Настоящая красота вьетнама в провинции даклак. Где во Вьетнаме покататься на слонах? В Буон Дон – за уникальными впечатлениями и мужским зельем

Отсюда до границы с Камбоджей всего несколько часов пешего хода. Утоптанная слонами дорога делает резкий поворот - чтобы не покидать вьетнамской территории. Роскошные заросли бамбука, типичного для этих мест растения, поражают разнообразием. Здесь и желтый цвет всех оттенков, и нежная зелень только что проклюнувшихся ростков, и коричневая теплота толстенных стволов - некоторые из них достигают высоты четырехэтажного дома. Двигаться по тропе трудно - все вокруг заросло густым кустарником; его жесткие, похожие на железные когти колючки нещадно царапаются - наши руки долго еще потом болели от этих ран.

Переходим еще одну из речушек - в этот период они довольно мелкие - и видим маленькое кладбище. По краям его расставлены молчаливые стражи - деревянные скульптуры в виде стилизованных фигурок животных, в частности, слона. Сверкающе-белый череп буйвола, который призван отгонять злых духов, как, впрочем, и другие символы, говорит о том, что место святое. А несколько больших, вкопанных в землю амфор, содержащих приношения для богов, указывают на то, что где-то поблизости живут люди - в некоторых сосудах мы видим свежие фрукты. Так оно и есть: еще десять минут пути, и весь наш караван, слоны и люди, входит в маленькую, построенную на сваях деревню - к большому удивлению ее обитателей.

Зярай - одно из 54 живущих во Вьетнаме меньшинств. Много веков они сохраняют в нетронутом виде свой первозданный образ жизни. Им это удается благодаря тому, что обитают они в труднодоступных местах вьетнамских джунглей, и все неоднократные попытки "вьетнамизировать" эти племена, которые предпринимали власти, окончились неудачей. Мужчины зярай низкого роста, их кожа своим цветом напоминает амбру. Вся одежда состоит из набедренной повязки. Женщины ходят с обнаженным торсом. Как только наша экспедиция вступила на территорию деревни, местные жители с любопытством окружили необычных гостей - только дети держались поодаль, боясь подходить к людям невиданной расы. Это понятно: маршрут нашей экспедиции на слонах пролегает по запрещенной для иностранцев зоне. Зярай не говорят по-вьетнамски, и поэтому нам необходим переводчик - с местного на вьетнамский. Мы привезли его из Плейку. Он быстро говорит о чем-то с пожилым человеком, кажется, старостой деревни.

Потом другой переводчик - с вьетнамского на русский - Вао - говорит нам: в деревне нам рады. И подтверждает то, что мы уже прочли по глазам окруживших нас жителей: мы первые белые люди, ступившие на территорию, где они живут.

Понемногу узнаем, что эта маленькая народность, обосновавшаяся здесь две тысячи лет назад, всегда отказывалась участвовать в военных конфликтах. Да, они снабжали вьет-конговцев продуктами, но только потому, что те силой заставили их. А вообще у них хорошие контакты с другими племенами, которые населяют равнину за пределами джунглей. Зярай предлагают им табак, лекарственные растения, меди другие продукты леса, а сами получают в обмен металлические изделия, сельскохозяйственные орудия.

Глава деревни приглашает нас в свою скромную бамбуковую хижину. Внутри темно, попахивает дымом, но глаза скоро привыкают. В углу - сложенный из камней очаг и все необходимое, чтобы готовить пищу, довольно большой набор ножей самых разных размеров, орудия для охоты и рядом с очагом - циновки для отдыха. Внутри хижины - приятная прохлада. Мы приехали сюда зимой, но если по ночам температура довольно низкая, то днем она сменяется нестерпимой жарой.

Хозяин дома подвигает к нам сосуд, наполненный "жиу ге" - алкогольным напитком из перебродившего риса. Пьем по очереди, пользуясь одной-единственной рисовой соломинкой. По традиции, этим напитком угощают во время ежегодных празднеств и других торжеств или когда появляется совсем незнакомый гость. Тем временем одна из женщин готовит рис, который затем подают вместе с кусками курицы и соусом "ныуок-мам" - его варят из рыбы и овощей. Переводчик передает нам слова хозяина, который очень огорчен тем, что не может угостить нас змеиным мясом, лягушачьими лапками и обезьяньими мозгами - любимыми лакомствами зярай.

