Д.Б.Купер – кто вы? Он угнал самолет, получил выкуп и исчез в небесах. Его выдали тайные шифры

Грабитель Дэн Купер является самым таинственным преступником мира. Хотя Джек был обыкновенным маньяком, каких сейчас десятки по всему белому свету, а Дэн так и остался одним единственным, воплотивший в жизнь мечту миллионов — «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было».

Хотя вполне вероятно, что он воплотил мечту всего лишь на несколько минут, но в памяти людей так и остался олицетворением удачливого грабителя. Самое любопытное, что до сих пор никто не знает, кем был этот счастливец на самом деле, какое его настоящее имя и, самое главное, что с ним стало.

Достоверно известно только, как он выглядел и во что был одет. Но нет ни одной фотографии Купера. Есть только изображение с фоторобота, на котором запечатлен обычный, ничем особо не примечательный человек с довольно заурядной внешностью. Очевидцы отмечали его оттопыренные уши, тонкие губы, карие глаза, широкий лоб и редеющие волосы. Описывали, что одет он был довольно консервативно и неброско: черный плащ, черный костюм, тонкий галстук и фетровая шляпа на голове. В те годы в таком наряде было проще простого затеряться в толпе — именно так одевались тысячи американцев.

Когда 24 ноября 1971 года он покупал за 18 долларов 52 цента авиабилет до Сиэтла в аэропорту Портленда, то назвался Дэном Купером. Это не Джон Джонсон, но тоже весьма распространенные в США имя и фамилия. То было время «непуганых авиаторов», проблемы воздушного терроризма еще не существовало, поэтому никому не приходило в голову пропускать пассажиров через рамку металлоискателя, а их вещи - через рентгеновскую установку. Благодаря этому Дэн Купер быстро и без проволочек прошел контроль и занял свое место «18С» в самолете рейса 305 компании Northwest Airlines, совершающем перелет из Портленда в Сиэтл. Рейс был коротким, всего полчаса лета, погода — хорошей, самолет «Боинг 727-100» - вполне современным, экипаж - опытным, поэтому ничто не предвещало чего-то чрезвычайного в этом рядовом перелете.

Дэн Купер — угон самолета

Еще до того как загудели турбины и самолет тронулся с места, Дэн Купер попросил проходившую мимо 23-летнюю стюардессу Флоренс Шаффнер принести ему бурбон. В этом тоже не было ничего необычного, многие пассажиры скрашивают себе воздушное путешествие дозой алкоголя. И даже в том, что пассажир с места «18С» засунул Шаффнер записку в карман, когда она ставила стакан с бурбоном ему на столик, тоже не было ничего экстраординарного. Скучающие пассажиры то и дело старались развлечь себя в полете легким флиртом с очаровашкой Флоренс. Поэтому она никак не выразила своих эмоций и не стала доставать послание.

Но тут пассажир негромко произнес: «Лучше прочтите записку, мисс». Девушка достала клочок бумаги и прочла. «У меня в портфеле бомба, — было написано в ней печатными буквами. — В случае необходимости я готов ее взорвать. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Это ограбление».

Флоренс повиновалась и присела рядом, а пассажир так же тихо и спокойно начал излагать ей свои требования. Их было немного: 200 тысяч баксов двадцатидолларовыми купюрами и 4 парашюта, из них два основных и два запасных. Стюардесса передала его пожелания командиру экипажа. Тот попросил ее убедиться, что грабитель не блефует.

Поэтому Шаффнер вернулась к пассажиру и попросила показать ей бомбу. Тот не стал спорить и приоткрыл портфель, чтобы стюардесса смогла увидеть находившиеся в нем красные цилиндры, похожие на динамитные шашки, кучу проводов и батарейку.

Пилоты решили не брать на себя ответственность с проверкой, работает ли это взрывное устройство, и доложили обо всем на землю в службу полетов. Там тоже решили не рисковать жизнью пассажиров и пообещали выполнить требования грабителя. Когда лайнер совершил посадку в Сиэтле, то Куперу действительно доставили все, что он заказывал: 200 тысяч долларов двадцатками и парашюты.

После этого он разрешил покинуть «Боинг 727-100» находившимся на борту 36 пассажирам и приглянувшейся ему стюардессе Флоренс. Теперь в самолете кроме него остались только вторая стюардесса Тина Маклоу, капитан Скотт, его помощник и штурман.

После дозаправки «Боинга» в таком составе они и взлетели. Дэн Купер оказался не безмозглым налетчиком. Его новые требования выглядели весьма грамотными: направление полета на Мехико, высота не более 3 тысяч метров (он предупредил, что будет ее проверять имеющимся у него ручным альтиметром), скорость 320 км/час, держать закрылки под углом 15 градусов. А еще он приказал экипажу сидеть в кабине и в салон не выглядывать.

Лопатка Купера

Спустя некоторое время на приборном щитке в кабине пилотов замигала лампочка, свидетельствовавшая об открытии заднего трапа. Капитан Скотт по внутренней связи спросил у Купера, что случилось, не получив ответа, осторожно открыл дверь и заглянул в салон. Пассажирские кресла пустовали. Дэн Купер явно спрыгнул с парашютом через задний эвакуационный выход. Единственное, что осталось после него, — это галстук с перламутровым зажимом и восемь окурков сигарет Raleigh.

