Великобритания по отношению к соседним странам. Положение по отношению к соседним странам

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ "ОЩЕПКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

Характеристика Великобритании

Выполнила: Рогалёва Марина

ученица 11 класса

Преподаватель: Майшев А.Н.

р. п. Пышма - 2011 г.

Государственное устройство

Великобритания - парламентская монархия. Формально страной правит монарх (с 1952 года - Королева Елизавета II), но фактически высший законодательный орган - парламент, который включает в себя королеву, палату общин и палату лордов. Палата общин представляет собой общенациональное собрание, избирается раз в пять лет. Палата лордов - аристократы, принцы крови, наследные пэры.

Положение по отношению к соседним странам

Страна расположена на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию исторической части - Англией. Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Великобританию окружает Атлантический океан с северной и с западной стороны. Через просторы этого океана данная страна "соседствует" с Исландией на севере.

С востока берега "туманного Альбиона" омывают воды Северного моря. Соседствующими странами с этой стороны являются Дания, Нидерланды и Бельгия.

Самой близкой страной-соседкой является Франция. Она граничит с Великобританией с южной стороны и отделена от берегов Соединённого королевства проливом Ла-Манш.

На западе Великобритания отделена от основной части Ирландии Ирландским морем и проливом Святого Георга.

Природные условия

Климат Соединенного Королевства весьма мягкий. Мягкость климата объясняется главным образом влиянием Северо-Атлантического течения (продолжения Гольфстрима), приносящего теплые воды к западному побережью Европы. На этих широтах преобладает западный перенос ветров, и, таким образом, с Атлантического океана летом поступает прохладный, а зимой - теплый воздух.

Хотя различия температур совсем невелики, зимы на западном побережье Соединенного Королевства теплее, чем на восточном. Зимы становятся все менее благоприятными по мере продвижения к северу вдоль восточного побережья, где дуют промозглые влажные ветры с холодного Северного моря.

Мороз и снег не являются необычными явлениями, особенно на больших высотах, однако на низменностях в обычную зиму температуры ниже 0° С держатся лишь 30-60 дней в году, а снег - всего 10-15 дней. В Лондоне снег лежит на земле всего около 5 дней в году.

В обычные годы во всех районах Великобритании выпадает достаточно осадков для ведения сельскохозяйственных работ, а в некоторых горных районах они даже избыточны. Сезонные и годовые колебания выпадения осадков незначительны, засухи бывают редко.

Преобладает довольно пасмурная погода, так как большая часть осадков выпадает в виде постоянно моросящих дождей, а не ливней, и солнце не показывается много дней в году.

На этих широтах летние дни длинные, а зимние - очень короткие. Дефицит солнечного света зависит скорее от сплошной облачности, чем от туманов. Влажный сырой туман фиксируется в Лондоне в среднем 45 дней в году, преимущественно в январе и феврале, а в большинстве портов насчитывается от 15 до 30 туманных дней каждый год, причем туман может парализовать на пару и более дней все движение транспорта.

Природные ископаемые

Ценных природных ископаемых на территории Великобритании не так уж много. Однажды важнейшая добыча железной руды теперь снизилась практически до нуля. Другие экономически важные ископаемые руды включают свинец, добыча которого удовлетворяет потребности экономики лишь на половину, и цинк. Достаточно много других ресурсов, таких как мел, известь, глина, песок, гипс.

С другой стороны, Великобритания обладает большими запасами ресурсов энергии, включая нефть, природный газ и уголь, чем любая из стран Европейского Сообщества.

Открытие залежей нефти в Северном море привело к стремительному развитию нефтедобывающей промышленности. С начала работы в 1975 году количество добытой ежегодно нефти увеличивается с каждым годом, что сделало Великобританию практически самодостаточной в плане потребления нефти, и даже ее экспортером. При среднем уровне добычи 2,6 миллионов баррелей в день Великобритания занимает шестую строчку мирового производителя нефти. Запасы нефти в Великобритании достигают цифры 770 миллионов тонн. великобритания устройство население экономика

С началом добычи природного газа в 1967 году уголь в городах постепенно заменили на газ, а по всей стране построили газопровод. Запасы натурального газа оцениваются в пределах 22,7 триллионов кубических футов.

