Поселение сабетта. Как живет закрытый вахтовый поселок сабетта на крайнем севере

О САБЕТТЕ

Сабетта – вахтовый поселок, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал (ЯНАО) у Обской губы Карского моря, – опорный пункт проекта «Ямал СПГ».

Название поселка является производным от названия реки Сабетта-яха - в переводе с ненецкого «река в шапке». Однако существует еще несколько версий происхождения названия: от переделанного на ненецкий язык названия существовавшей здесь фактории «Советская» до имени рода Сабе - самоедов (ненцев), живших в этом районе.

В советское время поселок был базой геологов. Сотрудники Тамбейской экспедиции высадились в Сабетте в начале 1980-х. Тогда в поселке было лишь несколько деревянных строений, характерных для обычных северных поселков конца XX века. Таких тогда много было. Несколько десятков геологов занимались разведкой, бурили скважины, проводили исследования.

В Сабетте нет выходных и праздничных дней, каждый день - рабочий. Но, как и везде, на Новый год здесь традиционно на главной площади устанавливается большая праздничная елка, а в первое воскресенье сентября проходит концерт в честь профессионального праздника нефтяников и газовиков. В сентябре 2016 года в поселке появился православный храм, который лично освятил патриарх Кирилл.

В ходе реализации проекта «Ямал СПГ» в поселке была создана вся необходимая инфраструктура для проживания строителей, возведены вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: котельная, четыре столовые, кафе, больница, бани, большой спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, магазины, канализационные и водоочистные сооружения, склады хранения продовольствия.

САБЕТТА

АЭРОПОРТ

Международный аэропорт на такой широте был построен в российской практике впервые. При проектировании взлетно-посадочной полосы и комплекса зданий аэропорта учитывались сложные природно-климатические условия в районе Сабетты: вечная мерзлота, заболоченность, озера, реки. В таких климатических условиях в качестве покрытия взлетно-посадочной полосы использовались предварительно напряженные аэродромные плиты.

4 декабря 2014 года состоялся первый рейс – технический, по итогам которого аэропорт получил сертификат годности аэродрома и свидетельство о государственной регистрации.

В январе 2015 года аэропорт Сабетта получил сертификаты соответствия по направлениям: авиационная безопасность, аэродромное обеспечение полетов, штурманское обеспечение, обеспечение обслуживания пассажиров и багажа при внутренних воздушных перевозках.

2 февраля 2015 года аэропорт Сабетта принял первый пассажирский рейс. Организовано регулярное сообщение с пятью городами России.

В 2016 году аэропорт Сабетта начал принимать международные рейсы.

26 мая 2017 года международный аэропорт проекта «Ямал СПГ» получил «географический паспорт».

Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолеты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boeing-767-200, а также вертолеты МИ-26, МИ-8. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» – ООО «Международный аэропорт Сабетта».

За время эксплуатации аэропорта было перевезено более 490 тысяч пассажиров и почти 6 тысяч тонн срочных грузов.

20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка морского порта, расположенного в 5 км к северо-востоку от посёлка. В октябре 2013 года первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта. 25 июля 2014 года морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.

В марте на трассе Северного морского пути лед достигает максимальной толщины. Доставлять грузы в Сабетту по тяжелому льду помогают атомные и дизельные ледоколы. Благодаря проекту «Ямал СПГ» грузопоток по Северному морскому пути увеличился вдвое. С начала активного строительства проекта (с 2012 года) доставка строительных материалов и оборудования осуществляется на круглогодичной основе, в зимний период используется ледокольная поддержка.

Морской порт Сабетта – ключевая точка роста в развитии Северного морского пути. Всего в порт с 2012 года было доставлено более 13 млн тонн грузов.

МОРСКОЙ ПОРТ

В июне 2014 года было начато строительство первых двух (из четырех) резервуаров хранения СПГ. В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра, рядом с каждой из которых установлен термостабилизатор. Бетонные стены резервуаров высотой более 50 метров были возведены в короткие сроки, всего за 21 день.

Диаметр одного резервуара 80 метров, рассчитан на хранение 160 тыс. куб. м газа при температуре -163 градуса. Для сравнения - в резервуаре может поместиться два самолета типа Airbus 380, уставленные друг на друга.

