Расположение помещений технических средств т на корабле. Как организовать путешествие на грузовом судне

Классификация и расположение помещений

На судне

Классификация судовых помещений

Судовые помещения размещают в основном корпусе, надстройках и рубках (рис.178). Основной корпус включает все помещения и отсеки, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри корпуса.

Помещения, отсеки могут быть образованы:

Основными переборками, палубами и платформами,

Выгородками и платформами в надстройках, рубках и в основном корпусе.

К числу наиболее важных отсеков основного корпуса относят:

- форпик - крайний носовой отсек;

- ахтерпик - крайний кормовой отсек;

- междудонное пространство - пространство между наруж­ной обшивкой и вторым дном;

- трюм - пространство между вторым дном и ближайшей палубой;

твиндек - пространства между соседними палубами основного корпуса;

- диптанк – глубо­кая цистерна, располо­женная выше второго дна;

- коффер­дам – уз­кий нефте- и газонепро­ницаемый сухой отсек, располо­женный между отсеками или цистер­нами для нефтепродуктов и соседними помещениями;

- отсеки главных, и вспомогательных механизмов,

- туннель гребного вала - на судах с МКО в средней части судна и т. п.

Наличие тех или иных из перечисленных выше отсеков на конкретных судах обусловлено назначением и конструкцией судна.

Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки несколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в против­ном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

Основными надстройками на судне являются:

Носовая надстройка- бак - уменьшает заливаемость палубы,

Кормовая надстройка- ют - увеличивая надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму,

Средняя надстройкаувеличивает запас плавучести.

Рубки меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или на надстройках.

В зависимости от назначения все судовые помещения подразде­ляют на:

Специальные,

Служебные,

Общественные,

Бытового обслуживания,

Пищеблока,

Санитарные,

Медицинского назначе­ния,

Мастерские,

Судовых запасов и снабжения,

Отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

Специальные помещения , в зависимости от назначения судна служат для:

Размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах;

Размещения специального технологического оборудования (для обработки рыбы на промысловых судах;

Размещения лабораторий - на научно-исследовательских судах.

К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолетов и помещения для их обслуживания.

Служебные помещения предназначены для обеспечения нор­мальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят:

Помещения главных и вспомогательных механизмов;

Помещения для размещения палубных механизмов и механиз­мов судовых систем:

Румпельное отделение,

Станции углекислотного пожаротушения,

Станции дистанционного замера уровня груза и управления грузовыми операциями,

Станции приема и выдачи топлива,

Вентиляторные,

Помещения кондиционеров и пр;

Рубки, навигационные помещения и посты - рулевая, штур­манская, радиорубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные и аварийные посты, трансляционная, аккумуля­торные, агрегатные и пр.;

Мастерские:

Механические,

Слесарные,

Электро- и радиотех­нические,

Сварочный пост,

Мастерские по ремонту промыслового снаряжения, плавсредств, контрольно-измери­тель­ных приборов и пр.;

Административные помещения:

Судовая,

Машинная,

Грузо­вая канцелярии,

Бюро администратора,

Судовой архив,

Диспетчерская,

Типография и пр.

Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и размещения пассажиров; каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава, команды и обслуживающего персонала, различающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырех человек, обычно называют кубри­ками.

Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, пло­щади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты "люкс", каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров II и III классы обычно заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

Общественные помещения служат для организации и прове­дения различных культурно-массовых мероприятий, коллектив­ного отдыха и питания экипажа и пассажиров. Сюда входят общественные помещения для экипажа и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для занятий, библиотеку. На круп­ных промысловых и научно-исследовательских судах имеются кинозалы; на судах с немногочисленным экипажем показ кино­фильмов обычно проводят в столовых.

К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, куритель­ные, для игр, для отдыха), киноконцертный зал, спортзал, бассейн, библиотеку с читальным залом, детские комнаты.

Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулоч­ные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрослых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и т. д.

К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вести­бюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

Помещения бытового обслуживания оборудуют на пассажир­ских, экспедиционных судах и крупных промысловых базах. К ним относят; ателье бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны, фотоателье, судовые лавки, киоски, камеры хранения и пр.

Помещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столо­вой посуды.

Различают камбузные помещения:

Камбуз для пассажиров,

Камбуз для экипажа,

Пекарня,

Кладовые расходного запаса для камбуза и пекарни,

- подготовительные для разделки мяса, рыбы, овощей, хлеборезка, буфетные, посудомоечные, кладовые посуды и столового белья.

Санитарные помещения подразделяют на:

- санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, дезинфекционную камеру, помещения рабочего платья и пр.),

- санитарно-гигиенические (мужские и женские умывальные, душевые, ванные, бани, санпропускники, туалеты и пр.).

Помещения медицинского назначения включают амбулато­рию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубовра­чебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством людей), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые и пр. Обычно комплекс помещений медицинского обслу­живания на судах называют медблоком.

Помещения судовых запасов и снабжения служат для хране­ния запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят:

- провизионные кладовые - неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлаждаемые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холо­дильные камеры;

- хозяйственные кладовые - для хранения ковров, дорожек, чехлов, спорт- и культинвентаря, кинолент, уборочного инвентаря и пр.;

- шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная, хими­ческая и пр.;

- штурманская и навигационные кладовые - штурманского и навигационного имущества, карт и пр.;

- бельевые и вещевые кладовые.

Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов: нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков, образо­ванных конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны для хранения небольших расходных запасов топлива, воды и масла (так называемые вклад­ные цистерны).

Судовые помещения размещают в основном корпусе, надстройках и рубках.

основной корпус

Основной корпус включает все помещения, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри. Различают помещения, образованные основными корпусными конструкциями, - отсеки и прочие судовые помещения, образуемые выгородками и палубами в надстройках, рубках, а также в основном корпусе.

К числу наиболее важных отсеков корпуса относят: наклонфорпик - крайний носовой отсек; наклонахтерпик - крайний кормовой отсек; наклонмеждудонное пространство - пространство между наружной обшивкой и вторым дном; наклонтрюм - пространство между, вторым дном и ближайшей палубой; наклонтвиндеки - пространства между соседними палубами основного корпуса; наклондиптанки - глубокие цистерны, расположенные выше второго дна; наклонкоффердамы - узкие нефте- и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями; наклонотсеки главных и вспомогательных механизмов; наклонтуннель гребного вала - на судах с машинным отделением в средней части судна, и тому подобное. Наличие перечисленных выше отсеков на конкретных судах обусловлено назначением и конструкцией судна.

расположение судовых помещений на сухогрузном судне:

1 - форпик; 2 - цепной ящик; 3 - диптанк; 4 - грузовой трюм; 5 -грузовой твиндек; 6 - междудонное пространство (двойное дно); 7 - коффердам; 8 - диптанк; 9 - машинное отделение; 10 - коридор гребного вала; 11 - ахтерпик; 12 - ют (кормовая надстройка); 13 -средняя надстройка; 14 - бак (носовая надстройка); 15 - рубки;

надстройки

Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна: или от борта до борта, или так, что их боковые стороны отстоят от бортов не более чем на 0,04 ширины судна.

Надстройки служат не только для размещения в них судовых помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

Носовая надстройка - наклонбак уменьшает заливаемость палубы;
Кормовая надстройка - ют, увеличивая надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму;
Средняя надстройка увеличивает запас плавучести.
Рубки отличаются от надстроек меньшей шириной. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или на надстройках (на военных кораблях рубки, расположенные на верхней палубе, называют надстройками).

судовые помещения

В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарно-гигиенические, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования при обработке рыбы - на промысловых судах; для лабораторий - на научно-исследовательских судах. К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолетов и помещения для их обслуживания.

Служебные помещения предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят:
- помещения главных и вспомогательных механизмов;
- помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем - румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, станция дистанционного замера уровня груза, станции приема и выдачи топлива, вентиляторные, помещения кондиционеров и прочее;
- рубки, навигационные помещения и посты - рулевая, штурманская, радиорубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные посты, аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и прочее;
- мастерские - механическая, слесарная, электротехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту плавсредсв, контрольно-измерительных приборов и прочее;
- административные помещения - судовая, машинная, грузовая канцелярия, бюро администратора, судовой архив, диспетчерская и прочее.

Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и для размещения пассажиров.

Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава и каюты команды, отличающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырех человек, обычно называют кубриком.

Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров каюты II и III классов, как правило, заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

Общественные помещения служат для организации и проведения различных культурных мероприятий, коллективного отдыха и питания экипажа и пассажиров. К этой категории можно отнести общественные помещения для экипажа судна и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны командного состава и команды, столовые комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для спортивных занятий, библиотеку, каюты общественных организации. На крупных морских судах имеются кинозалы.

К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, курительные, для игр, для отдыха), концертный зал, спортзал, бассейны, библиотеку с читальным залом, детские комнаты. Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулочные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрослых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и так далее. К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вестибюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

Помещения бытового обслуживания оборудуют на пассажирских, экспедиционных судах и крупных промысловых судах. К ним относят: ателье бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны, фотоателье, судовые лавки, киоски, камеры хранения и прочие. наклонжПомещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столовой посуды. Различают камбузные помещения (камбуз для пассажиров, камбуз для экипажа, пекарня, кладовые расходного запаса для камбуза и пекарни) и подготовительные (разделочные мяса, рыбы, овощей, хлеборезка, буфетные, посудомоечные, кладовые посуды и столового белья). наклонжСанитарно-гигиенические помещения подразделяют на санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, дезинфекционную камеру, помещения рабочего платья) и санитарно-гигиенические (мужские и женские умывальные, душевые, ванные, бани, санпропускники и туалеты).

Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством пассажиров), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком.

Помещения судовых запасов и снабжения служат для хранения запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят:
- провизионные кладовые неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлаждаемые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры; - хозяйственные кладовые - для хранения ковров дорожек, чехлов, спортивного инвентаря, уборочного инвентаря;
- шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная;
- штурманские и навигационные кладовые - штурманского навигационного имущества, карт и прочего;
- бельевые и вещевые кладовые.

Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов - нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков образуемых конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны, в которых размещают большие, расходные запасы топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны).


ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ СУДНА

Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначенных для размещения на судне главных и вспомогательных механизмов, судового оборудования, судовых запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных постов, бытовых, хозяйственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, от размеров судна, а также предъявленных к нему требований.

