Гурьев, гурьев городок. Атырау: исторические и архитектурные достопримечательности Развлечения и достопримечательности Атырау

В. Е. Фосс. Очерки Гурьева городка // Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям. — Уфа, 1868.

Гурьев-городок стоит на правом берегу реки Урала, в 17 верстах от впадения его в Каспийское море. Урал, текущий от города по общему направлению с севера на юг, впадает в море четырьмя устьями: Перетаскиным, Яицким и двумя Золотнинскими. К западу от Гурьева, в 7 верстах, находится морская пристань, называемая Ракушечьею, потому что по ней и по берегам моря много ракуши, то есть мелко искрошенных раковин. Пристань эта служит для нагрузки и выгрузки разных товаров и всех продуктов, привозимых из города и вывозимых из Гурьева городка.

Гурьев находится в расстоянии от ближайших городов: от Уральска 488 верст — сухопутно и от Астрахани 350 верст — морем.

Городок окружен степью, очень мало возвышающейся над уровнем Каспийского моря. Наибольшее возвышение образует южная его оконечность. На левом берегу реки Урала против самого Гурьева расположен меновой двор, состоящий из старых деревянных амбаров. Лесов в окрестностях Гурьева городка нет, а имеется в 2½ верстах ниже городка, на правом же берегу Урала, небольшая насаженная рощица из довольно рослых деревьев чернотала; по берегам моря растет много камыша, который в Гурьеве заменяет дрова. <…>

Гурьев. Мазанки

Вид городка невзрачный; постройка домов в Гурьеве плохая; есть дома каменные, деревянные и сырцовые, т. е. из воздушного кирпича. Сырцовый кирпич делают здесь из земли с песком и даже отчасти с навозом; сырцовые дома малого размера: крыши на них плоские, окна малые; дома эти часто бывают обмазаны глиною и выбелены. При таких домах заборы большею частию из камыша, а ворота плетенные из таловых прутьев. Деревянные дома имеют балконы во двор, и часто на улицу, большею частию они не обшиты тесом и не оштукатуренные; крыши на некоторых — крашеные, а иные дома под камышовыми крышами. При каждом доме имеется два двора, и особая сырцовая кладовая с дверью на улицу, в этих кладовых обыкновенно хранится мука, предназначенная к продаже. Почти при каждом доме во дворе имеются высокие сушильни, выстроенные из длинных и высоких шестов с поперечинами. На этих сушильнях гурьевские казаки, после морских рыболовств, сушат сети и аханы. Часто стоят во дворах высокие мачты с флагами для узнавания направления ветра.

Жители в Гурьеве городке: уральские казаки — рыболовы, а иногородые — торговцы, которые беспрестанно ездят в Каспийское море. Казаки весною, осенью и зимою отправляются на рыболовство, а иногородые люди, преимущественно торговцы, отправляются в море для покупки рыбы, клею и икры.

Вообще, гурьевские жители беспрестанно ездят на косовых лодках и солмовках в Астрахань, во все навигационное время, для покупки там разных товаров и продуктов, а по большей части хлеба. В косовую лодку помещается от 200 до 350 кулей муки по 7 пуд каждый куль, а в солмовку от 50 до 80 кулей, по 7 пуд каждый куль.

Дома, как я уже сказал, в Гурьеве деревянные плохой постройки, старые; от старости получили цвет серый; маленькие сырцовые дома с плоскими крышами, камышовыми заборами и плетневыми воротами, засоренные улицы, виднеющиеся высокие сушильни и мачты с флагами, — все это человеку, вновь приезжему в Гурьев, сильно бросается в глаза, в особенности когда казаки после морских рыболовств развесят сушить сети и аханы.


Гурьев. Собор Николая Чудотворца

Церковь в Гурьеве одна — единоверческая, собор св. Николая Чудотворца, каменный семиглавый с колокольнею и каменною оградою, вокруг этой ограды стоят чугунные пушки. Есть и одна деревянная мечеть.

Казенных зданий 8, а именно: 1) квартира начальника Гурьева городка — деревянный одноэтажный дом с мезонином и балконом на улицу; 2) канцелярия начальника Городка — деревянный дом; 3) гауптвахта и при ней острог — деревянные; 4) пожарная каланча и при ней сарай с пожарными экипажами — деревянные; 5) сырцовый сарай, занятый пожарными экипажами и трубами; 6) три хлебных магазина, из них два деревянных и один сырцовый; 7) больница и аптека — деревянный дом одноэтажный с мезонином и балконом на улицу, и 8) гурьевская народная школа — каменный дом одноэтажный с мезонином и балконом на улицу; при этой школе есть небольшая библиотека. Все эти казенные здания, в том числе и мечеть, находятся на набережной реки Урала.

Уральский казак Железнов описывает историю городка [В примечании к своей повести «Василий Струняшев». — rus_turk.] следующим образом:

Теперь Гурьев-городок — без всяких укреплений, но в старину он был окружен сперва каменною с башнями стеною, а потом, когда стена пришла в разрушение — высоким и частым палисадом. По четырем углам этого палисада возвышались каменные барбеты или фланги (по крайней мере, их так называли казаки) вооруженные чугунными пушками и мортирами. В стене, а потом в палисаде было четверо ворот; из которых одни обращенные к берегу Урала, назывались Спасскими. Теперь от всего этого почти и признаков не осталось, исключая небольшой валообразной возвышенности, огибающей квадратом один квартал города с площадью — где был старый городок, да десятка полтора ржавеющих чугунных пушек. Настоящее свое название Гурьев городок получил от основателя своего — рыбопромышленника, русского купца Михаила Гурьева; но в старину вплоть до XVIII столетия, он именовался Яицким городком или городком на устье реки Яика, а иногда и Каменным городком. Построение этого городка относится к первой половине XVII века (между 1640 и 1645 г.). До 1753 года Гурьев городок состоял в ведении Астраханской губернии, а в том году он перешел в состав Оренбургской, именно в ведомство уральских казаков. С этого времени и стали в нем селиться уральцы; а дотоле они имели тут временное пребывание, посылаясь по наряду от войска в помощь тамошнему гарнизону, состоявшему из регулярных солдат.

Гурьев городок имеет важное значение в быту уральцев. Вот именно почему. До поступления его в ведомство Оренбургской губернии, при нем в самых устьях Урала были казенные рыбные промыслы, содержавшиеся на откуп у частных астраханских промышленников. Промышленники делали поперек всей реки из бревен перебои, или так называемые учуги, и тем заграждали вход рыбы из моря в Урал. Из-за этого у казаков с астраханцами возникали частые и большие споры, весьма затруднявшие начальство в разбирательстве. Наконец, по просьбе казаков и по ходатайству оренбургского губернатора Неплюева, право содержания учугов было передано, от Правительствующего сената, на вечные времена уральцам, со взысканием с них каждогодно в пользу казны той суммы, какую платили астраханцы (4692 руб. 69 к. ас.). Это было между 1742 и 1752 годами. Впоследствии времени казаки . [И. И. Железнов добавляет: «Но память о гурьевских учугах доселе сохранилась в названии Гурьева городка: Учук-Кала, в названии, которым величают его киргизы. Учук-Кала значит буквально „Город учугов“». — rus_turk.]

До 1775 года река Урал называлась Яиком, а уральские казаки — яицкими казаками.

