Городская усадьба а к разумовского. Городская усадьба разумовского

Городская усадьба князя Алексея Кирилловича Разумовского, расположенная на Гороховом поле, по нынешнему адресу улица Казакова, 18 была построена в период с 1799 по 1802 годы.

Проект деревянного дворца выполнил зодчий Адам Адамович Менелас, который в те годы работал под руководством петербургского архитектора Николая Александровича Львова, почему последнему также приписывают авторство. Подтверждением этому может служить и тот факт, что Львов в эти же годы проживал в московской усадьбе генерала Кретова ().

Фото. Окрестности дворца графа Разумовского на Гороховом поле (Казакова, №18)

Центральная часть дворца Разумовского была выполнена из дерева, а вот материалом для боковых флигелей в два этажа служил уже кирпич. В крыльях здания устроены арки-ворота, через которые осуществлялся въезд во двор.

Парадная часть спроектирована в виде полукруглой ниши, завершением которой является полукупол. Передняя часть украшена изящными колоннами, призванными оттенить глубину главного входа. Последний элемент – фронтон здания – выполнен в сдержанном неброском стиле и будто завершает композицию центрального подъезда.


В 1816 году Разумовский покидает пост министра просвещения, выходит в отставку и переезжает в Первопрестольную. В своем дворце на Гороховом поле в летние месяцы он устраивал знатные балы и праздничные гуляния в парке.

Со временем московская усадьба стала тяготить хозяина из-за высокого содержания. Накопив огромные долги, граф не однажды обращался с просьбой к Александру I выкупить владение за 850 тысяч тогдашних рублей, 800 из которых должны были покрыть имевшуюся задолженность. Император согласия так и не дал.

Так, в 1826 году, в дни коронации Николая I, во дворце разместился двор Марии Федоровны – вдовствующей императрицы. В 1827 году комнату в боковом флигеле снимал поэт Адам Мицкевич. В 1829 году здесь останавливался персидский принц Хозрев-Мирза, прибывший в Российскую империю с извинениями по поводу убийства дипломата Александра Сергеевича Грибоедова – автора «Горя от ума».

Петр Разумовский – наследник и старший сын графа – большую часть жизни провел за границей, где наделал немало долгов. В связи с этим прекрасный дворец с усадьбой продали за бесценок, и уже в 1828 году ее приобрел одесский купец М.Е. Юрков.

По-прошествии 5 лет бывший дворец Разумовского на Гороховом поле выкупил и разместил в здании приют для сирот из семей чиновников, ушедших в мир иной от холеры.

В последующие годы, на протяжении всего девятнадцатого столетия, во владениях поочередно располагались различные социальные и учебные заведения.

История дворцового комплекс и усадьбы Разумовского после революции

После прихода к власти большевиков, бывший дворец Разумовского и прилегающую территорию Горохового поля, конечно же, экспроприировали. В 1918 году, по личному распоряжению Владимира Ильича Ленина, открыли здесь Институт физической культуры, который оставался в этих стенах вплоть до середины 70-х годов прошлого столетия, хотя часть факультетов уже была переведена в новый комплекс на Сиреневом бульваре еще в 1968 году.

Далее помещения на Казакова, 18 отдали ВНИИФК, которое начало перестраивать внутреннее пространство под размещение лаборатории. Тогда же для руководства устроили баню-сауну, испарения от которой привели к обсыпанию фасадной штукатурки и разрушению стен.

К Олимпиаде 1980 года дворец Разумовского с усадебным комплексом на Гороховом поле включили в список объектов, требующих реставрации, но назвать начатые работы таковыми можно было с большой натяжкой – действо больше походило на перестройку. Начать начали, а вот завершить к событию не успели и дворцовый ансамбль на долгие годы оставили без внимания.

На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это красивое здание можно и не заметить, прогуливаясь по набережной на отдыхе в СПб, ведь оно стоит в глубине парадного двора с памятником К. Д. Ушинскому и скрыто за деревьями и монументальными каменными воротами с колоннами и полукруглым фронтоном.


Резиденция К. Г. Разумовского, последнего гетмана Войска Запорожского, возведена зодчими А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом в 1762-1766 годах. Ранее на этом месте находился деревянный особняк, созданный Ф. Б. Растрелли в 1739-м для графа Фридриха фон Лёвенвольде. После воцарения Елизаветы граф впал в немилость, его осудили и отправили в ссылку, а имущество конфисковали.