Сейчас все четыре резервуара построены и прошли гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

РЕЗЕРВУАРЫ

ЗАВОД СПГ

Завод СПГ мощностью около 16,5 млн тонн СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.

В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать три технологические линии сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая. Первую очередь планируется запустить в 2017 году.

В условиях низких среднегодовых температур в Арктике требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства СПГ по сравнению с проектами, расположенными в южных широтах и использующими аналогичное оборудование.

После запуска завода углеводородная смесь из скважин будет поступать по газосборным сетям на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа.

На входных сооружениях комплекса будет происходить сепарация – отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.

Отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Далее очищенный газ будет поступать на предварительное охлаждение и сжижение. СПГ будет подаваться на хранение в специальные изотермические резервуары закрытого типа.

Интегрированный комплекс также будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.

БУРЕНИЕ

В начале 2013 года начато бурение эксплуатационных скважин на Южно-Тамбейском месторождении. Эксплуатационное бурение ведется с использованием передовых технологий. Проект разработки месторождения предусматривает бурение более 200 наклонно направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием с 19 кустовых площадок.

Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «АРКТИКА». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров и низких температур, что обеспечивает комфортные условия труда для персонала и непрерывность бурения в течение года.

Ресурсной базой для реализации Проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, открытое в 1974 году и расположенное на северо-востоке полуострова Ямал. Лицензия на освоение Южно-Тамбейского месторождения действительна до 31.12.2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ».

Доказанные и вероятные запасы Южно-Тамбейского месторождения по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд куб. м газа. Потенциальный уровень добычи газа для обеспечения потребностей завода СПГ превышает 27 млрд куб. м в год.

ТАНКЕР ARC7

26 августа 2016 были начаты ходовые испытания СПГ-танкера Arc7 в водах между побережьем Южной Кореи и островом Цусима. Впервые все судовое оборудование было протестировано в реальных эксплуатационных условиях. Ходовые качества судна полностью подтверждены.

Первый танкер назван «Кристоф де Маржери». Танкер Arc7 – это высокотехнологичный газовоз СПГ высшего ледового класса, специально разработанный с учетом потребностей проекта «Ямал СПГ». Дизайн газовоза, трехтопливная дизель-электрическая энергетическая установка, пропульсивный комплекс, состоящий из трех винторулевых колонок типа Azipod, конструктивные особенности корпуса и механизмов в арктическом исполнении (ледовый класс Arc7 по классификации РМРС и комплекс оборудования для работы в условиях низких температур до –52 °C) – все это дает судну серьезные конкурентные преимущества и делает его уникальным.

«Кристоф де Маржери» был построен в кратчайшие сроки судостроительной верфью DSME (Южная Корея), являющейся одним из лидеров в области мирового судостроения. В разработке и реализации проекта участвовали ведущие российские и зарубежные научно-исследовательские организации.

В конце марта 2017 года танкер ледового класса Arc7 прибыл в порт Сабетта. За церемонией швартовки по прямой линии из Архангельска наблюдал Президент РФ Владимир Путин. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, что для меня даже, честно говоря, несколько удивительно, то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может стать, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире. У нас есть все основания так считать, так думать и добиваться этого результата».

Владимир Путин также поблагодарил иностранных партнеров проекта «Ямал СПГ». «Они верят в этот проект, активно в нем участвуют, поддерживают и технологически, и финансово. Это очень важно, если иметь в виду, что на мировых энергетических рынках сейчас не самая лучшая погода, но мы исходим из того, что потребности в энергоресурсах будут возрастать. Мы работаем на перспективу», – подчеркнул глава государства.

Президент отметил, что прибывшее сегодня в порт судно названо в честь ушедшего из жизни «нашего большого друга, бывшего главы компании Total Кристофа де Маржери»: «Это очень символично, это будет закреплять наши отношения даже на таком духовном уровне». Кристоф де Маржери с 2007 года руководил Total. В октябре 2014 года он погиб в авиакатастрофе во Внуково.