Любопытно, что Дэн Купер вписал свое имя в историю авиации не только тем, что совершил единственное нераскрытое ограбление в воздухе, но и тем, что после его преступления все «Боинги-727» оснастили специальным приспособлением, которое не позволяло открыть в полете запасной люк в хвостовой части самолета. И это устройство получило название «лопатка Купера»!

Главная интрига этой истории заключается в дальнейшей судьбе Дэна Купера. Удивительно, но факт: два истребителя, сопровождавшие «Боинг 727-100», парашютиста не заметили. А поиски на земле, в которых, кроме полиции, участвовали более 400 солдат, результатов не принесли. Дэн Купер десантировался в труднодоступном районе, покрытом лесами и горами со снежными вершинами. Агенты ФБР проверили и допросили больше тысячи человек. Но ни единственной реальной зацепки это не дало.

Судьба авиаграбителя

Правда, спустя почти 20 лет после этого преступления, в 1980 году, отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесенных течением сверху. Ингрэмы отдали находку на сумму 5800 долларов полиции. Якобы эксперты установили, что это те самые двадцатки, которые были выданы Дэну Куперу в качестве выкупа за жизни пассажиров и экипажа.

До сих пор наиболее вероятной версией считается, что Дэн Купер погиб при приземлении. Перед прыжком он не проверил парашюты, основной взял исправный, а запасной - нерабочий (зашитый). Против него играли плохие погодные условия и сложный рельеф внизу. Посчитали, что он банально утонул в озере или в болоте. Но для красоты истории Дэн Купер должен был выжить и счастливо провести остаток жизни с награбленными деньгами.

Среди наиболее вероятных кандидатов на роль уцелевшего Купера стал некий Кеннет Питер Кристиансен, который в армии проходил подготовку десантника и умел обращаться с парашютом и со взрывчаткой. Жил он в штате Вашингтон, в котором Дэн Купер и совершил свой интригующий прыжок с самолета в 1971 году. А в 1972 году неожиданно выяснилось, что у небогатого Кеннета Кристиансена имеются 14 тысяч долларов на покупку дома в Бонни-Лейке, маленьком городке в горах, а через год он прикупил еще участок земли рядом с домом.

Любопытно, что до выхода на пенсию Кристиансен трудился стюардом в авиакомпании Northwest Airlines, той самой, которую ограбил Дэн Купер. Из алкоголя Кеннет больше всего любил бурбон, а сигареты курил марки Raleigh. По легенде, на смертном одре Кеннет прошептал своему брату Лайлу: — Я должен рассказать тебе кое-что из своего прошлого, но не могу этого сделать!

Спустя некоторое время 77-летний Лайл Кристиансен увидел в телевизионной программе «Нераскрытые преступления» сюжет про воздушное ограбление Дэна Купера. Когда по телевизору показали фоторобот преступника, Лайл обомлел, настолько изображение напоминало фото его брата Кеннета. И ему стало понятно, о чем тот хотел рассказать перед смертью.

Молчать Лайл не стал и написал о своем открытии в ФБР. И даже высказал любопытное предположение, почему Дэн Купер потребовал выкуп именно двадцатидолларовыми купюрами. Когда они с Кеном были маленькими, в годы Великой депрессии, отец повел их на ярмарку и там, победив на боксерском ринге, заработал 100 долларов, целое состояние для их семьи. Денежный приз выдали двадцатками, которые Лайл и Кен запомнили на всю жизнь.

Угон самолёта Боинг-727 являлся террористическим актом, который произошел в Америке 24 ноября 1971 года. Угонщику самолета, который назвался Д. Б. Купером, удалось получить желаемый выкуп в размере целых 200 000 долларов и при этом остаться непойманным и фактически неизвестным. Этот угонщик умудрился выпустить пассажиров, заставить пилотов опять взлететь, а сам спокойно выпрыгнул с парашютом приблизительно в 50 километрах на северо-восток от Портленда. Что случилось с ним дальше - практически неизвестно.

Перед днём благодарения в США мужчина, который путешествовал под именем Дэн Купер, сел на борт Боинга 727. Купер получил место C18 практически в конце салона. Сразу после того, как самолёт покинул аэропорт Портленда, пассажир передал записку юной стюардессе, она как раз сидела на одном из откидных кресел, которое было присоединённое к двери в задней части Бинга. Девушка подумала, что очередной ухажёр дает ей свой номер телефона, именно поэтому спрятала записку в карман. Но, он наклонился над ней и прошептал: «Мисс, вам лучше прочитать эту бумажку. Ведь у меня бомба». В записке было сказано: «У меня в портфеле находится бомба, я с удовольствием использую её, если посчитаю необходимым. Вам нужно присесть рядом со мной. Ваш самолет официально угнан». Кроме этого текста в записке была указана сумма выкупа в размере 200 000 долларов, это должны быть двадцатидолларовые непомеченные купюры, а также два набора парашютов. Там также были четкие указания, как должны быть доставлены парашюты и деньги. И, конечно же, было написано, что если они не выполнят хоть одно из них, то самолет будет взорван. Именно поэтому, приняли решение о сотрудничестве с угонщиком. Стюардессе дали указания выяснить, настоящей ли была бомба. Купер пошел на мировую, и согласился показать ей открытый портфель, в нем находилось множество цилиндров, батарея и провода. Увиденное убедило девушку, что бомба настоящая.


