. Дополнительная инфраструктура позволит расширить его возможности. Также планируется, что к 2025 году Камрань сможет принимать 4 миллиона пассажиров, а спустя еще пять лет – до 8 миллионов туристов в год.

Аэропорт внутри

Задачи и характеристики аэропорта Камрань

Аэропорт расположен всего в 50 километрах от столицы провинции Кханьхоа, города Нячанга, хорошо известного туристам во всем мире. Его легко можно найти на карте. Обширная курортная зона на берегу Южно-Китайского моря привлекает туристов со всего мира. Ежегодно увеличивается поток путешественников из России, которые спешат познакомиться с экзотикой тропического побережья.

Исходя из сказанного выше, основная задача аэрогавани Камрань заключается в обслуживании туристов. Сегодня это направление испытывает настоящий туристический бум, что сказывается на комфортности клиентов.

Аэродром оборудован всего одной взлетно-посадочной полосой. Ее длина составляет 3048 метров и позволяет принимать тридцатиметровые борта, такие как:

  • ATR 42 и ATR 72;
  • Bombardier CRJ-100/200;
  • Airbus A319-A320 и A321;
  • Boeing 737, 757 и 777;
  • легкие самолеты и вертолеты любых типов.

Весной 2015 года здесь начали строить вторую полосу и вспомогательные дорожки. После ввода в строй этого объекта, к концу 2018 года, он сможет принимать все типы современных авиалайнеров.

Несколько лет назад этому юго-восточному форпосту был присвоен международный код аэропорта ИАТА – CXR и ИКАО – VVCR. Официальный сайт аэропорта Камрань расположен на общем домене вьетнамской государственной сети аэропортов http://vietnamairport.vn .

Аэровокзал, как мы уже говорили выше, пока не может обеспечить туристов всеми необходимыми условиями для комфортного пребывания. Исходя из отзывов российских туристов, можно сложить актуальную картину здешнего сервиса. Здесь имеется магазин Дьюти фри (к слову, достаточно дорогой). В терминале отсутствует табло на втором этаже, нет в наличии привычной для российских туристов комнаты матери и ребенка.

Наши соотечественники отмечают большие очереди у стоек регистрации, которых здесь явно недостаточное количество. На всех сервисных табличках надписи дублируются на английском и русском языке, что упрощает навигацию нашим туристам. На вокзале имеются заведения быстрого питания и несколько кафе с национальной кухней. Беспроводной интернет, который представлен несколькими операторами, все же имеет ограничение по трафику.

Официальный сайт аэропорта Камрань

География воздушного сообщения

Расположившийся на полуострове терминал находится в 10 часах лета от Москвы . Он имеет сообщение не только со столицей России, но и с рядом российских мегаполисов. Сюда регулярно летают чартеры:

  • China Southern;
  • Korean Air;
  • Jeju Air;
  • Vietnam Airlines;
  • Nordwind Airlines;
  • Qatar Airways;
  • Sichuan Airlines.

Норвежские и катарские авиакомпании осуществляют рейсы из Шереметьево и Внуково. В сезон улететь в Камрань можно из Красноярска. Свои чартеры предоставляют китайские и вьетнамские перевозчики.

Необходимо отметить, что существует также местное авиасообщение между этим курортным аэродромом и такими портами Вьетнама, как Хошимин, Дананг и Ханой. Национальные лоукостеры осуществляют междугородние перелеты по довольно умеренным ценам.

В столицу этой страны летают на постоянной основе самолеты «Аэрофлота». Чартерные рейсы представлены в большом количестве в разгар сезона, весной и в ноябре, а с пересадками сюда можно долететь в любое время года.

Вид на взлетную полосу

Пассажирский сервис

Терминал обеспечен основными объектами клиентского сервиса, такими как:

  • онлайн-табло аэропорта Камрань с указанием времени прилета и вылета рейсов;
  • багажной зоной, где производится упаковка багажа;
  • стойкой информации, основным справочным бюро по вопросам пребывания и перелетов;
  • банкоматами и пунктами обмена валют;
  • торговой сетью.

Свой борт можно отыскать, изучив расписание рейсов, которое расположено на табло в главном зале вокзала. В случае затруднения необходимо обратиться в информационное бюро. Менеджеры говорят по-русски, и у вас не возникнет трудностей в общении. В интернет-источниках также можно найти расписание вашего перелета, задав необходимые координаты. В любом случае к организации своего отдыха стоит отнестись серьезно, изучить возможности заранее или поручить эти заботы специалистам туристических компаний.