Ну что ж, дорогие друзья, я немного отдохнул после авиаперелётов и разных служебных хлопот, налил кружку свеженького щербаковского (это важно!), так что усаживайтесь поудобнее - расскажу, как я за полярный круг попал внезапно:) Подумав хорошенько, решил, что пост будет подзамочный - я вроде не давал подписок, но мало ли что...

Надо заметить, что лететь я туда не собирался (то есть вроде как разговор был, что надо бы выполнить кое-какую работу, а вроде как и без нас с lordd обойдутся, пока мы будем заниматься другими проектами - а вот и не обошлось:) Поэтому собирались срочно и не подготовились толком, в частности, я не уложил свою любимую термокружку, в итоге пришлось побираться и пить чай из случайной посуды:)

Как у нас водится, работу надо выполнить еще вчера, поэтому сорвали в авральном порядке нас - Лена моя была в командировке в Магнитогорске до конца недели, я занялся наконец-то машиной, а вот и нет - позвонили и сказали, что вылетаете вот прямо через три часа через Екат.


То есть не удалось купить билеты ни на один из многочисленных московских рейсов, летящих из Баландино - пришлось ехать на такси в наш дальний загородный аэропорт Кольцово и оттуда лететь в Домик на самолёте от S7.

В Москве же пришлось опять-таки брать такси и катить уже во Внуково (по дороге у такси побило колесо на МКАД), откуда с утра ютейровским рейсом на экзотичном Боинге 767-200 лететь уже в аэропорт с почти французским названием Сабетта. Ну что ж, ночь мы отмаялись в жестких креслах во Внуково, вкусили всей прелести аэропортовской еды в Му-му и Крошке-картошке по совершенно безбожным по сравнению с общемосковскими ценам.

Впрочем, всё компенсировалось замечательным видом из иллюминатора, когда мы над Ямалом летели:)

Ну вот, прилетели - прошли жесткий досмотр (на территорию Южно-Тамбейского газового месторождения нельзя провозить разные вещи, в том числе и фотоаппаратуру, ну и, разумеется, спиртосодержащие материалы - поэтому мы выехали без флакона с изопропиловым спиртом для очистки оптических волокон, нам его на месте выдали:))

Пройдя через кордоны, вышли на площадь - а там машины-вахтовки, джипы поменьше (про них будет отдельно), а также "Трэколы" на пневматиках.

Созвонились с принимающей стороной, нам сказали, в какую машину садиться и куда ехать - добрались мы до посёлка Сабетта, а там получили по койко-месту в общаге. Позже нам выдали карточки, посредством которых можно оплачивать питание в столовых (не во всех - их на территории то ли 4, то ли 5), а также покупать в магазине всякую нямку вроде конфет:)

На следующий день мы прошли всевозможные инструктажи (десятки маленьких "не", за нарушение которых следуют разнообразные санкции как к нарушителю, так и к организации, его приславшей, причем на юрлица штрафы совершенно конские) - и это действует, товарищи, во всяком случае я за все время видел только одного человека, который рискнул привезти сюда бутылку коньяка, с которой его и повязали в аэропорту.

Собственно, больше писать особо не о чем - две недели мы ездили с утра в аэропорт и решали разные производственные задачи:) Поскольку ездить на обед значило терять драгоценное время, мы перешли на двухразовое питание - плотный завтрак утром (каша, второе блюдо, хлеб с маслом и сыром, чай) и обедоужин по возвращению с объекта (с супом, вторым и салатом). Вот, собственно, особенно и писать-то не о чем - хотя несколько моментов я отдельно отмечу, тем более, что о них мало кому известно.

Проживание

Практически все поселяются в общаги - новые и довольно современные. В комнатах живет от трёх до шести человек (это обычная черная кость, постоянный состав - вахтовики, которые, например, работают в аэропорту, устроены получше:)). На этаже два туалета, в которых постоянно поддерживается чистота и порядок, на первом этаже есть душевые, а также кухонька с термоспотом, да что-то вроде красного уголка с телевизором. Туалеты и полы моют-чистят уборщицы, в основном дамы средних лет башкирской наружности:)

Кстати, женщин от общего количества где-то процентов десять.