На однотипных и близких по размерам судах их общее расположение может быть различным, в зависимости от требований заказчиков. Однако в последнее время в мировом судостроении проводится типизация судовых помещений, и в первую очередь, жилых и служебных помещений.

расположение судовых помещений

Для ориентации местоположения того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений (схема 2).

наименования палуб и междупалубных помещений

1 - второе дно; 2 - вторая платформа; 3 - первая платформа; 4 - третья (нижняя) палуба; 5 - вторая палуба; 6 - верхняя палуба; 7 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта и т. д.); 8 - палуба рубки II яруса (прогулочная палуба); 9 - палуба рубки III яруса (шлюпочная палуба); 10 - палуба рубки IV яруса (нижний, ходовой мостик); 11 - палуба рубки V яруса (верхний, навигационный мостик).

В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно.

В надстройках и рубках (снизу вверх): палуба первого яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки), палуба второго яруса рубки, палубы третьего яруса рубки и так далее. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба салонов, шлюпочная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

Пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном называют наклонжмеждудонным пространством или двойным дномнаклонж. Пространство между вторым дном и ближайшей палубой называют наклонжтрюмом, остальные междупалубные пространства - наклонжтвиндеками.

Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ).

На схеме 3 и 4 показано расположение основных групп помещений на сухогрузном судне и пассажирском судне. Общая компоновка сухогрузного судна описана в публикации «Эксплуатационные и мореходные качества судна».

схема размещения отсеков и основных помещений сухогрузного судна:


I - пики; II - грузовые отсеки; III - междудонные отсеки; IV - диптанки; V - отсеки главных и вспомогательных механизмов;

схема размещения отсеков и основных помещений пассажирского судна:


1 - палуба рубки IV яруса (верхний мостик); 2 - палуба рубки III яруса (нижний мостик); 3 - палуба рубки II яруса (шлюпочная палуба); 4 - II платформа; 5 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта); 6 - верхняя палуба; 7 - I платформа; 8 - второе дно; 9 - палуба II яруса надстройки (прогулочная палуба); 10 - палуба вторая (палуба переборок); 11 - палуба третья;

специальные помещения

Специальные помещения - грузовые трюмы, помещения для обработки и хранения улова и прочее - занимают основную часть объемов корпуса на грузовых, грузопассажирских и рыболовецких судах. Планировка этих помещений определяется требованиями, предъявляемыми к выполнению грузовых операций, хранению и размещению груза, приему, обработке и хранению улова и тому подобное.
Расположению специальных помещений, определяющих эксплуатационно-экономические показатели судна, подчиняют расположение всех других судовых помещений.

служебные помещения

Служебные помещения располагают по всему судну, большей частью в трюме, в оконечностях судна, в рубках на верхней палубе, в помещениях бака и юта, иногда там, где запрещено оборудовать жилые помещения, например, над форпиком и ахтерпиком и ниже ватерлинии. Часть навигационных помещений - рулевую, штурманскую, радиорубку - располагают на мостике; помещение лага и эхолота - на втором дне.

Мастерские располагают обычно в районе машинно-котельных отделений.

жилые помещения

Жилые помещения экипажа на грузовых судах находятся, как правило, в надстройке или под верхней палубой основного корпуса, но не ниже ватерлинии, преимущественно ближе к средней части судна, где менее всего ощущается качка и вибрация от работающих гребных винтов. Исключение составляют грузовые суда с чисто кормовым расположением машинного отделения: здесь все жилые помещения экипажа судна размещают в кормовой надстройке. На пассажирских судах каюты команды размещают в нос, в корму и ниже пассажирских кают, а каюты комсостава - на одном из верхних ярусов надстройки, обычно в районе рулевой рубки (ярусом ниже).

Каюту капитана обычно располагают по правому борту на ярус ниже ходовой рубки. Все каюты штурманов размещают здесь же или ниже ярусом; каюты старшего механика, механиков и машинной команды располагают по возможности ближе к машинному отделению; каюты палубной команды размещают по правому борту, машинной - по левому.

жилые помещения пассажиров

Жилые помещения пассажиров на пассажирских судах располагают по возможности в средней части, преимущественно в надстройках и в верхних твиндеках основного корпуса. Размещать пассажирские каюты ниже палубы переборок не рекомендуется, а ниже ватерлинии - запрещено. Каюты пассажиров, как правило, имеют естественное освещение, однако на крупных судах, перевозящих большое количество пассажиров, имеются каюты и без естественного света.

общественные помещения

Под общественные помещения отводят лучшие районы надстроек и палуб с хорошим обзором. Некоторые общественные помещения - рестораны, театры, закрытый купальный бассейн, спортзал и тому подобное - оборудуют в помещениях, не имеющих естественного освещения.

помещения бытового обслуживания

Помещения бытового обслуживания оборудуют в районе общественных помещений, но они, как правило, не имеют естественного освещения. Помещения пищеблока должны находиться вблизи тех объектов, которые они обслуживают. Так, камбуз или хлебопекарню размещают вблизи столовой для команды, кают-компании или ресторана, обычно на одной и той же палубе, или под ними, с оборудованием специального лифта для подачи пищи из камбуза в буфетные. В свою очередь, провизионные кладовые располагают рядом или на один-два яруса ниже камбуза. При расположении провизионных кладовых обязательно учитывают удобство погрузки провизии на судно с помощью судовых средств.

