Политика дешевых денег может привести к росту. Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики

К основным типам денежно-кредитной политики можно отнести политику дорогих денег (рестрикционная) и политику дешевых денег (экспансионная).

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах:

Во-первых, Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.

Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки.

В-третьих, нужно провести понижение по резервным отчислениям.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.

Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен пытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, т.е. снижение доступности кредита и увеличении его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше, поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует ряд негативных моментов. Политика дорогих цен, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых цен может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность представления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. в более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, т.е. когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.

Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).

Денежное предложение в национальной валюте должно формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.

Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте.

Монетаризм как методологическая основа выработки монетарной политики неоклассического типа. Неокейнсианский подход к кредитно-денежной политике, ее инструменты.

Монетаризм - школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Монетарный - значит денежный (money - деньги, monetary - денежный). Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.

В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования, при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Можно сказать, что монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это теория, обосновывающая специфические методы регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов.

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения.

Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы.

Первоначально Монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названием некоторых работ видных представителей монетаристкой теории (книга Г. Джонсана «Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция»).

Возвращаясь к Центральному банку, отметим, что денежно-кредитное регулирование эффективно лишь во взаимодействии с другими видами государственного регулирования экономики. Ведь национальную экономику могут расстроить не только непрофессиональные действия Центрального банка, но и просчеты и ошибки со стороны правительства по перераспределению ВВП в виде налогов и бюджетных расходов. Поэтому на правящие политические элиты возлагается большая ответственность за профессиональную и слаженную деятельность Центрального банка и правительства. Решения и действия Центрального банка должны согласовываться с решениями и действиями правительства, но при этом деятельность ЦБ защищается законом от волюнтаризма чиновников. Другими словами, монетарная политика должна быть взвешенной и в то же время гибкой, адекватной реальной экономической ситуации.

Объективным фактором, что обусловливает необходимость проведения гибкой монетарной политики, является циклический характер развития рыночной экономики. Разумеется, в периоды экономических рецессий и депрессий экономика может обходиться меньшим количеством денег, чем в периоды подъема, когда растут занятость и производство товаров.

Главными задачами Центрального банка как регулятора является обеспечение 1) стабильности национальной денежной единицы и 2) рост реального объема ВВП и полной занятости (рис. 18.1).

Рис. 18.1.

Задача монетарной политики ЦБ достигаются, главным образом, путем регулирования количества денег в обращении. Такое регулирование денежного предложения осуществляется с помощью определенных инструментов.

Основные инструменты монетарного регулирования экономики:

Операции на открытом рынке;

Изменения учетной ставки;

Изменения нормы резервирования.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг, главным образом облигаций (долговых обязательств государственной казны).

Покупая государственные ценные бумаги у коммерческих банков, центральный банк тем самым дает последним дополнительные средства и возможности большего кредитования клиентов. Когда же центральный банк поступает наоборот, то есть продает государственные ценные бумаги, то таким образом он уменьшает количество денег в экономике и сдерживает кредитную экспансию коммерческих банков, а, следовательно, уменьшает инвестиционный и потребительский спрос со стороны фирм и домохозяйств.

В странах с развитой рыночной экономикой операции на открытом рынке являются наиболее распространенным и гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Это объясняется, в первую очередь, высоким доверием к государству, его обязательств, а также финансовой мощью государства, наличием развитой инфраструктуры фондового рынка.

Учетная, или учетная ставка - это процентная ставка, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки.

Термин "ставка", или "ставка", возник давно, еще когда основной формой кредитования банков был учет (и переучет) векселей, то есть кредиты предоставлялись под залог векселей со скидкой от их стоимости (с дисконтом). Теперь Центральный банк обычно кредитует их под залог государственных облигаций и других ценностей (банковских металлов, средств в иностранной валюте). Такие кредиты предоставляются, как правило, крупным банкам, оказавшимся перед угрозой банкротства и нехватки ликвидности.

Изменяя учетную процентную ставку, Центральный банк определенным образом влияет на денежную массу в экономике. Повышая ее, он "сбивает" спрос на кредитные ресурсы и тем самым сокращает покупательную способность фирм и домохозяйств; снижая ее, он, наоборот, способствует увеличению спроса на кредитные ресурсы, а соответственно и экономической активности хозяйствующих субъектов.

