Париж в раннее новое время. Париж: город, созданный для обороны

Город был образован в середине III века до н.э. из кельтского поселения Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите. Современное название города происходит от имени этого племени. Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н.э.

План Лютеции

Остров Сите имел четкое разделение на королевскую половину с дворцовыми постройками и окружавшими их кварталами слуг и ремесленников и клерикальный район с собором Нотр-Дам и примыкавшими к нему владениями архиепископа и соборного клира. Крупные монастыри, такие как Сен-Дени, Сен-Жермен, Сен-Лоран и другие также находились в центре больших усадеб. К этому следует добавить владения крупных светских сеньоров. В зависимости от того, какое место занимали владельцы этих поместий в общей иерархической структуре феодального общества, зависели и размеры их земельных наделов и характер архитектурного облика главных сооружений. Можно прямо сказать, что монументальные здания этого времени составили архитектурный костяк средневекового Парижа.

Когда в 52 году до н.э. римляне после первой неудачной попытки во второй раз попытались подойти к городу, паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили им остров и построили на левом берегу Сены новый город. Там они возвели термы, форум и амфитеатр. В Римской империи город не имел большого влияния.

План Парижа, 1223 год

Средние века

Правление римлян закончилось к 508 году с приходом франков.

В дальнейшем развитие Парижа как крупного торгового и ремесленного центра вызвало рост населения. На месте прежних полей, виноградников и заболоченных мест, разобщавших феодальные усадьбы, возникли городские кварталы, в которых поселился ремесленный люд, уже объединенный в цеховые корпорации. На рубеже XII - XIII вв. по распоряжению короля Филиппа Августа (1180-1223 гг.) была построена городская стена на правом берегу Сены, а в 1210 году - на левом берегу, в границах которой город стал быстро уплотняться. Помимо прежних дорог возникли новые улицы, переулки и тупики. В это же время на западной окраине Парижа возводится крепость Лувр.

Большое значение в процессе формирования уличной системы Парижа сыграли его торговые центры. Часть из них возникла еще в период раннего средневековья (например, ярмарки около загородных монастырей Сен-Дени, Сен-Жермен, Сен-Лоран), а также более поздние рынки у Тампля (монастырь тамплиеров) и аббатства Сен-Жак (ордена госпитальеров). Значительные территории по берегам Сены в восточной части города и за его пределами были заняты рынками оптовой торговли зерном, вином, дровами и сеном. Наиболее крупной организацией средневекового Парижа был союз "торговцев на воде", которому принадлежала монополия торговой навигации по Сене, Марне, Уазе и Ионне. Эта корпорация не только заняла прибрежные территории большой протяженности, но и фактически держала в руках городское управление Парижа, поскольку с 1260 г. глава этого цеха стал городским головой.

Помимо перечисленных выше торгов в Париже с 1110 г. функционировал главный рынок (будущее "чрево Парижа"), возникший в западной части города у ворот Сент-Оноре, на котором продавались все разновидности товаров, в основном парижского производства. Рынки и торги "цементировали" приходскую раздробленную структуру средневекового города и наряду с главными общегородскими центрами - церковным, гражданским и дворцовым - формировали его архитектурно-пространственную структуру.

На примере Парижа можно понять что западноевропейский город XIII-XIV вв. был неоднороден. В нем имелись феодальные элементы и элементы раннего буржуазного общества. Именно в этом заключалась наиболее характерная особенность такого сложного социально-экономического феномена, каким был средневековый город.

Не менее сложной была художественная сущность средневекового города. Она, так же как его социально-экономическая структура, не была однородной. С одной стороны, церковь и верхушка феодального общества, стремясь упрочить религиозные представления, способствовали формированию эстетики, базировавшейся на идеалистическом миропонимании, на признании божественной гармонии и совершенства, на стремлении к символике. С другой стороны, средневековое городское искусство было реалистическим в полном смысле этого слова, поскольку оно было народным и неотделимым от повседневного ремесла. Строительство храмов, ратуш, жилых домов и крепостных стен было делом рук самих горожан и поэтому отражало самые жизненные реальные потребности. Эти две стороны средневекового искусства нашли свое воплощение в городских ансамблях XI-XIV столетий.

Начиная с XI века Париж - один из центров европейского образования, в первую очередь религиозного. В XIII веке, в результате разногласий среди преподавателей, на левом берегу (современный Латинский квартал) открывается ряд "независимых" коллежей, прародителей современной Сорбонны.

В XIV веке город обносится ещё одной стеной на правом берегу, на месте сегодняшних Больших Бульваров.

Новое время

Взятие Бастилии.

Во времена Людовика XIV королевская резиденция переехала в Версаль, однако Париж по-прежнему оставался политическим центром Франции, благодаря растущему населению и ведущей роли Парижа в экономике страны.

В 1844 году вокруг города строится третья крепостная стена, на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города. В ближайших окрестностях города были возведены укрепления длиной 39 км с 16-ю фортами, в то время это было самым большим защитным сооружением в мире.

Эйфелева башня была построена к Всемирной выставке 1889 года

Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок, что хорошо отражает культурное и политическое влияние города.

После заката Второй империи и захвата Парижа немецкими войсками Парижская коммуна, состоящая из рабочих, ремесленников и мелких буржуа, выступила против временного консервативного правительства республики.

В 90-е годы XIX столетия и первое десятилетие XX века, известные также как "Прекрасная эпоха", Франция переживала небывалый подъём и экономическое развитие.

В годы Второй мировой войны город был занят немецким вермахтом, оккупация продлилась до конца августа 1944 года.

В Париже начались массовые беспорядки мая 68-го года, приведшие, в конечном счёте, не столько к смене правительства, сколько к коренному переделу общества, смене менталитета французов.


Карта Парижа 21 век

Париж во времена раннего средневековья

Одним из важнейших механизмов преемственности культуры Римской империи была церковь, которая сохранила прежнюю организацию, управление, латинский язык общения, а также связи с Римом. Основателем королевства франков был Кловис (Clovis), в русской историографии именуемый Хлодвигом. Хлодвиг – один из первых Меровингов, которого и считают основателем Франции. Династия называлась по имени мифического короля Меровея, которому, якобы, Хлодвиг приходился внуком. Хлодвиг был мудрым правителем и храбрым воином. Христианство во Франции получило дополнительный стимул к развитию после того, как Хлодвиг принял эту религию. В каком-то смысле царствование Хлодвига обеспечило стабильность и единство Франции. Именно он объявил Париж столицей.

