Дворец екатерины 2 в коломенском. Дворец царя алексея михайловича в коломенском

Приветствую Вас, дорогие читатели!

Сегодня я приглашаю Вас посетить Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском был построен по указу царя Алексея Михайловича в 1667 — 1672 годах.

С именем Алексея Михайловича связано дальнейшее укрепление и развитие Государева двора в Коломенском, превращение Коломенского в самую

парадную царскую загородную резиденцию.

3 мая 1667 г. царь Алексей Михайлович присутствовал при закладке дворца. Дворец строили из дерева — самого любимого и распространенного в России материала. В народе считали, что в деревянном доме жить «теплее, здоровее и веселее».

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском фото

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском считают вершиной русского деревянного зодчества, для строительства дворца были собраны лучшие мастера со всей Руси.

Французский композитор Г. Берлиоз в письме к В. Одоевскому в 1868 г. писал: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь — та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, — это из области того, что я видел самого удивительного».

Для росписи царского дворца по указу царя Алексея Михайловича в Коломенское были присланы иконописцы и живописцы травщики из Оружейной палаты Кремля, были собраны лучшие мастера из разных уголков России — Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Вологды и Великого Устюга.

В Коломенском деревянный дворец представлял собой традиционную деревянную постройку, которая состояла из множества зданий, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.

Мужскую половину дворца составляли царский терем, терем царевичей, Столовая палата. Женскую половину дворца составляли терема царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов, высота некоторых 20 — 30 метров, а также 270 комнат.

Деревянный дворец простоял в Коломенском 100 лет. После смерти Алексея Михайловича его дети — царь Федор Алексеевич, царевна Софья, цари Иван Алексеевич и Петр Алексеевич все реже бывали в любимой отцовской усадьбе. С переходом столицы в Санкт-Петербург постепенно уменьшается значение московских и подмосковных дворцов. И в 1767 году по указу императрицы Екатерины II обветшавшие царские хоромы были разобраны и на берегу Москвы-реки был построен новый дворец, который сильно пострадал во время войны 1812 года.

В 2007 — 2010 годах Дворец Алексея Михайловича XVII века был воссоздан и торжественно открыт на территории бывшего села Дьякова в юго-восточной части территории музея Коломенское.

Воссозданный Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском отражает искусство и быт самого яркого периода Московского царства, соединившего искусство допетровской Руси с искусством Западной Европы. Во дворце представлены парадные залы для торжественных приемов, пиров и личные покои членов царской семьи.

Экскурсия во дворце — все экскурсоводы в старинных русских одеждах:

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

В росписи помещений дворца использованы живонаписанные травы и цветы, мотивы дорогих восточных тканей, пейзажи и портреты исторических лиц. Они покрывают стены, двери, потолки, создавая фантастический сказочный мир.

Итак, входим в хоромы царя и царевичей, на мужскую половину дворца:

Сени перед Столовой палатой:

Столовая палата — здесь сейчас открыта экспозиция «Царский пир в Столовой палате дворца Алексея Михайловича»:

В залах интерьерной экспозиции Дворца Алексея Михайловича — Выставочный проект «Тайны гармонии» музея моды Вячеслава Зайцева:

Фрагмент росписи потолка и стен в Столовой палате:

Изразцовая печь в Думной палате. Реконструкция на основе изразцов XVII века:

Престольная палата. Фрагмент росписи потолка на сюжеты Ветхого Завета. Плафон «Песнь песней царя Соломона»:

В комнате царевича Федора Алексеевича:

В кабинете Петра I:

Мыльня — банная комната:

Золотое убранство дворца — роспись стен, двери царских палат:

В настоящее время во Дворце Алексея Михайловича в Коломенском кипит жизнь — здесь есть постоянные экспозиции и выставки, а также осуществляется много новых выставочных проектов.

В «Театральной хоромине» Дворца Алексея Михайловича проходят концерты, фестивали, музыкальные вечера, праздничные мероприятия.

Посмотрите видео — виртуальная экскурсия по залам дворца:

Дворец царя Алексея Михайловича

Всю эту красоту нужно видеть. Приходите в музей Коломенское, посетите Дворец Алексея Михайловича в Коломенском деревянный дворец и Вы узнаете много нового и интересного, откроете для себя красоту и обычаи Древней Руси, увидите восьмое чудо света XVII века.