Курение дозволяется только в специально отведенных местах

Посреди посёлка церковь стоит - сам Кирилл прилетал освящать

Питание

На день хватает рублей триста - цены приемлемые вполне. Порции большие, всё достаточно вкусное и разнообразное

Вот в магазине ассортимент достаточно скудный и цены неадекватные,

можно расплатиться либо карточкой в пределах лимита, либо наличкой, либо банковской картой. Всю кормёжку, уборку и вывоз мусора осуществляет контора из Ноябрьска, охрана вся - из Нового Уренгоя

Здоровье и лечение

Как правило, на второй-третий день практически все, кроме разве что тех, кто мотается на вахты постоянно, заболевают в нетяжёлой форме - сопли, кашель, у кого-то температура невысокая. То есть надо ехать сюда с набором противовирусных средств, витаминов и пакетированных травок для заваривания (ромашка, шалфей, боярышник). В принципе, есть здравпункты, в которых выдают лекарства и освобождают от работы - но вот нам, например, надо было поскорее закончить свой объём и вернуться домой.

По территории ездит полноприводная медицинская "газель", один раз прилетал медицинский Ми-8, видать, кому-то было совсем нехорошо.

Автотранспорт

Всех возят вахтовки на шасси полноприводных КАМАЗов и Уралов, иногда попадаются я на шасси "Садко". Легковые разгонные - УАЗ-Патриот, начальство средней руки ездит на Мицубиси L200, реже на Toyota HiLux. Остальные марки и модели встречаются в гомеопатических дозах. Есть некоторое число вездеходов на пневмокатках от фирмы "Трэкол". Грузовики - разные

Увы мне, пожарную часть не заснял - как поселковую, так и аэропортовскую (у последних на вооружении КАМАЗы,
из них два варгашинских, слышь, chaga ?)

Аэропорт

очень понравился - новый, красивый и современный, здания все на ножках, а там, где это невозможно, с системой охлаждения - то есть под зданиями трубы, в которых циркулирует аммиак, чтоб летом фундамент не поплыл (в этом году было жарко, говорят, до плюс 30). В день прилетает от 2 до 6 самолётов, из Москвы и Нового Уренгоя, в основном машины авиакомпании "Ямал" (вот кто бы мог подумать!), иногда UTair и еще вертолёты, в том числе пограничные. Видели еще Ан-12 и Ан-24. Один раз прилетал SSJ-100 с белым медведем на хвосте. Персонал весь практически самарский, нам понравилось с ними работать:). Ну и вообще - в аэропорту прикольно:D

Люди

работают самые разные - очень много товарищей из Башкирии, например:) Ещё есть сербская контора "Велесстрой" и турецкая Rega JV - конечно, русских у них полно трудится, но и натуральные сербы с турками имеются. А так люди отовсюду прилетают - Питер, Москва, Омск, Волгоград, парочку индийцев видел еще.

Ненцев видел разок - торговали олениной и рыбой, да еще ларёк фирмы "Ямальские олени" стоит на территории посёлка. Впрочем, тушенка оленья в нём курганского производства:)

По территории периодически пробегают песцы - приближаться к ним (а тем более кормить) запрещено. Ловить - тоже, это только ненцам можно:) И особо инструктировали насчёт белых медведей - но бог миловал, не встречал. Ну его нафиг.

Обская губа рядом - но мы к ней не ездили, в порт тоже. Газовый завод строится, и там у нашей конторы есть объект, но нам от него удалось отвертеться - это люди сюда на месяц ездят, а нам неинтересно было тут торчать.

Улететь отсюда - особая статья, через генподрядчика заранее подаются списки, делаются бумаги на вывоз оборудования, приборов и инструментов, иначе можно укатить с одними личными вещами. Впрочем, от случайностей не застрахован никто - так, наши подали неправильные реквизиты паспорта lordd , пришлось обрывать трубки и всё менять на ходу - в итоге мы успели за 10 минут до окончания регистрации. Обратно снова летели на 767-200 до Внукова, а оттуда в Че - на Б-737-800 "Победы". Ну и маршрутка же! Даже не маршрутка, а вагон электрички - поскольку студентов летело много, оно мне живенько напомнило молодость и электричку Че - Златоуст.

