Версии аварии самолета ту 154. Четыре версии ФСБ

Техническая неисправность и ошибка пилотов — до последнего времени оставались основными версиями Ту-154 в Черном море. Но что могло вывести машину из строя настолько быстро, чтобы экипаж не успел даже подать сигнал бедствия, для чего достаточно нажать одну кнопку? «Спектр» собрал официальные и неофициальные версии возможных причин катастрофы, какие были озвучены к вечеру 26 декабря.

Вскоре после падения Ту-154 Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 351 УК(нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия), но это формальность, необходимая для проведения расследования, и она ничего не говорит о возможных причинах катастрофы. Экипаж не сообщал наземным службам ни о каких внештатных ситуациях на борту, самолет просто исчез с радаров.

При этом, как стало известно газете« Коммерсант», у следствия уже есть приоритетная версия, в соответствии с которой лайнер упал в море из-за ошибки пилотов. По мнению экспертов, имена которых газета не раскрывает, пилоты слишком энергично набирали высоту при взлете и вывели машину на закритические углы атаки, из-за чего она потеряла скорость и вместо набора высоты стала снижаться над морем, задела хвостом воду и затонула.

Версию теракта, которая первой напрашивается в таких обстоятельствах, власти . «Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено», — цитирует РИА Новости сообщение ФСБ. Основными версиями называются попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Пресс-служба ведомства утверждает, что Ту-154 не перевозил ни грузов военного или двойного назначения, ни пиротехнику. В самолете был только багаж пассажиров и 150 кг продуктов и лекарств.

В Минобороны резко отреагировали на появившиеся в СМИ сообщения, что на некоторых пассажирах упавшего самолета были спасательные жилеты. Представитель ведомства эти сообщения« постыдными инсинуациями, абсолютно не соответствующими действительности».

Начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ сообщил агентству ТАСС, что Ту-154 был технически исправен. По данным РИА« Новости», самолет был выпущен в 1983 году, а последний капитальный ремонт ему сделали в декабре 2014 года на заводе« Авиакор». Представители властей поспешили заявить , что 33 года для самолета — срок некритический. «Назначенный ресурс у этого самолета сегодня 40 лет, а если брать иностранные аналоги, то у некоторых самолетов доходит ресурс до 60 лет», — рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Между тем, по данным министра транспорта Максима Соколова, которого цитирует «Коммерсант», «основные версии: ошибка пилотирования или техническая неисправность».

« Свидетельские показания и другие объективные данные, полученные в ходе расследования, говорят о том, что самолет не мог набрать высоту и по какой-то причине — возможно, перегруза и технической неисправности — рухнул в море», — сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией.

По информации« Коммерсанта», очевидцем катастрофы стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ. Его рассказ газета приводит со ссылкой на неназванный источник, близкий к следствию. Как , вылетевший из аэропорта Адлера самолет не набирал высоту, а напротив стал быстро снижаться так, будто экипаж намеривался совершить посадку на воду. Но, по словам очевидца, даже для посадки положение самолета было необычным — его нос был слишком задран, — пограничник сравнил его с поднятым на дыбы мотоциклом. Вскоре самолет задел поверхность хвостовой частью, при этом хвост отвалился, самолет рухнул и моментально ушел под воду.

Ранее уже было известно , что связь с бортом была потеряна практически сразу после взлета. Ту-154 поднялся в воздух примерно в 5:24, а через 2 минуты и 44 секунды диспетчер предупредила экипаж о встречном самолете, идущем на посадку. Транспортник подтвердил получение команды, после чего перестал отвечать и пропал с радаров. Издание также сообщает со ссылкой на свои источники, что Ту-154 упал примерно в полутора километрах от берега, а основная часть обломков оказалась разбросанной в радиусе 1,5 километров и на глубине около 70 метров.

Однако опрошенные« Коммерсантом» специалисты допускают, что причиной катастрофы могла стать и техническая неисправность. Например, самолет мог уйти с заданной траектории полета из-за несинхронной уборки закрылков. За их равномерным выпуском следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод и предлагает пилоту перейти на ручное управление. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А ничего сделать не сможет.

