Ноев ковчег карандашом. Рисуем ноев ковчег

Продолжим тему библейских сюжетов в изобразительном искусстве. Эта часть посвящается одному из важнейших сюжетов Книги Бытия - Великому Потопу и его персонажам - патриарху Ною и его сыновьям: Симу, Хаму и Афету.
Ной был потомком Адама и Евы через одного из их сыновей - Сифа. Кстати, к вопросу о том является ли все человечество потомками убийцы Каина. Как видите, нет. Это видно прежде всего из истории Потопа.
Обычно Ной изображался в виде белобородого старца. Будучи первым после Адама среди ветхозаветных патриархов, Ной, согласно теологическим построениям, является одним из патриархальных "типов" Христа. А Потоп ранними отцами Церкви и апологетами уподоблялся таинству христианского крещения. Ноев ковчег был частым сюжетом в христианской искусстве с самых ранних времен. Так, в римских катакомбах он олицетворял новую христианскую концепцию Воскресения, поскольку обращенные уже были, возможно, знакомы - через греческую и египетскую мифологию - с ее идеей путешествия умерших на корабле в иной мир. А вскоре корабль как таковой стал общепринятым символом самой христианской Церкви. Например, часть христианского храма, предназначенная для прихожан, так и называется - "неф", т.е., "корабль".

В истории Ноя и Потопа можно выделить четыре основных сюжетных линии:
- Строительство Ковчега;
- Великий Потоп;
- Жертвоприношение Ноя;
- Опьянение Ноя.

Строительство Ковчега (Быт., 6: 14 - 22)

Видя безнравственность рода человеческого, Бог решил уничтожить его и спасти лишь праведного человека Ноя и его семью, приказав ему построить Ковчег и взять на его борт "каждой твари по паре". Как правило, художники игнорировали технические подробности конструкции Ковчега, которые приводятся в Книге Бытия. В ранней христианской живописи в римских катакомбах Ковчег представляет собой просто ящик, похожий на гроб. В искусстве Средневековья Ковчег - это своего рода плавающий дом, а в искусстве Ренессанса он становится настоящим кораблем, и сыновья Ноя изображаются сооружающими его под наблюдением патриарха. А когда Ковчег изображен уже готовым, Ной загоняет на его борт пары животных.

Великий Потоп (Быт., 7: 8 - 19)

Согласно Библии, в начале Потопа дождь лил беспрестанно сорок дней и сорок ночей, пока даже горы не скрылись под водой. Сам же Потоп продолжался 150 дней. Когда же вода начала убывать, Ковчег пристал к горе Арарат. Чтобы узнать, пригодна ли эта земля для обитания, Ной выпустил ворона, который не вернулся. Затем он дважды посылал голубя, который на второй раз вернулся с оливковым листом в клюве. Посланный в третий раз, голубь не вернулся. После этого Ной вывел свою семью и животных, чтобы они "плодились и размножались на земле".
В этом сюжете нечестивые люди, обреченные Богом на уничтожение, изображаются художниками бегущими от поднимающейся воды, пытающимися спастись от неминуемой смерти на деревьях и возвышенностях. Ковчег - плывущим среди бескрайних вод.

Жертвоприношение Ноя (Быт., 8: 20 - 22; 9: 1 - 17)

В знак благодарности Богу за спасение Ной построил алтарь и принес жертву. Эта жертва была Богом принята, и Он сказал: "И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле".
В этом сюжете, как правило, изображается радуга, означающая знак обещания Бога не устраивать более потопов.

Опьянение Ноя (Быт., 9: 20 - 27)

На вновь обретенной земле Ной возделал землю и занялся виноградарством. Однажды выпив слишком много вина, он заснул у себя в шатре голым и пьяным. Таким его увидел Хам, посмеялся над отцом и сообщил об этом своим братьям - Симу и Афету. Эти два сына Ноя пришли с одеждами, приблизились к отцу таким образом, чтобы не видеть его обнаженным и прикрыли его наготу.
"Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих".
Иногда Ной изображается сажающим свой виноград, но наиболее распространенная версия показывает его лежащим в состоянии опьянения рядом с чашей вина. Рядом с ним его сыновья: насмехающийся над отцом Хам и два его брата, укрывающие Ноя плащом.