Альберто, самый молодой член нашей экспедиции, вообще-то не пьет, но вот "жиу ге" время от времени потягивает. И правильно делает: этот напиток значительно менее опасен для здоровья, чем, например, речная вода. Так же и Игорь, сначала не очень-то благосклонно относившийся к этому продукту перегонки риса, теперь его пьет с удовольствием.

Сосуд с соломинкой уже сделал несколько кругов, и хозяйка дома становится очень веселой. В какой-то момент в приступе громкого смеха она демонстрирует всем свои сточенные почти до основания передние зубы, пеньки которых выкрашены черным. Зрелище поистине ужасное. Невозможно угадать, сколько лет этой женщине. И когда она говорит о своем возрасте, о том, что вышла замуж, когда там, в долине, еще падали с неба бомбы, - в это трудно поверить.

Улыбаюсь, чтобы скрыть свои чувства, и пытаюсь сделать несколько снимков... Узнаю, что традиция протыкать мочки ушей и вставлять в отверстия бамбуковые палочки, а также стачивать и выкрашивать в черный цвет зубы - все это часть ритуала, означающего вступление во взрослую жизнь.

Наша Суан, девушка редкой грации и красоты, которая учится на третьем курсе Ханойского университета, качает головой и уже во второй раз выражает на своем ломаном русском языке удивление - до сих пор она просто не могла представить, что в ее стране существует такая жизнь. Время от времени она с любопытством спрашивает о чем-то хозяина, но каждый раз вместо ответа получает лишь улыбку и покачивание головой - он явно не понимает, о чем ему говорят.

Я никогда не мог представить, что во Вьетнаме на пороге 2000 года мне доведется встретиться с представителями первобытных племен, жизнь которых отмечена самой крайней простотой. Здешние охотники пользуются теми же арбалетами и отравленными стрелами, а рыболовы такими же сетями и ловушками, которыми пользовались и их предки. Лес удовлетворяет все их нужды, разве что за редкими исключениями. Они получают здесь все - от материала для строительства жилищ до дичи и фруктов. Например, из коры некоторых растений выделывают нечто вроде циновок, которые и подкладывают под корзины, укрепляемые на спинах слонов. Та же кора дает нити, из которых ткут грубые ткани.

Следующий день подарил нам уникальное зрелище: мы были свидетелями жестокого ритуала. Среди многих племен этого региона распространено разведение буйволов - но не столько для работы и не ради мяса, а для жертвоприношений. Буйвол считается самым дорогим даром.

С первыми лучами утренней зари в воздухе разливается ощущение чего-то торжественного. День солнечный, небо цвета темной лазури. Церемония начинается где-то около полудня. Посреди деревни вкопаны в землю несколько толстых бамбуковых стволов, крепко связанных между собой. Сверху каждый ствол богато украшен. К стволам привязывают буйвола - мощное животное с огромными рогами, весящее не менее трех тонн. Призывные крики, дробь барабанов, удары священного гонга, рев животного - все это смешалось в один дикий, невообразимый вихрь звуков. Обезумевший от страха буйвол яростно мечется, пытаясь освободиться. Музыка и крики постепенно утихают, буйвол стоит как вкопанный, раздувая ноздри, - он чувствует приближающуюся смерть. Двое мужчин, держа в руках остро заточенные ножи с непомерно длинными рукоятками, подкрадываются к животному и двумя точно рассчитанными движениями мгновенно перерезают ему сухожилия передних ног. Испустив ужасный крик, буйвол падает на колени, и тут на него обрушивается град стрел - стрелки тщательно целятся, чтобы не попасть в жизненно важные места. Всеобщая экзальтация, крики - и несчастная жертва умирает в страшных мучениях. Для жителей деревни это великий день, для нас же - просто ужасный, вызывающий содрогание спектакль. Зярай считают, что чем больше страдает приносимый в жертву буйвол, тем лучше: тем дальше уйдут от деревни злые духи, причина всех несчастий. Праздник заканчивается обильным угощением - и все это происходит в двух шагах от залитой кровью площадки.

Жизнь зярай делится как бы на два этапа. Десять месяцев они работают на рисовых полях, возделывают сладкий картофель, маис, другие зерновые культуры, маниоку, табак, а два месяца занимаются строительством и починкой своих хижин, изготавливают глиняную посуду, плетут корзины и, повалив большое дерево, долбят каноэ. А также празднуют свадьбы. Время от времени мужчины ходят на охоту и, как правило, приносят оленя либо антилопу.

