Перекрытие канала в крым грозит катастрофой для херсонской области. Нехватка воды в Крыму: помогут ли финансовые вливания? В крым по воде

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ

Водный вопрос остается одним из самых больших проблем Крыма после его воссоединения с Россией. На днях об этом напомнила экологическая катастрофа в Армянске, а также попытка Украины эксплуатировать эту проблему в своих пропагандистских целях.

Крымские власти, конечно, призывают не переоценивать масштаб проблемы с водой. "Даже в высокий сезон, когда в Крым приезжает огромное количество отдыхающих, никаких перебоев с питьевой водой нет. А что касается воды, которую используют предприятия и сельхозпроизводители, то мы научились экономить, научились использовать технологию капельного орошения, научились правильно распределять воду", — пояснил председатель постоянной комиссии Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк. Однако экономии и капельного орошения явно недостаточно для сохранения больших объемов сельскохозяйственного производства, которым славился полуостров. "Эта проблема нам полностью закрыла производство риса и других культур, например, сахарной свеклы, кормовых культур в достаточных количествах для скота", — поясняет академик РАСХН, доктор технических наук Юрий Лачуга.

Решить эту проблему за 4 года так и не удалось, и сейчас она привела к экологической катастрофе на заводе "Крымский титан" — из-за обмеления кислотонакопителя предприятия увеличилась концентрация оставшихся кислот и испарение различных химических веществ в атмосферу. Региональные власти вынуждены были закрыть завод. Да, само предприятие (принадлежащее украинским собственникам) заплатит почти 737 миллионов рублей за экологический ущерб - однако проблема останется. Даже в случае, если "Крымский титан" будет национализирован.

Крым должен быть токсичным

Оптимальным вариантом решения проблемы станет, конечно, возобновление подачи воды из Украины через Северо-Крымский канал - однако в Киеве требуют сначала признать украинский суверенитет над полуостровом. "Если есть такое желание, то сначала надо обратиться к Украине и признать факт оккупации Крыма. Без этого вообще не о чем говорить", — заявил заместитель министра по вопросам "временно оккупированных" территорий Юрий Грымчак. В Крыму, понятно, крутят пальцем у виска. "Чтобы признавать оккупацию, должен быть факт оккупации. Крымчане сделали свой свободный выбор на референдуме, проведенном по международным нормам. Признавать тут нечего. Это их (киевские) мечты, что история пойдет вспять. Не пойдет. Говорить языком угроз с Крымом и Россией мы не позволим", — говорит вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский. Поэтому украинские чиновники и говорят, что поставок воды не будет. "Любой ценой мы не дадим эту воду, потому что население в этой воде не нуждается. Она необходима предприятиям, которые находятся на оккупированной территории, и они эту воду не получат, — поясняет точку зрения Киева "постоянный представитель президента Украины в Крыму" Борис Бабин. — Никаких переговоров, никаких попыток маленькими шажочками подвести нас под подачу этой воды не будет… Это государственная позиция, мы знаем позицию президента по этому вопросу. Крым должен быть токсичным для государства-агрессора".

Выборы, выборы…

Некоторые российские эксперты объясняют принципиальность Киева стремлением вернуть полуостров не мытьем, а катанием. "Проживающие там позиционируются в медиа как люди второго сорта. Это значит, что официальный Киев не ставит задачу завоевать симпатии населения. Речь идет о возврате территорий без людей — такой средневековый подход", — считает украинский политолог Андрей Золотарев. Однако на Банковой все-таки сидят здравые люди, и понимают, что Крым они не получат - ни с людьми, ни без них. Поэтому весьма вероятно, что целью нынешней политики является не столько стремление вернуть полуостров, сколько использовать его для подъема рейтинга действующей украинской власти.

Как известно, Петра Порошенко жестко критикуют на Украине за постоянные поражения в "гибридной войне" с Путиным. Россия построила мост - Порошенко утерся. Россия создала препятствия украинскому судоходству в Азовском море - Порошенко утерся. Россия дала добро на проведение выборов в ДНР и ЛНР, а также строит "Северный поток-2" - Порошенко утирается. Кому-то может на секунду показаться, что Украина под началом нынешнего булавоносца полностью проигрывает "войну с государством-агрессором". И если сейчас Порошенко откроет Северо-Крымский канал, то он может поставить крест на своем переизбрании.