В пять часов вечера управление движением в воздухе аэропорта передало сообщение, что все пожелания Купера будут исполнены. Угонщик позволил пилоту посадить самолёт в аэропорту Сиэтл-Такома, неподалеку от Сиэтла. В 17.39 самолет посадили. Купер приказал пилоту выключить свет в самолете, чтобы снайперы не смогли видеть, что происходит. Угонщик приказал, чтобы парашюты и деньги принес один человек. Служащий аэропорта принес все деньги, а также 4 парашюта сквозь дверь в задней части Боинга. Потом Купер отпустил всех 36 пассажиров и стюардессу Шафнер. Главный состав экипажа отпущен не был. В офисе ФБР озадачились тем, какие же будут дальнейшие планы и действия Купера. Кроме этого, агентам было интересно, существует у Купера сообщник, и зачем ему понадобилось целых четыре парашюта. В истории угонов до этого дня не было случаев, чтобы вымогатель выпрыгивал с коммерческого самолета. В то время как самолёт находился на дозаправке, чиновник федерального управления гражданской авиации, который хотел объяснить Куперу последствия воздушного пиратства, шёл к двери самолёта и спросил разрешение Купера зайти на борт самолёта. Во время дозаправки самолета в аэропорту угонщик начал что-то подозревать, ведь заправка длилась уже 15 минут. После объявления о возможном взрыве, команда ускорилась и быстро закончила заправку.

В 19:40 после того, как Купер тщательно проверил деньги и парашюты - самолет взлетел. Спустя пару минут экипаж самолета увидел вспышку индикатора, который обозначает открытие одной из дверей. Итак, Купер открыл заднюю дверь самолета и выпрыгнул. Начиная с этого момента, больше никто и никогда его не видел. Агенты ФБР полагают, что прыжок Купер совершил в 20:13. В момент, когда Купер выпрыгнул, самолёт проходил как раз через зону сильного шторма. Именно поэтому из-за плохой видимости прыжок не удалось засечь истребителями ВВС США, которые преследовали самолёт. Спустя два часа после взлёта из аэропорта Сиэтл-Такома самолёту удалось благополучно приземлиться в Рено, при этом задний трап был опущен. К этому моменту аэропорт и вся взлётная полоса были окружены полицией и агентами ФБР. После общения с пилотом им удалось установить, что Купер пропал в неизвестном направлении. Агенты и полиция проверили весь самолет, искали улики и следы, им удалось восстановить несколько отпечатков пальцев, а также нашли два из четырёх парашютов. Полиция тщательно прочесала всю местность, но ничего так не нашла - ни портфеля, ни бомбы, ни денег, ни парашютов, ни самого Купера.


В начале 80-х - отдыхающее на берегу Колумбия-ривер семейство нашло пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр. Полиция сделала предположение, что их принесло течение сверху. Всего было найдено около шести тысяч долларов. Экспертами было подтверждено, что это купюры из пачек Купера. После этого многие окончательно поверили, что он погиб во время прыжка. Это дело имело широкий резонанс в прессе, и спустя многие годы стало популярной темой для обыгрывания в кино и литературе. Так, например, инициалы угонщика идентичны инициалам главного героя известного сериала Твин Пикс, который являлся агентом ФБР Дейла Бартоломью Купера.

В сериале Склад 13 также упоминается дело о парашюте Д. Б. Купера. А в не менее популярном сериале Кости, один из персонажей предполагает, что найденные останки, принадлежат именно Д. Б. Куперу. Эта же тема была обыграна в сериале «Воздействия», где герои берутся расследовать дело известного угонщика. В популярном комиксе «Dilbert» Скотта Адамса персонаж Догберт показывает в своём «музее странного и удивительного» все, что осталось от тела Д. Б. Купера, это были торчащие из земли ноги, а также раскрытый парашют. Это дело так и осталось одним из самых известных нераскрытых дел об угоне. Множество людей поверили, что Купер мертв, но также есть довольно много тех, кто верит или хочет верить, что жизнь этого человека была долгой и яркой. И как один из персонажей Голливудских блокбастеров, ему удалось выжить, оказавшись умнее всех агентов ФБР и полиции. И он нежится где-то на белоснежных пляжах. Ведь ни тела, ни остальных денег найдено не было. А там немного-нимало, а 194 тысячи долларов США. На то время сумма была сногсшибательной.

Грабитель-джентльмен Дэн Купер. Как выпрыгнуть из Boeing с $200 000 и оставить с носом ФБР

Дэн Купер без единого выстрела захватил пассажирский лайнер, потребовал выкуп, а получив его, бесследно исчез - человека больше никто никогда не видел. Эта загадка оказалась не по зубам ни полиции, ни ФБР, ни энтузиастам, которые вдохновились историей и до сих пор ищут Купера - видимо, не чтобы упрятать за решетку, а чтобы просто посмотреть на столь неординарную личность. Onliner.by вспоминает одно из самых удивительных преступлений прошлого века.

Записка и чемодан с бомбой

Все случилось 24 ноября 1971 года. На борт Boeing-727 американской авиакомпании Northwest Airlines поднялся мужчина примерно 35 лет в костюме, рубашке и галстуке. В билете на рейс из Портленда в Сиэтл сохранилось его имя - Дэн Купер. Спустя всего восемь минут после взлета он передал записку стюардессе.

Сперва та положила бумагу в карман: девушка подумала, что деловому человеку стало скучно и он захотел познакомиться. Но пассажир настоял на прочтении, и стюардесса раскрыла листок: в записке говорилось, что у Купера в портфеле бомба и при необходимости он ее активирует. Для убедительности мужчина приоткрыл чемодан, и стюардесса увидела некие цилиндры, соединенные красными проводами. Требования пассажира оказались довольно стандартными - $200 тысяч купюрами по $20, четыре парашюта (два основных и два запасных) и заправочная цистерна для самолета по прибытии в Сиэтл. Стюардессе ничего не оставалось, как отправиться к пилотам.