В общем, такая она, образцовая стройка капитализма! Поеду ли я сюда ещё? Как знать, деньги-то нужны:)... И тут красиво, да.

Полярное сияние видел пару раз:)

Много фото

К 2030 году, по мнению экспертов, доля России на мировом рынке СПГ может вырасти до 15 процентов. Еще не произведенный сжиженный газ продан уже на 20 лет вперед. И сегодня, несмотря на санкции, проект «Ямал-СПГ» темпов не снижает.

В апреле экскурсию по стройке провели для руководства ямальских муниципалитетов. Главам городов и районов предлагалось лично убедиться в масштабах и перспективах стратегической идеи.

Лучше всего масштабы этой стройки видны с воздуха. Еще пару лет назад здесь не было ничего, кроме старых бараков. А теперь у поселка есть даже собственный аэропорт. Он открылся только в феврале, а принял уже 18 тысяч пассажиров.



С февраля этого года «Ямал СПГ» организует постоянное пассажирское авиасообщение с городами Новый Уренгой и Москва с последующим расширением сети маршрутов. Аэропорт в первую очередь предназначен для обслуживания вахтового персонала, в этом году планируемая численность пассажиропотока составит около 150 тыс. человек, а в пиковые годы реализации проекта превысит 300 тыс. человек.



Ввод в строй современного международного аэропорта, построенного в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ», является важным событием не только для Ямало-Ненецкого автономного округа, но и для всей России. Учитывая активное освоение Арктики, аэропорт Сабетта может быть широко использован и в обслуживании перевозок пассажиров и грузов в этом труднодоступном регионе, в том числе и международных.



Международный аэропорт Сабетта — один из первых российских арктических аэропортов, построенных с нуля. Аэропорт соответствует первой категории ИКАО и может принимать практически все типы самолетов. ООО «Международный аэропорт Сабетта» имеет сертификат соответствия аэродрома, свидетельство о государственной регистрации аэродрома, сертифицирован по всем видам аэропортовой деятельности.



В Сабетте впервые собрались все главы ямальских муниципалитетов. Экскурсия начинается с территории будущего завода, тут пока свайное поле.




Рядом уже выросли гигантские резервуары, из которых жидкий газ будут перекачивать в газовые танкеры. Гарантированные запасы Южно-Тамбейского месторождения, газ которого и будет перерабатываться — 1,2 триллиона кубометров голубого топлива. С завода Ямал-СПГ в год будет выходить 16,5 миллионов тонн сжиженного газа. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ.



В Сабетте работают уже около 9 тысяч человек. На пике строительства их будет 15 тысяч, и на месте старого поселка быстро возводится новый. Стройка уже дала работу многим ямальцам. Но главное, конечно, впереди.


«На сегодняшний день активно идет обустройство. На площадке работают 9 тысяч человек. Только за февраль приняли 65 судов. Проект уже в высокой степени реализации, процентов, наверное, 30 основных работ выполнено, произведены все горизонтальные работы, забиты сваи, монтируются крупные РВС под сжиженный природный газ», — рассказал Дмитрий Кобылкин на рабочей встрече у Президента РФ Владимира Путина в марте этого года.


Инвестиционные проекты, реализуемые на Ямале, такие как «Ямал СПГ», порт «Сабетта», Бованенковское месторождение, «Северный широтный ход» и другие, являются драйвером роста российской экономики, поэтому темпы их реализации не должны снижаться. Об этом заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев на IV Международной конференции «Ямал Нефтегаз-2015», прошедшей в 20-х числах мая в Салехарде.








«Тюменская область активно участвует в реализации инвестпроектов на территории округа, однако правительство региона направляет усилия на расширение сотрудничества, в этом вопросе мы находим понимание и со стороны руководства округа, и со стороны представителей нефтегазовой отрасли», — заметил Владимир Якушев.


«Ямал — это не только российская, но и мировая кладовая. В ближайшие 50-60 лет как минимум этот регион будет основной точкой роста для нашей страны. Здесь уже достаточно развита инфраструктура, регион богат природными ресурсами. Полярный Урал, арктический шельф, множество нефтяных и газовых месторождений, подтвержденные в них запасы — это говорит о том, что Ямал в ближайшее время останется основным драйвером роста российской экономики», — сказал глава региона.