Другой причиной отклонения от траектории и неконтролируемого снижения могло стать попадание в так называемый плоский штопор, выйти из которого для Ту-154 практически невозможно. Эту ситуацию мог спровоцировать, например, заклинивший стабилизатор Ту-154.

Согласно третьей версии экспертов, которая в целом схожа с той, что следствие рассматривает в качестве основной и которую подтверждают показания единственного очевидца, при слишком быстром наборе высоты Ту-154, три мощных двигателя которого расположены в хвостовой части, может испытывать проблемы на больших углах атаки: попадая в зону разрежения, возникающую за крыльями, двигатели выходят в нештатный режим помпажа, а эффективность стабилизатора падает. Все это в совокупности приводит к тому, что машина теряет скорость, задирает нос и сваливается в штопор.

Подобные обстоятельства привели к гибели под Донецком самолета Ту-154М авиакомпании« Россия» в 2006 году, следовавшего рейсом Анапа—Санкт-Петербург со 170 пассажирами на борту. Пилоты тогда попытались выйти из грозового фронта, резко набрав высоту, но их лайнер свалился в плоский штопор и несколько минут падал перед тем как разбиться о землю.

К версии теракта источники газеты отнеслись с сомнением. По словам неназванного сотрудника силовых структур, за российскими самолетами, идущими в Сирию, следят военные НАТО и его союзников. «Даже если бы мы захотели утаить теракт на борту, его бы зафиксировали и тут же предали огласке наши соседи по региону», — пояснил собеседник издания. По его словам, если бы на борту самолета произошел даже небольшой взрыв, он развалился бы при ударе о воду, однако результаты обследования места крушения говорят о том, что Ту-154 ушел на дно относительно целым.

Британская газета Independent цитирует бывшего авиадиспетчера Виталия Андреева, который говорит, что техническая неисправность не могла помешать экипажу экстренно доложить о ней. «Ряд факторов указывает на некое« внешнее вмешательство», — говорится в статье. The Guardian, в свою очередь, пишет , что самолеты Ту-154 широко использовались в советское время, но сейчас на них летают в основном только военные.

На прошлой неделе Минобороны РФ сообщило официальную версию крушения самолета Ту-154 над Черным морем.

Итак: «Ошибочные действия экипажа» названы причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем, произошедшей 25 декабря 2016 года. РИА «Новости» со ссылкой на Министерство обороны сообщило: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».

Тем не менее, многие специалисты до сих пор не верят в правильность результатов расследования и настаивают на своих версиях произошедшего. Независимый технический эксперт Юрий Антипов раскритиковал официальную версию министерства обороны о крушении самолета Ту-154 в Сочи.

Он заявил, что Минобороны выбрало самую безобидную версию крушения самолета, руководствуясь принципом «так будет лучше для всех». Остальные версии, по его мнению, были отброшены в первые часы после катастрофы. Например, взрыв на борту. Его не могло быть потому, что не могло быть. Частиц вещества на обломках не нашли. Однако Антипов вспоминает, что на тот момент из воды удалось достать очень мало останков машины.

Нестыковка на нестыковке

Опытные военные летчики, с которыми поговорило издание, сходятся во мнении, что в этом документе, как и в официальном сообщении от Министерства обороны, очень много нестыковок. Эксперты обращают внимание на тот факт, что в аэропорту Сочи самолеты выруливают на взлетную полосу, следуя за автомобилем сопровождения. Кроме всего прочего, аэропорт оснащен подсветкой указателей номеров рулежных дорожек и ВВП. Заблудиться здесь попросту невозможно. Более того, если стало известно, что майор Волков потерялся еще на земле, за этим сразу же должен был последовать запрет на взлет.А вот то, что, согласно официальной версии, произошло уже после взлета, вообще не поддается никакому объяснению. «Разве что, весь экипаж подвергся какому-то коллективному умопомешательству», - заявил один из опрошенных экспертов... +

Да, что там военные эксперты, даже те кто просто мыслит логически и смотрит не только телевизор, может понять реальное положение дел во всей этой истории.