Всех жителей в Гурьеве городке состоит 2880 обоего пола, из них: казачьего сословия 2480 человек обоего пола, иногородных русских 250 обоего пола и татар 150 человек обоего пола, почти все иногородние — торговцы. Из числа 2480 человек казачьего сословия одни принадлежат к единоверческой церкви, другие к старообрядческой, каковой в Гурьеве в настоящее время нет, и третьи — к беспоповщинской секте. Из числа 250 человек иногородных русских — староверов немного; татары исповедуют магометанскую веру. Гурьевские староверы, хотя в церковь не ходят, но зато дома примерно исполняют христианский долг. Посты казаки и иногородние исполняют весьма строго, в особенности в отношении пищи. Табак казаки вовсе не курят и считают его много раз проклятым; работников киргизов считают погаными, кормят их из особой деревянной посуды. Гурьевские казаки ведут жизнь весьма деятельную, постоянно находятся в трудах, свободного времени имеют они немного, дома бывают отрывками.

Казаки, находящиеся при исполнении, носят следующую форму: казакин синего сукна с малиновыми погонами и малиновым шарфом, шаровары синие с малиновым лампасом, шашку через плечо на черном ремне, а у офицеров на серебряном ремне, папах бараний черный с малиновой выпушкою. Когда казаки на лошадях, то при них бывает пика и за спиной ружье; урядникам пик не полагается. Форменная одежда, оружие и лошадь у каждого казака собственные. Но в таком облачении казаков в Гурьев видно не часто, а именно на смотрах и в большие праздники; в прочее время они носят полуформенное платье, а летом, по случаю больших жаров, носят вместо казакина рубашки и кителя, не только дома, но и на службе.

Форменные фуражки с козырьком носят почти все казаки, даже при штатском платье и при халате. Казаки, не находящиеся при исполнении службы, а также и отставные, носят халаты: шелковые, шерстяные и бумажные, не только дома, на улице, но даже иногда в праздничные дни некоторые казаки в халатах являются в церковь; достаточные казаки (не говоря уже про богатых) носят обыкновенное партикулярное платье: суконное, триковое и драповое. Бороды носят все казаки без исключения, т. е. служащие и не служащие; офицеры и иногородные чиновники бород не носят.

В Гурьеве казачки носят старинные сарафаны: штофные и шелковые, обшитые с верху до низу широкими серебренными — белыми и желтыми — галунами в два ряда и меж ними нашиты в длину сарафана бронзовые пуговки.

Рукава у сарафана, длинные во всю руку кисейные цветные и шелковые, обшитые кругом около плеч серебренным галуном. Молодые казачки носят сарафаны ярких цветов, а старухи казачки носят сарафаны темных цветов, чаще всего черные, галунное украшение на сарафанах всегда бывает. На голове они носят платки и косынки светлые и темные. Многие молодые казачки оставляют сарафаны и начинают носить платья; эта мода перенимается от иногородных; чиновные казачки сарафанов вовсе не носят.

Замечательны некоторые обычаи, предрассудки и провинциализмы в разговорах, употребляемые исключительно простолюдинами — казаками и многими иногородными, которые долго живут в Гурьеве. Так, например, при встрече на улице казака с казаком или иногороднего с иногородным они здоровываются, заводят меж собой разговор, и когда они приходят домой, то опять здороваются и продолжают разговор. Когда через перекресток улицы переходит женщина, а мужчина переходит улицу с бокового перекрестка, то женщина замедляет свой путь или вовсе останавливается и ждет, чтобы мужчина прежде ее прошел, или наоборот, если мужчина переходит перекресток улиц, а женщина идет посредине улицы или с бокового перекрестка, то она замедляет свой путь или вовсе останавливается, и тем дает дорогу пройти мужчине, а сама проходит после него. Если кто приходит в дом к семейному казаку и если в комнате этой находится жена казака, или вообще кто из женщин, то она поспешно уходит в другую комнату, а пришедший гость беседует с одним хозяином, и вообще мужчины в кругу женщин редко участвуют, а женщины, составляя свой круг, почти вовсе не участвуют в кругу мужчин. Казаки не имеют знакомства с посторонними людьми, для них чужими, а у каждого есть много родственников — близких и дальних, как со стороны мужа, так и со стороны жены. Когда главный член семейства — муж — бывает в отлучке из Гурьева, а жена его остается дома, и если только она не старуха, то всегда при ней находится компаньонка, почтенная старушка — у казаков казачка, а у иногородных иногородняя женщина. Если случится кому-нибудь придти в один из таких домов за делом, то сплошь и рядом бывает так, что даже дверь не отворят, а только спросят: кто и зачем? В заключение сего удовлетворят обычным ответом сквозь дверь: «Хозяин в Астрахань уехал». Иногда же отворят немного дверь, но не дождутся, чтоб человеку объяснить свое дело, а скорее захлопнут, будто боятся каждого. Этот странный этикет ведется не только у простолюдинов, но даже и у некоторых благородных людей.

Посуду с водой всегда покрывают чем-нибудь — салфеткой или дощечкой, и не только ту, которая стоит на двор или в кухне, но даже и ту, которая находится в комнате, хоть на короткое время, и не для того бы вода не засорялась, а собственно потому, что, как говорят казаки и казачки, погрешно пить воду из той посуды, которая была ничем не покрыта. Человеку мало знакомому не дозволят черпать воду из своей кадки для питья, а непременно кто-нибудь из хозяев дома или прислуга, русская женщина, подадут незнакомцу воду для питья. Это делается для того, чтоб незнакомец не опоганил в таком доме воды. Вообще говоря, человек, мало знакомый с гурьевскими жителями, в особенности староверами, должен быть весьма осторожен в отношении питья воды из хозяйской посуды без спроса, а в курении табаку еще более; в противном случае можно иметь много неприятностей от таких людей, не понимая даже часто, за что.

В Гурьеве в разговорном языке много в употреблении особенных слов и фраз, составляющих провинциализм гурьевцев; так, например, вместо того, чтобы сказать: «Неужели это так было?», говорят: «Вы что говорите?», вместо ничего нет духу нет , вместо на днях или недавно васейка , вместо хорошо гожо , вместо да нешто , вместо целковый монета , вместо точно ровно , вместо хлопотать хороводиться , вместо кинул лукнул , вместо кричал зивал . И много тому подобного.

Управление в Гурьеве городке состоит в зависимости наказного атамана Уральского казачьего войска и Уральской войсковой канцелярии, которая назначает в Гурьев начальниками казачьих офицеров на три года по очереди, а именно: начальника Гурьева городка, городничего, следователя по судебным делам, 2-х гранных офицеров для охраны казачьих вод от тайных рыболовств, комиссионера для надзора за казенным хлебом, начальников на каждое рыболовство в море [для наблюдения за] порядком рыболовства, 2-х учителей для гурьевской народной школы и 2-х торговых депутатов из среды казаков. Значение этих должностей по чинам и обязанностям следующие: начальник Гурьева городка, военный штаб-офицер, обязанность его состоит в заботливости о благосостоянии жителей и о порядке в городе; городничий, военный обер-офицер, заведует в городе полицейскою частью; следователь, военный обер-офицер, заведует в городе судебною частью, 2 гранные, или маячные, начальника, оба военные обер-офицера, заботятся исключительно об охранении реки Урала и северной части Каспийского моря от тайных рыбопромышленников; при них состоит команда казаков, 3 судна и при самых устьев Урала пикет. Маячные, или гранные, суда часто разъезжают вблизи устьев Урала во все навигационное время, т. е. с конца марта или начала апреля до половины октября. Комиссионер — военный обер-офицер — наблюдает за приемом и отпуском казенного хлеба для казаков, отправляющихся в поход, а также для продажи бедным казакам по умеренной цене. Начальники над рыболовствами назначаются в Гурьеве до начала морских рыболовств, весною, осенью и зимою; на каждом рыболовстве в море бывают два начальника, оба военные штаб-офицера, и при них два помощника, оба обер-офицера, должность их состоит в наблюдении за порядком производства рыболовства. Учитель в гурьевской народной школе — юнкер на правах офицера, и при нем есть помощник учителя — урядник; 2 торговых депутата, назначаемые из среды казаков, наблюдают за правильностью торговли, и один из них заведует гражданскими делами.