Население

Согласно первой переписи населения Великобритании, проведенной в 1801, население Англии и Уэльса составляло почти 9 млн. человек, а Шотландии - более 1, 5 млн. На протяжении 19 в. население увеличивалось ежегодно на 1-1,5 %, но в 20 в. его рост замедлился, а к середине 1970-х практически остановился.

Рождаемость и смертность

В течение 1970-х годов уровень рождаемости в Соединенном Королевстве снизился и достиг уровня смертности. От уровня рождений 1969, составлявшем 16,7 человек на тысячу жителей, он упал в 1977 до 11,8. Однако в последующие годы уровень рождаемости медленно повышался.

Возрастная структура населения

Из-за низкой смертности в 1930-е годы, а затем с конца 1950-х годов доля населения активного возраста была сравнительно небольшой - в 1980-е годы она составляла лишь около 63 %, и ожидалось еще большее снижение. На долю детей до 16 лет приходилась всего 22 %. Пожилые люди, особенно в возрастной категории после 85 лет, заметно увеличили свою долю в общем населении. Их число выросло и в абсолютных значениях. Сегодня в Британии живет 9 млн. британцев, чей возраст равен или превышает 65 лет.

Распр еделение населения и плотность

Если исключить Большой Лондон, южное побережье Англии и территорию вокруг Белфаста, можно смело утверждать, что большинство граждан Соединенного Королевства живет в городах, возникших рядом с разработками угля. Приблизительно 90 % населения живет в городе, более одного жителя из трех проживали в одном из восьми городских регионов, которые британцы называют "большими городами" (т.е. городами с пригородами). Каждый такой мегаполис возникает на базе крупного города; за исключением Лондона, все они находятся рядом с крупными угольными бассейнами.

В Великобритании выделяются 9 густонаселенных районов. Большой Лондон с центром в Лондоне является политической, торговой, финансовой и культурной столицей Соединенного Королевства; его население составляет по оценкам около 7 млн. человек. В Уэст-Мидлендсе таким мегаполисом является Бирмингем и "Черная страна", район металлообрабатывающей и легкой промышленности. Графство Ланкашир с двумя мегаполисами - Мерсисайд (долина реки Мерси) и Большой Манчестер - расположено на северо-западном конце густонаселенного пояса, проходящего по диагонали через Англию от Лондона через Бирмингем.

В низменной части Шотландии расположена столица Эдинбург и промышленный район Центрального Клайдсайда, с центром в Глазго. Долины рек Лаган и Банн в Северной Ирландии расположены вокруг Белфаста - современного промышленного города и столицы Северной Ирландии. Южный Уэльс - угледобывающий и промышленный район, где люди живут в маленьких городках, вытянутых вдоль глубоких узких долин с угольными разрезами. На южном берегу от Портсмута до Истборна расположены курорты и зоны отдыха, а также важные портовые города Саутгемптон и Портсмут.

На противоположном конце от густонаселенных регионов находятся почти незаселенные территории - большая часть центрального Уэльса, северные Пеннинские горы и Озерный край, южное побережье и горный массив.

Хозяйство

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна (доля ВВП: промышленность 24,1 %, сельское хозяйство 1,8 %), которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-фрахтовой и другой коммерческой деятельностью.

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые вместе дают 26 % валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Великобритания остаётся крупной, богатой страной с высоким уровнем как экономики, так и хозяйства. Великобритания остаётся одним из основных экспортёров капитала в развивающиеся страны (преимущественно в страны Персидского залива и Зарубежной Европы). Страна продолжает занимать одно из первых мест в мире по уровню хозяйства.

Промышленность

Наиболее важными секторами промышленности являются машиностроение, пищевая промышленность (включая производство безалкогольных и спиртных напитков), табачная и химическая промышленности, бумажная и печатная промышленности, легкая промышленности. Наиболее быстро развивающимися секторами промышленности стали химическая, лесная, мебельная, резиновая промышленности и производство пластиков. Внутри химической промышленности особенно активно стала развиваться фармацевтическая индустрия. Пищевая и легкая промышленности, а также машиностроение в целом работают ниже среднего.