Ряд христианских теологов видел в осмеянии Ноя прообраз насмехания над распятым Христом. А иудейские комментаторы утверждают, что Хам не просто посмеялся над своим обнаженным отцом, но и кастрировал его. Они утверждают, что этот момент был намерено опущен в Книге Бытия.

Продолжение следует.

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

В последнее время мы рисовали сказочных персонажей и делали из сказочных сюжетов педагогические выводы, иногда неожиданные, иногда лежащие на поверхности. Но сейчас, когда наступил Великий пост, у меня появилось желание говорить о вещах более серьёзных, чем простые сказки. И вместе с тем возникло опасение, что читатель может поставить истории Священного Писания на один уровень с человеческим вымыслом, понизив таким образом значение и смысл богодухновенных словес. Поэтому считаю своим долгом предостеречь вас заранее от этой оплошности.

Итак, всем известно, что судно для спасения от Всемирного потопа строил не профессионал, а любитель. Его и любителем-то назвать было нельзя, поскольку Ной (а речь сегодня пойдёт именно о нём) никогда раньше и не помышлял о масштабном кораблестроительстве. Но он не имел привычки спорить с Создателем, поэтому покорился и поверил необоснованной с человеческой точки зрения угрозе (ведь люди на тот момент ни разу не наблюдали дождь).

Время в те дни шло размеренно, погоды стояли благоприятные, и роса каждое утро умывала богатые на урожай поля. Люди были общительны и, за неимением дистанционных способов коммуникации, быстро учились друг у друга и хорошему, и плохому.

Но, как нам известно, дурные традиции куда более устойчивы, чем добрые помыслы. К сожалению, на земле, уже осквернённой к тому времени братоубийством, довольно скоро человеческие привычки стали невыносимыми для сердца, сохранившего в себе добродетели. Благо, у Ноя были надёжные тылы – его супруга и три женатых сына. Итого в его доме проживало восемь человек, считая самого Ноя.

До потопа люди жили не в пример долго, поэтому строительство шло неспешно – более ста лет. И хоть Ной прямо отвечал на вопросы соседей, ничего не утаивая и не присоединяя к словам Господа, кривотолков ходило много. А уж сколько насмешек вытерпело благочестивое семейство! Не раз и не два умылись слезами женщины дома Ноя от едких людских комментариев и от страха перед будущим. Благо, хоть младенцев во время строительства у них не рождалось.

Так вот, пока мужчины плотничали, женщины готовили провиант для внушительной «команды» плавучей обители. Ведь кроме людей на ковчег должны были взойти, вползти, влететь и запрыгнуть по паре каждой твари земной. А если говорить точнее, то нужно упомянуть, что так называемого чистого – пригодного для жертвоприношений – скота должно было прибыть по семи, мужеского пола и женского. Так повелел Господь.

В назначенный час люди и звери расположились в чреве корабля. Семь дней ничего не происходило. Женщины вопросительно смотрели на мужей. Ной молился. Наконец воды потопа пришли на землю. Небеса потемнели, и в них будто открылись окна для дождевых потоков. Ной хотел было спасти кого-нибудь из соседей, но Бог затворил двери ковчега. Не тебе, человече, знать суды Божии.

Дождь шёл сорок дней и сорок ночей, люди и животные засыпали и просыпались под звук шумящей стихии. Ещё сто пятьдесят дней вода прибывала, чтобы скрыть даже самые высокие горы. И лишь внутри ковчега теплилась жизнь: переговаривались люди, жевали свою жвачку животные, пели на все лады птицы. Шуршали ящерицы, стрекотали кузнечики. Жужжали мухи, разминая крылья. Корабль существовал как сложноорганизованная система, как великий биогеоценоз, как семя земли, ждущее благоприятного времени, чтобы раскрыться, выпустить жизнь и снова распространить её по лицу планеты…

Итак, изобразим Ноев ковчег!