Начнем же изложение своей версии произошедшего.

ТУ-154: Ритуальное жертвоприношение гоев на Хануку!

Именно так называется ролик, опубликованный от "Корбан ТВ" на канале ютуб "Русь Политика". Можно как угодно сомневаться в авторстве, надев розовые очки. По всей видимости, автора этого видео можно было бы даже обвинить в антисемитизме, если бы не одно "но". За автором видео стоят реальные люди, сионисты. Итак.

"Дорогие братья сионисты! Нынешний год по еврейскому календарю 5777 заканчивается для нас великолепно. После ритуального жертвоприношения гоев на Хануку в виде уничтожения целого самолета Ту-154 наш Бог дарит нам массу благополучия и гешефта в Новом году. На самолет посадили только гоев, а всех уважаемых евреев от этого рейса раввинат успел отговорить...

Так что братья возрадуйтесь, у нас, как всегда, все схвачено. Веселой вам Хануки и не забывайте спаивать гоев в усиленном режиме на Новый год, чтобы водка травила этих червей. Слава Сиону."

Из комментариев:

Отравление боярышником к этому же (торжеству)?

Очередное ритуальное жервтоприношение! 25 декабря в 2016 году - Ханука! Для сионистов-кабалистов, Ханука считается неполноценной, если не было никакого жертвоприношения с большим количеством погибших гоев. Этот факт на столько очевиден, что даешься диву до чего гои беспечны: их убивают пачками, а они продолжают ушами хлопать! Печально, но факт:((?

Несинхронная уборка механизации крыла

Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что при выяснении причин крушения Ту-154 стоит рассматривать именно технические проблемы. Эксперт рассказал, что обсуждал катастрофу с коллегами.

Все они в качестве приоритетной версии отмечают, что к гибели самолета могла привести «несинхронная уборка закрылков». «В целом это называется „несинхронной уборкой механизации крыла“, - отметил Толбоев.

Собеседник пояснил, что в этом случае с одной стороны крыла закрылки и предкрылки убираются, а с другой стороны не убираются. „Получается, что самолет мгновенно разворачивается вокруг своей оси. Ни командир, никто не успеет и слова сказать, их там бросает, как селедку в бочке“, - резюмировал Магомед Толбоев.

Параллелей с катастрофой Ту-104 1981 года нет

Отметим, что ранее в СМИ появились предположения о том, что причина гибели Ту-154 - та же, что и у катастрофы Ту-104, имевшей место в 1981 году в Ленинградской области. Тогда самолет разбился из-за перегрузки в хвостовой части: командование Тихоокеанского флота, летевшее этим бортом, складировало тяжелые чемоданы и прочий груз в хвосте лайнера. При взлете „подарки“ сместились назад, из-за чего самолет рухнул. Однако, как поясняет Магомед Толбоев, параллели между катастрофой Ту-104 в 1981 году и нынешним крушением Ту-154 проводить нельзя. Такой ситуации, при которой груз резко сместился в хвост, на Ту-154 быть не может, отметил Толбоев. „В Ту-154 есть центральный отсек под крылом около центроплана и хвостовой части, кроме того, имеется автомат центровки, который сам определяет перекачку топлива, нахождение угрозы на борту“, - пояснил собеседник.

»Самолет выставляет свои органы управления так, чтобы центровка была в одном положении, - отметил эксперт. - В Ту-104 не было системы автоматического отслеживания, и генералы и адмиралы могли погрузить в хвост все, что хотели».

Малый налет

Эксперт по гражданской авиации, директор программ МКАА «Безопасность полетов» Виктор Галенко полагает, что наиболее правдоподобная версия произошедшего - человеческий фактор, а не техническая неисправность. В комментарии газете ВЗГЛЯД Галенко отметил, что «статистика авиакатастроф говорит о соотношении 8 к 2: из десяти подобных происшествий в восьми случаях причиной является человеческий фактор, в двух - все остальное».