Территория воссозданного деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском находится вблизи станции метро «Каширская».

Адрес Дворец Алексея Мхайловича в Коломенском:

Москва, 2-я улица Дьяково-Городище, 27

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском как добраться из центра города:

Станция метро Каширская Замоскворецкой линии, далее выход в город по указателям к музею-заповеднику Коломенское.

Приятных Вам путешествий и отличного настроения!
До встречи на страницах сайта!

Дворец Алексея Михайловича Романова находится на территории московского музея-заповедника «Коломенское» . Музей состоит из большого живописного парка, в нем располагаются сохранившиеся исторические архитектурные постройки и, конечно, воссозданный дворец. Он похож на сказочный терем, его окна украшены затейливыми наличниками, башенки обшиты тесом, имитирующим камень. Симметрия и величие практически никого не оставляют равнодушным. Совсем недавно не было этого дворца — не щадит время шедевры деревянного зодчества, какими бы совершенными они ни были.

В 1990-е годы правительство Москвы приняло решение о воссоздании хором самодержца. Строительные работы начались в 2007 году, кропотливый и неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов смог сотворить за 3 года чудесный дворец, который мы сейчас имеем возможность видеть своими глазами.

История дворца

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя. Полюбилось это место и наследнику — Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Он использовал его как загородную резиденцию. Но новому царю уже было мало того, что создал его отец и деятельный молодой государь решился не просто на реконструкцию, а на сооружение полностью нового дворца.

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание. Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию. И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции. Так как царь был очень набожным, то каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате. На мужской половине множество залов, которые знакомят с бытом и нравами той эпохи.

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Цены на билеты во дворец в Коломенском

Вход на территорию парка «Коломенское» бесплатный.

  • Вход на женскую половину дворца: взрослые — 250 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Экспозиция «Сокровища русского искусства»: взрослые — 150 руб., пенсионеры — 50 руб.
  • Комплексный билет на посещение мужской половины и сменной выставки в Галерее у Хором царевичей: взрослые — 300 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Комплексный билет, позволяющий посетить мужскую и женскую половины, а также сменную выставку в Галерее у Хором царевичей: семейный (в выходные для группы до 4 чел.) — 850 руб., взрослые — 400 руб., пенсионеры — 100 руб.

Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и на объединенного музея-заповедника.

Как добраться до дворца Алексея Михайловича в Коломенском

Ближайшая к музею «Коломенское» станция метро — «Каширская», после выхода из вагона стоит посмотреть на указатели выхода из метро. Нужное направление — музей «Коломенское». Выйдя из метро, необходимо дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. Дорога от метро до парка занимает примерно 5-7 минут.

До дворца можно дойти и от метро «Коломенская», но это займет больше времени. Нужно найти на указателях в метро выход к музею «Коломенское», затем пройти вдоль проспекта Андропова до входа в парк.

Также до музея можно добраться на машине или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Видеообзор дворца с высоты

Старинное подмосковное село Коломенское расположено в Южном административном округе столицы России на берегу Москвы-реки. Издревле эта территория считалась княжеской, а затем царской вотчиной. Первые строения здесь появились в начале XIV века. Наилучшая пора для Коломенского настала во времена правления второго царя из династии Романовых - Алексея Михайловича. Излюбленное место государя вдохновило его построить великолепный дворец, ставший впоследствии шедевром русского деревянного зодчества XVII века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Современное Коломенское представляет собой музей в заповедной зоне. В окружении берёз и яблонь восстановлена подлинная резиденция царя. Любителей истории, а также туристов впечатляет атмосфера быта царя и его семьи. Посетители усадьбы могут изучать детали убранства государевых палат.

В 1667 году Алексей Михайлович собственноручно заложил фундамент Коломенского дворца. Несмотря на своё высокое положение, царь не чурался заниматься ремеслом. Для него начало строительства личных хором являлось личной отдушиной и своеобразным политическим ходом. Возведение палат демонстрировало иностранным послам мощь и непоколебимость Российской державы. Вторая половина XVII века в России ознаменовалась важными событиями. С 1654 года велась ожесточённая война с соседней Речью Посполитой. Русские войска провели ряд триумфальных походов против поляков, в результате чего было подписано перемирие на 13 лет.

