Высотные самолеты. На какой высоте летают самолеты

Мы восхищаемся тем, какую скорость может развивать обычный пассажирский самолет, и насколько быстро он способен доставить нас из одной точки мира в другую. Мало кто знает, но скорость пассажирских авиалайнеров обычно не превышает 900 км/час. Обогнать такое судно, развивая скорость примерно втрое больше, сможет практически любой реактивный истребитель.

Но существуют воздушные судна, скорость которых превышает и этот показатель – гиперзвуковые самолеты. Гиперзвуковыми называют аппараты, которые в полете способны развивать скорость, в несколько раз превышающую скорость звука.

Конкретный показатель, который позволил бы относить самолеты к числу гиперзвуковых, пока еще не определен исследователями.

Еще одним критерием, который вызывает постоянные споры, является способ управления аппаратом. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что самолетами могут именоваться только те судна, управление которыми осуществляет человек . В соответствии с другой точкой зрения, беспилотники также можно относить к числу самолетов. Такое разделение можно считать вполне оправданным, так как беспилотные машины обладают более совершенными техническими характеристиками. Также предметом спора является возможность самолета взлетать самостоятельно или с использованием других мощных носителей.

Как бы то ни было, большая часть исследователей придерживается единого мнения, согласно которому, определяющим фактором в отнесении той или иной модели к числу гиперзвуковых является максимальная скорость самолета, которую он может развивать, находясь в воздухе. Такой подход позволяет в несколько раз расширить список моделей гиперзвуковых летательных аппаратов, разработками которых занимаются инженеры со всех уголков света. Безусловно, многим интересно, какой самый быстрый самолет в мире уже рассекает небесное пространство, и какими характеристиками он обладает.

Небесный рейтинг скорости

Чтобы ответить на этот интереснейший вопрос, составим рейтинг: «Самые быстрые самолеты в мире Топ 10» . В нем мы отметим те модели воздушного транспорта, которые по праву заслужили то, чтобы войти в историю благодаря своим характеристикам.

10-е место: Туполев Ту-144

Снимок самолета Туполев Ту-144

Скоростные показатели Ту-144 не позволили бы ему войти в 10-ку самых быстрых самолетов. Однако не отметить его в этом рейтинге было бы неправильно. Туполев занял почетное десятое место, так как является первым сверхзвуковым пассажирским авиалайнером в мире. Первый его полет был датирован еще 1968 годом. Это событие стало в буквальном смысле подарком для области авиационных разработок, так как вылет состоялся 31 декабря как раз накануне празднования Нового года. Но самое значимое событие в истории Ту-144 произошло 5 июня 1969 года, когда ему удалось преодолеть звуковой барьер, находясь на высоте 11 км. Туполев Ту-144 – самый быстрый пассажирский самолет в мире, разгоняющийся до 2 500 км/ч.

9-е место: General Dynamics F-111

На девятом месте находится тактический бомбардировщик, разгоняющийся до скорости 3060 км/ч. К сожалению, модель была списана еще в конце 90-х годов. В свое время аппарат стал первым самолетом, у которого могла изменяться стреловидность крыла, что давало ему значимое преимущество в воздухе.

8-е место: McDonnell Douglas F-15 Eagle

8-я позиция отдана американскому всепогодному истребителю, являющемуся одним из самых успешных самолетов. Сейчас эта модель все еще является важной частью вооруженных сил ВВС США и не покинет строй как минимум до 2025 года. Кроме того, американское командование планирует производить эти аппараты еще около трех лет. Судно может набирать скорость, равную 3065 км/ч.

7-е место: Миг-31

Отечественный небесный страж Миг-31

Седьмую строчку занял отечественное воздушное судно, способное разгоняться до 3463,92 км/ч. Аппарат может похвастаться наличием двух мощнейших двигателей, позволяющих ему развивать сверхзвуковую скорость находясь как на больших, так и на низких высотах. К сожалению, производство этого боевого судна было остановлено еще в первой половине 90-х годов.

6-е место: XB-70 Valkyrie

Шестое место досталось стратегическому бомбардировщику, основной задачей которого во времена «холодной войны» стала бы доставка ядерного вооружения. Предполагалось, что скорость, равная 3672 км/ч понадобится аппарату для того, чтобы ускользать от советских перехватчиков, но, что более важно, еще и не попасть под последствия ядерного взрыва. Было создано всего два самолета такой модели.