В Гурьеве инвалидной команды из солдат нет, а вместо ее имеется линейная команда уральских казаков, состоящая из 200 человек, казаков же. Команды эти подчиняются начальнику Гурьева городка и начальнику линейной и пожарной команд. Форменная одежда, вооружение и лошадь у каждого казака собственные; пожарные же экипажи и трубы — казенные войсковые. Служебные обязанности этих команд следующие: пожарные казаки находятся поочередно на часах при пожарных экипажах, трубах и лошадях; линейные же казаки поочередно занимают караул на гауптвахте, занимают посты в пикетах, находящихся вблизи устьев Урала и прибрежья Каспийского моря, для охранения казачьих вод от тайных рыболовств; отправляют почтовую гоньбу и служат вестовыми у начальников.

Гурьевские казаки служат в гурьевских — линейной и пожарной — командах по 1 году (кроме гурьевских казаков, служат в линейной и пожарной командах форпостные казаки). Каждый год бывает требование казаков на действительную службу: в линейную и пожарные команды на год, в степные укрепления на 2 года, и в Казань на 2 года (а в военное время требуют казаков в полки). Требование казаков на службу объявляется в городе Уральске войсковою канцеляриею, в марте месяце, но не так, как в прочих казачьих войсках, по очереди; очередь у уральских казаков хотя существует, но при этом дозволяется не желающим служить нанимать за себя другого казака; обыкновенно большая часть казаков, которые имеют средства, сами нейдут на службу, а вместо себя нанимают по добровольному согласию других казаков за наемную плату. Служба казакам считается с 18-летнего возраста, срок же службы двадцатипятилетний; действительную службу несут не все казаки, а сколько их потребует надобность. Если, например, требуют на действительную службу четвертую часть всех считающихся служащими, то трое из них нанимают четвертого по вольным ценам. Таким образом, один исполняет служебную повинность натурой и за то получает деньги с трех оставшихся, а эти оставшиеся несут свою службу деньгами и за это пользуются выгодами от рыболовства.

Цены за наем казаков на действительную службу следующие: за наем одного казака в линейную команду платится тремя казаками от 30 до 32 рублей в год; в пожарную команду за наем одного казака платится столько же; в степные укрепления за наем одного казака на 2 года платится от 200 до 300рублей за 2 года; в Казань за одного казака на 2 года платится от 250 до 300 рублей; в военное время в полки для походов против неприятеля платится за наем одного до 400 рублей. Казаки, которые не имеют средств для того, чтобы за себя нанимать других на службу, обязаны сами идти, когда их требуют. Казаки, которые нанимают за себя других, платят за наем деньги не казаку, который нанялся, а в войсковую канцелярию, которая в получении наемных денег выдает квитанцию, и затем сама канцелярия выдает деньги казакам, которые наняты и которые поступили на службу.

Деньги за наем казаков в полки отдаются прямо самим наемщикам.

Все те казаки, которые за себя нанимают других, а сами не несут никакой службы, считаются городскими казаками, и служба им считается действительною, хотя сами они не служат. Городские казаки занимаются хозяйством, а именно: рыболовством, хлебною торговлею, скотоводством и торговлей фруктами.

У каждого казака особой земли нет, но каждый имеет право косить сено на лугах где угодно, т. е. вблизи ли Гурьева или вблизи которого-нибудь форпоста или крепости; косить он может столько, сколько требует его надобность. Дозволяется казакам нанимать для скошения иногородых работников; в первые 10 дней сенокошения, у казака и у урядника может быть 3 работника, у обер-офицера 6 и у штаб-офицера 10 работников. По прошествии 10 дней число работников может быть у всех произвольное. Сенокошение производится с дозволения войскового начальства; обыкновенно оно начинается с 1-х чисел августа и производится до конца этого месяца. Во время сенокошения Гурьев значительно пустеет, потому что большинство жителей находится в степи на сенокосе.

Полей около Гурьева казаки не возделывают и хлеб не засевают, потому что почва солонцевато-иловато-глинистая, требующая хорошего удобрения.

Почва до того содержит в себе много солонца, что иногда после дождя выступает из земли соль.

Огороды овощные, фруктовые сады и бахчи гурьевские казаки имеют по обеим сторонам реки Урала. Земля в них достаточно выщелочилась посредством хорошего унаваживания, и так как дожди в Гурьеве редки, то для этого в садах устроены на самом берегу Урала чихири, т. е. деревянные водокачки, которые посредством большого деревянного колеса, при помощи лошади и работника-киргиза, накачивается вода из реки для всего сада, для чего в саду устроены деревянные желоба, проведенные около растений. Вода, накачиваемая чихирем, тотчас течет по желобам и, таким образом, в короткое время все фруктовые растения снабжены водою. Постройка чихиря обходится в 200 рублей серебром. В садах растут следующие фрукты: яблони, виноград — белый и синий, вишня, слива — белая и черная, смородина, арбузы, дыни и тыквы.

Самый богатый промысел у уральских казаков есть рыболовство, которых бывает три в реке Урал и три в Каспийском море. Каждое рыболовство производится в известное время года: 1) весеннее — курхайское рыболовство в Каспийском море, производится с 1-х чисел апреля до 20 мая; 2) весеннее — севрюжье рыболовство в реке Урал; оно производится с 1-х чисел апреля по 1-ое число июля; 3) осеннее — жаркое рыболовство в море, производится с половины августа до половины октября; 4) осеннее плавное рыболовство, в реке Урал, производится с половины сентября по 1-е число ноября; 5) зимнее неводное рыболовство, в реке Урал, производится с половины декабря до половины января и 6) зимнее аханное (ахан значит сеть), производится в Каспийском море с 1 января по 1 марта.


Гурьев. Во время «плавни» на Урале

Аханное рыболовство в море считается у гурьевских казаков самым прибыльным; гурьевские казаки производят рыболовство в море, в р. Урал же на рыболовстве участвует малое число.

На каждое рыболовство наказной атаман назначает по очереди начальника — офицера, должность которого состоит в наблюдении за порядком рыболовства. Над рыболовством в р. Урал бывает 1 начальник и над рыболовством в море бывает 2 начальника — штаб-офицера, 2 помощника — оба обер-офицера. <…>

Во время аханного рыболовства часто попадаются в сети тюлени; их брать казакам дозволено и убивать на льду, но запрещается употреблять особливые средства, нарочно придуманные собственно для лова тюленя, а также и бить тюленя молодого. В феврале месяце тюлень щенится и выползает из воды на поверхность льда огромными стадами, довольно далеко от места рыболовства на глуби. В конце зимнего рыболовства многие аханщики отправляются бить тюленя; орудие их небольшая палка, в конце коей налит свинец, палка эта называется чакушкою; подходят они к тюленям осторожно и против ветра, чтоб его не испугать, потому что тюлень весьма чутлив и от малейшего испуга скоро уходит в воду. Удар чакушкою тюленю в лоб или по носу — смертельно. Убив одного тюленя, промышленник загораживают дорогу убитым тюленем живым тюленям и при удобном случае двое или трое казаков набивают в сутки до 100 штук тюленей и более. Набитый тюлень промышленники привозят на санях рекою Уралом в Гурьев, где уплачивают таможенной заставе акцизную пошлину по 30 копеек с пуда тюленя и продают его иногородным торговцам и торговым казакам, которые увозят тюленя в Астрахань и в Уральск; для предохранения от порчи, тюленей в Гурьеве солят.

