Путешествие на паровозе. Музей паровозов, настоящее депо и поездка на ретро поезде

На скорость укладывать шпалы, вовремя закрывать сифон и поддувало и готовить яичницу в топке котла – мы нашли лучшие места в столице, где ваших детей могут этому научить.

Обычно сюда приходят посмотреть на паровозы, выставленные в тупике на рельсах. Локомотив и вагон первого класса XIX века, паровозы 1920-х - 1950-х годов, советская зеленая электричка с дверями, еще открывавшимися вручную, а также функционирующий переезд, - все это привлекает мальчиков, девочек, их пап и мам. На все экспонаты можно забраться, и никто не будет вас за это ругать. Правда, в вагоны зайти нельзя, а вот кабина машиниста (тогда это называлось «будка») часто бывает открыта для желающих сделать кочегарское селфи. Официально это райское место для любителей паровозов называется «Площадка натурных образцов Музея истории Московской железной дороги». Открыто со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00.

В том же здании Рижского вокзала, только с противоположной его стороны (Рижская площадь, дом 3) располагается мечта важной касты любителей железных дорог - ж/д моделистов. Огромный макет российских железных дорог находится в Выставочном комплексе ОАО «РЖД». Можно часами смотреть, как скорый поезд едет из Москвы на Дальний Восток. Или как работает сортировочная станция. Тут и Сочи, и Красная Поляна, и Ладожский вокзал Санкт-Петербурга, и самый длинный 15-километровый ж/д тоннель в России, и мост через Амур в Хабаровске, и морской порт, и аэропорт. И отовсюду едут поезда с грузами и пассажирами. А если позволят смотрители, то можно нажимать кнопки управления макетом и чувствовать себя креатором этой масштабированной вселенной. Открыто со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00.

Рижский вокзал

100 рублей для взрослых, 50 - для детей

Когда-то этот «Музей железнодорожного транспорта МЖД» назывался «Траурный поезд В. И. Ленина» и сюда в обязательном порядке водили на экскурсии советских школьников. И действительно, главный экспонат музея - это паровоз, который доставил в свое время в Москву тело почившего вождя революции для прощания с народом. Через несколько лет после того, как Ильича поместили в мавзолей, такой же почести решили удостоить и паровоз. Локомотив загнали в тупик на Павелецком вокзале и соорудили над ним что-то вроде саркофага. По внутренней отделке красным мрамором он очень напоминает мавзолей на Красной площади.

В 1990-е музей перестал пользоваться популярностью, но несколько лет назад экспозицию обновили, сделав акцент на истории Московской железной дороги от создания до наших дней. Здесь и дореволюционное купе первого класса, и кабинет начальника станции, и советские рабочие, укладывающие шпалы. Но красавец-паровоз так и остался в центре зала, надраенный и начищенный до блеска. В основном здесь тихо, экскурсии проходят только по предварительному заказу. Только когда в это здание перебирается игротека «Паровозия», музей наполняется детьми и изумленными родителями, которые в свои школьные годы уже не застали обязательных экскурсий в «Последний поезд Ильича».

Павелецкий вокзал

150 рублей - взрослый, 100 рублей - детский

За город ехать не надо. Станция «Подмосковная», она же - «Красный Балтиец», совсем не в Подмосковье и не на Балтии, а почти в центре Москвы - добраться можно от станций метро «Сокол» или «Динамо». Или электричкой с Рижского вокзала, до открытия которого станция «Подмосковная» была главной пассажирской и товарной станцией на пути в Балтийский регион. Поэтому здесь сохранилось большое паровозное депо, водонапорная башня и здание вокзала. Все это было отреставрировано, и получился очень атмосферный музейный комплекс. Здесь можно представить себя пассажиром XIX века: зайти в дом начальника станции (тогда чиновнику предписывалось жить непосредственно на рабочем месте), посетить вокзальное кафе, зал ожидания или сдать вещи в камеру хранения. На территории музея стоят паровозы от самой первой модели, едва достигающей человеку до пояса, до гигантских локомотивов 1950-х годов, на которых приходится почтительно смотреть снизу вверх. Ретропоезда на ходу здесь можно было посмотреть в прошлом году на параде паровозов в честь Дня Железнодорожника.

Территория депо не только музейная. Здесь постоянно идет работа по ремонту и реставрации паровозов. Поэтому если повезёт, можно увидеть, как живет и работает настоящая локомотивная бригада. Например, как настоящий кочегар может приготовить яичницу прямо на лопате в топке паровоза. А еще можно узнать, что для настоящего паровозных дел мастера «Закрой сифон и поддувало» это не просто ругательство, а железнодорожный знак и важное предупреждение по технике безопасности для машинистов. В позапрошлом веке не одна станция сгорела от того, что на деревянный настил попала зола из топки паровоза.