санитарно-гигиенические помещения

Санитарно-гигиенические помещения размещают в непосредственной близости от жилых помещений или в одном блоке с ними. Банно-прачечный блок размещают в кормовой части корпуса ниже верхней палубы, в районе, не используемом для постоянного пребывания людей.

медицинский блок

Медицинский блок располагают в надстройке, обычно в средней части судна, подальше от основных магистральных коридоров и мест скопления экипажа и пассажиров.

помещения судовых запасов и снабжения

Помещения судовых запасов и снабжения располагают в районе жилых и общественных помещений (кладовые уборочного инвентаря, ковров, дорожек, чехлов, спортинвентаря), а также в районе открытых палуб (кладовые аварийно-спасательного имущества, водолазного имущества). Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, а также водяной балласт размещают в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудуются в районе машинно-котельного отделения и в районе форпика. Форпик и ахтерпик, как правило, используют в качестве балластных цистерн. Расходные топливные цистерны размещают в районе машинно-котельного отделения. Запасы пресной питьевой воды хранят во вкладных цистернах.

При планировке и оборудовании судовых помещений учитывают требования, предъявляемые к этим помещениям в зависимости от их назначения.

Жилые и общественные помещения экипажа и пассажиров должны быть удобны для обитания находящихся на судне людей. Эти требования регламентируются Правилами Регистра Ллойда, а также устанавливаются эксплуатирующими суда ведомствами. Они определяют минимальную площадь, кубатуру и высоту жилых и общественных помещений, а также номенклатуру оборудования, необходимого для создания нормальных бытовых условий. Ширина проходов, уклон и ширина трапов, противопожарные конструктивные мероприятия и другие требования безопасности также регламентируются.

Комсостав размещается в одноместных каютах (схема 5), причем каюты старшего комсостава - капитана, старшего помощника капитана и старшего механика состоят из кабинета, спальни и ванной с уборной. На больших кораблях блок капитана имеет также салон.

планировка жилых помещений экипажа на транспортном судне:


а - каюта комсостава; б - блок капитана; в - каюта команды;

Команда размещается в одноместных каютах и двухместных каютах, имеющих все необходимое для удобного проживания в них людей. Каждая каюта помимо мягких одно- или двухъярусных кроватей имеет диван, стулья (кресло), шкафы для одежды, письменный стол, умывальник с горячей и холодной водой (на современных супертанкерах - душ с санузлом), кондиционирование воздуха, удобное освещение. Все каюты обязательно должны иметь естественное освещение через иллюминатор.

Судовое оборудование отличается морским исполнением, что, в первую очередь, предусматривает нормальное функционирование оборудования в условиях качки. Для этого вся судовая мебель, которую в обычных условиях можно передвигать, имеет штормовые крепления, надежно закрепляющие ее во время шторма к палубе. Судовые койки должны иметь небольшой буртик, предотвращающий падение с койки при качке. На столах по периметру также устанавливаются невысокие буртики. На полках, особенно на полках для посуды, для каждого предмета должны быть сделаны гнезда-крепления. Все прочее оборудование - проигрыватели, телевизоры, телефоны, настольные лампы и т. д. - также снабжают штормовым креплением. Для безопасного прохода по коридорам вдоль переборок устанавливают штормовые поручни. Предусматривают надежное крепление каютных дверей, как в закрытом, так и открытом положении.

Общественные помещения экипажа, располагаемые вблизи кают, оборудуют с таким расчетом, чтобы обеспечить экипажу хорошие условия для отдыха, приема пищи и развлечений.

Еще более комфортабельные жилые и общественные помещения пассажиров на пассажирских судах. Океанские круизные лайнеры, которые в последнее время все чаще используются для совершения длительных морских путешествий, оборудуются как лучшие современные отели. Пассажиры размещаются в одноместных и двухместных каютах со всеми удобствами. Для пассажиров предусматривают салоны отдыха, музыкально-танцевальные салоны, курительные, рестораны, кафе, бары, комнаты для игр, купальный бассейн, сауны, спортивный зал, детские комнаты, библиотеку, театр и прочее. Для отделки и оборудования жилых и общественных помещений широко применяют, мрамор, дерево и новые синтетические материалы.

Особое внимание уделяется размещению открытых веранд, соляриев, бассейнов, спортивных площадок, занимающих значительную площадь на верхней палубе и палубах надстройки в кормовой, защищенной от ветра части.

прогулочные и спортивные палубы и открытые купальные бассейны круизного лайнера «Carnival Spirit»

На пассажирских судах жилые и общественные помещения пассажиров отделены от соответствующих помещений экипажа. Поэтому особое внимание уделяется коммуникациям, то есть путям перемещения пассажиров и экипажа по судну. И те и другие должны иметь изолированный друг от друга доступ к «своим» общественным помещениям, а экипаж, кроме того, и к рабочим местам. Для этого оборудуют специальные магистральные коридоры и трапы - раздельно для пассажиров и для экипажа.

При планировке медицинского блока особое внимание уделяется удобству транспортировки больных в лазарет и из него. В изолятор обязательно должен быть вход с открытой палубы через тамбур. К койке в изоляторе должен быть подход с трех сторон.