В терминале перед вылетом вы пройдете стандартную процедуру. Регистрация на рейс начинается за 2 часа до вылета. Необходимо еще успеть с оформлением багажа. Учитывая очереди, постарайтесь прибыть сюда заранее. Бывалые туристы советуют выполнять процедуры с багажом во внутреннем терминале, так как здесь стоимость услуги в разы дешевле, чем в международном отделе.

Еще одно правило касается спиртного в стеклянных бутылках. Такой багаж необходимо упаковывать в пенопластовую обертку. Если вы не сделали этого заранее, то это за вас сделают в багажном отделении. Придется, правда, доплатить за дополнительные хлопоты.

Обратите внимание также на тот факт, что основное табло в терминале не выдает отдельной информации о чартерах – она расположена в общем списке.


Как добраться из Нячанга

Автоперевозки из курортной столицы побережья до аэровокзала очень развиты. Здесь существует автобусное сообщение. Можно воспользоваться и услугами такси.

Бывалые туристы советуют пользоваться официальными перевозчиками, которые располагают свой транспорт на специальных площадках такси, расположенных неподалеку от вокзалов. Машины имеют специальную окраску и фирменную атрибутику.

Ближе к зонам выхода в город, как правило, размещают транспорт частники, которые завышают стоимость проезда и зарабатывают на неопытных туристах. Переезд из Нячанга до Камраня обойдется в 10-15 долларов, частники попросят в два раза больше.

Пригородный автотранспорт работает с 5 утра до 20 часов вечера. Билет будет стоить 2 доллара. Кроме того, между центром курортного города и терминалом постоянно курсирует автобус-челнок.

Что посмотреть и где переночевать

Как и подобает курорту, Нячанг имеет богатый выбор отелей, гостиниц и апартаментов для ночлега путешественников. Они представлены здесь во всех классах. Большая их часть, ввиду пляжной ориентации курорта, расположена на побережье. Если у вас остался день до вылета, то, поселившись в одном из уютных отелей с видом на море, вы сможете позволить себе приятный отдых.

Для любознательных туристов и вне сезона морского отдыха появится возможность познакомиться с основными достопримечательности этих мест, посетить парк развлечений или ландшафтные парки. Из центра города к большинству объектов можно добраться на арендованном скутере или велосипеде. Расскажем лишь о нескольких самых любопытных местах, которые стоит посетить.

Главной достопримечательностью этого города считается пагода Лонг Шон – место, где находится Большой сидячий Будда. Храм расположен на горе и открывает замечательный вид на побережье. Это действующее святилище. Добраться к нему можно, пройдя по длинной лестнице.

Туристы советуют ехать сюда ранним утром или поздним вечером, перед закатом. В это время здесь можно погулять без многочисленных групп туристов и толп посетителей. Вход в храм предполагает определенный дресс-код: в вашей одежде должны быть закрыты колени и плечи. Посещение этого места бесплатное, но остерегайтесь «ловцов удачи», продающих сюда билеты.

В самом городе расположен Кафедральный собор Святой Марии. Прекрасная архитектура делает его очаровательным островком Старого Света в Азии. Комплекс храмов, Башни По Нагар, относится к VII веку. Здесь расположены действующие индуистские и буддистские святыни. Не забывайте о правилах в одежде при посещении этих святых для вьетнамцев мест. Добраться сюда можно на городском автобусе № 6, маршрут которого, к слову, проходит по большинству туристических объектов.

Вконтакте

Обзор города Камрань во Вьетнаме

Сегодня название Камрань знакомо всем российским туристам, хоть раз посетившим южные курорты Вьетнама. Здесь находится международный аэропорт, куда прилетают многочисленные чартеры из России, доставляющие отдыхающих в Нячанг и Муй Не. Камрань – совсем не туристический город и это связано с его недавним прошлым. Это небольшой уютный городок с красивейшим пляжем, несколькими гостиницами и морским портом.

Все дело именно в порте. Впервые русские корабли побывали здесь ещё в начале XX века во время войны с Японией. Во Вторую мировую войну порт был занят военно-морскими силами Японии. Затем во время в Камрани была организована военно-морская база США. В 1972 году она перешла к Вьетнаму, а в 1979 году Камрань была передана в безвозмездную аренду ВВС и ВМС Советского Союза.