По его словам, для Тюменской области развитие Ямала также даст благоприятный эффект. В регионе традиционно развиваются и работают на большую Тюменскую область НИИ, проектные институты, нефтесервисные компании, машиностроительные предприятия, ориентированные на нефтегазодобычу в ХМАО и ЯНАО.



«На долгосрочную перспективу, примерно 50-60 лет, у России нет другого такого мощного проекта, как Ямал. Сегодня его освоение дает работу специалистам и заказы предприятиям по всей стране», — отметил он, сравнив по важности для государства освоение полуострова с великой эпохой формирования ТЭК Западной Сибири.




Глава области подчеркнул большую роль нефтегазовых компаний в развитии социальной сферы, здравоохранения, образования. «Эти вложения окупаются сторицей, ведь мы вкладываем в людей, вкладываем в будущее, это наше общее дело», — резюмировал Владимир Якушев.


Через порт Сабетта по Северному морскому пути должна идти транспортировка не только сжиженного природного газа, но и других грузов. Об этом 27 мая заявил полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских на пресс-конференции в Екатеринбурге.





«На строительстве завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта „Ямал СПГ“ на 90 процентов подготовлены основные и вспомогательные площадки. Идет монтаж фундаментов под газотурбинные установки. В различной степени готовности находятся емкости для хранения сжиженного природного газа. В реализации проекта „Ямал СПГ“ принимают участие только отечественные подрядчики, все работы выполняют российские рабочие и специалисты», — подчеркнул полномочный представитель президента РФ.



На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет сознано 1 тысяча 400 рабочих мест, сообщил Игорь Холманских.

Северный путь




Сабетта за 2014 год приняла более 1,1 миллиона тонн грузов, продемонстрировав почти трёхкратный рост. Таким образом, строящийся ямальский порт обеспечивает сейчас почти треть всех перевозок по Северному морскому пути. В текущем году Сабетта должна сгрузить на берег три миллиона тонн грузов, из которых два миллиона доставят по Севморпути. Это модульные конструкции будущего завода по сжижению природного газа, элементы резервуаров для хранения СПГ, буровое и прочее оборудование. А уже в 2017-м начнётся отгрузка первых партий продукции. С 2020 года из Сабетты ежегодно планируют отравлять по 16,5 миллиона тонн сжиженного газа и 1,2 миллиона тонн конденсата.



Точно в срок



Леонид Михельсон, глава «НОВАТЭКа», заверяет, что проект «Ямал СПГ» будет реализован точно в срок. Первую очередь завода, рассчитанную на сжижение 5,5 миллиона тонн природного газа Южно-Тамбейского месторождения, обещают запустить в 2017 году. Всего планируют построить три очереди. Стоимость проекта превышает 27 миллиардов долларов. В настоящее время, правда, возникли технические сложности по валюте, в которой привлекаются средства от китайских банков. Однако все проблемы должны быть разрешены до конца первого полугодия.

Китай поможет?

Проект «Ямал СПГ» может получить финансирование от китайских банков. До 13,5 миллиардов долларов могут перевести до конца 2015 года. Как сообщает Bloomberg, ссылаясь на финансового директора французской нефтегазовой компании Total Патрика де ля Шевардье, китайские банки подписали предварительное соглашение о кредитовании «Ямала СПГ». Шевардье также сообщил о продолжении переговоров с экспортно-кредитными агентствами для получения дополнительного финансирования.

Одновременно руководство «Ямал СПГ» вынуждено было начать переговоры с зарубежными пароходствами. «Совкомфлот», победивший ранее в тендере, так и не смог заключить соглашение с «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» о строительстве пяти газовозов ледокольного типа. Хотя по условиям контракта обязан был сделать это ещё в прошлом году. Поэтому «Ямал СПГ» сам заключил соответствующее соглашение с корейской верфью и теперь ищет покупателей на суда.