Спрашиваю, есть ли здесь тигры, - я слышал о них, когда много месяцев назад путешествовал по Камбодже и забрел в места, расположенные недалеко отсюда. Мне говорят, что несколько лет назад в деревне, отстоящей отсюда на расстоянии дня пути, один тигр убил девочку. Она собирала дрова и отошла совсем недалеко от дома. "Но мы решили, что не будем на него охотиться", - говорит мне мужчина, спина которого обильно украшена татуировкой, в основном геометрическими рисунками.

Назавтра мы оставляем этот необыкновенный оазис, открывший перед нами совсем иной мир. Наши послушные слоны идут вперед, и кажется, что они продвигаются очень медленно, но когда Игорь соскакивает на землю, чтобы сделать несколько снимков, ему приходится потом бегом догонять нас. Огромные корзины, в которых мы сидим, не очень-то удобны для длительных переездов, и я с сожалением вспоминаю верблюжьи седла - по сравнению с этими корзинами они кажутся просто пуховыми подушками.

Приходит вечер, появляется полная луна - здесь она кажется просто огромной. Мы отдыхаем у огня, растянувшись в гамаках, подвешенных к стволам бамбука. С каждым днем усталость накапливается все больше, но мы тем не менее продолжаем наше путешествие, которое приносит нам все новые впечатления. Мы изолированы от всего мира, нас окружают опасности, мы вынуждены преодолевать массу трудностей. Мириады насекомых, ядовитые змеи, комары - и малярийные тоже, труднопереносимый климат... Ну и что же!

"Все это - ничто по сравнению с блеском великолепной природы, такой потрясающей, такой многообразной - именно здесь человек чувствует, как он мал и слаб", - записал я в своем дневнике.

Под стрекотание сверчков Куанг, чиновник из Ханоя, который путешествует с нами, рассказывает, что джунгли Вьетнама были театром кровавых битв. 27 лет назад, еще мальчиком, он участвовал в атаке на американскую базу в Плейку, что в двух днях пешего перехода от того места, где мы находимся. Куанг пришел по "тропе Хошимина", которая тянулась вдоль границы по территории Лаоса и Камбоджи. В том сражении у Плейку погибли 8 американских солдат и по крайней мере 200 вьетнамцев. В тот же день Пентагон осуществил ответные атаки на объекты Северного Вьетнама. Это было началом вовлечения США в войну, которая продолжалась десять лет.

"Из тех, кто сражался вместе со мной в те дни, - рассказывает Куанг, - вернулись домой только по одному из каждой пятерки".

Наше путешествие заканчивается в Шузе - селении, расположенном на самом краю цивилизации, у дороги номер 14, что ведет от Плейку в Далат - курорт, основанный французами. Мы пережили незабываемые дни, совершив путешествие, похожее на великие экспедиции прошлого. С грустью расстаемся с нашими друзьями-слонами - незаменимыми товарищами в этом путешествии, терпеливыми, упрямыми и забавными гигантами.

Яцек Палкевич, итальянский путешественник. Перевела с итальянского Людмила Филатова

Туристы непременно желают включить это развлечение в программу путешествия по Вьетнаму.
Чтобы получить удовольствие, а не разочарование, важно сразу же определиться – чего именно вы ожидаете от такой прогулки.

Максимум комфорта, минимум экстрима

Если вы желаете сделать эффектное селфи, не покидая зону комфорта, лучше отправиться в Далат. В парке Пренн существует отлаженный аттракцион – отличный вариант для первого близкого знакомства со слонами. Прирученные животные очень миролюбивы, охотно принимают угощения.
Опытные погонщики ведут слонов по определенному маршруту, который проходит в живописных окрестностях парка. Наездники могут полюбоваться местными пейзажами и получить легкую дозу адреналина – на отдельных этапах маршрута со сложным рельефом.