Командир воздушного судна связался с аэропортом в Сиэтле. Сегодня события определенно развивались бы по другому сценарию, но тогда, в 1971 году, ответственные лица поручили выполнить все требования захватчика. Как обычно, экипаж не сообщил пассажирам о происходящем, и те продолжали наслаждаться полетом. Возможно, дело в стокгольмском синдроме, но стюардесса позднее отзывалась о Купере только в лестных выражениях: захватчик был очень спокоен и вежлив, не повышал голоса, а при оплате заказанного бурбона оставил девушке сдачу.

Может показаться, что $200 тысяч не стоят такой авантюры. Но в пересчете на теперешние доллары эта сумма составляет приблизительно $1,2 миллиона. Также, возможно, Дэн посчитал, что запроси он больше, деньги отдали бы менее охотно, а силового сценария он совсем не предполагал. Пока мужчина пил бурбон, ФБР впопыхах снимало на микропленку все десять тысяч двадцаток.

Наконец самолет сел в аэропорту Сиэтла. Получив деньги и парашюты, Купер отпустил всех пассажиров и часть экипажа. Пока лайнер заправляли, захватчик посвятил пилотов в дальнейший план: курс на юго-восток на минимально возможной скорости и высоте, шасси должны быть выпущены, а в кабине отключен наддув, который необходимо активировать на высоте примерно 4 тысячи метров. Но самолет все равно должен был лететь ниже, а финальной точкой маршрута являлся международный аэропорт Рино-Тахо в Неваде.

Исчезновение

После дозаправки Boeing-727 поднялся в воздух, а вместе с ним - два истребителя F-106. Купер сказал экипажу сидеть в кабине и закрыть дверь, а сам вышел в пустой салон. С того момента мужчину никто не видел. Примерно через 20 минут после взлета на доске приборов загорелось предупреждение об открытии кормовой двери. В какой именно момент захватчик выпрыгнул из самолета, неизвестно. Солнце уже село (было около 20:00), погода испортилась, и следовавшие за лайнером истребители ничего не заметили.

Около десяти вечера самолет приземлился в аэропорту, и ФБР с полицейскими принялись обыскивать его. Следов практически не было, за исключением нескольких отпечатков пальцев: Дэн забрал с собой все, включая чемодан, но оставил галстук - видимо, чтобы не мешал во время прыжка. О дальнейших событиях есть несколько версий. Полиция исследовала местность, где мог приземлиться Купер, но ничего не нашла. К тому же конкретно неизвестно, когда был совершен прыжок, ведь пилоты знали только время открытия двери, а мужчина мог специально выпрыгнуть позже, чтобы сбить ФБР со следа. Федералы лишь составили несколько фотороботов, которые, по их мнению, с большой точностью передают внешность Дэна - и экипаж, и сидящие рядом пассажиры описывали человека со схожими чертами.

Поиски подозреваемых

Несмотря на публикацию фоторобота в крупных газетах и широкую огласку без преувеличения уникального преступления, никто не узнал в изображенном мужчине своего коллегу или родственника и не обратился в полицию (либо не стал этого делать). Лишь спустя несколько лет в СМИ написал Росс Ричардсон. Он якобы узнал в Дэне Купере менеджера магазина Роберта Лепси. Тот бесследно исчез за два года до инцидента с Boeing и по настоящее время не найден. Ричардсон уверен, что сходство пропавшего мужчины с Купером очень сильное. Правда, теория основывается лишь на внешнем сходстве. У Роберта Лепси была семья, обычная работа - не похоже, что такой человек мог решиться на опаснейшее криминальное дело.

Специалисты были уверены, что Купер сам по себе парень не промах: в его действиях не было хаоса, прыжок с парашютом явно намекал на военное прошлое, к тому же мужчина знал элементы управления самолетом - например, как добраться до двери в корме судна и где находится кнопка открытия. Есть и еще одна деталь. Во время полета Дэн точно опознал местность, над которой в тот момент летел лайнер, - город Такома. Также он упомянул, что в 20 минутах езды от местного аэропорта расположена военно-воздушная база - вряд ли гражданский человек знал бы об этом.

Под описание подходил Роберт Ракстро - военный летчик и ветеран Вьетнама. За несколько месяцев до захвата самолета он был уволен из армии за то, что солгал о своих медалях, воинском звании и образовании. Сотрудники ФБР заинтересовались этим человеком, но доказательств как таковых не было. Тем не менее Роберта называют похожим на Дэна Купера: телосложение, цвет волос, кожи и глаз, небольшие залысины. Также на Ракстро указал один из пассажиров того рейса - однако сделал он это спустя 44 года после происшествия, что ставит под сомнение точность эксперимента.

Ракстро жив и поныне: энтузиасты и бывшие агенты ФБР, для которых поимка захватчика самолета стала чем-то вроде смысла жизни, не раз допытывались, правда ли перед ними стоит Дэн Купер. Старик все время отвечал нехотя и уклончиво - возможно, его просто достали с расспросами, а возможно, боялся сказать лишнее. При этом он обмолвился : «Думаю, Купер мертв. Но умер он не во время прыжка. Нас учили прыгать через деревья и все такое» . Также Роберт сказал, что у следователей есть лишь «частицы правды». Непонятно, что именно он имел в виду. На фансайте, посвященном загадочному делу, убеждены, что именно Ракстро и есть Дэн Купер.