5-е место: Bell X-2 Starbuster

Очередное место достается экспериментальному самолету, основной целью создания которого является исследование условий полета на высоких скоростях. По предварительным данным, самолет мог развивать скорость 3911,9 км/ч. Первый полет аппарата состоялся в 1954 году, но уже через два года эту программу пришлось прекратить. Дело в том, что после того, как самолет достиг максимальной скорости, пилот больше не смогу им управлять.

4-е место: Миг-25

Специально для организации перехватов американских авиаразведчиков был построен самолет Миг-25, который занял почетное четвертое место. Аппарат обладает уникальными возможностями:

  • развивает скорость 3916,8 км/ч;
  • поражает цели на высоте до 25 км.

Самолет прекрасно проявил себя в некоторых конфликтах и до сих пор находится в строю вооруженных сил у некоторых стран. Всего было создано 1100 летательных аппаратов такого типа.

3-е место: Lockheed YF-12

На 3-м месте оказался аппарат, который разрабатывался в качестве прототипа самолета, способного развивать скорость, равную 3,35 скорости звука. Эта модель самолета получила несколько почетных титулов, которые чуть позже перешли, грубо говоря, к «брату» Lockheed – к модели SR-71 Blackbird. Разработкой обоих аппаратов занимался конструктор Кларенс «Келли» Джонсон. Максимальная скорость, которую смог развить YF-12 – 4100,4 км/ч.

2-е место: SR-71 Blackbird

«Черный дрозд», а именно так можно перевести название этой модели на русский язык, использовался ВВС США и НАСА. Причем первым самолет был необходим для выполнения стратегических разведывательных заданий, а вторым – в исследовательских целях. Всего построено 32 судна, так как создание аппарата было связано с важной проблемой: высокой температурой аппарата, до которой он разогревался в полете. Кроме того, для эксплуатации этой модели нужно специальное топливо, и заправка может производиться исключительно в полете. Скорость дрозда – 4102,8 км/ч.

1-е место: North American X-15

Самый быстрый пилотируемый гиперзвуковой самолет

Скорость самого быстрого самолета, являющегося пилотируемым, составляет 8200,8 км/ч. Модель была разработана специально для проведения исследований, связанных с гиперзвуковыми полетами, в которых управление судном осуществляется пилотом. Самолет оснащен ракетным двигателем и осуществляет старт с борта стратегического бомбардировщика. Примечательно, что судно может подняться на высоту 107 км. Активно использовался до 1970 года.

Беспилотные соперники

Сейчас самым стремительным воздушным судном в мире с беспилотным управлением является Boeing X-43, построенный на реактивном двигателе. Первый полет аппарата оказался неудачным, так как самолет потерпел крушение, продержавшись в воздухе только 11 секунд. Но уже третий полет X-43А увенчался установкой нового мирового рекорда скорости – 11 230 км/ч.

Orbital Sciences Corporation Х-34 мог бы получить звание самого быстрого самолета, но этому препятствует одно «но». В теории судно может разгоняться до 12 144 км/ч. Однако, во время экспериментальных полетов он не смог догнать своего главного соперника и набрал скорость менее 11 230 км/ч.

Опасная конкуренция

Отдельного рассмотрения заслуживают китайские гиперзвуковые разработки WU-14. По сути, WU-14 является управляемым планером, размещаемым на межконтинентальной баллистической ракете. Ракетный комплекс запускает аппарат в космос, откуда он резко пикирует вниз, при этом набираю невероятную скорость. Во время проведения тестирования этот аппарат смог развить скорость, превысившую отметку в 12 000 км/ч. Но многие исследователи придерживаются мнения, что данная разработка относится не к классу самолетов, а подлежит классификации в качестве боеголовки .

Когда разговор заходит о скорости, захватывает дух. Если же речь идет о самолетах, летающих на сверхзвуковой скорости – то это нечто фантастическое. Все эти самолеты – шедевр инженерной мысли, снабженные самыми передовыми технологиями своего времени.