Однако проблема в том, что от устроенной Киевом экологической катастрофы страдает и население самой Украины - власти некоторых районов Херсонской области уже вынуждены были эвакуировать детей. Вот украинские чиновники и придумывают версии о том, что на самом деле проблема не в воде, а в действиях России. По одной из украинских версий, катастрофа стала следствием попадания в отстойник снаряда в ходе российских военных учений. По другой, речь шла о прямой диверсии со стороны России "с целью создания масштабной информационной кампании против Украины для дестабилизации обстановки на юге Херсонщины путем организации стихийных митингов недовольных экологической ситуацией местных жителей с обеих сторон административной границы с требованиями разблокировать дамбу на Северо-Крымском канале и восстановить подачу воды в Крым для прекращения техногенной катастрофы в регионе".

По турецкой трубе?

Что в этой ситуации остается делать Москве? Можно, конечно, продавить Киев и все-таки постараться заставить его подать воду в канал. Например, выйти из соглашения по Азовскому морю и заявить, что впредь для подписания документов на проход украинских судов через принадлежащий России Керченский пролив пограничник сначала должен помыть руки в этой воде. Украину давно уже пора учить цивилизованному ведению дел, и азовские досмотры судов как раз оказались очень эффективным уроком.

Однако в то же время нужно постараться найти альтернативные решения, и это не бурение дополнительных артезианских скважин (экологи уже предупреждают, что это приведет к еще большей катастрофе). Возможно, стоит вернуться к проекту о строительстве огромного водопровода с Кубани и изучить в этом плане турецкий опыт (Анкара построила аналогичный водопровод на Северный Кипр). Да, это сложно, да, это дорого, однако два миллиона крымчан, которые сделали свой выбор в пользу России, достойны такого проекта. И это уже не говоря о том, что Москве нужно превращать Крым в некий эталон развития, которому завидовали бы остальные регионы Украины. Завидовали, и хотели бы присоединиться.

Сегодня многие украинские СМИ бьются в истерике, нагнетают обстановку и кричат, что Крым стал недоступен для отдыха, потому что на полуостров сложно добраться, здесь просто адские цены и повсеместная беднота...

Так ли это на самом деле? Как можно добраться в Крым морским путём? Действительно ли в Крыму адские цены, как об этом трубят укрпатриоты и другие щеневмерлики? Эти вопросы интересуют многих российских туристов, собирающихся на отдых в Крым. Конечно же, все эти заявления не имеют под собой никакой реальной почвы, что подтверждают те, кто сделал Крым своим постоянным местом летнего отдыха и получает массу удовольствия от пребывания в этом поистине райском месте. Справедливости ради, надо отметить, что сегодня отсутствует возможность просто сесть в поезд в Москве или в свой автомобиль и, рассматривая меняющиеся пейзажи, доехать прямо в Крым практически по прямой, ненадолго прервавшись для прохождения украинской границы. Но кто сказал, что при этом морские пути в Крым отменяются?

Как поступить любителям путешествий на автомобиле

Главное направление поездки – это порт «Кавказ», расположенный на западной оконечности Таманского полуострова. Здесь находится паромная переправа под названием «Крым-Кавказ», протяженность которой составляет всего пять километров. К примеру, вот как проходит поездка из Санкт-Петербурга. Сначала по дороге Е105 необходимо добраться до Москвы, далее двигаться по МКАД, а затем, обходя Воронеж, а также Ростов-на-Дону, по трассе Е115 доехать до станицы Кисляковской. После поворота с трассы необходимо двигаться через станицы Ленинградская, Каневская, города Тимашеск и Славянск-на-Кубани плоть до порта «Кавказ». Автомобилисты обычно затрачивают на дорогу порядка двадцати шести часов. По пути встречаются несколько платных участков дороги. Плата за них, в общем, в дневное время суток, с семи утра и до полуночи, составляет 290 рублей, а ночью – 205 рублей. Если ехать не из Москвы или Санкт-Петербурга, а из других регионов РФ, то от развилки дорог М4 и М23, находящейся южнее Ростова-на-Дону, которую в любом случае не избежать, расстояние до паромной переправы составит четыреста восемнадцать километров – примерно пять с половиной часов езды.