Бухта Биньба, которая является акваторией морского порта, уникальна. Она имеет выгодное географическое положение. Её глубина такова, что в ней, не всплывая, могут находиться несколько подводных лодок. Она пригодна для размещения судов разного класса. Американцы за годы войны оборудовали всю инфраструктуру – дороги, причалы, подъездные пути, построили аэродром.

Наши военные находились в Камрани до 2002 года. Численность гарнизона составляла в разные годы от 600 до 700 человек. За годы присутствия советских, а позже российских военных там построено более 28 объектов, в том числе и жилые дома.

Камрань сегодня

В настоящее время Камрань – это ворота южных курортов Вьетнама. Туристы, прилетают сюда и сразу устремляются в Нячанг, даже не думая о том, что городок тоже может быть местом спокойного семейного и даже романтического отдыха.



Территориально город Камрань расположен на берегу одноимённого залива Южно-Китайского моря в провинции Кхань Хоа в 50 км от Нячанга. Население составляет 126 000 человек. Вся жизнь городка кипит на его центральной улице. Она довольно широкая и чистая, движение автотранспорта небольшое. Город растянулся на 3 км вдоль береговой линии, есть два супермаркета (Maximark и Coopmart) и множество небольших магазинчиков. В городе есть вокзал и автостанция.

Туристическая инфраструктура здесь практически не развита по причине недавнего «военного» прошлого города. Это была закрытая для туристов зона. Между тем, окрестности Камрани поражают красотой природы – горы, изрезанная береговая линия с чистейшими уединёнными и почти пустынными пляжами с белым нежным коралловым песком. Кстати, многие пляжи на островах залива Нячанг насыпаны именно из камраньского песка.

Аэропорт

Хоть и небольшой, но по потоку пассажиров занимает 4-е место в стране. Его посадочные полосы способны принимать лайнеры любых размеров. В 2009 году ему присвоен статус международного. Аэропорт имеет два терминала, удобные залы ожидания, магазины, Duty free, аптеки, рестораны и метеостанцию.


Пляж

Протянувшийся почти на 14 км красивейший, чистый и почти дикий пляж Бай Зай – это то, ради чего едут сюда туристы из Нячанга и устремляются целыми семьями на выходные сами вьетнамцы.

Часть пляжа обустроена для отдыха – лежаки, зонтики, пляжные кафе, спасатели. Другая часть – это дикий пляж, который пустует в будние дни. Здесь нет большой волны – пляж находится в бухте. У берега мелко – вход в море длинный и пологий. Идеально подходит для отдыха с маленькими детьми.

Отели

В Камрани есть, где остановиться. Конечно, роскошных отелей здесь нет, но вполне приемлемые 2─3* гостиницы найти можно. В нескольких километрах от города расположен новый отельный комплекс Mia Resort Nha Trang 5*. Он занимает северную оконечность пляжа Бай Зай. Недалеко от вокзала есть отели, где можно снять комнату на двоих по стоимости от 10 до 14 долларов, в зависимости от величины помещения.

Здесь же за 5 долларов в день можно арендовать байк. Отели хороши тем, что они находятся рядом с супермаркетом Coopmart и несколькими весьма приличными ресторанами. Всего отелей, достойных внимания – 5 или 6. Кроме тех, что находятся в районе вокзала, два из них расположены в районе аэропорта и один – в бухте Камрань.

Vinh Hy. Photo credit: Hau Ha, Flickr

Сам по себе город Камрань особо ничем не примечателен. Когда-то Камрань был крупной базой американского военного морского флота в Азии, перешедшей в руки вьетнамского морского флота. Современная военная база в Камране стратегически важна и абсолютно засекречена. И хотя в городском порту пришвартовано больше рыбацких суден, чем военных кораблей, военное присутствие здесь все таки чувствуется и сказывается, в первую очередь, на инфраструктурой неразвитости региона.

НО, жители города — очень дружелюбны и доброжелательны, городок — тихий и спокойный, а окрестности Камрань просто волшебны — большие и маленькие нетронутые цивилизацией пляжи и бухты, очаровательные острова и большой национальный парк, вдоль которого по побережью тянется бесконечная и прекрасная дорога.

ради чего ехать

Не пропустите в Бухте Камрань

  • Исследуйте побережье в поиске красивых пляжей и бухт, катаясь на байке вдоль одной из самых живописных дорог Вьетнама.
  • Полюбуйтесь прекрасными пляжами острова Binh Hung, поплавайте в кристально-чистой воде и попробуйте лучших на побережье лобстеров.
  • Купите на местном рынке морепродуктов и устройте себе барбекю на пляже.
  • Проведите пару дней ничего-не-делая, просто наслаждаясь прекрасным пустынным пляжем и кристально-чистым морем.