Крупнейшие промышленные районы Великобритании, это Средне-Шотландский (на севере страны), Южный Уэльс (западное побережье). Такие промышленный районы, как Лондонский, Мидленд, Северо-Восточный, Ланкашир, находятся в границах "центральной оси" развития, где сосредоточено около половины всего экономического потенциала региона.

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3 % работающего населения страны. Великобритания производит боле половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 % и 23 % стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти.

Наиболее важными злаками являются пшеница, овес, рожь (в основном северные восточные районы распространения). Значительная часть злаков идет на прокорм скота, однако остальное идет на производство хлеба, крупы и т.д. В животноводстве наиболее важными является рогатый скот.

Транспорт

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 90 % общего грузооборота приходится на морской транспорт.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж, причем лондонский и ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов.

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов число авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также грузовые перевозки воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями почти со 100 странами мира. Пять крупнейших аэропортов страны - расположены в районе Лондона (Хитроу и Гэтвик), а также Манчестера, Лутона и Глазго - обеспечивают 3/4 всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр-Дюнкерк и Харидж-Остенде), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Также с Францией Великобритания соединена с помощью Евротоннеля под Ла-Маншем - железнодорожным двухпутным тоннелем, длиной около 51 км, из которых 39 км под проливом Ла-Манш. Благодаря тоннелю стало возможно посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут; в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает железнодорожный и во сколько же раз - каботаж. В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то же время у нее еще мало современных автострад, а дороги остаются самыми перегруженными в мире.

Основные экономические районы

По условиям развития в Великобритании резко различаются юго-восток - так называемая "Зелёная Англия" - и вся остальная территория, где промышленная революция 18в. создала крупные очаги промышленности на базе ресурсов угля и железной руды.

ЮГО - Восточная Англия поныне остается наиболее земледельческой частью страны. Промышленная роль Юго-Восточной Англии значительно выросла. Она стала одним из важнейших районов концентрации новых отраслей промышленности. В Большом Лондоне имеется значительное число предприятий тяжёлой индустрии-электротехнической, автомобильной, химической и др., сосредоточенных в пригородах. Сельское хозяйство Юго-Восточной Англии специализировано на поставке для Лондона мяса, молока, овощей и фруктов.

Юго-Западная Англия включает гористый п-ов Корнуолл - один из важнейших районов молочного животноводства, развивающегося на базе больших сочных пастбищ. В Корнуолле добываются олово и каолин.

На берегу Ла-Манша находится г. Плимут - военный и торговый порт и центр судостроения, образующий одно целое с Девонпортом. Крупнейший город и порт Юго-Западной Англии Бристоль - значительный центр авиационной и пищевой промышленности.

К северу от "Зелёной Англии" лежат районы тяжёлой индустрии (добыча угля, металлургия, тяжелое машиностроение) и старые районы текстильной промышленности. Они начинаются от полосы угольных и железорудных месторождений, окаймляющих южные отроги Пеннин.

Мидленд - промышленный район, расположенный на центральной равнине, старейший очаг угольной металлургической и машиностроительной промышленности.

Бирмингем - крупнейший центр военной, автомобильной, авиационной, электротехнической промышленности, вагоно- и паровозостроения, производства качественной стали, сплавов и металлоизделий.

Уэльс - гористый полуостров на западе Великобритании, изобилующий пастбищами для овец. В долинах и на побережье развиты молочное животноводство и садоводство. Южный Уэльс - один из важнейших районов угольной промышленности, а также район чёрной и цветной металлургии (в частности производства белой шерсти) и химической промышленности.

Северная Англия - наиболее индустриальная часть страны. В ней расположены 3 крупных промышленных района - Ланкаширский, Йоркширский и Северо-восточный и менее крупный Камберленский. Все они сформировались на базе каменноугольных месторождений. Ланкашир, вместе с прилегающими частями графства Чешир и Дербишир, - крупнейший район хлопчатобумажной промышленности.