Самолет Ту-154 после ремонта был практически как новый - ресурс данного борта составлял 11%, подчеркнул эксперт. «Ту-154 является одним из самых надежных самолетов в мире. У него огромная энерговооруженность и очень высокая степень механизации крыла, - отметил собеседник. - Это позволяет самолету выполнять взлет и посадку в любых условиях - в частности, в условиях высокогорья, разряженного воздуха и жары, которые намного тяжелее для летчиков, чем те погодные условия, которые были в Адлере».

«Но есть одна деталь: это очень строгий в управлении самолет», - подчеркивает эксперт. «Самолет требует полной подготовки летчиков по курсу летного училища. В СССР на „тушку“ сначала принимали экзамен на Ан-24 или Як-40 у летчика, как второго пилота, потом делали командиром экипажа у Ан-24 или Як-40, потом снова после короткой переподготовки „сажали на правое кресло“ (вторым пилотом - прим. ВЗГЛЯД) Ту-154, и только потом, годам к 40, летчик мог возглавить экипаж Ту-154».

Командир экипажа разбившегося самолета, летчик первого класса майор Роман Волков - опытный авиатор, его общий налет составлял более 300 часов, указывает Галенко. «Но вот годовой налет экипажа данного борта составлял 200 часов, а это уже мало, - продолжает собеседник. - При этом на нем летали разные экипажи, поэтому гипотеза о малом налете экипажа на данном борте подтверждается».

Главная проблема летчиков «парадных бортов» практически во всех странах - это очень маленький налет экипажа, полагает Галенко. «Парадные самолеты с большим расходом топлива и комфортабельными салонами летают крайне редко, у военных летчиков, управляющих ими, небольшой годовой налет. А это очень влияет на уровень подготовки экипажа», - считает собеседник. Еще во времена СССР летчиков заставляли проходить тренажерную переподготовку даже после отпуска, но у военных летчиков на данных бортах («парадных бортах» аэродрома Чкаловский) перерывы в полетах составляют более одного месяца, отмечает Галенко. Пилотирование данного самолета является неадекватной задачей для летчиков с малым налетом, резюмирует эксперт.

«Нет полной автоматики»

«Плюс это самолет предыдущего поколения, у него нет полной автоматики. У него обычный автопилот, стандартная инерциальная система навигации, пилотирование выполняется вручную», - подчеркивает Виктор Галенко.

Он поясняет, что автоматика Ту-154 лишь поддерживает положение самолета на высоте и заданной скорости и позволяет зайти на посадку в полуавтоматическом режиме или, если оборудование аэродрома позволяет, на автомате. «Оборудование еще советское, а „иномарки“ заходят на посадку в полностью автоматическом режиме», - добавляет собеседник.

Впрочем, считает он, нельзя исключить и версию технической неисправности. Но техническую версию крушения данного борта собеседник бы стал рассматривать в последнюю очередь, «так как самолет потрясающе надежен».

«Встречного на взлете, попутного на эшелоне»

Эксперт полагает, что неблагоприятные погодные условия не могли быть причиной катастрофы. «Опасные метеоявления во время происшествия отсутствовали, ветер во время взлета был попутный. При угле подъема 20 градусов он составлял пять метров в секунду», - подчеркивает Галенко.

Особенность аэропорта Адлер заключается в том, что взлет и посадка осуществляются в сторону моря. В сторону гор взлетать нельзя при любых обстоятельствах, там туман, добавляет эксперт. «Неблагоприятными условиями стали бы попутный ветер (взлет всегда осуществляется против ветра, летчики даже желают друг другу «встречного на взлете, попутного на эшелоне»), а также жара - самолет на холоде взлетает куда лучше, чем в жаркую погоду. Однако даже в случае попутного ветра и жары у двигателя Ту-154 огромный запас тяги. Обледенения и грозы там не было, о высокой турбулентности другие борта не докладывали», - добавляет Галенко.