Нам потребуются:

— Основа – лист ватмана или тонированная бумага для работы пастелью (продаётся в магазинах для художников);
— Упаковочный картон (3-4 кусочка размером примерно А4);
— Белая бумага для рисования фигурок животных и людей;
— Цветные карандаши;
— Ножницы, клей-карандаш, двусторонний скотч.

Первым делом освобождаем картон от верхнего слоя так, чтобы наш «стройматериал» напоминал дерево. Вырезаем части ковчега. Как нам известно из Библии, это судно имело три «этажа». Упаковочный картон довольно сложно приклеить к основе каким-либо клеем, поэтому на этапе сборки композиции лучше использовать двусторонний скотч.

Затем рисуем разных животных – какие лучше получаются. Изображаем семью Ноя. Вырезаем получившиеся фигурки и располагаем их на ковчеге. Всё, можно украшать детскую новой картиной!

Дом, в котором проходит раннее детство, всегда запечатлевается как нечто священное, устойчивое к внешним бурям. Воспоминания о бытовых неприятностях, нестроениях в жизни родителей часто сглаживаются, и хранить в памяти хочется какие-то светлые, добрые моменты. Как ты сидишь на коленях у папы. Или как мама читает сказку, а бабушка жарит блины. Как дед приносит домой живого кролика или устанавливает ёлку. Каждый, я уверена, может вспомнить подобные греющие душу эпизоды.

Рассказывая в воскресной школе притчу о блудном сыне, мне так хотелось сказать: «Дети, всегда помните, что родители примут ваши просьбы о прощении. Не бойтесь признаваться нам в своих проступках!» Хотелось, но не повернулся язык, и мы обошли стороной этот момент. К сожалению, я не могу обещать такого даже своим детям. Привычки общаться на ходу, больше спрашивать, а не давать, строго взирать, стыдиться плодов своего воспитания перед людьми не дают возможности полноценно понимать и принимать детей. Да, ребятишки шумны, неуклюжи, от них бардак и дыра в кошельке. Они не дают нам личной жизни. Они наше зеркало, и тем стыднее в него смотреть.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы - Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля.


Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока. Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: «…ковчег остановился на Араратских горах». Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.

Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы - в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки. При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат. Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.


Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника. На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, «просмолены были тщательно снаружи и внутри». В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда рится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: «триста локтей длиной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой».

Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий. Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды. Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.


Эдвард Хикс. «Ноев ковчег»

Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта «защита» проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины. Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды. Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.

Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи. Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н. э. писал: «…корабль, который в Армении опустился на грунт», и, кроме того, упоминал: «…смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты». Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении… там люди набирают смолу для изготовления амулетов». В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами. Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе.

Иосиф Флавий в своей «Истории иудейской войны» делает такое интересное замечание: «Армяне называют это место „причалом“, где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части». Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова «Хроники мира», называл гору Барис: «…в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время». Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. В его книге «Путешествия венецианца Марко Поло» имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: «…Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных».

Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге «Путешествие в Московию и Персию» писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень».

Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас i монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследовател«Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: «Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему…» Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне. Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Ж. Ф. Парро, который предпринял первое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению, они обнаружили ковчег». Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих…

В 1876 году лорд Брайс на высоте 13 тысяч футов (4,3 километра) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 метра). В 1892 году архидиакон Нури вместе с пятью сопровождающими наблюдал «большое деревянное судно» вблизи вершины. Правда, «его свидетельство осталось неподтвержденным. В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата с аэроплана «лежащее большое судно». Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована. По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к нию, ее результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками.

Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение». Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500×80 × 50 футов (165×25 × 15 метров) с костями морских животных. Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет!

Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не нашел. Семидесятилетний «Бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет… История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений.

Параллельно с «сухопутными» экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС «Старс энд страйпс». Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков.