Дворец Разумовского получил традиционный для городской усадьбы вид здания, расположенного в глубине садового участка. От набережной дворец был отделен каменной оградой с большими воротами, а на получившемся пространстве был обустроен сад. Симметричный фасад дворца украшен шестью колоннами коринфского ордера и выступающим ризалитом по центру здания, которые увенчаны антаблементом и ступенчатым аттиком, окна обрамлены лепниной и фигурными наличниками, а свободное пространство декорировано барельефами.

Дворец К. Г. Разумовского - одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х гг. По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях.


Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре по проекту архитектора Д. Квадри. Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады ограды и ворот членятся ионическими колоннами. Над средней более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

Решетка со стооны Казанского собора.

Парадные ворота, сооружённые в 1760-х годах, были сохранены. Но их дополнили упомянутым выше изображением пеликана, т.к. Здесь был сиротский приют.

В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Фасад со стороны внутреннего сада выполнен в сходном стиле и украшен изящными барельефами и лепниной


В XVIII веке на территории усадьбы был разбит сад, протянувшийся до Казанской улицы, от которой его отделяет ажурная ограда работы А. Н. Воронихина.

Архитекторы и владельцы усадьбы.

Ф. Б. Растрелли построил деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. Рядом находилась усадьба его любовницы Н. Ф. Лопухиной, потому Левенвольде и выбрал этот участок.

Рейнгольд Густав Лёвенвольде.

фаворит Екатерины I, влиятельный придворный в правление Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, обер-гофмаршал (1730)

Н. Г. Чернецов. Вид дачи П. В. Лопухиной 1823 г.

Современный вид.

После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1743 году она подарила усадьбу своему бывшему фавориту А. Я. Шубину. Однако Шубин, как бывший фаворит, посчитал для себя небезопасным находиться в Санкт-Петербурге, потому уехал из столицы

В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано.


В газете "Санкт-Петербургские ведомости" находилось следующее объявление: "Графа К. Г. Разумовского деревянный дом на каменном фундаменте желающим разобрать, перевезти и поставить на Крестовском острову... явиться могут в домовой канцелярии". В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот

Хозяин дома устраивал для знати балы и маскарады на которые собралось до 2000 человек гостей, но в тоже время не обделял вниманием бедноту. По большим праздникам вокруг дворца собиралась толпа людей и их оделяли милостыней.

Александр Филиппович Кокоринов 1769 Портрет работы Д. Г. Левицкого

10 июля (29 июня - ст. ст.) 1726 года родился Александр Филиппович Кокоринов - выдающийся русский зодчий XVIII века, первый директор императорской Академии Художеств,

впоследствии - ректор Академии, директор и организатор воспитательного училища, талантливый педагог, заложивший традиции русского классицизма в архитектуре XIX века, автор современного здания Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

С 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву вместе с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1754 года жил в Санкт-Петербурге. С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств.

Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).

Скончался от «водяной болезни» неустановленного происхождения, исповедан в Симеоновской церкви и похоронен на Сампсониевском кладбище.

По другим данным — вследствие необоснованных обвинений в хищении финансовых средств, покончил жизнь самоубийством на чердаке здания Академии художеств и погребён на Смоленском кладбище.

Существует также легенда, ставшая частью современного петербургского фольклора, о том, что Кокоринов покончил с собой от переживаний в связи с выговором, который ему сделала Екатерина II, когда, посетив новооткрытую Академию Художеств, случайно запачкала своё платье, задев свежевыкрашенную стену.

Жена — Пульхерия Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова; на её сестре Наталье был женат архитектор И. Е. Старов.

Валлен-Деламот Жан-Батист Мишель (1729-1800) - французский архитектор.

В 1759 году по приглашению графа И. И. Шувалова прибыл в Россию и стал первым профессором зодчества петербургской Академии трех знатнейших художеств. Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, так называемый стиль Людовика XVI, ставший эмблемой первых лет царствования Екатерины II.