Однако в экономически развитых странах учетная процентная ставка является менее популярным инструментом регуляторной политики, поскольку Центральному банку трудно спрогнозировать объем займа, которым у него воспользуются коммерческие банки. Тем более, что тамошние коммерческие банки больше полагаются на работу с клиентами, на создание более привлекательных условий для хранения частных сбережений, средств фирм, пенсионных и страховых фондов и тому подобное.

Норма резервирования - это требование Центрального банка к коммерческим банкам относительно резервирования определенной доли их депозитов.

Изменяя норму резервирования, Центральный банк также соответствующим образом регулирует количество денег в экономике. Повышение этой нормы приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков и объемов кредитования клиентов. В случае же снижения этой нормы кредитная активность коммерческих банков усиливается.

Однако в банковской практике изменения официальной нормы резервирования применяются редко. Это объясняется тем, что этот инструмент является наиболее жестким и сильнодействующим. Так, повышение резервной нормы может негативно повлиять на финансовое состояние коммерческих банков и всей экономики. Ведь в таком случае банки вынуждены срочно продавать часть имеющихся у них ценных бумаг, досрочно выкупать собственные облигации из обращения и тому подобное.

Итак, подытоживая рассмотрение инструментария денежно-кредитного регулирования, еще раз отметим следующее: среди трех основных инструментов (операции на открытом рынке ценных бумаг Центральный банк применяет ежедневно и в больших объемах; учетную ставку он меняет периодически и как дополнительное средство к предыдущему; изменения нормы резервов коммерческих банков регулятор удается редко и крайне осторожно.

В зависимости от целей, которых предстоит достичь, практикуется две модели монетарной политики Центрального банка: политика "дешевых денег" политика "дорогих денег" (рис.18.2).

Рис. 18.2.

Политика "дешевых денег" - это экспансионистская денежно-кредитная политика, которая осуществляется путем увеличения количества денег в экономике и направлена на стимулирование экономического роста и занятости.

Увеличение денежной массы в экономике достигается путем: а) покупку центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков; б) снижение учетной ставки процента при кредитовании коммерческих банков; в) уменьшение нормы банковских резервов. В результате этих мероприятий увеличивается кредитный потенциал коммерческих банков, их кредиты становятся более дешевыми, а следовательно, растет спрос на них, который, в свою очередь, стимулирует рост производства и занятости.

Политика "дорогих денег" - это рестриктивная (от лат. - ограничения) денежно-кредитная политика, которая осуществляется путем сокращения денежной массы в обращении и направлена на сдерживание инфляции.

Сокращение денежной массы в экономике достигается путем: а) продажа центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке; б) повышение учетной ставки; в) увеличение нормы резервов. Эти меры Центрального банка предусматривают уменьшение кредитных возможностей коммерческих банков, делают их кредиты дороже, что приводит к сокращению спроса, а следовательно, и сдерживания роста цен в стране.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

  • -кредитная экспансия (политика дешёвых денег) - политика направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;
  • -кредитная рестрикция (политика дорогих денег) - ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дешёвых денег используется в условиях циклического уменьшения объёмов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учётную ставку процента (или ставку рефинансирования, т.е. ставку, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банком). В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно:

  • -к росту денежного предложения;
  • -к падению ставок коммерческих банков;
  • -к росту инвестиционных расходов предприятий;
  • -к увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

  • -сокращение спроса на национальную валюту за границей;
  • -обесценение национальной валюты;
  • -увеличение чистого экспорта.
  • -Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учётную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объём инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной экспансии и рестрикции зависит от следующих составляющих:

  • -от быстроты принятия решений центральным банком(как правило, решение об изменении фискальной политики применяются парламентом и долго обсуждаются);
  • -изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:

  • -увеличение реального ВВП;
  • -снижение уровня безработицы;
  • -стабилизация цен;
  • -достижение устойчивости платёжного баланса.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком, следующие:

  • -преодоление экономического спада;
  • -удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);
  • -стабилизация курса рубля и платежного баланса;
  • -поддержка уровня жизни населения;
  • -ограничение безработицы;
  • -стабилизация состояния банковской системы;
  • -поддержка кредитования реального сектора.

Реализация перечисленных задач представляется достаточно противоречивой с точки зрения выбора денежной и экономической политики. Дополнительными факторами, воздействующими на выбор неких оптимальных пропорций, являются следующие.

В денежной политике

В течение нескольких лет, предшествовавших кризису, ЦБ РФ практически не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике своими ставками рефинансирования.

В экономической политике

Любое решение по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и т. д. связано как с нехваткой квалифицированных кадров, так и с "человеческим фактором". В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной деятельности.