Специальные грузовые помещения на грузовых судах - грузовые трюмы, занимающие около 60 процентов кубатуры основного корпуса оборудуются в соответствии с их назначением. Длину грузовых трюмов принимают возможно большей (в пределах требований обеспечения непотопляемости при затоплении одного отсека). Изнутри грузовой трюм сухогрузного судна обшивают деревом:

По настилу второго дна от борта до борта - сплошным настилом - накложпайолом - из досок толщиной около 50 мм, укладываемых на идущие в поперечном направлении бруски (лаги) толщиной около 40 мм;
по бортам - съемными деревянными брусьями сечением 50Х200 мм - накложрыбинсами, - устанавливаемыми вдоль трюма поверх бортового набора на расстоянии 200-300 мм один от другого.

Рыбинсы не только изолируют груз от соприкосновения с влажным бортом, но и предохраняют груз и борт от случайных повреждений. Аналогично трюмам оборудуют и грузовые твиндеки.

На судах, перевозящих грузы, выгружаемые грейфером, деревянный пайол в трюмах заменяют усилением настила второго дна не менее чем на 4 мм.

На судах, перевозящих зерно, в грузовых трюмах в их верхней части устанавливают временные съемные продольные переборки в ДП высотой, равной одной третьей высоты трюма. Эти переборки, называемые шифтингбордсами, предотвращают пересыпание зерна на один борт при качке судна, которое может привести к опрокидыванию судна. Шифтингбордсы изготовляют из металлических стоек и закладных досок, либо предусматриваются штатными, и выполняют в виде складных щитов.

Внутренние поверхности рефрижераторных трюмов покрывают теплоизолирующим материалом и зашивают листами из легкого сплава. Такие трюмы оборудуют хорошей вентиляцией и устройствами для размещения и крепления груза: клети - на рыбопромысловых рефрижераторах, этажерки - на фруктовозах, крючья под подволоком - для перевозки мяса и тому подобное.

Судовые помещения для экипажа и пассажиров делятся на жилые, общественные, бытовые, хозяйственные и медицинские.

Жилые помещения. На грузовых судах обычно для них используют среднюю надстройку и рубки, расположенные в ней. На пассажирских судах жилые помещения находятся не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах.

Основным типом жилых помещений на судах являются каюты. Командный состав размещается в одноместных каютах, а рядовой - в одно-или двухместных.

Каюты для пассажиров разделяются на классы. Одно- и двухместные каюты I и II классов обычно располагаются в средней надстройке, а четырехместные каюты III класса - на нижних палубах.

Суда, совершающие непродолжительные рейсы или рейсы с частыми заходами в порты, могут перевозить пассажиров в общих помещениях с местами для сидения.

Жилые помещения оборудуют мебелью и инвентарем. В каютах командного состава, а также в пассажирских каютах I и II классов устанавливают диваны и умывальники. Койки могут быть одно или двухъярусные, устанавливают также стол, стулья и платьевые шкафы.

На судах чаще всего применяют коридорную систему. Выходящие в коридор двери открываются внутрь
кают, чтобы не стеснять движения людей по коридорам. Только двери общественных помещений должны открываться наружу, что ускоряет выход из этих помещений в случае аварии.

Общественные помещения. На грузовых судах к ним относятся столовая для команды и кают-компания для командного состава. Обычно рядом со столовой находится салон, который отделен от нее раздвижной переборкой. Это позволяет использовать оба помещения для проведения массовых мероприятий.

На современных грузовых судах имеются плавательные бассейны, спортивные залы, комнаты отдыха
и другие помещения, значительно улучшающие бытовые условия экипажа.

На пассажирских судах общественных помещений значительно больше. Здесь есть столовые, рестораны, курительные и музыкальные салоны, .кафе, бары, кинозал, читальни, спортивные залы, бассейны для купания, детские игровые помещения и т. п. Предусматривается также достаточная
площадь открытых палуб или веранд, предназначенных для прогулок пассажиров.

Бытовые помещения. К ним относятся гальюны (уборные), умывальные, ванные, бани, душевые и т. п. Для них используют помещения, не имеющие, как правило, естественного освещения. Недалеко от бани размещают помещение для спецодежды, оборудованное персональными шкафами. Иногда здесь имеются сушильные шкафы.

Хозяйственные помещения. На грузовых судах камбуз (кухня)-небольшое помещение, снабженное плитой, столом, кубом для кипячения воды, полками и шкафами для посуды. Камбуз пассажирского судна имеет большие размеры и иногда может состоять из ряда отдельных помещений. Поблизости от камбуза располагают кладовые для хранения продуктов. Их оборудуют стеллажами, шкафами, рефрижераторными камерами.

Медицинские помещения . К ним относятся амбулатория, стационар, изолятор и т. п. Размеры этих помещений и количество коек зависят от числа экипажа и категории судна. Располагают медицинские помещения обычно изолированно от других помещений с отдельными независимыми выходами на открытую палубу. Стационар и изолятор имеют собственный отдельный санитарный блок (гальюн, ванну, душ).

Помещения в основном корпусе, образован­ные бортами, основными переборками, палу­бами и платформами, называют отсеками.