Помимо здания Академии художеств (Университетская наб.,17), выстроенного в совместно с Кокориновым, к его творениям принадлежат также Гостиный Двор (Невский пр., 35), дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32),

дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32), дворец графа К. Г. Разумовского (наб. р. Мойки, 48, совместно с Кокориновым), проект фасадов Новой Голландии и ее арки (совместно с Чевакинским). Много работал в Зимнем дворце (Дворцовая наб., 34). Среди учеников Валлен-Деламота были русские архитекторы В. И. Баженов, И. Е. Старов. В 1775 году архитектор вернулся во Францию.

История дворца

В 1781 году Разумовский продал свой дворец польскому графу К. П. Браницкому и уехал из Санкт-Петербурга. Граф Браницкий прожил здесь до 1798 года, после чего уехал из России. Дворец Разумовского был продан в казну за 450 000 рублей. Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года.

Альбом. Изд. фот. К. Буллы

После того, как граф Разумовский покидает Санкт-Петербург, в 1798 году дворец был выкуплен в казну и на его территории открыли Воспитательный Дом, куда стали брать на попечение безродных младенцев, подкидышей и детей-инвалидов до достижения ими 9-летнего возраста.


Фасад со стороны сада.

За домом был посажен прекрасный сад, в котором росли яблони, липы, а также декоративные растения. Кстати, часть сада сохранилась и до наших времен.

Двор-курдонер со стороны Мойки был засажен деревьями и кустарниками в 1862 году. В 1865 году садовый мастер И. Альвардт и архитектор Г. Х. Штегеман реконструировали сад, примыкающий к Воронихинской ограде .

Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года. Покровительствовала ему жена императора Мария Фёдоровна, первым руководителем стал И. И. Бецкой.

Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов. На фасадах зданий и на арке у входа можно видеть скульптурное изображение пеликана. Это символ, отражающий предназначение находящегося здесь учреждения. В 1797 году Воспитательному дому был передано соседнее здание - дом №50 на набережной Мойки. В 1798 году для Воспитательного дома помещения дворца Разумовского были перепланированы.

В Воспитательный дом принимали детей-подкидышей в возрасте до 10 месяцев. В год сюда поступало сирот до 8 000 душ, кормилиц нанимали свыше 9 000 человек. По достижении девяти месяцев, ребёнок отдавался в добропорядочную семью, на чьём доме помещалась табличка "П.В.Д".


За воспитанием ребёнка продолжали следить вплоть до вступления его в брак, или до того, как он сам станет родителем. Деньги на организацию такой работы брали из доходов от продажи игральных карт. Также императором Павлом I был издан указ, по которому в фонд Воспитательного дома поступало 10% от доходов императорских театров.


Приемный зал Императорского воспитательного дома. Прием прошений от женщин, желающих отдать детей. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Воспитательницы Воспитательного дома с детьми младшего возраста. 1913.

Воспитательный дом. Занятия в школе нянь. 1913. Фотоателье К.К. Буллы.


Позже учреждение было преобразовано в Николаевский женский сиротский институт, а с 1903 года — в Императорский Женский педагогический институт. Такая направленность дворца сохранилась и поныне — сегодня в нем размещается педагогический университет имени А. И. Герцена.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского сиротского института

Год постройки: Между 1829 и 1834

Домовая церковь усадьбы графа К.Г. Разумовского

Проект здания храма разработал в 1829 г. арх. Д. Кварди. После его смерти в 1832 г. строительство возглавил П. С. Плавов, который изменил первоначальный проект и разработал отделку двусветного зала. Работы закончены в начале 1834г. В феврале 1834 г. храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.


Внутри красивую церковь украшали мощные композитные колонны и пилястры белого искусственного мрамора, сделанного известным мастером Г. Т. Трубниковым. С мрамором хорошо сочеталась золоченая бронза, из которой были изготовлены изящные подсвечники и богатое паникадило. Образцом ампирной вышивки являлась великолепная плащаница. В храме хранилось парадное платье Императрицы Марии Феодоровны, много содействовавшей призрению сирот в стране. Переделка в 1887 арх. Н. Н. Ковригиным интерьеров, похоже, не коснулась церковных помещений.

Трехэтажное отдельностоящее здание церкви соединялось с главным корпусом переходом. Зал украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера, облицован искусственным мрамором.