Шотландия. На Среднешотландской низменности расположен район каменноугольной и металлообрабатывающей промышленности; центр его - Глазго с судостроительными верфями, машиностроительными заводами, химическими и текстильными предприятиями. В восточной части Средне-Шотландской низменности, наряду с угледобычей, развита лёгкая промышленность. Здесь расположены крупные города - Эдинбург (административный центр Шотландии) и Данди. Северная и Южная Шотландия - отсталые, редконаселённые горные районы, где большие площади заняты под пастбища для овец и охотничьи заповедники. На побережье - рыболовецкие порты, важнейший из них - Абердин. В Южной Шотландии, в бассейне р. Твид развито производство шерстяных тканей.

Северная Ирландия занимает северо-восточную часть острова Ирландия. Здесь распространены посевы пшеницы и льна, развиты молочное животноводство и огородничество. Главный промышленный город и порт Белфаст - центр судостроения и производства льняного полотна.

Внешнеэкономические связи

Оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны, удвоился экспорт капитала, с другой - быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании. Великобритания имеет крупные капиталовложения за границей (около 20 млрд. ф. ст.), основная часть которых приходится в странах Содружества, располагающих большими запасами сырья. В то же время американские, западногерманские и японские монополии усиленно проникают в бывшие английские колонии, а частный американский капитал занимает всё боле прочные позиции в экономике самой Великобритании.

В мировом экспорте высокоразвитых стран Великобритания занимает 5-ое место. Почти в четыре раза вырос "невидимый экспорт". Большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности, синтетические ткани, сталь и текстиль. Экспорт: машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, продукция химической промышленности.

Страна продолжает ввозить натуральный каучук, фосфориты, почти все цветные и редкие металлы, более половины железной руды, а также хлопок, серу, шерсть.

Однако в целом зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья.

Основные внешнеторговые партнёры: страны ЕС, США, Япония. Из стран Содружества Великобритания вывозит многие полезны ископаемые (нефть, металлы.), из США и Японии - машины и оборудование, продукты химической промышленности.

Общий вывод

Великобритания на сегодняшний день представляет собой страну с высокоразвитой, сильной и независимой экономикой. Сейчас Великобритания - высокоразвитое государство, одна из ведущих мировых держав. По объёму промышленного производства она занимает пятое место в мире после США, Японии, Германии и Франции. Но это еще не предел. В Британии ведутся добыча полезных ископаемых, разработка новых способов добычи последних. Благодаря тому, что Британия - это островное государство, она и в нынешнее время остается одной из крупнейших морских держав.

Благодаря своему ЭГП, в Великобритании ещё есть варианты развития. Данная страна может только развиваться и улучшать своё положение в мире.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая информация о Великобритании. Географическое положение, рельеф, население, история, экономика Соединенного Королевства. Социально-экономическая политика правительства. Наука и образование Великобритании. Госэтика, предотвращение коррупции.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Географическое положение Великобритании. Государственный строй, административное деление страны. Этно-религиозный состав населения. Природные ресурсы, общая характеристика экономики Великобритании, состояние туризма. Международная торговля и отношения.

    презентация , добавлен 10.11.2015

    Основные особенности экономико-географического положения Великобритании. Анализ природных условий и ресурсов страны: почва, рельеф, природные ископаемые, климат. Характеристика населения: его национальный и социальный состав. Развитие сельского хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2011

    Историко-географическая характеристика Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Рассмотрение особенностей вестминстерской системы и формы правления государства. Описание Гринвичской обсерватории, евротоннеля, английского лабиринта.

    презентация , добавлен 12.11.2015

    Административно-государственное устройство, культура и религия Великобритании. Состав населения, расселение национальностей по территории государства. Развитие современной промышленности и сельскохозяйственного производства. Отношения страны с Россией.