В основном корпусе размещаются сле­дующие отсеки:

1. Форпик и ахтерпик.

2. Междудонное пространство,ограниченное настилом второго дна.

3. Трюм – грузовое пространство между вторым дном и нижней палубой.

4. Твиндек - межпалубное грузовое пространство.

5. Диптанки - цистерны, расположен­ные выше второго дна.

6. Коффердамы-сухие непроницае­мые отсеки, отделяющие топливные цистерны от смежных помещений.

7. Отсеки главных и вспомогательных механизмов.

8. Туннель гребного вала- помещение для размещения и обслуживания гребного вала на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме.

Классификация судовых помещений:

1. Служебные помещения- это помещения, в которых экипаж несёт вахту и производит различные работы. В свою очередь служебные помещения разделяют на помещения:

а) управления судном:машинно-котельное отделение (МКО), рулевая рубка, радиорубка, радиолокационная, аккумуляторная, румпельное отделение;

б) административные: судовая канцелярия, бухгалтерия, кинобудка;

в) судовые мастерские:плотницкая, механическая, электро- и радиомастерские.

2. К хозяйственным помещениямотносятся:

Продовольственно - пищевые - камбуз, хлебопекарня, кондитерская, буфетная, раздаточная, сервировочная, продовольственные кладовые;

Санитарно - хозяйственные - посудомоечная, прачечная, сушильная белья, сушильная спецодежды, гладильная, кладовые чистого и грязного белья;

Помещения обслуживания пассажиров - почта, сберкасса, фотолаборатория, справочное бюро, парикмахерская, различные киоски и ателье;

Кладовые судового снабжения - шкиперская, фонарная, малярная и машинная кладовая.

3. Медицинские помещения- в них оказывается первая помощь заболевшим членам экипажа и пассажирам. К ним относятся амбулатория, изолятор, стационар, аптека, различные специализированные кабинеты (рентгеновский, зубоврачебный и т.п.), а также бытовые помещения (ванные, умывальники, туалеты).

4. Помещения экипажа и помещения пассажировна морских пассажирских судах устраивают отдельно друг от друга. Жилые помещения- это одно-, двух-, четырёхместные каюты. Каюты экипажа - одноместные; старшего комсостава (кабинет, спальня, санузел).

5. Общественные помещения- это помещения, предназначенные для отдыха или проведения различных общесудовых мероприятий. К ним относятся: кают-компании, салоны, столовые команды, курительные, буфеты, рестораны, кинозалы, библиотеки, плавательные бассейны.

6. Бытовые помещенияпредназначены для обеспечения личной гигиены и для санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров. К ним относятся умывальники, душевые, ванные, туалеты, бани, прачечные и т.д.

7. Специальные помещения. Это грузовые трюмы на грузовых судах; лаборатории на научно-исследовательских судах; цеха - для обработки рыбы на промысловых судах.

Расположение машинного отделения на судах.

Рис. 2. Расположение машинного отделения и основной жилой надстройки: а - среднее; б - промежуточное; в - кормовое.

В средней части судна:

Плюсы - упрощается удиффирентовка судна, уменьшается величина изгибающего момента на вершине волны для судна без груза и на подошве волны для судна с грузом,

Минусы - снижение грузоподъёмности из-за большой длины валопровода и туннеля, уменьшение полезного объёма кормовых трюмов и ухудшение их формы из-за проходящего в них туннеля гребного винта, затруднение центрирования валопровода большой длины и нарушения, нормальных условий работы при продолжительном изгибе судна.

В кормовой части судна:

Плюсы - лучшие объёмы предоставляются под груз, улучшаются условия размещения и эксплуатации грузового устройства на сухогрузных судах, укорачивается валопровод и отпадает необходимость в устройстве туннеля,

Минусы - ухудшаются условия удиффирентовки судна без груза, так как в носовые отсеки приходится принимать балласт. Приём балласта в носовые отсеки ухудшает мореходные качества судна, увеличивает изгибающий момент на вершине волны.

Промежуточное расположение МО, при котором за МО размещается один трюм, реже два.Коффердамы- сухие не проницаемые отсеки, отделяющие топливные цистерны от соседних помещений;

6. Отсеки главных и вспомогательных механизмов;

7. Туннель гребного вала - помещение для размещения и обслуживания гребного ва­ла на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме.


Надстройки располагаются на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки не­сколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в противном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

Рис. 3. Схема размещения отсеков и основных групп помещений сухогрузного (а) и пассажирского (б) судов. I - пики; Н - грузовые отсеки; III - междудонные отсеки; IV- диптанки; V - отсеки главных и вспомогатель­ных механизмов. 1- палуба рубки 4-го яруса (верхний мостик); 2- палуба рубки 3-го яруса (нижний мостик); 3- палуба рубки 2-го яруса (шлюпочная палуба); 4- вторая платформа; 5- палуба надстройки 1-го яруса (палу­ба бака, юта); б- верхняя палуба; 7- первая платформа; 8- второе дно; 9- палуба 2-го яруса надстройки (про­гулочная палуба); 10- вторая палуба (палуба переборок); 11- третья палуба

Носовая надстройка-(бак)- уменьшает заливаемость палубы.

Средняя надстройка-(спардек)- увеличивает запас плавучести.