Станция «Подмосковная»

со среды по воскресенье, с 10:00 до 17:00

Детские железные дороги появились в СССР в 1930-е годы и с тех пор не теряют популярности. Возле Москвы такая дорога появилась в поселке Кратово. И наши бабушки-дедушки, и родители, и мы в детстве ездили покататься на железной дороге с маленькими путями, мини-вагонами и локомотивами, управляемыми детьми. И наши дети тоже могут этим наслаждаться. А заодно посмотреть, как выглядели электрички в недавнем прошлом: вагоны внутри напоминают экспрессы до дальних станций образца 1980-х годов - со столиками и занавесками на окнах.

Но детская железная дорога - это не просто аттракцион, не игровая профориентация вроде Кидзании или Мастерславля и не летний пионерский лагерь. Это самая настоящая подготовка к будущей профессии, с дипломами и аттестацией. А развлекательная возможность для посетителей - это так сказать побочный эффект производственной практики. Обучение длится с осени до лета, принимаются ученики 5-х - 11-х классов. Так что относиться к пассажирам будущие машинисты, путейские рабочие, кондукторы и проводники будут по-деловому и без сюсюкания.

Какого-то музея при Детской Железной дороге нет, но в часы ее работы можно зайти в учебный комплекс, где добрые вахтерши покажут несколько макетов поездов.

Программа

11:45 – ст.м.Рижская (Музей ж/д транспорта), правая сторона Рижского вокзала (перед билетными кассами).

12:00 – начало экскурсии по музею

13:11 –

14:35 –

Информация об отелях

10:00 – ст.м.Рижская (Музей ж/д транспорта), правая сторона Рижского вокзала (перед билетными кассами).

10:15 – начало экскурсии по музею , расположенному под открытым небом, где представлено более 60натурных экспонатов железнодорожной эпохи XX века. Здесь можно увидеть легендарную «овечку» (паровоз серии Ов), мощный ФД («Феликс Дзержинский»), трофейный немецкий паровоз ТЭ, американский Еа и многое другое.

11:22 – отправление ретропоезда до платформы Красный Балтиец (длительность поездки – 15 минут).

Экскурсия по депо «Подмосковная» , построенному в 1901 году и действующему до сих пор. Здесь можно увидеть поворотный круг, веерные стойла, водонапорную башню, гидроколонку, реплику паровоза Черепановых, паровоз серии Э в разрезе. В программе также посещение музейных экспозиций.

13:19 – отправление ретропоезда назад , в сторону Рижского вокзала (длительность поездки – 15 минут).

Дополнительно оплачивается

  • чай, печенье в поезде;
  • фотосъемка в музее.

Место и время сбора

Сбор в 10:00 ч. Отправление в 10.15 от ст. м. «Рижская», с правой стороны Рижского вокзала (перед билетными кассами)

ВНИМАНИЕ!

График движения поезда может измениться. Информацию о времени отправления вы получите по электронной почте за 1-2 дня до даты тура.

Просьба приходить вовремя: экскурсия по Музею железнодорожного транспорта начинается строго в обозначенное время.

Внимание! При бронировании необходимо указать точные: серию и номер паспорта либо номер св-ва о рождении (для детей до 14 лет) дату и место рождения .

ТЕЛЕФОН ГИДА БУДЕТ ОТПРАВЛЕН ТУРИСТАМ НАКАНУНЕ ПРОГРАММЫ В ВИДЕ СМС СООБЩЕНИЯ!

"Паровозная прогулка" - отличный вариант времяпрепровождения в Москве для тех, кому интересны паровозы и все, что с ними связано. Рекомендуется не только детям, но и взрослым!

Большое паровозное приключение состоит из нескольких частей:

Часть I - Музей железнодорожной техники на Рижском вокзале Московской железной дороги

Начинается все знакомством со стационарной экспозицией. Чего здесь только нет! В музее собрана огромная коллекция исторических образцов техники прошлого века - локомотивов, вагонов, специальной железнодорожной техники. Все они - свидетели и участники более чем вековой истории отечественной железнодорожной отрасли.



2.

Есть и признанные памятники науки и техники. Например, легендарный паровоз серии Ов, получивший среди машинистов ласковое прозвище «Овечка». Это самый почетный экспонат и настоящая «жемчужина» железнодорожной коллекции. Возраст его - больше века. Это самый массовый дореволюционный локомотив. Но до наших дней сохранилось всего 4 экземпляра.


3.


4.


5.