Нынешний вид. Автор фотографии: Виктор Мудров Снято: 27 ноября 2011


Автор фотографии: Андрей Агафонов Снято: 1 апреля 1997

Церковь закрыта в 1918; ликвидирована в 1922; утварь взята в Музей отжившего культа и Музейный фонд; иконостас оставлен на месте. В 1937-1938 здание переделано под клуб нынешнего Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.


В 1839-1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50). В 1868 году перед ним был установлен памятник И. И. Бецкому работы А. Лаверецкого, копия работы датского скульптора Я. Замельгака.

Ива́н Ива́нович Бецко́й (3 февраля 1704, Стокгольм — 31 августа 1795, Санкт-Петербург) — видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии искусств (1763—1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

. В 1903 году на здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение - Императорский Женский педагогический институт.

В 1918 году институт переименовали в Первый Педагогический. Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922-1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена.

Внешний вид дворца почти полностью соответствует годам постройки, а вот внутренние помещения неоднократно переделывались под нужды часто менявшихся владельцев, поэтому оригинальная отделка интерьеров до наших дней не сохранилась.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 13.04.2015

Адрес : Ул.Казакова, д.18-20, стр.1, м."Курская"

Усадьба Разумовского - памятник архитектуры классицизма - была построена в 1799-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом, а затем в 1842 г. существенно перестроена и расширена архитектором А.Г.Григорьевым.
Это один из редких образцов московского деревянного классицистического зодчества, сохранившихся после пожара 1812 г. Усадьба графа Разумовского - это типичная богатая городская усадьба екатирининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и некогда великолепным и богатым усадебным дворцом.
Первоначально центральный корпус с большими угловыми выступами и полукруглыми галереями заканчивался отдельно стоящими флигелями (при позднейших перестройках эти части были соединены). Центральная часть дома отмечена глубокой нишей и парадным входом на втором этаже, к которому ведут две открытые лестницы между двумя ионическими портиками.
В комплекс усадьбы входят также два служебно-гостевых флигеля (1842 г., архитектор А.Г.Григорьев) и обширный парк площадью около 40 га, доходивший до р.Яузы.
В 1812 г. при пожарах во время захвата Москвы армией Наполеона усадьба не пострадала, поскольку была временной резиденцией маршала Мюрата и её тщательно охраняли.
А.К.Разумовский - известный государственный деятель, попечитель Московского университета, один из основателей Царскосельского лицея, министр народного просвещения с 1810 по 1816 г.
А.К.Разумовск прожил в своей московской резиденции два года после отставки с государственной службы.
После смерти графа в 1822 г. усадьба стала приходить в запустение. В 1826 г. в коронацию Николая I в нём останавливалась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна со своим двором.
В 1827 г. в одном из флигелей усадьбы жил польский поэт Адам Мицкевич.
В 1829 г. здесь поселили персидского принца Хозрев-Мирзу с посольством, приехавших извиняться за убийство Грибоедова.
В 1833 г. усадьбу выкупил Московский Опекунский совет для размещения «приюта для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры».
С тех пор в продолжение почти всего XIX в. в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения. В 1834 г. из приюта был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола, называвшийся в обиходе «Разумовским пансионом».
В 1842 г. комплекс усадьбы был расширен А.Г.Григорьевым. Тогда же открылось «малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот».
Позже, в 1867 г., там же обосновались фельдшерская школа на 300 питомцев Воспитательного дома и богадельня на 100 престарелых женщин.
В Александринское сиротское отделение, в просторечии называвшееся Разумовским пансионом, летом 1876 г. отдали А.И.Куприна, пробывшего там до 1880 г., когда он поступил во 2-й кадетский корпус. С пансионом связан его первый литературный стихотворный опыт.
Несмотря на многочисленных хозяев, революцию дворец и парк встретили во вполне сносном состоянии. Но с приходом советской власти начались злоключения усадьбы, пережившей даже захват Москвы Наполеоном. Во времена СССР здесь разместился институт физкультуры и его общежития, в результате чего с территории парка изчезли пруды, засыпанные под спортплощадки. В 1970-х г. во дворце поселился НИИ физической культуры, общежитий и шумных студентов не стало, зато в центральной части была сооружена сауна.