Кормовая надстройка-(ют)- увеличивает надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифферен­те судна на корму.

Рубки - меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или палубах надстроек.

Для определения положения помещения на судне приняты следующие названия палуб и межпалубных помещений.

В основном корпусе (сверху вниз):

1. Верхняя палуба; 2. Вторая палуба; 3. Третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней); 4. Второе дно.

В надстройке и рубках (снизу вверх):

1. Палуба 1 яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки); 2. Палуба 2-го яруса рубки; 3. Палуба 3-го яруса рубки и т.д.

К эти терминам могут прибавляться названия палуб в зависимости от их назначения: прогулочная, шлюпочная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

Положение по длине обозначается номерами шпангоутов, а по ширине - наименова­ниями борта (правый и левый борт).

Основные принципы формирования судовых помещений. Помещения промысловых судов образуются прежде всего делением основного корпуса на ряд отсеков поперечными переборками. Конечные отсеки (носовой - форпик и кормовой - ахтерпик) обычно служат для приема запаса воды или балласта. В форпике устраивают небольшую выгородку для размещения якорных цепей - цепной ящик. Форма и размеры этих отсеков не позволяют найти им лучшее применение. Остальные отсеки основного корпуса используются под грузовые помещения - трюмы, для размещения силовой установки, рыбообрабатывающих цехов и технологических линий.

По высоте основной корпус разделяется палубами и платформами. На многопалубных судах палубы нумеруют сверху вниз, начиная с верхней непрерывной палубы (главной).

Большинство сухогрузных судов, в том числе промысловых, имеют двойное дно - пространство, занятое днищевым набором и отделяющееся от трюмов и других помещений настилом второго дна. Двойное дно, разделенное на отсеки - танки, используется для приема жидкого балласта с целью повышения запаса остойчивости (неопрокидыва- емости), а также для хранения жидкого топлива и запасов пресной воды. Наличие второго дна повышает непотопляемость судна в случае повреждения наружного днища. На танкерах второе дно устанавливают только в районе машинного отделения.

Укрупненно все судовые помещения делятся следующим образом: грузовые помещения и балластные цистерны, служебные помещения, помещения для экипажа и пассажиров .

К грузовым помещениям сухогрузных судов относятся

трюмы и твиндеки (межпалубное пространство). Дня сохранности груза в трюмах настил второго дна покрывается деревянным настилом из сосновных досок (пайолом) толщиной 40-60 мм, шириной 60-100 мм.

Для закрытия льял (водосборное пространство), образованных крайним междудонным листом и наружной обшивкой, служат съемные деревянные щиты, которые укладываются на скуловые кницы.

Для предохранения груза от повреждения бортовым набором применяют продольные рейки - рыбинсы толщиной 40-50 мм, шириной 100 - 120 мм. Их располагают вдоль корпуса судна в специальных скобах на расстоянии друг от друга 200-250 мм.

На рефрижераторных судах грузовые помещения имеют специальную тепловую изоляцию из пробки, пенопласта и т. д. На изоляцию укладывают два слоя шпунтовых досок, сверху их закрывают антикоррозионными листами алюминия. Охлаждают трюмы холодным воздухом, подаваемым от рефрижераторных установок по трубам, или батареями, расположенными по бортам.

На некоторых промысловых судах груз перевозят в специальных ячейках - чердаках, выполненных из досок, уложенных в пазы специальных пиллерсов и плинтусов. Чердачная перевозка исключает деформацию тары и рыбной продукции.

При перевозке сыпучих грузов для избежания их пересыпания применяют постоянные или съемные продольные переборки (шифтинг-бордсы).

Для увеличения запасов топлива или воды, а иногда и для балластировки на судах предусматривают специальные танки, располагающиеся вне двойного дна. К ним относятся диптанки, занимающие пространство от борта до борта, а по высоте - от второго дна до нижней палубы; бортовые цистерны, находящиеся в районе машинного отделения или трюмов.

На больших промысловых судах предусматривается внутритрюм- ная механизация погрузочно-разгрузочных работ - элеваторы и транспортеры, а на транспортных рефрижераторах - электрокары.

К служебным помещениям относятся машинное отделение, рефрижераторное отделение, рулевая и штурманская рубки, радиорубка, румпельное отделение, шахта лага, эхолота, гирокомпасное помещение , служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперские кладовые).

Машинное отделение располагается обычно в средней или кормовой части судна. Здесь находится главный и вспомогательные двигатели, электрические генераторы, главный распределительный щит электропитания. Если в качестве главного двигателя используется паровая машина или турбина, то их обычно размещают в одном отсеке, а паровые котлы - в другом отсеке (котельном отделении).

Вращение от двигателя на гребной винт передается при помощи гребного вала, который расположен в туннеле гребного вала, имеющем в конце небольшое расширение - рецесс.

Для обеспечения естественной вентиляции над машинным отделением предусмотрена шахта, которая заканчивается световым люком - машинным капом. В крышках светового люка имеются иллюминаторы.