На мотобайке вдоль побережья

Это, собственно, то ради чего стоит ехать в Камрань. Байк можно пробовать арендовать в городе или приехать со своим из . Красота начинается сразу за городом по обе стороны — к северу от города тянется великолепный пляж Bai Dai, к югу — пляжи полуострова Binh Lap.

Примерно в 25 км к югу от центра города находится большой, идиллический, почти всегда безлюдный пляж Binh Tien. От пляжа вдоль побережья к маленькой рыбацкой деревне Vinh Hy ведет очень живописная дорога, с одной стороны которой — побережье, с другой — национальный парк. По дороге можно съезжать на маленькие пляжи/бухты и останавливаться на вьюпойнтах.

Общая протяженность дороги Binh Tien — Vinh Hy около 17 км. Залейте полный бак перед путешествием, т.к. на трассе нет заправок. Если вашим стартовым пунктом был северный пляж Bai Dai (см. ниже), то имеет смысл остановиться на ночь в симпатичном и очень недорогом отеле Vinh Hy Resort . При наличии желания и энтузиазма на следующий день можно продолжить путь через национальный парк дальше на юг к городку Phan Rang–Tháp Chàm (еще порядка 30 км), и вернуться в Камрань или в Нячанг по большой трассе.

На мотобайке вдоль побережья. Photo credit: gecko’s photos, Flickr

Острова Binh Hung и Binh Ba

Примерно в 5 км от пляжа Binh Tien по направлению к деревне Vinh Hy расположен пляж, который является стартовым пунктом к маленькому очень живописному острову Binh Hung (это место можно узнать по ресторанам и указателям). Здесь можно арендовать прогулочную лодку и пройти вокруг острова с остановками на острове и в море у коралловых рифов Такая морская прогулка займет не меньше 2-3-х часов, планируйте соответственно. На остров можно также приехать на целый день, гулять, купаться, загорать, есть лобстеров и наслаждаться жизнью.

Остров Binh Ba — главная достопримечательность бухты Камрань. Расположенный на расстоянии короткой поездки на скоростной лодке от городского причала Ba Ngoi, этот остров — рай для поклонников необычного и аутентичного опыта. Остров знаменит прекрасными пляжами и вкусными лобстерами. Но, к сожалению, на данный момент на остров запрещен самостоятельный вьезд иностранцев, так как остров находится в юрисдикции военно-морской базы Камраня. В любом случае, проверяйте на месте текущую ситуацию с разрешениями. Остров можно посетить с организованным туром из .

Пляж острова Binh Ba. Photo credit: Cyber -shot™, Flickr


Закат на острове Binh Hung. Photo credit: Hung Tran, Flickr

Вьетнам не против возвращения России на военную базу в Камрани, но это сотрудничество не должно быть направлено против третьих стран , заявил 17 мая посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон.

Политика Вьетнама заключается в том, чтобы не вступать в военные союзы или союзничать с одним государством против другого. В этом контексте реализация портов Камрани для многостороннего международного сотрудничества в целях обеспечения морских транспортных услуг, ремонта судов и развитии военной техники для обеспечения мира и стабильности в регионе является подходящим направлением, - отметил дипломат.

Нгуен Тхань Шон заявил, что Ханой намерен развивать с Москвой сотрудничество в сфере обороны. Он также добавил, что Вьетнам всегда считал Россию «своим близким, традиционным партнером», и что «доверительные отношения с Россией являются приоритетом во внешней политике Вьетнама».

Напомним, в 1979 году Социалистическая Республика Вьетнам отдала Камрань и ее сооружения Советскому Союзу на 25 лет в безвозмездную аренду. Советские военные перестроили и расширили базу: скромно называвшаяся ПМТО ВМФ, она представляла собой мощную военно-морскую базу 17-й оперативной эскадры. Здесь одновременно находилось восемь-десять надводных кораблей, от четырех до восьми подлодок и суда обеспечения. База в Камрани позволяла Тихоокеанскому флоту контролировать южную часть Тихого и весь Индийский океан. В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу.

Залив Камрань с советским военным флотом. Плакат 1985 года.

Но какое решение примет Москва теперь? Готова ли она демонстрировать геополитические позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе наряду с США и Китаем?

Судя по достигнутым соглашениям на высшем уровне, может сложиться впечатление, что готова. Так, 12 ноября 2013 года президентами России и Вьетнама было подписано соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок в Камрани.