Французы всегда рассматривали Хлодвига как родоначальника единой французской нации и французского государства, несмотря на то, что с той поры прошло еще много войн, и в них было пролито много крови, пока Франция стала такой, какой мы знаем ее сейчас. Хлодвиг умер в 511 году и был захоронен в базилике Сен-Дени. После его смерти королевство франков было разделено между его сыновьями на четыре части – со столицами в Париже, Реймсе, Суассоне и Орлеане.

Потомки Хлодвига долго вели междоусобные войны, которые ослабляли государство Меровингов. Былое могущество было восстановлено в эпоху правления королей Дагоберта и Хильдерика II в начале VII в. Вскоре королевство франков становится самой могущественной европейской державой, в которой зарождается аристократия. Король уже не мог не считаться с властью аристократии, – он щедро задабривал знать, раздавая им обширные земли. Так появляются мажордомы – «мэры дворцов» – раньше обычные придворные, а теперь – главные советники короля. Именно они и были причиной заката эпохи Меровингов.

После смерти Хильдерика II власть фактически перешла в руки мажордомов, хотя на троне еще были потомки Меровея. Однако, они плохо управляли государством, проводя время в развлечениях. За это их прозвали «ленивыми королями». Последним из Меровингов был король Хильдерик III.

Мажордомы постепенно укрепляли свою власть, и однажды на трон франкского королевства взошел Пипин Короткий, положив начало новой королевской династии – Каролингов. Было это в 751 году. Так началась новая эпоха в истории Франции – эпоха правления Каролингов.

Сын Пипина Короткого стал не просто королем Франции, но и императором Западной Римской империи, за что его назвали Карлом Великим. Само название государства – Франция – появляется именно в эпоху правления Карла Великого.

Карл заслуженно носил имя Карла Великого. С малых лет его приучали к королевской жизни: он занимался физическими упражнениями, верховой ездой, охотой, плаванием. Ученые монахи рассказывали ему библейские истории и преподавали уроки морали на примере Евангелия. Карл часто ходил в церковь, присутствовал на литургиях. Его отец, Пипин Короткий с детства приучал принца к политике и руководству страной.

Карл был очень любознательным. Лучшие ученые того времени были его учителями. Помимо своего родного языка – германского диалекта, на котором говорили франки, Карл также прекрасно знал как классическую латынь, так и народную, из которой впоследствии оформился французский язык. Он понимал значение образования для развития государства, и поэтому не только сам никогда не прекращал учиться, но и иногое делал для того, чтобы знания были доступны всем. Так, в 789 году Карл приказывает открыть школы, чтобы «дети могли научиться читать».

Карл Великий продолжил объединение Франции. Он создал настоящую административную систему, разделив страну на области и, назначив своих наместников, которые следили за исполнением воли короля. При Карле Великом Франция превратилась в настоящую империю. В 800 году Карла провозгласили императором.

Его преемником стал его старший сын Людовик I Благочестивый. Франкский обычай, когда королевство делили между всеми сыновьями, был забыт, и с этих пор королем становился старший сын. Борьба внуков Карла Великого за императорскую корону ослабила империю, что, в конце концов, привело к ее распаду. Ослаблением королевской власти во Франции воспользовались племена норманнов – викинги. На небольших лодках с плоским днищем они могли успешно плавать не только в море, но и в реках. В 843 году они поднялись вверх по Сене и заняли Париж.

С 840 года Париж подвергся серии нападений викингов. В 843 они заняли город. Париж грабили неустанно. С 845 по 869 год почти все церкви левого берега были разрушены. Жители города перебрались на остров Сите под защиту реки и городских стен, надежность которых оставляла желать лучшего. В связи с этим с 880-х годов на острове Сите по приказу Оттона, графа Парижского были выстроены новые защитные сооружения.

Викинги атаковали Париж в 887 и 889 годах, но укрепленные заново стены острова Сите не дали захватчикам ни ограбить город, ни подняться вверх по реке.

Историк Аббо, свидетель осады Парижа викингами в 885–886 годах, писал, что орды викингов наступали «на семистах ладьях и множестве мелких кораблей», и строй их был так плотен, «паруса, дуб, вяз и ольха» стояли так густо, что не видно было реки на две лиги. Парижане отказались платить викингам выкуп за собственную безопасность, и отчаянно защищали город. В самый напряженный период осады Оттон привел в город подкрепление. Король западных франков Карл Толстый смог договориться с викингами, и те отступили.

К X веку, при династии Каролингов Париж стал больше. Правый берег Сены превзошёл свою островную колыбель и по размерам, и по численности населения. Но в целом, возрождение, которое принесла с собой династия Каролингов, обошло Париж стороной. Все культурные и религиозные достижения этого времени – переписывание и освящение латинских манускриптов, совершенствование нотной азбуки в музыке, структуризация законов и развитие искусства, – были связаны с другим городом – Аахеном. Каролинги не считали Париж центром жизни империи.

Париж – скромная резиденция вначале Меровингских, а затем Каролингских королей – превратился в подлинную столицу лишь в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и придал городу новый статус. Именно с этого периода Париж становится ведущим европейским культурным центром.