    презентация , добавлен 07.09.2012

    Государственное устройство страны, малый и большой герб Швеции. Географическое положение и природные ресурсы королевства Швеция. Плотность и занятость населения. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, структура экспорта и импорта страны.

    презентация , добавлен 30.04.2011

    Общие сведения о Великобритании: флаг, герб, государственное устройство; официальный язык; географическое положение; население и религия; природно-ресурсный потенциал и промышленность. Структура импорта и экспорта страны, ее макроэкономические показатели.

    презентация , добавлен 30.11.2012

    Лондон - столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и крупнейший город на Британских островах. Общая характеристика города, планировка и достопримечательности, культура и СМИ, городское управление, экономика и транспорт.

    реферат , добавлен 12.03.2011

    Общие сведения, государственный строй, рельеф, полезные ископаемые, климат, природа и население Великобритании - страны, расположенной на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы. Культура, традиции и современность страны.

    реферат , добавлен 27.09.2011

    Государственный флаг и императорская печать Японии. Географическое положение и административно-территориальное устройство страны. Население: этнический состав, численность, плотность. Государственно-политическое устройство. Экономика, полезные ископаемые.

(86% грузооборота), он обеспечивает международные и внутригосударственные связи. На автомобильный транспорт приходится 75% внутренних перевозок (главная автомагистраль Лондон-Манчестер-Глазго), а на железнодорожный -около 20%. С открытием железнодорожного тоннеля увеличилась роль этого транспорта в международных перевозках. Скоростные поезда преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа. Речные пути используются для целей, а роль трубопроводного транспорта возрастает.

Так как страна островная, велика роль воздушного транспорта. В стране 150 пассажирских аэропортов, которые обеспечивают связь со 120 . Перевозки осуществляются транснациональной компанией «Бритиш эйрвэйз». Крупнейшие аэропорты расположены в Лондоне (Хитроу и Гетвик).

Поскольку Великобритания – государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% на каботаж.

Морской флот Великобритании составляет 9,6 млн. рег. бр.т. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем. Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, и . Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны.

К особенностям экономико-географического положения Великобритании относят размещение государства на островах, а также наличие сухопутной границы лишь с одной державой - Ирландией. Кроме того, в состав Великобритании входят 4 крупные области: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

Физико-географическое положение Великобритании

Великобритания или Соединенное Королевство является островным государством, расположенным на северо-западе Европы. Оно занимает остров Великобритания, северную часть острова Ирландия, а также множество более мелких островов и архипелагов, принадлежащих Британским островам. Кроме того, государству принадлежит несколько островных архипелагов, расположенных в Океании, Индийском и Атлантическом океанах.

Рис. 1. Остров Великобритания.

В давние времена Британские острова были частью евразийского континента, однако таяние ледников и затопление земель привело к образованию Северного моря и пролива Ла-Манш, которые и отделили Великобританию от Европы.

Великобритания расположена в акватории Атлантического океана, который представлен несколькими небольшими морями: Северным, Ирландским, Кельтским и Гебридским.

Площадь Соединенного Королевства составляет 243,8 тыс. кв. км, из них внутренние воды занимаю 3,23 тыс. кв. км. Протяженность государства с севера на юг составляет 966 км, а расстояние в самой широкой его части равна около 480 км. Самой крайней точкой на юге является полуостров Корнуолл, а на севере - архипелаг Шетландские острова.

Все побережье изрезано многочисленными дельтами, бухтами, заливами и полуостровами, в результате чего максимальная удаленность любой точки страны от моря не превышает 120 км.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Побережье Великобритании.

У побережья глубина моря составляет порядка 90 м, поскольку Британские острова расположены на континентальном шельфе - приподнятом морском дне, соединенным с материком. Теплое течение Гольфстрим поддерживает достаточно высокую температуру воды на территории шельфа, благодаря чему климат на островах гораздо мягче даже с учетом их северного расположения.

Границы Великобритании

Соединенное Королевство имеет сухопутную границу лишь с одним государством - Республикой Ирландией, занимающей южную часть острова Ирландия, в то время как северная его часть принадлежит Великобритании.