Топ-10


Он обладает поистине фантастической скоростью в 11 230 км/ч . Занесен в книгу рекордов Гиннеса. Разработан по технологии, альтернативной турбореактивным двигателям в наше время.

Хотя и максимальная скорость его значится как 12 144 км/ч , он не на первом месте. Объясняется это тем, что на момент испытаний, рекорд Х-43 не был побит. И первый и второй самолет разрабатывался NASA с помощью новейших технологий.



Он по праву считается одним из самых быстрых самолетов с пилотом на борту. Максимальная скорость, которую он может достичь – 8200 км/ч . Это почти в семь раз превышает скорость звука. Самолет был спроектирован для исследования гиперзвуковых полетов. Х-15 снабжен ракетным двигателем. Однако подниматься в воздух он может только на борту бомбардировщика стратегического назначения, откуда и стартует. Предельная высота, достигнутая самолетом, составляет 107 километров.



  1. «Черный дрозд» или SR-71

Самолет является разведывательным в ВВС США. Машина выпущена в ограниченном количестве – 32 самолета. Первая воздушная машина, снабженная технологией стелс. Максимальная скорость около 4102 км/ч . Самолет активно использовался для шпионажа.



  1. YF-12

Внешне не отличается от «Черного дрозда», за исключением того, что несет на себе вооружение класса «воздух-воздух». Являлся предшественником и прототипом SR-71. Максимальная скорость: 3 661 км/ч .



  1. Легендарный МиГ-25

Разработан был с целью перехвата американского «Черного дрозда» и обладал скоростью в 3916 км/ч . Характеристики данного боевого самолета впечатляют – при скорости более чем в 3 раза превышающей скорость звука, он был способен на поражение целей на дистанции до 25 километров. Очень хорошо себя зарекомендовал в ряде военных конфликтов.



Уникальным его делает то, что в 1954 году он достиг немыслимой на то время скорости. Но после неудачного полета, программа его выпуска была закрыта. Максимальная скорость: 3 370 км/ч .


  1. «Валькирия» XB-70

Поистине сверхмощный самолет времен холодной войны. Предназначался для того, чтобы доставлять ядерное оружие за короткое время. Высокая скорость (3672 км/ч ) позволяла уходить от последствий ядерного взрыва, а также от вражеских перехватчиков.



  1. МиГ-31

Со скоростью в 3464 км/ч . Этот самолет, благодаря своим мощнейшим двигателям, был способен развивать такую скорость на любой высоте. Техническая радиолокационная начинка позволяла контролировать нескольким самолетам довольно обширное пространство.




Это невероятно, но данный самолет уже 40 лет стоит на вооружении и по крайней мере еще 8 лет будет служить ВВС США. Его скорость – 3065 км/ч , а также технические характеристики и область применения делают его незаменимым для ВВС.


Топ 4 пассажирских самолетов

  1. Ту-144

Легендарный советский сверхзвуковой лайнер, обладал скоростью в 2430 км/ч . Поистине фантастический результат для того времени среди пассажирских самолетов. Волей судьбы уступил место Конкорду, который долгое время (до 2003 года) осуществлял пассажирские трансатлантические рейсы.


Если касаться проектируемых пассажирских самолетов, это модель заслуживает место в топе. Даже из названия становится ясным, что будущий летательный аппарат будет преодолевать скорость звука (2335 км/ч ). Самолет будет предназначен для любой категории пассажиров.


Достигает скорости в 1153 км/ч . Самое быстрое гражданское судно со статусом делового самолета. Используется в основном как частный для богатых бизнесменов и деловых людей.


И, наконец, самым быстрым рейсовым пассажирским самолетом является шедевр инженерной мысли Airbus. Новейший самолет, который, помимо своей скорости, является еще и самым большим в мире двухпалубным авиалайнером. Максимальная скорость: 1 020 км/ч .


Военные самолеты

Самыми быстрыми военными самолетами в мире можно назвать российский МиГ-25 и американский SR-71. Интересным фактом является то, что советский истребитель создавался фактически для нейтрализации американского разведчика. На МиГе была установлена масса рекордов скорости своего времени. Летчики, пилотировавшие эту машину, утверждали, что самолет способен преодолеть отметку в 3,5 Маха (скорости звука). Это значение больше, чем у американского «Черного дрозда». Однако это нигде не зафиксировано документально. В свою очередь SR-71 не обладал достаточной надежностью. За всю историю его полетов потеряна треть выпущенных машин.