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Следы средневековья По узкой улочке Rue du Pr?v?t можно попасть в одно из самых тихих мест суетливого Маре. В конце Rue Figuier находится *особняк Санс (Hotel de Sens) (69), один из последних сохранившихся средневековых дворцов. Дворец был построен около 1500 г. для архиепископа Санса, к

Из книги Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник автора Хенли Дарен

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Из книги Все о Риме автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Рим во времена Средневековья «Уважаемые римляне, вы – почтенные патриции, и вы, кому судьбою уготовано именоваться плебсом! Имеем честь сообщить вам, что в вашей жизни произошли большие изменения. Со временами Империи покончено, античность осталась в прошлом! Впереди

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

Во времена Средневековья Тысячелетие без открытийГеография по-арабскиПрорыв на Запад из КитаяИтальянцы в Золотой ордеПутешествие братьев ПолоСнова на Восток«Роман о Великом хане»Мореплаватели из фьордовСтрана Ледяная и страна ЗеленаяЗа пять веков до

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

2. Методы раннего этапа криминалистики В 1879 г. чиновник Французской полиции Альфонс Бертильон предложил новый метод регистрации преступников, получивший название антропометрического. Его система состояла в измерении отдельных частей тела человека, результ которого

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ «Аптекарь: Всыпь этот порошок в любую Жидкость и выпей все. Имей ты больше Сил, чем двадцать человек – умрешь Мгновенно». В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». ОСНОВАНИЕ ПОЛЬШИ И ЧАША ЯДА Легендарный польский король VIII века Лешек завещал после

Из книги Справочник педиатра автора Соколова Наталья Глебовна

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ Балезин С. У великих африканских озер. – М.: Наука, 1989. -208 с.Богданов А. Смирение по Иоакиму // Наука и религия. -1995. – № 7.Большая Советская Энциклопедия: Т. 40. – М.: Госнаучиздат, 1955. – 760 с.Борисов Ю. Дипломатия Людовика XIV. – М.: Междунар.

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

Музыка Средневековья Музыкальная культура Средневековья – чрезвычайно объемное и разностороннее историческое явление, хронологически располагающееся между эпохами античности и Возрождения. Его трудно представить себе как единый период, т. к. в разных странах

Из книги автора

Сорта раннего срока созревания Эвелеста – сорт скороплодный. Зимостойкий, урожайный (3,5–4,5 кг с куста). Устойчив к мучнистой росе и другим заболеваниям. Куст среднерослый. Ягоды вкусные, крупные.Дачница – очень скороплодный сорт, высокоурожайный. Устойчив к мучнистой

На сегодняшний день в Европе существует множество городов, сохраняющих свой облик неизменным на протяжении долгих столетий – Сиена, Брюгге, верхний город Бергамо и так далее. Однако если мы вернёмся на пять-восемь столетий назад, то узнать известную практически каждому столицу Франции будет абсолютно невозможно – с эпохи Высокого Средневековья Париж изменился столь радикально, что, окажись в нём сейчас один из подданных короля Филиппа Красивого, он не узнал бы родной город и решил, что его обманывают. Всё, что осталось к XXI веку в Париже от прежних славных времён – это общая география, течение Сены, холм Монмартр и несколько десятков исторических зданий. Даже Лувр, резиденция королей Франции, сейчас выглядит абсолютно иначе, чем в Средние века.


Вид на Луврский замок с юга. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского», XV век

Так давайте пройдёмся по улицам старинного Парижа – города-крепости, города-твердыни. Города, постоянно ожидавшего нападения и максимально подготовившегося к любым неприятным неожиданностям.

Крепостные стены

Здесь мы не станем рассматривать самую знаменитую внутригородскую крепость Парижа – Бастилию, – как принадлежащую к более поздним временам. Бастилия была построена уже после эпидемии Чёрной Смерти в 1370–1381 годах и принадлежит не «классическому» Средневековью, а зарождению раннего Нового времени.

Тут надо непременно вспомнить, что древняя Lutetia Parisiorum, впервые упомянутая Юлием Цезарем в «Записках о Галльской войне», располагалась на острове Ситэ и, предположительно, стеной обнесена не была. С берегами Сены городок соединялся деревянными мостами, которые в случае атаки извне можно было сжечь. Первые укрепления появляются в III веке нашей эры, когда Римская империя начала приходить в упадок, и Галлия оказалась под угрозой вторжения германских племён. Правый берег реки считался непригодным для строительства по причине своей заболоченности, что нашло отражение в топонимике – достаточно упомянуть квартал Марэ, «болото». В свою очередь, на левом берегу в эпоху поздней античности начал разрастаться город, оставленный ориентировочно после 280 года: из-за угрозы варварских вторжений его жители предпочли обосноваться в Ситэ, под естественной защитой реки. С начала IV века на восточной стороне острова появляется первая каменная стена, сложенная из блоков без использования раствора или цемента – материал для неё брали из старинных римских построек, в частности «арен Лютеции». По современным оценкам, стена была около двух метров в высоту и имела толщину у основания в два с половиной метра. Мосты, находившиеся на месте современных Пети-Пон и Гран-Пон, со стороны Ситэ прикрывали бревенчатые башни.


План Парижа начала IX века

В течение нескольких последующих веков Париж неоднократно подвергался нападениям и разрушению, но всегда восстанавливался – очень уж было удобное место для контроля над судоходством по Сене. В эпоху викингов скандинавы не раз поднимались вверх по реке до самого города – нападения следовали друг за другом в 845, 856, 857, 866 и 876 годах, но были отбиты. В 885–887 годах последовала длительная осада Парижа викингами. К этому времени на обоих берегах Сены появились деревянные укрепления, построенные при императоре Карле Лысом – впоследствии они станут известны как Большая и Малая крепости, Гран-Шатле и Пети-Шатле.

Лишь с 1190 года появляется проработанная программа возведения укреплений вокруг города – строительству стен с многочисленными воротами-башнями парижане обязаны королю Филиппу II Августу, монарху благоразумному, хозяйственному и желавшему обезопасить свой любимый Париж от возможного нападения со стороны английских Плантагенетов, тогда владевших Нормандией – возведённый Ричардом Львиное Сердце грандиозный замок Шато Гайар находился всего в сотне километров от Парижа, то есть англичане могли подойти к столице за считанные дни.

Филипп Август считал приоритетной оборону правого берега. Строительство стены длиной 2600 метров с этой стороны велось с 1190 по 1209 годы – к этому времени болота были осушены трудами ордена тамплиеров, которым был подарен значительный участок земли на правом берегу. Левобережная часть стены строилась с 1200 по 1215 годы – наконец, Париж начал приобретать устоявшийся облик, который сохранится почти неизменным на протяжении следующих четырёхсот лет. Там, где стены примыкали к реке, были построены однотипные «большие парижские башни» – каждая высотой 25 метров и диаметром 10 метров. Среди них была и Нельская башня, известная большинству читателей по циклу романов Мориса Дрюона «Проклятые короли». Находилась она на левом берегу, где сейчас набережная Малаке, возле нынешнего моста Каррузель.

