Святыни православия в стамбуле. Православный стамбул

Голубая мечеть (Султанахмет) - мечеть в центре Стамбула, самая крупная и единственная мечеть с шестью минаретами в городе. Как памятник исламской и мировой архитектуры и культуры является популярной достопримечательностью и символом Стамбула. Вместе с собором Святой Софии и другими памятниками образует великолепный архитектурный ансамбль на центральной площади города - Султанахмет.

Голубая мечеть (Султанахмет) - мечеть в центре Стамбула, самая крупная и единственная мечеть с шестью минаретами в городе. Как памятник...

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Православный Стамбул

Могущественный Константинополь, столица императоров – величайший из городов мира. Православный Стамбул – то, что сохранилось о него за века турецкого владычества. Он нем и пойдет речь в настоящей статье.


Святая София, возведенная всего лишь за период с 532 по 537 годы, стала символом православия. Сюда пришли послы от св. равноап. князя Владимира, передавшие ему восторженные слова: «не знаем – на Земле мы были или на Небе». Здесь короновались византийские императоры, и приняла святое крещение св. равноапостольная княгиня Ольга. Православный Стамбул – оплот христианства в Турции, а Святая София – его сердце.


Почти на берегу бухты Золотой Рог находится Греческая патриархия. В примыкающем к ней соборе св. вмч. Георгия паломники могут поклониться части колонны, к которой был прикован Спаситель во время бичевания, мощам свв. Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Здесь же можно помолиться у мозаичной иконы Пресвятой Богородицы, вывезенной святой царицей Еленой из Иерусалима.


Особенно близко русскому сердцу подворье Свято-Пантелеймонова монастыря в старинном районе Стамбула Каракей. От огромного корпуса, полностью принадлежащего подворью, теперь остался только храм и трапезная на самом верху многоэтажного здания. Здесь находили приют и посильную помощь тысячи людей, вынужденных покинуть Россию в 1917-1922 годах. Православная община, хотя и немногочисленная, сохраняется здесь и в наше время. Священники, прибывшие со Святого Афона, проводят регулярные богослужения. Желающие могут подать записки в Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне.


На храме на северной окраине старого города покоилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы – Влахернская. Именно здесь произошло чудо Покрова, когда в 626 году Патриарх и жители Константинополя в слезах молились перед образом Пресвятой Богородицы об избавлении от нашествия. После молитвы великую святыню – Ризу Пречистой – окунули в воды Золотого Рога. Погода была солнечная, но вдруг на горизонте появилась едва заметная и быстро приближающаяся туча. Вскоре начался яростный шторм, разметавший все вражеские корабли. Сейчас здесь выстроен новый храм, при этом сохранился древний источник, где можно набрать святой воды.


Еще один святой источник Стамбула находится в храме, который так и называется – Живоносный источник. Он был известен уже с V века. По преданию, византийский воин по имени Лев в отчаянии бродил по росшим в этой местности лесам. Его угнетали безденежье и неопределенность собственной судьбы. Здесь он встретил слепого старца, попросившего у Льва воды. Отойдя немного в сторону, обремененный тяжкими думами воин обнаружил источник с удивительно чистой и вкусной водой. Напоив старика, Лев получил откровение о том, что он не должен сетовать на судьбу, ибо скоро станет императором. Так и случилось – из простого солдата Лев с Божией помощью стал правителем Византийской империи. Множество паломников стремились посетить этот храм, в надежде на помощь Спасителя. Последовать их примеру можно и сейчас – источник существует, и вода в нем не иссякает.


Рядом с остановкой легкого метро Чемберлиташ находится один из самых древних памятников Стамбула – колонна императора св. Константина Великого. Она была возведена около 330 года и является, таким образом, ровесницей Константинополя. Первоначально на ней возвышалась золотая статуя императора, но в 1106 году в результате сильнейшего урагана статуя рухнула вниз. Затем на вершину колонны был поднят золотой крест, однако и его постигла печальная участь. В 1204 году, во время разорения Константинополя крестоносцами, драгоценный крест исчез. По преданию, под колонной были сокрыты великие святыни православного мира: топор, которым Ной изготовил Ковчег, а также несколько корзин хлебов – оставшихся после чудесного умножения хлебов Спасителем.

Накануне отмечающейся 29 мая 560 годовщины взятия турками Константинополя стамбульские власти разрешили снести русский храм в Галате, бывшее подворье афонского Ильинского скита, приютившего русских беженцев после революции. Причины - не политические, а коммерческие: перестройка района в центре города, на берегу залива Золотой Рог. Удастся ли отстоять исторический храм? Какие еще места в Городе связаны с Россией?

Ильинский храм находится на территории района Каракей, исторической Галаты. Место для инвестора великолепное -- напротив исторического центра города, с видом на Дворцовый мыс и Софию. Рядом пристань, знаменитый стамбульский трамвай в двух шагах. И при этом лабиринт переулков, старых, домов, остовов складов, заброшенных церквей разных конфессий. Недавно его решили реконструировать. Дом, в котором расположен храм попал под снос. Русское благотворительное общество (PAE, от названий трех приходов св. вмч. Пантелеимона, ап. Андрея и прор.Илии, Elias) обратилось за помощью в Константинопольскую Патриархию и в СМИ.

