Уникальная и пугающая церковь в риме. Церковь капуцинов в Риме – жуткое, но чарующее зрелище Мысли, приходящие после посещения общества мертвецов

Капуцинскую церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе можно назвать самым пугающим, мракобесным и уникальным местом Рима.

Капуцинскую церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе можно назвать самым пугающим, мракобесным и уникальным местом Рима.

Считается, что в этом месте можно вступить в контакт с душами умерших. Внутри стены церкви отделаны костями около четырех тысяч умерших монахов-капуцинеров. Даже подсвечники сделаны из костей.

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini) имеет небольшие размеры и находится на виа Венето в Риме, недалеко от палаццо Барберини и фонтана Тритона. Спроектирована церковь Антонио Казони в 1626-31 гг. Украсили ее полотнами кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино. В церкви содержится несколько приделов с мощами католических святых.

После того как церковь достроили, в ее крипту перенесли кости монахов, которые были захоронены с 1528 по 1870 годах, на старом кладбище ордена капуцинов, расположенном в районе фонтана Треви. Постепенно их останками украсили все шесть помещений крипты. В одном из залов крипты можно увидеть скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, которая умерла, будучи еще ребенком. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в Седлеце.

> > > > >

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Chiesa di Santa Maria della Concezione ) принадлeжит ордeну капуцинов. При нeй oткpыт нeбoльшой Музей капуцинов (Museo dei Cappuccini ), oднaкo главная дoстопримeчатeльность церкви - крипта, интepьeр кoтopой выполнeн из костeй.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе была построена благодаря кардиналу Антонио Барберини, члена ордена капуцинов. Его брат, римский папа Урбан VIII, освятил первый камень нового здания 4 октября 1626 года, в день святого Франциска, а первая служба в храме состоялась 8 сентября 1630 года. Проект церкви был выполнен архитектором понтифика Мичеле де Бергамо, также членом ордена капуцинов, который руководил строительством и оставил детальные описания процесса.

Это первая римская церковь, посвященная «Богу в честь благословенной Девы Марии». Церковь принадлежит группе францисканских монахов. Они живут в расположенном рядом монастыре, перестроенном с 1928 по 1933 гг, после того, как старое здание 1631 года было снечено, чтобы открыть Via Veneto и построить Министерство Корпораций. Как и у всех церквей капуцинского ордена, в ней нет боковых проходов, сделаны высокие боковые часовни, закрываемые деревянными дверями. Только центральный алтарь сделан из мрамора.

Костница

Костница, или оссуарий, – спeциальноe помeщeниe, пpeднaзначeнноe для xранeния костныx останков. В нeкoтopыx католичeскиx монастыряx нe принято убирать кости монаxов в спeциальныe гробы или ящики, иx xранят oткpыто, в склeпаx или часовняx.

Наибoлee извecтная часовня подобного рода – Кутна-Гора в Чexии, oднaкo она былa пoстpoeна пoд впeчaтлeниeм oт римской церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе.

В криптe этой церкви пять часовeн, стeны и потолки кoтopыx yкpашeны сложными орнамeнтами из костeй монаxов-капуцинов, чьи останки были извлeчeны из заxоронeний в XVII вeкe. Сюда монаxи спускались пo вeчeрам помолиться пepeд сном и поразмыслить.

Memento , quia pulvis es – «Помни, чтo ты прах».

Museo e Cripta dei Cappuccini

  • Адрес церкви: Via Vittorio Veneto, 27
  • Время работы: ежедневно 7 - 12 / 15 - 19.
  • по воскресеньям и празднкам: 9:00 - 19:00
  • Посещение костницы - в рамках посещения музея.
  • Закрыто 25 декабря, 1 января, в Пасху.
  • Билет: €8.50, до 18 лет или старше 65 лет - €5.00.
  • Аудиогид €4.00, 2 аудиогида €6.00

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27. Время работы: с 09:00 до12:00 (перерыв на сиесту) с 15:00 до 18:00.

Музей смерти - Крипта капуцинов

Посетив однажды этот фантастически красивый уголок планеты, город-легенду, живое воплощение истории, где каждый парк, дворец, площадь являются свидетелями множественных взлетов и падений от древних времен до наших дней, он непременно просочится в душу, захватит и поглотит ее навсегда. Наименование ему Рим .
Город не только умеет восхитить архитектурными шедеврами храмов, заворожить красотой фонтанов, бесчисленных памятников, опьянить невероятным ароматом воздуха, присущим только ему, но способен удивить, напугать, даже шокировать, заставить задуматься о бренности мира. Для этого стоит посмотреть склеп капуцинов - настоящий музей смерти, созданный верующими Ордена в церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе .

Великие ораторы под острыми капюшонами

Живые не задумываются о последнем мгновении, ждущего каждого, избегая подобной темы, неприятной, но не всем. Жил некогда Франциск Ассизский, который не страшился этого момента, считая смертный час продолжением земного пути. В своих убеждениях он не был одиноким. Эту идею подхватили капуцины, по-своему истолковав учение Христа. Дела милосердные сопровождались суровым способом существования. Фактически отрекшись от малейшей радости, истязая себя, они придерживались строжайшего аскетизма. Горячо желая собственного мученичества, верили, что за жизненным порогом их ждет встреча с Христом. Единственной формой одежды, символизирующей принятый обет, служила ряса со знаменитым капюшоном, давшим название Ордену. На босых ногах были сандалии.
Они призывали живущих людей уважать переход в мир иной, реагируя на это легко. Создавая крипту , совершенно не считали, что производят надругательство над останками собратьев. Своеобразным, понятным только им, методом хотели донести до потомков мысль: не страшиться смерти, предписанной человеку с самого рождения, не бранить и не проклинать, ведь без нее не было бы и жизни. Как опавшие листья превращаются в прах, и от времени разрушаются горы, становясь песком, так и человеческому телу свойственно умереть и разложиться. Пришло время посетить странный и страшный уголок столицы.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе

Рядом с фонтаном Тритона расположилась неприметная, с виду вполне мирная, старинная церквушка со скромным фасадом. Автор проекта Антонио Казони. Внутренний свод украшен фресками. Особого внимания заслуживает "Успение Девы Марии", работа мастера кисти Либорио Коччети. С полотна Гвидо Рени на пришедших смотрит Архангел Михаил, побеждающий сатану. Изображение настолько прекрасно, что не отпускает от себя. Задумываешься, глядя на "Молитву Святого Франциска", написанную Караваджо. Урбан VIII увековечил свой герб на центральном алтаре, построенном на его деньги. Перед ним находится усыпальница основателя церкви, члена капуцинского братства. Надгробье расписано словами "Здесь покоится прах, пепел и ничего более". Слуги господние нашли свое последнее пристанище в боковых нишах, где почивает с миром Св. Феликс де Канталиче, проживший в монастыре 40 долгих лет, занимаясь сбором милостыни. Неподалеку лежат мощи Криспина Витербийского, посвятившего себя уходу за тяжелобольными, но особый интерес вызывает нижняя часть здания, отправимся туда.

Дыхание потустороннего мира

Омотр начинается со стеклянной витрины, за которой расположены предметы истязания: различные плети с завязанными на концах узлами, металлические крючки и прочие вещи, создающие телесную боль, а также книги, плащи.
Спускаясь по ступенькам вниз, по коже пробегают "мурашки", сердце начинает учащенно биться от услышанной звучащей музыки, табличек, напоминающих о соблюдении тишины, хотя желание разговаривать пропадает само по себе. Атмосфера пропитана запахом загробного царства.
Крипта состоит из 6 небольших помещений. Белоснежные стены декорированы причудливыми великолепными узорами. О Боже… Не хочется верить глазам, все они выложены из многочисленных останков покойников. В первом помещении показан сюжет воскрешения Лазаря в костном обрамлении. Зловеще зависли у потолков абажуры, выполненные из позвонков. В стенах сделаны углубления, инкрустированные черепами с находящимися скелетами, облаченными в монашеские одежды. Похожие собратья, одетые в плащи, разместились вдоль коридоров. Надпись "Мы - то, чем станете вы" говорит сама за себя.
С вершины одного из залов взирает пустыми глазницами скелет маленького ребенка. Рассказывают, что он принадлежал умершей в раннем возрасте племяннице папы Сикста V, принцессе Барберини. Объятый рамкой из костей, он держит в одной руке косу, а в другой весы, символизирующие цикличность рождения и смерти, божественное судилище. Оформленные костями часы являются напоминанием о неизбежности прекращения земного существования и нового рождения. Только второй зал лишен людских останков, здесь совершаются мессы.
Экскурсоводы отсутствуют, но всем посетителям и так все понятно, хотя разместившиеся на протяжении многих веков "экспонаты" не произносят ни звука. Откуда они здесь взялись в таком количестве?
На месте изумительного по красоте фонтана Треви была территория кладбища, принадлежавшая монахам. Несколько столетий подряд они предавали этой земле усопших. Насчитывалось порядка 4 тыс. могил. При перестройке местности их перенесли, устроив под сводами храма своеобразный музей. Папа Урбан XIII дал разрешение в 1626 г. на строительство подобного сооружения. Из Иерусалима привезли грунт, в который закапывали тела покойников. После приблизительно 30-летнего пребывания в земле мягкие ткани перетлевали, останки эксгумировались. Бренным остовом декорировали часовни склепа.
Так происходило формирование страшнейшей художественной галереи, вмещающей гирлянды, розетки, необычайные узоры, арки и это все - кости людские. Таким чудовищным способом служители Христа выражали свою веру. Монахи, скончавшиеся после создания крипты, пополняли ряды экспонатов. Здесь не разрешается делать снимки, позволительно молча наблюдать. На выходе в сувенирном магазинчике продаются открытки, изображающие увиденное зрелище, идет распродажа футболок, шарфиков, разрисованных черепами и скелетами.
Проживавший в столице Николай Гоголь знал базилику, побывав здесь однажды. Неведомо, какие чувства переполняли писателя во время осмотра, душа которого была пронизана религиозно-мистическим настроем, однако, на обложке "Мертвых душ" замечены орнаменты изображенных рисунков, принадлежащих усыпальнице.