Боевой самолет

Много уже рассказывалось о рекордсменах военной авиатехнике различных годов. Самым быстрым из ныне используемых боевых самолетов является МиГ-31. Истребитель имеет предназначение для уничтожения целей в воздухе на любых высотах и в любых метеоусловиях. Для машины не проблема использование противником тепловых и радиопомех.

Создавался для перехвата крылатых ракет. В наше время применяются в военных конфликтах для решения большого диапазона задач. Некоторое время применялись как «спецназ» в войсках противовоздушной обороны России.

В видео показан взлет этой скоростной машины

Турбовинтовой самолет

Поистине уникальный самолет, стоящий на вооружении с далекого 1952 (!) года. Скорость для того времени была поражающая воображение – 924 км/ч . Двигатели, мощностью 15 000 сил, установили рекорд Гиннеса для винтовых двигателей. Самолет и ныне стоит на вооружении ВКС России и выполняет широкий спектр боевых задач.



Интересным фактом является то, что скорость Ту-95 немногим меньше скорости реактивного американца B-52. Вооружение и технические характеристики самолета позволяют безопасно поражать цели за зоной действия радиолокационного оборудования противника.


Актуальность машины подтверждает и ее применение в военном конфликте в Сирии, где полк бомбардировщиков успешно выполнил ряд поставленных для него задач.

В заключение стоит отметить, что технологии производства летательных аппаратов не стоят на месте. Однако, те самолеты, которые были рассмотрены выше, прочно займут место в истории авиастроения, как передовые на то время самолеты. Кто знает, какие рекорды ждут человечество в дальнейшем, и какие цели будут выполнять новые гиперзвуковые летательные аппараты. Все это покажет время.

Смотря в небо, можно было только прикинуть, на какой высоте летают самолеты, но точно это определить не представляется возможным без специального оборудования. Ситуация меняется, если Вы находитесь внутри авиалайнера; отсюда Вам намного легче определить высоту самолета, так как в салоне может быть расположено специальное табло, на котором будет выводиться информация о состоянии полета. В статье мы узнаем, какая максимальная высота у современных летательных аппаратов и кто установил этот рекорд.

В целом существует несколько факторов, которые влияют на выбор оптимальной высоты самолета:

  • Модель самого самолета
  • Его скорость движения
  • Расход топлива
  • Количество кислорода в воздухе

Чем выше мы будем подниматься над землей, тем разреженней будет становиться воздух вокруг. На больших высотах скалолазы и альпинисты используют специальные кислородные маски, а салоны самолетов герметичны и содержат достаточное количество воздуха для комфортного дыхания. Эти факторы говорят о том, что человек не сможет находиться так высоко в атмосфере без использования специального оборудования.

Однако для самолетов и вообще любых быстролетающих аппаратов такой разреженный воздух играет на руку, так как он снижает сопротивление воздушных потоков. Это влияет на общий расход топлива, так как меньше энергии тратится на преодоление силы трения о воздух, соответственно, нужно меньше топлива для большей скорости. Поэтому наблюдается зависимость скорости от возможной высоты.

Очень высоко авиалайнер тоже не сможет летать, так как воздушные потоки, пусть и разреженные, но необходимы ему для поддержки крыльев, работая по аналогии воды для корабля. Поэтому выше 12000 метров пассажирские самолеты не будут летать, так как потеряют так нужную им воздушную опору. Получается, чем больше высота полета, тем меньший расход топлива и меньше цена на билет; этими двумя факторами и руководствуются авиационные компании.

Служба авиадиспетчеров

В наше время в небе осуществляют перелеты очень много самолетов. За слежением и высчитыванием идеальной высоты следят авиадиспетчерские службы. Используя свое оборудование, они обрабатывают и отвечают на запросы пилотов, следят за погодой, зонами турбулентности, и за тем, что бы самолеты летали каждый по своему маршруту во избежание столкновений.