Погодные условия в районе аэропорта в Адлере в момент крушения Ту-154 оцениваются как простые для пилотирования воздушного судна, сообщил Росгидромет , которого цитировал «Интерфакс». «Около пяти утра по московскому времени температура у земли +5, ветер - 5 м/с, видимость - 10 км. Вполне нормальные погодные условия», - подчеркнуло ведомство. Сочинский аэропорт, откуда вылетел Ту-154, продолжил работу в штатном режиме, сообщили СМИ.

При этом, по данным онлайн-табло, утром в воскресенье в Адлере были отменены четыре рейса.

Погодные условия не раз становились причиной гибели самолетов во всем мире. 19 марта уходящего года потерпел крушение при посадке в Ростове-на-Дону летевший из Дубая Boeing 737-800. Из-за плохой погоды авиалайнер не смог приземлиться после двух попыток, и после ухода на очередной круг упал вблизи взлетно-посадочной полосы, погибли 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Расследование причин катастрофы продолжается.

22 августа 2006 года под Донецком после столкновения с сильной грозой разбился авиалайнер Ту-154М, летевший рейсом Анапа - Санкт-Петербург. На борту находилось 170 человек. Причиной катастрофы назвали ошибочные действия пилотов при попытке обойти грозовой фронт. 12 февраля 2002 года вблизи иранского города Хорремабада потерпел крушение Ту-154 иранской авиакомпании, на борту которого было 119 человек. Авиакатастрофа произошла после осложнения погодных условий.

Неисправность, перегрузка, человеческий фактор, птицы, топливо и теракт - редакция «360» систематизировала основные версии крушения самолета Ту-154. По результатам первых часов поисковых операций в районе падения самолета Ту-154 в водах Черного моря следует констатировать следующее: власти пока не называют официальные причины крушения самолета. Однако авиаэксперты уже высказали несколько предположений.

Неисправность и птицы

Приоритетной версией считается техническая неисправность самолета, отказ двигателей либо попадание в них птиц. Рядом с Сочи находится орнитологический парк и станция перелетных птиц. Как сообщает «Интерфакс » со ссылкой на источник, это могло послужить причиной катастрофы.

Перегрузка и человеческий фактор

Среди других версий также приводится ошибка пилотирования - то есть человеческий фактор. Версия о неблагоприятных погодных условиях полностью опровергается данными Росгидрометцентра .

По версии источника петербургской интернет-газеты «Фонтанка », падению самолета могла способствовать весовая перегрузка и ошибка «на земле». Так, наземный персонал мог допустить нарушения с размещением багажного отсека, что в свою очередь свело на нет шанс экипажа пикировать или даже совершить посадку на хвост самолета.

По данным «Коммерсанта », отказ двигателя мог быть вызван испорченным топливом, то есть проблемами при заправке самолета химическим составом.

Теракт и захват самолета

Обстоятельства крушения самолета свидетельствуют о том, что на его борту случилось нечто экстремальное. Об этом РИА «Новости» заявил бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев. В противном случае, считает он, экипаж успел бы передать сигнал бедствия.

«Значит, произошло что-то экстремальное, из практики - такие ситуации возможны при захвате судна», - сказал.

Некоторые СМИ (например, «Фонтанка »), ссылаясь на источники, в военных и силовых ведомствах приводят данные о том, что ФСБ России уже отрабатывает стандартную версию о теракте. Сотрудники силовых ведомств проверяют вероятность несанкционированного проникновения лиц в военный аэропорт Чкаловский и в населенный пункт в Адлере, где находился самолет Ту-154.

Сама пресс-служба ФСБ официально не комментирует какую-либо информацию. А источник «Интерфакса » в экстренных службах и вовсе заявляет, что теракт даже не входит в основные версии и полностью исключен.

Самолет был исправным

Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил СМИ, что полностью исключает версию теракта. Противоположное мнение высказал в « » эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов. По его мнению, самолет, вылетевший с аэродрома Чкаловский, был литерным - то есть имел на борту двойной экипаж.