Рулевая и штурманская рубки - место несения судоводительской пахты. Отсюда осуществляется управление работой судна в целом. В рулевой рубке установлены рулевая колонка, путевой магнитный компас, репитеры гирокомпаса, машинный телеграф, радиолокаторы, рыбопоисковые приборы, различные сигнальные приборы. На современных судах многие из этих приборов устанавливаются в пультовом исполнении. В штурманской рубке, которая всегда соседствует с рулевой рубкой, имеется стол навигационной прокладки и хранения морских карт. Здесь же расположена часть штурманских приборов (радиопеленгаторы, приемоиндикаторы радионавигационных и спутниковых систем, указатели глубины эхолотов, репитеры лагов) и инструменты штурманской работы.

На судах старой постройки типа БМРТ имеются две рулевые рубки: носовая (ходовая) и кормовая (промысловая - для управления судном во время работы с орудиями лова). На современных судах РТМ типа "Атлантик", БМРТ типа "Прометей", БМРТ типа "Горизонт" и других управление судном осуществляется из единой навигацион- но-промысловой рубки.

Радиорубка размещена в районе ходового мостика или в непосредственной близости от него. Это диктуется необходимостью оперативной связи радиооператора с вахтенным помощником капитана.

Шахты лага и эхолота делаются раздельными или совмещенными. Они выполняются в виде герметичной трубы, в нижней части которой в районе днища расположены центральный прибор лага с приемной трубкой и блок посылок эхолота с вибраторами.

В помещении гирокомпаса находятся все приборы гирокомпаса, ia исключением периферийных.

Служебно-хозяйственные помещения, как правило, выносят под полубак ввиду их повышенной пожароопасности. Такое расположение позволяет держать эти помещения под наблюдением и своевременно предупреждать опасные ситуации. Все служебные помещения отличаются от прочих тем, что пребывание в них разрешается лишь со служебными целями.

Помещения для экипажа и пассажиров делятся следующим образом: жилые, общественные, хозяйственные, санитарно-гигиенические, медицинские.

Жилые помещения на судах обычно расположены в надстройках и рубках. В первую очередь для этой цели стремятся использовать среднюю надстройку - место, наименее подверженное действию килевой качки и заливания.

На современных судах жилые помещения командного состава представляют собой, как правило, одноместные каюты, а рядового состава в зависимости от размеров судна и назначения - одно-, двух- и реже четырехместные каюты. Каюты обычно размещают по бортам судна, что обеспечивает возможность естественного освещения и вентиляции их через иллюминаторы.

На пассажирских судах жилые помещения размещены не только в надстройках и рубках, но и в межпалубных пространствах. Каюты для пассажиров разделены на классы. Одноместные и двухместные каюты I и II классов обычно находятся в средней надстройке и рубках, а четырехместные каюты III класса - на нижних палубах.

Каюты, как правило, располагают по коридорной системе. Двери открываются внутрь кают для обеспечения свободного передвижения по коридорам.

Общественные помещения - это столовая и салон для команды, кают-компания для командного состава, на больших современных судах спортзалы, плавательные бассейны, комнаты отдыха и т. д. На пассажирских судах общественных помещений, как правило, значительно больше. Это могут быть рестораны, столовые, курительные, музыкальные салоны, кинозалы, читальные залы, детские каюты, спортзалы и т. п.

Хозяйственные помещения включают камбуз, хлебопекарню, провизионную кладовую, буфетную, камеры хранения.

Санитарно-гигиенические помещения подразделяются на санитар- но-бытовые (прачечные, сушилки, гладильные помещения для постельного белья и рабочей одежды) и санитарно-гигиенические (умывальники, душевые, бани, туалеты и т. п.).

Медицинские помещения включают изолятор, стационар, амбулаторию. На плавбазах, как правило, имеются операционная, рентгеновский, зубоврачебный кабинеты и другие.

Требования к судовым помещениям. Для обеспечения сохранности груза грузовые помещения перед началом погрузки тщательно убирают, а при необходимости и моют. После мойки трюмов воду из льял полностью откачивают и обеспечивают сушку трюмов естественной вентиляцией, а иногда и калориферами. Льяльные колодцы тщательно очищают от грязи. Цистерны пресной воды следует содержать в особой чистоте. Их очищают от грязи не реже одного раза в 6 мес, а также перед началом каждого длительного рейса.

В жилых помещениях ежедневно проводятся утренние приборки. Каюты старшего командного состава и кают-компанию убирает буфетчик, столовую команды и каюты командного состава - дневальный, места общего пользования - уборщик, каюты команды - проживающие в них члены команды. При выявлении на судне инфекционных заболеваний больного изолируют, а помещение дезинфицируют.

При появлении на судне признаков вредных насекомых (блох, кло

пов, тараканов) производится дезинсекция с использованием дуста, фторофоса, дихлофоса и других препаратов.

На судах загранплавания два раза в год, а на остальных судах один раз проводят дератизацию - окуривание помещений ядовитыми газами для истребления грызунов.

Не реже одного раза в неделю на судне производят мойку открытых палуб, для чего используют мыльные растворы, песок.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите признаки, по которым классифицируют суда.

2. Назовите наиболее массовые типы и номера проектов промысловых судов.

3. Назовите основные характеристики корпуса судна.

4. Назовите типы наборов судна и элементы силовых конструкций.

5. Назовите помещения для перевозки грузов и судовых запасов.

6. Назовите служебные помещения.

7. Назовите помещения для экипажа и пассажиров.

8. Перечислите требования к судовым помещениям.

Похожие публикации