При создании маршрута учитывается прогноз погоды, атмосферное давление, возможные стихийные бедствия, политические ситуации на территории государств. Существует некий диапазон высот, в пределах которых обычно пролетает лайнер, и на изменение высоты выше или ниже требуется разрешение диспетчера – этот диапазон именуют эшелоном. Кроме того, есть еще боковое эшелонирование; это когда расстояние между двумя бортами составляет более 10000 метров, и удерживается во избежание завихрений воздуха.

Особенности полета непассажирских самолетов

По вполне разным причинам пассажирские летательные аппараты имеют очень разную высоту полета. Если гражданский борт оснащен реактивным двигателем, то он будет лететь на расстоянии около 12000 метров от земли. Из числа подобных самолетов достижение подобной высоты принадлежит Boeing 737-400. Характеристики самолета Аэробус А310 позволяют набрать высоту в 11 тысяч метров.

Самолеты, перевозящие грузы, они же грузовые лайнеры, мало чем отличаются от обычных пассажирских самолетов, и обладают тем же принципом экономичности. Самолеты, скорость которых составляет около 300 км/ч, летают на высоте в 2000 метров. Этот параметр так же зависит от модели самолета и его технических параметров.

Что касается негражданских самолетов, то они обладают специально спроектированной конструкцией, которая помогает им брать сверхзвуковые скорости и не быть обнаруженными. Боевые летательные аппараты преимущественно летают на высотах превышающих 15 тысяч метров. Некоторые из них, благодаря своей специфической конструкции и вовсе способны брать высоту в 25 километров.

В свое время МиГ-21 являлся наиболее распространенным боевым летательным аппаратом в мире, в СССР его выпускали в разных модификациях в период с 1959 по 1985 год. Летательный аппарат отлично себя показал в период военных действий во Вьетнаме; благодаря своей поразительной маневренности он умел уклоняться от летящих в него ракет и более чем благополучно сражаться с американским F-4 Phantom. В свое время он поставил несколько рекордов по высоте полета.

МиГ-25 – король неба

Однако рекорд высоты на самолете сейчас уже принадлежит легендарному МиГ-25, который набрал высоту на тестовых испытаниях в 37650 метров. Несмотря на свое не очень привлекательное название, вселяющий страх вид и хорошие технические показатели, он действительно обладает одной из наиболее высоких возможных высот среди самолетов своего класса. Этот аппарат был разработан СССР специально для борьбы с американскими сверхзвуковыми бомбардировщиками, которые так и не были созданы.

У самолета очень высокая скорость полета, и он способен нести на борту существенный бомбовой груз. Из расчета своих технических параметров истребитель мог бы прекрасно справляться с обороной воздушного пространства от проникновения американцев. Однако надежды, которые полагались на него, так и не оправдались.

Несмотря на свои превосходные технические данные, он все же имел недостатки в собственной конструкции, к тому же, исчез главный аспект, с целью которого он создавался. Все эти факторы означали, что его конкурентоспособность значительно ослабла сравнительно с лучшими истребителями того времени, к тому же содержание МиГ-21 обходилось дешевле. Поэтому самолет вскоре перестал присутствовать в мировых военных арсеналах, за исключением некоторых возможных отдельных единиц.

МиГ-25 обладает поистине поражающими воображение способностями. Его скорость в обычном режиме составляет Мах 2,5, однако это не предел — самолет способен развить Мах 3, но этого никто не делает, так как появляется вероятность разрушения двигателя. Воздушный аппарат предназначался для ведения воздушной разведки, оснащался мощными ракетами Р-40 типа воздух-воздух с радиусом действия 80 километров, обладал продвинутым фотографическим и электронным спецоборудованием.

Одним из главных недостатков МиГ-25 стал большой вес, значительно больший, нежели у его западных конкурентов. Его маневренность и управление сильно страдали на высоких скоростях и небольших высотах; в обстоятельствах обычного воздушного боя его радар обладал довольно ограниченными способностями по сравнению с другими вражескими истребителями, а трудности пилотирования на небольших высотах означали, что быть эффективным в подобных операциях он попросту не сможет. Подобные несовершенства самолета могли быть прощены, если бы его использовали хотя бы один раз в операции перехвата на большой высоте, однако намного чаще его использовали для других целей.