Нельская башня. Реконструкция авторства архитектора Виолле-ле-Дюка, XIX век

В эти же годы появляется замок Лувр – землю под строительство за пределами городских стен Филипп Август купил у епископа Парижского. Как мы уже упоминали, ничего общего с современным Лувром этот боевой замок, способный выдержать длительную осаду, не имел. Это было практически квадратное сооружение размерами 78 на 72 метра, с мощной цитаделью в центре, десятью оборонительными башнями по периметру и широким рвом. Во времена Филиппа Августа Лувр являлся чисто утилитарным сооружением – холодным, неудобным и совершенно неблагоустроенным; резиденция короля оставалась на острове Ситэ, в замке Консьержери, считавшемся одним из самых красивых дворцов Европы.

Тем не менее, в случае проникновения противника за городские стены и захвата собственно Парижа, Луврский замок мог держаться не менее года, ожидая подхода подкреплений. Для своей эпохи это был шедевр фортификационного искусства, где были применены все современные достижения в данной области, включая перенятые у сарацин машикули – навесные бойницы, предназначенные для вертикального обстрела противника. Цитадель являлась исключительно солидным сооружением – высота 32 метра, диаметр 16 метров, толщина стены у основания 4,5 метра. К сожалению, сейчас от средневекового Лувра почти ничего не осталось – замок Филиппа Августа был частично снесён в XVI веке ради строительства ренессансного дворца, остатки северной стены разобрали при Людовике XIII, а в наши дни можно увидеть лишь основания древних стен в подвалах музея.


Луврский замок в конце XIV века. Позднейшая реконструкция

Если средневековый парижанин пройдёт вдоль берега Сены от Лувра к острову Ситэ, то увидит ещё два внутригородских укрепления. Когда в городе появились каменные мосты, пришлось защитить доступ на них двумя крепостями – Гран-Шатле с севера и Пети-Шатле с юга. Собственно от Пети-Шатле на остров ведёт каменный Малый мост, башня как была построена в 1130 году, так и сохранялась неизменной до сноса в 1782 году, единственная реконструкция состоялась при короле Карле V в 1369 году, когда Пети-Шатле решили капитально отремонтировать (крепость пострадала при наводнении). В последующие эпохи военное значение крепость потеряла и использовалась как тюрьма. В Гран-Шатле, на противоположном берегу, со времён Филиппа Августа располагались резиденция парижского прево, суд и полиция. В дальнейшем Большой Шатле также был снесён, крепость разбирали десять лет, с 1792 по 1802 годы.

Замок Тампль

Первый Дом Ордена Храма в Париже появился в 1139–1146 годах, когда набожный король Людовик VII (прославившийся в основном благодаря жене, герцогине Алиеноре Аквитанской) подарил молодому Ордену участок на правом берегу – место не самое удачное, заболоченное и нездоровое. Рядом (ближе к реке) находились церкви Сен-Жан-ан-Грев и Сен-Жерве, то есть, ориентировочно нахождение первой резиденции тамплиеров можно привязать к пространству, ныне ограниченному улицами Риволи, Вьей-дю-Тампль и Архивов. Ни одного изображения Старого Храма не сохранилось, но по описанию Матвея Парижского башня напоминала Пети-Шатле, обычная архитектура эпохи – довольно мрачная квадратная коробка с узкими бойницами.


Общая панорама Нового Тампля времён Филиппа Красивого. Слева башня Тампль, в центре церковь, справа башня Цезаря. Вид с юго-востока, на втором плане гора Мучеников (Монмартр) и силуэт церкви аббатства Сен-Пьер-де-Монмартр

Храмовники оказались людьми настырными и на протяжении столетия осушали болота, разбивали огороды и строили инфраструктуру: мельницы, склады, конюшни и т.д. Они осушили и освоили квартал, расположенный между улицами Веррери с юга, Беранже с севера, Тампль с запада и Вьей-дю-Тампль с востока. После приобретения в 1203–1204 гг. двух цензив, одна из которых находилась к востоку от улицы Вьей-дю-Тампль (улица Экуфф, улица Розье, улица Паве), а другая – к северу от улицы Веррери (Сен-Круа-де-ла-Бретоннери), анклав ордена приобрёл законченный вид. Он был окружён стенами и защищён привилегиями – в частности, все служители Тампля были неподсудны королевской светской власти. Внутри тамплиеры возвели великолепную церковь по образцу храма Гроба Господня (с ротондой и базиликой) и два донжона. Один из них, донжон Цезаря, датируется XII в., а второй – донжон Храма – второй половиной ХIII столетия. Эти башни были построены на месте, где сейчас находится сквер, который выходит к мэрии третьего административного округа.

Исходно комплекс Тампля располагался за стенами Филиппа Августа, но Париж расширялся за счёт появления новых предместий, всё их население было бы невозможно укрыть в городе в случае осады. С началом Столетней войны стало абсолютно очевидно, что прежних укреплений совершенно недостаточно, и при короле Карле V начинается строительство нового периметра стен. В черту города входят Тампль и Лувр, площадь обнесённой стеной территории увеличивается с былых 253 гектар до 400 гектар, Париж становится настоящим мегаполисом с численностью населения около 150 тысяч человек.

Следует отдельно заметить, что башня Тампль являлась самым высоким зданием Парижа (57 метров), а принадлежащая храмовникам земля сравнилась по площади с островом Ситэ. Рядом с Гревской площадью на Сене находилась тамплиерская гавань с колоссальным грузооборотом – к началу XIII века духовно-рыцарский орден отходит от своих основных функций по защите Гроба Господня и превращается в разветвлённую коммерческо-банкирскую компанию, вполне способную финансировать строительство столь грандиозных сооружений, как башня Тампль. Когда Филипп IV Красивый решил расправиться с тамплиерами – так до сих пор и не выяснено, по политическим или финансовым соображениям, – «полицейская акция» короля могла быть сорвана: парижский Тампль был способен обороняться весьма длительное время. Однако сопротивления тамплиеры не оказали, и весь комплекс, принадлежащий храмовникам, был захвачен людьми короля за одну ночь. После разгрома Ордена хозяйство отошло к госпитальерам и известно в последующие эпохи как «аббатство Тампль», а башня перешла во владение королей Франции.