Коломенский дворец строила артель плотников. Мастера воздвигли красивейшие царские палаты в лучших традициях русского зодчества. Деревянная усадьба состояла из множества ассиметричных теремов, соединённых сенями и переходами. Шатровые крыши необычных форм были украшены тонкой резьбой, а над ними высились флюгера и двуглавые орлы. В 1673 году были окончены все отделочные работы. Жилая площадь помещений составляла более 7 000 квадратных метров. Высота потолков превышала 20 метров. Во дворце насчитывалось 270 залов. Дворец делился на мужскую и женскую половины. Завершение строительства было отмечено торжественными пиршествами и гуляньями.

Для Алексея Михайловича Коломенская усадьба имела высокий статус. Он часто принимал здесь иностранных послов и важных гостей. Как подобает порядочному семьянину и отцу, царь отвёл отдельные палаты своим детям, а также второй жене Наталье Нарышкиной. Впоследствии наследники Алексей Михайловича занимались реконструкцией Коломенского дворца. Во время царствования Федора Алексеевича были перестроены обветшалые строения, а при Петре Великом восстановлен фундамент здания. После переноса столицы России в Санкт-Петербург, усадьба постепенно разрушалась и пришла в упадок.

Императрица Екатерина II планировала восстановить дворец, однако деревянные конструкции сильно прогнили и уже не подлежали ремонту. Государыня повелела разобрать усадьбу. При этом приказала предварительно измерить каждый элемент строения, составить план дворца и описать все материальные ценности. Именно это её решение позволило через несколько столетий наслаждаться современникам воочию Коломенским дворцом во всей его первоначальной красоте.

В 2010 году при поддержке правительства города Москвы был воссоздан подлинный дворец по сохранившимся чертежам. Более 200 человек занимались строительством уникального произведения архитектурного искусства. Для надёжности деревянные конструкции были заменены на железобетонные элементы, облицованные деревом. Это единственное отступление от подлинного строения.

Экспозиция и внутреннее убранство

Государь ценил предметы искусства и роскоши. В восстановленном дворце открыта экспозиция с максимально приближенным внутренним убранством XVII века. Попадая в палаты царской усадьбы, гостей восхищает богатая обстановка и старинные предметы быта. Все стены дворца расписаны популярным видом декора той эпохи - растительным орнаментом. Травное письмо изображает стилизованные цветы, листья, гроздья винограда. Окна и двери обрамлены деревянными узорными наличниками. Витражные слюдяные стёкла переливаются яркими красками. На полу и лавках раскинуты персидские ковры.

Расписные потолки, а также гобелены повествуют библейские и мифологические истории. Изящество декора придаёт помещениям дворца особую красоту. В царской усадьбе находится изысканная резная мебель, согласно описи XVIII века. Каждый стул, кресло, стол, шкаф являются уникальными произведениями искусства. Фонари, светильники, позолоченные люстры привносят помпезность и нарядность палатам. Гостям музея демонстрируются царские предметы быта: посуда, книги, старинные карты, рыцарские доспехи и алебарды, часы, картины, иконы и многое другое. По углам всех палат стоят многоцветные изразцовые печи.

Хоромы царя и царевичей

Главным входом во дворец служит красное крыльцо, украшенное богатой резьбой. Согласно дворцовому правилу, только царь имел право подъехать верхом на лошади к деревянным ступеням. Иностранные послы и знатные бояре должны были пройти пешком к парадному входу, где их приветствовал почётный караул. Через двустворчатую дверь, украшенной позолотой и государственными символами, посетители дворца проходят в царские палаты.

Самым просторным и нарядным залом является трапезная. Здесь принимали заморских гостей, отмечали праздники. Царь восседал на троне, а гости на лавках. Широкий и длинный стол располагался вдоль одной из стен. На потолке трапезной изображена восхитительная роспись зодиакальных знаков, вращающихся вокруг солнца и луны. Думная палата служила помещением для ведения переговоров с послами и боярами. Здесь собирались знатные вельможи для обсуждения государственных дел, вручения грамот и жалований. В углу залы стоит царский стул, над которым висят иконостасы с изображениями ликов святых.