«В такие полеты готовятся сразу два самолета - один основной, другой запасной. Оба самолета облетываются - летают по коробочке 30 минут. После чего сдают записи самописцев на расшифровку. При малейшей неисправности - основной меняют на запасной. За все время эксплуатации Ту-154 на аэродроме Чкаловский такие случаи были единичными, без катастрофических последствий. Вывод: самолет с аэродрома Чкаловский вылетел исправным.

Экипажи на аэродроме Чкаловский - опытные, имеют за плечами сотни часов полетов в любых метеоусловиях. Они также обучены работе в чрезвычайных ситуациях, так как часто перевозят руководство Министерства обороны. Ответственность высокая, как и их подготовка. Экипаж не сообщил диспетчерам аэропорта Адлер о неисправностях на борту. Поэтому версия - «ошибка пилотирования» - весьма сомнительна.

Не озвученная пока версия «теракт» имеет место быть, так как дозаправка была ранним утром, на гражданском аэродроме, для которого самолет МО был «одним из сотни», - пишет он.

Пять катастроф за 10 лет

Известно, что это пятая авиакатастрофа с участием Ту-154 за последние 10 лет. На месте трагедии уже работают бригады МЧС РФ. Специалисты нашли некоторые части и обломки воздушного судна. Им потребуется около недели для доставки на сушу всех компонентов судна.

Спасателям также удалось обнаружить и вытащить не менее 10 погибших. В настоящее время ведутся поисковые операции. Служебные катера МЧС доставляют на причал в районе мыса «Видный» найденные тела.

Президент России Владимир Путин дал поручение главе правительств Дмитрию Медведеву сформировать и возглавить госкомиссию по расследованию крушения самолета Ту-154 в Сочи. Во главе комиссии назначен министр транспорта Максим Соколов.

В настоящее время в район крушения самолета направлены более 100 водолазов со спецоборудованием.

По данному факту Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело по статье РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». В Сочи уже направилась группа следователей, имеющих профессиональный опыт в расследовании авиакатастроф.

ФСБ озвучила четыре основные версии катастрофы Ту-154 Минобороны над Черным морем: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или же техническая неисправность самолета. Летчики и эксперты в авиационной безопасности предположили, что с наибольшей степенью вероятности могло стать причиной крушения.

Криминалисты Следственного комитета прибыли на место обнаружения обломков борта RA-85572 – в Черном море близ Сочи. Об этом сообщили источники в силовых структурах.

«Ту-154 является одним из самых надежных самолетов в мире. Но это очень строгий в управлении самолет»

Группа водолазов МЧС в миле от берега на дне нашла фюзеляж самолета – об этом сообщили в Южном региональном поисково-спасательном отряде (ЮРПСО) МЧС. Ранее сообщалось о нахождении обломков полосой в 400 метров на глубине 25 метров, в 1,5 км от берега на траверзе Хосты. Часть фрагментов уже поднята на поверхность.

В настоящее время на место обнаружения обломков стягиваются поисковые группы, в том числе водолазы. Сейчас водолазы МЧС осуществляют повторный спуск. «На дне много мелких деталей и практически нет крупных», – сказал собеседник агентства.

Напомним, что при произошедшем накануне утром крушении самолета Ту-154 Минобороны РФ 92 человека, в том числе девять представителей СМИ (журналисты Первого канала, НТВ и телеканала «Звезда») и 64 артиста ансамбля песни и пляски имени Александрова. Также в списках пассажиров известный врач Елизавета Глинка (Доктор Лиза), которая для университетского госпиталя в Латакии.

Четыре версии ФСБ

В понедельник Федеральная служба безопасности назвала . Это попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо (повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей), ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета.

Борт RA-85572 взлетал со штатной скоростью – 345 километров в час. Признаки совершения теракта или диверсии на борту Ту-154 в настоящее время не обнаружены, подчеркнули в ФСБ.