Цена на тюлень в Гурьеве бывает в марте месяц по 1 рублю за пуд; шкуру его иногда продают отдельно по 25 или 35 копеек за штуку. Промысел этот не велик.

Главную промышленность скотоводства в Гурьеве составляет овцеводство — ; пригоняют этот скот киргизы зауральной орды в Гурьев на меновой двор огромными партиями; мена его производится на меновом дворе с первых чисел августа по март месяц. Покупка баранов на наличные деньги и мена хлебом производится казаками и иногородными торговцами, многие же гурьевцы покупают огромные партии баранов на меновых дворах в Уральск и Оренбург. Годовая покупка баранов простирается до 400000 голов и более. Купленных баранов на меновом дворе каждый хозяин отсылает в степь для откармливания. Для чего у каждого торговца, для наблюдения за скотом, имеются приказчики, работники и пастухи, по большей части все киргизы. Цена баранам к покупке с 1 февраля по март месяц бывает, считая кругом, от 2 до 3 рублей за штуку. Весною же в марте месяце угоняют этот скот для продажи в Калмыковскую крепость на ярмарку, отстоящую от Гурьева в 240 верстах, где покупают его приезжие иногородные русские торговцы, ценою от 4 до 5 рублей за штуку. Кроме баранов, гурьевские жители покупают на меновых дворах от киргиз зауральной орды лошадей, — одногорбых и двугорбых — и рогатый скот: коров, быков, коз и козлов, которых отсылают сперва в степь для откармливания, и потом угоняют для продажи весною, в марте месяце, в Калмыковскую крепость на ярмарку и осенью, в октябре месяце, — в Гурьев на ярмарку. Торговля эта менее значительна против овцеводства. <…> Торговлею скотом большею частью занимаются казаки, потому что они имеют право на войсковой земле пасти для откармливания беспошлинно определенное число голов скота, соответственно своему чину. Число голов скота беспошлинно могут иметь на войсковых лугах для откармливания следующие войсковые лица, а именно: штаб-офицеры по 1500 баранов и 210 штук рогатого скота, обер-офицеры по 1000 баранов и 140 штук рогатого скота, нижние чины и малолетки, несущие повинности, по 500 баранов и 70 штук рогатого скота. Сверх этого количества, за весь скот они платят акцизную пошлину по 10 копеек, с рогатого скота и по 4 копейке с барана в год.

Иногородные лица платят акциз с каждой головы имеющегося у них скота в войсковых лугах, для откармливания или прогона, по 14 коп. с лошади и рогатого скота и по 5 копеек с барана; акцизная пошлина со скота поступает в войсковой доход.

После рыболовства и скотоводства есть хлебная промышленность, которую, по обширности своего оборота, можно назвать главною в Гурьеве.

Ржаная мука, пшеничная разных сортов и овес привозятся сюда здешними казаками и иногородными из г. Астрахани морским путем и продаются в Гурьеве жителям, ржаную же муку продают киргизам зауральских орд. Привоз муки и овса из Астрахани в Гурьев бывает весною, летом и осенью, и из Уральска — зимою. <…>

Ярмарка в Гурьеве бывает один раз в год, именно осенью, сроком с 25 октября по 10 ноября. На Гурьевскую ярмарку привозят купцы из Уральска сухопутно следующие товары: красный товар, мелочной, обувь, железо, мед, сахар, чай, кофе и табак. Кроме уральских торговцев, на ярмарке торгуют и гурьевские торговцы красным товаром, мелочным, обувью, чаем, сахаром, кофе, пряностями, табаком и вином. На этой ярмарке, кроме товаров бывает продажа скота, как то: баранов, рогатого скота, верблюдов и лошадей. Скот этот пригоняют со степи киргизы зауральских орд, а также и пригоняют его некоторые казаки и иногородные для продажи. Торг на Гурьевской ярмарке преимущественно ведется красным товаром и скотом. <…>

Товары, которые в Гурьеве не производятся, привозятся из г. Астрахани морем, именно: хлеб, овес, крупа, вино, сахар, чай, кофе, пряности, сласти, табак, красный товар, обувь, железо, мелочной, и проч. Привоз товаров бывает весною, летом и осенью, и из Уральска сухопутно зимою эти же товары. Товары привозятся иногородными лицами и казаками, каждый для своей лавки, иные же снабжают товарами других торговцев, которые из Гурьева не каждый год ездят в Астрахань и в Нижний Новгород на ярмарку. <…>

Все мастера и ремесленники иногородные, и все торговые лавки, лавочки и заведения содержат большею частью иногородные лица, казаки же имеют лишь несколько лавочек и заведений. Казаки торгуют мукой и овсом из своих домов, при которых имеются отдельные кладовые, выстроенные из воздушного кирпича, и называются палатками. Рыбу и тюлень, которые привозят они зимою с аханного рыболовства, также продают дома из кладовых; некоторые же казаки вывозят рыбу на базарную площадь и продают там с возов. Сбыт вывозимых из Гурьева продуктов и товаров и покупка товаров и привоз их в Гурьев производятся самими местными жителями.


Гурьев. Плотовинская пристань. Извозчики-киргизы в ожидании высадки пассажиров

Пароходства в Гурьеве нет, но весною пристает к Гурьеву 1 пароход из Астрахани, 3 раза, в 12 верстах от устьев Урала, вблизи острова Большого Пешного, в Каспийском море, к самому же Гурьеву пароход не может проходить по причине мели. В первый раз пароход приходит к Гурьеву из Астрахани в половине апреля и через 2 или 3 дня отправляется из Гурьева в , куда он везет из Гурьева сотню уральских казаков на два года, для смены тамошнего гарнизона; в конце апреля пароход возвращается к Гурьеву во 2-й раз и привозит уральских казаков, отслуживших срок своей службы в форте Александровском; через три дня уходит пароход в Астрахань с пассажирами из Гурьева и в начале или половине мая приходит опять к Гурьеву с пассажирами из Астрахани, уже в 3-й раз, и через три дня отправляется из Гурьева с пассажирами в Астрахань и бое не приходит до следующего года.