Все остальные границы страны - морские:

  • на юге Великобританию отделяет от Франции пролив Ла-Манш;
  • на юго-востоке островное государство отделено от Бельгии и Норвегии мелководным Северным морем.

Большую роль в сообщении Великобритании с материковыми европейскими государствами играет пролив Ла-Манш, который часто называют Английским каналом. В конце ХХ века по его дну был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. Кроме того, связь между странами осуществляется воздушными и водными путями.

Характеристика ЭГП Великобритании

1)Великобритания (Объединенное Королевство)- островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря.

В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

2) На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса - остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова. С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря.

Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

3) Основными источниками энергии являются уголь и нефть, в меньшей степени - природный газ. Угледобывающая промышленность является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании. Основные районы угледобычи - Кардифф, Южный Уэльс и Центральная Англия (Шеффилд).

Для Великобритании характерен умеренный и достаточно влажный климат. Поэтому большая часть используемых сельских угодий занята пастбищами (около 80%). Меньшая часть территории занята сельскохозяйственными культурами, которые в основном выращиваются в Восточной Англии. Одной из основных культур является сахарная свекла, выращиваемая в Восточной Англии и Линкольншире, где расположены основные заводы по переработке сахара. Важными посевными культурами являются также пшеница, ячмень, овес, выращиваемые в Англии, Северной Ирландии и на восточном побережье Шотландии.

Молочное животноводство играет тоже важную роль в сельском хозяйстве Великобритании. Разведением молочного скота занимаются преимущественно на юго-западе Англии.

Поскольку Великобритания издревле является морской державой, традиционным промыслом считается рыболовство. Основу промысла составляет треска, камбала, сельдь, сиг, форель, устрицы и крабы.

4) Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом- девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

Характеристика ЭГП

Великобритания (Объединенное Королевство)– островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря. Общая площадь Великобритании составляет 244 017 кв. км. Население Великобритании – 58 395 тысяч человек.

Официально страна называется Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Последняя расположена на одном острове с Независимой Республикой Ирландия. Таким образом, общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса – остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока – водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией – ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции – пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом - девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

Современное административное деление Великобритании

Великобритания – одна из наиболее густонаселенных и высоко урбанизированных стран в мире. В среднем на 1 кв.м.ее площади приходится 230 человек. Однако по территории страны население распределяется очень неравномерно. Основная часть жителей Великобритании сконцентрирована в Англии, обладающей наиболее удобным географическим положением, благоприятными природными условиями и играющей ведущую экономическую роль на протяжении всей истории Британских островов. Здесь средняя плотность увеличивается до 356 человек на 1 кв. км. В пределах самой Англии наиболее густо заселен основной промышленный пояс страны, вытянутых вдоль оси Лондон-Ливерпуль: в этом поясе живет половина всего населения Великобритании. Самые же малонаселенные районы находятся в Шотландии с ее суровыми по сравнению с другими частями страны природными условиями и менее развитым хозяйством. На 1 кв. км. Здесь в среднем проживает 86 человек, причем население концентрируется в основном на побережьях, в долинах и низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга), в то время как некоторые высокогорные районы практически безлюдны.

К концу ХIХ в. 3/4 населения Великобритании проживало в городах, и преобладающим типом населения уже тогда были большие конурбации. С начала ХХ в. идет интенсивное переселение сельских жителей в города, где проживает теперь почти 4/5 населения страны. Провести границу между городскими и сельскими поселениями в такой высоко урбанизированной стране, как Великобритания, трудно. Многие деревни превратились в "спальни" близлежащих городов: сельские жители ежедневно ездят в города на работу.