По джунглям и водам

Если душа просит настоящего экстрима, поезжайте в Даклак. В джунглях и парках этой вьетнамской провинции обитают стада диких слонов. Они немногочисленны, и увидеть их туристам удается разве что в сезон дождей – май - октябрь. В этот период дикие животные выходят к местам водопоя, за ними можно понаблюдать.
Местные жители отлавливают и приручают четвероногих гигантов. Слоны становятся помощниками по хозяйству и приносят неплохой доход в туристическом бизнесе.
Прогулки на слонах в провинции Даклак включают путешествие по суше и воде. Сухопутная тропа заканчивается на берегах озера Лак или горной реки Серепок.
Далее следуют «водные процедуры». Под управлением погонщика слон вплавь перемещает своих седоков через водоем. Получается – катание с купанием. Воды вьетнамских озер и рек исключительной прозрачностью не отличаются, что добавляет экстрима.
Можно заказать верховую прогулку в джунгли на целый день. Местные проводники предложат маршруты для любителей острых ощущений – по пересеченной местности, с посещением колоритных вьетнамских поселков и экзотической рыбалкой.

В Буон Дон – за уникальными впечатлениями и мужским зельем

В Даклак едут, чтобы посмотреть на уникальное шоу – фестиваль слонов, который проводится в слоновьей деревне Буон Дон в третьем лунном месяце, раз в два года. Животные на радость зрителям участвуют в различных соревнованиях – плавают, «бегут» на скорость, играют в футбол, перетягивают грузы, бросают бревна. Команды четвероногих участников представляют близлежащие деревни.
Прокатиться на слоне во Вьетнаме можно не только в раскрученных туристических районах. В деревнях провинций Контум, Дак Нонг, Лайтяу, Дьен Бьен, Бинь Туан приезжим предоставят такую услугу по сходной цене. Некоторые семейства содержат слоновьи мини-фермы.
Самая знаменитая деревня слонов – Буон Дон. Здесь можно не только увидеть уникальное шоу, но и познакомиться с жизнью легендарного охотника Ама Конга.
Отважный и ловкий «король слонов» поймал и воспитал 360 диких животных. В последний раз выходил на охоту в 86 лет и привел в деревню 7 плененных гигантов. Примерно в этом же возрасте Ама Конг женился в пятый раз на местной юной красавице 25 лет.
Секрет мужской силы и долголетия Конга (а прожил он 102 года) – в чудодейственном зелье, которое изобрел сам охотник. Жители Буон Дон уверяют, что знают рецепт и предлагают волшебный эликсир туристам.

Поездка в Даклак, вторая экскурсия от Leto, которую мы взяли, была самая людная: аж целых 13 человек набралось. При этом все как один были ненапряжными в общении, потому общая атмосфера поездки была спокойной. Экскурсоводом в этот раз Денис – молодой парень с хорошо подвешенным языком, но несколько слабовато владеющий фактурой. К примеру, ещё по дороге туда я поинтересовался высотой озера Лак над морем. Денис ответил, что около 50 метров. Я сильно удивился, что при таком малой высоте удалённая от моря местность почти со всех сторон окружена горами. В реальности высота оказалась 415 метров. Но в целом подобные огрехи никак не умаляли общей прелести поездки.


Хотя, если под словом поездка подразумевать именно дорогу, то её-то никак прелестной не назовёшь. Во-первых, заявленный комфортабельный микроавтобус никак таковым не назовёшь: даже в чартере места для ног было много больше. За несколько часов, пока колени упирались во впереди стоящий ряд, ноги сильно затекали. Как объяснил Денис, все микроавтобусы во Вьетнаме такие, так как рассчитаны на низкорослых азиатов. Во-вторых, по дороге и туда, и обратно оказался незаявленный в программе 800-метровый перевал с кучей серпантинов на подходах. А манера вождения вьетнамских водителей очень своеобразна: при вхождении в поворот они ускоряются. Как следствие, примерно половину туристов укачало. Было бы не лишним предупреждать о подобном заранее, чтобы можно было подготовиться, выпив таблетку от укачивания (т.к. во время переездов в районе Хюэ и пещер подобных проблем не было, нам и в голову не пришло, что они могут понадобиться позднее).

Карта нашего пути в Даклак 3 апреля. Красные кружки – Нячанг и озеро Лак. Красная линия – наш путь на микроавтобусе.

Карта наших катаний 3 апреля. Красный кружок – наша гостиница Van Long. Красная линия – наш путь на микроавтобусе. Зелёная линия – наш путь на слоне. Синяя линия – наш путь на лодке.