Тамплиеры строились тщательно и умело, башня Тампль простояла 588 лет, почти не подвергаясь реконструкции. Возможно, она сохранилась бы и до наших дней, однако Наполеон Бонапарт в 1808 году приказал разобрать старинное сооружение по идеологическим мотивам: именно в Тампле содержались перед казнью бывший король Людовик XVI, дофин и королева Мария-Антуанетта – для роялистов башня стала символом. Работы по разбору продолжались два года, и к настоящему моменту никаких следов Тампля в Париже не осталось, если не считать названий квартала и улиц.


Вероятно, одно из последних изображений Тампля. Свергнутый король Луи XVI прогуливается по северной стене. Картина конца XVIII века

В XII–XIV веках столица Французского королевства была не самым удобным городом – плотная застройка, обусловленная теснотой внутри городских стен, многочисленные башни, четыре крепости. Всё было подчинено одной цели – обороне от внешнего противника. Облик города начал меняться во времена Бонапарта и стал абсолютно неузнаваемым в правление Наполеона III, когда префект округа Сена, барон Жорж Эжен Осман, начал перепланировку Парижа – начиная с 1854 года, было уничтожено более 60 процентов средневековой застройки и проложены бульвары. Старинная сеть парижских улиц исчезла навсегда – равно как и старый Лувр, Гран-Шатле, Пети-Шатле и Тампль. Но это уже совсем другая история…

Памятники архитектуры средневекового Парижа

Средневековый Париж оставил великолепные образцы романского зодчества (X—XII века), в котором возродились, хотя и в несколько переработанном виде, основы, заимствованные франками в римской архитектуре.Для романского стиля были характерны тяжёлые пропорции, мощные стены, несущие полуциркульные своды и арочные перекрытия проёмов.

Одним из самых заметных парижских памятников архитектуры этого периода является церковь Сен-Жермен-де-Пре , основанная ещё в середине VI века королём Хильдебертом I для хранения туники святого Викентия Сарагосского и ныне расположенная в оживлённой части Латинского квартала (так как в старину она была окружена лугами, это отразилось и в названии: фр. pré — луг).



Эта первая христианская обитель вскоре стала аббатством в полях за пределами города. Управлял ею некий отец Жермен,

Так появилось название Сен-Жермен де Пре.

В этом храме были похоронены христианский проповедник, парижский епископ Жермен, после своей смерти в 576 году отнесённый к числу католических святых, а также первые короли династии Меровингов, но в IX церковь была сожжена норманнами.


В XI веке была выстроена колокольня, которая и теперь выделяется своей высотой среди более поздней застройки, а в XII веке — основной объём церкви с алтарной частью (в XVII веке храм был вновь перестроен, но колокольня и алтарная часть сохранили свои строгие черты архитектуры раннего средневековья)


Венсенский замок
Романское зодчество, со всей его проработанностью архитектурных форм и композиций, стало лишь предвестником формирования нового архитектурного стиля — готического, который зародился именно во Франции. И поскольку Париж был столицей, он неминуемо превратился в главную «строительную лабораторию» нового архитектурного мышления.


В восточном парижском пригороде Венсен сохранилось в несколько изменённом виде сооружение, заложенное в эпоху раннего Средневековья и сложившееся в эпоху готики — Венсенский замок, одно время являвшийся королевской резиденцией. К 1370 году строительство замка, начатое в XI веке, было завершено.


На территории, окружённой мощной стеной и рвом, возвышается жилая башня — донжон. Почти квадратный в плане массив 52-метрового донжона фланкируют четыре угловые круглые башенки. Попасть в замок можно было только через подъёмный мост, переброшенный через ров, и крепостные ворота в стене с девятью башнями.


По верху мощных стен проходил боевой ход, который прикрывали навесные бойницы (машикули). Здесь, несколько в стороне от центра Парижа, был создан замкнутый придворный мирок, имевший даже свою небольшую часовню. В современном виде весь комплекс, превращённый в исторический музей, представляет собой характерный памятник средневековой архитектуры XIV века


Готическая архитектура была вызвана к жизни быстрым ростом городов и необходимостью иметь более вместительные храмы — по сути, главные общественные здания средневековой эпохи. Накопление строительного опыта и технических знаний привело к качественному скачку в сооружении пролётов, сводов и опор.


Стала применяться стрельчатая арка, а сводчатые покрытия стали сооружать на каркасной основе из каменных рёбер (нервюр), изготавливавшихся из особо прочного камня. Теперь наружные стены, издавна служившие опорами, утратили свой конструктивный смысл, а своды поддерживались системой открытых полуарок (аркбутанов) и наружных опор (контрфорсов). Это позволило всю поверхность между контрфорсами выполнять из стекла в каменной оправе, положив начало знаменитым средневековым витражам из разноцветного стекла на свинцовых прокладках


Блестящим образцом готического зодчества является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), возвышающийся в восточной части острова Ситэ. Около 550 года на месте античного храма Юпитера по велению франкского короля Хильдеберта I была построена базилика Святого Этьена, к которой примыкали баптистерий, посвящённый Иоанну Крестителю, и церковь Богоматери (здесь же была резиденция епископа Германа Парижского).


В середине XII века было решено их перестроить и фактически возвести новый, более вместительный храм. Строительство, начатое по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в 1163 году, велось долго и завершилось лишь в 1343 году (именно тогда были созданы капеллы между контрфорсами и венец капелл вокруг хора).