В феврале 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Россия расширит свое военное присутствие в мире: идут переговоры по размещению военных объектов с Вьетнамом и Кубой, а также ведется «активная работа на Сейшельских островах, в Сингапуре, в Алжире, на Кипре, в Венесуэле, Никарагуа и еще ряде стран». Шойгу отметил, что на экваторе и в других регионах мира необходимо обеспечить дозаправку самолетов Дальней авиации РФ. С весны 2014-го аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолётов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе стратегические ракетоносцы Ту-95МС.

А в ноябре 2014-го стало известно, что во время визита в РФ генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама было подписано соглашение об упрощенном порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань. Как пояснили ТАСС в Минобороны РФ, российским кораблям и судам после несения службы в Мировом океане требуется лишь уведомление портовых властей, чтобы совершить заход в Камрань. Это стало важным событием, хотя бы потому, что Вьетнам стал второй страной - после Сирии, - с которой Россия договорилась о «согласительном» порядке захода кораблей ВМФ. Уже тогда некоторые военные эксперты предположили, что не за горами подписание с Вьетнамом и другого соглашения, которое также действует с Сирией - о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ России (ПМТО) в Камрани, вернее - его возвращении.

Специалисты указывали, что этому способствует и тот факт, что Вьетнам - традиционный партнер России в военно-технической сфере. За последние годы стороны подписаны контракты общей стоимостью более 4,5 млрд. долларов. На настоящий момент Россия поставила Вьетнаму 4 из 6 дизельных подводных лодок проекта 06361 «Варшавянка» с ракетным комплексом «Club-S». Осуществились поставки подвижного берегового ракетного комплекса «Бастион», а также геоинформационной системы «Горизонт» для ПБРК. Помимо подводных лодок в перечне заказанной Вьетнамом военной техники - ракетные катера типа «Молния», сторожевые фрегаты проекта 11661 «Гепард-3.9», а также истребители Су-30МК2…

Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, участник переговоров по Камрани в 1998-2000 годах, генерал-полковник Леонид Ивашов полагает, что появляющиеся в последнее время в СМИ сообщения о возвращении РФ во Вьетнам и на Кубу - не только риторика, которая может продолжаться годами.

Полагаю, что посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон высказал отнюдь не свою личную точку зрения. Видимо, до этого уже были какие-то контакты между нашими и их военными по вопросу базирования в Камрани. То есть он огласил официальную позицию своей страны и это можно расценивать как приглашение, от которого, на мой взгляд, отказываться ни в коем случае нельзя.

Возвращаться в Камрань нужно однозначно. Во-первых, это одна из самых комфортных и глубоководных бухт не только на берегу Южно-Китайского моря, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во-вторых, там есть не только шесть причальных стенок для кораблей, но и аэродром, который в свое время оборудовал Советский Союз и который когда-то активно использовала советская стратегическая и противолодочная авиация, самолеты-разведчики, там имелись станции электронного слежения…

Сейчас мы начали более активно выходить в Мировой океан, у нас есть свои стратегические интересы, которые мы отстаиваем. В этом плане военное присутствие в АТР просто необходимо. Но вопрос в цене.

По условиям соглашения до 2000 года Россия - как правопреемник СССР - ничего за эту базу не платила. Когда в конце 1990-х вьетнамская сторона поставила вопрос о подписании нового соглашения по аренде базы, российская делегация, которую я возглавлял, и в которую потом вошел тогдашний министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев , договорилась о льготных условиях нашего присутствия, которые устроили и вьетнамцев. Скажем, наша сторона предлагала предоставить ВМС Вьетнама две из шести причальных стенок, использовать аэродром для совместного базирования авиации, плюс - поставить несколько кораблей, на тот момент подлежащих утилизации. Сейчас у нас тоже есть, что предложить властям Вьетнама - скажем, мы продолжаем поставлять туда довольно широкую номенклатуру военной техники.

Вообще надо сказать «спасибо» вьетнамцам за Камрань (как и кубинцам за Лурдес), ведь, когда мы оттуда ушли, американцы сразу же попытались заключить договор об аренде бывших советских военно-технических объектов с перспективой адаптации их под военные нужды США. Однако несмотря на все попытки Пентагона, вьетнамцы не отдали им бухту, продолжая, по сути, ждать нашего возвращения. Для Вьетнама российское присутствие в Камрани также выгодно - в разы повышается уровень их безопасности в отношениях с ближайшими соседями, Китаем и США. Не надо забывать, что Вьетнам, несмотря на ограниченность территорий, довольно большая страна с быстро растущей экономикой, которая догоняет Россию по численности населения.