Но хватит о грустном! К полудню мы приехали в деревушку, расположенную на берегу озера и заселились в чуть ли не единственный там отель. Прямо под наши окном стоял слон, а за ним открывался вид на мутные воды озера Лак. Приятным сюрпризом было то, что нам с Катей достался лучший номер с панорамными окном, за который обычно требуют доплатить 10 долларов. Мы ещё посмеялись, что это – компенсация за вчерашний визит Константина с подозрениями в работе шпионами. Зря смеялись! По возвращении в Нячанг директор Leto связался с нами и сказал, что этот номер был подарком от него, чтобы «загладить неудобства, доставленные своим визитом».

Лестница на второй этаж, по которой мы поднимались, вместо перил была окружена аутентичными лестницами мнонгов – местного народа, о котором я подробнее расскажу в следующей части. Левая из них с изображением черепахи предназначена для мужчин, правая, с женской грудью,– соответственно для женщин. Если подняться по аутентичной лестнице было несложно, то спуск вызывал некоторые опасения, потому мы всё-таки пользовались более стандартным вариантом.

Пообедав, мы приступили к процедуре кормления слонов бананами и сахарным тростником, во время которой можно было погладить самое крупное сухопутное животное современности. Забавно, что слоны часто кусок тростника клали за бивень, доедая его позже.

Слон ест сахарный тростник.

Затем нашу группу поделили напополам: одна часть пошла кататься на лодках, мы же отправились на слонов; позже мы поменялись местами. Посадка на слона производится со специального помоста высотой около двух метров. На шее размещается погонщик, а на лавке, что на спине – 2 пассажира.

Процесс движения слона с пассажирского места.

Сначала мы проехали с полкилометра по асфальтовой дороге, затем слон сошёл с неё и, перемешивая прибрежную грязь, вступил в воды озера Лак.

Наш слон так всю дорогу и шёл по дну, но более мелкий сильнее удалился от берега и поплыл со своими наездниками. На озере я на время поменялся с погонщиком местами. На слоновьей шее ехать мне понравилось много больше: тебя и не болтает со стороны в сторону, но главное, что ты ощущаешь, как под тобой ходят гигантские мышцы. А сам слон на ощупь приятно тёплый и шершавый. Детская мечта прокатиться на этой животине сбылась! Но было грустно осознавать, что диких слонов во Вьетнаме почти не осталось, в неволе они не размножаются и через несколько десятилетий подобной возможности уже не будет.

После катания на слонах, мы пошли на лодки. Никогда до этого не приходилось кататься на долблёнке. Ну и качает же такие лодки! Любое движение сразу вызывает болтанку. Интересно, что у берега лодочники использовали шесты, а уже на глубине стали использовать вёсла – по одному на лодку.

Холм с бывшей загородной резиденцией императора.

Накатавшись, мы отправились в деревню мнонгов, о чём расскажу в следующей части, равно как и о этническом шоу. Снимки озера и слонов не хотелось же размазывать по постам.

После посещения деревни у нас оставалось время до ужина, и мы сверх программы заехали по завивающейся спиралью дороге на расположенный неподалёку холм, где когда-то император выстроил свою загородную резиденцию. Сейчас же заброшенное в течение долгого времени здание отреставрировали, и частично используют под гостиницу (номеров в ней немного, а рейтинг на Букинге всего 6,6), а частично как музей.

На второй день с утра всё затянуло дымом, и я решил, что где-то сильный пожар. Но уже через пару часов дым рассеялся, а Денис пояснил, что причина дыма в утреннем сжигании мусорной травы по окрестным поселениям. Кстати, это утро было самым холодным временем за всю поездку – я откровенно замёрз в куртке, даже прогуливаясь быстрым шагом. Но уже через пару часов после восхода быстро потеплело.

Связки бананов у гостиничного ресторана. Можно и слонов кормить и самому пожевать.

Ещё вечером предыдущего дня мы купили в магазинчике за отелем свежий чёрный перец горошком. Да уж: у нас такой нигде не найти. Раньше я и не знал, что значительная часть перца, продаваемого у нас – подделка. За горошковый перец часто выдают сушёные зёрна папайи, сдобренные кайенским перцем, а уж под видом молотого вообще всё что угодно может быть. Каким-никаким тестом на то, настоящий перец или нет, является вода: настоящий перец тонет, а ягоды папайи и разный мусор – плавает, как и должно быть со всякой подобной субстанцией. Кстати, Вьетнам производит 45% чёрного перца от общемировой величины.