Вокруг света

«Ямал СПГ» рассчитывает получить от китайских банков до 13,5 миллиарда долларов. Ранее Минфин РФ выкупил облигации компании на 74,9 миллиарда рублей. Это лишь половина суммы, одобренной правительством Дмитрия Медведева. Кроме того, подписано соглашение с бельгийской «Fluxys LNG», которая берётся построить в Зеебрюгге резервуар для хранения сжиженного газа с комплексом сопутствующего оборудования. В свою очередь, «Ямал СПГ» получит право эксклюзивного использования данных объектов. Стоимость данного договора превышает миллиард евро, заплатить которые партнёру россияне берутся в течение 20 лет с даты начала перевалки газа. Принятая схема поставок по Северному морскому пути предусматривает, что в летний период углеводороды будут вывозиться танкерами усиленного ледового класса напрямую на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а зимой будут переваливаться в Зеебрюгге на танкеры конвенционного типа для последующей транспортировки через Суэцкий канал.

На мировой арене

Евгений Кот, генеральный директор «Ямал СПГ», отметил всё возрастающую роль в мировом энергетическом балансе сжиженного природного газа. В силу смещения спроса на новые рынки, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, традиционные трубопроводные поставки зачастую просто технически невозможны.

Развитие СПГ-проектов — это будущее российского газа на мировой арене, — убеждён докладчик. - Наша компания реализует пилотный проект на Ямале, рассчитанный на производство 16,5 миллиона тонн сжиженного газа в год. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ. Наши усилия должны быть направлены на реализацию именно таких глобальных целей. И здесь крайне важна координация между правительством и недропользователями. В следующих проектах будут использованы уже наработанный нами опыт, обкатанные технологии и оборудование, с максимально возможной локализацией производства в России.

Дидье Барбандьер, вице-президент «Technip», заверяет, что международные санкции ни в коем случае не повлияют на успех российско-французско-китайского проекта. Завод на Ямале отгрузит первую партию газа из Сабетты по Северному морскому пути уже в 2017 году. У французов в этом деле большой опыт. Именно «Technip» по собственной технологии ещё в 1960-х построила самый первый на планете завод СПГ — в Африке.

Сабетта — это класс!


Арктический проект «Ямал СПГ», который российский НОВАТЭК реализует совместно с французскими и китайскими партнёрами, продолжает активно развиваться. Если в уходящем году в ещё только обустраиваемый порт Сабетта из-за границы прибыло 27 судов с грузами, то в следующем через таможню планируется пропустить 100-150 судов, которые доставят на стройку более трёх миллионов тонн импортных грузов. Создание полноценного морского порта планируют завершить к 2016 году.



А уже в 2017-м, несмотря на все международные санкции, из Сабетты обещают отправить на экспорт первый газовоз со сжиженным природным газом Южно-Тамбейского месторождения. Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямала, убеждён, что после завершения строительства на Ямале многофункционального морского порта и железной дороги до Сабетты многие российские регионы через Северный морской путь получат доступ в мировой океан. Этот проект откроет новые возможности и для дальнейшего освоения арктических территорий.


Сайт Сабетта, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Сабетта

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Сабетта. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Сабетта. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Сабетта представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Сабетта вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Сабетта. Быстрая доставка.

На днях на Ямале первый в мире танкер-ледокол загрузили сжиженным природным газом. На это событие прилетел президент России Владимир Путин. Все интересные факты, которые нужно знать о Сабетте и заводе Ямал-СПГ - в этом материале.

Откуда на Ямале «итальянское название» Сабетта?

Сабетта - это вахтовый поселок у Обской губы Карского моря на восточном берегу полуострова Ямал. Свое имя поселок получил по названию местного рода самоедов Сабе, проживавших в этом районе и занимающихся оленеводством. Само название полуострова Ямал тоже самоедского происхождения и означает «конец земли» - Я-мал.

Так выглядит Сабетта с высоты птичьего полета. Действительно - конец земли

Интересно, что первоначально, в названии поселка была одна буква Т - Сабета. Но во время перезапуска богатого газом региона и придания, планируемого к постройке морскому порту, международного значения, название европеизировали добавив вторую Т. Теперь поселок звучит немного по-итальянски, с оттяжечкой - Сабетта. Правда, сейчас есть версия, распространяемая, в том числе и Википедией, что поселок получил название от реки Сабетта-яха, впадающей в этом месте в Обскую губу. На ненецком языке сабетта обозначает женский головной убор.