Следом за Овечкой вагон тендер - тот, что перевозит запас угля и легендарная теплушка - вагон, в котором во времена Первой Мировой войны перевозили людей и лошадей, получивший свое названия из-за печки-буржуйки, установленной в центре.


6.


7.

Рядом - другой паровоз уже советского производства ФД - «Феликс Дзержинский» - один из самых мощных советских локомотивов 30-х годов.


8.

Обо всем этом и многом другом расскажет экскурсовод. В нашем случае колоритнейший Евгений Лушин в прошлом работавший машинистом локомотива на паровозной тяге и знающий о паровозах и их истории кажется всё. И немного больше. (Если вы когда-нибудь соберетесь на эту экскурсию - проситесь к нему, не пожалеете!!!)


9.

И не только расскажет, но и покажет! Например, как работали вагонные сцепки.


10.

Факты, истории, справки, пояснения льются бесконечным потоком… Экскурсия вроде как рассчитана на детей, но и взрослые слушают, раскрыв рты.
Вот вы, например, знаете почему некоторые локомотивы красили в зеленый цвет, а другие в черный? Нет?


11.


12.


13.


14.

Зеленые - перевозили пассажиров, а черные - грузы!


15.

Если экскурсии - не ваш формат, то у каждого экспоната есть табличка с описанием. Можно прочитать… Хотя это, конечно не сравнится с рассказом настоящего машиниста, который живет этой темой…


16.

Ведь он рассказывает не просто голые факты, но и делится своими эмоциями, которые иногда сложно скрыть. Например, досада от того, что паровозы более не производятся…

Их перестали производить буквально в один день, когда на очередном заседании было озвучены цифры, свидетельствующие о неэффективности паровозной тяги. Все 30%. Появившиеся на тот момент электровозы были куда как более эффективны по абсолютным цифрам. Но докладчики не пояснили, что электровозы требуют гигантской инфраструктуры. Сотни километров проводов, электростанции, обслуживание и многое-многое другое - все это осталось за пределами доклада. Так «неэффективные» паровозы ушли в прошлое.


17.


18.


19.


20.

С тех пор прошло более полувека… Но по количеству лошадиных сил и средней скорости паровозы тех лет почти не отличаются от современных.
Пока мы гуляем по музею, мимо нас проезжает настоящий паровоз! Буднично так... Но на этой линии такое в порядке вещей!


21.

Большинство музейных экспонатов тоже на ходу. Хотя они практически никогда не выезжают за пределы своего музея, но все необходимую комплектацию для этого имеют.


22.


23.


24.

Паровозы можно трогать, можно даже привстать на ступеньки, чтобы сделать кадр получше.


25.


26.

У некоторых паровозов для доступа открыты кабины машиниста. Туда не просто можно зайти, но и вдоволь покрутить всякие ручки, краны и прочее.


27.


28.


29.


30.

Обойти музей за один раз, тем более с экскурсией, когда тебе не просто показывают экспонаты, но и рассказывают много интересного о каждом из них, совершенно невозможно…


31.

Поэтому мы ограничиваемся паровозным сектором и идем дальше…

Часть II - Ретро поезд

Естественное продолжение рассказов о паровозах - поездка на одном из них! Это вполне самоценное приключение, хотя на первых взгляд и кажется, что наблюдать со стороны интереснее, чем изнутри.


32.

Поездка на паровозе отличается от поездки на электричке. Не говоря уже о том, что мимо окна время от времени пролетают клубы дыма, а ожидающие на платформах пассажиры вовсю таращатся и тянутся за гаджетами, чтобы сфотографировать.

Отличается само ощущение от поездки… Паровоз идет более дергано, с постоянными небольшими рывками. Это связанно с работой паровых машин и является первым и самым верным признаком того, что вас везет паровоз.
Во время поездки можно перекусить, попить чай/кофе… Или купить сувениры на память.


33.


34.

А экскурсоводы продолжают рассказывать разные интересные факты и между делом развлекают ребятишек играми и конкурсами.


35.

Поездка занимает немногим более 10-ти минут. Наша станция - платформа Красный балтиец.


36.


37.

Часть III - депо Подмосковная

Депо Подмосковная - это уже не музей, а самое настоящее депо, действующее. Недавно его аккуратно отреставрировали и вовсю водят экскурсии. Паровозы здесь не просто выставлены как экспонаты, а по-настоящему живут, заправляются, ремонтируются, обслуживаются и ездят, поэтому при прогулке надо быть очень внимательными, о чем и предупреждает экскурсовод.


38.

Здесь все максимально соответствует тому, как было раньше. Есть водонапорная башня, которая сейчас уже, разумеется, не выполняет своих прямых обязанностей, а служит памятником архитектуры. И несколько жилых домов, где раньше жили сотрудники. Забавно, что эти дома не относились ни к каким улицам, а в почтовом адресе писали какой это по счету дом от водокачки.