Число морских судов в Гурьеве, как то: кусовых лодок, салмовок и других, определить верно нельзя, но можно сказать, что почти у каждого гурьевского промышленника, казака и иногороднего, есть суда, которые весною, с открытием навигации, отправляются из Гурьева в Астрахань с здешними продуктами, как то: рыбой, икрой, клеем, тюленем, салом и кожами. Некоторые же иногородные торговцы уезжают из Гурьева летом в Нижний Новгород на ярмарку для покупки разных товаров. Вообще, во время лета Гурьев городок значительно пустеет, потому что большая часть жителей уезжают оттуда на это время. Суда эти приходят с товарами из Астрахани в Гурьев, летом и осенью, останавливаются у Ракушечьей пристани, где выгружают из них товары, как то: муку, крупу, овес, сахар, чай, кофе. Пряности, сласти, вино и табак внутреннего приготовления: листовой в кулях и приготовленный в обандероленных помещениях. Товары эти с пристани перевозятся в Гурьев сухопутно самими хозяевами или наймом для перевозки их извозчиков-казаков. <…>

В буквальном смысле общественной жизни и увеселений Гурьеве вовсе нет. Большинство жителей в Гурьеве составляют войсковые обыватели: нижние чины из них одни состоят на действительной служб, а большая часть занимаются промыслами и торговлей, так что они не видят, как проходит год. Весною они заняты наймом казаков на службу, отправлением на курхайское рыболовство в море и отправлением в Астрахань для покупки там хлеба, овса и других товаров; летом они свободны, время проводят по большей части в безделье и сне. В конце лета, именно с 1-х чисел августа, отправляются на сенокос, где трудятся до сентября месяца, другие же в это время отправляются в море на жаркое рыболовство и возвращаются с него осенью в октябре месяце. С этого времени они до зимы свободны, некоторые же участвуют в осеннем рыболовстве по реке Уралу, большая же часть казаков приготовляется к аханному рыболовству в море, в домах их идут хлопоты и приготовления т. е. вязание аханов и сетей, заготовление провизии, исправление аханной сбруи и наем рабочих. Хлопоты эти и работы продолжаются доp самой зимы, с утра до позднего вечера они бывают заняты. Зимой же отправляются на аханное рыболовство в море, откуда возвращаются в Гурьев в 1-х числах марта. После аханного рыбpоловства, которое сопряжено с большею тратою денег на сборы, трудностью на самом рыболовстве, среди зимы в открытом море, и опасностью на глуби, за что вознаграждают их хорошие уловы больших белуг, чрез которые поправляются домашняя их обстоятельства, казаки в апреле месяце опять собираются на весеннее курхайское рыболовство.

Таким образом, гурьевцы весь год деятельно проводят в трудах и занятиях.

Конечно, не все гурьевские казаки буквально так проводят вес год в занятиях, есть и такие, которые не на все рыболовства ездят, и есть казаки, которые вовсе не ездят на рыболовство, а промышляют службою или торговлею. Из числа таких людей многие имеют много свободного времени, которые проводят в веселье и попойках, а иные даже просто от безделья пьянствуют в трактирах, погребках и кабаках.

Табак казаки дома не курят и другим не позволяют у себя курить, но в питейных заведениях сами по большей части курят, на рыболовствах тоже курят; в Гурьеве же, преимущественно из простых казаков, курят табак молодые люди, а также казаки, находящиеся на действительной службе.

Семейства их проводят время у себя дома в хозяйстве. В праздники казаки и казачки ходят друг к другу в гости; прогуливаются по Гурьеву, сидят группами около своих домов и проводят время в разговорах. На масленице катаются на лошадях по улицам и по льду реки Урала. На берегу Урала, пред домом атамана (казаки называют начальника Гурьева городка атаманом), устраивается из пластов льда небольшая пирамида с флагами, величиною в вышину 1½ сажени и в ширину 2 аршина, называемая городком ; этот городок, казаки, по существующему издавна обычаю, берут приступом на лошадях верхом, для чего в последний день масленицы ставят на этот городок, в закупоренном бочонке, ведра полтора водки, купленной начальником на свой счет. Казаки-малолетки ездят верхом на лошадях верхом по улицам, некоторые из них наряжены в офицерское платье, и они считаются начальниками над прочими; кроме того, назначается начальником города из линейной команды человек 5 казаков, которые тоже с малолетками ездят. Наконец по данному сигналу начальником, все они скоро едут верхом мимо городка, разрушают его палками, и отличившийся казак в этом деле получает в награду за удальство бочонок с водкой. При этом случае не обходится без того, чтобы кто-нибудь из наездников не был ушиблен, обыкновенно достается ушиб пластом льда храбрецу, получившему вино.

Домашняя жизнь казаков довольно скучна и однообразна.

Благородные лица войскового сословия — офицеры, занимающие здесь должности, по большей части люди достаточные, живут они своими домами тихо и скромно, и, по большей части, особняками — скупо и однообразно, даже в некоторых случаях скучнее простых казаков; круг знакомых состоит из чиновных и богатых казаков. Мужчины по большей части носят форменное платье, а женщины общеевропейское, национальный же костюм надевают в редких случаях. Проводят свободное время в чтении книг и газет, в гостях друг у друга — в игре карточной и биллиардной, иногда в катаниях по городу и охоте на дичь, собраний же и семейных вечеров не знают, — у каждого мысль о торговле. Вообще, жизнь их скучна и однообразна без особенных тревог, но зато и без особых удовольствий; при всем том в казачьем благородном кругу — замкнутость, как будто один в другом не нуждается.

Иногородные здесь: купцы, мещане и крестьяне — все торговцы и ремесленники; проводят они время в торговле, ремеслах, поездках по своим делам в Астрахань и Нижний Новгород. Домашняя жизнь их та же, как в прочих городах; знакомы они меж собой и с казаками живут дружелюбно. Гражданских чиновников здесь самое незначительное число; досужное время от занятий проводят они в чтении книг и газет, знакомстве с офицерами, карточной игре и охоте; вечеров и собраний у них не бывает, одним словом, жизнь их также полна скуки и единообразия, как жизнь здешних казаков.

Казаки любят музыку и песни, музыка их — гармония, балалайка и гитара; песни у них в употреблении: общие русские, исторические, относящиеся ко временам казачьего самоуправления, военные и местные, про родной Яик и Каспийское море. <…> Текст взят с

Атырау - совершенно типичный небольшой город в западном Казахстане. Оказаться в нем можно, только если вы на машине едете через область к морю, из страны в Россию или через всю страну куда-то дальше. Потому что представить, что кто-то специально поедет в Атырау отдыхать, я не могу. Я там оказалась проездом, когда ехала из Уральска в Актау, пробыла всего сутки, за которые друзья с машиной за несколько часов успели показать мне весь город. Который, кстати очень молодой, поэтому красивых старых зданий, представляющих историческую ценность, там почти нет. Зато много типичных советских зданий и уже постсоветских панелек, ну и торговых центров, куда же без них?


Что делать в этом городе?

Так как город разделен рекой Урал на две части и, как раньше думали, на Европу и Азию, а сейчас этот вопрос так и остался спорным, набережная реки проходит через весь город. По ней можно гулять, кататься на велосипеде, бегать, сидеть на лавочках и отдыхать под редкой тенью от деревьев. В этой области Казахстана климат достаточно теплый, но летом высокая температура воздуха заставляет прятаться в домах и искать любую тень, как только выходишь на улицу. В городе есть историко-краеведческий музей и изобразительный музей им. Сариева, но они не очень интересны, чтобы я посоветовала их вам посетить. В центре города есть памятники известным казахским музыкантам - Курмангазы и Дине Нурпеисовой, а еще Султану Бейбарысу - украденному из казахских степей рабу, ставшему султаном Египта. Есть несколько парков, я была в парке Победы и вы можете догадаться, что я там видела - советскую и современную военную технику и вечный огонь - все, что вы можете увидеть в любом городе на постсоветском пространстве. Еще один парк расположен прямо рядом с набережной Урала и, потому что он новый, выглядит достаточно свежо и гулять там было поприятнее. И там стоит скульптура еще одних известных в Казахстане почти современных музыкантов - группы Дос-Мукасан - первый казахский или даже советский психоделик-рок.