В Стамбуле почти 50 православных церквей, некоторые из них сразу бросаются в глаза, как массивный готический собор на площади Таксим, некоторые затеряны в извилистых переулках Влахерн. Все они окружены высокими заборами с колючей проволокой. Во дворах красные флаги с полумесяцами - знак лояльности. Зато на обратной стороне над воротами - палеологовские двуглавые орлы. Все это «два мира две системы» слегка напоминает советскую Москву 1988 года, в которой было почти столько же действующих церквей, сорок шесть.

Среди православных храмов русские, конечно, выглядят еще более экзотически, чем греческие. Есть посольская церковь свв. Константина и Елены. Внимание! Она находится не в роскошном здании российского посольства на центральной улице Истикляль, а на посольской даче в Буюк-Дере, выше по Босфору. В советское время она была осквернена - в ней устроили бойлерную. Храм был заново освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Патриархом Константинопольским Варфоломеем в июле 2009 года во время визита Предстоятеля Русской Церкви.

В самом городе русских церквей три. Все они находятся в Галате, нынешнем районе Каракей. Находятся они на верхних этажах домов, расположенных на соседних улицах. У храмов общая история.

После Русско-турецкой войны, в 1880-х гг., друг за другом открыли свои подворья в Царьграде три главных русских монастыря на Афоне - Пантелеимонов, не уступающий ему размерами Андреевский скит и Ильинский скит, основанный прп. Паисием Величковским и считавшийся по-преимуществу украинским. Они приобрели участки в Галате - эта часть города была более европеизирована, рядом находилась пристань. Все это делало удобным прием и размещение паломников, прибывавших пароходами из Одессы и других русских черноморских портов.

Вот как описывал быт паломника конца XIX века в своих путевых записках вятский священник Александр Трапицын (впоследствии архиепископ Самарский, расстрелян в 1937 г., прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских): «Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской; определенной платы за нее не назначается, а каждый платит по своим средствам»

В 1896 г. Было учреждено Братство русских обителей (келлий) на Афоне. На его средства был приобретен дом, в котором была устроена школа для детей беднейших русских жителей Константинополя. В ней ежегодно обучалось около 100 детей.

В годы Первой мировой войны все подворские храмы были закрыты, имущество частично расхищено, некоторые монахи интернированы, но вскоре после капитуляции Османской империи, в конце 1918 г., эти храмы открылись вновь.

После поражения белой армии в Стамбуле оказалось огромное число русских эмигрантов. По данным историка М. Шкаровского , в середине 1920-х гг. в Константинополе и окрестностях 27 русских храмов обслуживали свыше 100 тыс. беженцев: «Лишь шесть из них действовали до Первой мировой войны, остальные были устроены самими эмигрантами при русских учебных заведениях, военных лагерях, общежитиях, больницах и т. п. В ряде случаев общины возникли при греческих храмах, где русским священникам позволяли периодически совершать богослужения: в некоторых церквах Константинополя, в Кадикее и других пригородах, а также на Принцевых островах. К октябрю 1921 г. количество русских храмов вследствие закрытия военных лагерей и отъезда беженцев уменьшилось до 19».

В конце 1929 г. турецкие власти реквизировали все три подворья и опечатали храмы, а в 1932 году на них стала претендовать советская сторона, но в 1934 г. Вселенский Патриарх сумел вернуть русским монахам их здания и богослужения возобновились.

Самым активным приходов в 1920-30-е гг. считался Ильинский. Настоятелем там был архимандрит Серафим (Палайда). Галичанин и русский патриот, он попал в австрийскую армию во время Первой мировой войны и в первом же бою сдался в плен итальянцам, чтобы не воевать против союзников России и более того, сам вступил добровольцем в итальянскую армию. После войны он отправился в Югославию, поступил на богословский факультет и принял постриг. Его житье на приходе в Стамбуле описал архиепископ Серафим (Иванов) в своих паломнических записках: «Живет по-спартански в маленькой комнатке при храме, без самых элементарных удобств, сам себе что-то варит, но твердо стоит на своем очень важном и ответственном посту. Много раз Фанар (греческая Патриархия), требовал от архим. Серафима прекратить подчинение Архиерейскому Заграничному Синоду и перейти вместе с приходом в греческую юрисдикцию. Отец Серафим всегда твердо и решительно отклонял подобные домогательства. Ему пытались грозить церковными и административными прещениями, но он их не испугался. В конце концов о. Серафима оставили в покое и перешли на мирное сожительство».

После ухода на покой отца Серафима община продолжала существовать, однако старые прихожане умирали, и храм постепенно приходил в упадок. В 1970-е приход прекратил свое существование. Иконостас был убран, росписи погибли, однако здание все эти годы сохранялось. В мае 1992 и сам Ильинский скит на Афоне перешел грекам.

Теперь при угрозе уничтожения здания храма общины стремятся возобновить в нем богослужение, по крайней мере на празднике.