Как пояснил ТАСС источник в спецслужбах, после прилета в Адлер самолет был взят под охрану. На борт поднимались только два пограничника и один таможенник, поэтому версию о проносе бомбы можно исключить. Кроме этого, посадка в Адлере была незапланированной, так как изначально намечалась дозаправка в Моздоке, однако маршрут перенесли из-за погодных условий.

Представители ФСБ также сообщили: потерпевший крушение Ту-154 не перевозил ни грузов военного и двойного назначения, ни пиротехнических средств.

Ранее глава правительственной комиссии по расследованию катастрофы, министр транспорта Максим Соколов также заявил, что теракт не является основной версией случившегося. В качестве причин рассматриваются техническое состояние самолета, а также ошибки пилотирования, сообщил глава Минтранса. Соколов уточнил, что его ведомство не видит необходимости вводить дополнительные меры безопасности в аэропортах страны.

Несинхронная уборка механизации крыла

Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев в отметил, что при выяснении причин крушения Ту-154 стоит рассматривать именно технические проблемы. Эксперт рассказал, что обсуждал катастрофу с коллегами.

Все они в качестве приоритетной версии отмечают, что к гибели самолета могла привести «несинхронная уборка закрылков». «В целом это называется «несинхронной уборкой механизации крыла», – отметил Толбоев.

Собеседник пояснил, что в этом случае с одной стороны крыла закрылки и предкрылки убираются, а с другой стороны не убираются. «Получается, что самолет мгновенно разворачивается вокруг своей оси. Ни командир, никто не успеет и слова сказать, их там бросает, как селедку в бочке», – резюмировал Магомед Толбоев.

Параллелей с катастрофой Ту-104 1981 года нет

Отметим, что ранее в СМИ появились предположения о том, что причина гибели Ту-154 – та же, что и у катастрофы Ту-104, имевшей место в 1981 году в Ленинградской области. Тогда самолет разбился из-за перегрузки в хвостовой части: командование Тихоокеанского флота, летевшее этим бортом, складировало тяжелые чемоданы и прочий груз в хвосте лайнера. При взлете «подарки» сместились назад, из-за чего самолет рухнул.

Однако, как поясняет Магомед Толбоев, параллели между катастрофой Ту-104 в 1981 году и нынешним крушением Ту-154 проводить нельзя. Такой ситуации, при которой груз резко сместился в хвост, на Ту-154 быть не может, отметил Толбоев. «В Ту-154 есть центральный отсек под крылом около центроплана и хвостовой части, кроме того, имеется автомат центровки, который сам определяет перекачку топлива, нахождение угрозы на борту», – пояснил собеседник.

«Самолет выставляет свои органы управления так, чтобы центровка была в одном положении, – отметил эксперт. – В Ту-104 не было системы автоматического отслеживания, и генералы и адмиралы могли погрузить в хвост все, что хотели».

Малый налет

Эксперт по гражданской авиации, директор программ МКАА «Безопасность полетов» Виктор Галенко полагает, что наиболее правдоподобная версия произошедшего – человеческий фактор, а не техническая неисправность. В Галенко отметил, что «статистика авиакатастроф говорит о соотношении 8 к 2: из десяти подобных происшествий в восьми случаях причиной является человеческий фактор, в двух – все остальное».

Самолет Ту-154 после ремонта был практически как новый – ресурс данного борта составлял 11%, подчеркнул эксперт. «Ту-154 является одним из самых надежных самолетов в мире. У него огромная энерговооруженность и очень высокая степень механизации крыла, – отметил собеседник. – Это позволяет самолету выполнять взлет и посадку в любых условиях – в частности, в условиях высокогорья, разряженного воздуха и жары, которые намного тяжелее для летчиков, чем те погодные условия, которые были в Адлере».

«Но есть одна деталь: это очень строгий в управлении самолет, – подчеркивает эксперт. – Самолет требует полной подготовки летчиков по курсу летного училища. В СССР на «тушку» сначала принимали экзамен на Ан-24 или Як-40 у летчика, как второго пилота, потом делали командиром экипажа у Ан-24 или Як-40, потом снова после короткой переподготовки «сажали на правое кресло» (вторым пилотом – прим. ВЗГЛЯД) Ту-154, и только потом, годам к 40, летчик мог возглавить экипаж Ту-154».