Престольная палата, где проходили торжественные церемонии, демонстрирует величие и могущество Российской державы того времени. Стены, потолок и оконные проёмы изобилуют многоцветной росписью. На постаменте возвышается царский трон, выполненный из ценных пород дерева и украшенный накладным золотом, серебром и слоновой костью. Алексей Михайлович стремился позабавить и удивить своих гостей. Около его кресла расположились восхитительные подвижные скульптуры в виде львов. При нажатии таинственной кнопки, они издают рычание, сверкают глазами и крутят головами.

Большую часть дня царь проводил в своём кабинете. В этом уединённом месте, скрывшись от посторонних взоров, государь работал с документами, писал указы, читал книги. Обстановка в палате представлена столом, резными стульями и книжным шкафом. За стеной кабинета находится царская опочивальня. Неотъемлемым традиционным атрибутом старинного русского жилища была мыльня. В Коломенском дворце насчитывается четыре бани. Массивные деревянные купели предназначались для купания царской семьи.

Особого внимания заслуживают хоромы сыновей Алексея Михайловича. Большая комната Фёдора олицетворяет красочную польскую помпезность интерьера. Стены обрамлены специальными обоями из кожи. Яркие стулья, массивный стол, шкаф с обилием книг характеризуют об утончённости и образованности хозяина. Хоромы Петра отличаются своей строгостью германо-голландской стиля. Оформлено помещение без особых излишеств. Дубовый стол, напольные часы, резные стулья. Обстановка способствует к сосредоточению в учёбе.

Коломенский - это бывшая царская резиденция, а ныне Московский государственный объединённый музей-заповедник.
Предлагаю вам окунутся во времена царской России и посетить деревянный дворец, который там расположен.
Далее слово автору.

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.

Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.

Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.

"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.

Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.

К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.

"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.

Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.

Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.

Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.

У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.

У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.

Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.

Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.




А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.

В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.

Роспись одного из потолков

Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.



Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.

Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.



Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.

Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.

А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.



Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.




Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.



Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.

Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.

Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.

Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.








Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.



А вот и ее портрет.





Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Загородный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - исключительный по красоте и великолепию ансамбль, выдающееся произведение русской деревянной архитектуры XVII века, современники называли его "Восьмым чудом света". 26 теремов с зелёной кровлей в виде шатров, "бочек" и "луковиц", вокруг которых затейливо расположились крыльца, галереи,
требующие обхода и осмотра со всех сторон.

Алексей Михайлович Тишайший - второй русский царь из династии Романовых (1645 - 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.






В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени. В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.




Государев двор был окружен оградой с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.




Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть 8 чудом света.


Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.



Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича, 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом, единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.





Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.



На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.



Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.



Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.


Парадное крыльцо Дворца Алексея Михайловича

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.


Главный вход в хоромы









Фрагмент парадных дверей дворца Алексея Михайловича

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров.


Интерьеры дворца в Коломенском

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергает в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?



Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г.Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.


статуя императрицы Елизаветы Петровны

Внутри в каждом зале – слюдяные оконницы XVII века. Прозрачным минералом – слюдой нередко стеклили окна храмов и дворцов. Стекло в те времена было довольно толстым и плохо пропускало свет, а русская слюда считалась лучшей в мире. К тому же, домочадцы старались не смотреть в окна, опасаясь "сглазу".




Витражи дворца в Коломенском

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы".


Шкаф-кабинет – реконструкция, имитация итальянского кабинета начала XVII в.

В XVII веке словом кабинет называли предмет мебели – особый шкафчик со множеством ящичков, потайных и не очень, для хранения различных предметов для письма. Кабинеты придумали в Италии на рубеже XIV-XV веков. Постепенно мода на такие шкафчики распространилась по всей Европе. Поскольку шкафчики-кабинеты находились в помещениях для занятий, то их также стали называть кабинетами. Шкаф, стоящий в комнате дворца, – реконструкция, имитация итальянского кабинета начала XVII века.


Наборы шахмат и шашек

Алексей Михайлович очень любил тихие игры – шахматы, шашки, был прекрасным семьянином, играл в эти игры с сыновьями. Наборы шахмат и шашек были специально закуплены в XVII веке для Коломенского дворца.


Круг чтения в комнате царя Алексея Михайловича обозначен копиями книг и рукописей (подлинники которых хранятся в Российском государственном архиве древних актов). Среди них - обязательное для православного человека Евангелие, напечатанное на Московском Печатном дворе в 1663 году. Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки.