39.


40.

Сейчас паровозы заправляются в стороне из специальной колонки.


41.

Главная изюминка на торте - это поворотный круг. Настоящий, действующий! Если повезет, можно даже увидеть его в деле. Нам повело неимоверно. На разворот пошел подъемный кран.


42.


43.


44.


45.

Удобной туристической дороже в депо нет, приходится идти прямо по рельсам. Но от этого только интереснее!


46.


47.


48.

Строго говоря, это не совсем депо. Его классифицируют как «музейно-производственный комплекс». Именно здесь базируется учебно-методическая база профессиональной подготовки локомотивных бригад.
Школа управления паровозом сродни народным промыслам. Машинистов перестали учить еще в 70-х, а профессионалов этого дела уже и вовсе не осталось. Сначала пытались приглашать машинистов электропоездов, но говорят они шли неохотно. Никто не хотел менять удобные кресла современной кабины на жар и грязь паровоза. Но сейчас, с появлением школы, ситуация немного изменилась. В депо много увлеченной молодежи, которые приходят целенаправленно осваивать именно эту профессию.


49.

Хотя все это, конечно, очень непросто. Техника в депо в основном начала и середины прошлого века. Запчастей к ней уже давно не выпускают, и обращаться с ней нужно предельно деликатно. Например, котел нужно поддерживать в горячем состоянии почти постоянно, если паровоз на ходу. Чем чаще он остывает и заново нагревается при запуске, тем быстрее выходит из строя котел. А неисправный котел, в современных условиях - это списанный паровоз. Всего в депо пока на ходу восемь машин, за каждой закреплены по машинисту, его помощнику и кочегару.


50.


51.

В отдельном зале представлен паровоз в разрезе! Это настоящей паровоз, вышедший из строя и не подлежащий ремонта, который переделали в наглядное пособие для демонстрации того, как собственно работает паровая тяга. Для наглядности «горячие» части паровоза подкрашены красным цветом, а холодные, соответственно синим.


52.

Особо любознательные могут залезть и заглянуть в топку со стороны машиниста стороны.


53.

Часть IV - апофеоз

Знакомство с паровозами невозможно без одной, самой маленькой, но самой яркой детали...


54.

Кульминация паровозного дня - подъем в кабину машиниста работающего паровоза! Этот аттракцион доступен по окончанию экскурсии. И, надо сказать, пользуется спросом как у детей, так и у взрослых…

Здесь уже ничего нельзя крутить и вообще трогать. Но зато машинист приоткроет дверцу топки, чтобы можно было почувствовать жар и увидеть пламя и непременно отшатнуться назад… Страшно!


55.


56.

Но сколько же впечатлений, эмоций и воспоминаний остается после такого! И родители, и дети в восторге… В общем не пропустите одно из самых ярких развлечений Москвы.


57.

Все явки-пароли можно найти на сайте

По данному туру возможно изменение времени сбора и отправления в связи с особенностями работы ОАО "РЖД". Просим Вас уточнять точное время сбора за сутки до отправления.

Путешествие по Малому железнодорожному кольцу Москвы на настоящем старинном паровозе - это уникальная возможность окунуться в чарующую, стародавнюю атмосферу железной дороги. На Рижский вокзал подадут состав во главе с настоящим паровозом постройки конца 19 века. Вы уютно разместитесь в удобных мягких креслах вагона, наш "ретро поезд" начнёт своё путешествие, по малому железнодорожному кольцу Москвы, которое отметило своё 100-летие. Свою историю линия протяженностью в 54 километра ведет с 1908 года, когда здесь открылось регулярное движение. Эта магистраль является очень интересным сооружением, аналогов которому нет в мире.
Необычные виды столицы из окон поезда: старинные станции начала 20 века, ограды, древний и величественный Новодевичий монастырь, новая яркая достопримечательность Москва-сити, Останкинская телебашня, ВДНХ, Ботанический сад, «Измайловский Кремль». На пути следования ретро - поезд четыре раза пересекает Москву- реку по Дорогомиловскому, Лужнецкому, Новоандреевскому и Даниловскому мостам. Прибудет паровоз на Рижский вокзал, где вы продолжите экскурсию с осмотром одного из самых элегантных и старинных вокзалов Москвы. Здание Рижского вокзала построено в конце 19 века, в рамках строительства Виндавской железной дороги, по проекту не без известного петербургского архитектора Бржозовского. С эти вокзалом связано много легенд и интересных историй, которые расскажет наш гид. По окончании экскурсии, вы сможет самостоятельно посетить уникальный музей паровозов (расположен в правом торце вокзала).