В настоящее время переправу обслуживают несколько паромов. В летнее время паромы отправляются каждый час, а время на преодоление пролива составляет всего порядка двадцати минут. Стоимость переправы вполне доступная, что подтверждают очереди, появляющиеся здесь в разгар сезона.

Единый билет для удобства и экономии

Сегодня популярностью у тех, кто собирается провести отдых на Крымском полуострове, пользуются так называемые «Единые билеты». Их можно купить в железнодорожных кассах любого города РФ. Такой билет представляет собой транспортный документ, позволяющий доехать поездом и автобусом до Керченской переправы, далее – по специальному тарифу на пароме через Керченский пролив, а потом снова автобусом непосредственно до места отдыха на полуострове. Удобство и экономия для тех, кто едет в Крым на общественном транспорте, как говорится, налицо.

Скоростные катамараны

На южное побережье Крыма сегодня можно попасть также из Анапы. Отсюда пассажиров доставляют два скоростных катамарана – «Сочи 1» и «Сочи 2», вмещающие каждый до трёхсот пассажиров. Они курсируют между Анапой и Ялтой с заходом в Феодосию. Эти комфортабельные морские двухпалубные суда имеют прекрасные кондиционированные салоны, удобные пассажирские кресла, телевизоры, бары. Одним словом, благодаря этим катамаранам, переезд из Краснодарского края в Крым превращается в увлекательную морскую прогулку. Раз в сутки одно судно отходит из порта Анапы, а другое – из крымской жемчужины – Ялты. Переезд от Анапы до порта Феодосии занимает три с половиной часа. Время до Ялты занимает шесть часов. Цена билетов до Феодосии: взрослый – 1500 рублей, детский, до 12-летнего возраста, – 750 рублей. До Ялты, естественно, дороже: 2700 и 1350 рублей соответственно. При этом надо понимать, что расписание катамаранов зависит от погодных условий. Во время сильного волнения моря или шторма рейсы отменяются.

С этого года можно отправиться в увлекательное морское путешествие из Сочи в Севастополь и обратно на комфортабельном круизном лайнере, который носит название «Князь Владимир». Во время круиза по Чёрному морю, который длится неделю, предполагаются стоянки в портах и осмотр достопримечательностей Новороссийска, а также Ялты и Севастополя. В порту Ялты лайнер стоит двое суток, что позволяет пассажирам осмотреть легендарные крымские достопримечательности и насладиться купанием в море. Удобством является также тот факт, что пассажиры имеют возможность начинать круиз или заканчивать его в одном из городов, куда лайнер заходит на стоянку. На борту теплохода, вмещающего до 900 пассажиров, работают 4 бассейна, 2 ресторана, бары, SPA-зона, вместительная концертная площадка, дискотека, магазин беспошлинной торговли и даже кинотеатр. Цены на это путешествие напрямую зависят от сезона и класса каюты. В летнее время они колеблются от минимальной, составляющей 25 тыс. рублей с человека в каюте без окна и до максимальной в каютах повышенной комфортности, которые называются сьют и располагаются на пятой и седьмой палубе. Цена на них даже в низкий сезон будет не менее 55 тыс. рублей.

Отдых в Крыму и море – понятия неразрывные. Не слушайте истериков, приезжайте в Крым, путешествуйте по морю. Вы получите множество ярких впечатлений об этом удивительном уголке России, где можно отлично провести летний отпуск.

"Объявив "водную блокаду Крыма", Украина тем самым поставила Херсонскую область на грань экологической катастрофы, - пишет в своем Живом Журнале Сергей Александров . - Поначалу, конечно, на Украине всё было вроде хорошо, но такие изменения не проявляются за неделю, и за год, и вот, спустя почти пять лет после начала "блокады" её результаты дали о себе знать.