Командир экипажа разбившегося самолета, летчик первого класса майор Роман Волков – опытный авиатор, его общий налет составлял более 300 часов, указывает Галенко. «Но вот годовой налет экипажа данного борта составлял 200 часов, а это уже мало, – продолжает собеседник. – При этом на нем летали разные экипажи, поэтому гипотеза о малом налете экипажа на данном борте подтверждается».

Сам разбившийся Ту-154 – «самолет Чкаловского аэродрома, бывший в отдельной эскадрилье МВД», поясняет собеседник, добавив: «Я знаю командира эскадрильи, так как буквально месяц назад водил туда на экскурсию школьников».

Главная проблема летчиков «парадных бортов» практически во всех странах – это очень маленький налет экипажа, полагает Галенко. «Парадные самолеты с большим расходом топлива и комфортабельными салонами летают крайне редко, у военных летчиков, управляющих ими, небольшой годовой налет. А это очень влияет на уровень подготовки экипажа», – считает собеседник. Еще во времена СССР летчиков заставляли проходить тренажерную переподготовку даже после отпуска, но у военных летчиков на данных бортах («парадных бортах» аэродрома Чкаловский) перерывы в полетах составляют более одного месяца, отмечает Галенко.

Пилотирование данного самолета является неадекватной задачей для летчиков с малым налетом, резюмирует эксперт.

«Встречного на взлете, попутного на эшелоне»

Эксперт полагает, что неблагоприятные погодные условия не могли быть причиной катастрофы. «Опасные метеоявления во время происшествия отсутствовали, ветер во время взлета был попутный. При угле подъема 20 градусов он составлял пять метров в секунду», – подчеркивает Галенко.

Особенность аэропорта Адлер заключается в том, что взлет и посадка осуществляются в сторону моря. В сторону гор взлетать нельзя при любых обстоятельствах, там туман, добавляет эксперт.

«Неблагоприятными условиями стали бы попутный ветер (взлет всегда осуществляется против ветра, летчики даже желают друг другу «встречного на взлете, попутного на эшелоне»), а также жара – самолет на холоде взлетает куда лучше, чем в жаркую погоду. Однако даже в случае попутного ветра и жары у двигателя Ту-154 огромный запас тяги. Обледенения и грозы там не было, о высокой турбулентности другие борта не докладывали», – добавляет Галенко.

Погодные условия в районе аэропорта в Адлере в момент крушения Ту-154 оцениваются как простые для пилотирования воздушного судна, сообщил Росгидромет, которого цитировал « ». «Около пяти утра по московскому времени температура у земли +5, ветер – 5 м/с, видимость – 10 км. Вполне нормальные погодные условия», – подчеркнуло ведомство. Сочинский аэропорт, откуда вылетел Ту-154, продолжил работу в штатном режиме, сообщили СМИ.

При этом, по данным онлайн-табло, утром в воскресенье в Адлере были отменены четыре рейса.

Погодные условия не раз становились причиной гибели самолетов во всем мире. 19 марта уходящего года потерпел крушение при посадке в Ростове-на-Дону летевший из Дубая Boeing 737-800. Из-за плохой погоды авиалайнер не смог приземлиться после двух попыток, и после ухода на очередной круг упал вблизи взлетно-посадочной полосы, погибли 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Расследование причин катастрофы продолжается.

22 августа 2006 года под Донецком после столкновения с сильной грозой разбился авиалайнер Ту-154М, летевший рейсом Анапа – Санкт-Петербург. На борту находилось 170 человек. Причиной катастрофы назвали ошибочные действия пилотов при попытке обойти грозовой фронт. 12 февраля 2002 года вблизи иранского города Хорремабада потерпел крушение Ту-154 иранской авиакомпании, на борту которого было 119 человек. Авиакатастрофа произошла после осложнения погодных условий.

Похожие публикации