А утром второго дня у нас была дегустация кофе и какао. Кофе был в двух вариантах: арабика и слоновий. Слоновий кофе – это аналог лювака, только вместо куницы зёрна пропускают через пищеварительный тракт слона, где они теряют горечь, проходят ферментизацию, после чего их собирают, моют и продают. В отличие от Нячанга, где множество подделок, и кофе часто активно сдабривают ароматизаторами и поливают маслом, чтобы зёрна блестели, здесь товар был настоящим. Арабика, конечно, была сильно дешевле: 250 тысяч донгов за килограмм против 1 миллиона за слоновий кофе (625 и 2500 рублей соответственно). Но уже в том же Ханое цена слоновьего кофе будет доходить до 250 долларов (15000 рублей) за килограмм. Кстати, Вьетнам то ли ещё находится на втором месте по экспорту кофе, то ли, обогнав Бразилию, вышел на первое.

Для большинства людей со слонами ассоциируются Таиланд, Индия и Шри-Ланка. Но во Вьетнаме также можно увидеть слонов и покататься на них. Здесь даже есть деревня, которая знаменита именно прогулками на слонах. Итак, в этой статье мы расскажем вам о том, где во Вьетнаме покататься на слонах.

Где во Вьетнаме покататься на слонах?

Слонов во Вьетнаме осталось не так уже много. Если раньше дикие слоны жили на довольно большой территории, то сейчас они обитают лишь в нескольких отдаленных провинциях. Ученые предсказывают, что к 2021 году они могут окончательно исчезнуть.

Сейчас прирученных животных можно встретить в нескольких вьетнамских провинциях. Покататься на слонах во Вьетнаме можно, например, отправившись на экскурсию в Далат . Здесь в парке работают погонщики и все желающие могут покататься на огромных животных, усевшись на деревянную конструкцию, привязанную к спине слонов.

Слона, а точнее слониху можно увидеть и в популярном городе Нячанге. Правда для этого вам нужно будет отправиться на один из близлежащих к материку остров. Слониха Лена - это прямо-таки местная знаменитость. От нее приходят в восторг и дети взрослые. Слониха катает людей на своем хоботе!

И наконец, самое популярное место, где во Вьетнаме можно покататься на слонах - это провинция Даклак. Здесь есть деревня, в которой живет около двадцати прирученных слонов. Именно сюда стремятся попасть все туристы. Интересно то, что в период полноводья озера Лак здесь можно не просто покататься на слонах по суше, но и проплыть на животных по воде. Слоны величественно и неторопливо шагают по деревне, затем переплывают озеро и возвращают обратно. Кроме того, туристов привлекают местные жители провинции Даклак - мнонги. Они строят лодки из цельных стволов дерева и вытянутые в длину дома, пьют рисовое вино при помощи специальных трубочек, играют на гонгах, а женщины-мнонги носят своих детей в самодельных слингах.

Как видите, решая где покататься во Вьетнаме на слонах, наиболее привлекательным местом является провинция Даклак, но здесь есть один минус - удаленность провинции от основных курортных зон. Поэтому, если вы не хотите ехать так далеко - отправляйтесь в Далат или на острова близ Нячанга .

Слоны во Вьетнаме: символика и использование в искусстве и ремесле

Слоны всегда считались символом мудрости, достоинства и благоразумия. Люди восхищались их непобедимой мощью и создавали искусно выполненные статуэтки в виде слонов и использовали фигурки этих животных при изготовлении украшений. У некоторых буддийских и индуистских храмов встречаются скульптуры слонов. И сейчас во Вьетнаме можно купить на память фигурки слонов. Считается, что слон, хобот которого полнят вверх, приносит хозяевам дома удачу. Главное поставить его «лицом» к окну, чтобы он притянул ее с улицы. А вот слонов с опущенным хоботом покупают женщины, которые мечтают завести потомство. Вьетнамцы верят, что такая фигурка слона обязательно поможет завести детей. В торговых лавках вы также можете встретить красивые браслеты и кольца из различных материалов, которые украшены фигурками слонов. А вот изделия из слоновьих бивней покупать мы не рекомендуем. Ведь за редким и дорогостоящим материалом охотятся браконьеры, уничтожая и без того малочисленную популяцию слонов.