Политика "дорогих" денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции.

Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

Позитивные последствия:

  • -стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • -селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

  • -сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • -рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • -снижение устойчивости банковской системы;
  • -ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

  • -стабилизация курса рубля;
  • -рост сбережений населения;
  • -снижение темпов роста кредитования;
  • -сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
  • -увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
  • -сокращение спроса и снижение объемов производства;
  • -падение инвестиционной активности;
  • -рост числа банкротств предприятий и банков.

В целом политика "дорогих" денег может позволить в 2009г. сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики "дорогих" денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать о снижении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки.

Политика "дорогих" денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В качестве примера можно привести машиностроительный комплекс, фактически -- локомотив роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств.

Очевидные проблемы машиностроительного комплекса делают исключительно важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности -- как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика "дешевых" денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:

  • -стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);
  • -обеспечение стабильности банковской системы.

Позитивными последствиями данной политики могут стать:

  • -минимизация спада производства;
  • -поддержка уровня занятости;
  • -стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • -сохранение угрозы девальвации рубля;
  • -высокие риски ускорения инфляции;
  • -консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году:

  • -расширение спроса снизит темпы падения производства;
  • -решение проблемы "плохих" долгов будет перенесено на последующие годы;
  • -сохранится высокая инфляция;
  • -продолжится снижение курса рубля;
  • -произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;
  • -сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

Применяется в период спада в экономике и безработицы. ПДД - увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и тем самым увеличивает предложение денег в экономике. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с тем, чтобы увеличит совокупный спрос и занятость.

ПДД предполагает следующие мероприятия:

1. Покупка ценных бумаг. ЦБ покупая ценные бумаги , увеличивает резервы коммерческих банков.

2. Снижение резервной нормы. ЦБ снижая РН автоматически переводит обязательные резервы в избыточные и возрастает величина денежного мультипликатора.

3. Снижение учетной ставки. ЦБ снижая учетную ставку, побуждает коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Политика дорогих денег.

Применяется в период повышенной инфляции, то есть когда «экономика перегрета». Её цель - ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию.

Включает в себя следующие мероприятия:

1. Продажа ценных бумаг . ЦБ продавая гос. ценные бумаги на открытом рынке уменьшает резервы ком. банков.

2. Повышение резервной нормы . Увеличение РН автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора .

3. Повышение учетной ставки . Увеличение УчС снижает интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом является операции на открытом рынке. Этот механизм обладает важным преимуществом - гибкостью: гос. ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах. Его применение сказывается на резервах банка без промедления.

Учетная ставка играет менее важную роль по двум взаимосвязанным причинам .

а) Величина резервов комерческих банков, получаемых путем займов у ЦБ обычно очень мала (2-3%). Именно операции на открытом рынке (продажа ценных бумаг ЦБ) побуждают ком банки брать ссуды у ЦБ, т.к. это приводит к временной нехватке резервов у комерческих банков и наоборот.

б) Эффективное воздействие учетной ставки зависит от инициативы комерческих банков, а не от ЦБ. Если УчС понижается в то время, когда очень немногие банки стремятся получить заем в ЦБ, то такое снижение окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на банковские резервы и предложение денег.

Резервная норма используется ЦБ лишь в качестве вспомогательной меры при операциях на открытом рынке. Снижение и повышение РН может оказать существенное воздействие на банковские прибыли.

Тем не менее, некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки и резервной нормы имеет важный «информационный эффект», то есть может служить ясным и понятным способом оповещения финансистов и экономике в целом о намеченном курсе

В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

  • · политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
  • · политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).

В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в фонд обязательных резервов автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).

В задачи политики дешевых денег сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость

Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия центрального банка страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.

Во втором варианте -- при реализации политики «дорогих денег» -- мы имеем нечто противоположное. Ее цель - ограничить предложение денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.

Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.

Таким образом, денежно-кредитная политика центрального банка страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.

Вместе с тем следует признать, что потенциал воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен.

Снижение уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики, появление убыточных или малоприбыльных отраслей, бартеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение на внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.

Надо учитывать и то, что передаточный механизм воздействия денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы всегда нуждается в определенном лаге времени, что также снижает ее эффективность.

Эти и другие вопросы современной денежно-кредитной политики активно обсуждаются в современной экономической теории.

Похожие публикации