Любопытна еще одна история - 7 апреля 1972 года Ричард МакКой (тоже с военным прошлым) по схожему сценарию захватил такой же Boeing-727. Он угрожал экипажу пистолетом и грозился активировать гранату, если ему не передадут парашют и сумку с $500 тысячами. Когда самолет взлетел, МакКой выпрыгнул с деньгами через заднюю дверь лайнера. Правда, его арестовали уже спустя два дня. Ричарда приговорили к 45 годам заключения, но парень оказался не из простых: в 1974 году он сбежал из тюрьмы. Однако дома его поджидали агенты ФБР. Началась перестрелка, в которой МакКоя убили. Был ли это настоящий Дэн Купер, неизвестно, однако первый захватчик практически не оставил улик, в то время как второй быстро попался.

По одной из версий Купер вообще разбился при приземлении.

В 1995 году вдова ветерана Второй мировой Дуэйна Вебера заявила, что перед смертью ее муж сказал: «Я Дэн Купер». Она не поняла, о ком идет речь, но решила выяснить. Позднее женщина вспоминала, что Дуэйн как-то обмолвился о старой травме колена, которую получил во время прыжка из самолета. Сотрудники ФБР решили сравнить образцы ДНК с галстуком Купера, но они не совпали . Видимо, Вебер напоследок пошутил.

Новые улики

Также были другие подозреваемые - почти все военные, кем с большой долей вероятности и являлся Дэн Купер. Но конкретных доказательств, с точностью указывающих на определенного человека, нет. По одной из версий Купер вообще разбился при приземлении. В пользу этой теории говорят найденные рыбаками в 1980 году на берегу реки Колумбия несколько пачек 20-долларовых купюр. Специалисты установили: банкноты относятся к тем, что были переданы захватчику. Однако недавно выяснилось , что удалось обнаружить остатки парашюта Дэна Купера. Тела поблизости не оказалось, что может указывать на удачное приземление.

Интересная информация поступила от ученых из Citizen Sleuths, которые ведут независимое расследование дела. Они провели химический анализ галстука, который оставил Дэн Купер. Оказалось, что на аксессуаре есть следы редких металлов - сульфида стронция и церия, а также титана. Обычно они встречаются в металлургической и химической промышленностях. Возникло предположение, что Дэн был инженером проекта сверхзвукового пассажирского лайнера Boeing-2707. Программу финансирования свернули как раз в 1971 году. На таком производстве встречались все три найденных на галстуке вида металла. Заодно этой гипотезой можно объяснить знание особенностей Boeing-727.

Преступление Купера считается единственным нераскрытым делом об угоне воздушного судна. В 2016 году ФБР прекратило расследование, окончательно зайдя в тупик. Вероятно, мы так и не узнаем, кем был Дэн Купер. С тех пор случались и другие попытки захвата самолетов с самыми разными целями и требованиями: одни заканчивались успешно, другие - трагично. Но столь изящного угона, пожалуй, больше не было.

Дэн Купер (Dan Cooper) - до сих пор неизвестный мужчина, угнавший 24 ноября 1971 года самолёт Boeing 727 в воздушном пространстве США между Сиэтлом (штат Вашингтон) и Портлендом (штат Орегон). В качестве выкупа преступник требовал 200 тыс. долларов (эквивалентно 1,16 млн. долларов в 2015 году). Получив требуемую сумму, он спрыгнул с парашютом, и дальнейшая его судьба осталась неизвестной. Это самое таинственное преступление XX века.

Хронология событий

Преступник приобрёл авиабилет по псевдониму Дэн Купер за 18 долларов 52 цента в аэропорту Портленда до Сиэтла. В 1971 году не было никаких рамок металлоискателей и рентгеновских установок, поэтому пассажир без проблем прошёл контроль и попал в салон самолёта, выполняющий рейс 305 Северо-Западных авиалиний (NWA).

Купер занял место 18С (по другим данным 18Е или 15D) в задней части салона. Всего этим рейсом летело 36 пассажиров. Когда лайнер взлетел, мужчина закурил сигарету и заказал бурбон с содовой. Внешне он выглядел лет на 40-45 с ростом примерно 1,78 м - 1,83 см. На пассажире был лёгкий тёмный плащ, тёмный костюм, белая рубашка, чёрный галстук с перламутровой булавкой, мокасины.

Когда стюардесса Флоренсис Шаффнер принесла заказ, мужчина передал ей записку. Девушка решила, что это очередной ловелас хочет её закадрить. Она равнодушно сунула послание в карман униформы, даже не посмотрев, что там написано.

Однако пассажир тихим и твёрдым голосом произнёс: "Мисс, настоятельно советую прочитать послание. У меня с собой бомба". Девушка достала записку, развернула и прочитала следующее: "В моём кейсе лежит бомба. Я использую её в случае необходимости. Сядьте рядом со мной. Ваш самолёт угнан".

Шаффнер села рядом и тихим голосом попросила показать бомбу. Купер приоткрыл кейс, и девушка увидела в нём 8 красных цилиндров и множество проводов, покрытых красной изоляцией. После этого угонщик продиктовал условия. Он требовал 200 тыс. долларов 20-долларовыми купюрами, 4 парашюта, из которых 2 основных и 2 резервных, и чтобы в Сиэтле стоял бензовоз для заправки.