В Крыму, чтобы компенсировать нехватку воды, которая ранее шла по Северо-Крымскому каналу, пробурили множество скважин разной глубины, из которых ведется значительный отбор воды, естественно это повлекло за собой снижение уровня грунтовых вод в Херсонской области.

"Из-за своего слабоумия и некомпетентности, бездарная власть нанесла ущерб не только Крыму, но и подконтрольной им территории... Когда вода начинает застаиваться, происходит поднятие грунтовых вод и обмеление. Поселки, находящиеся в низинах, уже настигло подтопление: в огородах и погребах стоит вода. Она же уничтожает плодородный слой земли, что сулит реальной экологической катастрофой для центральной части Европы". Что же касается поселков на возвышенностях и их окрестностей,то там подъем грунтовых вод приводит к усиленному испарению, что действительно вызывает засоление почв.

В преддверии курортного сезона новый регион России, который в 2013 году посетили 6 млн. туристов, испытывает резкую нехватку транспортного сообщения со страной. Как же сегодня можно попасть на полуостров?

Морской путь

Скоростной пассажирский катамаран "Сочи-1", недавно совершивший первый пробный рейс от морвокзала Анапы в Керчь, рассчитан на перевозку 300 пассажиров. Он имеет панорамное остекление салона и оборудован кондиционерами. На борту также работает бар. По морю от Анапы до Керчи - 100 км, их он преодолевает за 2 часа. Как сообщили в администрации Анапы, вопрос цены билетов на поездку еще прорабатывается, но ориентировочно это будет около 1 тыс. рублей.

Главное преимущество морского сообщения - в его удобстве: чтобы попасть в Крым, не надо ехать на паромную переправу в порт Кавказ. Кстати, сейчас ее обеспечивают три судна - "Ейск", "Керченский-2" и "Николай Аксененко". Последний - вдвое мощнее своих "собратьев" и может за один рейс перевезти 260 пассажиров и 48 автомобилей. Паромы ходят круглосуточно каждые пол-часа. Сейчас билет для пассажира стоит 160 рублей, цена перевозки машины - 1600 рублей.

Недавно министр транспорта Максим Соколов заявил, что мощность переправы будет существенно увеличена: из Греции уже вышел дополнительный паром, производительность которого - 600 пассажиров и 169 автомобилей. Если этого не хватит, власти обещают зафрахтовать у греков еще одного такого гиганта. Кроме того, чтобы разгрузить порты Керчь и Кавказ, с 1 мая запущен грузовой паром между Феодоссией и Новороссийском, берущий на борт до 110 фур.

Во времена СССР в Крым по воде можно было добраться еще и из Ростова-на-Дону, откуда в Керчь ходило судно на подводных крыльях "Комета". Сейчас есть идея возобновить водное сообщение, но уже из Таганрога. Губернатор Ростовской области Василий Голубев предлагает пустить пассажирские суда до той же Керчи с заходом в порт Азова и даже обещает льготы бизнесменам, которые решат этим заняться.

Прямая дорога

Из Краснодара в Крым можно доехать и на автобусе. По маршруту Краснодар - Симферополь через паромную переправу рейсы отправляются через день, билеты стоят 1,2 тыс. рублей. В Севастополь - ежедневно два раза в сутки. Цена билета - 1,4 тыс. рублей. Каждый день отправляются автобусы и в Ялту. Цена билета -1,5 тыс. рублей. Дважды в день пассажиров доставляют из Краснодара в порт Кавказ, цена билета - 300 рублей.

Воздушный мост

Число рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга в Симферополь увеличено в 3,5 раза, цена билета - от 7,5 тыс до 8,5 тыс руб. 27 апреля начались пассажирские авиаперелеты из Краснодара, а за день до этого - из Ростова-на-Дону. Полеты будут выполняться ежедневно на Airbus A319 с двумя классами обслуживания: бизнес-классом и экономическим. В среднем цена билета туда и обратно - от 6,5 тыс. рублей.