Еще в городе можно заметить очень много бизнес-центров и это не случайно, Атырау - центр газодобывающей, нефтедобывающей и обрабатывающей промышленности. Но все самое интересное и красивое, как всегда, находится не в городе, а за ним, в отдаленных от цивилизации местах.



Плюсы:

  • Контраст Европы и Азии, а скорее русской и казахской культур и традиций. В центре города можно найти как и большую украшенную национальными орнаментами мечеть, так и старую яркую церковь. Успенский собор в Атырау - памятник девятнадцатого века, до сих пор работает и принимает прихожан и заехавших туристов. Мечеть Имангали - огромное современное белое здание с голубым куполом и двумя минаретами стоит буквально в центре города на главной площади и немного странно вписывается в административные здания и торгово-развлекательные комплексы.

  • Очень странный указатель, который показывает, который берег реки Урал - Европа, а какой - Азия. Этот вопрос между географическими мировыми сообществами, кажется, так и остался спорным, но это не помешает нам сделать забавную фотографию на границе двух частей света.

  • Торгово-развлекательные комплексы - их много и они большие. Если вы вдруг заходите пройтись по магазинам или сходить в кинотеатр, а может, вам некуда деть своих детей - вам в них.
  • Пешеходный мост - самый большой в мире, занесен в книгу рекордов Гиннеса. Он построен таким образом, что не мешает проходить под ним судам, а осетрам - идти на нерест. Называется он достаточно скучно "10 лет независимости", но гулять по нему совсем не скучно - открывается красивый вид на город.

  • Помимо нефти и газа, в этой области очень развита рыболовецкая отрасль, а это значит, что вы можете попробовать красную и черную икру не по таким высоким ценам, как в городах, далеких от осетровых рек. А еще икра из водорослей продается очень дешево. Я от неожиданности купила целый огромный контейнер, потому что в других городах даже Казахстана она стоит в несколько раз дороже.
  • Интересные и красивые места в атырауской области. Если вы любитель истории и археологии с архитектурой, то можно доехать до древнего некрополя, который называется Акмечеть Беккет - Белая мечеть. Если вы хотите пойти еще дальше - не так далеко от города расположено городище Сарайшык, вернее то, что от него осталось. Основано оно было во времена Чингисхана и хана Батыя, а сейчас там стоит мемориально-исторический комплекс, с музеем, мечетью и ханскими пантеонами. А чтобы развеяться, можно поехать на белые горы - меловые обнажения Аккерегешин и Актолагай.



Минусы:

  • Бездушность. Это мое очень субъективное мнение, но ощущение, что этот город построили, только чтобы качать газ и нефть, не покидало меня те сутки, которые я в нем была. Хоть я и знаю, что это было не так, а основан он был еще во времена царской Российской империи купцами, торговавшими рыбой.
  • Климат. Лето очень жаркое, а деревьев не очень много. Но река в центре города спасает, дает немного прохлады.
  • Отсутствие старого города, за исключением одного района с очень запущенными и полуразрушенными домами, в которых все равно живут люди. Дома по своей архитектуре немного напомнили мне грузинские своими балконами и колоннами под ними, которые создают еще больше пространства, где можно прятаться от солнца.

Когда лучше ехать?

В теплое время года - весной, летом и осенью. Если только вы не хотите гулять по замерзшему Уралу, когда вас будет сносить снежным ветром.

Как лучше добраться?

Казахстанские поезда оставляют желать лучшего, а в последний раз поезда до Атырау я просто не нашла, так что такси - самый популярный вид дешевого транспорта. От Астрахани ведет давно не ремонтированная автомобильная дорога, от Уральска - чуть лучше. Лоукостерные недорогие рейсы летают регулярно.

В целом, советую отвести на посещение этого города минимальное количество времени, а большую часть провести на природе за городом. К Каспию с этой стороны местные мне ехать не советовали, так как он весь в камышах. Я не проверяла.


Атырау от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы об Атырау.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Атырау - город, который стоит прямо на границе Европы с Азией. Эта символическая граница долгие годы проходила по мосту через реку Урал. И хотя сегодня географы оспаривают такое разделение, до сих пор горожане гордятся своим привилегированным положением жителей двух континентов. А гости города, конечно, спешат сфотографироваться у памятного знака.

В целом облик Атырау - это хаос и анархия, в которых рядышком можно встретить и столетние постройки, и новейшие торговые центры и гостиницы.

Как добраться до Атырау

В Атырау есть международный аэропорт, и из Москвы сюда можно добраться примерно за два с половиной часа. Также аэропорт принимает рейсы из Санкт-Петербурга (5 с небольшим часов в пути). Можно доехать до Атырау и из столицы, Астаны, например, на недавно пущенном скоростном поезде (время в пути - 23 часа).

Поиск авиабилетов в Атырау

Немного истории

Каменные здания появились на месте нынешнего Атырау в середине 17 века. Тогда городок звали Яицким в честь реки Яик, которая впадала здесь в Каспий. Стенька Разин тоже отметился в Атырау, а после восстания Пугачёва реку при Екатерине II переименовали в Урал. Город переименовали гораздо позднее, в 19 веке, назвав Гурьевым. Старую крепость уничтожили в начале 19 века, а после перестройки город получил и нынешнее своё имя. Когда-то Атырау стоял прямо на берегу моря, но с годами Каспий мелел и сегодня отделён от городской черты. Так или иначе, до войны здесь строили рыбоконсервные заводы, а позднее - нефтеперерабатывающие предприятия: работы в Атырау хватало всем. Мало того, сюда ехали ещё и строители с целого Союза: в советские времена прикаспийские районы активно обживались и эксплуатировались.

Развлечения и достопримечательности Атырау

Исторически река, которая протекает через весь Атырау, разделила город пополам на «европейскую» и «азиатскую» части. Изначально процветала и развивалась европейская часть: тут строили церкви и жилые дома для зажиточных горожан. И сегодня в городе можно увидеть эти купеческие жилища в два этажа, нижний из камня, верхний из дерева, и более бедные, сделанные из глины (саманные). Затем азиатская половина стала догонять и перегонять соседку: здесь возводили промышленные сооружения и предприятия. А в целом облик Атырау - это хаос и анархия, в которых рядышком можно встретить и столетние постройки, и новейшие торговые центры и гостиницы. Что, впрочем, свидетельствует о быстром и динамичном развитии.

Тимур Бекмамбетов родился в Атырау.

Далеко не самая красивая, но очень значимая достопримечательность Атырау - это пограничный знак с небольшой беседочкой, который стоит на европейском берегу Урала. Нынешнее положение вещей с границей существовало далеко не всегда. Советские учёные считали, что оная граница проходит чётко по реке Урал. В 2010 г. эта версия была признана не самой удачной работниками Русского географического общества: предположительно, граница должна быть всё же южнее, и Атырау таким образом всё-таки расположен полностью в Европе. Международный географический союз пока воздерживается от оценок на этот счёт. Так или иначе, а главный мост в Атырау по сей день остаётся одной из фокусных достопримечательностей города: ведь, как считалось, именно он связывает между собой два континента.

2 вещи, которые нужно сделать в Атырау:

  1. Постоять одной ногой на одном континенте, а другой - на соседнем.
  2. Увидеть самый новый памятник Атырау, воздвигнутый в честь Хиуаз Доспановой, героической лётчицы Второй мировой войны, чья судьба была отчасти схожа с судьбой А. Маресьева.