Бывший завод «АРМА» Завод «Общества освещения Москвы текучим газом» основан в 1865 г. английскими предпринимателями по заказу Московской Городской Думы. Через три года в городе зажглось более 3000 фонарей.
По линии переулка сохранились его конторский корпус и рабочая казарма (архитектор Фёдор Дмитриев), а по задней границе владения - собственно газгольдеры, четыре впечатляющих цилиндрических здания 20-метровой высоты и 40-метрового диаметра (архитектор Рудольф Бернгард). До сегодняшнего дня сохранились круглые кирпичные здания четырех газгольдеров (резервуаров для хранения газа), а также здания других цехов завода.
В советские годы Газовый завод был предприятием первостепенной государственной значимости и до середины XX в. обеспечивал газом всю столицу.
В 1950-х г.г. на заводе организовано производство газового оборудования: плит, счётчиков и другой техники.
В 1990-х г.г. на заводе стали выпускать газозапорную арматуру, а само предприятие было переименовано в завод «АРМА».
В 2002 г. производство было остановлено, а пустующие цеха завода заселяют арендаторы. Постепенно завод стал местом притяжения творческих людей и светской публики.


Фото 1 - И.А.Иванов. Дом графа А.К.Разумовского на Гороховом поле, 1809 г.
Фото 2 - состояние усадьбы Разумовского в начале 2000-х г.г.

ул.Земляной Вал, 29. Здание в стиле модерн


ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина. Доходный дом 1898–1901 г.г. Архитектор Э.Р.Нирнзее. Заявленный объект культурного наследия. В 1903 г. в доме Фокина открыта "четвертая народная столовая Общества поощрения трудолюбия".

ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина

ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина. Отделка фасада

ул.Земляной Вал, 6. Кирпичный жилой дом постройки 1906 г. Архитектор П.П.Розанов. Архитектура с использованием мотивов модерна. Оконные проемы обложены разно­цветной керамикой, что придает дому нарядность. До революции домом владел Александр Мотылёв - известный московский фотограф.


ул.Земляной Вал, 4. Кирпичный жилой дом постройки 1900 г.


Старая Басманная ул., 5. Бывший доходный дом Н.Козлова. Построен в 1907 г. Архитектор К.Л.Розенкампф.


Старая Басманная ул., 11/2 стр.1. Бывшее здание управления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог. Здесь находились как управление службы дорог, так и квартиры. Построено в 1898-99 г.г. Архитектор Н.И.Орлов (автор проекта старого Курского вокзала), инженер М.А.Аладьин.


Старая Басманная ул., 10, стр.2. Бывший жилой дом усадьбы Пантелеева. Построен в 1874 г.


Старая Басманная ул., 15 стр.2. Бывший доходный дом персидского подданного Аджи-Мамеда Усейна Ага-Аминезарбы. Жилой дом в стиле модерн с характерными деталями в виде женских голов. Построен в 1902 г., архитектор В.В.Шауб.

Старая Басманная ул., 15 стр.2. Деталь внешнего декора.


Гороховский пер., 6/1 стр.2. Главный дом городской усадьбы А.Е.Александрова. Памятник архитектуры XVIII-XIX в.


ул.Земляной Вал, 2/50. Дом построен по проекту А.Г.Туркенидзе на месте снесенной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи (от нее до наших дней сохранилась лишь колокольня, выходящая на Покровку).


ул.Казакова, 3 стр.1. Кирпичный жилой дом. Построен в 1880 г.


ул.Казакова, 8а. Бывшее железнодорожное депо


ул.Казакова, 8а. Бывшее железнодорожное депо


ул.Казакова, 8. Бывший Московский драматический театр им.Н.В.Гоголя. В 1925 г. при Центральном комитете профсоюза железнодорожников был организован «отраслевой» театр, называвшийся Передвижным театром драмы и комедии. В 1931 г. переименован в Московский театр транспорта (МОСТТ); с 1959 г. он назывался Московским драматическим театром им.Н.В.Гоголя. В 1943 г. театр получил своё постоянное помещение на улице Казакова. Это здание дореволюционной постройки - бывшее железнодорожное депо.


ул.Казакова, 13. Научно-исследовательская часть МИИГАиК (университет гиадезии и картографии). История университета началась в 1779 г., когда в Москве открылось Константиновское землемерное училище при Межевой канцелярии. С 1873 г. институт размещается по нынешнему адресу, в бывшем владении Демидовых.