Грандиозный по тем временам собор, способный единовременно вместить около 10 тыс. человек (длина — 130 м, ширина — 108 м, высота башен — 69 м, высота сводов — 39 м), стал своеобразным образцом для всего средневекового храмостроения во Франции. Вокруг собора Нотр-Дам-де-Пари располагались монастырь Богоматери, соборные школы и дома каноников


В архитектуре собора нашёл отражение весь процесс развития готики. Горизонтальные членения и тяжеловесный нижний ярус западного фасада являются отголосками романского стиля, в то время как система широких аркбутанов, сильно расчленённая и остроконечная сквозная галерея у подножия башен и круглые розы — яркое воплощение готического зодчества.


Над порталами протянулась галерея каменных изваяний царей из Ветхого Завета (ранее в нишах стояли статуи королей), на выступах карнизов размещены фигуры гаргулий, а ограда хора с барельефами и изваяние Богоматери на северном портале — настоящие примеры искусства средневековых скульпторов (некогда скульптуры собора были окрашены и даже частью позолочены). Среди полихромных витражей особенно примечательны большие розы на оси западного фасада и на торцах поперечного нефа (трансепта). В XVIII веке большинство цветных витражей было заменено белым остеклением, витражи остались только в розах (причём XIII веком датируется витраж только в северной розе)


Консьержери
Западную часть острова Ситэ занимает громадный комплекс Дворца правосудия. Его северный фасад, выходящий к правому притоку Сены, даёт яркое представление о суровом королевском замке с тюрьмой и сокровищницей, где хранили казну.


Три из сохранившихся башен датируются XIII веком, а угловая башня была построена столетием позже (на ней были установлены колокол, возвещавший весь Париж о рождении королевского наследника, и первые в городе башенные часы).


После того как в XIV веке король Карл V переселился в более просторный Лувр, в старой резиденции монарха остались парламент, счётная палата и другие правительственные органы.


В 1417 году канцлер Франции был назначен на должность консьержа, то есть привратника королевского жилища, отчего замок и получил название Консьержери. В XIX веке здание было существенно расширено, тогда же был оформлен фасад, обращённый к площади Дофина


Капелла Сент-Шапель

Самым выдающимся объектом во дворце Консьержери является Сент-Шапель — Святая или Королевская капелла, расположенная в юго-восточном дворе комплекса (часть фасада капеллы выходит на Дворцовый бульвар, пересекающий Ситэ между мостом Менял и мостом Сен-Мишель).


Она была сооружена в 1246—1248 годах по заказу набожного короля Людовика IX Святого для хранения многочисленных священных реликвий, и прежде всего высокопочитаемого Тернового венца, приобретённого монархом за огромную по тем временам сумму у венецианских ростовщиков. Имя архитектора доподлинно не известно, обычно постройку капеллы приписывают Пьеру де Монтрёй.


Вытянутый высокий объём Сент-Шапель содержит два зала, расположенных друг над другом. В нижнем зале два ряда колонн поддерживают пучки нервюр, несущих своды. Верхний зал, собственно и являющийся Королевской капеллой, обладает 10-метровым пролётом и свободен от внутренних опор (складывается впечатление, что поднятые на высоту семи метров своды парят в воздухе).


Зал окружают цветные витражи, между которыми расположены тонкие каменные стойки, разветвляющиеся под сводами на несколько нервюр. Роза в торце над входом своим сложным переплетением каменной основы символизирует пламенеющую готику XV века (тогда же была надстроена и колокольня).


Окрашенные в синий цвет столбы и своды капеллы орнаментованы повторяющимися позолоченными вставками в виде стилизованного цветка лилии в верхнем зале и силуэта замка в нижнем (золотая лилия на синем фоне символизирует королевский герб Франции). В середине XIX века здание Сент-Шапель подверглось реставрации, в ходе которой Виолле-ле-Дюк воссоздал шпиль и значительную часть витражей, сумев при этом сохранить специфику готики периода её расцвета

Сен-Жермен-л"Осеруа

Напротив восточного фасада Лувра расположен готический храм Сен-Жермен-л"Осеруа, основанный в XII веке (с той поры сохранилась лишь высокая романская колокольня).


Хоры XIII века относятся к ранней готике, основной массив храма XV века — к пламенеющей готике, а боковой портал — к эпохе Возрождения. Как большинство средневековых построек Парижа, и этот храм был позднее реконструирован, но были сохранены уникальные нервюрные своды, кружевная роза, ценные витражи, многочисленные скульптурные завершения карнизов, водостоков и башенок.


Сен-Жермен-л’Осеруа была приходской церковью королевского двора, размещавшегося в соседнем Луврском замке, поэтому в ней похоронены многие художники, скульпторы, архитекторы и учёные, работавшие и жившие при дворе. Колокол на башне этой церкви возвестил о начале резни гугенотов в Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 года)


Сен-Жюльен -ле-Повр



Сент-Этьен-дю-Мон

Среди других строений, появившихся в Париже в эпоху Средневековья, в наши дни существуют церкви Сен-Жюльен-ле-Повр, Сент-Этьен-дю-Мон, Сен-Северен, Сен-Медар и Святых Архангелов, башня Клови (или Хлодвига) и другие здания, сохранившиеся от аббатства Святой Женевьевы и ныне принадлежащие лицею Генриха IV, коллеж бернардинцев, ныне занятый Французской католической академией, и Отель де Клюни (V округ), церкви Сен-Жерве, Сен-Мерри и Билетт, археологическая крипта паперти собора Нотр-Дам и Отель де Санс (IV округ), церкви Сен-Мартен-де-Шан и Сен-Николя-де-Шан, Отель де Субиз,


Лицей Генриха IV, одно из самых престижных учебных заведений Франции, находится на территории бывшего аббатства Святой Женевьевы, которое было основано Хлодвигом в честь святых Петра и Павла посли битвы при Вуйе по просьбе его супруги королевы Клотильды. В Дни Культурного Наследия лицей распахнул свои двери всем желающим.