Слоны, слоны… Во вьетнамской провинции Даклак они повсюду! В деревнях прирученные животные помогают по хозяйству и зарабатывают живые деньги, катая туристов. В национальных парках, коих в Даклаке несколько, слоны пока живут вольно. Пока… Пока их не поймали охотники. Такие, как самый знаменитый "король слонов" - Ама Конг (Ama Kong) из маленькой деревушки в районе Buon Don . Умер Ама полгода назад в 102 года. Имел четырех жен, которые родили ему 21-го ребенка. А на охоту в последний раз ходил в 86 лет , тогда же и вернулся домой, поймав для приручения аж 7 слонов!

Ехать или не ехать в знаменитый Buon Don? Или лучше поехать смотреть на водопады Dry Sap? У нас было не так много времени в Даклаке, ведь программа нашего путешествия с юга на север Вьетнама очень насыщенная. Мы до последнего колебались, что же выбрать и… выбрали легенду о слоновьем охотнике. Это была личность, овеянная кучей сплетен, небылиц и преданий. Поехали на родину Ама Конга с нами!

Рано утречком мы взяли байк и покатили на север провинции Даклак в регион Buon Don.

До первой туристической деревни со слонами - километров сорок. Дорога хорошая, домчали быстро. Встречай нас, Ban Don!

Первая деревушка - исключительно туристическая. Напоминает музей под открытым небом Пирогово в Киеве. Привезенные из разных уголков провинции деревенские длинные дома мнонгов.

Внутри историческая начинка. Длинные лодки-долбленки, посуда, ткацкие станки. В общем, чтобы представить себе как живут мнонги - экспонатов достаточно. Хотя, конечно, приятнее наблюдать все это вживую на озере Лак. Помните мой ?

Здесь показывают небольшое шоу мнонгов. Ритуальные песни-пляски. Красиво, симпатично и абсолютно бесплатно. Вернее за символические 30 тысяч донгов (полтора доллара) за входной билет в комплекс Ban Don.

Здесь же можно прокатиться на слоне. Конечно, если вы читаете мой блог давно, то слонами вас не удивишь… Но у Саши с Ариной был особый экстремальный трек через горную реку Serepok.


Покатались, побродили по деревне. Будете там, обязательно пройдитесь по подвесным мостикам . Они довольно крепкие, хотя в некоторых местах все же проваливаются доски.

Здесь мы наконец-то смогли отведать традиционной еды мнонгов. Это курица гриль с солью, чили и лемонграссом. Довольно посредственная еда, так как курица была домашней, небольшого размера, а ее мясо довольно жестким. Зато гарнир был потрясающим. Рис, запеченный в бамбуке! Это не только здорово выглядит, но еще и вкусно. Такой рис называется Com Lam, будете в Даклаке, обязательно попробуйте.

В Ban Don нам еще предлагали покататься по реке на каноэ и даже искупаться на каком-то дальнем пляже (стоит 200 тысяч донгов - 10 долларов), но мы решили ехать дальше и все-таки найти настоящую слоновью деревню, где живут реальные люди, а не декорации для туристов.

Поехали по дороге, ориентируясь по карте. Через пару километров наткнулись на национальный парк Yokdon . Заехали разведать интересности.

Оказалось, что на сафари в парк нужно ехать как раз в "несезон", т.е. когда во Вьетнаме дожди - с мая по октябрь. Тогда дикие животные выходят из джунглей на водопои и за ними легко наблюдать. Если кто интересуется нацпарками, то вот что предлагают в Yokdon прямо на месте - прайс на туры.

Если от нацпарка поехать дальше, то примерно через пять километров и будет знаменитая слоновья деревня Buon Don. При въезде в деревню - кладбище слоновьих охотников . Довольно печальное зрелище - неухоженные могилы, мусор, забытье…

У гуру Ама Конга - здесь самый высокий и красивый барельеф. Надписи на вьетнамском и тайском языках. Почему тайский? Да потому, что королю слонов удалось в своей жизни поймать двух альбиносов . Одного он подарил королю Вьетнама, другого - королю Таиланда. Благодарные тайцы до сих пор помнят и чтят его.