Долгое время автором проекта по стилистическим данным считался М.Ф.Казаков, однако, документальные свидетельства, которые подтвердили бы авторство зодчего, найдены не были. В документах, связанных со строительством усадьбы Разумовского, названо имя архитектора, "по указанию и под распоряжением которого произведено было строение". Это известный московский архитектор А.А.Менелаc, который с 1785 по 1803 г. служил под началом Н.А.Львова. Именно поэтому в литературных источниках упоминается в качестве возможного автора проекта усадьбы и имя Львова. Называется и Ч.Камерон, работавший в этот период в Москве. Но уже в 1800 году Камерон уезжает в Батурин, где проектирует и строит усадьбу Разумовского.


Малолетнее отделение Сиротского института, дом-дворец А.К. Разумовского. Фото нач.20 века.

Особняк строился из дубовых брусьев, так как камень, по мнению Алексея Кирилловича, был вреден для здоровья. К 1803 году строительство было окончено… Величественный особняк со сдвоенными колоннами, на выдвинутых вперед портиках, украшенный львами, стоял в глубине парадного двора, ограниченный по бокам двумя флигелями. Внутреннее убранство поражало воображение - залы блистали бронзою, зеркалами, стены щедро были украшены дорогими гобеленами, подоконники сделаны из лазурита. Специально под новый дом были заказаны севрские и саксонские сервизы. Уникальная библиотека - одних только книг, датируемых XV веком, набиралось на толстый каталожный том. Дом со всем убранством обошелся Разумовскому в сумму около 4 млн. рублей.

В советское время в усадьбе Разумовских размещался институт физкультуры, общежития и учебные аудитории для студентов... В 1970-х дворец перешел в ведение ВНИИФК (научно-исследовательский институт физической культуры), в центральной части главного дома была построена сауна, за 10 лет нанесшая сильный ущерб дворцу. В 1979-м дворец вошел в список олимпийских объектов и началась его спешная реставрация, которую лучше было бы назвать иначе… К Олимпиаде не успели и работы были прекращены на долгие годы. «Дворец оказался не просто заброшенным, отсутствие хозяина привело к разграблению. Выламывались резные элементы дверей, уносили лепные детали, полы, даже лаги и балки, были сбиты львиные маски с замковых камней над окнами и арками. Крыша превратилась буквально в решето, что привело к интенсивному гниению деревянных конструкций» - писали граждане в Советский фонд культуры. В 1990-х власти... занялись... передачей дворца в руки творческой интеллигенции, а именно Академии художеств. В 1999 году случился страшный пожар и с тех пор усадьба находится в жутчайшем состоянии, обращения к Зурабу Церетели не подвигли его даже на возведение временной кровли над зданием. Уникальный образец классицизма, которым когда-то так восхищались в Европе, сейчас медленно умирает. И никому до этого дела нет…
Вместо реставрации идёт тяжба между достопочтенным З.К. Церетели и Госкомспортом РФ... Между тем, дворец стоит практически без крыши, а скоро осень, дожди...

Использованы материалы с сайтов "Москва, которой нет" и ashipilin.narod.ru . За что им огромное спасибо!


Прямо в центре Москвы, недалеко от шумного Курского вокзала, находится одно из наиболее интересных зданий Москвы, некогда великолепный и богатый дворец городской усадьбы графа Алексея Кирилловича Разумовского. Известный государственный деятель, попечитель Московского университета, один из основателей Царскосельского лицея, министр народного просвещения с 1810 по 1816 год, прожил в своей московской резиденции два года после отставки с государственной службы. Именно в это время в его подмосковном имении, селе Горенки, расцвел уникальный Ботанический сад, считавшийся одни из чудес Москвы.
Усадьба Разумовского была построена в 1801-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом, а затем в 1842 году существенно перестроена и расширена архитектором А.Г. Григорьевым. Это типичная богатая городская усадьба екатирининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и центральным, главным усадебным дворцом.

Главный дом представляет собой двухэтажное строение, с прямоугольной центральной частью, выделенной мезонинным этажом с большим арочным окном, сдвоенными колоннами и львами на выдвинутых портиках, и полукруглыми крыльями, заканчивающимися павильонами кубической формы.
Парадные залы, гостиные и картинная галерея располагались в центральной части здания, а жилые комнаты находились в крыльях. Прислуга обитала в нижнем цокольном этаже.