Пешеходный мост Атырау тоже довольно интересен. Это наиболее длинный пешеходный мост через Урал, и по этой причине он даже удостоился записи в Книге рекордов Гиннесса. Длина моста превышает 550 м, а инженерная задумка, результатом которой он стал, воистину поражает воображение: подобных конструкций не делали нигде в Союзе (и до сих пор не делают). Задача при постройке моста стояла таким образом, чтобы не перекрывать судоходный маршрут и не портить нерест осетрам, которые поднимались по течению по весне. Поэтому мост сделали подвесным, закрепив на металлическом тросе его центральную часть.

В Атырау всего 8 мостов, из которых один - исключительно железнодорожный и один - только для пешеходов.

А одно из действительно самых красивых зданий города - это мечеть Имангали, что на улице Сатпаева. Диаметр ее главного синего купола - 7 м, а высота - 23 м. Мечеть украшают симметричные парные минареты 26-метровой высоты, а вместить она может одновременно 700 верующих (600 мужчин и 100 женщин).

Другая значимая религиозная городская постройка - это Успенский собор, возведённый во второй половине 19 века. Это кирпичное здание с характерными позолоченными луковками-куполами, главный из которых достигает высоты 40 м.

В историческом музее Атырау можно познакомиться не только с историей края начиная с 12 века, но и с казахской культурой. В частности, здесь можно увидеть полностью оснащённую настоящую юрту, старинное оружие 12-18 веков, статуэтки и предметы быта. Одна из жемчужин музея - кувшин, выкопанный в Сарайчике в начале 20 века: на нём до сих пор можно прочитать стихи 13 века, написанные по-турецки. А одна из самых недавних находок, переданных в музей, - это сарматский Золотой человек из захоронения 2 века до н. э. Также в экспозициях музея - казахские народные украшения 18-19 веков, серебряные, с позолотой и инкрустациями из самоцветов; древние костюмы, личные ханские ордынские печати и т. п.

Есть в Атырау и художественный музей имени Шаймардана Сариева, известного казахского художника. В коллекции музея около 1200 экспонатов, преимущественно - художественные работы местных авторов.

Окрестности Атырау

Старинное городище Сарайчик (Сарайшик) расположено примерно в четверти часа быстрой езды от Атырау в 50 км от города в одноимённом селе Махамбетского района. Это один из наиболее значимых исторических монументов страны. Считается, что именно в Сарайчике возникли корни Казахской орды. Это произошло в 13 веке, когда город захватили Чингиз-Хан, а за ним - Батый. Уже в следующем веке в городе стали процветать торговля и ремёсла: город стоял на пути торговых караванов. Сегодня в архитектурно-исторический комплекс в Сарайчике входят пантеоны семи ханов, правивших городом с середины 13 века по середину 16 века, мечеть и археологический музей.

Ещё одно интересное место в области Атырау, куда можно отправиться с экскурсией, - это меловые скалы горы Аккерегешин. Известняковые отложения формируют здесь причудливые и отчасти даже потусторонние картины, а впечатление усиливается тишиной и безлюдьем. В меловых отложениях можно видеть следы примитивных беспозвоночных и аммонитов; случалось, здесь находили и фрагменты скелетов динозавров и доисторических морских млекопитающих.

Атырау, со времён основания и до 1991 года называвшийся Гурьевом - областной центр (220 тыс. жителей) в низовьях Яика (Урала), в прошлом славившийся чёрной икрой, а ныне "чёрным золотом" - нефтью. По меркам Казахстана - довольно интересный и очень многоплановый город с необычной историей и колоритной современностью. Так что сделаем тут остановку в долгой "доездке" к Мангышлаку (см. ), тем более что в Атырау я был трижды - в 2009, 2016 и 2017 годах. Рассказ о бывшем Гурьеве будет состоять из двух частей, разделённых Яиком, и имеющих вполне исторические названия (в нынешнем Атырау забытые) - Самарская сторона и Бухарская сторона.

История Атырау началась, внезапно, в Ярославле, где с основателями далёкого степного города даже связана Рождественская церковь . В 1634 году разгромили Ногайскую Орду - один из осколков Золотой Орды, изгнав её обитателей к Кавказу. На потерявшие власть степи и поймы Яика, тюркам издавно известные как земля Атырау ("Устье", "Дельта"), и обратил тогда взор ярославский купец Гурий Никитин, чьи предки успели разбогатеть на торговле пушниной, и в 1640 году с одобрения московских властей и здешних старейшин, по традиции продолжавших сидеть на руинах Сарайчика (см. прошлую часть) заложил в тогдашнем устье Яика торгово-промысловый Гурьев городок. Казахи сразу же прозвали его Уйшик, по-нашему говоря Учуг (см. опять же прошлую часть) - хотя о здешней нефти в те времена не знали, Гурьевы сыновья Михаил, Иван и Андрей пришли сюда за другим "чёрным золотом" - осетриной и икрой. Дальнейшая история будущего Атырау вылилась в весьма впечатляющие разброд и шатания, когда у него даже единого названия не было: в 1647-48 годах здесь была построена крепость, официально Яицкий городок, а в обиходе во избежание путаницы называвшаяся то Нижне-Яицким, то Усть-Яицким, то по старинке Гурьевым городком. И если с разбойничьими набегами "киргиз-кайсаков" (как тогда называлась казахов) острог ещё справлялся, то непокорные казаки ему были не по зубам: в 1667-68 годах в Гурьеве зимовал со товарищи Стенька Разин, в 1777-78 - один из отрядов Емельяна Пугачёва. Сами эти земли поначалу входили в Астраханскую губернию, в 1748 году были переданы под управление Оренбурга, а промыслы несколько раз переходили от царских чиновников к уральским казакам и обратно. В 1752 году в низовьях Яика были снесены учуги, в 1810-15 годах упразднена и срыта крепость, а в 1865-68 году эпоха неопределённости закончилась: поселение в низовьях Урала окончательно вышло из казачьего войска и стало уездным городом Гурьевом в Уральской области.

Но вплоть до ХХ века город по-прежнему жил рыбой, в узком Яике столь многочисленной, что порой её массы ломали бревенчатые учуги. На кадре выше три вида местного лова : осеняя "плавня", когда к рыбным заводям-"ятовям" устремлялись целые флотилии со своими атаманами; весенний учуг (после 1750-х годов оставшийся только в Уральске), задерживавший рыбу в нерест, и зимнее "багрение" на тех же ятовях, где рыба подо льдом ждала весны.
"Когда мы хотели есть, (...) мы не шли на обед домой, а питались рыбой, которую поймали в реке. Если же удочек для ловли рыбы у нас не было, мы просто собирали ракушки, которые были разбросаны по всему берегу, раскрывали их и делали на костре что-то типа шашлыка или под корягами искали раков " - так, по воспоминаниям одного старожила , здесь было ещё в середине ХХ века. Но всё это в прошлом, рыбная житница давно оскудела, да и до Каспийского моря от города теперь больше 30 километров болотистой дельты. Зато на Эмбе с 1880-х годов добывали нефть, а Гурьев с 1928 года стал центром округа (с 1938 года - области), куда входили эти промыслы, и по всей логике советской системы принял роль их администратора. Переименование Гурьева в Атырау как бы завершило процесс его перерождения: если иные города и сёла в Казахстане называют по-старинке и полвека, название "Гурьев" на удивление быстро забыли.
А сущность Атырау видна уже на подъездах к городу, и Капля Нефти здесь хоть и скромнее, чем в югорском , но зато - въездной знак:

Атыраусский центр же открывает Успенский собор, слишком большой для почти чисто казахского города (длина 45 метров, высота колокольни 34 метра) и слишком изящный для новодела - его построил в 1885-88 году местный купец Федот Тудаков. У одной его стены теперь стоит армянский хачкар, а у другой - маленькая Никольская церковь, о происхождении названия которой я расскажу позже.