Ну вот к чему этот матрац на фото? Кто-то ночевал возле могилки и забыл убрать? Оказывается, у мнонгов принято устраивать на могилах вещевые копилки, складировать все, что может пригодиться умершему в потустороннем мире. Ну должен же Ама Конг на чем-то спать! А еще ему там пригодятся слоновьи бивни. Зачем? У меня и не спрашивайте… Мы ведь тоже недалеко ушли от язычников мнонгов. Вот к чему все эти стаканы с водкой и конфетки на могилках наших родных? Кто будет все это пить и есть?

Но вернемся к королю. Повидаться с живым королем слонов можно было еще совсем недавно. Ама Конг умер в ноябре 2012 года. Ему было 102 года и всю жизнь он отличался не только храбростью (Ама поймал и приручил 360 слонов и это чистая правда!), но еще и мужской силой. У него было четыре жены и 21 ребенок! А в последний раз Ама Конг женился, когда ему было уже за 80! И замуж он взял вовсе не бабушку-ровесницу, а 25-летнюю красавицу из соседней деревни, в которую влюбился с первого взгляда.

Теперь в эту деревушку в Buon Don приезжают не только покататься на слонах, коих тут пару десятков, но еще и купить секретное зелье для мужской силы , которое изобрел сам Ама Конг. Нам это средство ни к чему, слонов уже тоже было в избытке, так что мы просто немного побродили по деревне.

Обычная деревушка, ничего примечательного. Длинные дома, такие же, как мы видели на озере Лак, только люди более застенчивы. При попытке сделать фото грозно махали руками . Ну достали их здесь туристы, что поделать… Вот она - цена славы великого предка.

Впрочем, туристов-то как раз было не особенно много. Так, какие-то вьетнамские военные на экскурсии и одно семейство. Если вьеты умудряются вшестером на одном мопеде ехать , то на огромного слона такой компанией забраться вообще запросто!

Деревня стоит на реке Serepok. Но вода в ней не очень чистая. Даже местная детвора предпочитает мирно вести разговоры в лодках, а не плескаться в воде.

Аринке слоны уже порядком поднадоели, да и время дневного сна уже давно подошло, так что пришлось ехать обратно.

Для тех, кто поедет в Buon Don, выложу карту этой деревеньки. Я думаю, что пару часов там провести будет интересно.

Дорога домой пролетела практически незаметно. Пару раз останавливались. Ну разве можно проехать мимо такого раритета во вьетнамской глубинке! И откуда у этого парня советский жигуль?

Веселое семейство. Глава семьи больше похож на русского деревенщину, чем на горного мнонга.

Итоги самостоятельной поездки в Даклак:

В общей сложности мы проехали основные достопримечательности провинции на байке за 3 дня . Это около 220 километров. Дороги в основном хорошие. Трафик терпимый, если не попадать в часы пик. Уже скоро все нужны я опубликую все нужные для самостоятельной поездки контакты, адреса и карты.

Финансы:

Я не буду считать первые три дня в Буонметхуоте, в которые мы приходили в себя после переезда из Далата и усердно работали (да-да, работу в нашем путешествии никто не отменял!). Эти дни мы могли провести где угодно и к полезным поездкам по достопримечательностям это не относится.

Так вот, самостоятельная двухдневная поездка на озеро Лак нам обошлась в 140 долларов . Это включая все расходы на аренду байка и бензин, еду, отель (750 тысяч донгов за сутки - 36 долларов), катание на слонах, лодке, услуги гида.

Скататься на байке на один день в Буон Дон - 35 долларов : аренда байка, бензин, обед, катание на слоне.

Итого - 3 дня за 175 долларов.

Если бы мы покупали поездку в самом недорогом агентстве в Буонметхуоте и ехали бы в организованный тур, то нам пришлось бы заплатить 200 долларов за 2 дня! В эту сумму включен только транспорт, обеды и гид. Все остальные расходы на гостиницу, завтраки и ужины, катание на слонах и лодках нам нужно было бы оплачивать отдельно, а это и есть главные траты. В общем, не буду утомлять подробностями, просто скажу, что хоть мы и потратили эти 175 долларов, нам удалось сэкономить примерно столько же.

В следующем посте - про крайне противоречивый Нячанг. Так сложно разобраться, что ты чувствуешь по отношению к этому городу и к людям, которые здесь живут! 10 дней в Нячанге: хорошо нам здесь или нет? Мое мнение меняется по несколько раз за день… Чамские башни и большой Будда, горячие минеральные источники и три ресторана: русский борщ, индийская массала и французский страус пармантье…

Похожие публикации