Стены убраны кожаными обоями.Обычно такие обои делали итальянцы, позже их стали делать в Турции. В Коломенском дворце обои турецкие, хотя в XVII веке должны были быть итальянские. Любопытно расположение икон в кабинете. Обычно иконы вешали в красном углу. Но если их в покоях было много и места в красном углу не хватало, то их могли повесить на всех стенах, где было место. В “комнате” применили именно такую развеску икон. Все представленные здесь иконы относятся к XVII веку. Икона святых князей страстотерпцев и мучеников Бориса и Глеба находится здесь не случайно. Дворец был заложен 3 мая 1667 года – в день памяти святых Бориса и Глеба.




фрагмент изразцовой печи

Комната царевича Фёдора Алексеевича

Комната царевича Федора Алексеевича. Федор, девятый ребенок царя Алексея Михайловича, родился болезненным. На него не возлагали особых надежд как на будущего правителя. Но в 1676 году шестнадцатилетний царевич был венчан на царство вместо неожиданно скончавшегося отца. Федор Алексеевич стал очень деятельным государем и за недолгое шестилетнее правление сумел многое поменять в русском обществе.


Фрагмент окна


Фрагмент изразцовой печи




Фрагмент люстры



Говорят, что Фёдор Алексеевич был слаб здоровьем. Но это не соответствует действительности. В покое государя стоит западный доспех и алебарды. Это не только намёк на военную реформу. В детстве среди игрушек и Алексея Алексеевича, и Фёдора Алексеевича были некие латы потешные. Западное оружие приобщало наследников к западной культуре, западной цивилизации.

Кабинет Петра I

Стены обиты зелёным сукном. Оно, как и красное, было самым любимым для шатёрного наряда. Комнату освещают простые прямоугольные окна с мелким голландским переплётом. Здесь стоит подлинный шкаф голландской работы, а в нём – настоящая голландская посуда рубежа XVII-XVIII века.

Оконное стекло непрозрачное. Прокатный стан для стекла ещё не был изобретён. Стеклодув выдувал большой пузырь и прокатывал его скалочкой. Получалась неровная волнистая поверхность. На столе лежат рукописи и книги. Рукописи – это факсимильные копии почерка самого Петра I. Почерк у царя был ужасный, впрочем, как и у батюшки, и у старшего брата. Две книги очень характерны для петровской эпохи. Это «Арифметика» Леонтия Магницкого и «География генеральная».




В кабинете Петра I. Фрагмент изразцовой печи. Печь в петровской комнате является исторической реконструкцией. Её украшают современные изразцы, сделанные по образцу раннепетровского времени. Эти изразцы укладываются в первое десятилетие XVIII века.


В кабинете Петра I. Портрет Екатерины I

Портрет изображает Екатерину I. Екатерина Алексеевна, Марта Скавронская, лифляндская не то крестьянка, не то горожанка, которой суждено было стать всероссийской императрицей. Её портрет поместили здесь, потому что именно в Коломенском дворце Екатерина Алексеевна родила Петру дочь, Елизавету Петровну. В каком именно помещении рожала Екатерина – неизвестно, может быть по старому русскому обычаю это происходило в мыльне.

Сени перед Столовой палатой


Сени перед Столовой палатой - своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Здесь ставили все, что позже подавали на столы: из Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; из Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; из Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом.

Столовая палата царя


Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения.



"Гостей во дворце - как семян в огурце. Один из Щвеции, другой из Греции,
Третий с Гавай - и всем жрать подавай! Одному - омаров, другому - кальмаров,
Третьему - сардин, а добытчик один!"

Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравы или порчи. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, от него блюда принимали ключники (каждый отдельное кушанье) и под охраной стряпчих несли во дворец.


Царский пир


Подавая яства на кормовой поставец, ключники пробовали каждый со своего блюда; наконец, кушанья пробовал дворецкий (глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола) и отдавал стольникам "нести перед государя". Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник.


Изразцовая печь в Столовой палате. Реконструкция на основе изразцов XVII века


Фрагмент росписи потолка и стен в Столовой палате

Думная палата

Думная палата служила для ожидания высшими чиновниками (боярами) царского выхода, либо приглашения в ещё более торжественные и важные по своему значению палаты.
По оформлению эта палата очень похожа на сени перед столовой, та же резьба, тот же шатёрный суконный наряд, те же традиционные для Руси пристенные лавки.