(Фотография Дюрупинара, сделанная турецким лётчиком в 1957 г.опубликована: * Американский Журнал en:Life magazine:Life в 1957 г. *

Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то кораблеподобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете ам(риканец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: «Громадная грузова телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высок наверху, на горе, была хорошо заметна». Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией «Earth Research Technikal Satellite» (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата. На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, «очень похожий по своей форме и размерам на ковчег».


Ноев Ковчег на государственном гербе Армении

Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте. Однако ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении невозможно вполне уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину скрыт под снегом или находится в тени скальных выступов. В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, чаще всего - старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из них твердо убеждены, что ковчег легко можно найти: «Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега». Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера.

Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег. Может быть, сейчас, в связи с общем потеплением международного климата, экспедиции на Арарат возобновятся? А пока остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании исследователей.

Араратская аномалия - это первый Ноев ковчег на высоте 4275 метров (по некоторым данным - 4725 метров). Теперь вернёмся вновь на землю. На земле неожиданно обнаружился и второй ковчег - на высоте около 2000 метров и примерно на 20 км южнее «Аномалии».

В 1959 году турецкий пилот Куртис сделал необычный снимок объекта, похожего на корабль. Его длина составляет около 160 метров, ширина - 59 метров, высота - 15 метров. Эти размеры почти совпадают с размерами, указанными в библейских преданиях (в библии длина составляла 300 египетский локтей или 515 футов(156,97 м), ширина составляет 59 локтей или 30,87 м, высота - 20 локтей или 10,46 м).

Американец РонУайтт, изучив снимки, предположил, что это и есть легендарные остатки ковчега, и в 1977 г. отправился в экспедицию к этому месту. Экспедиция использовала металлоискатели, подземный радар-сканер с самописцами и проводила химические анализы - все это дало поразительные результаты.

С правой стороны в районе кормы видны вертикальные выступы, торчащие из глины, далее эти выступы расположены через равные расстояния. Химический анализ показал, что органика древесины замещена минеральными веществами, но форма и внутренняя структура дерева сохранилась, хотя внешне по виду это камень (окаменевшие деревья находят по всему земному шару, так что это вполне могло произойти и с ковчегом).

Геологи экспедиции считают, что объект сейчас находится ниже своего первоначального расположения примерно на милю, так как его отнесло селевым потоком при землетрясении 1948 года, что подтверждают местные жители. Они говорят, что ковчег «чудесно» появился примерно в это время, раньше они знали о существовании ковчега, но его не замечали.

Предполагается, что все надстройки судна обрушились в корпус и со временем превратились в окаменелый мусор. При сканировании радаром была выявлена его внутренняя структура, обнаружены симметричные линейные образования (перегородки?). При помощи бура Уайтом были получены «пробы из трюма». Лаборатория GalbraithLabs, куда они были направленны, показала наличие в них навоза, кусочков рога и животной шерсти (?). При исследовании окаменелого дерева было обнаружено, что некоторые образцы состоят из проклеенных трёхслойных досок, как при производстве фанеры, а снаружи доски были когда-то покрыты битумом.

Также были обнаружены стержни, вбитые в окаменелую древесину (?), которые оказались из железа! Металлоискатель обнаружил также странные заклёпки, в которых содержались железо, алюминий и титан. Этот сплав образует тонкую плёнку оксида алюминия, защищающую от коррозии, а титан придаёт прочность - и это технологии каменного века?

В нескольких километрах от ковчега Уайт обнаружил огромные якорные камни с высверленными в них отверстиями, через которые они привязываются к судну конопляной верёвкой - общепринятая в древности практика мореплавателей. На камнях были найдены изображения восьми крестов, якобы символизирующих восемь человек, спасшихся от потопа, а также разрушенную каменную глыбу, на которой были изображены 8 человек, плывущих в лодке (есть предположения, что гравировку сделали паломники). Возраст камня составил примерно 5000 лет.

Все эти открытия оставили археологов равнодушными. Тем не менее, предприимчивые жители близлежащего городка с древним названием Насар в 1987 году возле найденного Уатом ковчега открыли центр для туристов - приезжайте и смотрите!