Скоростной пассажирский катамаран "Сочи-1": цена билета предполагается около 1 тыс. рублей. Фото:РИА Новости www.ria.ru

Самолетом добраться на полуостров гораздо быстрее, чем поездом, автобусом или автомобилем. Многие турфирмы на неопределенное время отменили автобусные туры в Крым из-за того, что часть маршрута проходит по территории Украины. Автопутешественники же могут потерять время на паромной переправе.

В Крым будут выполняться перелеты и из других российских городов по сниженным ценам. На программу субсидирования авиаперевозок в федеральном бюджете предусмотрено 700 млн. рублей. Всего в перечне Росавиации 16 городов. В соответствии с приказом перелет из Нижнего Новгорода и Самары в Симферополь обойдется в один конец в 2 тыс. рублей, из Казани - в 2,2 тыс, из Уфы и Кирова - 2,5 тыс, Архангельска, Челябинска, Екатеринбурга - 3 тыс, Тюмени - 3,4 тыс, Сургута - 4,2 тыс, Нижневартовска - 4,4 тыс, Новосибирска - 4,8 тыс, Томска и Кемерово - 5 тыс, Красноярска - 5,6 тыс, Иркутска - 6,8 тыс. рублей.

С начала апреля и по 31 мая включительно из Москвы в Крым только "Аэрофлот" будет выполнять до 4 ежедневных рейсов на самолетах большой вместимости Airbus А320/321. А с начала лета в авиакомпании обещают совершать в Симферополь по 8 ежедневных рейсов на Airbus А320/321.

"С мая в Крым у нас 14 рейсов в день. Это 96 рейсов в неделю, а с июня - уже летнее расписание, 14 полетов в сутки, а в неделю будет 136", - подсчитал министр транспорта Соколов.

Если же пассажирские рейсы станет принимать севастопольский аэропорт "Бельбек", созданный на основе военного, пассажирам станет еще удобнее.

На поезде

В зависимости от пункта назначения и места вашего проживания путь может быть до Симферополя, а может и до Севастополя, Керчи, Феодоссии и Евпатории, если вы из Москвы или Петербурга.

О железнодорожном сообщении пока информация противоречивая. Появились сообщения о том, что на железнодорожном вокзале билетов до Симферополя уже не продают, а поезд Ростов - Симферополь отменен.

Сейчас через Ростов-на-Дону ходит поезд Екатеринбург - Симферополь, а с 1 июня по летнему графику начнет курсировать пассажирский состав Ростов - Симферополь. Часть пути проходит по территории Украины. Строительство обходных путей пока в планах. Регулярность поездок будет зависеть от востребованности направления, - говорит помощник начальника Северо-Кавказского филиала Федеральной пассажирской компании Сергей Таяновский.

В конце апреля в РЖД соообщили, что железнодорожники РФ, Белоруссии и Украины согласовали летний график движения поездов в Крым через территорию Украины, который вступает в силу с 1 июня. Но в целом очевидно, что ситуация с железнодорожными перевозками в Крым будет оставаться неопределенной еще какое-то время. Это связано с тем, что поезда следуют через российско-украинскую границу, где украинская сторона ввела усиленный погранконтроль. Так что говорить о перспективах этого направления пока рано, эксперты советуют воспользоваться авиаперевозками, тем более, с учетом сниженных цен на билеты.

Единый билет

В продажу поступили и "единые билеты" на перевозку пассажиров в Крым из российских городов через Керченскую переправу. Пассажир, покупая билет в железнодорожной кассе, может одновременно к этому билету приобрести и талон на перевозку автобусом до Керченской переправы, билет на саму паромную переправу, а также билет далее непосредственно до места отдыха в Крыму.

Стратегический мост

Главным транспортным проектом организации постоянного сообщения между Россией и Крымом стало строительство моста в Керченском проливе. По подсчетам правительства, его реализация обойдется в 50 млрд. рублей. Если по мосту пройдет не только автотрасса, но и железная дорога, это увеличит расходы вдвое.