Почти все эти самолеты были сняты с вооружения стран после развала СССР. Он послужил базой для создания одного из лучших истребителей – МиГ-31. Тем не менее рекорд максимальной высоты полета самолета по сей день принадлежит ему.

Любите узнавать все мелочи, связанные с путешествием по воздуху? Тогда вы зададитесь вопросом, какова высота полета самолета. Средняя цифра составляет 10 000 м, но на практике она варьируется под влиянием различных факторов. Что же ее определяет?

Главные факторы, влияющие на высоту полета

Показатель высоты полета бывает разных типов:

  • истинным называют значение, фактически отделяющее воздушное судно от поверхности земли или воды;
  • относительный показатель определяет, насколько самолет поднялся над точкой, принятой для условного отсчета (взлетно-посадочной полосой);
  • абсолютная высота означает расстояние от лайнера до уровня моря.

Высота, на которую поднимается авиатранспорт, обусловлена законами физики: чем дальше от поверхности Земли, тем разреженнее становится воздух. В результате воздушное судно, поднявшееся на 10 000 м, быстро двигается и тратит мало топлива. С этой особенностью связан термин «идеальная высота» - он означает, что лайнер находится на уровне, где обеспечивается лучшее соотношение скорости и расхода горючего.

Но почему самолеты не поднимаются выше? Роль играют технические моменты. Ведь излишняя разреженность атмосферы не полезна: воздушные потоки поддерживают самолет, как вода в океане - корабль. Если подняться выше 12 000 м, лайнер утратит устойчивость, поскольку его крылья окажутся бесполезны.

Правда, правило распространяется только на пассажирский авиатранспорт. Военные самолеты способны подниматься выше, но все рекорды бьют модели, построенные по разработкам NASA. Судно-беспилотник, названное «Гелиос», совершает перелеты на высоте 30 км.

Дуг Моррис, пилот на линиях Air Canada, объясняет: «Чем выше, тем лучше, ведь разреженность воздуха означает меньшее трение».

Что еще влияет на высоту полетов

То, на какой высоте летит самолет, определяется следующими нюансами:

  • моделью воздушного судна;
  • грузоподъемностью;
  • скоростью;
  • загруженностью воздушных коридоров;
  • допустимым расходом топлива;
  • количеством кислорода и разреженностью атмосферы.

Почему стандартный вариант для гражданской авиации - 10 000 м? На это влияет ряд факторов:

  • Реактивным двигателям требуется охлаждение. Если подняться на 10 000 м, температура за бортом составит – 50 ˚C.
  • Для нынешних самолетов не станет трагедией выход из строя 1 двигателя, но попадание птиц в турбины нежелательно. По этой причине судно поднимается на уровень, куда не долетают пернатые.
  • Если возникнет непредвиденная ситуация, у экипажа и диспетчеров будет больше времени на принятие решений.
  • На этом уровне лайнер оказывается выше облаков. Непогода будет влиять на него меньше.

Заключение

Расстояние от скоростного самолета до поверхности показывает специальный прибор - высотометр. Обычно оно достигает 10 000 м, но модели от известных авиакомпаний поднимаются на 12-13 000 м. Высота определяется при составлении воздушных маршрутов, поэтому пилот может менять ее лишь в рамках эшелона.

МОСКВА, 3 мар — РИА Новости, Андрей Коц. В воздушных сражениях Второй мировой родилось железное правило: кто выше, у того и преимущество. Внезапно спикировать на самолет противника со стороны солнца, свечой уйти вверх от огня зениток, сфотографировать укрепрайон и незамеченным убраться из зоны ПВО — на это способна лишь птица высокого полета. Сегодня, в эпоху мощных радаров и дальнобойных зенитных ракет, старые аксиомы уже не так актуальны. Однако высота в военном деле по-прежнему играет важнейшую роль. РИА Новости публикует подборку самых высотных самолетов России и США — как стоящих на вооружении, так и отправленных на заслуженную "пенсию".