Отель де Клиссон, фрагмент крепостной башни, ранее являвшейся частью крепости тамплиеров Тампль, и дом Николя Фламеля (III округ), трапезная монастыря кордельеров, ныне занятая медицинской школой университета Париж Декарт (VI округ), церковь Сен-Лё-Сен-Жилль (I округ), церковь Сен-Пьер-де-Монмартр (XVIII округ), башня Жана Бесстрашного, ранее являвшаяся частью дворца герцогов Бургундских (II округ)


Церковь Сен-Жерве,

Отель де Клюни

Церковь Сен-Мартен-де-Шан

Отель Субиз

Башня Жана Безстрашного

Два десятка сохранившихся фрагментов крепостной стены эпохи Филиппа II Августа в 1889 году были классифицированы как памятники истории. Сейчас они расположены на улицах Жур, Жан-Жака Руссо, Лувр и Сент-Оноре (I округ), на улицах Этьена Марселя и Тикетон (II округ), на улице Тампль (III округ), на улицах Аве-Мария, Шарлемань, Фран-Буржуа, Жарден-Сен-Поль и Розье (IV округ), на улицах д`Аррас, кардинала Лемуана, Фоссэ-Сен-Бернар, Клови, Декарта и Туэн (V округ), во дворах Коммерс-Сен-Андре и Роган, на набережной Конти, улицах Дофина, Мазарини, Нель и Генего, в тупике Невер (VI округ)

Площадь Бастилии

Фрагменты стен, башен, подземных камер и крепостных рвов знаменитой Бастилии, разрушенной в 1791 году, сохранились вокруг современной площади Бастилии: на бульварах Бурдон и Генриха IV, улице Сент-Антуан, станции метро «Бастилия» и в порту Арсенала на канале Сен-Мартен


Бывший монастырь кордельеров, XIV век


Церковь Сен-Мерри, XIV—XVII век


Церковь Сен-Николя-де-Шан,


XII—XVII век Церковь Сен-Северен,

XIII—XV век Отель де Клиссон


XIV век Отель де Санс


XV—XVI век Церковь Сен-Пьер-де-Монмартр, XII век

Первые парижские школы, носившие чисто клерикальный характер, возникли в XII веке у стен Нотр-Дам-де-Пари. Вскоре, желая уйти из-под опеки епископа, часть учителей и их учеников перебралась на левый берег под покровительство более либеральных аббатств Сент-Женевьев и Сен-Виктор, где и основали университет

Аббатство Сен-Виктор на картине 1655 г.

Первую королевскую привилегию, узаконившую его права и свободы (а также выводившую школы из-под юрисдикции королевского прево), объединение магистров и студентов парижской школы получило в хартии 1200 года, союз школяров фигурировал в епископском акте от 1207 года, а союз преподавателей — в папском акте от 1208 года (официально своё название Парижский университет получил только в 1217 году, факультеты впервые были упомянуты в 1219 году).

Барочный фасад Сорбонны (арх. Жак Лемерсье, 1642 год)

Теолог Робер де Сорбон, исповедник короля Людовика IX, основал в 1253 году на улице Куп-Гель коллеж, от имени которого весь университет и получил своё второе название. Позже при Сорбонне была организована типография, где в 1469 году издали первую в Париже книгу

Коллеж де Франс

Латинский квартал активно развивался на протяжении всего XIII века, потеснив старые соборные школы, расположенные на Ситэ и возле Малого моста. Коллежи или коллегии на начальном этапе представляли собой небольшие и довольно неказистые строения, где в шумной атмосфере веселья, игр, пьянства и потасовок жили и учились около 10 тыс. юношей (по другим данным, в 75 коллежах, которые теснились между площадью Мобер и холмом Сент-Женевьев, финансируемые богатыми аристократами и религиозными орденами, обучалось около 40 тыс. человек)

Латинский Квартал-это один из районов Парижа самых известных в мире. Он простирается на 5е и 6е районах, центре в районе Сорбонны и горы Сент-Женевьев. Он пересекает « cardo de Paris », ось "север-юг", соответствующие действующим улице Сен-Жак и бульвара Сен-Мишель

Это район по-прежнему популярен среди студентов и профессоров, от присутствия там многих научных учреждений

Лицей Людовика Великого, расположенный в центре Латинского квартала на месте средневекового Парижского университета

В этом районе также много колледжей и лицеев, часто престижных и исторических: Louis-le-Grand, Фенелон, Генриха IV, Сен-Луи, Нотр-Дам-де-Сион, Станислава, Школа, эльзасской, Монтень, Лицее Лавуазье. Следовательно, множество книжных магазинов, специализирующихся на литературу, естественные науки, история, медицина, политика, философия, право, находятся в районе, даже если они, как правило, исчезают


Больницы отель-Дье в Париже, Франция.Отель-Дьё де Пари «Парижский Божий приют»— старейшая больница Парижа,

Квартал Маре

Маре — один из старейших кварталов Парижа, который считают самым неординарным и неповторимым местом в городе. Почему, спросите Вы меня? Все просто, до него не дотянулась «рука барона Османа», автора перестройки Парижа в конце 19 века. Поэтому здесь сохранились черты типичного средневекового города с лабиринтом узеньких улочек, без тротуаров, закованных в стены старинных особняков XVII-XVIII века.

Маре, в переводе означает — болото, которое когда-то было, на этом самом месте, осушенное по велению магистра Ордена Тамплиеров, аж в 13 веке. Именно с его легкой руки и началась история этого квартала, ставшего приютом для монахов этого загадочного Ордена. Впоследствии при Генрихе IV, здесь появилась Королевская площадь (ныне площадь Вогезов — самая старинная площадь Парижа) ставшая сердцем этого квартала. И это не единственная достопримечательность Маре.

Здесь находится один из интереснейших музеев Франции — Карнавале, в котором собраны уникальные экспонаты, рассказывающие об истории жизни Парижа на протяжении многих веков. А я расскажу Вам о тех людях (Маркиза де Бренвилье, Принцесса Роган, Мадам де Севинье, Герцог Орлеанский), что когда-то владели этими особняками и создавали историю этой прекрасной страны. … И поверьте есть о чем посплетничать.

На улице Фран-Буржуа чудный особняк с башенкой. Это дом Жана Эруэ (казначея Людовика XII), построенный около 1510 г.