Новость о возможном уничтожении подворья Ильинского скита пришла на фоне нерадостных сообщений из Стамбула: исламисты требуют от премьер-министра Турции вновь сделать мечетью Собор Святой Софии, бывший музеем со времен Ататюрка, в Городе участились нападения на христиан, а недавно был раскрыт заговор турецких националистов-радикалов, готовивших покушение на патриарха Варфоломея.

Правда, при этом турецкие власти в марте дали разрешение российскому Императорскому православному палестинскому обществу восстановить мемориальный храм в местечке Сан-Стефано (теперь оно находится недалеко от аэропорта Ататюрк), у захоронения более 10 000 русских воинов, погибших в Русско-турецкую войну 1877-1878 г. 46 метровый храм был построен в конце XIX в. и взорван спустя три дня после вступления Турции в Первую мировую войну. Взорван демонстративно, при стечении народа, разрушение храма было зампечатлено в кинохронике.

В случае Ильинского храма речь идет не о политике, а о коммерции. Со стороны Турции. Со стороны России речь идет о внимании к своему прошлому и своим святыням.

Многоэтажные странноприимные дома были построены монахами-афонитами неподалеку друг от друга. Каждый этаж представлял собой несколько комнат для паломников с общей кухней. После революции в них обосновались беженцы из России. На одном из подворий Андреевском потомки русских эмигрантов живут до сих пор, но большинство помещений сегодня -- обычные турецкие квартиры. На Пантелеимоновском подворье даже жалуются: турки зимой выставляют трубы в окна, и дым идет на фрески

Русские подворья закрывались турецкими властями во время Первой мировой войны и частично разграблены. В Свято-Андреевском был устроен склад, а в двух других - казармы.

Залив Золотой рог в двух шагах от подворий. Удачное расположение делает их лакомым куском для застройщиков
Церкви занимают верхние этажи домов. Основное пространство храмов опоясывают галереи. В них после службы прихожане собираются на чаепитие, а на Пасху именно по ним идет крестный ход. Вдумайтесь: у кого-то над потолком квартиры идет крестный ход, свечи, каждение, «Воскресение Твое, Христе Спасе…».


Настоятель подворья Пантелеимонова монастыря и еромонах Тимофей (Мишин). Долгое время он был казначеем Афонского подворья в Москве. Его жизнь проходит в перемещении между Святой Горой и Городом. По собственным словам, он приезжает на службы, но часто возвращается в монастырь. Вместе с ним служит иеродиакон Евлогий.

Святыня храма - Владимирская икона Божией Матери. Ее подарила храму русская монахиня Митрофания из кремлевского Вознесенского монастыря. В 1879 году она останавливалась на подворье во время своего пути в Иерусалим. Икону она везла с собой - образ был благословением ее родителей, но согласилась оставить на время в храме. Через девять лет монахиня Митрофания, возвращаясь в Россию, забрала икону. Однако, вернувшись домой заболела - ее лицо стало гнить заживо. Лечение не давало результатов. Однажды на службе в Успенском соборе Крмеля к ней подошла незнакомая женщина и сказала: «Вы из Константинополя икону взяли? Верни икону на место, и ты поправишься». И действительно, как только Митрофания отправила икону в Стамбул, она стала поправляться.


Табличка со сказанием о чуде исцеления монахини Митрофании

В храме св.вмч. Пантелеимона в 1920-е гг. составился хороший хор, известный на весь русский Стамбул. Певцов собрал музыкант Борис Разумовский, а регентовал долгое время художник Перова. Он и расписал храм. К сожалению, росписи в середине 2000-х гг. были записаны. Этот образ Божией Матери был пожертвован церкви хористами

Служба в Пантелеимовом храме совершается по обычному расписанию. Литургия в 9, вечерня и утреня начинаются в 17.00. Хотя подворье афонское -- служба идет приходская, никаких бдений по 8 часов.


По воскресеньям после литургии прихожане собираются в галерее при храме, чтобы выпить чаю и обсудить новости
На подворье Андреевского скита служба проходит от случая к случаю, хотя именно этот храм самый интересный и в художественном, и в историческом отношении. Здесь жил в эмиграции митрополит Евлогий (Георгиевский). Звонница была установлена прямо в пролете лестницы


Картина с изображением Андреевского скита. Его собор считался одной из самых больших церквей на Святой Горе


Сегодня в помещениях подворья находится греческий православный культурный центр


В некоторых комнатах сохранилась старая обстановка, заметно, что они давно не ремонтировались




Ильинское подворье. Его-то и хотят снести застройщики Каракея.


Здание посольства России на Истикляль. До революции в нем на верхнем этаже тоже была церковь в честь свт. Николая. В 1923 г. здание было передано Советской России, и никольские прихожане стали ходить на Ильинское подворье. В посольской церкви служил епископ Вениамин (Федченков )


Русское граффити в Святой Софии


Живоносный источник Пресвятой Богородицы всегда привлекал русских паломников

Во дворе монастыря "Живоносный источник" сохранились могильные плиты со славянскими надписями

Во время своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал развивать паломничество в Турцию. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент журнала « » диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

Вселенский Фанар

Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.


В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чу дная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.

Живоносный Источник

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…

December 9th, 2013

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае — июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Похожие публикации