Мысли, приходящие после посещения общества мертвецов

Вряд ли можно заметить следы восторга на лицах вышедших. Хочется скорее вдохнуть глоток свежего воздуха, замереть на минуту и подумать о жизни. В чем ее смысл? В отказе от благ цивилизации? В уходе от всего мирского, не познав любви и счастья? Но разве этому учил Христос? А о таинстве перехода известно лишь тем, кто совершил уже шаг в вечность, но они молчат, унеся навеки тайну.
Осознавая быстротечность пребывания на земле, напрашивается вывод: наша жизнь - мгновение на циферблате Вселенной, поэтому так важно отыскать свое предназначение, свой путь, найти то, что ищет душа. Каждый сделает выбор сам. Можно согласиться со словами Павла Муратова: "Рим - особенный город, имеющий необычное очарование. Все, испытавшие на себе его силу, поймут друг друга с полуслова, для других он будет вечной загадкой". Так оно и есть.

Традиционно, в большинстве своем, люди стараются избегать темы смерти. Или страшно, или, по крайней мере, неприятно.
Но не все. Жил да был когда-то Франциск Ассизский, который смерти не страшился.
Смерть - это продолжение жизни. Франциск в своих убеждениях не был одинок.
Речь пойдет о капуцинах и Крипте, расположенной под церковью Санта Мария дела Кончеционе в Риме.

«Мы были тем, что вы есть сейчас, вы станете тем, что мы есть» - из надписей на стене.

В 16 веке в Марке, в Калабрии и в некоторых других городах и регионах Италии, группы францисканцев отделились от общего движения для большего соответствия духу Святого Франциска. Так появились капуцины.
Реформа была официально признана церковью в 1528 году. С тех пор и до сего дня капуцины стремятся в точности следовать простому и бесхитростному образу жизни Святого Франциска. Характерным их одеянием является монашеская ряса с остроконечным капюшоном (cappuccio ), давшим название ордену, веревочный пояс и сандалии на босу ногу.

Так вот, капуцины призывали смерть уважать, но относиться к ней легко, «не бояться предписанного порядка и закона природы».

2.

Крипта - внутреннее кладбище под церковью, в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.

Церковь для монашеского ордена капуцинов (нынешний адрес Via Vittorio Veneto , 27, неподалеку от площади Barberini ), была построена по распоряжению папы Урбана XIII в 1626 году. В крипту новой церкви решено было перенести останки тысяч капуцинов из прежнего монастыря.

Долгое время кладбище капуцинов представляло просто груду костей. Первое упоминание об имеющихся в нишах и на сводах орнаментах с упорядоченными рисунками, светильниками относится к 1775 году, когда Маркиз де Сад посетил это кладбище (Маркиз де Сад «Погребальный памятник, достойный английского остроумия»).

3.

5.


Убранство из костей «с приятным рисунком» было выполнено в промежутке между 1732 и 1775 годами.
Кладбище капуцинов состоит из шести помещений, где нашли вечный покой околочетырех тысяч монахов и не только (до 1870 года).
Как их удалось разместить? Сначала умершего хоронили неглубоко в земле (она привезена из Иерусалима) и после того, как кости почти лишатся плоти (она «растворяется» в земле) и высохнут, их употребляли для устройства костяного декорума на стенах и потолках. Так возникла своего рода художественная галерея из розеток, звезд, светильников, гербов, арок, гирлянд, узоров - все из человеческих костей. Современный историк ордена капуцинов падре Ринальдо Кордовани в интерьере кладбища склонен видеть поэтизацию смерти в предвидении грядущего. Монастырская гробница на языке искусства может быть названа поэмой о смерти и мечте о будущем Воскресении.
6.



Крипта капуцинов - место, в котором нет места суете и болтовне. Здесь невольно тянет примолкнуть и затаить дыхание.
С замиранием сердца представляю, как оказалась бы здесь в полном одиночестве и только при свете факелов или свечей…
7.



В отношении авторства этих художеств, Доменико да Изнелло писал:
«Великая скромность наших собратьев, которая, возможно, могла бы показаться небрежностью мешает нам установить установить автора этой кропотливой работы».
Вот так, не знаем и вряд ли узнаем.
8.


Исследователи творчества Гоголя связывают Крипту капуцинов в Риме с написанием «Мертвых душ».

Гоголь прекрасно знал Рим, его достопримечательности и святыни, его «седые дряхлые чудеса», и никак не мог миновать упомянутого кладбища. Невероятно чуткий ко всякому художеству, и тем более, проникнутый религиозно-мистическим вдохновением, стоило ему однажды побывать у капуцинов, несомненно, был охвачен сильнейшими чувствами.
Но у этих минут не должно быть свидетелей: Гоголь никогда не поведет своих спутников туда, где могут заметить, как содрогается он в восторге и страхе.
Встреча с почившими монахами в Риме обернулась тем, что сдвинулись с места «Мертвые души» и полетели по России.
А в изобретенной Гоголем обложке для «Мертвых душ» угадываются орнаменты, покрывающие стены Крипты капуцинов…

Похожие публикации