Отель де Ангулем-Ламуаньон сначала принадлежал внебрачной дочери Генриха II — герцогине Ангулемской, а после перешел к Ламуаньону, представителю известного французского рода. Сейчас тут располагается историческая библиотека

Тут музей Карнавале (вообще он располагается в двух особняках — Отеле Карнавале и Отеле ле Пелетье де Сен Фаржо). Отель Карнавале известен тем, что в 1677 году его арендовала Мари де Рабютэн (она же маркиза де Севинье). Прославилась она письмами, которые писала своим родственникам и друзьям. «Письма госпожи де Севинье» были изданы через 30 лет после ее смерти и произвели в Париже настоящий фурор

Площадь Вогезов, аркады дю коте Эст - Париж

Самый старый дом в Париже - это дом Николя Фламеля, который датируется 1407-м годом. Находится на 51 rue de Montmorency

На улице Франсуа Мирона (rue François-Miron) расположены два дома - 11 и 13, которые датируются XV столетием

На rue des Barres расположился дом №12, который принадлежал аббатству Мобюиссон и был реконструирован в 1540-м году

И, наконец, на rue Volta сохранился дом №3, который был построен в 1644-м году

Дома 44-46 Rue François Miron. Служили цистерцианскому аббатству (XIII век). Сейчас на первом этаже находится замечательный магазин по истории Парижа и организация, которая занимается историческими памятниками Парижа

Если войти в магазин, то справа будут ступенки в подвал, где сохранились готические своды цистерцианского аббатства XIII века

11-13 rue du Louvre

rue des Jardins-Saint-Paul

остатки старых стен

Париж, 1493-ий год, хроники Нюрнберга:

Кстати маленький кусочек древнего Парижа можно увидеть в начале экспозиции в Лувре (на уровне под землей) - выставлен кусок первого Лувра. Но как-то не самым лучшим образом вставлен (возможно все, что осталось), всего кусок кадки-башни


Источники
Дефурно М. Повседневная жизнь времен Жанны д`Арк. — Москва: Евразия, 2003. — 320 с.
Дубнов С. М. Краткая история евреев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 576 с
Комбо И. История Парижа. — Москва: Весь мир, 2002. — 176 с
Косминский Е. А. История Средних веков. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1952. — 748 с.
Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. — Москва: Евразия, 1999. — 414 с.
Пилявский В. И. и Лейбошиц Н. Я. Париж. — Ленинград: Издательство литературы по строительству, 1968. — 112 с.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. — Москва: Молодая гвардия, 2008. — 252 с.

В 987 году королем был провозглашен потомок Эда - Гуго Капет, а его наследники, короли династии Капетингов, стали ассоциироваться именно с Парижем (правда, первые правители этой династии бывали здесь нечасто).

Сначала столица Франции развивалась довольно медленно, так что к 1100 году ее население составляло всего лишь около трех тысяч человек.

Однако уже через каких то сто лет Париж стал самым крупным городом в христианской Европе (и оставался таковым вплоть до XVIII века, когда его обогнал Лондон), а также ее важнейшим интеллектуальным и культурным центром.

К 1320-м годам население столицы составляло почти четверть миллиона человек. Этим Париж был обязан, прежде всего, своему удачному положению на судоходной реке и активной торговле, что, в свою очередь, способствовало увеличению класса купцов.

Экономическому росту города способствовало также успешное земледелие на обширных окрестных землях. К югу от столицы выращивались зерновые культуры и возделывались виноградники, к востоку, западу и северу между городом и холмом Монмартр располагались богатые леса.

Процветанию Парижа также способствовало развитие Парижского университета. И все это происходило под защитой пока еще молодой, но уже достаточно сильной монархии, которая постепенно взяла под свое покровительство все окрестные земли. Особым доверием пользовались короли Людовик VI, Людовик VII и Филипп- Август, правление которых в совокупности длилось почти весь XII век.

Торговля в Париже естественным образом развивалась в тех районах города, где товары с судов попадали на берег. Это, прежде всего Гревская площадь на Правом берегу, где сейчас находится здание Ратуши. Когда-то здесь была болотистая местность, но с развитием деловой активности почва планомерно осушалась.

Истоки образования в Париже

Научно-интеллектуальная деятельность Левого берега также получила свое начало в Средневековье, когда вокруг располагавшихся здесь двух больших монастырей Сент-Женевьев и Сен-Жермен-де-Пре появились первые школы и дома, где жили и учились студенты. Выдающийся европейский ученый того времени Пьер Абеляр, известный также тем, что он был возлюбленным юной Элоизы и из-за гнева ее дяди пал жертвой насильственной кастрации.

В начале XII века Пьер Абеляр обучал в этих школах своих студентов, а в 1215 году папский указ позволил основать на Левом берегу высшее учебное заведение , которое затем превратилось в знаменитый Парижский университет Сорбонна (названный так в честь Робера де Сорбона, основавшего в 1257 году школу для бедных студентов).

К 1300 году под покровительством скорее духовенства, чем городских властей, на Левом берегу обучалось уже три тысячи студентов. Поскольку латинский язык использовался здесь как в самих школах, так и за их стенами, этот студенческий район стал заслуженно именоваться «Латинским кварталом».

Ради защиты своего бурно развивающегося города король Филипп-Август (1180-1223) построил крепость Лувр, древние стены которой сейчас можно увидеть на нижних этажах музея Лувр . Король также возвел знаменитую длинную городскую стену, которая когда-то простиралась на север и на юг, окаймляя квартал Маре и гору Святой Женевьевы. Таким образом, она проходила приблизительно по линии основных современных парижских округов, с 1-го по 6-й (при этом аббатство Сен-Жермен де Пре оставалось за пределами городских стен).

Современники Филиппа-Августа считали эти сооружения новым чудом света (несмотря на то что позже часть стены на Левом берегу обрушилась), а также надежной гарантией безопасности города и убедительным свидетельством того, что французская монархия стремилась превратить Париж в истинно великий город.

Король Филипп-Август, на которого в юности ужасающее впечатление производила городская грязь, начал даже мостить улицы, но в итоге большая часть из них так и осталась безнадежно грязной изрытой колеями, заполненной толпами людей и животных, все это иногда приводило к серьезным происшествиям. Достаточно упомянуть трагическую гибель наследника Людовика VI, который погиб в 1131 году, упав с лошади из-за пробегавшей по улице свиньи.

Похожие публикации