Продолжительность экскурсии: 4 часа.
Время в пути на поезде: 2 ч. 30 мин

Экскурсионная программа:

Экскурсия по Рижскому вокзалу;

- Обзорная экскурсия на ретро поезде по Малому Железнодорожному Кольцу Москвы, с увлекательным рассказом гида.

ВНИМАНИЕ! В связи с усиленными мерами безопасности, фото и видио съемка на вокзалах категорически запрещена!

На Рижском вокзале вы сможете самостоятельно посетить музей «Истории железнодорожной техники» за доп. плату. (Билеты приобретаются в кассе музея, цена взр./реб. - 40/25 руб., самостоятельный осмотр экспозиции).
Внимание! Наше путешествие начинается и закончивается на Рижском вокзале (ст. м. Рижская).

Стоимость взр/дет - 1170 руб.
Сбор группы в 8:40 на Рижском вокзале, подьезд №1,
Гид с табличкой «На ретро - поезде по железнодорожному кольцу Москвы».
Начало экскурсии - 8:50

В стоимость экскурсии входит:
Поездка на ретро поезде по малому железнодорожному кольцу Москвы;
Путевая информация от профессионального гида;
Экскурсия по Рижскому вокзалу;

Полезная информация:
- Просьба одеваться по погоде, обувь иметь, желательно, без каблуков.
- Внимание! Наш поезд идёт в сетке общего расписания движения поездов, по этому просьба не опаздывать на посадку, поезд трогается минута в минуту, опоздавших не ждут.
- Внимание! На перроне вокзалов будьте предельно осторожны и внимательны.

В конце февраля РЖД Тур открыла сезон паровозных экскурсий в Санкт-Петербурге. Корреспондент TJ по заданию редакции отправился в необычное путешествие, чтобы узнать, правда ли у компании есть на ходу настоящий паровоз и куда на нём можно доехать.

В закладки

Внутренности Витебского вокзала

Дорога к городу Пушкину началась для туристов с первого появившегося в России вокзала - Витебского. Туристическая группа собралась у входа в здание в 10 часов утра, но из-за того, что экскурсия проходила в воскресенье, вокруг было совсем мало людей.

Наш экскурсовод Валерий Борисович Столов начал свой рассказ с причин появления железнодорожного сообщения в России. По его словам, первые транспортные пути носили исключительно военно-стратегический характер. Россия пошла по примеру Пруссии и решила заменить крепости на вокзалы и железные дороги, чтобы армия стала более мобильной. Вся линия к Витебску и одноимённый вокзал были построены в целях подготовки к будущему конфликту с Австро-Венгрией, который произошёл в 1914 году и стал частью Первой мировой войны.

На «заднем дворе» Витебского вокзала расположился «Царский павильон» - небольшое здание, которое служило точкой доступа к специальному железнодорожному пути, выделенному для императора и его приближённых. Этот путь напрямую ведёт к городу Пушкину (ранее - Царское Село), где располагалась постоянная резиденция императора. Оттуда правитель мог попасть и в другие части страны по выделенным маршрутам.

Сбор у входа в вокзал

Памятник солдатам Первой мировой войны

«Царский павильон»

Фасад «Царского павильона»

Из-за воскресной безлюдности казалось, что мы посетили музей, а не действующий вокзал одного из крупнейших городов страны.

Зал третьего класса («эконом») старого Витебского вокзала

Раньше весь вокзал был поделён на несколько залов, удобство которых зависело от класса обслуживания. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году все помещения были отреставрированы практически до первоначального вида. Я с Витебского вокзала никогда не уезжал, поэтому для меня оказалось большим открытием, что внутри здания сохранился антураж 19-го века.

Окна с кассами в зале третьего класса

Первый зал, который служил местом для багажа и пассажиров эконом-класса был самым скудным на интересные детали: в нём находились только высокие скамейки. Как нам пояснили, на них размещались не только вещи пассажиров, но зачастую и они сами, ведь периодически ждать пересадки на следующий поезд приходилось по двадцать часов.

Холл занимает два этажа по высоте и почти все его детали намекают на то, что через него на вокзал попадали обеспеченные аристократы. В нём находится мраморная лестница, очень большие окна с витражными стёклами, бюст императора Николая I и много искусственных ламп, в отличие от предыдущего зала.

Витражное окно в холле для элитных пассажиров

Холл для аристократов

Если подняться по мраморной лестнице, то на втором этаже вокзала можно найти бывший зал ожидания для привилегированных пассажиров. На этом же уровне находятся и сами платформы с поездами. Они расположены выше городских улиц из-за близости Обводного канала, через который в своё время построили высокий железнодорожный мост.