Создание такой масштабной конструкции займет около 3 лет, а ее протяженность составит от 4 до 6 км. Проект моста инженеры обещают подготовить к ноябрю. А на днях появились сообщения, что в строительстве туннеля либо моста через пролив примут участие китайцы, имеющие в этом деле немалый опыт: в КНР построен ряд мостов повышенной сложности, самый длинный из которых - 36 км. Соглашение, возможно, будет подписано во второй половине мая. Если через пролив перекинут мост, его стоимость составит 1,2 млрд. долларов, если туннель - 3 млрд. долларов.

Правительство России потратит 19 миллиардов рублей, сообщил замглавы Минэкономразвития России Сергей Назаров. По словам чиновника, в ближайшие три года будет реализована трехэтапная программа по снижению водного дефицита. Она предусматривает создание инфраструктуры для обеспечения восточных районов полуострова из трех подземных источников в его центральной части.

Тем временем телеканал «Первый Крымский» передает, что местные опустели. В сюжете журналистов говорится: у берега Симферопольского водохранилища теперь другой «рисунок» – участки суши стали больше. Местные жители к переменам относятся настороженно, однако российские власти полуострова уверяют, что ситуация не критична. По словам заместителя главы подконтрольного России Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации Андрея Лисовского , объемы воды в водохранилище соответствуют среднему многолетнему показателю.

​Российский независимый эксперт, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар убежден, что эксплуатировать подземные воды Крыма – не выход.

Использовать подземные воды в целях мелиорации – преступление, это очень дорогое удовольствие

Юрий Медовар

– Я уже не раз говорил, что XXI век – это век войн за воду. Не хватает водных ресурсов не только в Крыму, но и по всему миру. Северо-Крымский канал в свое время дал полуострову вторую жизнь. К нам обращались из одной организации крымской с просьбой помочь насчет подземных вод, я специалист по ним. Но дело в том, что использовать их в целях мелиорации – преступление, это очень дорогое удовольствие. Чистых подземных вод не так много в Крыму, за счет их разработки снизу подтягиваются солоноватые воды, которые пить нельзя. Кроме того, почва недополучает питание снизу, потому происходит ее трансформация в те самые знаменитые крымские солончаки, на которых ничего не растет. Специалисты говорили мне, что они сделают акведук: то есть как Керченский мост, только сверху будет течь вода. А откуда вы воду возьмете? Говорят, из Кубани. Но Дон мелеет, так можно обезводить Юг России.

Юрий Медовар отмечает, что в таких условиях вполне реалистичным вариантом становится опреснение морской воды.

– Наиболее высокая технология в этой сфере у Израиля – они опресняют воду из Средиземного моря практически до питьевой. Минерализация и соленость – менее одного грамма в литре. У нас такой опреснительной установки нет, а еще для этого нужно большое количество электроэнергии, с которой у Крыма тоже проблема. Куда ни кинь – везде клин. Получается, что единственный выход – дать воду из Днепра, но Северо-Крымский канал же сухой, он разрушается. Можно выделить не 19, а 190 миллиардов, но если нет воды, откуда ее взять?

Заместитель директора Института водных проблем и мелиорации, бывший первый заместитель главы украинского Государственного агентства водных ресурсов Михаил Яцюк обращает внимание на другой аспект российской программы, но прогнозы также дает негативные.

Деньги, скорее всего, выделяются на поиск источников и инженерные решения по аккумуляции стоков. Но это приведет не только к деградации почв, а и ударит по экологии

– В центральной части Крыма нет такого количества воды, чтобы обеспечить все потребности. Я внимательно почитал документы – там больше смысла в дополнительной аккумуляции стоков именно в центральной части, где есть возможность построить дополнительные водохранилища или водоемы, чтобы потом перебрасывать воду на Восток Крыма. Деньги эти, скорее всего, выделяются на поиск дополнительных источников и инженерные решения по аккумуляции стоков. Но опять же – это приведет не только к деградации почв, а и ударит по экологии. У каждой реки или водозаборной площади есть ресурс, который можно изымать, и это не приведет к негативным последствиям. Если же его полностью аккумулировать, это приведет к серьезным нарушениям экологической обстановки в бассейнах рек.

БОЛЬШЕ
Похожие публикации