А от собора рукой подать до площади Махамбета Утемисова, в нынешем Атырау каждому известной как просто Площадь - огромная и выжженная солнцем эспланада на перекрстке проспекта Исатая Тайманова (по которому мы приехали) с ведущей к мосту через Яик улицей Сатпаева:

Сходим теперь за Урал и мы. Хотя город практически с момента своего основания стоял на двух берегах, первый капитальный мост между ними появился лишь в 1960 году, когда автомобиль сделался тут актуальнее будары... впрочем, наплавные мосты на том же месте наводились летом с 1880-х годов. От Площади к мосту ведёт та самая улица Сатпаева (а это, между прочим, основатель казахской геологии), и перед мостом - высотка отеля "Мариотт" напротив оставшегося за кадром офиса "Тенгизшеврона":

Если в основном площадь с 2009 года не изменилась, то здесь, на месте клумбы с кадра выше, поставили мерно клюющий носом скважинный насос да протянули крытый мостик от "Шеврона" к "Мариотту":

А по соседству так и стоит беседка с надписью "Европа". Ведь Урал, хоть горы, хоть река, считается границей частей света, и подобно Стамбулу одной ногой в Европе, другой в Азии стоят Верхнеуральск, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Уральск, Атырау. На самом деле как географ скажу, что это неверно - граница Европы и Азии проходит по продолжающим Урал на юге сопкам Мугоджары, а затем по южному краю Прикаспийской низменности. Но когда на мосту можно поставить стелы "Азия-Европа" - это же интереснее? Казахстан идёт ещё дальше, одновременно используя бренд евразийской границы в Уральске и Атырау и считая расположенный восточнее европейским городом.

Вот и сам Яик, вид с моста. В Казахстане называть его старым именем уместно, ведь в казахском языке он так и остался рекой Жайик. Река это, сказать прямо, не очень-то полноводная (по расходу воды втрое меньше Оки), но зато длиной 2468 километров, в Европе уступая только Волге и Дунаю. Извилистый, мутный, пахучий, помнящий много жестокости на своих берегах, мне Яик напоминает змею. Вид вверх по течению, слева на Самарской стороне ЖК "Гранд-Атырау" и стеклянный отель "Ренко", справа на Бухарской стороне Дворец спорта с плоским куполом:

За мостом - стела с надписью "Азия", и вместо элитных новостроек и дорогих отелей на той стороне встречают советские кварталы и огромный Драмтеатр имени Махамбета , в 1957 году "отпочковавшийся" от ДК Нефтяников. Здание, впрочем, не сталинка - построено в 1975 году, а пышный облик получило уже в независимом Казахстане:

Честные сталинки стоят же непосредственно на берегу, у окончания моста - слева:

И справа:

Башня принадлежит больнице со станцией скорой помощи:

Ещё интереснее весь ансамбль смотрелся первые несколько лет своего существования, до постройки моста, а появился на месте торговых слободок, купеческих складов и меновых дворов - Бухарская сторона была своеобразным причалом на берегу Великой Степи, и западнее Яика казахам торговать довольно долго запрещалось.

Здесь ненадолго покинем Самарскую сторону и пойдём по набережной Бухарской стороны - потому что виды-то отсюда всё равно на правый берег! Казахстан не избалован большими реками и городскими водоёмами, и в Атарау здорово обыграны отражающиеся в воде разноцветные огни. У моста виден белый фасад акимата, а под голубым куполом - городской акимат:

Кораблик "Кабанбай" с кадра выше, судя по всему, курсирует летом, а осенью мутную воду бороздят лишь полицейские лодки. Если в первый приезд Атырау запомнился мне как знойный город под Белым солнцем пустыни, то во второй приезд под конец октября здесь стояла какая-то прямо таки балтийская мозгля и сырость, так что я и не понимал, по берегу какой реки иду - Яика или Немана? Дождями Атырау встретил нас и в 2017-м. Потому что рядом хоть и Каспийское, а всё-таки море:

Дом на Бухарской стороне (мне эти названия нравятся, хотя уже к 1960-м годам вышли из обихода):

Ещё одна качалка во дворе какого-то учреждения - подобными сюжетами Бухарская сторона вообще богата:

Но пока вернёмся на Самарскую сторону у следующего моста (всего их в черте города десяток) за крутой излучиной:

Здесь тоже иногда встречаются блеск и нищета:

Но блеска всё же явно больше. Серое здание - "Казмунайгаз", казахстанский осколок советского Газпрома, занимающийся в стране так же и нефтью. Но если у нас "Газпром" - "нациоанльное достояние", то на прикаспийских месторождениях он лишь "один из" среди транснациональных гигантов.

А жилые дома 2030 года постройки (если верить датам на фасаде) в архаичном стиле 2000-х...

Глядят на местный Парк Победы, разбитый ещё в 1990-х годах на месте яблоневых садов, а до ума доведённый лишь в 2010-м году:

На главной аллее - музей военной техники и памятник со скульптурами скорбящих Невесты и Матери:

О том, как в Казахстане празднуют День Победы и вообще относятся к этому празднику, я писал в прошлой части. А здесь обратите внимание, что в ходу не только георгиевские ленты, но и серп-и-молоты на орденах:

Здесь перпендикулярно, в сторону Яика, уходит ещё одна аллея с эпитафией не вернувшихся в Гурьев героев:

Памятник жертвам репрессий с надписями без русского дубляжа:

А самый интересный монумент - в конце. Он был поставлен в 2015 году, а увековечены на нём не только "афганцы":

Как ни странно, гордящемуся своим миролюбием независимому Казахстану довелось поучаствовать в одной войне - гражданской в Таджикистане. В 1992 году туда вошли не только российские миротворцы, но так же части из Узбекистана, Киргизии и Казахстана. Узбекистан и Россия там с самого начала вели, как сказали бы сейчас, "гибридную войну" против исламистов, к киргизам война сама постучалась в дом близ в 1999-2000-м, и совсем уж малоизвестный её эпизод - бой в ущелье Пшихавр, когда отряд Казбата, попав в засаду к афганским моджахедам, потерял 17 челвоек убитыми и 33 раненными. Всего же - одного пуля настигла здесь, другого там, - в 1992-2001 годах на таджикско-афганской границе погибло 43 казахстанца. Ещё такие памятники есть в Чимкенте и Душанбе, а вот в Алма-Ате и Астане пока только планируются:

Птичка на коттедже по соседству:

Аллея в Парке Победы взбирается на пешеходный мост Десяти лет Независимости:

На берегу Яика - квартал таунхаусов:

Выше по течению дымит нефетзавод, основанный в 1940-е годы:

47. 2016
Мангышлак, или Мангистау
Общее. Адайцы и их наследие.
Адайские святыни. Бекет-Ата и Шопан-Ата.
Босжира. Казахская Аризона.
Южный Мангышлак. Сенек, Новый Узень, впадина Карагие.
Актау, бывший Шевченко.
Тюб-Караган
Форт-Шевченко.
Жигылган, или Упавшая Земля.
Адайские святыни. Султан-Эпе, Кенты-Баба, Шакпак-Ата.
Каньоны Тюб-Карагана.
Окрестности Шетпе. Шеркала и Долина Шаров.

Похожие публикации