Сам зал ожидания для пассажиров первого класса оказался не таким грандиозным, как дорога к нему. Основное отличие от бюджетного зала в том, что сидения не такие длинные и широкие, зато выглядят более культурно и утончённо. Кроме того, в помещении висят картины, на которых изображены некоторые эпизоды из истории развития железных дорог в России.

Рядом с залом находится ресторан для первого класса, в котором пассажиры могли поесть «на дорожку». При появлении железных дорог пассажиры приезжали на станции на несколько часов раньше времени из-за боязни, что поезд уедет без них. Поэтому обрела широкую популярность идея проводить время в ожидании поезда в ресторанах. Это вошло в привычку и осталось актуальным и по сей день.

Зал ожидания для пассажиров первого класса («бизнес»)

[{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/9a\/72\/0f\/c7bb76546ba067.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/fc\/bb\/32\/96be1da40ab6a7.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/5b\/4a\/7b\/8bd6970f4e59df.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/6b\/93\/72\/c9bd84aa75dc67.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/52\/3c\/4e\/739122449257f6.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/da\/ed\/20\/1e215c65d702ff.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/2e\/a3\/25\/f7d9566ec7d45d.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}}]

Железнодорожные станции стали ассоциироваться со словом «вокзал» благодаря инженеру Францу фон Герстнеру, построившему для Российской империи первую железную дорогу. Он предложил расположить рядом с одной из первых станций в Павловске увеселительное заведение «воксал» - помещение или сад, в котором обычно проходили гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками. Этот тип заведений был чрезвычайно популярен в Европе: первое подобное заведение открылось ещё в 1660 году неподалёку от Лондона и называлось «Воксхолл-Гарденз».

«Воксал» было предложено открыть по соседству с Павловской станцией для того, чтобы увеличить пассажиропоток по Царскосельской железной дороге. В результате среди жителей Петербурга появилась мода ездить в Павловск ради музыки и вечеринок, а на следующий день возвращаться обратно. Филологи склоняются к мнению, что после этого за станциями закрепилось название «воксал», а чуть позже под влиянием русского слова «зал» оно превратилось в ныне используемое «вокзал».

После знакомства с залами ожидания мы отправились непосредственно в сторону поезда и оказались в вестибюле перед выходом к путям. Это выполненное из металла помещение резко контрастирует на фоне прошлых залов. Из-за огромных стальных сводов, состоящих из множества металлических заклёпок, создаётся антураж в стиле стим-панка.

При первом взгляде на это помещение возникает чувство, что ты буквально переместился в другую эпоху: его портят только современные киоски с сувенирами и едой.

Вестибюль Витебского вокзала

Вид на паровоз из дверей вестибюля

Знакомство с паровозом

На Витебском вокзале располагается очень точная копия старого поезда с паровозом «Проворный», который совершил первую поездку по российским железным дорогам в 1837 году. Ранние железнодорожные составы были лишены возможности перехода из вагона в вагон: фактически пассажиры оказывались заперты со своими попутчиками в замкнутом пространстве на протяжении всего пути. Как нам пояснили, в случае с вагонами «эконом-класса» это могло быть опасно, так как никакой охраны в поездах предусмотрено не было и очень часто фиксировались случаи изнасилований, грабежей и даже убийств во время поездок.

По пути к макету мы увидели ретро-поезд, который должен был отвезти нас в Пушкин. Он уже был подан на отдельный путь, где ловил удивлённые взгляды пассажиров и обслуживающего персонала самого вокзала.

Когда я ещё издалека услышал звуки работающего паровоза, я поймал себя на такой мысли: люди, не смотревшие старых фильмов и не вникавшие в историю паровозостроения, вероятно, как и я, впадут в некоторый ступор от самого факта, что этот механизм стоит на железной дороге и может работать. Мне приходилось встречаться с паровозами на картинках и в некоторых фильмах, но это не идёт ни в какое сравнение с увиденным. Чтобы преодолеть возникший когнитивный диссонанс мне потребовалось около минуты: на протяжении неё я мог только стоять и обдумывать, происходит ли это на самом деле.

К нашему возвращению случайных зрителей стало только больше. Паровоз ещё никуда не ехал - он просто стоял и «пыхтел», но этого было достаточно, чтобы приковать внимание как совсем молодых, так и очень пожилых жителей и гостей города. От своей работы отвлеклись даже сотрудники полиции и другие машинисты: поддавшись ситуации, они достали телефоны и начали снимать паровоз (в кадр, к сожалению, не попали).