Всего в Великобритании около тысячи городов. Половина городских жителей страны концентрируются в семи конурбациях. Одна из них - Центральный Клайдсад (1,7 млн. человек) - находятся в Шотландии, а остальные в Англии. Это Тайнсад, в котором проживает 0,8 млн. человек, Западный Мидленд (2,4 млн.), Юго-восточный Ланкашир (2,3 млн.), Западный Йоркшир (1,7 млн.), Мерснсайд (1,3 млн.) и Большой Лондон(7 млн.). Свыше 1/10 горожан живет в городах с население более 200 тысяч человек в каждом, из них Шеффилд и Эдинбург имеют более чем по полмиллиона жителей. К средним в Великобритании относится 75 городов с население от 50 до 100 тыс. человек. Пять конурбаций и половина всех больших и средних городов страны сконцентрированы в промышленном поясе вдоль оси Лондон-Ливерпуль, который часть называют мегаполисом.

Одно из последствий развития конурбаций и особенно их центральных городов - непомерно высокая скученность населения. В связи с этим предпринимаются меры по их разгрузке: часть избыточного населения переселяется в пригороды или в новые расширяющиеся средние города.

В "иерархии" британских городов Лондон, несомненно, занимает первенствующее положение как столица, главный политический и культурный центр страны, один из её крупнейших промышленных центров, самый большой морской порт и ведущий город наиболее важного экономического района Великобритании - Южной Англии. Кроме Лондона многие "столичные" функции выполняют ещё 10 городов Великобритании: Эдинбург, Кардифф и Белфаст как столицы соответственно Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; Глазго, Ньюкасл, Лидс и Бредфорд, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд и Ливерпуль - как центральные города конурбаций и региональные центры. Кроме того, свыше 150 городов по численности жителей и той роли, которую они играют в жизни близлежащих территорий, стоят выше основной массы городов. Эти города называются "Сити", все же остальные - "таун".

Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь важное место, как в Великобритании, в которой из 100 больших городов 44 - приморские. Лондон возник, прежде всего, как морской порт для торговли с континентальными европейскими государствами; черезГуль (Халл) издавна велась торговля со странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль служили "воротами в Новый свет. Вблизи крупных промышленных центров располагаются приморские города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона, Блэкнул - у Ланкширского угольного бассейна, Скарборо - на побережье Йоркшира. Вся первоначальная застройка тяготела к морю. У побережья строились все специализированные квартиры и уже дальше - жилье.

Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры: Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо и др. Развивающаяся промышленность требовала все больше рабочих рук, и рабочие кварталы, спешно застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были трущобами. Дома для рабочих строились по единому стандарту. Чаще всего это однообразные "террасы" - ряды стоящих впритык однотипных домов. Монотонность рабочих кварталов в промышленных городах нарушается лишь огромными закопченными зданиями фабрик и заводов, складами и газораспределительными станциями. Железная дорога здесь, как правило, идет до самого центра города и служит как бы его "скелетом". Старые кварталы промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой промышленная зона отделена от жилой.

До самого последнего времени все города Великобритании росли преимущественно вширь, так как малоэтажная застройка дешевле и больше соответствует вкусам и традициям британцев. До сих пор еще некоторые неохотно селятся в многоквартирных домах, поскольку это означает жить без своего, пусть даже крошечного, садика. Города все более расширяют территорию за счет роста пригородов, поглощая и без того дефицитные земельные ресурсы. Только в последнее десятилетие в британских городах стали появляться многоэтажные многоквартирные дома, однако жилье в них очень дорого. Поэтому большинство британцев продолжает жить в старых домах, многие из которых были построены еще в прошлом веке. Острый жилищный кризис, сопровождаемый ростом квартирной платы, - одна из наиболее серьезных социально-экономических проблем страны.

В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В низменной восточной части Англии население живет преимущественно в деревнях. Формы деревень разнообразны: чаще звездчатого плана, реже рядовой, уличной планировки.

Повсюду много средних по размерам ферм, на которых ведется хозяйство без применения наемного труда. Мелкое фермерство сосредоточено главным образом в Шотландии и Уэльсе. Самая плотная сеть деревень - в северо-восточном Йоркшире, где они часто находятся не далее 2,5 км. друг от друга. Исключительно высока плотность сельских и полу сельских поселений в основном промышленном поясе страны и вокруг конурбаций Тайнсад т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут рабочие, занятые на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с деревнями, хуторами и отдельными фермами.

Похожие публикации