Американский исследователь Ричард Брайт, который с 1984 года предпринял ряд экспедиций на Арарат, даже сделал рисунок Ноева ковчега по воспоминаниям тех, кто, по их утверждению, видел его, хотя качественные снимки были бы убедительней. Вероятнее всего, это рисунок ковчега с Араратской аномалии.

В 1985 г. американским предприниматель Т. Макнеллис, житель Германии, путешествовал по предгорьям Арарата и беседовал с местными жителями. Многие из них убеждены, что ковчег легко можно найти. «Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдёте до ковчега». Как просто! Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, и сейчас он спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера. Ещё один ковчег?

Американский астронавт Джеймс Ирвин также был увлечён поисками ковчега. В 1989 году во время очередной экспедиции на Арарат он заснял на видеоплёнку необычный коричневый предмет, напоминающий большой ящик. После просмотра плёнки некоторые западные учёные высказали предположение, что это действительно ковчег, но и скептики все же не молчали. Опять Аномалия?

В 2004 году российская команда «Космопоиск» предприняла экспедицию к обоим ковчегам и признала ковчег на высоте 2000 метров «естественным образованием», тогда как ковчег в араратской «аномалии» - настоящий. Тогда, в 2004 году, осень оказалась самой жаркой, как минимум, за последние полвека. Местные старожилы тогда впервые за всю свою жизнь увидели издалека, от подножья, на вершине Арарата тот самый объект, который впервые в том же сентябре увидела (сначала также от подножья, потом и вблизи) экспедиция «Космопоиска».

Но разве не могло быть нескольких ковчегов? Глупо предположить, что все допотопное человечество построило только один ковчег и спасся только один Ной, да и у Блаватской находим упоминание о «варах», на которых спаслось множество людей.

В 2009 году китайские археологи совместно с турецкими археологами (группа из 15 человек) прибыли экспедицией на Арарат, и 27 апреля 2010 года объявили о легендарной находке агентству «Франс-пресс». Исследователи утверждали, что они не только нашли останки Ноева ковчега, но и побывали внутри. Вблизи вершины Арарата исследователи нашли погребённые под снегом семь деревянных отсеков, в которых, якобы, размещались различные виды животных. По словам китайцев, найденные ими секции были сколочены из кипарисовых планок, каждая в 20 см шириной, а между собой планки скреплены шипами. Возраст конструкций составляет 4800 лет, на основании проведённого в Иране радиоуглеродного анализа. Всё это они запечатлели на фото и видео. Правда, они не разглашают точного местонахождения находки. Внушает подозрение и тот факт, что размеры их ковчега составляют всего 12 м х 5 м, что для ковчега несколько маловато. Версию о том, что найденное сооружение могло быть разрушенным жилищем, исследователи исключают на том основании, что «данное место необитаемо».

Как сообщила газета «Хюрриет» со ссылкой на администрацию провинции Агры, власти Турции не подтвердили заявление об обнаружении на горе Арарат остатков Ноева ковчега (высокопоставленный представитель администрации турецкой провинции заявил:«Китайские учёные, якобы, проводили здесь исследования и в 2007-м, и в 2009-м годах, однако никаких доказательств этого нет!»).

Так или иначе, но человечество без ковчега обходиться не желает, и в Гонконге китайскими миллионерами-евангелистами с соблюдением всех библейских пропорций был построен Ноев ковчег. Братья Квок - представители крупнейшей в Гонконге строительной компании SHKP. Они построили ковчег длиной 137 м и создали 67 пар скульптур из стекловолокна, изображающих животных. Ковчег площадью 27 тысяч квадратных метров находится на острове Ма-Ван, на этажах ковчега разместились ресторан, выставочный зал, отель, театр, кинозал, тематический парк и прочие прелести.

Другой ковчег был построен в 2007 г. на горе Арарат организацией Greenpeace. Его появление должно было привлечь внимание общественности к негативным климатическим изменением.

Последний ковчег в натуральную величину строят скандинавы к Олимпиаде-2012 года в Лондоне. Посмотрим.

Похожие публикации