МиГ-25

Сверхзвуковые высотные истребители-перехватчики третьего поколения МиГ-25 начали поступать в советские ВВС в 1970 году. На тот момент в мире не существовало самолета, способного уйти от этой машины. Она развивала скорость до 2800 километров в час и могла забраться на высоту более 20 тысяч метров всего за девять минут. За десятилетия эксплуатации МиГ-25 играл роль перехватчика, разведчика, стратосферного бомбардировщика, истребителя прорыва ПВО, учебно-тренировочной машины. Мощные двигатели и прочный планер позволяли ему выдерживать огромные перегрузки, а новейшая для того времени авионика помогала отлично ориентироваться в воздухе и видеть все типы целей.

МиГ-25 принадлежат 29 мировых рекордов. Самый значительный и до сих пор не побитый ни одним пилотируемым реактивным самолетом установил летчик-испытатель Александр Федотов 21 августа 1977 года. Он поднял свой опытный МиГ-25М на немыслимые 37 650 метров! Конечно, это была облегченная "летающая лаборатория", а не серийный экземпляр. Но и "стандартные" для строевых машин 23 километра — высота, недосягаемая для подавляющего большинства самолетов того времени. Так, в начале 70-х советские летчики на разведывательных модификациях МиГ-25 беспрепятственно летали над всей территорией Израиля, Турции и Ирана.

SR-71 Blackbird

Американский стратегический разведчик SR-71 — один из главных символов холодной войны. Даже сейчас этот самолет, впервые поднявшийся в воздух в 1964 году, выглядит гостем из будущего: футуристический дизайн, редкая по тем временам компоновочная схема "бесхвостка", стелс-технологии и выдающиеся летно-технические характеристики. В 1976 году "Дрозд" установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолетов с турбореактивными двигателями — 3529,56 километра в час. Максимальная высота, покорившаяся SR-71, — 25 929 метров.

В годы холодной войны эти самолеты стали рабочим инструментом ЦРУ. Они выполняли разведывательные полеты над территорией СССР и Кубы, фотографировали военные объекты Египта, Иордании и Сирии в 1973-м, летали над Индокитаем. SR-71 — единственный тип американских самолетов, который не могли сбить северовьетнамские зенитчики. Он уходил от ракет с помощью резкого набора высоты и увеличения скорости — разведчику даже не нужно было маневрировать, чтобы оторваться от преследования. Однако к концу 70-х годов в СССР появились истребители МиГ-31: им перехват SR-71 был вполне по силам. В конечном счете это и привело к закрытию программы стратегических реактивных разведчиков.

МиГ-31

Из всех самолетов, стоящих сейчас на вооружении, наиболее скоростной и один из самых высотных — российский истребитель-перехватчик МиГ-31, прямой потомок МиГ-25. Благодаря своим мощным двигателям Д-30Ф6, он способен разгоняться аж до 3400 километров в час и подниматься на высоту до 25 тысяч метров. Эти показатели вкупе с дальностью полета без подвесных топливных баков в 2240 километров делают МиГ-31 идеальным перехватчиком в системе комплексной противовоздушной обороны. Группа из четырех таких самолетов способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту до 1100 километров. На сегодняшний день весь флот МиГ-31 проходит модернизацию до версии БМ, отличающейся новой системой управления вооружением и бортовой РЛС, которая обнаруживает цели на удалении до 320 километров.

Военное руководство СССР пыталось использовать способность МиГ-31 быстро набирать скорость и высоту для решения многих задач, в том числе стратегических. В 1980-х советские конструкторы вели разработку специальной противоспутниковой ракеты для вооружения модифицированных перехватчиков. В случае большой войны эти МиГ-31 должны были уходить на максимальную высоту и атаковать новым оружием спутники противника, висящие на низких орбитах.

U-2

Американский высотный самолет-разведчик U-2 впервые поднялся в воздух 1 августа 1955 года. На тот момент эта машина была неуязвима для советских средств ПВО. Дозвуковые U-2 более чем комфортно чувствовали себя на высотах свыше 20 километров и могли оставаться в воздухе до семи часов. Естественно, разведка США активно пользовалась новыми самолетами, регулярно отправляя их в воздушное пространство СССР. Впрочем, длилось это недолго. Первого мая 1960-го на весь мир прогремел скандал с летчиком ЦРУ Фрэнсисом Пауэрсом, который на самолете U-2C углубился в воздушное пространство СССР на две тысячи километров и был сбит зенитной ракетой комплекса С-75.

Похожие публикации