Из стойбища ненцев в поселок Сабета (еще с одним Т в названии) стала превращаться в 1980 году, когда сюда высадились геологи Тамбейской нефтегазоразведочной экспедиции, дислоцировавшейся ранее в Лабытнанги. Но к 2002 году в поселке осталось всего 19 жителей, и поселок Сабета был упразднен в 2006 году.

Как они там вообще живут и работают?

Северное сияние скрашивает вечера сабеттцев
Сергей Неверов

Полуостров Ямал - это болотистая равнина. Строить можно только зимой. А зима на Ямале - десять месяцев в году, несколько из них - полярная ночь. Морозы в минус 50 градусов - привычное дело для вахтовиков. Больше проблем доставляет шквалистый ветер. Работают там исключительно по вахтам. По три недели. Общежития укомплектованы по высшему разряду. Неизбалованные дорогими курортами рабочие сравнивают свои номера с трех- четырехзвездочными отелями. Алкоголь по всему поселку под строжайшим запретом. Не причащают кагором даже в местной церкви. Замеченные в нетрезвом состоянии платят приличные штрафы с пятью нулями, а их работодатели - с шестью.

Развлечений в поселке мало, но работает интернет, и в социальных сетях есть несколько активных групп. Одна из них «Сабетта Супер! (Ямал СПГ)» в сети «ВКонтакте» имеет почти 20 тысяч подписчиков.

Питание очень приличное, но чтобы попасть в столовые, иногда приходится жестко отстаивать свое право. Контингент в подавляющем большинстве мужской, и вахтовики иногда по-мужски снимают напряжение. Среди развлечений также просмотр северного сияния и моржевание. Дружить с местной фауной настоятельно не рекомендуют. Белый медведь может попробовать на вкус просто из любопытства, а песцы, которые прогуливаются по поселку в поисках подачек, могут заразить бешенством.

Такое световое явление обычно для полярной зимы и искусственного света
Айрат Басареев

Храм Сабетты, где не причащают вином
Андрей Старостин

Моржевать в Сабетте можно прямо с моржами Алексей Иванов

Правда ли, что в Сабетту нельзя долететь посторонним?

В Сабетте отстроен и введен в эксплуатацию международный аэропорт. Из Москвы летает Red Wings, в Москву - АК «Ямал». Также есть рейсы из Нового Уренгоя и Салехарда. Официально на все эти рейсы билеты не продаются. Но подсесть к вахтам можно почти всегда, заранее договорившись с приглашающей стороной или с авиаперевозчиком.

Досмотр багажа в аэропорту Сабетта ведется на предмет ввозимого алкоголя. Любое количество и качество алкогольных напитков изымут службы безопасности. Отказаться от досмотра багажа можно, заплатив штраф в 50 тысяч рублей.

Международный аэропорт Сабетта
Андрей Старостин

Для чего Сабетте морской порт, да еще и международный?

Международный морской грузовой порт в Сабетте начали строить в 2012 году, уже в 2013-м он стал принимать грузовые суда. Окончательно морпорт был готов в этом году - к приходу первого и пока единственного в мире газовозного танкера ледокольного типа. Сам завод по сжижению природного газа достраивается на территории морского порта, чтобы жидкий газ можно было сразу закачивать в танкеры и отправлять по Северному Морскому пути. Первый танкер-ледокол отправится с СПГ прямиком в Китай.

«Кристоф Де Маржери» проходит сквозь 2,1-метровую толщу льда сам
Дмитрий Лобусов

Пробный коммерческий рейс танкер-ледокол Christophe de Margerie из Норвегии в Южную Корею по всему Северному Морскому пути прошел за 19 дней. Это на 30% быстрее, чем через Суэцкий канал. В этом главное преимущество Северного Морского пути (СМП). А еще СМП - самый короткий между Европейской частью России и Дальним Востоком - расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть больше 14 тысяч км.

Емкости закачаны природным газом Ямал СПГ

Похожие публикации