Фрагмент изразцовой печи в Думной палате.
Реконструкция на основе изразцов XVII века

Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Государь восседал на этом троне. Внизу два золотых льва. Они с секретом. Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.









Фрагмент росписи потолка на сюжеты Ветхого Завета







Для царицы была устроена женская половина дворца. Алексей Михайлович был женат дважды. В 1648 году царь заключил брак с Марией Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья.

После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I.

Голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны


Воссозданная голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны. Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол.




Покои Елизаветы Петровны


В зале находятся портреты Елизаветы Петровны, Петра Первого и шведского короля того времени. Императоры считали друг друга братьями и держали изображения монархов других государств, правивших одновременно с ними. Стены отделаны штофными обоями, созданными специально для этой залы по старинным образцам.


В комнате Елизаветы Петровны представлена эпоха барокко, классического барокко XVIII века. На потолке написан «Триумф Марса и Венеры». Люстра сделана из венецианского стекла, она современная, но стилизована под XVIII век.




Люстра сделана из венецианского стекла, она современная, но стилизована под XVIII век.





Комната отражает эпоху Елизаветы Петровны. Она родилась в Коломенском. И часто бывала здесь до и после коронации. Возможно, в её царствование какие-то из покоев расписали подобным образом. Хотя эта комната не особо подходящая для такой пышности. Для роскошного барокко она маленькая и низкая. Царица очень любила фрукты из коломенских садов. Из Коломенского в Санкт-Петербург ей специально доставляли яблоки и груши особым образом пересыпанные рожью, чтобы по дороге не попортились.

Престольная палата царицы

В этой палате государыня проводила приёмы по поводу
- своих именин
- рождения наследника, именин детей
- Пасхи, Рождества и других важных праздников.
На эти приёмы допускались женщины, иногда бывали и мужчины, но в этом случае на приёме присутствовал сам царь. Он стоял рядом, мог принимать выборных с подарками от разных слоёв общества, не только знати. В этой палате бывали выборные от купцов и горожан.

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители.

Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров.

На потолке написаны аллегории времён года. Они выполнены в очень интересной манере. Мы привыкли, что части света изображают в женских образах, а здесь четыре времени года изображают мужчины разного возраста. Зима представлена в виде старика, весна –это юноша, почти мальчик, осень – зрелый муж, лето – молодой мужчина.

Внизу, в нижнем регистре стены впервые в росписи появляются пейзажи – ланчаки. Это отголоски западной культуры, когда в искусстве появились пейзажи. При дворе знали, что их следует изображать, но где – не совсем понимали, поэтому во дворце их осторожно поместили в самый нижний ярус. На снимке печи внизу виден один ланчак.


Для престольной палаты выбрали икону Успения Богородицы. под иконой подвешена шитая пелена «Голгофский крест». Эта вышивка служит образцом рукоделия, шитья жемчугом знатной женщины XVII века. Таким шитьём занималась и сама государыня-царица.

Мастерская палата царицы


В мастерской палате государыня занималась рукоделием.
Эту палату условно можно назвать “министерством рукоделия”.

В ведении “Царицыной мастерской палаты” находились золотошвейные мастерские в Кадашевской и в Хамовнической слободах Москвы. Государыня должна была раздавать уроки, т.е. задания, поручения мастерским и принимать их работу. Если работа была сделана плохо, то она сама должна была показать, как сделать хорошо. Царица была мастерицею из мастериц, лучшая вышивальщица и рукодельница. Должна была уметь блестяще работать иглой.







изразцовая печь в Царицыной мастерской палате

Все вышивальные работы в царицыной мастерской делались для дворца или для церкви – шитые иконы, подвесные воздухи, погребальные пелены. Среди мастериц существовала конкуренция. Каждая мастерская и мастерица старались показать, что они -лучшие. Во время Ивана Грозного соревновались две мастерские – царицына, Анастасии Романовой и Ефросиньи Старицкой – жены двоюродного брата Ивана Грозного. Многие тогда говорили, что старицкие мастерские лучше царицыных.

Моленная (Крестовая палата государыни)


Иконостас в Крестовой сборный, из икон XVII века. В нём стоит обратить внимание на икону Богоматери Одигитрии. Считалось, что эта икона обязательно должна быть в иконостасе царицы. Её почитали и в Византии.