Стюардесса выслушала условия и ушла в кабину пилотов. Те тут же доложили об угоне на землю диспетчеру. После такого сообщения были подняты по тревоге силы местной полиции и ФБР. Власти решили, что жизнью пассажиров рисковать нельзя. Поэтому они согласились выполнить все условия угонщика.

Но чтобы собрать нужную сумму, требовалось время. Поэтому самолёт более часа кружил над Сиэтлом, и только после этого сел. Всё это время Дэн Купер вёл себя абсолютно спокойно. Он заказал ещё бурбон, заплатил и дал Флоренсис чаевые. Также попросил доставить на борт пищу для экипажа после приземления авиалайнера.

Когда местные власти выполнили все требования, угонщик отпустил пассажиров, старшего бортпроводника Алису Хэнкок и бедняжку Флоренсис, натерпевшуюся больше всех. На борту остался экипаж и бортпроводница Тина Макклоу.

После этого преступник изложил следующие условия: взлететь и взять курс на Мехико. Лететь на высоте 3 тыс. метров над землёй со скоростью 315 км/ч. Экипаж должен сидеть в кабине и не выходить из неё. Рядом с угонщиком должна постоянно находиться стюардесса Тина Макклоу.

Авиалайнер поднялся в воздух и полетел указанным маршрутом. Вслед за ним в воздух поднялись 2 истребителя F-106 ВВС США. Через некоторое время Дэн приказал Тине идти в кабину пилотов. Как только девушка устроилась рядом со своими коллегами, замигал световой индикатор, указывающий на то, что открыт задний трап. На разгерметизацию салона также указало изменение давления воздуха в кабине.

Пилоты запросили угонщика по внутренней связи, но в ответ им была тишина. Тогда один из пилотов открыл дверь и вышел в салон. Он увидел, что пассажирское кресло, в котором сидел угонщик, пустует. Его вообще не было в самолёте. Купер покинул судно через задний выход. На сиденье остался лежать лишь галстук с перламутровой булавкой и окурки сигарет Raleigh.

ФБР предположило, что преступник покинул борт над юго-восточной частью штата Вашингтон и приземлился вблизи озера Мервин (искусственный водоём). Самолёт в это время был закрыт плотными облаками, и парашютиста военные лётчики, управлявшие истребителями, не заметили.

Фоторобот Дэна Купера, составленный ФБР

Боинг 727 благополучно сел в Рено с опущенным задним трапом. Взлётно-посадочную полосу тут же окружили агенты ФБР. Они поднялись на борт и тщательно осмотрели салон, но нашли только 2 из 4-х парашютов. Кейс с бомбой и деньги найдены не были. Местность, где предположительно должен был приземлиться угонщик, тщательно прочесали, но никаких следов приземления парашютиста не обнаружили.

Все люди, общавшиеся с Купером на борту самолёта, были тщательно допрошены. С их слов составили фоторобот, но никто не смог по нему опознать конкретного человека. Весной 1972 года сразу же после оттепели команда агентов ФБР, 200 солдат из Форт-Льюиса и гражданские добровольцы ещё раз досконально прочесали предполагаемую местность приземления воздушного налётчика.

Дно озера Мервин также было тщательно исследовано. Две местные женщины наткнулись на скелет в заброшенном сарае в округе Кларк. Но его идентифицировали как останки девочки-подростка, которую похитили и убили за несколько дней до воздушного инцидента. В конце концов, власти вынуждены были прекратить поиски, так как время шло, а они не давали никаких результатов.

В конце 1971 года ФБР направило номера купюр, выданных Куперу, в банки, казино, ипподромы и другие организации, проводящие крупные денежные операции. Номера разошлись по большинству стран мира, но похищенные купюры так и не были обнаружены. В 1972 году двое мужчин использовали поддельные 20-долларовые купюры с указанными серийными номерами. Двигало ими желание прославиться, выдавая себя за знаменитого воздушного угонщика. Однако эти господа были быстро разоблачены и арестованы полицией за изготовление фальшивых купюр.

В феврале 1980 года 8-летний мальчишка Брайн Ингрэм, во время отдыха с семьёй на реке Колумбия, нашёл в 14 км от Ванкувера три пакета с 20-долларовыми купюрами на общую сумму 5800 долларов. В ФБР эти деньги проверили и подтвердили, что они как раз из той похищенной партии. Сразу же возникло огромное количество вопросов и предположений, но ответов на них не было.

В 1988 году со дна реки Колумбия на том же участке подняли парашют. Но эксперты установили, что это был не тот парашют, с которым прыгал Дэн Купер. В 2008 году в 10 км от озера Мервин был обнаружен ещё один парашют. Однако он оказался времён Второй мировой войны.

20-долларовые купюры, найденные Брайном Ингрэмом на реке Колумбия

Версии и предположения

В настоящее время сотрудники ФБР считают, что преступник был очень осторожным и проницательным. Он попросил 4 парашюта, чтобы местные власти подумали, что он заставит заложников прыгать вместе с ним. Преступник выбрал Боинг 727-100, так как он имел задний бортовой трап, а двигатели у него расположены достаточно высоко, чтобы осуществить прыжок без риска получить ожоги от реактивных выхлопов.