«СП»: - Но сразу же возникают вопросы - будет ли бухта использоваться для временного захода кораблей, несущих службу в Индийском океане, сколько кораблей мы можем на данный момент постоянно базировать в Камрани?

Конечно. Но если будут заключены договоренности о нашем возвращении, то понятно, что в Камрани будет небольшой военный объект, не идущий в сравнение по уровню сил и средств с тем, что был во времена СССР. Но и этого будет достаточно.

Скажем, до нашего активного вмешательства в сирийский конфликт расположенный в Тартусе 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России представлял собой два плавучих причала длиной 100 метров с парой складов, казармой и несколькими зданиями на берегу. Плюс там находилась на постоянной основе по ротации одна плавмастерская ЧФ. Однако и этот объект обеспечивал нам постоянное присутствие в Средиземном море. Теперь мы понимаем, насколько важно было сопротивляться давлению и сохранять там ПМТО, который сейчас становится нашей полноценной базой в регионе. Хотя начальник Генштаба Анатолий Квашнин настаивал на том, чтобы Россия ушла из Тартуса также, как из Лурдеса и Камрани.

Но если сегодня мы хотим играть влиятельную роль в мировой политике, нам нужно усиливать свое военное присутствие на других континентах.

В советское время Камрань из ПМТО выросла в крупнейшую военную базу СССР за рубежом - с причальным комплексом, аэродромом, прикрытым частями ПВО, на котором базировался ОСАП (отдельный смешанный авиаполк). В его состав входили Ту-95, Ту-142, эскадрильи Ту-16 и Миг-25, транспортные Ан-24 и несколько вертолетов, - замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . - В Камрани постоянно присутствовало около 20 кораблей и судов ВМФ, около 40 самолетов. К июню 2001-го, когда Россия объявила, что решила не возобновлять договор с Вьетнамом об аренде базы, большая часть причального флота и портовых сооружений была уже передана в пользование вьетнамской стороны и там, по сути, оставался только ПМТО.

Совершенно понятно, что Вьетнам согласился передать СССР Камрань (во время Вьетнамской войны она находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой войск США) только после агрессии Пекина в 1979 году. То есть соглашение с СССР Вьетнам подписал, чтобы Советский Союз сдерживал Китай. И если теперь вьетнамцы снова зовут нас обратно, то опять-таки с той же целью - сдерживать Китай. И вот насколько нынешняя Россия готова прийти туда именно в этом контексте - вопрос интересный. С моей точки зрения, возвращаться туда необходимо, но что думает по этому поводу Кремль - сказать сложно.

Вообще, в Камрани даже необязательно держать корабли на постоянной основе, тем более что при всем желании сейчас мы сделать это не сможем - у нас просто не хватает кораблей. Но достаточно иметь инфраструктуру или, в конце концов, пользоваться вьетнамской, чтобы обеспечивать там военное присутствие. Кстати, и на американских базах за рубежом необязательно на рейде стоят десятки кораблей. Там даже может ни одного не стоять, но важен факт того, что есть база, где несут службу военнослужащие США, располагается авиация и куда спокойно могут заходить корабли для дозаправки топливом, пополнения запасов, прохождения ремонта.

С одной стороны, разговоры о возвращении РФ в Камрань - все-таки пока только риторика, с другой - это хорошая возможность вернуть стране статус великой державы за сравнительно небольшие деньги, - считает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов . - Безусловно, наличие военного объекта в АТР упрощает выполнение задач стратегической авиации и кораблям боевой службы ТОФ, которые идут в Индийский океан для борьбы с пиратством или на учения с ВМС Индии. Но на мой взгляд, базирование в Камрани - в настоящий момент вопрос не первостепенной значимости. Как говорится, дьявол кроется в деталях: в любом случае за аренду придется платить, и одно дело, если вьетнамцы потребуют десятки миллионов долларов, и другое - если будет заключено бартерное соглашение.

На данный момент России достаточно и свободного захода в Камрань - соответствующее соглашение подписано и действует. За последние 10 лет Россия в этом регионе каких-либо серьезных задач не выполняла, а корабли ТОФ (как правило, в составе большего противолодочного корабля, танкера и спасательного судна) и сейчас имеют возможность зайти в Камрань и заправиться.

Похожие публикации