Чем ближе я подходил к ретро-поезду, тем отчётливее чувствовал себя частью истории. В голове даже начали всплывать образы пассажиров второй половины 19-го века, для которых паровозы были такой же обыденностью, как для нас сейчас «Сапсан». К сожалению, вагон, в котором мы ехали, не был аутентичным. Но когда состав тронулся с места, это отошло на второй план.

Улётный трип

Когда едешь на паровозе, чувствуешь себя близким другом какой-нибудь голливудской звезды: все вокруг пытаются сделать удачную фотографию, стоят с открытым ртом или хотят подружиться.

Поездку на паровозе невозможно ни с чем перепутать. Во время начала движения он быстро разгоняется из-за особенностей работы паровой машины, а в моменты, когда сцепное дышло (так называется металлическая планка, соединяющая колёса) оказывается максимально высоко над железнодорожным полотном, происходит эффект «проскальзывания», который выражается в рывках при движении. Поначалу это непривычно и немного раздражает, но спустя две минуты всё проходит и поездкой начинаешь наслаждаться.

Пожалуй, самое необычное в такой поездке - в окне постоянно видишь маленькие облачка дыма, испускаемые паровозом. Ни в одном фильме, где поездку на паровозе демонстрируют изнутри вагона, я не видел этого эффекта: почему-то его упорно игнорируют. Даже в недавно вышедшем сериале «Мир Дикого Запада», сеттинг которого связан с временами использования паровозов, поездка на них была воспроизведена неточно.

Периодически машинисты использовали характерный паровозный гудок, который в совокупности с другими особенностями паровозов создавал эффект полного погружения во времена Царской России.

До станции «Детскосельская» (в народе - 21-й километр) в Пушкине мы доехали примерно за 10 минут. Во время поездки сотрудники РЖД вежливо пригласили туристов попить чаю из стаканов с классическими железнодорожными подстаканниками. Кроме того, каждый мог угоститься овсяным печеньем, сладкими трубочками или конфетами.

Проводница ретро-поезда наливает всем по чашке чая и предлагает угощения

По приезде на станцию у туристов появилась возможность впервые за экскурсию сфотографировать движущийся паровоз. Специально для нас его задержали, и, когда все были готовы к съёмке, он отправился на перегон, чтобы развернуться и освободить путь для электричек и других поездов.

Паровоз трогается с места из Пушкина

В Пушкине тургруппа остановилась примерно на час для изучения работы Малой Октябрьской железной дороги, или как её называют в народе детской железной дороги.

За кулисами детской железной дороги

Малая октябрьская железная отличается от «больших» дорог узкоколейными путями и тем, что на ней вместо взрослых работают дети до 15 лет. В отличие от большинства других детских железных дорог, МОЖД несёт не только образовательную, но ещё и транспортную функцию. Она объединяет три станции на юге Санкт-Петербурга и две станции на Севере, а общая длина путей - почти 13 километров.

Депо МОЖД

У юных железнодорожников даже скамейки - тематические

К сожалению, мы не смогли увидеть дорогу в действии из-за того, что работает она только в летнее время, однако познакомились с действующими «детскими» составами, юными железнодорожниками и особенностями работы в МОЖД.

Экскурсию для нас проводили ребята, которые учатся и работают на МОЖД, каждому из них было не больше 16 лет. Я никогда не интересовался закулисьем работы на железной дороге, поэтому для меня внешний вид диспетчерского пульта стал открытием. Оказалось, что на нём в реальном времени отображается местонахождение всех поездов на конкретном участке пути. У меня сразу возник вопрос: где находится оборудование, которое обеспечивает работу всей МОЖД и диспетчерской комнаты. Как нам пояснили, некий аналог «серверной» поддерживается взрослыми из-за своей сложности, и когда я увидел количество проводов и различных переключателей, я уже не мог с этим не согласиться.

[{"title":"\u041c\u0430\u043a\u0435\u0442 \u041c\u041e\u0416\u0414","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/01\/0f\/52\/48e5fae4db99fc.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0414\u0438\u0441\u043f\u0435\u0442\u0447\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0443\u043b\u044c\u0442","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/ec\/ba\/16\/fd03c734b7c6c0.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u00ab\u0421\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/2b\/80\/1b\/a0ad09543ae07e.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}}]

В депо детской железной дороги на время зимы разместились все составы, действующие летом на южной ветке. Все поезда МОЖД удивляют своей простотой и изяществом исполнения. Снаружи они похожи на миниатюрные вагончики для аттракционов или лилипутов, но внутри поездов очень просторно и комфортно: в проход без особых проблем помещается два человека.