В то же время специалисты отметили, что Купер не имел профессиональных навыков прыжков с парашютом. Опытный парашютист не стал бы прыгать ночью при сильном ветре и температуре за бортом -57 градусов по Цельсию в пальто и мокасинах. Это было бы слишком рискованно. Угонщик даже не потребовал, чтобы ему принесли шлем. Он взял с собой рабочий и запасной парашюты, но второй был учебным, то есть зашитым. Опытный профессионал просто не мог не проверить состояние парашютов перед прыжком.

ФБР категорически утверждало и утверждает, что Дэн Купер не мог выжить с самого начала. Прыгать в горной местности без карты, без необходимого оборудования, при ужасных погодных условиях, означает изначально обречь себя на смерть.

Подозреваемые

С 1971 года ФБР проверило более 1000 потенциальных подозреваемых, но все они были исключены. Однако помимо правоохранительных органов существует ещё и мнение журналистов. Так многие из них считают, что угонщиком самолёта мог быть Кеннет Кристиансен. Он служил в армии и имел навыки прыжков с парашютом. В 1971 году жил в штате Вашингтон. В 1972 году неожиданно купил себе дом за 25 тыс. долларов. Он любил вечером выпить стакан бурбона и курил сигареты Raleigh.

В 1994 году, умирая от рака, он сказал своему родному брату Лайлу: "Существует одна вещь, которую я хотел бы тебе рассказать, но, к сожалению не могу этого сделать". В последствии Лайл стал утверждать, что его брат очень похож на фоторобот, составленный в 1971 году. Однако ФБР чрезвычайно скептически отнеслось к подобным утверждением. Его сотрудники заявили, что Кристиансен мало похож на угонщика самолёта и не может рассматриваться в качестве подозреваемого. Таким образом, самое таинственное преступление XX века так и осталось нераскрытым.

PS

Примечательно то, что Дэн Купер вписал своё вымышленное имя в историю авиации не только в качестве преступника. После совершённого преступления Боинги-727 стали оснащать специальным устройством, которое не давало открыть в полёте люк заднего трапа. Это устройство назвали "лопаткой Купера".

Пересматривая тут кинофильм «Побег из тюрьмы» (рекомендую всем, но американский оригинал), я обратил внимание на одного из героев, к которому все другие герои картины относились с уважением, обращаясь к нему только Д.Б. Купер. И это не просто киношный трюк. Многократно я и сам читал про то, что именно его в США почитают за одного из самых легендарных авантюристов, чья судьба окутана тайной и легендами. А вы про него слышали? Я думаю, что мало кто из вас знает про него. А судьба у него, действительно, примечательная.

Итак, началом можно считать 24.11.1971, когда из аэропорта города Портленд, штат Орегон США некто по имени Дэн Купер отправился в Сиэтл, что в штате Вашингтон, по билету за 20 баксов на самолете авиакомпании Northwest Airlines. Это был среднестатистический лысеющий мужчина примерно 40 лет. Путь между этими точками полета непродолжительный, минут 40, не более. Около трех часов самолет взлетел, а через десять минут этот самый Купер заказал себе стакан виски. Стюардесса по имени Флоренс Шаффнер выполнила просьбу и принесла бурбон, а мужчина передал ей записку и настоял на её немедленном прочтении. Молодая женщина пробежала глазами текс, написанный прописью и сообщавший, что это ограбление, в портфеле у него бомба, он её может взорвать, а ей следует занять место по соседству с ним.

Стюардесса не сопротивлялась и села по соседству. Этот якобы Купер открыл небольшой чемоданчик, чтобы девушка удостоверилась в реальности взрывного устройства. Далее он передал стюардессе свои требования: 200 000$, причем только купюрами номиналом по 20 долларов, четыре парашюта, включая два запасных, плюс быстро дозаправить лайнер, без ухищрений со стороны полиции и службы безопасности аэропорта в Сиэтле. Бортпроводница сообщила этот список капитану самолета, которому с земли приказали требования угонщика выполнять. Успокоив пассажиров о технических причинах задержки на посадке, после того как было получено сообщение с земли, что все требования Купера выполнены, самолет спокойно сел в аэропорту Сиэтла.

Купер перешел в кабину самолета, в которой по его просьбе потушили свет, чтобы его не было видно снаружи, а он наоборот, все там видел очень хорошо. И вот принесли деньги и парашюты. Купюры были не меченные, но номера зафиксированы полицией на пленку. Парашюты армейской модификации Купер попросил заменить на гражданские. После проверки денег, с разрешения Купера всех остальных пассажиров, 36 человек плюс 2 бортпроводницы, выпустили из самолёта. Они, кстати, и не догадывались о предыдущем захвате лайнера.

В самолете осталась только минимально необходимая команда: командир Уильям Скотт, второй пилот Уильям Ратайчак, бортинженер Х.Э. Андерсен и стюардесса Тина Маклоу. Им Купер поведал, как и куда они полетят далее, а именно: южнее Мехико, на высоте не превышающую 3000 метров и скорости не больше 190 кмч, для чего он приказал оставить выпущенными шасси и закрылки под углом 15 градусов. К этому он добавил, что у него имеется альтиметр, чтобы следить за высотой полета, к тому же кабина была разгерметизирована для подстраховки от ошибок или искушения набрать дополнительную высоту. Но 2ой пилот высказал сомнения по поводу того, что эта модель Боинга может долететь до Мехико, в принципе, тем болев таком режиме полета. На что Купер им ответил, что в Рино, штат Невада, они дозаправятся, а туда они безусловно добирались без проблем.