Усадьба была типичной по планировке, однако не совсем типичной по «содержанию». Достаточно сказать, что на ее обустройство было затрачено более 4 млн. рублей, сумма по тем временам фантастическая! Залы были отделаны бронзой и дорогими гобеленами, украшены специально заказанными для нового дома саксонскими и севрскими сервизами. Библиотека графа, известного масона и мистика, поражала воображение обилием средневековых книг.
Парк при усадьбе не уступал в великолепии дому — оранжереи с экзотическими растениями, роща апельсиновых деревьев, четыре пруда с карпами, многочисленные цветники и аллеи услаждали взор графа.


Однако содержание столь богатой усадьбы влетало в копеечку. Известно, что граф пытался продать имение в казну, чтобы расплатится с долгами, однако получил отказ. После смерти Алексея Кирилловича усадьбу унаследовал старший сын, Петр, однако от отца он перенял лишь тягу к великолепию и расточительность, но не государственный ум. И успел наделать к моменту получения наследства столько долгов, что усадьбу пришлось немдленно продать за бесценок. В 1828 году ее владельцем стал одесский купец Юрков, постепенно распродавший уникальную бесценную обстановку по московским антикварным салонам.
Славный род Разумовских пришел в упадок так же быстро, как и взлетел к вершинам богатства и могущества. Петр Алексеевич скончался в бедности в Одессе, а блистательная усадьба его отца пошла, что называется, по рукам.


Сначала ее выкупил Опекунский совет для устройства сиротского приюта, затем там располагались школа фельдшеров, богадельня, семинария, а с 1901 дом престарелых, или точнее «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».
Несмотря на многочисленных хозяев, революцию дворец и парк встретили во вполне сносном состоянии. Но с приходом советской власти начались злоключения усадьбы, пережившей даже захват Москвы Наполеоном. Во времена СССР здесь разместился институт физкультуры и его общежития, в результате чего с территории парка изчезли пруды, засыпанные под спортплощадки. В 1970-х во дворце поселился НИИ физической культуры, общежитий и шумных студентов не стало, зато в центральной части была сооружена сауна. Можно представить, какой эффект это оказало на состояние дворца!

К Московской Олимпиаде началась спешная реставрация, однако закончить ее в срок не успели, и в результате дворец оказался на долгие годы (собственно по нынешний день) брошенным на произвол судьбы. Началось разграбление здания, элементов декора, сопровождаемое обычным вандализмом наших граждан…
В 1990-х годах власти вспомнили о существовании уникального памятника архитектуры, и…передали его в 1999-м году Академии художеств Церетели! «Художества» не заставили себя ждать, вскоре после этого случился пожар, нанесший огромный ущерб строению, а от нового владельца здания не удалось до сих пор добится не то что масштабной реставрации, но хотя бы консервации и возведения временной крыши взамен окончательно разрушенной. Зато в более-менее сохранившихся каменных флигелях в левой части здания усадьбы не замедлили поселиться различные арендаторы.

Излишне наверное говорить, что согласно спискам Москомнаследия, усадьба графа Разумовского, как и прилегающий к ней парк — это объект культурного наследия (ОКН) федерального значения. То, что этот уникальный объект буквально гниет заживо, никого, конечно, не волнует…


В своем рассказе я неоднократно подчеркивал «уникальность» дворца Разумовского. Пора наконец объяснить, в чем же именно она состоит. Дело в том, что центральная часть главного здания на самом деле деревянная, обработанная штукатуркой под камень. Деревянных строений, переживших пожар Москвы 1812 года, в столице практически не осталось. Во время захвата Москвы Наполеоном во дворце расположился маршал Мюрат, благодаря чему дворец ничуть не пострадал. Однако пережить головотяпство чиновников и «художников» различных мастей сложнее, чем пожар…
В последние годы ходит много разговоров о «реконструкции» и «воссоздании» усадьбы, появились признаки какой-то строительной работы, рабочие, тачки и таблички. Однако каких-то существенных изменений пока не заметно, чему, зная умение наших градостроителей под видом реконструкции сносить исторические объекты, возможно стоит даже порадоваться.

Похожие публикации