[{"title":"\u0414\u0435\u043f\u043e \u0438\u0437\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/e2\/f7\/d4\/997a8d40a49a48.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0421\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432 \u00ab\u0421\u043a\u0430\u0437\u043a\u0430\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/15\/47\/f7\/db5014279430a7.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0412\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438 \u0432\u0430\u0433\u043e\u043d\u0430 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430 \u00ab\u0421\u043a\u0430\u0437\u043a\u0430\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/f0\/c2\/f0\/319fb2b9d5cf10.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0412\u0430\u0433\u043e\u043d \u0441\u043d\u0430\u0440\u0443\u0436\u0438","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/14\/51\/79\/ca3664ed938f27.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0422\u0435\u043f\u043b\u043e\u0432\u043e\u0437 \u00ab\u041f\u0435\u0433\u0430\u0441\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/2b\/ec\/b6\/0b13491b21b706.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0417\u0430 \u0440\u0443\u043b\u0451\u043c \u00ab\u041f\u0435\u0433\u0430\u0441\u0430\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/b4\/9c\/14\/c2208da04a521b.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}}]

На время нашей экскурсии работу станции «Детскосельская» не останавливали, поэтому на платформе помимо туристов оказались и случайные пассажиры. Два молодых человека с вином в пакетах не упустили возможность прокатиться на паровозе «зайцами». Останавливаться, чтобы избавиться от незваных попутчиков, не стали, несмотря на их некультурное поведение.

Обратная дорога по времени не отличалась от пути в Пушкин, но показалось, что мы ехали около часа: настолько в глубине души хотелось продлить эту атмосферу.

[{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/88\/65\/43\/dda35cdf8e96dd.jpg","width":1200,"height":800,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/eb\/5f\/28\/b64f58bec585f1.jpg","width":1200,"height":800,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/ec\/c2\/96\/952faebf80edc3.jpg","width":1200,"height":800,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/f8\/7b\/2b\/4604f1f9866047.jpg","width":1200,"height":800,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}}]

В своей гостеприимности сотрудники РЖД в этот раз, кажется, зашли слишком далеко. На экскурсию я приехал с задержкой примерно в пять минут из-за того, что долго ждал такси: куда мне идти я понял только по большому скоплению людей у входа в Витебский вокзал. Я ожидал, что у меня попросят паспорт или хотя бы спросят фамилию, чтобы подтвердить участие в экскурсии, но, видимо, меня приняли за часть группы, когда я просто стал перемещаться вместе со всеми и фотографировать. Я думал, какую-нибудь проверку устроят при входе в ретро-поезд, но и там достаточно было просто зайти: ни имени, ни документов не спрашивали.

Так в состав участников экскурсии попали самозванцы. После осмотра «Царского павильона» Витебского вокзала ко мне подошёл мужчина, который уже замаскировался под участника экскурсии, и начал спрашивать: из чего она состоит, куда мы едем. Я спокойно рассказал, но затем он задал вопрос, который выдал в нём диверсанта: он поинтересовался, на чём мы едем. После ответа «на паровозе» мужчина переспросил и попросил пояснить, что именно это значит. Когда мы уже садились в ретро-поезд, на вопрос сотрудницы «РЖД Тур» о том, является ли он участником экскурсии, диверсант уверенно сказал «да» и окончательно влился в состав туристической группы.

«Элвис покинул здание»

Даже если вам совсем не интересно, с чего начинался один из самых популярных видов транспорта нашего времени, паровозный тур может приятно удивить хотя бы уровнем своей организации. Лично у меня опыт взаимодействия с РЖД почти всегда негативный: то у компании не работает сайт, когда мне нужно оформить билеты, то я переплачиваю, поведясь на «фирменный» поезд, а внутри окажется неудобное купе.

Поэтому и в этот раз я ехал с ожиданиями каких-то ошибок, недочётов или негатива от сотрудников. Но больше всего я ожидал, что паровоз окажется ненастоящим, и в итоге мы поедем на обычном поезде, который только задекорирован под старину. К счастью, все мои опасения были напрасны: мероприятие прошло по расписанию с точностью до минут, а сотрудники были вежливы, добры и позитивны в отношении всех туристов.

Хорошее отношение персонала можно было бы списать на то, что эта экскурсия проводится впервые, но оказалось, что подобные мероприятия проходят с завидной регулярностью. Прокатиться на паровозе можно примерно раз в три недели: следующая экскурсия назначена на 26 марта.

По-видимому, активно рекламировать экскурсии на паровозах в интернете компания начала только недавно: несколько человек из группы, включая меня, узнали о подобной возможности через объявления в социальных сетях. Так как я отправлялся на мероприятие по заданию редакции, для меня оно было бесплатным, но на самом деле на взрослого человека билет 2 тысячи рублей. Впрочем, если появится возможность ещё раз отправиться в подобное путешествие уже платно - я с радостью поучаствую.

Похожие публикации