Далее Купер закал ужин себе и команде, а все попытки переговорщиков вывести его на диалог пресек на корню. Руководство аэропорта пыталось оттянуть время вылета, ссылаясь на те или иные причины, но Купер оставался спокоен. Так что через пару часов самолет все-таки опять взлетел, полностью заправленный и подготовленный к полету. Это случилось в 7:40 вечера. Естественно, что с ближайшей базы ВВС США взлетели два истребителя сопровождения Convair F-106 Delta Dart и еще подержанный тренировочный самолет Lockheed T-33 Shooting Star Национальной гвардии, у которого быстро закончилось горючие и он повернул обратно.

Через 10 минут после взлета Купер попросил стюардессу перейти к пилотам в кабину, закрыть дверь и ни при каких обстоятельствах не выходить в салон до приземления в аэропорту Рино, или до его дополнительных указаний. По пути к экипажу, бортпроводница оглянулась и увидела, что Купер что-то привязывает на себя в области живота. А еще через 10 минут задний трап был открыт, экипаж это отследил по бортовой сигнализации, потом самолет немного качнуло, далее полет проходил спокойно вплоть до посадки через 2 часа в Рино. После приземления командир экипажа спросил у Купера, что им делать дальше, но ответа не последовало. Оказалось, что самолет пуст, а трап так и оставался открытым. Пилоты истребителей сопровождения ничего не заметили, так как это была не их задача, да и погода была не совсем летная. На этом вся информация о Купере и его загадочном исчезновении из самолета заканчивается.

Естественно, полиция и федералы неистовствовали в попытках найти Купера и 200 тысяч долларов. Ну, вы, наверное, уже и сами догадались, что все поиски не принесли решительно никаких результатов. В самолете ничего не нашли, кроме отпечатков пальцев, не значившихся в картотеке правоохранительных органов и силовиков. Правда, зачем-то Купер сам оставил несколько улик: галстук и сигаретные окурки, но и они помогли не сильно. Последующий эксперимент с выбросом соразмерного весу Купера груза с парашютом примерно в месте его катапультирования тоже ничего не дал: место приземления было отдаленным от населенных пунктов и довольно сложным для выживания. Никаких находок сделано не было. Газеты истерично кричали о похищении века. А интервью со стюардессами и пилотами самолета только добавляли запутанности во всю эту историю, так как преступник не был типичным, а наоборот, совсем другим по характеру: абсолютно спокоен, рассудителен, корректен в общении и отлично подготовлен. Новая звезда Америки.
Далее масло в огонь подлило письмо, полученное редакцией газеты «Лос-Анджелес таймс» якобы от Купера, хотя многие эксперты по этому вопросу решили, что оно не настоящее. В нем Купер попросил не думать про него, что он какой-нибудь благородный вор, типа, современный Робин Гуд. Просто жить ему оставалось на тот момент чуть более года, и спланированный захват самолета в кратчайший срок давал ему все необходимое, чтобы прожить остаток жизни, как он хотел. Вдобавок его поступок далек от героизма или романтизма, так как он был уверен, что его не поймают. Напоследок он всех уверил, что он психически уравновешенный человек.
Все спецслужбы стояли на ушах и сам Дж.Эй Гувер скрежетал от злости зубами. За информацию о Купере объявили награду, но тщетно. В итоге дело пришлось закрыть, а легендарного не пойманного преступника объявили погибшим при падении.
И вдруг в 1980 году один 8летний малец по имени Брайн Ингрем нашел на берегу реки Колумбия 290 существенно потрепанных двадцаток, а по номерам выяснили, что они были из того мешка, с которым исчез Купер тогда из самолета. Это была бомба, и куперовская тема опять закрутилась с полной силой. Были изучены ближайшие реки, водохранилища вдоль и поперек. Но больше следов того дела не проявилось, для многих же это было еще одним подтверждением, что Купер погиб тогда. Но с деньгами Ингремов было что-то явно не так. Кстати, 15 банкнот они в 2008 году продали с аукциона за 37 тысяч баксов.

История эта тогда продолжалась еще долго. 17 подобных ограблений было совершенно только за 2 ближайших года. Они случаются и сейчас. Конечно, не обошлось без книг, теорий и даже есть список вероятных Куперов Д.Б. Кстати, Д.Б. Купером его зовут по ошибке одно из журналистов, а изначально он был Дэн Купер, хотя и это имя скорее всего вымышленное, и происходит от героя малоизвестного европейского комикса про парашютиста. В итоге, про Купера так ничего и неизвестно: возраст, как его реально зовут, его дальнейшая судьба.

И сейчас спустя столько лет уже трудно разобраться, что по чём в этой истории, но порассуждать на тему забавно.

По моему мнению, Купер, конечно, выжил тогда, так как был очень хорошо готов к этой акции: ясно, что он был дока и в самолетах, и в парашютах, и в действиях служб безопасности, даже в деньгах. Выбор местности, где он выпрыгнул из самолета, и сумма потребованных им денег, тоже вряд ли произвольные.
Но всё так и осталось невыясненным. Хотя этот Купер, возможно, даже хотел, чтобы его нашли, так как он оставил много зацепок на него, но очень выборочно: окурки оставил, а записку о возможном взрыве забрал. Оставил только чужие отпечатки пальцев, и зачем ему было на два парашюта больше, тоже как-то не складывается. А потом эта тема с деньгами, найденными тем мальчиком, скорее всего тоже прямое доказательство, что он не умер еще тогда, хотя изначально писал про 14 месяцев, оставшихся у него.

В итоге, загадка не раскрытая до сих пор…

Похожие публикации