Она намного больше мужской молельной комнаты. Было ли так на самом деле неизвестно, но музейщики придумали, что все дети до определённого возраста жили на половине цариц до того как их переводили в отдельные палаты – царевича и царевен. В женской крестовой плате должно быть достаточно места для всех детей, царь же, как правило, молился в уединении.

Царская опочивальня


Как и положено, кровати в те времена - короткие, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (это считалось опасным для жизни). Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий.



Над кроватью обязательно устанавливались столбы и балдахин. Кровати в те времена были короткими, спали на них почти сидя. Если государь изволил почивать с государыней, то он шёл на половину царицы. Царица в этой опочивальне если и бывала, то на ночь не оставалась. Сундуки. В них хранилась самая охраняемая часть царского имущества, называемая белой казной.Белая казна или бельевая казна – это нательное и постельное бельё, а также полотенца. Бельё хранили пуще глаза, потому что через него, через то, что ближе к телу, легче всего было напустить порчу.

Однажды, не в Коломенском, а в Кремле в белье были обнаружены некие корешки. А корешки – это всегда намёк на чародейство и колдовство, из них варили зелья. Был учинён жесточайший розыск, чтобы выяснить откуда это взялось. Нашли какую-то портомою, которая сдуру их туда положила. Сильно её наказывать не стали, но от дворцовой службы отставили и, на всякий случай, сослали в какой-то северный город, вроде Каргополя. Также на всякий случай поменяли штат постельников. Бережение – оно бережение и есть.

Крестовая палата - личная комната для государевой молитвы

Крестовых палат во дворце было несколько. У каждого взрослого члена семьи обязательно была своя отдельная крестовая палата. В ней совершались утреннее и вечернее молитвенное правило. Алексей Михайлович отличался благочестием и таковые благочестивые дела, ежедневно занимали около 5-6 часов в его царском расписании. По большим праздникам он проводил на службах и в молитве до 8-9 часов. Посещение богослужений было прямой обязанностью царя. Считалось, что если царь хорошо молится, то и страна хорошо живёт, а если государь эти обязанности манкирует, то и для страны ничего хорошего ждать не стоит. Крестовая палата формируется как некое особое, духовное, личное пространство человека, в этой палате молившегося.

Учительная палата


Алексей Михайлович был прекрасным семьянином, отцом 16 детей от двух браков. Не все его дети выжили, но государевы отпрыски и наследники в немалом числе присутствовали во дворце. Царь уделял большое внимание образованию и воспитанию своих детей. Сам Алексей Михайлович получил традиционное древнерусское образование, состоявшее в обучении чтению, письму и церковному пению.




В Учительной палате

Мыльня и «мовные» сени


«мовные» сени

Мыльня включает «мовные» сени и саму мыльню. В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагались скамьи с резной опушкой и «мовной» постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для «мовной стряпни» (вещей, которые использовали во время мытья – колпаков, простыней, опахал и др.).




в "мовных сенях"


переход в "мыльню"

В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью.

А вот и сама "мыльня". По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.



Если исходить из традиционных представлений о русской бане, то царская мыльня довольно просторная. Однако именно такой она была согласно планам дворца. Стоит обратить внимание на полы. Пол в мыльне устроен «в решь», как это называлось в XVII веке. Доски лежат довольно редко с заметным расстоянием между ними. Под полом проложены свинцовые пластины. Они лежат с наклоном, чтобы через щели в полу по этим пластинам стекала вода.








Изразцовая печь в банной комнате

ВСЕ В САД!...

Покидаем дворец Алексея Михайловича и спускаемся в яблоневый сад.
Конечно, ни одна из нынешних яблонь не может помнить царя, сколько времени прошло, но сад очень хорошо дополняет атмосферу дворца.































И сам дворец, и окружающие сады должны были символизировать некий рай или Эдем,
и поэтому яблони здесь не простые, а какие-то особенные, ярко красные или даже бордовые, издающие удивительный аромат. Место это издавна называлось "Дьяково городище",
культурная часть его называется "Дьяковский сад", тысячи и тысячи яблонь, но эти красные растут только в одном месте, возле дворца.





Дворец царя Алексея Михайловича – сказочный красавец, открытие этого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, и ведь не даром зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он красив и необычен.

ФОТО НЕ МОИ!!! Огромная благодарность за предоставленные фото

Похожие публикации